Сергей Ткачев: Что-то мы с вами, душечка, давно не обсуждали хтоничность моей сестрицы.
Натали: Знаете, Сергей, как-то не тянет. Пообщались мы тут с ней на досуге в скайпе недавно. С нами ещё Анна была. Так что, свидетель имеется…
Сергей Ткачев: Чему свидетель?
Натали: Хтоничности, вестимо.
Сергей Ткачев: Не понял. Она прям при вас её проявлять начала?..
Натали: А чего стесняться, свои люди! В удава не превращалась, не смотрите на меня так. И карточных фокусов не показывала.
Сергей Ткачев: А… что? Просто наорала, что ли? Типа «етитва рыба» и «щазз всем устрою кузькину мать»?
Натали: Да нет… особо не орала. Пока вроде и говорили на с виду отвлеченные темы, тут у меня неподалеку хлопок газовый приключился.
Сергей Ткачев: Вот поклепов не надо! Задолбали про всякие хлопки! У нас тут тоже, если припоминаете, хлопок был. Говорят, будто газовый. Вначале хотели сказать, что, наверное, это все моя сестрица… Потом сказали про какого-то мужика… Вроде бы его какое-то «шипение соседей» раздражало. Вынуждено, конечно, сказали, но сказанного не вернешь. Он нынче в психушке, вряд ли что-то вменяемое по этому «хлопку» расскажет…
Натали: Вот и тут человек в реанимацию загремел. Пока других новостей нет…
Сергей Ткачев: Да, мало ли что в жизни приключается? Зря спросил, конечно. Вы как ответите, так я сильно жалею, что спросил… Водку будете? Ну, не надо столь трагично воспринимать реальность.
Натали: Так я бы её и не воспринимала столь серьезно, если бы лично не убедилась, насколько эффективно «подслушивают» современные гаджеты.
Сергей Ткачев: Ой, не читайте за обедом сплетни в интернете, …лучше вообще их не читайте… Думаете, нас сейчас тоже подслушивают эти гады… гаджеты то есть?
Натали: Да какие сплетни! Конечно, все только нас и подслушивают! Кого им еще подслушивать, кроме нас? Я тут на работе немного поболтала с коллегой метра за 2-3 от телефона. Молодой человек поделился рецептиком кальвадоса…
Сергей Ткачев: О! Какие у вас замечательные коллеги. Мне, правда, рецепт без надобности, мне лучше сразу парочку-другую бутылочек… готовыми!
Натали: В другой раз… как-нибудь. Пейте свою водку, которую принесли, и мне плеснуть не забудьте. Я теперь некоторое время воздержусь от того самого кальвадоса.
Сергей Ткачев: С чего бы? …Вот вам рюмашка. Не переживайте так. И грибочков мне положите… вот, совсем другой натюрморт!
Натали: А с того, что не успела после разговора с коллегой залезть в Яндекс, как меня засыпало рекламой этого самого кальвадоса… Вот гады!
Сергей Ткачев: А-а-а… Так это программка сработала… Это как Алиса в стране чудес, которая теперь в Яндексе живет и каждое слово ловит.
Натали: Точнее, целый комплекс… вместе с кроликами, мышками-сонями и прочими. Но, не важно… Рекламку бы я пережила, эту самую… контекстную… Но проблема в другом…
Сергей Ткачев: Не мучайте меня, не тяните, говорите, как есть…
Натали: Слушала я тут относительно свежего Переслегина…
Сергей Ткачев: Знаете… а вот этого я от вас не ожидал. Вы слушаете другого мужчину?! А как же я, малыш? Я же лучше собаки (зачеркнуто) …щенка (зачеркнуто) …этого вашего картавого Переслегина… Я картавлю выразительнее…
Натали: Вот только не надо этого приступа ревности! Не люблю! …И, опять же, нисколько не сомневаясь в вашем превосходстве, должна же я лишний раз убедиться, что умнее вас никого нет!
