О Марлен Дитрих написаны сотни книг, но ни одна из них не смогла раскрыть тайну этой женщины. Она обладала удивительным чувством стиля и имела фетишистские наклонности. Одежда была главным атрибутом ее жизни, и относилась к ней она очень серьезно. Чего только стоит образ Марлен в шляпе и с сигаретой в руке, который уже стал символом кино 30-х годов! Дитрих была не только талантливой актрисой, но и самой изысканной женщиной ХХ столетия, настоящим законодателем моды.
Мария Магдалена (Марле́н) Дитрих (нем. Marie Magdalene «Marlene» Dietrich, [maɐˈleːnə ˈdiːtʁɪç]; 27 декабря 1901, Берлин — 6 мая 1992, Париж) — немецкая и американская актриса, секс-символ и певица, создавшая один из совершенных кинематографических женских образов. Её знойная женщина со стальным позвоночником отличалась как от загадочной женщины Греты Гарбо, так и от естественности, воплощённой в женских образах Ингрид Бергман, не походила на интеллектуальную изысканность, которой блистала Клодетт Колбер. Кинематографическая судьба Дитрих была во многом определена Джозефом фон Штернбергом. Именно Штернбергу приписывают заслуги по созданию того образа Дитрих, что на протяжении многих лет не теряет своей притягательной силы[3]. Союз Дитрих-Штернберг так же примечателен своей уникальностью, как и более поздний не менее значительный союз Де Ниро—Скорсезе[4].
Дитрих осталась в истории и как популярная певица. Её жестковатое контральто с выразительным тембром привлекало поклонников во все времена.
Марлен Дитрих оказала яркое, незабываемое влияние на моду, кино, стиль и женское сознание. Она представляла собой шокирующий тип прекрасной и обаятельной женщины, одновременно порочной и невинной, вызывающе сексуальной и неприступной. Несмотря на то, что Марлен Дитрих не была величайшей в мире актрисой, певицей или танцовщицей, её популярность была исключительно высока. Её необычная судьба, связанная с искусством, политикой и сексом, с одиночеством в конце жизни, вызывает интерес и споры и в ХХI веке[5].
Мари Магдалене Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в городе Шёнеберг (с 1920 года — район Берлина) в семье Луи Эриха Отто Дитриха (1868 г. р.) и его жены Вильгельмины Йозефины Фельзинг (1876 г. р.). Некоторые источники ссылаются на 1904 год рождения[6]. Сама Дитрих называла 1900 год[5]. Отец в 1890-х годах служил в уланских войсках, где заслужил несколько наград, а в момент рождения дочери был лейтенантом полиции. Мать происходила из зажиточной семьи торговцев-часовщиков. Несмотря на недовольство родных простым происхождением Отто, она вышла замуж за Дитриха в 1898 году. За год до рождения Мари в семье родилась старшая сестра — Элизабет.
Жизнь Марлен Дитрих, как и ее биография, связаны с псевдонимом. У многих имя актрисы вызывало восхищение, но звучало оно как-то по плебейски, ведь в переводе с немецкого языка Dietrich означает отмычка.
Первый миф, который окутывает Марлен Дитрих, связан с ее псевдонимом, который на самом деле является настоящим именем Марии Магдалены фон Лош. Девушка была родом из аристократической немецкой семьи. Считалось, что так она называла себя по просьбе родственников, когда выходила на сцену.
Белокурое прелестное дитя появилось на свет сразу же после празднования первого в XX веке Рождества в пригороде Берлина Шенеберге в декабре 27 числа 1901 года.
Отец Марлен Дитрих был героем-орденоносцем, воевавшим на Дальнем Востоке. После войны он устроился на работу в полицию в должности лейтенанта. Мама девочки Йозефина Фельзинг была выходцем из рода богатых ювелиров и часовщиков Берлина. Поэтому брак был на уровне соответствующих социальных групп.
Маленькую звездочку Марлен Дитрих при крещении назвали Марией Магдаленой, тем не менее, в стенах родного дома ее звали просто Лена. Девчонке имя не нравилось, и она придумала свое уникальное – Марлен.
