После статьи Чашечка кофе. Часть IV мужчины немного побеседовали об аристократизме, точнее о русской аристократии. Это интересная тема. Она позволяет повнимательнее присмотреться к собственному поведению, к воспитанию собственных детей, к тому, какие требования следует предьявлять к поведению в обществе, какие стандарты следует задавать этого самого поведения.
Искал ссылку на давнюю статью середины нулевых, когда ИАД отбивала охоту у новых русских примазываться к аристократии. Там заметка вышла после ее статьи о гербах и аристократии, в сущности, развернутый комментарий в ее ЖЖ, где сейчас комментарии закрыты, сам ЖЖ потертый… по понятным причинам, далеким от аристократизма.
Так вот в этой заметке утверждалось, что образ нынешних звезд из супермоделей, кинодив, оперных певиц — был как раз в 30-х создан русскими аристократками. Сейчас все подражают именно им, а не пьяным звездам-выскочкам 20-х. Но многие потому и не выдерживают этого образа жизни (полуотстраненного от всего земного, действительно звездного), что являются выходцами из другой среды.
Ну, взять Мерилин Монро, которая пила и принимала наркотики. Это у нее знаменитое фото на крышке от люка, где подол поднимается, обнажая ноги. Она не могла вынести аристократическую избранность, этому учат с детства.
Советские актеры к 80-м разучились держать спину. Так что… наговорить про себя можно многое, но… наверно, именно панель и определяет — кто аристократка, а кто обычная б…
Поэтому столь содержательный, любопытный и нравоучительный комментарий Сергея Ткачева сподвиг (так сказать) взглянуть с несколько иной точки зрения на диву советского экрана — Любовь Орлову. В прошлой части цикла было выяснено, что образ актрисы Георгий Александров создавал по лекалам, уже апробированным им в работе с Марлен Дитрих.
Любовь Орлова – это советская актриса, имя которой уже давно стало негласным символом всего советского кинематографа. В тридцатые-сороковые годы эта неординарная женщина была настоящим кумиром для миллионов людей во всех уголках огромной Страны советов. Но время меняет все.
Сегодня ее имя уже больше не произносится с придыханием. Большинство людей современного поколения даже не знают о существовании этой замечательной актрисы. Ведь советское кино ранних лет уже, словно бы потерялось где-то в прошлом. Черно-белые фильмы стали историей.
Надо отметить, что звёздный период её карьеры выпал на уже отмеченные (в собственной реплике) Сергеем Ткачёвым 30-ые. Далее будет отмечено, что творчество Александрова-Орловой было высоко оценено И.В.Сталиным, не смотря на очевидную асоциальность особенно первых их картин, а попытка в «Светлом пути» стать «созвучными эпохе», наоборот вызвало откровенное неудовольствие.
В советском кинематографе были звёздные имена и талантливые актрисы, но, вряд ли, они притязали на звание кинодив. Любовь Орлова задавала стандарты женской красоты и идеала сталинского барокко. И именно потому, что была носителем (родовых) черт российской аристократии, может, и не в полной мере, …но всё же…
Ознакомимся сначала с хрестоматийными фактами из её жизни. Как отмечал Сергей Ткачев, для девушек из аристократической среды было характерно хорошее воспитание, которому уделялось огромное внимание, практически, с пеленок.
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (ныне Московская область) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938), потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды.
Ее мама — Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) была родом из тульского семейства, (отец Сухотин, Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Государственного совета, генерал от кавалерии)[3], происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л. Н. Толстого. Бабушка Любы служила фрейлиной у одной из сестер императора. Ее отец — Петр Федорович Орлов был знаком с Шаляпиным, и иногда пел с ним романсы на даче Собинова.
В детстве Люба виделась со Львом Толстым, который подарил ей книжку «Кавказский пленник» с надписью: «Любочке от Льва Толстого». Эту книгу Орлова позже очень берегла, и всегда держала ее в своем доме под стеклом.
В гостях у семьи Орловых часто бывал Фёдор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием младшей Орловой (в домашнем спектакле ей досталась роль репки), напророчил девочке настоящую актёрскую славу, посоветовав родным развивать талант юной актрисы в театральной студии. Но родители, признавая её музыкальный талант, не только и не столько не хотели, чтобы знатная дворянка стала актрисой, но и не верили в её будущее на сцене из-за того, что она была инвалидом с детства — человеком с ограниченными возможностями здоровья из-за болезни Меньера, и мечтали только, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой. Поэтому, когда девочке исполнилось 7 лет, отвели её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.
К сожалению, отец Любы был азартным игроком, проиграл в карты семейное имущество и три небольших имения, которые кормили семью. Сама Любовь Петровна редко вспоминала о своем детстве, которое прошло в небольшом имении матери в Звенигороде. Известно, что она ходила в гимназию, а ее семья, окончательно потеряв все имущество после революции, перебралась к тетке в подмосковный Воскресенск. Люба посещала московскую гимназию у Никитских ворот, где занималась у преподавателей по классу рояля композиторов Гедике и Гольденвейзера.
С 1919-го года Любовь Орлова совершенствовала свою игру в Московской консерватории. Но через 3 года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена.
С 1922 года по 1925 год Любовь учится на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно берёт уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 года по 1926 год работает преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступает концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».
Из всего вышесказанного узнаем, что Любовь Орлова родилась в достойной семье с положением в обществе и замечательным кругом знакомств. Понятно, что девочку любили и баловали, но при этом она с детства была приучена к различным видам труда. Полученные навыки и умения будут затем проявлены ею в жизни в различных обстоятельствах. О качестве воспитания можно судить и потому, как в трудные годы невзгод гражданской войны, ещё юная девушка переносила выпавшие тяготы военного быта.
В годы Гражданской войны Орлова изуродовала себе руки, несколько лет возя в любую погоду в Москву тяжелые бидоны с молоком для продажи. Именно по этой причине позже в фильмах редко были видны руки актрисы. От мороза у нее воспалились суставы, и следы от этого заболевания остались на всю жизнь.
В 1926 году вышла замуж за Андрея Каспаровича Берзина, он был старше ее на 10 лет, являлся членом партии, был по специальности агрономом и служил в Наркомате земледелия, где занимал высокую должность заместителя наркома. Женившись на Любе, он перевез всю семью Орловых в свою квартиру в Хохловском переулке. На этом посту Андрей Каспарович занимался организацией и руководством финансирования всей системы землеустройства. Так же на него было возложено руководство работой Наркомзема по производственному кредитованию сельского хозяйства через систему кредитов. Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя Берзин содержал её и всех родственников Орловой.
После окончания Московского театрального техникума, с 1926 года по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра (первоначально — Музыкальной студии при МХАТе) под руководством В. И. Немировича-Данченко.
В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. В ссылке Андрей Каспарович пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака, в Латвии, где он жил у родственников.[4] О судьбе Берзина после его ареста Орлова ничего не знала, и, уже будучи женой Григория Александрова, просила Сталина узнать о судьбе своего бывшего мужа и помочь ему.
Как артистка хора и кордебалета, Орлова была занята, в основном, в эпизодических ролях. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру.
Однажды Немирович-Данченко предложил ей роль Герсильи в оперетте «Дочь Анго». Роль состояла из слов: «Да, гражданка! Нет, гражданка! Слушаюсь, гражданка». Но Орлова была умна, тактична, мало говорила, умела слушать, и вскоре в ее репертуаре появилась роль Периколы в оперетте Оффенбаха, а потом роль Серполетты в оперетте Планкетта «Корневильские колокола». В 1932 году режиссёр вывел артистку из хора, сделав солисткой оперы Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На оперу с первых же дней её представления толпами ходили театралы.
В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке.
Она также пела на маленьких концертах перед началом киносеанса в кинотеатре «Арс», помещение которого сейчас занимает театр имени Станиславского. Однажды к ней за кулисы пришел администратор, рядом с которым шел молодой человек. Он представился: «Александров!» В тот момент режиссер искал актрису на роль в фильме «Веселые ребята», и пришел специально посмотреть на Орлову, которую до этого видел в «Периколе». Александров обратил внимание, что Орлова хорошо поет, двигается и танцует, а сама актриса практически сразу в него влюбилась. Позже Орлова призналась племяннице: «Я увидела золотоволосого голубоглазого бога, и все было кончено».
В 1933 году состоялась встреча Любови Орловой с молодым начинающим режиссёром Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал её в своих фильмах.
О том, как в жизни Александрова возникла Любовь Орлова, существуют две версии. Согласно первой, рассказанной самим Григорием Васильевичем, он увидел Любовь Петровну в спектакле «Перикола» музыкальной студии Немировича-Данченко, в которой Орлова играла главную роль. Театралы тридцатых судачили, будто в Орлову был безумно влюблен руководитель студии, великий Немирович-Данченко. Но Любочка взаимностью на чувства своего художественного руководителя отвечать не спешила. «С ним же тогда жить придется, — отшучивалась она. — А я и так своего добьюсь». Встреча с Александровым доказала правоту ее слов.
Увидев 30-летнюю актрису, Григорий Александров понял, что наконец нашел свою Анюту. «На следующий день мы пошли в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Леонида Собинова, — вспоминал режиссер. — Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям… И на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего фильма «Веселые ребята». Она с ужасом слушала. Я говорил и говорил, надеясь убедить ее, потому что на мое предложение сниматься она сказала: «Нет». Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве. В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила: «Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?». Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость: «В спорах рождается истина».
Однако, по мнению современников режиссера, рассказ Григория Васильевича выглядит слишком уж красивым. Да и склонность Александрова к сочинению всевозможных баек («Я тут Молотову звонил, и он мне по секрету сообщил…» — одна из самых частых присказок знаменитого режиссера веселила всех его друзей) заставляет усомниться в категоричности, с которой Любовь Петровна отказывалась сниматься. Знакомые актрисы, напротив, утверждали, что Орлова мечтала получить роль Анюты. Но кинопробы с ее участием Александрову не понравились, и он завернул кандидатуру Орловой. Тогда Любовь Петровна уговорила свою близкую подругу, хорошо знавшую Александрова, пригласить его в гости. Не успел Григорий Васильевич, принявший приглашение, выпить чашку чая, как в дверях квартиры появилась Орлова. Еще через мгновение у хозяйки дома обнаружились неожиданные дела, и она, оставив актрису и режиссера наедине, убежала. Когда она вернулась, Любовь Петровна обратилась к ней со счастливой улыбкой: «Представляешь, Григорий Васильевич предложил мне главную роль в его новом фильме».
Орлова была утверждена на роль Анюты, и подписала трудовое соглашение, не обратив внимание на сумму гонорара, который ей полагался за съемки в «Веселых ребятах». Когда одна из подруг указала Орловой на скромность вознаграждения, актриса ответила: «Да такую роль я и бесплатно готова играть». Ей не хотелось произвести на Александрова впечатление склочной и жадной дамочки.
Александров в тот момент был женат, его супруга была очень приятная женщина, работала актрисой в Музыкальном театре, и у них был сын Василий, позже переименованный в Дугласа в честь Дугласа Фэрбенкса. Сам Александров был всегда элегантен, талантлив, очень остроумен, музыкален, играл на гитаре, рисовал и знал несколько языков. Благодаря дружбе с Эйзенштейном Александров в те годы выезжал за границу — был в Америке, в Мексике, в Голливуде, в Париже, Женеве и Берлине. Он общался с Диснеем, Чарли Чаплином, обожал Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд. Любовь Орлова тоже была несвободна — у нее был роман с австрийским инженером.
Роман Александрова и Орловой начался на съемочной площадке «Веселых ребят», и жена сразу же ушла от Александрова, позже выйдя замуж за актера Бориса Тенина. А Александров страстно мечтал сделать из своей жены настоящую кинозвезду, и дальнейшая жизнь Орловой была навсегда связана только с кино и с Александровым. Они до конца жизни называли друг друга на «вы», никогда не повышали друг на друга голос, и были очень красивой парой. Белокурой ее сделал тоже Александров — в жизни Люба Орлова была темной шатенкой.
Он звал ее Чарли, а она его — Спенсер, в честь Чарльза Спенсера Чаплина, которого они оба обожали. Александров создал образ Орловой в кино по образцу Марлен Дитрих. В «Веселых ребятах» у нее был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой черный парик и остается блондинкой — у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма с Марлен Дитрих.