Сергей Ткачев: Не-е… ик… ну, нельзя же так внаглую использовать чисто мужскую отмазку. Это не по гендеру вам…
Натали: Что?! Вы тут случаем в сексизм не впадаете?…
Сергей Ткачев: Нет-нет, что вы, душечка… Я уже и на Переслегина согласен. Главное, чтоб не Платошкина! Чтобы в дебилизм не впасть! Вот такое точно не переживу… Так и быть, признавайтесь, что у вас с этим Переслегиным было?
Натали: Сергей, как вы могли… так обо мне… Я вам верна …поневоле…
Сергей Ткачев: Упс!
Натали: Поскольку все остальные мужики меня нещадно обворовывают…
Сергей Ткачев: Кто!? Когда?! Как посмели?!…
Натали: Ну, помните того, который все конструировал образ Леси Рябцевой, и потырил мою фирменную выстраданную фишечку про визуализм?
Сергей Ткачев: Да, да… Было нечто. Какая-то полуголая белобрысая девица. Фигура ничего, но вот мордаха… безликая на мой вкус. И взгляд… как у рептилоида. Лично я в интернете полюбил про рептилоидов новости читать. Много их нынче развелось! Да, маслице кстати, люблю я шпротинку положить на хлебушек с маслицем… да водкой его запить!
Натали: Вот-вот… вам бы только в этой жизни покуражиться. Пользуетесь, что сестрица у вас хтоническая… А мне вот пришлось доказывать, что «визуализм» — это то, что этой безликой девице присуще …в самую последнюю очередь. И «доказать» его она не в состоянии, поскольку ее бойфренд страшнее атомной войны. А вот моё кредо — «Красивые мужчины — моя слабость». И его я развешиваю в фейсбучной ленте регулярно…
Сергей Ткачев: Таки позвольте спросить, мне уже можно обижаться?
Натали: На что?
Сергей Ткачев: Ничего, что я тут рядом сижу и пью водку в вашем обществе?
Натали: Не надо грязи! Вы не мой бойфренд. И меня пьяную сдаете мужу с рук на руки… И мой визуализм не мешает мне оценить красоту и мощь вашего интеллекта.
Сергей Ткачев: Ой, не подлизывайтесь. Обворованной женщине к месту тут анекдот рассказать… лексический! Все же у нас тут «Литературное обозрение», все культурненько должно быть, лексически, так сказать. Салфеточку мне не дадите? Ряшку вытереть? Так вот, поспорили однажды русский и итальянец о происхождении некоторых русских слов…
Натали: А в какой связи, простите?
Сергей Ткачев: А вот прямо в непосредственной! Итальянец доказывал, что русское слово «стибрить» имеет непосредственное итальянское происхождение. Мол, приехал на Тибр один купец из Московии на своем корабле с товаром… А пока посещал всякие термы-колизеи, кораблик-то и пропал! Он туда-сюда, поинтересовался, короче. А ему и ответили тогда, что корабль на Тибре оставлять нельзя, непременно стибрят.
Натали: Как интересно! Даже и не подумаешь иногда, что выражаешься чисто на итальянском. Это все?
Сергей Ткачев: Нет, там продолжение еще есть… тоже чисто итальянское! Поскольку русский решил поинтересоваться, чего тогда у них в Пизе пропало, раз у нас есть по этому поводу аналогичное итальянское выражение.
Натали: Ну, вы прямо так и скажете! И прямо за столом! Мне тоже салфетку подайте, а то после ваших анекдотов…
Сергей Ткачев: Лепите дальше про вашего Переслегина. А то, …отвлеклись. Что он-то у вас покрал? Чтоб лишний раз не выражаться по-итальянски.