Дитрихи вели скромную жизнь, карьеры Отто не сделал. Когда Марлен было шесть лет, отец умер. Но ещё годом ранее родители разъехались по разным адресам, и отца Марлен практически не помнила. В дальнейшем в общении с матерью она нередко играла придуманную ею роль отца, изображая из себя мужчину, называя себя по имени «Поль», и мать потворствовала этой выдумке[7]. Мать была строгой женщиной, позже Дитрих говорила, что та ничего не прощала. В родной семье Йозефину называли «драконом».
В своих мемуарах Марлен Дитрих часто описывает отца, не как важную фигуру в своей жизни, а смутную, возникающую из ниоткуда, неуловимую тень. В этом нет ничего удивительного, поскольку малышка не могла его помнить. Родители подали на развод, когда ей еще не исполнилось и шести. В скором времени, при достаточно загадочных обстоятельствах, отец умирает. Бытует версия, что он расшибся насмерть после падения с лошади.
В период Первой мировой войны мама Марлен Дитрих вступает во второй брак. Счастливцем оказался Эдуард фон Лоша офицер-аристократ. В его доме она работала экономкой. Свадьбы не было, все ограничилось скромным венчанием, поскольку жених с тяжелым ранением пребывал в госпитале.
В результате блицбрака, продолжавшего ровно семь дней, милая Йозефина Фельзинг-Дитрих превратилась в знатную фрау фон Лош. Тем не менее, Эдуард фон Лош так и не успел подарить девочкам свою фамилию и удочерить их – он скончался от полученных ранений.
Воспоминания актрисы о ней были всегда скудны, а слова в ее адрес звучали следующие: «Я была единственным ребенком в семье». Об Элизабет забыли во время Второй мировой войны.
В 1945 году Лизель вместе со своим мужем Георгом Виллем и сыном была обнаружена в стенах концлагеря Берген-Бельзен наступающими войсками. Тем не менее, они там пребывали не в качестве заключенных. Дело в том, что он держал в Бельзене небольшой кинотеатр и столовку, обеспечивая тем самым лагерной обслуге хоть какое-то развлечение. В стенах дома Марлен Дитрих называла Георга «наци», хотя эсесовцем он вовсе не был, а на публике она полностью вычеркнула из своей жизни не только его мужа, но и свою сестру вместе с племянником.
С 1907 года Марлен училась в школе для девочек, где, по воспоминаниям подруг, вела себя, как «маленькая серая мышка». Для того, чтобы прокормить семью, мать устроилась домохозяйкой в богатый дом. Марлен начала увлекаться музыкой, она училась играть на лютне, а позже стала заниматься на скрипке, в чём проявила большое упорство. Две большие влюблённости её детства — это преподавательница-француженка мадемуазель Бреган и звезда киноэкрана Хенни Портен. Обожание Бреган обеспечило её привязанность на всю жизнь к Франции. А Хенни Портен была для Марлен и её школьных подруг настоящим идолом.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, жизнь семьи Дитрих изменилась. Они были вынуждены переехать в Дессау. В новой школе все праздники и распорядок дня были подчинены текущим военным событиям. Новости о ходе военных действий наполняли жизнь с утра до вечера. Ученицы устраивали концерты для солдат, уходящих на фронт, и для солдат, лежащих в госпиталях.
В 1917 году семья вернулась в Берлин. К этому времени Марлен уже почувствовала свою способность влиять на мужчин. Летом 1917 года она впервые выступила на публике, играя на скрипке.
Марлен посещала среднюю школу в Берлине до 1918 года. Страна лежала в разрухе, инфляция, эпидемии и проигрыш в войне довели народ до отчаяния. Мать решает уберечь Марлен от опасностей столичной жизни и отправляет её в Веймар, где Марлен поселяется в школе Фрау фон Штайн и продолжает заниматься скрипкой. Одновременно с появлением Дитрих в Веймаре там зарождается Баухаус под руководством Вальтера Гропиуса. В Баухаусе собралось множество талантливых архитекторов, художников-авангардистов: И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль. Основатели Баухауса благоволили заведению Фрау фон Штайн, и Марлен была знакома со многими из них. Вплоть до того момента, как в июле 1921 года мать забрала её обратно в Берлин, Марлен занималась скрипкой у профессора Роберта Райца.
По возвращении в Берлин Марлен была вынуждена оставить постоянное обучение на скрипке. Этому были две причины: боли в руке, но главная — нужно было зарабатывать деньги. Она устроилась на работу в оркестр, аккомпанирующий немым фильмам, и получила возможность смотреть весь репертуар кинопроката не по одному разу. Однако её красота слишком отвлекала музыкантов (она была единственной женщиной в оркестре), и через месяц её уволили. Она стала брать уроки вокала у одного из лучших преподавателей в Берлине, и хотя её голос был не слишком силён, все отмечали присущую ей музыкальность.
Дитрих работала в кабаре Рудольфа Нельсона, где танцевала и пела в ревю вместе с другими девушками. На целое десятилетие к ней приклеивается прозвище «девушка с Курфюрстендамм». В это время она понимает, что хочет стать звездой и с присущим ей упорством начинает идти к цели.
В 1922 году Марлен не проходит конкурс в актёрскую школу Макса Рейнхардта в Немецком театре. Не желая сдаваться, она отправляется к Розе Валетти, популярной актрисе кабаре. Та впечатлена голосом молодой девушки и отсылает её к Феликсу Холлендеру, одному из администраторов Рейнхардта. Таким образом Марлен принимают в школу. Учится она вместе с Гретой Мосхайм. В этом же году начинает появляться в многих спектаклях.
В 1922 году Марлен Дитрих принимала участие в съемке фильма «Триумф любви» (или «Трагедия любви»). Она играла эпизодическую роль, но как гласит ее биография, это не помешало немке познакомиться с Рудольфом Зибером (1897—1976) – ассистентом режиссера, работавшего у Джо Мэя. Несмотря на его помолвку с Джо Майей Евой, дочерью режиссера, фройлен закрутила с ним миленький романчик. Ведь она была уверена в том, что встретила искомого человека. Брак состоялся в 1923 году 17 мая, а уже через год она подарила мужу дочь Марию.
После рождения дочери сексуально-романтические отношения прекратились, и Руди возвратился к русской танцовщице Тамаре Матуль или Николаевой, с которой провел большую часть своей жизни. В 1931 году они переезжают в Париж, где от постоянных абортов уже в 50-ые годы она попадает в психиатрическую больницу, в которой и умирает. Рядом с ней со временем будет похоронен и Руди.
В 1925 году Марлен возобновила работу в театре и кино. В 1928 году прошли первые записи песен на пластинки вместе с ансамблем ревю «Это витает в воздухе».
Год спустя Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». «Голубой ангел» становится не только стартовой площадкой для Дитрих как мировой звезды, не только началом творческого и интимного союза Дитрих и фон Штернберга, но и одним из важнейших фильмов немецкого кинематографа. По выражению биографа Дитрих, Дональда Спото, «Голубой ангел» стал не просто синонимом Дитрих, он сформировал её личность. Это стало понятно лишь какое-то время спустя, ведь первоначально фильм рассматривался как успех Эмиля Яннингса, исполнителя главной роли. Но Дитрих затмила его. В создание образа Лолы Штернберг вложил всю свою энергию и воображение.
Он создаёт образ, будто пришедший из эротических фантазий, продумывает костюмы, грим. Поведение Лолы на сцене ставится с хореографической точностью, её игра в кошки-мышки с профессором (персонажем Яннингса) создаёт для Дитрих материал, которым она пользовалась в дальнейшем на протяжении всей карьеры. Однако Штернберг не смог бы ничего сделать, не будь самой Дитрих. То, чему он придал форму, уже существовало в ней. Хотя её ранние фильмы остались малоизвестными, они получали положительные отзывы критиков, и уже в них была заметна провокационная манера игры Дитрих («Целую вашу руку, мадам», «Женщина, которая желанна» — в обоих этих фильмах 1929 года она играет женщину-соблазнительницу). С самого начала критики стали сравнивать Дитрих с Гарбо, что Марлен приходилось оспаривать, даже уже переехав в Голливуд.
На большом экране Марлен Дитрих дебютировала в 1922 году в фильме ‘Таковы мужчины’. Удачному старту карьеры помешало замужество с Рудольфом Зибером, который работал администратором на киностудии. В 1924 году Марлен родила дочь Марию, но уже через год вернулась к работе.
Почти десять лет Дитрих перебивалась эпизодическими ролями, пока в 1928 году режиссер Джозеф фон Штернберг не пригласил ее на съемки фильма ‘Голубой ангел’ (1930). Режиссеру настолько понравилось выступление молодой актрисы в ревю ‘Два галстука’, что он предложил ей одну из ключевых ролей – певицы Лолы-Лолы.
‘Голубой ангел’, премьера которого прошла в 1930 году, стал настоящей сенсацией, а впоследствии классикой немецкого кинематографа. Эта картина положила начало плодотворному творческому союзу Дитрих и Штернберга, который превратил актрису в настоящую кинозвезду и самую желанную женщину планеты.
Премьера «Голубого ангела» 31 марта 1930 года стала сенсацией. Зрители слетались на Лолу в исполнении Дитрих, как мотыльки на огонь. И хотя критика на фильм была скудна, успех у аудитории сделал самое главное — привлёк внимание к фильму американских кинопроизводителей и прокатчиков. По прошествии времени фильм продолжает оставаться иконой кинематографии, пробуждающей в зрителях мечты и желания.
Единственной женщиной, которую открыто не любила Любовь Орлова, была Марлен Дитрих, — говорит биограф советской актрисы Михаил Куницын. — Слухи о романе между режиссером Григорием Александровым и легендарной Марлен ходили еще с тридцатых годов. Мне удалось разобраться в этой истории благодаря дневникам режиссера. Эти дневники — один из немногих артефактов, которые Гриша, внук Александрова, увез с собой за границу и не решился продать. Слишком откровенные… Кстати, мне пришлось читать не оригинал, а расшифровку дневников, сделанную третьей женой режиссера, которая вошла в его дом после смерти Орловой. Только она понимала почерк Григория Васильевича и его шифры. Он же и шифровал, и заклеивал особым образом некоторые страницы — для того, чтобы никто не мог незаметно их вскрыть.
Этот дневник Александров вел и в 1929 году, когда колесил по Европе и Америке с Сергеем Эйзенштейном (молодых кинематографистов отправили за границу набираться опыта). В ожидании американской визы они оказались в Германии. Там познакомились с режиссером Джозефом фон Штернбергом, который искал актрису на главную роль в фильм «Голубой ангел». Однажды Штернберг пригласил их в кабаре на шоу Миши Шполянского «Два галстука», и Эйзенштейн сказал: «Обрати-ка внимание на ту хористку, очень симпатичная немочка». Джозеф говорит: «Да, симпатичная». — «Пригласим ее?» — «Давай пошлем за ней Гришу». А Гриша Александров был очень хорош собой: голубоглазый блондин, спортивного телосложения. И когда он подошел, чтобы сказать: «Знаменитые кинематографисты хотят с вами пообщаться», Марлен сразу положила на него глаз. Начался роман… Эти отношения остались в памяти Александрова на всю жизнь. Даже уже в возрасте, когда они с Марлен пересекались, он называл ее «подружка» и свято хранил пластинку от нее с игривой подписью: «Следую за любовью снова», которая теперь вошла в мою коллекцию… Ну конечно, Орловой вся эта история не нравилась. К тому же она чувствовала, что созданный Александровым для нее образ навеян Марлен. Есть между этими двумя женщинами какое-то неуловимое сходство, которое и заметил режиссер…
Пластинку с музыкой из фильма «Голубой ангел» подарила сама Марлен Дитрих, с которой Григорий Васильевич познакомился во время совместной командировки с Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ в Европу и Америку. На одной стороне пластинки песня «Следую за любовью снова». В кинокартине «Голубой ангел» Марлен оказалась благодаря Григорию Александрову и сыграла свою первую роль, поднявшую её на уровень мировой кинозвезды. Об этом мне тоже поведал дом, где в кабинете Григория Васильевича я впервые читал его до сих пор не опубликованные дневники и записи как раз периода его поездки в Европу и Америку.
А было так. Знаменитая троица отечественных кинематографистов — кинорежиссёры Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, — направляясь в Америку перенимать опыт голливудских коллег в сфере звукового кино, задержалась в Германии, так как возникли проволочки с выдачей американских виз. Но они время зря не теряли и оказались на студии «Уфа», где друг и коллега Эйзенштейна Джозеф фон Штернберг снимал свой первый звуковой фильм «Голубой ангел» по роману Генриха Манна «Учитель Унрад». На роль учителя был утверждён Эмиль Яннингс, а вот исполнительницу главной роли, того самого «Голубого ангела», найти никак не могли. В сентябре 1929 года «русская тройка» вместе с Джозефом Штернбергом отправилась на премьеру музыкального ревю «Два галстука» композитора Миши Шполянского. Штернберг поделился с коллегами своими творческими замыслами и главной проблемой — отсутствием исполнительницы на роль Лолы, героини его фильма. Он хотел универсальную актрису, способную петь и танцевать, и при этом она должна обладать привлекательной внешностью. Кстати, через несколько лет такие же требования предъявлял и Григорий Васильевич Александров, когда искал героиню для своей первой самостоятельной работы — фильма «Весёлые ребята».
Компания мужчин во время шоу разглядывала выступающих в программе девушек. Одна из них заинтересовала Штернберга, да и Эйзенштейн посоветовал обратить на неё внимание. Прекрасная фигура, манеры, волнующий голос — может, это Она? Пригласить актрису за столик поручили Грише Александрову, самому презентабельному из этой компании молодому человеку. Голубоглазый блондин, культурист, да ещё и с репутацией «советского Казановы». О нём в то время ходили легенды. Обаяние Александрова сразило артистку кабаре наповал, и по окончании шоу она оказалась в компании молодых, но уже всемирно известных кинематографистов. Надо ли говорить, что этой шансонеткой, так понравившейся Эйзенштейну, оказалась Марлен Дитрих? Предложение пройти пробы в звуковой фильм Штернберга Марлен, вне всякого сомнения, очень заинтересовало, но глаза её загорались каждый раз, когда она встречалась взглядом со статным русским красавцем. На следующий день Марлен пришла на пробы, успешно их прошла, и вся компания молодых режиссёров приступила к съёмкам. Эйзенштейн давал советы Штернбергу по монтажу, тот делился с ним опытом работы в звуковом кино. Александров тоже присутствовал на съёмочной площадке, и все они были свидетелями рождения образа той, которой было суждено стать легендой, эталоном и символом мирового кинематографа.
Случилось так, что Эйзенштейновская тройка, накопившая огромный творческий профессиональный опыт, продолжала постоянно интенсивно искать новые и новые средства художественного выражения в кинематографе. Её целью было овладеть приёмами и принципами звукового кино, новой звукозаписывающей техникой, освоить звуковой монтаж. И они вызвались сотрудничать. С помощью Штернберга их тут же представили продюсеру фильма “Голубой ангел” Эрику Поммеру, возглавляющему кинофирму Уфа. Учтя, что Джозеф фон Штернберг за свою работу потребовал 40 000 долларов, можно представить как был несказанно счастлив американский бизнесмен заполучить таких высочайшего класса профессионалов – энтузиастов буквально задаром. Эйзенштейновское трио активно включилось в работу по созданию “Голубого Ангела”. Каждый привносил свой вклад в общее дело. На совесть. Как это они привыкли делать на родине. Каждый делился своим опытом, приобретённым в экстремальных и сложных условиях нашей страны, где, можно сказать, один год шёл за пять. Эйзенштейн, например, делился своей теорией в манере монтировать, сам приобретая навыки звукового монтажа. Тиссэ, как опытный кинооператор, знакомил своих немецких и американских коллег с тайнами своих собственных техник и, заодно, смотрел, каким образом операторы работают со звуком, и учился у них снимать сам. Александров, непревзойденный организатор съёмочной площадки, профессионал по работе с актёрами, больше помогал Штернбергу учить актёрскому мастерству, держаться перед камерой, мало тогда смыслящую в кино, но старательную и работоспособную, полную амбиций, а самое главное, ловящую каждый его жест, Марлен! Специалист по мюзик-холлу, песням, пляскам, манере говорить, Александров чувствовал себя в звуковом кино почти как в театре. Таким образом, на долю Александрова выпала роль, которая была ему особенно близка и невероятно приятна – участие в создании звезды! Этот опыт, и его отношения с Марлен, на всю жизнь оставят неизгладимый след в памяти молодого Александрова. Он, впервые окунувшись в пышный буржуазный западный мир, жадно ловил всё новые и новые, ранее им неизведанные, впечатления, не представляя ещё ни их реального значения, ни масштаба.