К сыну Александрова Дугласу Орлова относилась спокойно, не вмешивалась в его воспитание, и это устраивало Александрова, который сам сыном тоже занимался мало. У самих Александрова и Орлова детей не было. Однажды Александрова, уже после смерти Орловой, спросили, почему так получилось, и он ответил: «Сначала она не хотела, а потом не могла». Возможно, причина была в том, что это был слишком большой риск для ее внешности и карьеры, важнее которой для нее ничего не существовало.
Когда был построен первый дом МХАТа в Глинищевском переулке, Орлова и Александров получили в нем квартиру. А в 1937 году они построили во Внуково очень красивую дачу. Это был один из самых элегантных домов в Советском Союзе, в котором многое было сделано руками самой Орловой. Ткани и мебель она привозила из-за границы и была очень хорошей хозяйкой. Ее дом славился феноменальной чистотой и порядком. Она всегда следила, что делают ее домработницы и сама прекрасно готовила.
Судьба фильма «Веселые ребята» поначалу сложилась не очень удачно. Мюзикл показался чиновникам от культуры явлением, чуждым советской действительности, однако фильм посмотрел Горький и порекомендовал его Сталину. Тот во время просмотра фильма много смеялся и сказал: «Словно в отпуске побывал…» Орлова стала любимицей Сталина. «Светлый путь» — единственный фильм, который позже не понравился вождю, и он сказал Александрову: «Вы уж слишком вылизываете советскую реальность. Вы перед ней стелетесь. Раньше вы развлекали, а теперь вы угождаете». Однако Александров стал Заслуженным деятелем искусств, а Орловой был вручен орден Трудового Красного Знамени.
После триумфального успеха «Веселых ребят» Орлову пригласили в Кремль, и Сталин спросил ее о каком-нибудь желании. Любовь Петровна ответила: «Я хочу узнать о судьбе моего первого мужа». На следующий день ее пригласили на Лубянку: «Ваш первый муж отбывает ссылку. Если хотите, вы можете с ним воссоединиться». Она поблагодарила за информацию и ушла. Позже на одном из приемов, посвященных фильму «Цирк», Сталин сказал Александрову: «Смотрите, не обижайте ее! Обидите — мы вас расстреляем!» Любовь Орлова стояла рядом и улыбалась.
После «Цирка» было дано указание одобрять все фильмы Александрова, и одновременно началось восхождение Орловой на Олимп славы. С этого момента зрители «под Орлову» стриглись, вырабатывали походку и улыбку, и шили ту же одежду, которую носила актриса. Которую, тем временем, обшивала известная в то время портниха Варвара Данилина, одевавшая только трех человек: кинозвезду Любовь Орлову, актрису Марию Бабанову и прима-балерину Большого театра Ольгу Лепешинскую. Кроме нее, для Орловой шили Надежда Ламанова и Елена Ефимова, у которой одевались Марина Ладынина и Людмила Целиковская. При этом нужно отметить, что и сама Орлова прекрасно шила, а зрители ее боготворили в любом наряде. Не было другой актрисы, которая бы пользовалась такой страстной любовью у своих поклонников. Во время любых гастролей публика ходила за ней по пятам. В конце 1930-х годов у нее был концерт в Ленинградской филармонии, и в это же время в Ленинграде проходили гастроли МХАТа. Машина, отвозившая после спектакля в гостиницу «Европейская» артистов Художественного театра Москвина, Тарханова и Аллу Тарасову не могла проехать из-за тысячной толпы. Актеры спросили: «Что случилось?» Милиционер им ответил: «Вам надо выйти из машины, дальше вы не проедете. Здесь люди ждут, когда выйдет Любовь Орлова». Москвин помолчал, улыбнулся и сказал: «Синема!»
Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Любови Орловой. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
В отличие от других тогдашних звезд советского кино (М. Ладыниной или Т. Макаровой), Орлова даже в ролях простых советских тружениц несла в себе «голливудское» начало, была кукольно красива (ее рост был 1 м 58 см, талия — 43 см) и музыкальна. Несмотря на то что часть зрителей именно за эту чужеродность не любили Орлову, однако число горячих поклонников актрисы было значительно больше. Среди женского населения тогдашнего СССР даже появилась душевная болезнь, которую медики нарекли синдромом Орловой. Она выражалась в маниакальном желании во всем походить на знаменитую актрису (для этого поклонницы специально высветляли себе волосы) и причислении себя к ее близким родственникам — сестрам, дочерям и т. д.
Несмотря на совершенно сумасшедшую популярность, Орлову отличали трезвость мысли, спокойствие, терпение и поразительный такт. Она прекрасно понимала уровень работ Александрова, его характер, страсть к первенству, стремление создать что-то необычное, склонность к эксцентрике и никогда не вмешивалась в конфликты Александрова, которых у него было предостаточно. Александров не пользовался уважением в своей среде. Дважды строчка «Сценарий Григория Александрова» в его фильмах появлялась неоправданно: Николай Эрдман, сценарист «Веселых ребят», был арестован, с титров «Цирка» выступившие в качестве сценаристов Валентин Катаев, Ильф и Петров сами сняли свои имена. Другая неприятная история произошла с Утесовым. Первые звания Заслуженных деятелей искусств РСФСР получили кинорежиссеры Протазанов, Кулешов, Эйзенштейн и актриса Любовь Орлова. А Леонид Утесов получил только фотоаппарат, и высказал свою обиду Александрову. В результате в 1959 году, когда фильм вышел вторично на экраны, Александров заменил голос Утесова в фильме, и песни за Утесова спел мхатовский артист Трошин. Лишь позже был восстановлен первоначальный вариант ленты, и сейчас зрители смотрят «Веселых ребят» в первоначальном виде с голосом Леонида Утесова.
Орлова настолько самоотверженно была предана своей профессии, что иногда не обращала внимания на травмы во время работы. После того, как картина «Цирк» получила «Гран-при» на Международной выставке в Париже в 1937 году, Галина Шаховская, балетмейстер, ставившая Орловой танцы в ее фильмах, вспоминала, что знаменитый номер на пушке был снят с одного дубля. Для съемки танца изготовили специальную пушку, вернее только верхнюю ее часть со стеклянной площадкой, закрывающей жерло. Прожектор, подсвечивающий снизу эту площадку, установили настолько мощный, что стекло начало быстро греться. Любовь Петровна, ничего не подозревая, безукоризненно исполнила танец и, как и было заранее предусмотрено, напевая, присела на раскаленную пушку. Актриса ничем не выдала себя, но после съемки ее увезли в больницу с ожогом третьей степени.
Премьера фильма «Цирк» состоялась в открытом зеленом театре в парке имени Горького на двадцать тысяч мест, и туда пришлось вызывать конную милицию — столько было желающих посмотреть фильм. После премьеры «Цирка» элегантная Любовь Орлова, владевшая тремя языками, стала лицом СССР на Западе. В сопровождении мужа она часто ездила за границу, побывала в Каннах, Венеции, Риме, Берлине, Женеве и Париже. У нее появились известные знакомые — Луи Арагон, Эльза Триоле, Пикассо и Жерар Филип.
Благодаря ей в СССР стали популярны белые платья с вырезом, деловые женские костюмы и завивка волос. Но лучше всего о влиянии Орловой на моду лучше всего говорит история с перчатками. Во время Гражданской актриса испортила себе суставы кисти рук, когда была вынуждена возить тяжелые бидоны с молоком в город. Далее она всегда считала руки некрасивыми и скрывала недостатки с помощью перчаток. В результате для советских женщин перчатки стали обязательным элементом модного образа.
За модой Любовь Орлова следила всегда. Даже в двадцатых годах, в самом начале своей карьеры, когда семья чуть ли не голодала, она старалась выглядеть максимально стильно. Для этого ей пришлось научиться шить. Долгие годы у нее было классическое черное платье, которое она постоянно перешивала, «подстраивая» под моду. Даже став известной, не стеснялась брать нитку с иголкой. Однажды, приехав в Париж, Орлова дважды сама меняла длину своей юбки, чтобы попасть в тренд и быть «как настоящая француженка».
В Париже у Орловой продолжилось увлечение модой. Она отовсюду привозила огромное количество дорогих, самых современных туалетов. Ее хорошая подруга Фаина Раневская шутила, что моль не может съесть туалеты в гардеробе Орловой, потому что моли там просто негде поместиться — так там все забито одеждой. В конце жизни Фаина Георгиевна рассказывала, как ее домработница, воспользовавшись тем, что Любовь Петровна засиделась в гостях у Раневской, решила пойти на свидание в роскошной шубе Орловой. Когда актриса собралась домой и обнаружила пропажу шубы, то не стала поднимать скандал, а вернулась и проговорила с хозяйкой дома до возвращения домработницы. «Сказать, что Орлова — добрый человек, — заметила тогда Раневская, — это все равно что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».
«В одном провинциальном городке, — рассказывал автор одной из книг об актрисе Дмитрий Щеглов, — женщина проводила на войну мужа и двух сыновей. И в честь каждого недалеко от дома посадила по тополю. Деревья прижились. А сыновья и муж погибли. Тополя растут быстро. У каждого было имя, повадки и голос, который женщина узнавала, когда налетал ветер. Прошло время, тополя стали совсем большими, они закрывали дом от дороги, от летевшей с нее пыли. Никакой другой пользы от них не было. Это женщине объяснили те, кто пришел к ней с топорами и пилами: дорогу расширяли, тополя надо было уничтожить. Но она знала, что когда начнут рубить, сердце у нее разорвется. Об этом она и написала в своем письме актрисе. А через несколько дней в город приехала Орлова. После концерта она показала местным бонзам, устроившим ей грандиозный по районным масштабам прием письмо вдовы, и все решилось за пару минут. Тополя оставили в покое».
Вслед за «Веселыми ребятами» и «Цирком» киногруппа Александрова начала в 1938 году работу над новой кинокомедией «Волга-Волга». «Это мое режиссерское счастье, что в фильме «Волга-Волга» снималась Любовь Орлова, которая могла делать все, — писал в своей книге Григорий Александров. — В роли Стрелки Любовь Орлова во всем блеске раскрыла замечательные качества своего дарования — умение сочетать эксцентрически комедийный внешний рисунок роли с подлинным лирическим чувством, с правдой человеческих переживаний».
В следующей картине Александрова «Светлый путь», снятой в 1940 году, Орлова создала образ пришедшей на завод трогательной и жизнерадостной деревенской девушки. Сохранились записки Любови Петровны о том, как она готовилась к съемкам в роли Тани Морозовой. «…Я успешно сдала техминимум, — рассказывала актриса, — и получила квалификацию ткачихи. Быстрому освоению профессии помогло то, что я занималась не только на уроках. Ткачиха должна обладать очень ловкими пальцами, чтобы быстро завязывать ткацкий узел; достигается это путем длительной тренировки. И я отдавала этой тренировке все свое время. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы всегда и всюду. Такими узлами я перевязала дома бахрому скатертей, полотенец, занавесей…»
После того, как началась война, в 1942 году Александров снял в Баку фильм «Одна семья». Киногруппа работала днем и ночью, люди спали в павильонах по три-четыре часа в сутки, пытаясь закончить картину как можно скорее, и веря в то, что она нужна зрителям. Но фильм явно не получился.
В 1942 году Орлова с гастролями посетила Тегеран, где имела оглушительный успех. Она стала первой советской актрисой, которую признали на Востоке.
Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.[
После войны карьера «звездной» пары успешно продолжилась. В 1946 году супруги уехали в Чехословакию, где на студии «Баррандов» сняли новую комедию — «Весна». Орлова сыграла в ней сразу две роли — ученой Никитиной и актрисы Шатровой. Однако съемки картины едва не закончились печально. Однажды Александров, Орлова и актер Н. Черкасов (он также играл в фильме одну из центральных ролей) возвращались на машине со съемок. Дорога была мокрой, и на одном из поворотов автомобиль выбросило в кювет. В результате Александров получил перелом ключицы, у Черкасова было поранено лицо, выбито несколько зубов. Сидевшая на заднем сиденье автомобиля Орлова практически не пострадала. Однако съемки картины пришлось остановить, так как двое участников фильма очутились в больнице. Но все обошлось. В 1947 году «Весна» вышла не только на экраны СССР, но и за границей. В том же году фильм демонстрировался на фестивале в Венеции, где Орлова получила специальный приз за исполнение лучшей женской роли (с ней эту награду тогда разделила И. Бергман). Успех сопутствовал фильму и в Марианске-Лазне в августе 1947-го, и в Локарно в июле 1948 года.
Стоит отметить, что уже во время съемок «Весны» Орлова явственно почувствовала, что ее время в кинематографе иссякает. Ей требовалось новое место для приложения своих творческих сил, и этим местом должен был стать театр. Конкретно — Театр имени Моссовета. Видимо, чтобы облегчить своей супруге приход в него, Александров пригласил в «Весну» несколько актеров этого театра. Р. Плятт и Ф. Раневская сыграли в фильме главные роли, а режиссера театра И. Анисимову-Вульф Александров сделал своей помощницей на съемочной площадке.
А в 1947 году Орлова снялась в фильме «Весна». После роли в этой картине у Орловой была в кино всего лишь одна интересная работа в кино в фильме «Встреча на Эльбе», где она сыграла шпионку Джоан Шервуд.
С этой картиной связан один занятный эпизод. Когда фильм был полностью смонтирован, его показали членам Политбюро. Решающее слово, как всегда, было за Сталиным. Когда в зале зажегся свет, он повернулся к Александрову и посоветовал ему вырезать из фильма эпизод пьяного разгула в американском офицерском клубе (в этом эпизоде разошедшийся Эраст Гарин срывал со стола скатерть, под безудержный джаз танцевали полуголые девицы). Свою просьбу Сталин мотивировал просто: «В этом эпизоде вы, товарищ Александров, незаметно для себя пропагандируете «американский образ жизни». И этот эпизод из фильма вырезали. Однако каково же было удивление Александрова, когда во время очередных ночных посиделок на даче у Сталина тот сообщил, что сейчас они пройдут в просмотровый зал и увидят фрагмент, который не вошел в фильм «Встреча на Эльбе». Это был эпизод пьяного разгула.
Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью.
Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой. Она была первой из отечественных актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, отличаясь изысканной аристократической внешностью и ухоженностью.
Сколько всего операция сделала Орлова, сказать сложно. В некоторых источниках говорят о шести. В любом случае, актриса стала настоящим первопроходцем среди советских знаменитостей в части косметической медицины.
Известно, что диве привозили в СССР специальный остродефицитный крем с эффектом мгновенного лифтинга, который действовал всего несколько часов. Его она наносила перед каждым выходом в свет.
Но не только эксклюзивным кремам и дорогостоящим процедурам Орлова была обязана своей долгоиграющей красотой. Так, у нее был свой, вполне бюджетный, секрет ухода за кожей лица: умываться кефиром и смывать его минералкой.
Забота о собственном здоровье не была для Орловой какой-то манией. Собственное тело было для нее инструментом, без которого невозможна актерская карьера. Поэтому она старалась максимально следить за ним. И хотя иногда курила, но в остальном вела правильный образ жизни.
Специально обливалась холодной водой, когда это еще не стало «мейнстримом». Не забывала и о физической нагрузке. До самой смерти актриса занималась по несколько часов в день у балетного станка и делала зарядку.
Любовь Орлова стала первой и, пожалуй, единственной «настоящей звездой» в СССР. Звездой со всеми обязательными атрибутами: толпами фанатов, баснословными гонорарами, шикарными автомобилями, большим домом и изысканным аксессуарами.
В сороковых — пятидесятых Орлова и Александров были одной из самых обеспеченных пар Советского Союза. Об их шикарной даче во Внуково с огромным каминным залом по Москве ходили легенды. Для того чтобы финансировать постройку подмосковного имения (к дому прилегал 1 га грибного леса), Орлова начинает гастролировать по стране, требуя с организаторов концертов по 3000 рублей за выступление (в то время как высшая концертная ставка составляла 750 рублей). Поначалу перечить ей никто не смел. Но потом кто-то написал письмо в ЦК партии. Лишь благодаря высоким связям статья «Недостойное поведение», опубликованная в газете «Советское искусство», не имела для знаменитости печальных последствий.
Киновед Юрий Сааков вспоминает: «Как-то Любовь Петровна продемонстрировала нам с писателем Поляковым (одним из авторов «Карнавальной ночи») свой «гастрольный» чемоданчик.
«Когда-то я приезжала с гастролей, ставила этот чемоданчик перед Григорием Васильевичем, он открывал его, а чемоданчик был полон денег».
Под конец жизни Любовь Петровна, по словам племянницы мужа, вздыхала: «Все пою, пою — то уголь надо купить, то забор на даче сделать…»
Гостями во Внуково становились самые знаменитые люди не только Советского Союза, но и мира. Так, буквально на несколько часов к Орловой и Александрову заезжала Марлен Дитрих. А великий Федерико Феллини, который вместе с Джульеттой Мазиной во время одного из Московских кинофестивалей был приглашен во Внуково, оставил одно из самых лучших высказываний о красоте хозяйки дома. В тот день, по воспоминаниям очевидцев, была плохая погода и Григорий Васильевич то и дело жаловался на накрапывающий дождик. Но стоило на крыльце появиться Любови Петровне, как Феллини воскликнул: «Кто сказал, что погода плохая? Вот и солнышко!»
Ночью 23 января 1975 года в роскошной квартире на Большой Бронной раздался телефонный звонок. Звонила Любовь Орлова, умирающая от рака в кремлевской больнице. «Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Приезжайте, я жду». Александров лихорадочно оделся, вызвал шофера и помчался к жене. Через сорок минут он был у ее постели. «Как вы долго…»- увидев его, с упреком сказала Орлова. Это были ее последние слова…
За год до смерти Любовь Петровна начала сниматься в своем последнем фильме «Скворец и лира». Согласно сценарию в одном из эпизодов семидесятидвухлетняя кинозвезда, играющая 20-летнюю девушку, должна была появиться в подвенечном платье. Фильм на экраны так и не вышел. Битва с возрастом была проиграна.
Однажды при возвращении домой с озвучивания «Скворца и лиры» у Орловой началась рвота. Врачи Кунцевской больницы, куда доставили знаменитую пациентку, решили, что у нее камни в желчном пузыре, и назначили день операции. «Странно, что у меня такой маленький шов», — удивлялась после операции Любовь Петровна и показывала близким коробку с камнями, которые якобы у нее удалили.
Однако никаких камней у Орловой не было. Сразу после операции хирург позвонил Александрову и сообщил, что у Любови Петровны рак поджелудочной железы. Но, чтобы успокоить актрису, ей показали камни, удаленные у другого больного.
А она ничего не знала и чувствовала себя гораздо лучше. В один из дней даже попросила привезти в палату балетный станок, у которого привыкла начинать каждый свой день. Александров привез станок, и его умирающая супруга по полтора часа в день занималась гимнастикой. Стонала от боли, но продолжала.
«Абсолютно не боюсь умирать. Я устала жить», — как-то сказала Орлова знакомой, пришедшей навестить ее в больницу. А потом добавила, что прекрасно знает, ЧТО у нее на самом деле, хотя диагноз от нее скрывали…
На церемонии прощания в Театре им. Моссовета и на кладбище Александров распорядился не открывать гроб. Лица умершей актрисы никто не увидел. А сам Григорий Васильевич через год похоронил сына от первого брака и женился на его вдове. Женщина, которую Любовь Петровна не пускала и на порог своего дома, стала полновластной хозяйкой и московской квартиры, и внуковской дачи.
Когда в 1983-м не станет самого Александрова, вдова не разрешит похоронить его в одной могиле с Любовью Петровной. Квартиру и дачу продадут, а бесценный архив первой советской кинозвезды выбросят на помойку…
Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй — за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР.
Снялась в 17 фильмах, среди которых «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна».
У феномена Орловой в мире просто нет аналогов. В закрытом и жестко регламентируемом обществе, где дворянское происхождение закрывало путь к образованию, она предложила образ с тонким флером аристократизма, выточенный буквально до мельчайших деталей, с небольшой долей сексуальности, когда упоминания секса были под запретом. Это была идеальная женщина — и при этом она выглядела досягаемой и простой.
Еще при жизни Орловой многие отмечали, что про нее никогда не ходило грязных сплетен. Ее союз с Александровым был настолько прочен и идеален, что ни одна худая молва к ним не приставала. В связи с этим можно отметить даже такой беспрецедентный нюанс в биографии актрисы: ни в одном фильме ее героини ни с кем не целуются!
«Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого», — говорила Орлова.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Использованы материалы:
Читать по теме:
1 comment
Ссылка на Дивы. Часть 1 не работает.