Натали: Да, ничего особенного. Просто, мои воспоминания о советской школе. Преподавали нам географию весьма качественно. И про принципы организации хозяйственных зон, в том числе. А ещё меня потянуло похвастаться о своих успехах в учебе, благо, это была заслуга грамотной методической работы наших педагогов. Они уделяли основное время постановке навыков, да и теоретические знания буквально «вколачивали» на самих занятиях. …И во время этих воспоминаний телефончик рядом лежал… А потом смотрю относительно свежий ролик Переслегина, а он там распинается про то, что в школе неплохо учился и про то, как много усвоил на уроках географии о хозяйственных зонах. Смешно…
Сергей Ткачев: Мда-а-а-а, …уж и собственных воспоминаний на свою жизнь не хватает… Даже такую житейскую мелочь готовы прикарманить… Это ж надо …быть таким …бе-бе-бе-е-е-едным…
Натали: Неважно! Он не может уже избежать материалов, опубликованных на ресурсах Технаря и судорожно слюнями вклеивает их в свою концепцию, основанную на категории проектности. Мол есть «красный проект», есть ещё какой-то… Не принципиально. Меня заинтересовало другое его заявление, невольно адресующее к идеям Джордано Бруно.
Сергей Ткачев: Неожиданно!
Натали: Скорее, это маркер уже. Пытаясь трактовать в своем ключе мировую ситуацию конца 60-х, объясняя почему свернули нашу лунную программу, Переслегин диагностировал «разочарование». Мол постигло космическую отрасль это самое разочарование. И не столько отрасль, сколько общество. Не нашлось, не обнаружилось других миров, обещанных Джордано Бруно. Делать в том космосе оказалось нечего.
Сергей Ткачев: Вот заливает! А сам Космос — это выселки, не новый мир? Да меня вообще не впечатлили эти мужичонки, для которых и Вселенная — не мир, а какой-то предбанник… непонятно чего. Сразу видно, что господин Переслегин трактует ситуацию с позиций «города-государства», для которого окружающая среда лишь область грабежа. И все другие миры нужны лишь для этого самого грабежа. А коли пограбить некого, то и делать там нечего.
Натали: Да, да. Это только государству второго типа свойственно развиваться за счет освоения собственных и новых пространств, организуя на них достойную жизнь для всех. Поэтому такому государству Космос нужен. Чего бы там не жить? Это же новый толчок к развитию цивилизации.
Сергей Ткачев: Ну, вы там особо-то не завирайтесь. Должны и сами знать, что каждый новый скачок в цивилизационном развитии был обусловлен освоением нового источника энергии.
Натали: Точно. Любимая концепция у физиков. Обожают они про энергию порассуждать. Говорят, что некоторые даже абсолютизируют эту категорию и даже придают ей метафизический смысл.
Сергей Ткачев: Ой, да таким не столько физики занимаются, сколько всякие ценители магии и эзотерики. Вам моя сестрица не подсовывала ролики с …одним таким…
Натали: Я думаю, таких сейчас развелось много. Но, да, послушала я тут по её наводке …специалиста. Изучил все человек и даже систематизировал. Практически все значимые виды колдовства, магии, шаманства и эзотерики. Даже какие-то основополагающие характеристики привел. Послушать прикольно. Только вот, если говорить об энергии… получается еще прикольнее. А именно чужая энергия является целью всяческих практик. Именно её стараются получить путем различных манипуляций. Так вот, получают её …сравнительно мало и очень немногие. Да и годна она лишь на воздействие одного или весьма ограниченного круга лиц. Короче, для местного употребления.
Сергей Ткачев: И правда. Если мощи ЕЭС хватает на электрификацию всей страны, а следовательно для достойного качества жизни в сложных климатических условиях нашей страны, а также работы промышленности, то один шаман с большим надрывом может совершить лишь некое локальное воздействие. Да, человек старается, но зачастую больного проще вылечить в больнице, а шаман нужен уж в совсем безвыходной ситуации, когда нет возможности добраться до нормальной медицины.
Натали: Ну да, что-то в этом духе, если приблизительно… Правда, какой-нибудь маг может воздействовать на какую-либо ключевую фигуру в критической ситуации…
Сергей Ткачев: Но, тогда должны работать нравственные императивы…
Натали: А вот в случае их отсутствия?
Сергей Ткачев: Получаем весьма негативную, а точнее, паразитическую сетевую структуру, разрушающую иерархическую систему государства…
Натали: Можно посмотреть, как это работает. На примере новых сказочек для детишек со взрослым умом…
Сергей Ткачев: Чувствую, вы хотите перейти к недавнему вебинару моей сестрицы.
Натали: Вестимо. Вот тут и материальчик подобрала, благо его много в сети.
Трилогия «Темные начала» Филипа Пулмана
«Золотой компас». Фильм вышел в 2007 году и в актерский состав вошли Дэниэл Крейг (Лорд Азриел), Николь Кидман (Мариса Колтер) и Ева Грин (Серафина Пеккала). Фильмснят по трилогии «Темные начала» Филипа Пулмана. Трилогия занимает 3-е место в списке 200 лучших книг по версии BBC.
Краткое описание сюжета первой части: главная героиня — Лира живёт в параллельной вселенной, чем-то похожей на нашу, в Оксфорде, в колледже Иордан, и вместе с другими детьми с утра до ночи пропадает на улочках Оксфорда. Лира сирота, её опекуном является полярный исследователь и её дядя лорд Азриэл.
Однажды появляются слухи о Жрецах, тайной организации, которая похищает детей. Пропадает и лучший друг Лиры — Роджер. Поиски друга заводят девочку очень далеко. Сначала она попадает под власть некой миссис Колтер, красивой, властной и жестокой женщины. Ей удается бежать с помощью табора цыган, которые едут на север, чтобы освободить похищенных детей.
По дороге она знакомится с ведьмой Серафиной Пеккала, бронированным медведем Йореком Бирнисоном, аэронавтом Ли Скорсби. С помощью новых друзей и алетиометра (артефакта, который дает ответы на любые вопросы, если уметь их понять) Лира узнает тайну Жрецов, находит Роджера и освобождает других детей.
В целом мир немножко стимпанковский, так как электричество у них популярностью не пользуется, но главное отличие мира Лиры от нашего — дЕймоны.
Деймон — это душа человека, которая физически воплощена в форме говорящих животных или птиц. Деймоны детей могут менять внешний облик, в зависимости от необходимости или настроения, так например во время потасовки деймон может стать хищником типа куницы, а если настроение любопытное и нужно подглядеть что-то, может принять облик птицы или насекомого.
У взрослых деймоны облик менять не могут и отражают внешним видом характер или основную черту своего человека (деймоны слуг чаще всего имеют вид собаки, к примеру). Человеку трогать руками чужого деймона строжайшее табу, но сами деймоны могут друг друга трогать любым образом и даже причинять боль. Если деймону причинить боль — человек ее так же ощутит.
Также у деймона есть ограничение на отдаление от своего человека, отойти друг от друга больше чем на несколько метров невозможно без причинения самим себе страданий и душевных мук (ведь деймон — это душа). Исключение составляют ведьмы. Они намеренно проходят через это, чтобы иметь возможность отдаляться друг от друга на любое расстояние без потери связи, это своеобразный обряд инициации девочек-ведьм (мужчин-ведьм нет).
Также в этом мире деймон обычно противоположного пола. Исключения бывают, но очень редко и кстати у цыган (в том мире цыгане не клянчат бабло, а скорее похожи на американских индейцев, торгуют, курят, плавают на каяках, прикольно в общем то живут).
Деймонам в книге уделяется очень большое внимание, но иносказательно, то есть большое внимание уделяется душе человека, ее способностям, возможностям, уязвимостям и так далее.
Вообще прослеживается теория тройственности «человек-душа-дух»). Душа живет рядом с человеком, дышит, разговаривает, является лучшим другом, важнейшим персонажем в жизни. Дух же — отпечаток человека, который, после смерти, в одиночку (без деймона) отправляется в мир мертвых. (Кстати спойлер: вместе с деймоном, рядом с человеком незаметно живет и его смерть))))
Теперь о первопричине всех этих событий, и тайной сути, той самой идее которая впечатлила меня в детстве. В Мире Лиры это называют Пылью. Пыль — это элементарные частицы сознания. О ней известно во многих мирах, она — та самая сила мысли, которая сделала из обезьяны человека, которая создала таких существ как Ангелы, она двигает стрелки алетиометра, она первопричина всего разумного во всех мирах и знает ответы на все вопросы.
Церковь в мире Лиры считает ее грехом, так как именно по причине Пыли дети становятся взрослыми, а деймоны принимают окончательный вид, она дает детям разум взрослых, заставляет их думать своей головой и идти против всеобъемлющей власти Церкви.
Тогда теологи задумываются, как оставить детей «невинными» и приходят к странному умозаключению: Пыль проходит через деймона в человека, и если отделить деймона от ребенка, он навсегда останется чистым.
Экспериментальная станция по «разделению» похищает беспризорных детей, детей цыган, никому не интересных воришек, стараясь действовать максимально незаметно для общества. В дальнейшем их привозят на станцию, проводят всевозможные измерения, и проводят операцию по отделению тела от души (!!!). Важную роль играет возраст ребенка, то есть пациенты должны быть в предпубертатном периоде жизни (т.е. до полового созревания, 10-12 лет).
Мы все знаем чем отличается мышление ребенка от мышления взрослого, это развитая фантазия, мечты о пони и радуге, охотное и бессовестное сочинение сказок о том, кто съел все конфеты из шкафа, непоколебимая вера в чудеса, волшебство и тд., и совершенное непонимание того, что такое влечение к объекту противоположного пола.
Да, дети безусловно умеют любить (маму, папу, кота и прочих тварей, даже мальчика из соседнего подъезда, который когда его чмокают в щечку корчит рожу и, рыдая, бежит вытирать слюни со своей многострадальной мордахи), но нет сексуального подтекста всех этих действий. Детям можно объяснить в красках как нужно заводить детей, но кроме отвращения или недоумения это ничего не вызовет, и появление «из животика» их вполне устраивает. То есть тайна плотской любви им не известна, и именно это, в понимании местной, Церкви считается чистотой.
Сергей Ткачев: Кстати, слышали, что с моей хтонической сестрицей приключилось после ваших с ней бесед по душам на «Папочке»? Чуть, знаете ли, ей ее деймона не оттяпали! Как известно, у нее любимый деймон — белоснежная хаски Ирма, ее-то и решено было… отравить!
Натали: Да, я уже в курсе, читала о вашем подвиге!
Сергей Ткачев: Вполне возможно, что это небольшой подвиг — примчаться с другого конца города и тащить на себе не самую мелкую хаски… Короче, это был подвиг! И я его совершил!
Брат тащил Ирму на руках на капельницу, обратно шли своим ходом. В парке Кирова догхантеры! В центре нашего города говнюков поймали мать и дочь, рассыпавших отраву. Шухер подняла наша бродяжка Кира, вроде с Ирмулей вовремя успели.
Натали: Вы полагаете, это ее деймон? Мне кажется, что ее деймон — маленький перс Костик, излом и вывих. А вы потому и примчались, что Ирма на самом деле ваш деймон. Тут же написано, что с деймонами должны быть какие-то половые отличия.
Сергей Ткачев: Блин, еще бы со всякими уродами иметь половые различия… Хотя бы с теми, кто отраву рассыпает…
Натали: Но, согласитесь, идея-то хорошая! Задолбаешься описывать, что за образ такой… полу художественный… какой там человек внутри…
Сергей Ткачев: Типа у него просто снаружи зверушка говорящая? Тогда этот Пулман не писатель, а банда художников-мультипликаторов, которые компьютерные игры разрабатывают. Большие деньги зашибают.
Натали: А что вы так возражаете? Лишнего тяпнули или Пулмана лично знаете? Не надоело ли вам верить на слово про всяких пулманов? Вот я сестру вашу лично знаю, так она прекрасно может описывать внутренний мир человека без всяких наружных зверушек.
Сергей Ткачев: Да у нее и зверушки… сплошь все сложные личности, со своей внутренней жизнью. Когда немного отлегло с Ирмой, я там девчонкам-ветеринарам рассказал анекдот такой. Приходит, значит, ветеринар на прием к терапевту, а тот его спрашивает: «Ну, что случилось?» А ветеринар даже вздохнул: «Как у вас все просто!»
Натали: И у Пулмана тоже все просто… та самая простота, которая хуже воровства. Зверьки у детей типа меняться могут, поскольку сами детские образы до жути амбивалентны. Развивается не герой, а зверушка! И все как у терапевта! Села эта зверушка на булки ровно, да поведала, чего на данном этапе внутри героя делается.
Вот что о замысле трилогии говорит сам Пулман:
«В основе трилогии лежит миф о сотворении и восстании, развитии и сопротивлении. Я не писал об этом прямым текстом, но мне было важно раскрыть именно эту тему. Это вечная борьба: с одной стороны, контроль, за которым стоит многовековая история, сила и власть (вспомним инквизицию, травлю еретиков, сожжение ведьм, весь этот кошмар, который религиозные фанатики готовы осуществлять там, где это возможно, и сегодня) — с другой стороны, те, кто сражаются с этим контролем, искатели свободы, идеологи Небесной Республики. Это борьба: Царство Божие против Небесной Республики.»
Сергей Ткачев: Твою ж мать! И вот такое детям суют… когда про этого Пулмана ничего доподлинно неизвестно… Кто писал — не знаю, а я, дурак, читаю… И тут вообще… оскоромиться недолго.
Натали: Да уж не только вы почувствовали такое… легкое душевное волнение по поводу явного наезда на традиционные нравственные ценности. А вот «знающие контексты» и вовсе ощутили…неприятие.
Евангелие от Люцифера. О трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала»
В 2007 году на Рождество Христово в прокат вышел подчеркнуто антихристианский фильм «Золотой компас», снятый по первому роману фантастической трилогии Филиппа Пулмана «Тёмные начала» (англ. «His Dark Materials»).
В 2007 году на экраны кинотеатров всего мира вышел фильм «Золотой компас». Эффектно сделанные рекламные плакаты, участие звездных актеров первого эшелона, потрясающие для того времени видеоэффекты – все это должно было привлечь к фильму внимание публики. Тем не менее, кассовые сборы фильма оказались на грани провальных, так что продолжение его (хотя он обрывается на полуслове) решено было не снимать.
Действительно, фильм производил странное впечатление: красиво сняты виды, великолепная компьютерная графика – и вместе с тем совершенно невнятный сюжет, обилие героев, которые попадают в кадр, представляются и больше не появляются в фильме, упоминание неких реалий, которые затем никак не реализуются… В общем, шедевра не получилось. Единственно, что запоминается, пожалуй, – это карикатурно злобные церковники, строящие жуткие человекоубийственные козни, но непонятно почему и для чего.
Римско-католическая церковь протестовала против выхода этого фильма, но, если не знать контекста, причина протеста не вполне ясна: мало ли антиклерикальных фильмов, тем более что здесь Церковь, хоть и вполне узнаваемая, называется другим словом, а священники вместо крестов носят на груди какой-то замысловатый символ.
В 2002 году в интервью Филипп Пулман заявил: «Я из партии дьявола и это знаю»
Ситуация проясняется, когда узнаёшь, что фильм стал экранизацией первой части трилогии английского писателя Филиппа Пулмана, опубликованной под названием «Его темные материи» («His Dark Materials» – в русском переводе «Темные начала»). Пулман позиционирует себя воинствующим атеистом, но не только. В 2002 году в интервью газете «The Daily Telegraph» он заявил следующее: «Блейк называл Мильтона настоящим поэтом и из партии дьявола, хотя тот и не знал об этом. Я из партии дьявола и это знаю».
Пулман подчеркивает, что написал свою трилогию как антитезу «Хроникам Нарнии» (он назвал свое творение «Анти-Нарнией), созданным христианским английским писателем Клайвом Льюисом. «Хроники Нарнии» – это фэнтезийная сага из семи детских книг о приключениях группы детей в вымышленной стране. Остросюжетные, с массой приключений книги Льюиса написаны в жанре христианской аллегории, которая через понятные детям и подросткам образы раскрывает им многие глубокие христианские истины.
…
что говорит о «Хрониках Нарнии» тот, кто сам относит себя к «партии дьявола»: «Меня тошнит от книг «Нарнии». Я глубокой и страстной ненавистью ненавижу эти книги, представляющие детство как золотой век, свободный от сексуальности и взросления». Пулман считает серию книг о Нарнии религиозной пропагандой и называет это творение Льюиса «одной из самых уродливых и ядовитых вещей из всего, что я когда-либо читал».
Обозреватель «The Daily Telegraph» Питер Хитченс подтверждает, что Пулман усиленно занимается антихристианской деятельностью, цитируя его интервью, где писатель говорит: «Я пытаюсь подорвать основы христианской веры». Журналист вслед за Пулманом рассматривает «Тёмные начала» как прямое опровержение «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса.«Пулман не верит в Бога, по крайней мере, он заявил об этом бесчисленное количество раз. Он также яростно выступает против организованной религии – в его «Темных материях». Церковь и духовенство изображены как злонамеренные, детоубийственные репрессивные силы. Трилогия отчасти задумана как парафраз «Потерянного рая» Мильтона: двое подростков – Лайра и Уилл, – которым выпала задача спасти мир, участвуют в войне на небесах. Только на этот раз все стороны перевернуты. Лайра и Уилл переворачивают установленный порядок. Их миры искуплены, и Бог, Который оказывается бессильным древним маразматиком, существующим за счет поддерживающих Его жизнь механизмов, рассыпается в пыль».
Сергей Ткачев: Ну, вы же сами понимаете, что сочинить все это… да еще и в противовес «Хроникам Нарнии» на ровном месте невозможно! Человек явно в курсе всей подоплеки происходящего… которые вы здесь с моей хтонической сестрицей разбирали.
Натали: Да я осознаю, что все и написано на почве сатанинской педофилии, но не совсем понимаю, чем им при этом сказка про Нарнию помешала?
Сергей Ткачев: Ну, в Нарнии дети вообще-то держатся вместе, семьей. Папу с войны ждут, мама у них хорошая. С их приходом в Нарнию возвращается Рождество… И они борются со злом под руководством доброго волшебного Льва…
Натали: А здесь получается, они вообще против бога воюют…
Сергей Ткачев: Здесь вроде и зверушки есть, но какие-то… причеловеченные. Это ведь не говорящие звери Нарнии, которые сама природа, а отражение человека в звероподобном обличье. Редкая гадость, короче. Гаджет!
Главная героиня трилогии – 12-летняя девочка Лайра (в русском переводе – Лира) – живет в параллельном мире, очень похожем на наш, но с рядом отличий. В нем есть и ее родной университетский город Оксфорд, который тоже находится в Англии. Страны параллельного мира более или менее соответствуют нашим, но, опять же, не совсем: Норвегия называется Свалбард, Россия – Московия (кроме того, есть некая Тартария, расположенная, очевидно, в северной Сибири); непонятно, существуют ли там США, но республика Техас имеется… Развитие науки и техники Лайриного мира примерно соотносится с нашим началом XX века. Но зато там имеются говорящие северные медведи, умеющие ковать себе непробиваемую броню из метеоритного железа, целые кланы ведьм, живущие по системе матриархата и летающие на сосновых ветках, какие-то скальные нетопыри и многие другие диковинные создания.
Есть там церковь, называемая Магистериумом, которая проводит богослужения в зданиях ораторий. Церковь – нечто среднее между римо-католичеством и кальвинизмом (в самом начале романа говорится, что в XVI веке папа Римский Жан Кальвин перенес папство в Женеву, а после его смерти его и вовсе упразднили), она управляется коллегиально и жестко контролирует весь мир при помощи целого ряда дублирующих друг друга инквизиционных органов, шпионящих за всеми и беспощадно уничтожающих всякое вольномыслие и свободолюбие. Эта церковь едина во всем мире. Никаких других мировых религий не замечается.
Зато на северных и южных окраинах существуют шаманизм и колдовство, но как раз в них содержится истина, и к тому же они дают инициированным адептам сверхъестественные способности.
Но главное, Лайрин мир отличается от нашего тем, что часть души каждого человека, называемая в романе daemon (в русском переводе «даймон», но по-английски это слово произносится точно так же, как demon, то есть демон), существует отдельно от него в материальном виде того или иного говорящего животного, которое все время сопровождает человека. В ходе романа один из героев упоминает христианскую антропологию о трехсоставном существе человека (тело, душа и дух), но переиначивает ее на тело, душу (или призрак) и демона.
Живущая в начале романа сироткой Лайра – незаконная дочь героической личности, заслуженного полярника лорда Азриеля, который прижил ее с замужней дамой – миссис Коултер, после чего убил ее супруга. Отметим, что все имена – говорящие. Лайра (Lyra) произносится почти так же, как liar – лжец. Главная героиня (и один из двух самых светлых образов в романе) действительно записная лгунья, как ее характеризует автор и как она сама с гордостью говорит о себе. Азриель – слегка переиначенный Israel (Израиль) – профессиональный диссидент, бунтарь и богоборец. Он – воинствующий антитеист, открывший для себя «правду» о Боге и церкви. Он знает, что Бог – не всемогущий и является на самом деле жестоким диктатором. Азриель объявляет ему войну и ставит себе целью убить его.
Церковь управляется беспринципными властолюбцами, удерживающими власть при помощи тотального сыска, террора и сокрытия правды о Боге и мире.
Правда, сам Азриель – не лучше своих врагов. Чтобы прорубить окно в иные миры, откуда он планирует начать свою войну, он должен принести в жертву невинного ребенка, что и делает без зазрения совести.
Его бывшая любовница, а ныне тайная служительница церкви всесильная женщина-вамп миссис Коултер (англ. сoulter – резак), исполняя задание своего начальства, строит на крайнем севере станцию по отсечению детей от их демонов, от чего они либо погибают, либо превращаются в зомби.
Кстати, образ роковой красавицы Марисы Коултер вторичен: он списан с Миледи из «Трех мушкетеров». Миледи – шпион кардинала, и Коултер – шпион церкви, обе околдовывают и подчиняют своей воле любого человека, и обе оставляют за собой горы трупов из своих использованных и списанных за ненадобностью бывших любовников и воздыхателей.
Сбежавшая от обольстительной, но жестокой матери Лайра сдруживается с морским народом «цыгантов» и отправляется на крайний север, где переживает захватывающие приключения, выручает из трудных обстоятельств короля говорящих медведей и привлекает к себе в союзники клан ведьм. Интересно, что ведьмы исповедуют идеологию вполне современных нам адепток неоязыческого оккультного феминистского движения «Викка».
Во втором томе юная героиня попадает в Оксфорд нашего мира, где знакомится с мальчиком по имени Уилл и с молодой ученой-физиком доктором Мэри Мэлоун. Ученая оказывается бывшей католической монахиней, несколько лет назад утратившей веру.
Уилл Парри (имя можно перевести как воля, сила воли, а фамилию – как парировать) – практически сирота, так как мама его болеет тяжелой формой параноидной шизофрении, а папа, полярный исследователь, пропал, когда его первенец только родился. Впоследствии папа найдется в мире Лайры, где тартары без наркоза просверлили ему в черепе несколько дырок и он стал шаманом: может повелевать ветрами и тучами и командовать птицами.
Теперь Лайра продолжает свое странствие по разным вселенным вместе с Уиллом, который становится счастливым обладателем сверхострого ножа, без усилий режущего все на свете, а заодно прорезающего окна между мирами.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Загадки нашего времени. Часть I
- Загадки нашего времени. Часть II
- Загадки нашего времени. Часть III
- Загадки нашего времени. Часть IV
- Загадки нашего времени. Часть V
- Загадки нашего времени. Часть VI
- Загадки нашего времени. Часть VII
- Загадки нашего времени. Часть VIII
- Загадки нашего времени. Часть IХ
- Загадки нашего времени. Часть Х