Интерес, который Григорий и Марлен питали друг к другу, помогал им лучше почувствовать материал и задачи, которые ставились перед фильмом и перед актрисой, в частности. Стараясь понравится одновременно и Штернбергу, и Александрову, она, со свойственной ей немецкой добросовестностью и непоколебимым стремлением к успеху, очень серьёзно приступила к работе над собой, старательно проникая в тайны широко открывшего ей двери киноискусства. Репутация Александрова, как специалиста, который блестяще владеет техникой постановки и мизансцен, объединяющей киноискусство с театральным, цирковым и искусством мюзик-холла, была общепризнанной и неоспоримой. С Александровым советовались. Театр “ПереТру”, который Александров в своё время стремился формировать, направляя в это же русло талант Эйзенштейна, именно как слияние классического театра с мюзик-холлом и цирком, сослужил ему верную службу в приобретении бесценного опыта, который он искусно принёс в кинематограф. И он щедро делился своим опытом.
Когда критики кино сравнивают Любовь Орлову в фильме “Весёлые ребята” и “Цирк” с Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел», обе танцующие, в цилиндрах, то они правы. Правы и те, кто обвиняет Григория Васильевича в том, что он скопировал сцену с Марлен Дитрих и перенёс её в «Цирк». И что даже инициалы Марлен Дитрих МД идентичны инициалам американки Марион Диксон – героини кинофильма “Цирк”. Но только очень немногие знают, что Александров сам, с согласия Штернберга и Помера, в статусе консультанта по цирковому и сценическому искусству, в котором он, как говорили его коллеги, “съел собаку”, лично участвовал в постановке этой сцены, искал приёмы, способы, идеи, чтобы наиболее интересно сделать сцену и наиболее выгодно представить перед прожекторами свою «гретхен».
Конечно, нельзя сказать, что Эйзенштейновская тройка всё своё время проводила в работе над «Голубым ангелом». Помимо этого, в программе у них было ещё очень много дел и планов. Они покидали Берлин и возвращались туда снова. Но Александров всё это время душой незримо присутствовал там, на съёмках.
Марлен была немного старше Александрова, но это не помешало молодым людям почувствовать взаимную симпатию. Об этом Александров сам написал в своих неопубликованных дневниках.
Муж Марлен, Рудольф Зибер, узнав об увлечении супруги, категорически воспротивился этому, хотя обычно к её амурным делам относился спокойно, тем более что сам в это время уже жил с танцовщицей русского происхождения — Тамарой Матул. Но на этот раз супруг был категоричен. «Ты должна прекратить отношения с русским! Это бесперспективно! — сказал Зибер. — Тебе нужен Штернберг! Он сделает из тебя звезду!» Так оно и вышло. После премьеры «Голубого ангела» Дитрих и Штернберг уехали в Голливуд, где приступили к съёмкам второго совместного фильма — «Марокко», после премьеры которого Марлен стала звездой. Интересная параллель: Любовь Орлова тоже прославилась в своём первом фильме — «Весёлых ребятах», а уже вторая картина, «Цирк», вознесла её на вершину кинематографического Олимпа. И произошло это примерно в одно и то же время. Обе актрисы совпали со временем, выразив его каждая по-своему, с учётом той системы, в которой каждая из них жила и творила.
Дитрих и Александров через несколько месяцев встретились вновь, на этот раз уже в Голливуде. Там, на память об их отношениях, Дитрих подарила Александрову ту самую пластинку с музыкой из «Голубого ангела» — «Следую за любовью снова». О своих отношениях они никогда и нигде больше не вспоминали. Единственное, что мог позволить себе на публике Григорий Васильевич, это с улыбкой сказать: «Моя подружка — Марлен!..» Марлен в своих воспоминаниях вообще выдвигала другую версию. О знакомстве в кабаре и роли русских в её звёздной судьбе она не упоминала.
Сейчас много говорят, что образ Орловой, созданный Александровым, всего лишь калька с Марлен Дитрих. Это неверно. По существу, это Александров создал образ Марлен, а потом в некоторой степени повторил его в работе с Орловой. Этот образ стал воплощением его личного ощущения женской красоты и представления о том, какой должна быть кинозвезда. Александров, работая с Орловой, создал основу, уже на которую Любовь Петровна «надевала» маски своих героинь. Она следовала безукоризненно тому рисунку, который режиссёр предложил ей.
Интересно, что после встречи с Александровым Орлова и в обычной жизни невероятно изменилась, вместо шатенки став блондинкой. Да, собственно, понятия «обычная жизнь» для неё больше не существовало. Всесоюзная слава, всеобщее фанатическое поклонение не позволяли ей быть «не в форме».
Александров по возвращении в СССР из заграничной командировки, как известно, приступил к созданию кинокомедии «Весёлые ребята» и стал искать актрису на роль Анюты. Леонид Утёсов настаивал на молодой ленинградской певице Клавдии Шульженко. Исаак Дунаевский, который писал музыку для фильма, тоже советовал взять на роль Анюты Клавдию Ивановну. Они были хорошо знакомы, так как оба начинали в Харьковском драматическом театре под руководством Николая Синельникова. Затем их пути пересеклись в Ленинграде. Устроив певицу в картину, молодой композитор хотел отдать ей своеобразный долг. Дело в том, что в 1933 году Шульженко пригласили сниматься в одной из главных ролей в фильме «Кто твой друг?», к которому Дунаевский сочинял инструментальные номера и песни. Но в то время на студии «Белгоскино» не хватало звуковой аппаратуры — дорогой и дефицитной, ведь звуковое кино делало ещё первые шаги. И единственный комплект, которым располагала студия, был передан другой картине. В результате лента с Клавдией Шульженко в главной роли вышла «немая». А песни были написаны, главная из которых «Я вся горю, не пойму отчего…» — ну не пропадать же материалу! — была пожалована в «Весёлые ребята». Но никакие уговоры Дунаевского и Утёсова на Александрова не подействовали, он был категорически против. Отдавая должное таланту молодой певицы, он понимал, что для идеальной кинозвезды она не подходит. Он считал внешность Клавдии Шульженко не подходящей для героини.
Не будем гадать, как могла бы сыграть роль Анюты Шульженко или любая другая актриса, это дело неблагодарное. Сыграла Любовь Орлова, и песни полюбились именно благодаря её исполнению. И вот уже 80 лет, а именно столько исполняется фильму «Весёлые ребята» в декабре 2014 года, его не забывают, смотрят, выясняют секрет успеха как самой картины, так и исполнительницы главной роли.
ДУЭЛЬ ДИТРИХ — ОРЛОВА
Во время путешествия Эйзенштейна и Александрова в Америку Дитрих как раз начинала свою звездную карьеру на «Парамаунт» под руководством режиссера Йозефа фон Штернберга. Личное знакомство с Марлен и влюбленность в ее экранный образ заставили Александрова мечтать о появлении советской кинозвезды подобного уровня.
Вернувшись в Москву Александров начинает работу над первой советской музыкальной комедией «Веселые ребята». На главную роль он приглашает малоизвестную актрису – Любовь Орлову. Алескандров стал для Орловой таким же Кино-Пигмалионом, как и Штернберг для Дитрих. Советскому зрителю была явлена блистательная белокурая дива – поющая, танцующая, сочетающая в себе непосредственность девчонки из соседнего двора и манеры аристократки, одинаково органично вписывающаяся в интерьеры ткацкой фабрики и Большого театра. Страна влюбилась. Но лишь немногим было известно, что крой советской кинозвезды имел несоветскую природу. Знала ли Любовь Орлова, что цилиндр, в котором она танцует в заключительной сцене «Веселых ребят» — копия цилиндра героини Дитрих из фильма «Марокко»? Догадывалась ли, что ее знаменитый танец в откровенном трико в «Цирке» был навеян Александрову сценами из «Голубого ангела? Наверное, знала. Поэтому ее отношение к Марлен было более чем сдержанным. А каким же еще может быть отношение копии к оригиналу?
По свидетельству Виталия Вульфа, «Орлова не завидовала никому из западных звезд. Неприязнь у нее вызывала только Марлен Дитрих. У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она — немка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, — открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что такое быть женой врага народа, но молчала. Марлен Дитрих — ослепительная, раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками (а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), — раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Страна любила Орлову.»
Образ советской «буржуазности», блестящего сытого рая фильмы Александрова воплощали самым чудесным образом. А когда после смерти вождя границы стали потихоньку открываться, Любовь Орлова исчезла из большого кино. В отличие от Марлен Дитрих, которая и в старости продолжала завораживать созданным ею самой образом, легенда Орловой быстро поблекла. Она еще продолжала работать в Театре им. Моссовета, где за двадцать лет создала всего несколько ролей, с каждым разом подтверждая, что дара драматической актрисы у нее не было. По сути фильмом «Весна» 1947 года окончилась ее блестящая карьера кинодивы.
Эпоха быстро менялась. Новое поколение приближающейся оттепели хотело правды чувств и естественности движений. Приподнятый, патетический, праздничный кинематограф Александрова и Орловой больше был никому не нужен.
Дитрих также пережила в сороковые годы трудное время в своей кинематографической карьере, когда в Голливудской прессе ее сравнили с «отравой для билетных касс». Ей хватило сил вовремя остановиться, сделать передышку и выступить в новой роли – певицы. Программы Дитрих, с которыми она выступала перед американским и союзными войсками во время войны, включали в себя как шлягеры из собственных фильмов, так и классику американского и немецкого шансона. Ее голос стал новым пространством творческого существования.
Любовь Орлова также выступала с концертами перед публикой, но той славы, которую принесли Дитрих ее песни, Орловой на эстраде добиться не удалось….
После Орловой также не осталось той великолепной галереи фотопортретов, который оставила нам Марлен Дитрих. Около 15.000 тщательно отобранных снимков хранится сегодня в Немецком Музее Кино в Берлине. Они являют собой поистине блестящую работу как модели, так и фотографа. Раз и навсегда усвоенный у фон Штернберга урок установки света во время съемок многократно повторен Дитрих в ее фотопортретах – свет падает на лицо прямо и сверху – за счет этого достигается потрясающий эффект графичности и некой потусторонности образа. Этот свет стал визитной карточкой картин Штернберга и Дитрих. Дитрих использовала такое освещение на всех своих концертах и даже дома, во время приема гостей она тщательно продумывала, какие светильники должны быть зажжены. При любых обстоятельствах она хотела оставаться легендой.
Марлен Дитрих . Еще одна «русская душою»..)
Были ли у Григория Александрова отношения с Дитрих , сейчас уже сказать сложно, но то, что Орлова очень ревновала к ней мужа, известно доподлинно.
Внук Александрова рассказывал, что в архиве деда сохранилось много фотографий, сделанных во время его пребывания с Эйзенштейном в Голливуде.На одной из них – Грета Гарбо и надпись губной помадой:
«To my love Grigoriy. Hollywood. 1930».
А вот снимки, где Александров был снят с Марлен , испорчены: половинки с Дитрих Орлова безжалостно отрезала.Родная сестра Григория Васильевича, Мария Васильевна, утверждала, что – да, роман в Голливуде был. Да Александров никогда и не скрывал, что Дитрих для него — идеал женственности, красоты, стиля и элегантности.
Даже главную героиню фильма «Цирк» он создал по образу Дитрих в картине «Голубой ангел» — номер Орловой на пушке зеркален номеру Марлен на бочке: то же цилиндр, те же движения и ракурсы.
И имя он выбрал ей созвучное — Мэрион Диксон — легкий поклон в сторону инициалов все той же Марлен Дитрих …В 1960-е Дитрих приезжала в СССР. Она боготворила русскую культуру, обожала Стравинского, Паустовского. Узнав, что на ее представление для русских артистов, писателей и художников пришел уже тяжело больной Константин Георгиевич, она встала на колени и поцеловала ему руку.
«Я русская душою «, — говорила о себе Дитрих .
С Александровым и Орловой Марлен в тот приезд встретилась.
Но фотографии остались только с Орловой..)
Использованы материалы:
-
Удивительная жизнь удивительного человека — биография Марлен Дитрих
-
Любовь Орлова ревновала мужа к его бывшей возлюбленной — Марлен Дитрих
- ПОСЛЕСЛОВИЕ
- Марлен Дитрих и советская копия
- Марлен Дитрих . Еще одна «русская душою»..)
- ЛЮБОВЬ ОРЛОВА — мегазвезда советского Голливуда
Читать по теме: