Предлагаю посмотреть фильмы по произведениям Юлиана Семенова. Он был глубоко погружен в тему нацистов в послевоенном мире. Посмотрим насколько показательно трансформировалось его представление о данной теме. Прям, «колебался вместе с линией партии», точнее КГБ.
Скромная выборка по теме из Википедии. Можно, конечно, иронизировать над качеством материала данного источника. Но уж какие-то хрестоматийные вещи можно извлечь и оттуда. Без снобизма…
Юлиа́н Семёнович Семёнов (настоящая фамилия Ля́ндрес; 8 октября 1931, Москва, РСФСР, СССР — 15 сентября 1993, Москва, Россия) — русский советский писатель, сценарист, публицист, журналист, поэт[4]. Основатель журнала «Детектив и политика» и газеты «Совершенно секретно» (1989)[5], для которой придумал название[6]. Один из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982).
С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене».
В 1962—1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва».
В 1960—1970 годах много работал за рубежом корреспондентом вышеупомянутых изданий (Франция, Испания, Германия, Куба, Япония, США, Латинская Америка). По свидетельству собкора Гостелерадио СССР Валентина Запевалова, в конце 1970-х — начале 80-х годов Семёнов несколько лет проработал в столице Германии Бонне собственным корреспондентом «Литературной газеты»[9].
Во время журналистской деятельности был в тайге с охотниками на тигров, на полярной станции, на строительстве БАМа, на вскрытии алмазной трубки, в Афганистане, Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае[10].
Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем».
Семёнов был одним из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике. В 1974 году, в Мадриде, взял интервью у нацистского преступника и любимца Гитлера Отто Скорцени, который до этого категорически отказывался встречаться с журналистами, а работая корреспондентом «Литературной газеты» в Германии взял интервью у бывшего рейхсминистра Альберта Шпеера и одного из руководителей СС Карла Вольфа.[источник не указан 1442 дня] Беседы с ними, а также история поисков Янтарной комнаты и других культурных ценностей, перемещённых из СССР за границу во время Второй мировой войны, были опубликованы Семёновым в 1983 г. в документальной повести «Лицом к лицу».
«Жизнь и смерть Фердинанда Люса» — советский четырёхсерийный широкоэкранный художественный фильм, политический детектив о борьбе с неофашизмом. Экранизация романа Юлиана Семёнова «Бомба для председателя».
«Бо́мба для председа́теля» — роман из цикла о работе советского разведчика Штирлица, он же Максим Максимович Исаев. Написан в 1970 году Юлианом Семёновым. Книга является последней по хронологии действия книгой о Штирлице, хотя написана раньше большинства других. В книге рассказывается о работе Исаева в Западном Берлине, где ему противостоят мощные монополистические концерны.
Роман начинается с убийства неизвестного в Западном Берлине, в нескольких кварталах от Чек-Пойнт-Чарли. Убитый оказывается болгарином Павлом Кочевым — аспирантом московского профессора истории Максима Максимовича Исаева. В официальных газетах о его исчезновении пишут, что он «выбрал свободу», эмигрировав на запад. Исаев не верит в это и выезжает в Западный Берлин, чтобы во всём разобраться. Там ему приходится столкнуться со своими бывшими коллегами из РСХА — Айсманом и Холтоффом.
Конец 1960-х годов. Западногерманский концерн Фридриха Дорнброка ведёт секретные переговоры о производстве атомного оружия с фирмой господина Лима из Гонконга. Сын и наследник главы концерна Ганс, пребывая в горе по поводу смертельной болезни своей любимой, японки Исии (лейкемия как последствие атомной бомбардировки Хиросимы), желая сорвать эту чудовищную сделку, прерывает переговоры и возвращается домой с намерением предать гласности деятельность отца. Он передаёт разоблачающие документы болгарскому журналисту Павлу Кочеву и пытается рассказать о сделке левому режиссёру Люсу.
Однако воротилы концерна — Бауэр, Хаксман, Вальтер и другие с ведома босса организуют убийство Дорнброка-младшего, задерживают Кочева и сваливают убийство на Люса. Профессор из СССР Владимиров (в прошлом известный как Штирлиц), не веря в растиражированную СМИ версию о том, что болгарин «выбрал свободу» и добровольно остался на Западе, лично прибывает в Западный Берлин, чтобы выручить своего ученика. При помощи журналиста Кроне он разоблачает фальшивку, состряпанную редактором Ленцем.
Параллельно с этим левый режиссёр Фердинанд Люс, при поддержке принципиального прокурора Берга (прототип прокурор Фриц Бауэр), ведёт самостоятельное расследование гибели своего друга Ганса Дорнброка.
Фриц Ба́уэр (нем. Fritz Bauer; 16 июля 1903, Штутгарт — 1 июля 1968, Франкфурт-на-Майне) — немецкий судья и прокурор, сыгравший решающую роль в проведении «Освенцимских процессов» (de:Auschwitzprozesse) во Франкфурте.
Родился в еврейской семье. Учился в детстве в Гимназии Эберхарда Людвига (de:Eberhard-Ludwigs-Gymnasium) в Штутгарте, после чего изучал экономику и право в Гейдельбергском, Мюнхенском и Тюбингенском университетах.
Защитив докторскую диссертацию под руководством Карла Гайлера, который после войны стал премьер-министром земли Гессен, Бауэр в 1930 году был назначен судебным асессором при суде нижней инстанции г. Штутгарта. В то время он был одним из самых молодых судебных чиновников Германии в такой должности.
Уже с молодости Бауэр играл активную роль в политике. Он был одним из сооснователей Республиканского союза судей (de:Republikanischer Richterbund) в Вюртемберге. В 1920 году он вступил в СДПГ, а в 1930 году стал председателем Штутгартской окружной группы Рейхсбаннера. В мае 1933 года был схвачен гестапо по обвинению в планировании всеобщей забастовки в знак протеста против захвата власти нацистами, провёл 8 месяцев в концлагере de:KZ Heuberg. Был уволен с государственной службы.
В 1936 году эмигрировал в Данию. Жил там во время оккупации. С 1943 года был женат на Анне Петерсен, которая в замужестве приняла фамилию мужа.
В октябре 1943 года, когда оккупационные власти решили покончить с относительно мягкой политикой в отношении датских евреев и начали их депортацию в Терезин, бежал при помощи датских друзей в Швецию, где вместе с Вилли Брандтом и рядом других социал-демократических активистов основал газету «Социалистическая трибуна» (Sozialistische Tribüne).
В 1949 году Бауэр вернулся в Германию, где был назначен на пост директора (de:Landgerichtsdirektor) Земельного суда Брауншвейга, а в 1950 году — генеральным прокурором Верховного земельного суда в городе. В 1956 году по инициативе земельного премьер-министра Г. А. Цинна назначен на должность генерального прокурора Гессена с местонахождением во Франкфурте и занимал эту должность до своей смерти в 1968 году.
Одним из его первых дел в должности генерального прокурора в Брауншвейге, которое принесло ему известность далеко за пределами ФРГ, стало дело Ремера 1952 года (de:Remer-Prozess), в ходе которого участники заговора 20 июля были реабилитированы, а их действия, направленные на убийство Гитлера, были признаны законными. Суд согласился с формулировкой, которую Бауэр предложил в обвинительном заключении, что нацистское государство было «не правовым государством, а неправовым государством (de:Unrechtsstaat)»[1].
В 1959 г. Бауэр добился того, что Верховный суд ФРГ передал земельному суду во Франкфурте право «расследовать и принять решение» по уголовному делу по обвинению освенцимских палачей. По указанию Бауэра прокуратура Франкфурта провела расследование по обвинению эсэсовцев, работавших в лагере Освенцим. Первый Освенцимский процесс, дело по обвинению Мулька и др., открылся в декабре 1963 г. в земельном суде.
Глава израильских спецслужб Иссер Харель утверждал, что именно Фриц Бауэр тайно передал в 1960 году израильской спецслужбе Моссад сведения о месте проживания Адольфа Эйхмана в Аргентине, которые он получил от проживавшего там бывшего заключённого концлагеря Лотара Германа (de:Lothar Hermann). Бауэр не доверял немецкой юстиции и полиции, так как опасался, что Эйхмана могут предупредить лица, сочувствующие нацизму, и обратился непосредственно к израильским коллегам. Возможно, что его информация сыграла решающую роль в похищении Эйхмана. Известно, что ЦРУ и БНД с 1958 года знали о местонахождении Эйхмана и об имени, под которым он скрывался[2].
Среди юристов послевоенной Германии Бауэр постоянно сталкивался с противодействием и однажды даже сказал: «В системе юстиции я живу, как на чужбине». Также известно его высказывание: «Когда я выхожу из своего кабинета, я попадаю в чужую и враждебную страну»[3].
Бауэр был обнаружен мёртвым 1 июля 1968 года в своей квартире во Франкфурте. Франкфуртский судебный медик Йоахим Герхов (de:Joachim Gerchow) указал в качестве причины смерти сердечный приступ, вызванный острым бронхитом, и усугублённый приёмом снотворного[4].
Начатое Бауэром расследование в отношении предполагаемых виновников принудительной эвтаназии во времена Третьего рейха (Программа умерщвления Т-4) было позднее прекращено.
Честный прокурор Берг, расследуя дело, приходит к выводу, что Люса подставили, а Кочев и Дорнброк-младший убиты. Контролируемые концерном газеты развязывают против прокурора враждебную кампанию, добившись его отставки. Однако Берг, уходя, передаёт все материалы дела Люсу, чтобы тот снял разоблачительный фильм. Пытаясь размотать клубок до конца, Люс отправляется в Японию. Ему удаётся найти следы нелегального ядерного испытания и добраться до Исии. Однако затем его убивает контрразведчик Лао по приказу Лима…
«Лицом к лицу» — фильм 1986 года режиссёра Анатолия Бобровского. Сценарий к фильму написан Юлианом Семёновым по мотивам собственного романа «Аукцион».
Роман Юлиана Семёнова «Аукцион» был издан в 1985 году. В мире достигает своего пика гонка вооружений между двумя противоположными по своей идеологии лагерями, которые возглавляют СССР и США.
В Советском Союзе после череды смертей Генеральных секретарей партию возглавляет относительно молодой руководитель М. С. Горбачёв.
Роман рассказывает о том, что в мире существуют могущественные силы, препятствующие возвращению на Родину похищенных нацистскими преступниками в годы Второй мировой войны культурных ценностей, вывезенных с оккупированных территорий.
В обществе ещё свежа память о минувшей войне, живы многие ветераны, имеющие возможность рассказать правду о тех злодеяниях и преступлениях, которые творили немецко-фашистские захватчики.
Вторая мировая война окончена, определены победители и побеждённые. Но далеко не всё так однозначно. Противоборство разведок лишь усугубляется, и сражения за награбленное, похищенное культурное наследие, вывезенное нацистами, продолжается с новыми интригами.
Сражения выигрываются не только на поле боя с помощью армий, но и с помощью специальных, тайных и засекреченных служб.
Многие разведки мира имеют целые подразделения, занимающиеся похищением и сокрытием национального и культурного достояния потенциального неприятеля. При этом они часто не гнушаются в своей деятельности использовать грязные и нечестные методы, в том числе прибегая к услугам разного рода эмигрантов и сомнительных личностей.
Однако порой случается так, что когда затрагивается судьба, честь и достоинство твоего Отечества, люди меняются и становятся способны на поступки, и последний, казалось бы, негодяй делает то, чего ещё некоторое время назад он и сам от себя не мог ожидать.
Всё это имеет место в романе Юлиана Семёнова «Аукцион», где для того, чтобы вернуть в СССР вывезенную в годы Великой Отечественной войны культурную ценность, используются угрозы, шантаж, подделки документов…
Узнав, что на международном лондонском аукционе «Сотби» будет продаваться эскиз картины Врубеля, похищенный из Ровенского музея, швейцарский архитектор Ростопчин сообщает об этом писателю Степанову, с которым он познакомился как-то в Цюрихе.
Это обстоятельство встревожило страховые компании: возвращение эскиза в СССР грозило бы им возмещением колоссальных страховых сумм.
В ход пущены угрозы, шантаж, подделки документов. Ценой огромных усилий Степанову удается вывезти картину в Москву.
Нетрудно сделать вывод после просмотра этого фильма о целях и задачах установления связей с русской эмиграцией первых волн. Это так называемый «Русский мир». Через него так удобно создавать связи с оффшорами и прочее…
Короче, как было написано в цикле:
- Всяк сущий в ней язык. Часть I
- Всяк сущий в ней язык. Часть II
- Всяк сущий в ней язык. Часть III
- Всяк сущий в ней язык. Часть IV
- Всяк сущий в ней язык. Часть V
- Всяк сущий в ней язык. Часть VI
- Всяк сущий в ней язык. Часть VII
- Всяк сущий в ней язык. Часть VIII
«Большая игра» (болг. Голямата игра) — советский многосерийный художественный фильм 1988 года по роману Юлиана Семёнова «Пресс-центр. Анатомия политического преступления». Фильм снят совместно с болгарскими кинематографистами.
В романе «Пресс-центр. Анатомия политического преступления», который впервые был издан в 1983 году, Юлиан Семёнов анализирует мир финансового капитала, наиболее агрессивного, последовательно антисоветского, использующего в борьбе против Советского Союза, демократии и социализма абсолютно все средства и, по существу, являющегося миром преступности, постоянно совершающим преступления против совести и человечества.
— Редакция журнала «Дружба народов» планирует напечатать в будущем году роман «Пресс-центр», корпораций, банков на позициях нормальных отношений, деловых контактов с СССР, другими социалистическими, а также развивающимися странами. И все же военнопромышленному комплексу часто удается навязывать совершенно иные решения, порой преступные, противоречащие здравому смыслу. В «Пресс-центре» я попытался рассказать, как этого добиваются. Стремился написать острый политический детектив. Удался он или нет — не мне судить.
— Из интервью Юлиана Семёнова газете «Правда Украины» от 28 августа 1983 года
Говорит об этом и то обстоятельство, что роман имеет подзаголовок: «Анатомия политического преступления».
В южноамериканской республике Гаривасе приходит к власти демократическое правительство полковника Санчеса. Перед страной открывается путь к кардинальным социальным переменам. Необходимое для них экономическое обеспечение готов предоставить реалистически мыслящий западноевропейский банкир Леопольде Грацио, стоящий на позиции взаимовыгодной торговли и мирного сосуществования двух систем.
Это, однако, не устраивает ни его конкурентов в США, ни тем более Центральное разведывательное управление. И Леопольде Грацио убивают.
Один из географических центров сюжета — небольшое европейское государство, место размещения штаб-квартир международных организаций, крупных банков и фирм. Там работает по вызову европейских издателей, готовящих к выпуску его новую книгу, советский писатель и журналист Дмитрий Степанов [1]. Он пытается использовать все свои связи, весь опыт писателя, журналиста-международника для выяснения правды.
В поиск истины оказываются втянутыми разные люди: тут и западногерманская журналистка Мари Крове, и публицист и учёный Вернье, и американский репортер «сэр Всё».
Люди разных убеждений объединены одним: желанием узнать правду.
Нда-а-а… добрый добрый полковник, гуманныйи прогрессивный капиталист/империалист, ака бизнесмен… «Слезы капали от умиления»… И проклятое ЦРУ не дало создать в той Латинской Америке то ли очередной наркотрафик, то ли очередной «лепрозорий» для извлечения донорских органов, то ли ещё чего…
И, главное, все люди такие хорошие …со светлыми лицами…
(Продолжение следует)
Читать по теме: