Натали: Что вы говорите? Она так им и сказала? «Вот же дерьмо!»?
Сергей Ткачев: Прямо в телефонную трубку! Хорошо хоть, сам телефон тогда не разбила… Ну, любит она сказать и покруче, конечно. Но телефоны-то бить зачем? Помнится пошли мы в самом конце 80-х на зарубежный фильм «Муха», так она там еще определеннее выразилась, повторять не стану. Но ладно бы, одному мне сказала, а то ведь на весь видеосалон!
Аделаида: Вы, Сереженька, не стесняйтесь, накладывайте! У нас же здесь не заграница какая-то, устриц есть не станем, они скользкие и противные. А от мух нынче отбоя нет… одни мухи!
Сергей Ткачев: Я в курсе! У сестры зять приезжал, его возле машины огромный овод прямо в зад укусил! Ну, зачем было красные штаны надевать, спрашивается? Любит яркие вещи…, наклонился над багажником, тут его только р-раз! Он так заорал! А сестра на его вопли сказала, что эта муха нетрадиционной ориентации, приняла его за такого же… Мы стали смеяться, а он не может понять, что же смешного.
Натали: Она ему это сказала? Точнее, при нем?
Сергей Ткачев: Она это при нем сказала, а он по-русски, хоть два раза курсы заканчивал, понимает плохо. Все смеяться начали, а он потом похихикал чисто из вежливости, когда девочки ему перевели. Но они, конечно смысл смягчили. Как, впрочем, и я.
Аделаида: А что это за фильм такой, «Муха»? Продолжение про помидоров-убийц?
Сергей Ткачев: Нет, намного хуже, гаже и даже отвратительнее, тут моей сестрице в чутье не откажешь. Вроде бы даже полунаучная фантастика. Там мужик один телепортировался… вместе с мухой. Вроде как частично генами поменялся с ней… и начал превращаться в муху!
«Муха» (англ.The Fly) — фильм режиссёра Дэвида Кроненберга, вышедший на экраны в 1986 году. Экранизация рассказа французского писателя Жоржа Ланжелана и ремейкодноименного фильма1958 года. В главных ролях Джефф Голдблюм и Джина Дэвис. Картина заняла 42 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb[1].
Слоган: Бойся. Очень бойся.
Натали: А к чему вы этот фильм вспомнили?
Сергей Ткачев: Да понимаете, сестра его хоть и назвала дерьмом, но мы его потом часто вспоминали. Там сам процесс превращения красивого в целом мужчины в огромную муху ей показался весьма знаменательным. Она по этому поводу так и говорила: «Вот дерьмо! Это же не люди уже, они явно в мух превращаются! Как только убирают нравственные барьеры, как только начинают стремиться к безнаказанности и вседозволенности, так шабаш! Телепортируются в муху!»
Аделаида: Что-то такое припоминаю… По поводу всякого гламура… пожелания на каком-то Новогоднем огоньке «Хорошего секса!» и… по разным другим поводам. Впрочем, у нас вся цивилизация нынче только на мух и рассчитана… начиная с подмосковных помоек.
Натали: А как это в том фильме происходило?
Сергей Ткачев: А так же, как с нашими нынешними «звездами», «лидерами» и прочими… выдающимися современниками. Вначале этого героя, скрестившегося с помойной мухой, все на сладкое тянет, на удовольствия… как сладострастника Федора Карамазова… И он все время говорит-говорит-говорит… неважно что, воспринимается вся эта говорильня как жужжание мухи. И все ему надо трахаться… совокупляться… неважно где, неважно с кем… Секс-секс-секс… Раньше секса не было, а сейчас… мухой! Прямо на лету! А еще он начал своему атлетизму радоваться! Вообще его там все стало радовать, у него позитивный настрой появился, целеустремленность… пока превращение не начало вступать в завершающую фазу…
Аделаида: Прямо сюжет балета «Нуреев»! Обзор всех публикаций про этого выдающегося деятеля. Жил для себя, потом помер, а все его вещи продавали очень дорого…
Пристрастие Рудольфа к эффектным театральным костюмам и к оригинальной повседневной одежде – это не только отзвук детства, отмеченного бедностью. Это одно из проявлений зрительного вектора, который нуждается во внимании. В том числе для снижения уровня страха. Одежда позволяет выделиться из толпы, заявить о себе: «Смотрите, кто пришел!» Рудольф, создавший свой стиль, умел носить одежду эффектно.
А еще, по признаниям современников, он «умел так раздеться на сцене, как никто другой». До него танцовщики никогда раньше не выходили на сцену с обнаженным торсом. Он вынес свою наготу к рампе, сделав свое тело инструментом искусства.
Сцена для зрительного Рудольфа была не местом работы, это были его подиум и пьедестал, где реализовывались глубинные желания – быть в центре внимания, тем самым бессознательно преодолевая страхи. Кожно-зрительные мужчины, оставшиеся в страхах, отличаются страстью к публичности, демонстративности, склонностью к эксгибиционизму. По этой же причине Рудольф не любил одиночество. В редкие моменты оставаясь один, он часами разговаривал по телефону или искал приключений на улицах ночных городов.
Гений, демон, падший ангел… Рудольф Нуреев. Часть 2. Падший ангел
Натали: Да-да! Просто фильм «Муха» с небольшими па-деде в сторону классического балета!
Впервые врач и пациент встретились в 1983 г. Канези, врач-дерматолог, осматривал тогда русского танцора в составе консилиума. Проверить артиста на СПИД никто не догадался — тогда, более 10 лет назад, СПИД был экзотической болезнью откровенных гомосексуалистов и наркоманов. Широкая общественность еще ничего не знала о нем, а «чумой XX века» по старинке именовались сердечно-сосудистые заболевания.
Год спустя Нуриев возглавил парижский балет. В ходе обязательного при приеме на работу медицинского обследования у него взяли анализ крови. В крови был обнаружен вирус иммунодефицита человека. Это был СПИД, и тесты показали, что болезнь развивалась в организме более 4 лет. Кто-то (кто именно — так и осталось неизвестным) инфицировал Нуриева уже на Западе. Иногда за свободу приходится платить и такой ценой…
Нуриев был не слишком обеспокоен новым приобретением. Правда, по настоянию Мишеля Канези, ставшего к тому времени личным врачом Нуриева, он все-таки начал курс экспериментального лечения.
Но не закончил: через 4 месяца, сославшись на напряженную работу, Нуриев отказался от инъекций. Работа и вправду была тяжелой — Нуриев танцевал каждый вечер, упивался работой. Он был счастлив и почти забыл о СПИДе. Но СПИД не забыл про него. В 1988 году Нуриев попросил провести курс лечения еще одним экспериментальным препаратом — азидотимидином (АЗТ). Доктор согласился.
Вскоре Канези встретился с Нуриевым. Танцор принял своего врача в гостиничном номере, где все столы и стулья были буквально завалены упаковками азидотимидина. Ни одна из них не была распечатана… Было это проявлением артистической беспечности, надеждой на «русский авось»? Или Рудольф Нуриев уже тогда твердо знал, что обречен, и хладнокровно решил посвятить отпущенное ему время не скорбной больничной койке, а высокому искусству? Скорее, последнее. «Создавалось впечатление, — вспоминал потом доктор Канези, — что он хочет умереть на сцене».
Первый серьезный удар болезнь нанесла Нуриеву из-за угла — в 1989 г. иммиграционные власти США категорически потребовали от него медицинского освидетельствования, а Нуриеву позарез надо было попасть в Штаты для участия в постановке балета «Король и я». Болезнь начала мешать работе, а этого танцор, видимо, боялся больше всего на свете.
Физическое угасание артиста началось летом 1991 г. Конечная и самая страшная фаза болезни наступила весной следующего года. Совсем плохо стало в России, в Санкт- Петербурге, но он решительно отказался отменить запланированное выступление в Ялте.
По возвращении во Францию Нуриева срочно уложили в госпиталь. Казалось, наступает конец. «Жизни в его теле к тому моменту почти не осталось», — вспоминал Мишель Канези. Единственное, что его поддерживало — страстное желание не умереть, прежде чем будет осуществлена мечта всей его жизни — постановка «Ромео и Джульетты». И чудо свершилось: вскоре он уже руководил репетициями. Увы, ремиссия была кратковременной, и летом пришлось взять тайм-аут и уехать из Франции на отдых.
Подобно Наполеону, Нуриев вернулся в Париж 3 сентября, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. «На этот раз — конец»? — постоянно спрашивал он своего врача, и … вновь сбегал на репетиции.
20 ноября последовал коллапс. По свидетельству доктора Канези, который неотлучно находился у кровати Нуриева, он умер тихо, без страданий. Его лицо было спокойным и даже прекрасным…
Аделаида: При чем здесь… гениальность? Если это и гениальность, то исключительно на уровне банальной мухи с нашей помойки. Полетел на сладенькое, упился-наелся, ударили морозы.
Натали: Мало того, что прямая измена Родине, так еще откровенно аморальный образ жизни… И все жу-жу-жу… Вот ведь дерьмо!
Сергей Ткачев: Это для нас дерьмо, а для них — хрустальная мечта, не забывайте. Чисто мухой пожить… Нда-с. Радость физического бытия.
Натали: Это у таких называется «жить полной жизнью», чисто такое физическое существование.
Аделаида: Это уже не искусство, конечно. Но в точности такой же прием, когда за неумением и неспособностью создать художественный образ, отчего-то создают свой собственный образ раззолоченной мухи… цокотухи.
30.09.2013 г. Цискаридзе вернется в Большой театр
Экс-премьер Большого Николай Цискаридзе вернется в театр в начале октября. Артист примет участие в новогоднем спектакле «Щелкунчик».
Николай Цискаридзе Большой театр не продлил с Николаем Цискаридзе контракт, срок которого истек 30 июня этого года. К такому решению руководство ГАБТа пришло после многочисленных конфликтов с премьером. На встрече с поклонниками Цискаридзе заявил, что после увольнения чувствует себя прекрасно и обратно не собирается. На днях стало известно, что Николай Цискаридзе снова выйдет на сцену Большого театра.
Недавно танцовщик встретился с министром культуры Владимиром Мединским. Как сообщил источник агентства «РИА Новости», обсуждалась возможность назначения Цискаридзе на пост руководителя Академии русского балета имени Вагановой, однако артист получил отказ.
«Тем не менее министр ответил согласием на просьбу артиста дать ему возможность попрощаться с публикой и сценой Большого театра, выступив в новогоднем «Щелкунчике» 31 декабря», — рассказал собеседник агентства.
Новый генеральный директор Большого театра, Владимир Урин, уже получил соответствующие указания. Планируется, что готовиться к выступлениям Николай Цискаридзе начнет уже в начале октября.
К слову, в середине сентября в Большой театр вернулся и художественный руководитель труппы Сергей Филин. На встрече с журналистами, руководством и артистами театра Филин выразил надежду на то, что новый сезон будет более удачным, чем предыдущий, во время которого худруку плеснули кислотой в лицо.
Аделаида: Как я понимаю, основная подспудная тема «кислотной атаки» была в том числе и за зарубежные гастроли, в частности, кто же у них поедет на гастроли в Лондон… Сразу вспомнила этот бесприютный август 2013 года, когда нас всех, прежде всего Ирину Анатольевну, просто предали! Сам наш замечательный герой съездил таки на гастроли в Лондон, но не с коллегами из ГАБТ, а с антрепренерской труппой Андриса Лиепы, потом великий маэстро решил отдохнуть…
Натали: Перед этим выступил в Бахрушинском музее… Мол, всем спасибо, все свободны! Только ведь он работает, живет, все остальные мотыльками-однодневками по жизни парят.
Аделаида: Не стану перебирать все это… просто отмечу и для себя два факта. Во-первых, именно большая литература лежит в основе ментальности русской нации. Если человек не оценил, что вообще-то жив остался, что его как муху осеннюю не прихлопнули только потому, что параллельно писался роман, это означает… что человек имеет мировоззрение мухи-Нуреева и уж точно ничего не понимает в большом искусстве.
Натали: От него ведь ничего и не требовалось особо! Обычная человеческая благодарность!
Сергей Ткачев: Здесь я вспоминаю фильм «А зори здесь тихие…» Советский еще, конечно, без нынешних назойливых мух, липнущих на все сладенькое. Там была одна фраза, которая не просто точная, а взята из жизни. Мне отец рассказывал, что слышал ее от многих фронтовиков. Это фраза о том, что погибшая девушка дала своему товарищу буквально минутку, но «за эту минутку принято до конца жизни водкой поить!»
Натали: Да, отличный был фильм! Не понимаю, зачем было нынче тот фильм переснимать, если у самих благодарности в чисто конкретных случаях, которые напрямую самих касаются?..
Аделаида: Сколько минуток таких дала очень многим ваша сестра, Сережа! Из обычного человеческого неприятия каннибализма. И ведь при этом уж все у нее украли, дочиста обобрали, оскорбили… И далее ей вновь и вновь пытаются с такими же рожами мухой прожужжать: «Всем спасибо! Все свободны!» Хотя больше-то нет ничего за душонкой!
Натали: А второй момент какой? Первый был роман, от которого НМЦ технично отстранился…
Диана: А вот и ваши кнедлики, Сергей Анатольич! Вы нас всю дорогу попрекали, что мы вам кнедлики не подаем…. И я бы хотела тоже еще о романе «Парнасские сестры» сказать, раз все равно он уже в комментариях вылез. Роман поднимал весь этот конфликт «кислотной атака», который случился на почве «кому-то что-то не заплатили», — на уровень… да на высочайший уровень столкновения добра и зла! Муз и гарпий!
Сергей Ткачев: О, как вы тонко со своими кнедликами подъехали, Дианочка! Да, не касаясь закрепления образов муз, скажу, что всей этой грязной истории роман придавал высокую такую мировоззренческую окраску.
Натали: В особенности это было необходимо после истории с письмом с просьбой о назначении директором Большого самого Цискаридзе, когда еще все наши звезды потом начали малодушно отказываться от своих подписей…
Аделаида: Ну, давайте, так глубоко копать не будем, в романе все в тонкостях это рассмотрено, все его читали, самому НМЦ его передавали, а как по двадцать с лишним тысяч за день скачивало, я сама видела. Тоже ведь повсюду нарочно выставили, чтобы Ирина Анатольевна еще и ни копейки за него не получила.
Диана: Да, но я хотела сказать, что популяризация романа в «бесприютном августе» 2013 года могла бы здорово помочь Дмитриченко и абсолютно ничего не стоила бы самому Цискаридзе. Роман Сомерсета Моэма «Театр» никак не мог помочь, а роман Дедюховой сразу вывел бы и Дмитриченко из-под удара (он в романе Игнатенко), да и судьба музы Талии Анжелины Воронцовой сложилась бы без резких рывков от «роковой воронежской балерины» до питерской звезды.
Натали: А я и хотела сказать, что как раз с романом НМЦ на роль музы Мельпомены не потянул. Но он решил, будто большая литература… такая же ерунда, как его балет… сплошные атлетичность и мускулинность. А похоже, что роман оказался главной проверкой для него! Ну и, конечно, мужских мотиваций…
Аделаида: И способности к руководству Большим, кстати. Он-то решил отдохнуть летом 2013 года, решив, что сможет вернуться и так… а Дмитриченко при этом сидел в тюрьме!
Натали: То, что он никак не сможет без Ирины Анатольевны вернуться в Большой, было ясно всем… кроме него самого. И это было ясно еще весной… но он рассчитывал, будто все эти его высокие знакомства помогут.
Аделаида: Я вспоминаю другое! Когда исчезла надежда, что НМЦ поможет становлению романа, все же оставалась необходимость хоть как-то помочь Дмитриченко…
Натали: Кстати ведь с последним получилось как по-писаному! Там стоило ИАД написать, что его выпустят — так его тут же и освободили раньше времени!
Аделаида: Совершенно верно! Я хочу другое напомнить. Там ИАД попросила Елену нашу Бертрановну составить нечто вроде синопсиса романа. Та, конечно, что-то не слишком презентабельное сочиняла… но все у нее сводилось к тому, что главный герой возвращается в Большой, хотя этого не было в романе.
Натали: Роман заканчивался как раз тем, что младшие музы откровенно игнорировали старших муз, хотя вовсю пользовались средой, созданной именно старшими музами. И материала для второй части, когда у младших муз хоть капелька совести бы проснулась… что-то так и не возникло.
Аделаида: Не знаю, сколько раз и как ИАД говорила это Елене Бертрановне, но мне она в раздражении сказала, что раз этому маэстро не нужен ее роман, то и ей он не нужен на Олимпе. Писать под диктовку Елены Бертрановны она не собирается и вообще терпеть не может, когда ею пытаются манипулировать.
Натали: Да там был отличный образ! Хотел бы сам вписаться — вписался бы! А то бы желал и образу соответствовать и вести себя неподобающим уровню музы образом. По неприличной поговорке «и рыбку съесть и кое-куда сесть».
Сергей Ткачев: И о Дмитриченко в романе шла речь! Передали ИАД «высокое мнение», что этот «уголовник» только проблемы создает. Без комментариев, ладно?
Натали: Знаете, Аделаида, что не дает мне покоя в прощальном комментарии Елены Бертрановны?
Аделаида: То, что она болезненно восприняла моё высказывание? Я, между прочим, старалась его всячески смягчить и высказаться, как можно деликатнее…
Сергей Ткачев: Ага, Аделаидочка. Смягчила …обухом по голове!
Диана: Сергей, какой вы право?! Аделаида была наредкость мягка и трепетна.
04.07.2018 at 13:16
Сергей Ткачев: Да, да, такая трепетная. Сначала одним оперным ожиданиям, казалось бы бесспорным, элегантную подножку делает. Затем разбивает вдрызг все хрустальные мечты балетных авторитетов. Такой милый розовый слоник в посудной лавке академического искусства. Я ж боюсь спросить, душечка, вы нынче инструментальным исполнительским искусством не планируете увлечься?
Аделаида: Сергей, я на вас обижусь. …Но не могу в ответ не съехидничать — с пианизмом и прочими виолончелями ваша сестрица давно разобралась, все любимые мозоли оттоптала. Так что мне там делать уже нечего.
Натали: Да что вы взьелись на Аделаиду? Она, действительно, пыталась быть максимально корректной и объективной.
Диана: Но, Натали, согласитесь, что, то что для технаря является объективным — гуманитарием воспринимается весьма субъективно. Они же не могут судить, не примерив все на собственную шкурку. Это технарь использует в качестве прослойки между собственным восприятием и обсуждаемым предметом некие имеющиеся у него интеллектуальные инструменты, а у гуманитария — инструмент он сам.
Натали: Да, Диана. Вы, конечно, правы. Но я не о том. Я о трехуровневом сознании, как учит ИАД («личность-общество-государство»). И это по силам любому — и технарю, и гуманитарию.
Сергей Ткачев: Ой, дамы, что-то вы в теоретизирование ударились. Давайте, поконкретнее. А то я тут заскучал с пустой рюмкой. Вам тоже налил. …Ну-с, за интеллект…
Натали: Короче. Напомню, что не так давно перед нашим скандалом в стакане воды прямо на одном из вебинаров был разговор Ирины Анатольевны и Елены Бертрановны, когда наша Каллиопа сказала, что из всех младших муз свой статус сохранила только Талия, места Полигимнии, Мельпомены и Терпсихоры нынче пустуют. А теперь реплика Елены Бертрановны:
05.07.2018 at 12:17
Я тоже не могу молчать и оставить без внимания Ваш комментарий, Аделаида. По моему мнению, только Цискаридзе по плечу возглавить Большой. Шесть лет назад Вы думали также.
Видите, она считает, будто вы были привержены идее, чтобы Цискаридзе возглавил Большой театр.
Аделаида: Вот, знаете, Натали, а мне не нравится само выражение «быть приверженной идее, будто…» Для меня, а, самое главное, для ИАД идея заключалась в том, что во главе БТ должен был стать человек, точнее, харизматичная личность, которая (как раз) и должна была быть привержена идее развития высокого искусства.
Натали: Именно! И я об этом. ИАД важно было захватить высотку БТ достойным руководителем. Это же значимый элемент в госуправлении. На тот момент её впечатлил НМЦ. Она и выстраивала образ личности, достойной столь высокой цели. Она задавала параметры, требуемые для выполнения поставленной задачи.
Диана: А-а-а, теперь поняла, что вы имели в виду в своем ответе, включившемуся в диалог Алексею:
11.07.2018 at 14:56
С него, кстати, никто никаких дивидендов не спрашивал никогда. Просто, он не мог устоять на заявленных нравственных позициях в созданном И.А.Дедюховой образе. А этот образ был не просто плод творческого воображения, а коридор возможных действий, в рамках которого только и вероятно достижение заявленной цели. Казалось бы творческий человек — мог бы понять, да …мания величия подкачала. А теперь что?… Ох-хо-хонюшки… Не доросла реальная личность до высот созданного персонажа.
Кстати, ИАД выступала не столько в поддержку лично НМЦ, сколько в поддержку заявленной им гражданской позиции. Разницу улавливаете?
Натали: Да, фишка простая. Всем интересна, в первую очередь, гражданская позиция публичной личности.
Сергей Ткачев: Ой, вы такая идеалистка, Натали.
Натали: Вы, Сергей, хотите меня уязвить? А не получится. Поскольку в моем утверждении нет ни грана идеализма. Я, конечно понимаю, что Ирина Анатольевна терпеть не может Чернышевского и его «Что делать?». А что делать, прикажете мне при моей физиологической потребности в чтении? Я ж этот роман прочитала в школе. А там помимо любви Веры Павловны к выпечке под предлогом подачи сливок, помимо пресловутого «не отдай поцелуя без любви», был и этот самый «разумный эгоизм».
Сергей Ткачев: Дорогуша, не знаю к чему вы этот бред сейчас транслируете. Но, меня из всего перечисленного увлекает только выпечка и последующие после её употребления формы Веры Павловны.
Аделаида: Пошляк, однако вы…
Сергей Ткачев: Какой есть!
Натали: Сергей, не отвлекайтесь! Лучше плесните Аделаиде в знак примирения. Я про «разумный эгоизм». Есть ещё утверждения/наблюдения у других психологов/социологов, что русский человек ярко вынужденный индивидуалист, но среда заставляет его быть вынужденным коллективистом.
Сергей Ткачев: Хм, пожалуй, что-то в этом есть… Хотелось бы выпить одному, но без вас и вашего милого коллективчика могу остаться без некоторых приятных бонусов…
Аделаида: Опять пошлите…
Сергей Ткачев: Да, ни разу, Аделаидушка. Я исключительно в смысле пожрать, …ну, и духовной пищи тоже…
Диана: Натали, я , кажется, начинаю понимать, что вынужденных членов какого-либо коллектива или общества радует гражданская позиция ближнего, поскольку она отражает общественный интерес, то есть интерес и каждого в отдельности…
Сергей Ткачев: Да-да, а париться и выражать, тем более, бороться за этот общественный интерес каждому в отдельности в лом. Поэтому, все очень радуются, когда находится какой-либо иди…, простите, альтруист, и взваливает на себя ношу общественных интересов.
Натали: Ну, если грубо, то приблизительно так и есть.
Аделаида: Но это же тяжелая ноша. А альтруистов мало.
Натали: Поэтому, и должна существовать общественная поддержка. Без таких альтруистов (которые зачастую не такие уж альтруисты) не будет позитивной динамики в общественных отношениях.
Аделаида: А кому охота поддерживать этих самых альтруистов? Особенно, когда не ясна природа их самоотверженности. Все ж уже ученые — чего только в своей жизни не насмотрелись
Диана: Хм, кажется поняла. Делегировать гражданскую позицию, а вместе с ней и гражданскую миссию рациональнее персоналиям, уже имеющим общественную поддержку. А Ирина Анатольевна уже затем сформулировала цели, задачи, характеристики, то есть создала образ, которому и надлежало следовать.
Гость | 30.09.2013, 17:03:18 Цискаридзе классный) Обожаю! Очень интересный человек
Гость | 30.09.2013, 17:04:39 как и на любой работе, не любят тех,кто имеет свое мнение и отстаивает его:( У нас принято склонять колени перед начальством, ужасный менталитет
Гость | 30.09.2013, 17:32:41 не понимаю, зачем ему это надо? Какое прощание с публикой, ему еще танцевать и танцевать, не в Большом, так где-нибудь в другом месте. Еще и просить, чтобы разрешили
А. | 30.09.2013, 18:24:38 Гость, в статье сказано, что Николай попрощается именно со сценой Большого театра. Но не сказано, что он прекращает танцевать, здесь вы правы. С таким отношением ему, конечно, нужно ехать работать за границу.
Супермэн | 30.09.2013, 18:46:07 Цискаридзе в МГЮА на втором высшем учится. Приятный парень)))
Гость | 30.09.2013, 19:46:16 Ну и слава богу, что вернется!
Гость | 30.09.2013, 20:43:58 такие талантливые и прославленные артисты должны танцевать в Большом…никого не ценят О
Гость | 30.09.2013, 21:37:18 БТ ещё и денег срубит с этого спектакля немерено. Только на НМЦ можно продать такие дорогие билеты. Так что нечего руководству рожу кривить.
Ольга | 30.09.2013, 21:46:38 Мечты сбываются! Сегодня 30/09/ шла рядом с Большим театром и из машины вышел Н.Цискаридзе . От меня в двух шагах. Так хотелось сказать ему что-то хорошее, но не решилась. Он вошел в один из подъездов театра..то ли в 14, то ли в 15. А у касс огромная очередь за билетами на «Щелкунчик», в котором будет Николай. Пусть у него все будет хорошо!
Аделаида: И здесь хочу отметить, какая все же огромная разница, когда какую-то значимую личность или фигуру поддерживает наша Каллиопа, а когда она… откровенно равнодушна. Какой тогда был интерес к балету! К тому, что сказал Цискаридзе, где он был, как выступил…
Натали: Потом наше Каллиопе дают понять, что «мавр сделал свое дело — мавр может удалится!»
Аделаида: Да, чтобы солнышко не загораживать… А Дмитриченко остается в тюряге гнить до судилища…
Натали: Но главное, вы заметили, как падал интерес к теме, стоило ИА отойти? Видимо, расчет был в том, что она так и будет за ним тащиться тенью отца Гамлета, раз столько души уже вложила в роман.
Аделаида: Ну, ИА ведь не просто писатель, она намного выше, она системный аналитик, ученый. Стоило это ей очень много, но она изначально понимала, что никакой благодарности или капельки благородства от этих героев вряд ли получится увидеть.
Диана: А у меня вообще такое чувство, будто присутствую при продолжении романа!
Аделаида: И в чем-то вы правы, Диана!
Сергей Ткачев: При этом надо было понимать, что выжить и развиваться имевшемуся харизматику с общественной поддержкой, которая, кстати разительно выросла, можно было только в рамках созданного образа.
Диана: Но это же очень сложно было сделать самостоятельно. Там же шло колоссальное подкрепление из предметной области, неведомой самому харизматику.
Сергей Ткачев: Вот именно. Отсюда следовала неизбежная необходимость в сотрудничестве, а не только, и не столько в «благодарности».
11.07.2018 at 14:15
Ознакомившись с разгоревшейся здесь дискуссией подумал, а не вставить ли свои 2 копейки, хотя и понимаю, что это никого не убедит и не подвигнет на пересмотр своих слов, поскольку высказываются они в очень категоричной форме, не допускающей и намека на возможность других взглядов. Задели меня две вещи: 1- претензия на руководство судьбами других людей, на некое мистическое влияние, позволяющее и спасать чью-то жизнь и остановить ее развитие в будущем; 2- что в основе перемены взглядов на личность, ее масштаб, нравственность и т.д. лежат его политические убеждения. Грубо говоря, если они совпадают с мнением ДИА, человек хорош, нет – не будет у него никаких перспектив, кроме как сидеть на своем месте, занимаясь «спасением трупа», которым вдруг стало искусство балета.
Следует сказать, что по рекомендации жены, большой любительницы балета и поклонницы Николая Цискаридзе, я знаком, правда не полностью- не смог осилить — с романом о Парнасских сестрах. Уже при чтении у меня вызвало недоумение и раздражение выпячивание роли Огурцовой, нелепое придание ей божественной мудрости, прозорливости и степени влияния на ход событий, хотя сама идея и степень проработки параллелей муза- исторический персонаж понравилась. По-видимому, автор настолько сжилась со своим романом и заигралась с его персонажем, что уже уверилась в своих сверхвозможностях и даже пытается пугать ими своих оппонентов. Да, в 2013 Вы выступили в защиту Цискаридзе, и это замечательно. Но добро остается добром, если Вы не рассчитываете получить за него некие дивиденты. И уж тем более, никто не может претендовать на то, как человек из благодарности будет поступать и жить в дальнейшем в соответствии с Вашими рекомендациями. Кстати, некоторые дивиденты автор все-таки получила, поскольку благодаря поклонникам Цискаридзе аудитория ее читателей расширилась.
И уж вообще смешно, когда из-за поддержки президента объявляют человека негодяем. Вы претендуете на особое, надмирное понимание и жизни, и искусства, но вспомните, например, что в Гражданской войне, с обеих сторон воевали убежденные в своих взглядах люди, а не негодяи с одной стороны и праведники с другой, хотя и такие были. Ваших взглядов не придерживается 76% населения, попытайтесь объяснить людям, в чем они ошибаются, ведь Вы позиционируете себя писателем, а этот статус дает очень большие преимущества. Вы же хотите просто вложить свои мысли в чужие головы, а для этого действительно нужны сверхъестественные способности. Я не поучаю Вас и Ваших сторонников, просто озвучиваю первое, что приходит в голову после чтения отзывов.11.07.2018 at 16:39
Знаете, Алексей! А, ведь, это плохо, когда мужчина не владеет элементарной логикой…
Мне несложно и поехидничать, …чисто по-женски. Вот вы безапелляционно заявили: «Но добро остается добром, если Вы не рассчитываете получить за него некие дивиденды.» ЧУдно! Просто прелесть!
Скажите мне, а какого рожна тогда НМЦ предъявляет какие-либо претензии к БТ? Ну был он прекрасным танцором, сейчас возраст вышел. Были у него заслуги, тогда его, кстати, и ценили. А сейчас с какого перепуга претензии? Аппелирует он же к сделанному «добру» — на этом основании требует карьерного роста. К чему ему (в вашей логике) «дивиденды»?
Обожаю я людей типа вас, не ожидающих, что к ним могут отнестись ровно так же, как они относятся к другим. Хоть бы вспомнили третий закон Ньютона «Действие равно противодействию».
Аделаида: Ну а далее развивается простенькая интрига. Она, ведь, незатейлива. Осталась привычка пользоваться наработками ресурсов И.А.Дедюховой. Вот смотрите 01.07.2018 вышла статья, точнее интервью, где Николай Максимович весьма органично (по старой накатанной) пользуется наработками с ресурса И.А.Дедюховой. А мы уже в курсе, что за это даже «спасибо» не сказано. Но разработанный инструментарий считается вполне эффективным для карьерных поползновений интервьюируемого.
Натали: А как тащит одеяло на себя! И явно рассчитывает на образы, созданные ИА… только эти образы понятны весьма узкому кругу лиц, кто замкнул эстетическую триаду! Он же ничего не сделал для популяризации романа!
Диана: И отчего же он хватается за эти образы, которые для большинства лишь перечисление каких-то там давно дохлых муз вне романа ИА! Тут бы и привел пример с Джулией из романа «Театр» Сомерсэта Моэма!
Натали: Нет, он там ведь затрагивает массу тем и симулякров, обсуждавшихся только здесь… Так что у него прямой расчет, если не сказать наезд.
01 июля 2018 г.Николай Цискаридзе: «Большой театр — это и я!»
Зачем звезде балета юридическое образование, созрел ли главный театр страны для перемен, и кто творит скандалы вокруг балета «Нуреев»
Звезда мирового балета. Премьер Большого. Магистр юридических наук. Талантливый менеджер. Пять лет назад Николай Цискаридзе стал ректором Санкт-Петербургской Академии русского балета. И приехал в Москву с учениками, чтобы отметить гала-концертами 280-летие знаменитой школы Вагановой. Мы поговорили про вчера, сегодня и завтра.
Сергей Ткачев: Ну, по поводу заголовочка наша Натали уже успела съязвить в полемике на ЛО. Признайтесь, что вы эту статью к тому моменту уже видели.
Натали: Не только видела, но и прочитала, поэтому так и ответила.
11.07.2018 at 14:56
Кстати, благодарность — это проявление элементарной воспитанности. Не знали? А, когда пользуешься чужой интеллектуальной собственностью, то следует ссылаться на первоисточник. Не в курсе? И, когда НМЦ лепит «Большой театр — это я», мог бы , хотя бы, из скромности сослаться на автора мема. Хоть не так одиозно бы тогда смотрелся. Все-таки, это была бы сторонняя оценка а не проявление мании величия.
Аделаида: С заголовком разобрались. Да этот мем за авторством И.А.Дедюховой из 2013 года. Еще тогда НМЦ с большим удовольствие и воодушевлением его подхватил… не обратив внимания, что его больше никто не поддерживает. А вот ему самому его вряд ли удастся удержать. Что поделать, человек плохо разбирается в литературе.
Диана: А вы обратили внимание, что нынче мем слегка подправлен. Там появился союз «и».
Натали: Символичненько!
Аделаида: Что там символичного? Или вы решили разыграть хрестоматийную сцену из «Женитьбы Фигаро»?
Натали: Вот только не надо пренебрегать мелочами. Союз «и» это, вполне себе, символично. Поскольку Цискаридзе нашел себе новых союзников, на его взгляд гораздо более весомых, с помощью которых и решил вернуться в БТ. Вот — земля слухами полнится.
— Если кому удастся прочитать этот словоблуд до конца и разобраться что от нас, как от публики, хочет этот супер интендант, нетрудно будет понять в какую пыточную камеру превратятся следующие 5 лет его творческой деятельности в самом большом театре страны.
vedomosti.ru|Автор: Ведомости
«Зритель Большого театра достаточно консервативен»
Гендиректор Большого театра Владимир Урин о художественной…
КомментарийЮлия Минакова «Этот зритель достаточно консервативен. Он предпочитает видеть красивую картинку, слышать красивую музыку, красивые голоса.» Какой странный зритель! Подавай ему красивую музыку и красивые голоса, обнаглел совсем.?
Aleksandrs Dolchev И причем, за свои деньги имеет наглость что-то хотеть когда идет в Большой театр !! ? Получил информацию заранее и … не ходи, не видишь люди *творят искусство* ! Все в поисках и мечтают о дискусе.?
Ivetta Sarkisyan Есть слухи о скорой замене этой одиозной личности, говорят, НМЦ в кулуарах бьет копытом, гибнет, говорит Большой, в руках бесталанных менеджеров, а у него есть важный слушатель))
Aleksandrs Dolchev Эти слухи ходят на протяжении 10 лет и давно бы уже надоело всем их обсасывать, но почему-то это любимая «страшилка», которая активно муссируется?…
Теория заговора, мистические покровители во всей своей красе??
Следующие 5 лет сделают нам еще хуже, чем сейчас — красота нынче не в моде, Титель, слава те господи, еще вполне молодцом, Дыка остается в том самом голосе… Одно плохо — никто не хочет цивилизованно дискутировать на предмет изысканий творческой администрации. Приходится им на троих соображать [Сохиев и Урин с женой].
С кем-то другим решать вопросы директору скучно, он засыпает на обсуждении?
А минкульт вообще в дела театра не имеет право лезть — это было изначально оговорено выдающимся менеджером !?
Ivetta Sarkisyan Aleksandrs Dolchev в последних интервью он как-то очень с нажимом повторял, что президент, в разговорах с ним показал полную осведомленность и озабоченность делами балета и театра, и про дружбу с Кабаевой, я думаю, это неспроста? да и отчетный концерт АРБ в Большом, а не только в КДС. За Вагановское вроде отчитался с успехом, пора на повышение?
Aleksandrs Dolchev Если Николай Максимович большой друг Президента и Алины Кабаевой [по ваше версии большой его подруги в розовом мерсе с 2-мя детьми???] то почему он с таким смаком год назад подписал продление контракта на след. 5 лет ? И при встрече только в дёсны не целовался.
Ivetta Sarkisyan тайны мадридского двора?
Aleksandrs Dolchev Предполагаю, что рук-во страны настолько счастливо что в Большом теперь никто никого не травит и не обливает мочой, что вопрос о смене руководителя не будет стоять до исполнения 90-летия этого руководителя )))
Зато у нас Анечка поет !!!??Сергей Воеводин Думаете, с Цискаридзе может быть лучше?
Aleksandrs Dolchev Я думаю *по факту*.
Впереди 5 лет работы владимира георгиевича, который в предыдущие 5 лет окончательно завалил БТ в разделе Опера [за балет ничего говорить не буду — не хожу; но по слухам и там далеко не все гладко].
То, что г-н Урин нервничает по поводу Цискаридзе, из интервью понятно, но сдается мне, что подвинуть эту мафию, которая пришла с иксановым — крепким хозяйственником, врядли получится. По моим впечатлениям Гетьман «дозревает» в Стасике не зря и объединенный коллектив 2-х театров собирается «творить искусство» долго при полном попустительстве со стороны *руки дающкй* из Минкульта и Совмина.
Софья Кошевая Как то много букв.
Анины Заметки У меня одно объяснение — значит «руку дающую» он устраивает. Кстати, могли бы закрытие ЧМ по футболу и оформить каким мероприятием! Гергиев открывал, Большой бы мог и закрыть, хотя бы перед театром на площади, но опять всё прошляпил.
П.С. Странно, Сохиев двинул в балет — в сентябре у него ЛО, потом Драгоценности…
Aleksandrs Dolchev А Владимир Георгиевич, кстати, обещал забабахать такой концерт в БТ в честь ЧМ, какого мир не видел… И вроде даже в афише стоял такой концерт, но бесследно исчез достаточно быстро. [видимо Нетребко занята, а он больше никого не знает ;-) ] Если только закрытый какой концерт состряпают, типа корпоратива, со столами… Но такой концерт в копилку достижений не добавишь ;-)
А Сохиев в балет потому, что видимо разобрался — с этой чертовой оперой справиться нельзя.??Особенно с контингентом пердунов, которых предлагают в качестве режиссеров-постановщиков ?осененных масками, лет 30 тому назад сделавших основные прорывы в театральном менеджменте?
Анины Заметки Да ты что?! Обещал концерт и замылил? Я не знала. Не Нетребко единой, Светочка бы сплясала. Корпоративчик-то явно будет.
На счет Сохиева — может быть! Как раз выбрал приличные постановки, без трусов там никто не бегает
Сергей Ткачев: Дамы, как вы понимаете, подобный расклад мою сестру никак не мог устроить. Эта попытка решить свои личные проблемы, создавая проблемы на госуровне, её прибешивают. Я ещё удивлен мягкости её ответа в полемике на ЛО.
05.07.2018 at 15:46
Елена Бертрановна! Все благодарны Вам за верность и внимание к теме большого балета, но именно кислотная атака шесть лет назад показала, что человеческие отношения в нем весьма далеки от идеала… во всех отношениях. Мало ли, что кому по плечу возглавить? Я вот вообще выкинута из профессии, где, оказывается етишкиному коту только возглавлений не отвалили. О литературе вообще умолчу!
Поэтому карьерный рост Цискаридзе да уже после «Нуреева» лично мне какой-то потусторонний. Он ведь карьеру делает в параллельном мире, на нас ему с прибором.
Что изменилось, когда Цискаридзе отстояли, будучи уже полностью разбитыми на голову? Вдоволь полюбовались на столичную гопоту, которая вылезла булками пихаться, будучи заведомо ни на что не способной. Они решили, что смогут все остальное и без нас. Так что претензии не к нам! И даже не к Иксанову с Мединским. Прежде всего, к тем, кто подбил Цискаридзе написать то письмо, которое, собственно, дало ход кислотной атаке. А ведь это сломало жизнь не одному Цискаридзе.
Но то, что вообще такое стало возможным (Ой! В т.ч. и со мной!) — огромная вина самого НМЦ! Не стоило планочку опускать и якшаться с кем попало! С уголовной сволочью! Прекрасно понимая, что наносит вред государству… без которого балет не имеет смысла.
И вы все же не в России, а мы тут, «временно доступны»! И были вынуждены вместо него разбираться с заваренной в т.ч. и им кашей, поскольку кислотная атака началась с кличем Иксанова разобраться со всеми поклонниками искусства в интернете. А это здесь, прежде всего, Я! Камушек был в мой огородик! И Иксанов, конечно, не так сказал, а прямо имел в виду меня. Кого ж еще?
Потом мы видели, как Цискаридзе при мелкашке… ничтожестве Диме Быкове отвечал заученный урок по Сомерсэту Моэму… даже не соображая, чем, кроме романа «Театр» был известен этот писатель в литературных кругах. Лишь бы откреститься от нас.
А в результате? А в результате он имеет прессу лишь здесь, лишь только благодаря Вашей преданности и порядочности. И моему полному безразличию!
Затем, как вы видели, мы тут всем миром пытались прорвать петлю времени, избавиться от уголовного дерьма и паразитов… Что делает Цискаридзе? Он сам идет напрашиваться в доверенные лица к Путину. До этого он говорил, что типа не стоит лезть в политику, то да сё. Но то, куда он нынче полез, уже давно не политика, а обычное уголовное болото. И он должен был соображать, куда лезет… чтобы не стоять рядом со скотопригоньевской дурой Симоньян и качком Валуевым на инаугурации.
Не стоит делать на его счет каких-то громких заявлений. Разве здесь всегда не оформляли и не представляли Вас в лучшем виде? И даже сейчас, когда он вместе со всеми подонками решил украсть у нас у всех даже надежды на нормальную жизнь на ближайшие шесть лет… Украсть уже у наших детей, мы-то обобраны до нитки.
Вот подходящий случай спросить «Где ж был Бог?..» И разве в этом случае совершенно кому-то не ясно, что вот это дело было не божье? Разве кто-то из смердяковых хоть немножечко сомневался, что с новым пришествием Путина начнется новый виток уголовного беспредела, при котором большинству станет не до искусства?
И что, Цискаридзе не догадывался, что своим подыгрыванием самовыдвиженцу и 76-процентщику, он делает подлость? А такое впечатление, что это вошло у него в привычку, да?
Так что никем он больше в Большом не станет. Каламбурчик получился. Ну, будет со спектаклями ездить туда-сюда. И все!
Ему, чтобы быть кем-то в Большом, надо время повернуть… Ой, на апрель 2013 года! И сделать так, чтобы все, что мы с того времени видели от него — не произошло.
Но повернуть время никто из них не в состоянии, а делать. как можно убедиться, могут только такое. И типа «ничего ведь не изменилось»!
Это как мне местная сволочь сатанинская из города говнюков постоянно лопочет: «Так вас ведь не убили!»
Да-да! И я никого не убивала! А уж Аделаида — тем более!
Аделаида: И, тем не менее, рассчитывая на поддержку столь высокого уровня в своей попытке карьерного рывка НМЦ прибег к имевшимся наработкам с 2013 года с ресурсов ИАД.
Диана: «Спер. Не побрезговал» (с)
— Чего я не боюсь в жизни, так это интервью, — с веселой улыбкой сказал он, едва мы встретились.
— А есть вещи, которых боитесь?
— Есть! Боюсь, когда люди болеют, страдают, когда есть какая-то неразрешимая, неотвратимая ситуация. Я не боюсь смерти или похорон, а вот всего остального не пожелал бы ни близким, ни себе, ни даже врагам, потому что мне их тоже жалко.
Как работать звездой
— Пять лет назад вы оставили сцену. Фантомные боли преследуют?
— Нет! В тот день, когда я для себя перелистнул страничку судьбы, сказал себе: все! И просто пошел дальше.
— Какой это был день, помните?
— Да, очень хорошо помню. Как-то перед этим сидел у телевизора и слушал Ольгу Яковлеву. Ей задали вопрос, какую роль вы так и не сыграли? А я много ее видел на сцене: мама была безумной поклонницей Эфроса. И вот Яковлева говорит: Раневскую не сыграла, не успела. Ей отвечают: ну так вы только скажите Олегу Палычу, он вам пригласит любого режиссера! Она так иронично смотрит: «Раневская — гипертрофированная женская сущность. Она едет в Париж, у нее любовь. Она в детородном возрасте! А у меня это все давно позади…»
Натали: Ой, мне плохо! Караул! Грабют!
Сергей Ткачев: Да, голубушка, 2013 годом не обошелся. И роман он читал, и ЛО штудировал. Смотрите, как лихо подрезал ваши статеечки про любовь. Похоже они получились у вас весьма душещипательными.
Натали: Цискаридзе в Москву перевелся в 1987, а Эфрос умер в 1987, и Ольга Яковлева уехала во Францию до 1991г.. Все телеспектакли с ней были сделаны до 1980-го, ретроспектива была весной 1989 днем. А в 90-ые я её видела в Маяковке при заполняемости зала едва наполовину. В театр тогда почти не ходили. А актриса она театральная. Если бы Эфрос не снял её в своих спектаклях, то широкой публике она осталась бы неизвестной.
Сергей Ткачев: Да, что-то до недавнего времени он про неё не вспоминал в своих многочисленных интервью. Тренда не было.
Аделаида: Упокоились? Можно дальше?
И я подумал: «О-о! Как это точно! Карениной 24 года, Вронскому 21, Каренину 44! Я вспомнил, чтоФадеечев мне рассказывал про Уланову, он начал с ней танцевать в 21 год, она была уже очень взрослой. Чем старше она становилась, тем танцевала все быстрее, быстрее, быстрее! Чтобы никто никогда не понял ее действительный возраст. Записи это показывают!
Вспомнил некоторых коллег с оплывшими боками и валиками в области талии… Когда все это в моей голове соединилось, я подумал: так, не останусь ни дня!
В свое время, в день выпуска, 5 июня 1992 года, я дал обещание своему педагогу. Петр Пестов мне сказал: «Твоя природа уникальна, но она будет актуальна, пока она свежа. Увядание у тебя будет чудовищное».
— Вам предсказали, что карета превратится в тыкву еще до начала бала?
— Да! Пестов сказал: «Не делай глупостей, не тяни лямку. Твоя природа не может ползти. Двадцать один год — самое большее, что для тебя возможно!»
И вот я танцую «Жизель», и вдруг вместо того, чтобы бежать к двери, просто быстро иду. В этот миг у меня в голове ударил колокол. Еще не достигнув двери, понял: скоро все!
И мой последний спектакль, где я исполнял главную роль, произошел 5 июня 2013 года, через двадцать один год, день в день, как я дал обещание Пестову.
— Вы самый титулованный артист своего поколения. Ректор знаменитой петербургской академии балета. Но в нынешнюю участь выплыли из череды жутких скандалов. С чем вас оставил этот опыт?
— С уверенностью. Я на суде сказал: что бы вы ни делали, как бы ни выкручивались, двадцать один год существования Большого театра — это торжество искусства Николая Цискаридзе. Историю не написать по-другому.
И я в череде избранных артистов Большого — от Ростроповича до Галины Улановой, от Галины Вишневской до Майи Плисецкой, от Мариуса Лиепы до Максимовой, Васильева… Большой театр — это и я! Пройдет время, и будет сниматься один, другой, двадцатый фильм об истории Большого, где всегда будет упоминаться об этом суде и где они всегда будут проигравшими.
Сергей Ткачев: Ну вот видите, как плохо, когда выпадаешь из рамок образа, созданного ИАД. Есть заявление о прошлых заслугах. А обоснования правомерности своих карьерных претензий нет. Какая польза обществу, если место руководителя БТ займет НМЦ? Нужна программа, причем с целями и задачами госуровня. …Право же, как маленький…
— Ну, раз уж мы заговорили о Большом: что вы думаете о сегодняшнем состоянии almamater?
— Прошло пять лет, как я не служу в Большом театре. Я только что пришел на репетицию перед юбилейными концертами. В первый зал, который находится в историческом здании. Три года я служил в этом здании, с момента, как его открыли после реконструкции.
С первого дня было понятно, что с залом катастрофа. Он был уже сконструирован с ошибками. Ошиблись в наклоне пола, ошиблись в вентиляции, ошиблись в том, что окна сделали на потолке, из-за этого тени падают бог знает куда, отражаются в зеркалах и вам мешают.
Репетиционные залы и гримерные для артистов балета — основная часть жизни, и без комфорта многие вещи сделать невозможно. Я пришел 17 июня, жаркий день, находиться в помещении нельзя, вентиляция не работает. Раскаленное солнце повсюду, значит, из пространства в пятьсот метров триста нельзя использовать. Встать некуда, везде солнце слепит глаза — вращаться нельзя, в воздух не прыгнуть! Нельзя работать.
Нынешний директор тоже служит пять лет, как я, ректором. За пять лет для артистов не сделано ничего, все осталось по-прежнему в зале имени моего любимого педагога Галины Сергеевны Улановой. И здесь кончается искусство и дышит почва. Когда человек руководит предприятием, не понимая в нюансах профессии, никогда ничего не получится, какими громкими именами и цифрами себя ни окружай.
Человек, который руководит этим театром, должен понимать, что такое му-зы-ка! Об этом множество раз говорил Ростропович, об этом постоянно говорили Плисецкая, Вишневская, Образцова. А великая Джоан Сазерленд однажды прекрасно сказала: «Все забыли, что в опере прежде всего надо петь!» Режиссура — это второе. К тому же есть репертуар, который в Париже проходит на ура, а в Лондоне нет. И если вы берете названия, которые никогда в Москве не будут иметь успеха, названия, которые не нужны этому городу…
Привожу один пример уже много лет: мы прилетаем в другую страну. Что видим первым — туалеты и тележки. «Театр начинается с вешалки» — не просто фраза. Когда вы переступаете порог любого заведения, по туалету можно все сразу сказать о его начальстве. И можно говорить какие угодно высокие слова, но вы заходите в здание и сразу — по порванным коврам и халатному отношению к нуждам зрителя — понимаете, что происходит…
— А вы бы знали, что делать?
— Когда меня спрашивают, знаю ли, что надо делать с Большим театром, я просто отвечаю: я знаю, что надо делать вообще! Большой — мой дом. Знаю здесь все пути. И когда там люди начинают врать, я знаю, в какую сторону они двинутся, потому что я с ними вырос. Мне в детстве сделали прививку от их яда.
У меня однажды был конфликт с одной дамочкой, неудавшейся актрисой. Раз я ее аккуратно обошел, другой…
Наконец мне один важный чиновник говорит: Коля, ну что такое? Я ему отвечаю: понимаете, спать с народным артистом и стать народным артистом — две диаметрально противоположные вещи.
Как говорила покойная Алла Шполянская, «талант половым путем не передается!» Так вот, когда ты в самом сложном, самом главном, самом изощренном и на прекрасное, и на отвратительное коллективе становишься номером один в первый год, это просто значит, у тебя есть не только способности, но и мозги.
Сергей Ткачев: Ну вот опять этот детский сад. И про половой вопрос зачем-то ввернул. Вся аргументация на личном уровне- «я, я, я…» А это уже не сцена. Для руководства такого маловато будет.
— Вы часто говорите, что работаете звездой. Что это значит?
— Многое. Первое. Это когда ты отдаешь себе отчет в своем статусе на сцене. Не просто стоишь в центре и ждешь поклонов, цветов. Ты играешь роль, у нее есть история исполнения, национальность, хореография. И со всеми этими отправными точками ты должен быть лучшим.
Второе. Это четкость поведения за кулисами и на сцене. Когда я служил в театре, я всегда мог зайти в буфет без очереди. Мало того, что у меня был статус такой, но ко мне еще все относились нежно. Я всегда вставал в очередь. Если сильно опаздывал, мог попросить: «Можно я возьму, у меня репетиция…» Но если люди лезут во всех отношениях без очереди, я быстро объясню, что здесь есть и покруче. Как мне сказала однажды Марина Тимофеевна Семенова на мою реплику «Вы великий педагог!» — «Ты думаешь, я не понимаю, кто я?» Урок на всю жизнь: даже если мы прекрасно понимаем, кто мы, почему мы должны об этом все время рассказывать?
У меня было ужасающее впечатление, связанное с одним артистом, которого все обожают и считают гением (я тоже считаю его гением). Про него в СССР сняли документальный фильм. Он в этом фильме играет Шекспира: показано, как он идет из дома, как его гримируют, как играет первый акт. Потом показывают антракт: сначала — артист, отрешенный, в кресле, потом крупным планом буфет, кто-то звонит в автомате за 2 копейки, кто-то покупает пирожные, кто-то пьет сок, и через репродуктор идет звук зрительного зала.
На все это наложен голос главного героя: «Быдло. Пришли! Не понимают, что они слушают Шекспира! Что надо готовиться!» В эту секунду у меня возник такой протест внутри! Если тебе публика неинтересна, не трать на нее свою жизнь. Терпеть не могу разговоров о том, что публика — дура.
Могу честно сказать: я скептически отношусь к критикам. Но к публике — никогда!
Третий момент — то, чем мы занимаемся сейчас. Давать интервью, фотографироваться — часть профессии. И чем ты становишься известнее, чем чаще появляешься в СМИ, тем яснее должен понимать: тебе повезло! Вот потому работаю звездой, если надо. А когда не надо — меня никто не увидит.
Натали: Ну, вот опять. Сразу все заделались знатоками Шекспира. Без него и шагу не ступить…
Сергей Ткачев: Натали, не цепляйтесь. Да-да, Шекспир хрестоматийный автор. Ну задало ЛО тренд такой …шекспировский. Так радуйтесь.
Аделаида: Знаете, что в этой ситуации смешно? Младшие музы не соображают, в что превращаются, отрицая главенство старших муз. Причем, все ведь очевидно! В том числе и тонкие расчеты, когда Цискаридзе о России говорит в патриотическом плане, то понимаешь, что у него ведь тут… недвижимость. А вот даже роман Сомэрсета Моэма назвал, явно не зная, что Моэм был шпионом и пытался здесь пакостить еще в 1917 году. Но даже перечисление всех этих тем, поднимаемых в «Литературном обозрении»… выглядит не интереснее жужжания мухи.
Я с детства был солистом
— Как вас воспитывали?
— У меня была прекрасная жизнь в Тбилиси. Мне никто ничего не запрещал, меня ни в чем не ограничивали, на меня никогда не давили. У нас проблема всегда в доме была одна: как Ника ест!
— А что, Ника плохо ел?
— Очень плохо. Надо было сесть и съесть вот эту порцию каши. И пока не съешь, не встанешь. Но если я сказал «нет», перебить это было нельзя. Я мог сутки просидеть перед манной кашей и не встать со стула, но к ней не притронуться…
— Ну и кто побеждал — вы или каша?
— Всегда я. Каша сворачивалась.
— Прямо образ будущего единоборства с жизнью. Когда в нее вошло тяжелое слово «призвание»?
— В тбилисское училище я поступил сразу. С первого дня все педагоги говорили: этого мальчика надо везти в Москву, и в воздухе витало имя — «Пестов»! Мама категорически не хотела, наконец ее уговорили. Меня привезли. Был полный набор, нам сказали: нет мест! Мы вернулись в Тбилиси. Привезли второй раз, потому что я себе сказал: буду здесь учиться! В московском балетном училище есть лестница, которая ведет к парадному входу. Каждый раз, как на ней оказываюсь, вспоминаю, как я спускался по ней, рыдая.
И второй раз меня не приняли, я отлично помню педагога, которая меня просматривала. Она сказала: у мальчика нет вообще никаких данных.
— Назовете имя?
— Зачем?! Но я понимал, что это неправда. А мама поверила: «Ника, ну какая Москва?!» Я ее уговорил на Ленинград. Были мартовские каникулы, снег, сосульки, очень холодно, меня просматривают и берут — с 1 сентября. Мы возвращаемся, и в этот момент празднуется семидесятилетие тбилисского балетного училища, приезжают делегации из всех городов, и я выступаю. Среди москвичей — выдающийся педагог Прокофьев. Он говорит маме: «Я мальчика возьму, но почему вы в Москву не приехали поступать?» «Нас не взяли». «Как не взяли?!» Мама грустно отвечает: «…мы до Головкиной не дошли. Нам сразу сказали: данных нету». «Как нету?! Мы таких детей днем с огнем ищем!»
И он объяснил, что надо сделать. В училище был такой человек в погонах — Дмитрий Аркадьевич Яхнин. За училищем всегда был присмотр, к тому же туда поступила Таня Андропова, внучка вождя, очень одаренная, никто Таню не возил на «Чайках», но все равно охрана была. Яхнин после войны долгое время работал в Тбилиси, и мама нашла людей, которые его знали. Он сказал: «Я обещаю только одно — его посмотрят честно». Меня действительно честно посмотрели, и я попал в класс к тому самому Пестову! Перевестись из республиканского училища в Москву была настоящая победа.
И когда я попал в балет, произошло чудо. Как в «Щелкунчике», когда Маша преображается. Мальчик с улицы, ни имени за ним, ни династии, но все происходило так, как должно было происходить. У меня было ощущение, что вся жизнь придумана для того, чтобы я был здесь! Я ведь вырос дома один. Няня все время готовила, стирала, убирала, а я сидел на огромной веранде со своими игрушками. Обо мне вспоминали, когда надо было поесть и положить спать. И я был абсолютно самодостаточным ребенком. Я уже был солист. В собственных глазах.
— Счастье, что вы стали солистом в глазах всего мира. Не всегда и не у всех получается…
— О, еще бы. Это настоящий трюк! Кстати, еще в школе я был на концерте в США, на сцену выходили очень известные артисты. И каждый подражал манере или Барышникова, или Нуреева. Я себе сказал: ни-ког-да! Мне так нравилось, что когда в Большом «Спящую» танцевали Семеняка, Павлова и Семизорова, это были три разных спектакля. Я с детства знал: не хочу быть похожим ни на кого!
— Ну так и было. Помню, как мне известный французский критик сказал: у вас на сцене уникальный случай — танцует Демон Врубеля…
— Знаете, однажды было забавно: пришли какие-то западные корреспонденты, меня снимают, восхищаются — какое лицо! А моя Лена, гример, в руках которой я вырос, говорит: «Если б кто-нибудь видел это лицо вначале. Мы все смотрели и думали: что с этим лицом можно сделать?! Это негримируемое все!»
Дари то, что жалко
— В детстве был урок, который остался важен?
— Мне няня всегда говорила: дари то, что жалко. Если я спрашивал: «Эту подарить игрушку или эту?» «А какая тебе больше нравится?» «Красная!» «Вот ее и подари…» «… что отдал, твоим пребудет, что оставил, потерял», — я потом прочел у Шота Руставели.
— Как начался для вас театр?
— С театра кукол, а потом были гастроли Образцова. Я влюбился не в «Аладдина» или «Золотой петушок». Я влюбился в «Необыкновенный концерт» как идеальную модель пародии, огромный способ игры, побег от реальности. И потом у меня дома были постоянные концерты, которыми я мучил маму, няню, соседей…
—Жизнь в Тбилиси со всеми ее ритуалами сама по себе театральна…
— Да, мама была дружна с семьей, где всегда бывал Параджанов. В этом доме собирался весь цвет грузинской и русской культуры, было принято ходить в консерваторию, в театры, на выставки, это был стиль жизни аристократического Тбилиси, мама все это обожала и всюду меня за собой таскала. У меня есть смешное воспоминание про выставку Параджанова. Пришли известные люди: Котэ Махарадзе с Софико Чиаурели, Джансуг Кахидзе, знаменитые артисты, композиторы… Для меня это все люди из телевизора, интересно, как они выглядят вблизи. И вот приехала Нани Брегвадзе. К ней кидается Сережа, восклицая: «Нани! Какое платье! Какая роскошь!» Она говорит: «Я тебе так благодарна, Сережа, что ты это все устроил. А то мы же встречаемся только на похоронах. Некуда выгулять наряды!» Я ей это недавно напомнил, она очень смеялась.
Сергей Ткачев: Дамы, а вам не надоели эти детские воспоминания? Как родился, как учился? Ведь, даже, как женился, нет.
Аделаида: Понятно, что в связи с нынешней деятельностью человек ищет идеалы и примеры воспитания в своем счастливом детстве. Но, можно было бы и соответствующий предмет поучить. Вон у нас, как Диана с Натали вдарились в педагогику — за уши не оттащишь.
Натали: Не надо грязи. Мы этим предметом занялись, «как женщина, как мать». Для нас данная предметная область вполне органична.
Диана: А меня другое удивляет. Вот НМЦ рассказывает о своем месте в БТ, но не говорит о своих ролях, о работе над образами, о творческих муках.
Аделаида: Ага! Так скоро и забудешь а где и что он танцевал.
Шалите сколько хотите
— Когда вас назначили ректором, многие были уверены: скоро провалитесь! Но этот прогноз забылся очень быстро.
— Потому что мне дали карт-бланш.
Огромное количество людей, кричавших «караул», говорило: дайте ему карт-бланш и вы сразу увидите, какая это гадина.
А другие говорили: дайте ему карт-бланш и пусть он получит возможность доказать, что он что-то умеет. Прошел год: ни одной жалобы ни от педагогов, ни от родителей. Теперь прошло пять лет.
— И что сегодня?
— Ну что сегодня? Например, мне звонят и говорят: у нас визит первого лица такого-то государства и будет первое лицо нашего. Пожалуйста. У меня образцово-показательное заведение, и не в день высокого визита, а каждый день. Академия вошла в двадцатку элитных российских вузов по рейтингу Forbes. Я всех приучаю: жизнь должна быть только такой. Другой не бывает. Просто я сам организованный человек, у которого все всегда лежит по полочкам, по цвету, по номеру.
— Вроде немецкой крови в вас нет — только примесь французской?
— И как сказала одна моя знакомая, «теперь понятно, в кого ты такой мелочный и склочный!» Но я пытаюсь научить детей: самодисциплина — главное.
— Вы начали с того, что отняли у детей гаджеты…
— Не отнял. Я запретил ими пользоваться в классе. На переменах — пожалуйста: всюду специально сделан доступный интернет.
— Вы запретили педагогам курить…
— Неправда. Я все для них организовал так, чтобы они не курили на глазах у детей. Когда я пришел, крыша текла, сотрудники курили в лицо детям, в интернате в одной комнате жили восемь человек, окна не открывались, дисциплина была на нуле. Программа, которая готовилась к выпускному, — дикий «совок», оперетта Самарканда!
А воровство в столовой я изводил два с половиной года!
— Говорят, теперь в академии царит небывалая чистота?
— Я все взял у великой Головкиной. Она везде проверяла чистоту. Но когда она стала старше и шла в кабинет одним путем, в школе стали мыть только этот путь. Я понял: пока я в силах, буду ходить везде, чтобы везде было чисто, особенно там, где должно быть особенно! Столовая, санузлы. К сожалению, так как я веду уроки, все знают, что с одиннадцати до часу я не пройду нигде.
— И пользуются?
— И пользуются! Но есть люди, которые мне моментально в телефон присылают съемку нарушений.
— Стучат?! Не может быть, чтобы вы это поощряли!
— Марина, я не поощряю! Но я не поощряю и ситуации, в которых служители академии показывают не тот пример, который должны показывать! Я ненавижу бриться — видите, я небрит? Потому что мне не надо идти к детям или в телевизор. Из-за детей я бреюсь постоянно.
— Муштра и свобода как соотносятся в академии?
— Я в классе детям говорю: я не хочу Николая Цискаридзе! Никаких подражаний. Русский балет преподается со стула, показ — как последняя мера воздействия. Чтобы не навязать свою манеру. Ни Пестов, ни Семенова со стула не вставали. Только чтобы шлепнуть или так дать по морде, что искры летели.
Я детям говорю: «Шалите сколько хотите! Сделайте уроки — и шалите, я вам разрешаю!» Мячик — я им купил что-то еще — я им купил! Но я просил не разбивать окно в классе? Вы пообещали? Разбили? До свидания, мячик!
— Как они к вам относятся?
— Доверяют.
— Были случаи, когда приходилось вступать в конфликт между ребенком и педагогом?
— Постоянно! Иногда приходится действовать очень жестко. Был смешной случай. У нас, как ни странно, есть несколько сотрудников с фамилией «Путин». Однажды педагог вошла в пике с мальчиком. И он карандашом написал в своем дневнике на каждой странице, что такая-то — такая! Естественно, скандал, крик! Она отказывается принимать извинения, вызывают родителей, он стоит гордый, наглый: вызов! Я понимаю: главное — сбить с него этот героический настрой, беру дневник и на каждой страничке что-то стираю. Он внимательно на меня смотрит, не понимает, что я делаю.
Я ему говорю: «Думаешь, сейчас буду возмущаться? Нет, на каждой странице сотру одну буковку и отправлю в прокуратуру. И тебе предъявят оскорбление президента».
Он меняется в лице, мамаша берется за сердце. Я говорю: «Ты герой, да? Шикарно. Воюешь с женщиной? Значит, будешь отвечать как полагается». Он делается зеленый, я ему объясняю, как надо поступить, и он уходит. И мы остаемся с мамой и с педагогом, которая требует его отчисления. Я сказал: «Вы считаете, его нужно отчислить? Я вот помню, как мне в училище один педагог сказал: тоже мне Нижинский! И как я ему нагло ответил: пройдет время — и я стану как Нижинский! (потом он с гордостью посещал мои спектакли). Мы сегодня не знаем, кем станет этот мальчик, может быть, славой русского балета. Отчислять его нельзя!»
Диана: Ну вот, видите, откуда такая «любовь» к лидеру. Кругом «свои люди». Грех связями не воспользоваться.
Сергей Ткачев: Теперь и Дианочка научилась «подсекать». Ладно, давайте дальше.
— Мне рассказывали, вы своих учеников сами в Эрмитаж водите.
— Да, вожу везде, где только могу, и постоянно с ними разговариваю. Никто из них раньше не видел ни одного советского фильма. Мои классы принудительно смотрят. Посылаю им ссылки на оперы, фильмы. Допустим, они читают толстовское «Воскресение», я им говорю: хочу, чтоб вы посмотрели картину Швейцера. Там гениальная режиссура. Это надо видеть, этим надо напитаться. Сами никогда не посмотрят — слишком длинно. Ритм другой. Они сегодня не пишут «спасибо», они пишут «сп.», и надо жить с этим.
— Вы двадцать один год сдавали самые сложные экзамены на мировом уровне. Сегодня вы человек, который их принимает.
— Я говорю им: двойка — ко мне! И когда они мне пересдают, у них волосы дыбом. Отметки не ставлю, сидит педагог, который оценивает пересдачу. А вот состоялась ли пересдача, решаю я. Не хотите со мной общаться? Сдавайте вовремя, и вы меня не увидите. В этом году пересдачи не было ни одной!
— Какие у вас отношения с Петербургом и его гением места?
— Фантастические. Но я город не вижу. Я живу напротив Никольского собора. Ни одного спектакля в моей жизни не прошло в Мариинке без того, чтоб я не зашел в Никольский, а уж потом на сцену. В каждый свой приезд я первым делом бежал в Никольский. Сейчас если за год два раза захожу в собор — это счастье. У меня физически нет ни часа. Я уезжаю из дома в 9.15. И возвращаюсь вечером, а за день так налаешься, что челюсть сводит.
Когда Терпсихора несется прочь
— Вы наблюдаете власть давно и близко. Она вам нравится?
— Я не могу говорить о власти как таковой. Потому что
о власти можно говорить тогда, когда ты ровня. Люди, которые дают советы, особенно из моего цеха, артистического, у меня вызывают оторопь. Господи, товарищи, вы в гримерке у себя уберитесь! Прежде чем учить, что делать со страной.
Меня впервые пригласили в Госсовет по культуре в 2011 году. Как любой артист, я наблюдательный человек: совет идет долго, времени много, мы там сидим по алфавиту, и я вижу рабочее место президента. И ему задавали вопросы, он что-то себе отмечал карандашиком. Потом стал отвечать. Я, как человек телевизионный, знаю, что такое «ухо», микрофон-подсказка. А уха нет! Я это вижу. Он моментально дает комментарий: «это сказано в таком-то законе, а это было тогда-то, мы пересмотрели, и теперь это идет вот в такой редакции…» Четыре часа совета у меня падала челюсть. Я начал заглядывать под стол: может быть, там суфлер и микрофон?! Не было никаких гаджетов, ничего. Человек в материале по всем пунктам! И я понял: или я соберусь, поступлю на юридический и научусь понимать проблему, или я никогда не буду руководить.
Диана: Фу-у-у… А я-то думаю, с чего Аделаида в связи с НМЦ про Жирика вспомнила и про холуйство…
Натали: Действительно, весьма одиозненький пассаж.
Сергей Ткачев: Противно — так и скажите!
— Ради этого второе высшее?
— Абсолютно! Я никогда не хотел быть руководителем, но вся внутритеатральная ситуация привела меня к простой мысли: чтобы что-то сделать для искусства, надо стать руководителем и заниматься этим всерьез, потому и выбрал факультет «трудового права» в московской юридической академии, ведь всегда придется быть или работодателем, или работником.
— Русский балет — мировой бренд. В каком состоянии этот бренд сегодня?
— Русский классический балет как был первым, так и есть. Но относительно себя самого двадцатилетней давности он сегодня в сложном состоянии. Разрушили очень многое в 90-е годы и никак не хотят понять, что пока менеджеры будут стоять во главе процесса… Мы должны принять закон: в театре главное лицо — балетмейстер, режиссер, художественный руководитель (человек из артистической среды). Но ни в коем случае не чиновник, театровед, менеджер, тем более не представитель бизнеса.
Как только это происходит, Терпсихора и Мельпомена убегают стремглав. Аполлон разворачивает квадригу, Гелиос скрывается. Потому что в этом месте будет царить доллар.
Сергей Ткачев: Ага! Сразу хочется поцитировать: «хотя сама идея и степень проработки параллелей муза- исторический персонаж понравилась. »
Аделаида: Очень понравилась …и легко присвоилась, поскольку работает…
Натали: Почему же он Талию не помянул? Талия-то никуда не убегала! Просто в Питер переехала. У нас как раз Мельпомена и Терпсихора за долларом смылись…
— А современный балет, который теснит очень многое?
— Прекрасно. Пусть теснит. Но не смотрит русский зритель это, не смотрит! Это все фестивальная история. Взяли миллион, сделали в лучшем случае на триста, остальное распределили между своими, показали на фестивале, дали «Золотую маску» или другую местную премию, через день этого не видит никто. Могу назвать спектакли, длинный список, который, например, в Большом театре канул в Лету.
— А что происходит с «Нуреевым» Серебренникова?
— Ну он пока все же изредка идет. Я очень люблю Кирилла. Я его большой поклонник. Но во всем, что касается балета «Нуреев», есть один ответчик. Когда ставится балет, сначала пишется либретто, потом оно утверждается. Потом пишется музыка, заказываются декорации и костюмы. Потом начинается постановка. Это государственный театр, и это разные контракты. В этой истории Кирилл выступает автором либретто, автором декораций, режиссером-постановщиком. Значит, контрактов три. Значит, кто несет за них ответственность? Исключительно директор. Вы заказали и вы подписали. Но тогда почему за государственные деньги вы устраиваете такое, что потом сами и осуждаете?! Вы что, не понимаете, что есть публика, которая — хотите вы этого или нет — непременно и остро среагирует? Вы не знаете, сколько ставится спектакль? Не знаете, как составить расписание? Как же вы можете говорить, что не хватило времени и надо переносить премьеру? Это работа менеджера. Вы и ее не можете сделать?! Значит, вы не на своем месте. Здесь очень много вопросов, которые давно пора задать.
— То есть вы считаете, что не политический хайп вокруг «Театрального дела» определил трудную судьбу этого балета?
— Я не верю в политический хайп.
Я верю, что вся эта история продумана. Она была организована в предвыборный год. Была выбрана тема. Такая, что, если возникнет скандал, он получится громким. Потому что личность и героя, и автора очень привлекает внимание. И тема скабрезная. Она не о творчестве. Она о биографии. Когда начинается хайп, вы всегда можете сказать: это — биография! Но вы — ее заказчик!
— Полагаете, это часть заказа, который к этому времени был уже где надо размещен?
— Скорее всего. Балет — это долгая подготовительная работа. Я это вам говорю как человек, который знает с изнанки весь процесс. Могу точно сказать: когда отдел планирования Большого театра что-то планирует, они не могут не учитывать кассу, риски и гастроли. Знаете, один интеллектуал сказал, что политика — битва троянских коней. А это был Троянский конь.
Аделаида: Интересно, у нас кто был «троянским конем»?… Бог с ними! Серебренникова, значит, очень любит… Интересно, за что? Потому что через него деньги спускают? Ведь выяснили, что у Серебренникова даже профильного образования нет! (см. Серебряное копытце)
Диана: И здесь опять приведу комментарии к статье! В прошлый раз была приведена лишь одна страничка из трех. Здесь всего было два. Посмотрим, как изменился тон. Комментарии оброжелательные, но вполне объективные и сдержанные. Есть, конечно, нотка истерии, но не так много. Основной тренд — нет развития, движения вперед.
Аделаида: Так правильно! Это же младшие музы! Если они отвергают главенство старших, развитие останавливается, но и к искусству это уже не относится. Это уже не традиция, а догма.
Натали: И там уже звучат нескрываемые сомнения в самом Цискаридзе… которые тут же поддерживаются градом напористых комментариев людей… явно не читавших статью, но весьма заинтересованных в его становлении и продвижении.
Viktoria Kogan Обожаю Цискаридзе! Мудрый, тонкий, знающий себе и людям цену…. желаю ему процветания в работе и счастья в жизни
Nemo .Viktoria Kogan Да, конечно можно знать себе цену, и она действительно может быть такой, но надо ли ее так громко всем объявлять? Может лучше подождать, пока потомки сами воздвигнут тебе памятник нерукотворный и протопчут к нему не зарастающую народную тропу…?
Софиязойская Эра Современный балет не популярен, если нет талантливых постановок. Огромный интерес вызвали балеты на музыку Леры Ауэрбах («Русалочка» и «Татьяна»), которая уехала из России в США. Фурор вызвал балет «Жизель» Матса Эка — совершенно новая интерпретация, когда Жизель оказывается в психбольнице. А балеты на музыку Макса Рихтера? Критика отнесла их к шедеврам. А балеты Иржи Килиана? Наибольшую популярность у молодежи получил балет «Шесть танцев» на музыку Моцарта. В свое время диск с балетом «Красная Жизель» в постановке Эйфмана разошелся огромным тиражом. Были великолепные номера современного балета при показе «Большого балета» по каналу «Культура». Цискаридзе — гениальный актер в классическом балете. Но не является ли подобный консерватизм одной из причин того, что новые гениальные балетные спектакли в других странах, а не в Большом театре? Хорошо, когда сохраняются традиции. На них держатся скрепы. Но плохо, когда нет движения вперед.
Анатолий Клименский Софиязойская Эра автор удалил свой комментарий
Софиязойская Эра Анатолий Клименский Вы можете перечислить все направления живописи, музыки, скульптуры, архитектуры? Я не способен. Посмотрите эти балеты, большинство есть в Интернете. И сами определите жанр каждого из них. Я не работаю в области балета, не являюсь критиком или иным специалистом в этой области, поэтому не разделяю балеты на жанры. Я только зритель.
Олеся И Софиязойская Эра Большой это про консервативный балет. Кто-то должен его сохранять. Хотя и жалуются, что идёт перекос в технику. Но поиски нового танца требуют и другого отношения к телу. То есть нельзя быть одновременно и классическим танцовщиком, и звездой какого-то нового направления, я так понимаю. Но эксперименты, естественно, необходимы и поиск нового выражения для традиционной классики тоже.
Софиязойская Эра Олеся И Большой — это две сцены. Одну можно сохранять в классике, а другую — эксперимент. Типа Третьяковки, где два помещения разделены по направлениям — старое и новое искусство.
Alex Simply Надеюсь, что все разумные люди желают Цискаридзе — удачи. Но многое в нём вызывает сомнения. Как-то вот … ну … Джобс говорил … не навязываю …
Павел Шумкин 30 лет назад,когда впервые попал в США, то так же четко понял, что «все ценное начинается с достойных туалетов». Автор прав абсолютно и в том, что строители театров, ресторанов, стадионов и других присутственных мест обязаны слушать в первую голову тех профессионалов, которые в них выступают. И учится за рубежом высокому вкусу. Так как практически все новые «мыльницы», понастроенные в последние десятилетия из стекла, пластика и бетона, совершенно не приспособлены визуально и акустически к восприятию высококачественного цвета и звука. Николай Цискаридзе во всем прав.
Oleg Geraschenko Я точно не помню в каком фильме, но кто то сказал такую фразу, «Прежде чем летать, нужно сначала научиться стоять и ходить». Я тоже не балетоман, но думаю, что прежде чем заниматься модерном, нужно прежде научиться танцевать классику, которая, как мне кажется, является основой основ, всего танцевального искусства в целом. После первого просмотра выпускных спектаклей Академии Русского Балета в Кремле, я, не особый любитель балета, смотрел весь спектакль от начала и до конца не отрывая глаз от сцены. И как выяснилось после спектакля я был не одинок. Я был потрясён тем, что балет может быть настолько ярким, динамичным и красочным зрелищем. А ребята, студенты Академии, исполняли классические вещи восстановленные Николаем Максимовичем. Но КААААК они исполняли, это была гармония пластики актёрского мастерства и хореографии. Вот как ДОЛЖНО быть. И поклон нижайший Николаю Максимовичу за то, что он учит ребят не просто правильно делать ПА, а создаёт гармонично развитую личность танцовщика.
Натали: Комментарии второго июля, добиваются третьего июля, сама статья первого июля, все делать надо очень быстро… «Терпсихора и Мельпомена убегают стремглав. Аполлон разворачивает квадригу, Гелиос скрывается» — большой переполох ощущается. Вдруг вы и долбанули!
Аделаида: Как это?
Натали: А так это! Статья Елены Бертрановны выходит третьего, чтоб обходным маневром задействовать старших муз, раз Каллиопе наплевать. И тут четвертого июля выходит Урания с «не могу молчать!» Вот и ответ на ваш вопрос! Все хитрые построения начинают рушиться, Елена Бертрановна открытым текстом кричит, за вы или против директорства Цискаридзе в Большом, тут и… того. Не буди лихо, пока оно тихо.
Диана: Ирина Анатольевна, похоже, не поняла, что речь опять о директорстве, она думала, что он туда педагогом лыжи мостит… Или руководителем балетной труппы.
Сергей Ткачев: А до нее самые простые и примитивные вещи доходят в последнюю очередь, не удивляйтесь. Она другими категориями ворочает.
Натали: Но долбанула так… что я поняла… или подумала… а может и вслух сказала… простое такое короткое слово. Здесь не слишком уместное, но обозначающее конец любого карьерного роста.
Аделаида: Что, в сущности, вполне закономерно! Ну, кто такой тот же Цискаридзе, чтобы оценивать реконструкцию Большого… вместо Ирины Анатольевны? Но в его задачу входило оценить постановку хотя бы «Нуреева» год назад, позднее и с «я люблю Серебреникова» — жужжание мухи.
Натали: Но ведь были и «Дети Розенталя», и унитазы на Театральной площади! Потом был публичный дом в «Руслане и Людмиле», попойка в «Онегине»… да много чего было!
Аделаида: Да хоть «Князь Игорь» как в сельском сельпо! Было где проявить лидерские амбиции, а главное, приверженность к высокому искусству. Но какое может быть искусство — без культуры? И у нас тут не отсталый кавказский закуток, где типа женщина — пустое место. Мало того, что не сказал спасибо тем, с кого не раз потом шкурно мыслишки потащит…
Диана: Да ведь в каких жизненных обстоятельствах его Ирина Анатольевна защищала!
Аделаида: Я так скажу, Диана, что хорош всем этим общественным фигурам делать скидочки… на пассивную педерастию. Не нанимались! Вот даже если бы Ирина Анатольевна ни слова о нем не сказала, ни плохого, ни хорошего, как сейчас, все же надо соображать, кем не только он, а все они останутся в веках, пока стоит Россия (а она и не такое переживала!), если при них такую мерзость можно сделать с женщиной, как раз, за ее гражданскую позицию и следование Заповедям Господним!
Натали: Это еще не касаясь предательства всех нас с холуйством на выборах.
Аделаида: Но раз такое можно сотворить с женщиной, а до этого накидать оторванных женских голов в качестве «вещдоков» нашего «терроризма-экстремизма»… То уж точно не ему поминать всуе общечеловеческую культуру.
Натали: Ну, и кого он старательно воспитывает нынче? Марионеток для нуворишей?..
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Хрустальная мечта. Часть I
- Хрустальная мечта. Часть II
- Хрустальная мечта. Часть III
- Хрустальная мечта. Часть VI
- Хрустальная мечта. Часть V
Конечно Николай Максимович — лицо русского балета последнего двадцатилетия. Незаурядная личность, гипнотизирующего обаяния. Его выступления и на сцене, и качестве интервьюируемого — огромное удовольствие для зрителя и слушателя, всегда наслаждаюсь и восхищаюсь умением владеть собой, с достоинством парируя не самые удобные вопросы. И конечно его вклад в возвращение к классическому балетному прочтению в противовес маргинальному новоделу, заполонившему театральные подмостки значителен и весом, пусть даже силами старейшего балетного училища страны, а не Большого театра, который все же оказался ему не по плечу, увы. И если его поведение в «кислотной атаке» чисто по-человечески понятно, ну струсил человек, ведь на кону стояла его жизнь, не меньше. На амбразуру бросаются только с третьего уровня, никак не ниже, а Николай Максимович пытался выйти на второй, но не удержался. Бывает.
Но его выступление в качестве доверенного лица нашего самовыдвиженца и «непричёмыша» повергло меня в глубокое разочарование. Я часто вспоминаю, как на книжной выставке наблюдала проход Жириновского со свитой и как охрана павильона, втянув голову в плечи, побежала навстречу «чего изволите». Их никто не гнал, им ничто не угрожало, Жириновский и без них бы прекрасно обошелся но холуйская натура взяла верх и никакие скидочки на «жись такая» не прокатят. Николай Максимович гениальный мастер жеста, любуюсь всегда его женскими партиями, одна из которых из «Светлого ручья» приведена в ролике к этой статье, и мне очень интересно было бы посмотреть на него в живом общении с тем, который не нуждается ни в чьей поддержке, с подачи которого в огромной стране происходит то, что критиковал НМЦ в масштабах БТ. Какое достоинство, какое благородство? Холуйство, неприкрытое холуйство. Мне больно говорить это в отношении НМЦ, но и молчать не считаю возможным.