В Советском Союзе, наверное, не было такого человека, который бы не знал имени Ариадны Шенгелая. Она была настоящей кинозвездой советской эпохи. Мужчины 60-70-х годов восторгались ее красотой и утонченностью, женщины хотели хоть чем-то быть не нее похожими. В киосках продавались открытки с ее фото, по телевизору и на большом экране шли фильмы с ее участием.
Хрупкая красавица, «графиня советского кинематографа» – так современники называли Ариадну Шенгелаю. Артистка, которой более всего удавались роли аристократических особ, была известна и любима миллионами зрителей, востребована в театре и кино, а после внезапно исчезла из поля зрения широкой аудитории, став затворницей.
Ариа́дна Все́володовна Шенгела́я (урождённая Шпринк; род. 13 января 1937, Ташкент) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Грузинской ССР (1979), Народная артистка Российской Федерации (2000)[1].
Роскошная актриса, обладающая восточной красотой и природной грацией восхищала умы мужчин, режиссеры преклонялись перед ней, она играла лучших аристократок и наверно трудно было бы найти в нашем кинематографе еще одну такую Графиню…
О ранних годах в биографии артистки известно мало. Девочка с поэтическим именем из древнегреческих мифов и легенд родилась 13 января 1937 года в Ташкенте, ныне – столица Узбекистана, в семье Шпринк.
Отец Всеволод Эдуардович – обрусевший немец. Его предки переехали в Российскую империю еще во времена Петра Великого. Мать Анна Павловна Любимова – русская. Оба родителя жили в Москве. Там они познакомились, а на переезд в далекий Ташкент решились из-за набиравших обороты сталинских репрессий.
Неудивительно, что благодаря необычным имени и фамилии, яркой внешности и месту рождения поклонников творчества интересовал вопрос о национальности артистки. Младшая дочь Ариадны Всеволодовны отмечала, что на 80-летний юбилей мать
«поклонники с гордостью поздравляли как датчанку, грузинку, еврейку, гречанку, немку и как представителя русской нации».
Всеволод Эдуардович был известным экономистом, он пытался уехать в столицу и там работать, но власти были категорически против. В 1937 году его арестовали, за самовольное проникновение в Москву и отправили в Магадан на долгие 26 лет. Четверть века он провел в лагерях, реабилитирован лишь в 1955-м. Матери с девочкой удалось перебраться в столицу. Здесь она окончила среднюю школу и поступила во ВГИК им. С. А. Герасимова.
Училась во ВГИКе в мастерской народного артиста СССР Владимира Белокурова, который за 30 лет работы в институте кинематографии вырастил многих актеров: Нину Гребешкову, Ию Арепину, Галину Логинову.
В кино Ариадна Всеволодовна дебютировала в 1957 году в роли Ирины в художественном фильме «Екатерина Воронина». Еще учась в Институте кинематографии, Шенгелая снялась в двух фильмах: в „Евгение Онегине» (Татьяна Ларина) и в „Евгении Гранде» (Евгения).
Мелодрама «Екатерина Воронина» по одноименному произведению Анатолия Рыбакова 1957 года принесла ей роль Ирины Леднёвой. Дебютантка сыграла роль дочери одного из главных героев – девушки с непростым, бунтарским характером. Тоненькая юная исполнительница главной роли, с огромными глазами и удивительным нежным голосом, буквально очаровала зрителей. Уже в этой первой работе был явно виден глубокий драматический талант актрисы.
Дебют на экране под патронажем знаменитого режиссера и сценариста Исидора Анненского стал удачным стартом в кинокарьере. В фильмографии артистки впоследствии появятся свыше 40 картин.
Первый раз красавица Ариадна Шпринк вышла замуж на втором курсе ВГИКа за Эльдара Шенгелая. Молодой человек учился на режиссерском факультете. Происходил он из известной семьи кинематографистов, его родители начинали еще в немом кино. К сожалению, оба ушли из жизни очень рано. Когда влюбленные сыграли свадьбу, многие ребята на курсе признавались, что по-доброму завидуют Эльдару. Ведь Ариадна была оной из самых красивых и умных девушек на курсе, к тому же талантлива и хорошо воспитана.
У супругов в 1958 году родилась дочь Нато, названная супругами в честь мамы Эльдара – актрисы Нато Вачнадзе (Наталья Георгиевна Андроникова), которую сравнивали с Верой Холодной – роковой красавицей немого кино. Сама Вачнадзе (фамилия по первому мужу) в кино попала случайно – её, работницы спичечной фабрики, фотографию увидел в витрине тифлисского фотоателье администратор Госкинпрома. Так в 1923 году Нато очутилась в мире кинематографа – сначала немого, потом звукового, упорно работая над своей дикцией. Но, помимо актерства, Нато привлекал и сам кинопроцесс, особенно документальное кино, поэтому в перерывах между съемками она работала ассистентом режиссера, позже освоила и профессию монтажера. Со вторым мужем Николозом Шенгелая актрису «обвенчал» Владимир Маяковский. Увидев на своем вечере Нато и Николая, поэт пошутил: «Подойдите ко мне, вы так друг другу подходите, я вас обвенчаю», – и осенил их «крестным знамением». Два дня спустя молодые поженились. Их дети – Эльдар и Георгий Шенгелая – стали успешными кинорежиссерами.
В 1943 году Николай Шенгелая погиб в автоаварии. Осенью 1952 Нато вышла замуж в третий раз – за капитана-полярника, начальника морского пароходства Анатолия Качараву. В 1953 году в свой день рождения 49-летняя Нато Вачнадзе летела домой со съемок, но самолет после удара молнии рухнул в горах над Зугдиди. Сгоревшее тело актрисы удалось опознать по бриллиантовому кольцу, доставшемуся ей от предков – князей Андроникашвили.
Два сына Нато и Николая — Эльдар и Георгий тоже стали режиссерами, причем оба получили много международных престижных наград. Эльдар женился на Ариадне Шпринк, а Георгий — на актрисе Софико Чиаурели.
В 1958 году Ариадна Шенгелая сыграла Татьяну в экранизации «Евгения Онегина» Романом Тихомировым.
Тем, кто любит оперу, рекомендуется фильм к просмотру. Прекрасная советская постановка. Главные сольные партии исполняют звезды Большого театра — Галина Вишневская, Лариса Авдеева и Евгений Кибкало. В ролях, помимо Ариадны Шенгелая, сыграла совсем молоденькая Светлана Немоляева. Ариадна Шенгелая прекрасно справилась с ролью Татьяны Лариной, даже не смотря на то, что она, по-сути, не произнесла в фильме ни одного своего слова. Татьяна в исполнении Ариадны — это и нежная девушка, влюбившаяся в Онегина, и гордая, невероятно элегантная, красивая жена генерала.
По замыслу режиссера в фильме должна была главенствовать музыка Чайковского. Перед молодой актрисой стояла чрезвычайной трудности задача: избежав оперного шаблона, создать образ Татьяны, каким увидел его Пушкин, а в музыке — Чайковский. В том случае, если еще добавить к этому то обстоятельство, что в воображении каждого зрителя наверняка существовала «Своя» Татьяна, станет особенно ясна творческая смелость молодой актрисы, решившейся сыграть эту роль.
Ариадна Шенгелая по-своему увидела поэтичный облик пушкинской Татьяны, сумела сделать образ Татьяны сегодняшним, волнующим. Роль Татьяны — принципиальная удача молодой актрисы. А. Шенгелая достигла в этой роли не только большой эмоциональной силы в раскрытии пушкинского образа, но обнаружила также тонкое понимание интонационного строя музыки Чайковского, которая в свою очередь помогла актрисе глубже передать мир интимных чувств Татьяны (спела партию Татьяны Г. Вишневская).
Образ Татьяны дан а. Шенгелая в движении, в развитии. Вот перед нами появляется на экране стройная и грациозная, мечтательная и задумчивая девушка, выросшая в деревенской глуши, «с Печальной Думою в Очах, с Французской Книжкою в Руках». Ее искренне огорчают вычитанные из романов ричардсона и руссо страдания молодых влюбленных. В первых сценах фильма Татьяна — Шенгелая прекрасна своей неопытностью, сердечностью.
На протяжении всей картины актриса вместе с режиссером Р. Тихомировым углубляет и развивает рисунок роли, выверяет в ней каждую деталь, жест, движение. Внешние данные а. Шенгелая, ее юное лицо, взгляд ее больших задумчивых глаз вызывали ощущение полной гармонии их с чувствами, гармонии с музыкой, которая составляет душу фильма. Первое же появление а. Шенгелая на экране вызывало ощущение подлинности и достоверности всего происходящего. Ее героиня предстает не иллюстративным персонажем, как это еще нередко случается при переводе литературных образов в кинематографические, а живым человеком.
Шенгелаевская Татьяна удивительно проста и обаятельна. «Русская Душою», она чувствует поэтичность народных песен, искренне радуется прелести раннего летнего утра, буйной зелени сада, раздолью русских полей. Атмосфера молодости, душевной чистоты, принесенная в фильм Ариадной Шенгелая, во многом определила близость его к пушкинскому роману.
Заглянув в глубины души своей героини, а. Шенгелая с искренним волнением рассказывает нам о любви Татьяны к Онегину, любви чистой и трепетной, любви на всю жизнь.
Сцена письма — одна из лучших в фильме. Она сыграна актрисой с большим эмоциональным волнением, проникнута глубоким лиризмом. Татьяна — Шенгелая в ней — вся в открытом порыве чувства, она еще верит в созданного ее воображением Онегина ( «Другой., Нет, Никому на Свете не Отдала бы Сердца я». На лице Татьяны светится надежда и трепетное ожидание своего избранника. Из глаз ее льются слезы. Это слезы смятения, девичьего стыда, слезы любви и надежды ( «Судьбу мою Отныне я Тебе Вручаю».
Психологически точно и проникновенно раскрывает а. Шенгелая душевную драму Татьяны в заключительной сцене картины — прощального свидания с Онегиным в Петербурге. А. Шенгелая снова заставляет удивляться тому, как мастерски она соединяет в этой остродраматической сцене динамику образа с музыкой, которая звучит здесь как скорбно — элегическое размышление героини: «А Счастье Было так Возможно».
Мотив гибели счастья звучит в исполнении а. Шенгелая здесь в полную силу.
За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале (ныне – ММК), а также главный приз на Всесоюзном фестивале в Киеве. Голосом вокальных партий ее героини стала звезда Большого театра Галина Вишневская.
Случилось так, что Ариадне Шенгелая сразу посчастливилось. Ей, начинающей молодой актрисе, довелось сыграть в кино таких героев русской и зарубежной классической литературы, о которых только может мечтать актриса. Помогли этому качества дарования Шенгелая: непосредственность, открытость. Тон игры Ариадны Шенгелая — сдержанный, негромкий, лиричный. Это всегда исповедь сердца и мысли.
В 1959 году она снялась у Ивана Пырьева в картине «Белые ночи», сыграв совсем маленькую роль танцовщицы-невольницы из грез главного героя.
Древнегреческое имя Ариадна, огромные карие глаза и утонченные черты лица сразу привлекали внимание к Шенгелая. Танцовщица в картине «Белые ночи», Евгения Гранде — эти роли она сыграла еще во времена учебы во ВГИКе в мастерской Владимира Белокурова. «Все актрисы и актеры мастерской Белокурова – это была часть общей актерской и режиссерской мастерской, мы у них режиссировали. Она была так естественно хороша и без гламура. Дружелюбная, веселая, работящая, очень интеллигентная. Хорошая студентка, хороший товарищ в работе», – отмечал режиссёр Александр Митта.
Но режиссеры, конечно, понимали, что такую редкую красоту невозможно эксплуатировать только на вторых ролях. И уже в 1960 году актриса получила возможность поработать над романтическим образом главной героини – Евгении Гранде в фильме, снятом по роману Оноре де Бальзака. Актриса органично и очень точно создала образ дочери главного героя, прошедшей путь от юной девочки до властной владелицы огромного состояния.
Шенгелая вновь создает интересный и сложный образ.
Дочь провинциального богача Феликса гранде Евгения — создание чистое душой, привыкшее к простой, суровой, почти аскетической жизни. Во всем слушаться отца и на все смотреть его глазами для нее так же естественно, как привычка к постоянному труду. Она даже не догадывается о колоссальном богатстве отца. Страсть к наживе давно превратила Феликса гранде в скупца, маньяка, притесняющего дочь и жену из-за денег, подчинившего их жизнь принципу корысти и расчета. Душевная чистота Евгении еще острее оттеняла в фильме самодурство отца и алчность женихов, больше мечтающих о наследстве Евгении, чем о ней самой.
Может быть, так и прошла бы жизнь Евгении, ничем особенно не нарушаемая, среди этих людей, если бы не встреча с парижским кузеном Шарлем (М. Козаков), которого она полюбила преданно, беззаветно, навсегда. Именно любовь к Шарлю становится для актрисы внутренней динамикой поведения в образе, именно с ней связано в фильме дальнейшее изменение и развитие характера Евгении, ее духовное обогащение.
А. Шенгелая сумела через чувство своей героини к Шарлю глубже раскрыть внутренний мир Евгении, ее незаурядный характер, страстность, упорство, до сих пор дремавшие и подавленные в ней. Чувство к Шарлю влечет за собой перемены и в ее отношении к окружающему.
Евгения внезапно замечает скудность отцовского дома и впервые начинает испытывать страх при виде отца. Но в то же время любовь делает ее сильнее, вселяет в нее спокойствие и уверенность в себе. Евгения отныне решительно право на свой внутренний мир отстаивает.
Вот сцена завтрака. За столом сидят Евгения и Шарль. Перед Шарлем стоят непривычные в этом доме яства: в изобилии сахар (обычно гранде выдает кусочки по счету), яйца, фрукты. Но вот неожиданно раздаются шаги отца. «Папенька! На лице Евгении — неподдельный испуг. Так что же? » — Недоумевает Шарль. Да ведь это папенька! » — В смятении повторяет она. А вошедший старый гранде тотчас же коршуном бросается к сахарнице, чтобы убрать ее со стола. И в эту минуту у Евгении пропадает страх. Решительно кладет Евгения свою руку на руку отца, взгляды отца и дочери встречаются в безмолвном поединке лишь на какие-то секунды, но в них актриса открыла нам в характере Евгении новые черты: твердость, решимость, непоколебимую уверенность в своей правоте. И старый гранде, ворча, отступает. Зрителю вполне достаточно этих нескольких секунд, чтобы понять, какой глубокий и сильный характер таится в этой девушке.
Внутреннее состояние Евгении, ее отношение к Шарлю, А. Шенгелая стремится выразить точными эмоциональными реакциями. Выдержка и хладнокровие ее героини в сцене завтрака сменяются взрывом открытого темперамента в эпизоде у постели умирающей матери. Только ей доверяет свою сердечную тайну Евгения. Безудержный гнев охватывает Евгению, когда отец пытается отобрать у нее портрет матери Шарля в золотой раме. И мы верим ей, когда она кричит отцу: «Если вы Тронете Хоть Крупицу Этого Золота, Клянусь, я Убью Себя на Ваших Глазах».
Сквозь протест Евгении против деспотии отца и ее бесконечную любовь к Шарлю в игре А. Шенгелая проступает свет высокой нравственной силы человека, все отдающего и ничего не требующего взамен. В исполнении актрисы нет ничего лишнего, она свободно выражает то, что переживает ее героиня. До драматических нот поднимается а. Шенгелая в заключительных сценах фильма, когда ее героиня после смерти родителей, покинутая Шарлем, остается одна.
Нет, Евгения не умирает от горя. Жизнь по-прежнему идет. Только любовь погибла. Она могла бы быть. И вот ее нет. В пустом холодном доме, в старом кресле у камина сидит Евгения. Замкнувшаяся, бесконечно одинокая. Она отдает какие-то распоряжения служанке, но глаза ее теряют жизнь, они полны немой скорби. В каменной неподвижности застывает осунувшееся лицо. Причины поражения Евгении, как бы говорит актриса, кроются не в свойствах ее характера, а в общественном устройстве. С горечью говорит Евгения в финале фильма: «в этом мире любят только золото».
В 1960-м актриса получила диплом и поступила в труппу Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова.
Супруги уезжают в Тбилиси. Ариадна пожив с мужем понимает, какой у него темпераментный и взрывной характер, в доме царит патриархат, актриса во всем подчиняется супругу. Единственной отдушиной Ариадне служит русский драматический театр имени Грибоедова.
С 1960 года — актрисой киностудии «Грузия-фильм».
В конце 1950-х — начале 1960-х годов была одной из самых популярных актрис советского кино.
Зрители запомнили ее тонкую аристократическую красоту и древнегреческое имя – Ариадна. Безусловно, восточная красота актрисы привлекала внимание режиссеров. Поначалу ей предлагали роли юных девушек, вступавших в самостоятельную жизнь, умеющих нести ответственность за свои поступки и ошибки, обладающих сильной волей, умеющих добиваться цели, понимая, что не все средства для этого хороши.
Среди них можно назвать роль Лены Топилиной, возлюбленной рабочего кондитеркой фабрики (религиозная драма М. Ершова «Люблю тебя, жизнь»1960г.).
Следом вышла искрометная комедия «Осторожно, бабушка!», и вновь главная роль. В трагикомедии «Осторожно, бабушка!» (режиссер — Надежда Кошеварова) она сыграла немного наивную, но серьезную не по возрасту главную героиню Лену. В этом фильме снялась и несравненная Фаина Раневская. Сюжет картины закручен вокруг строительства нового Дома культуры, бюрократов, пенсионеров, которые неравнодушны к тому, как они проводят время, их отпрысках, которые решают любовные и лидерские проблемы.
Убедительный психологический портрет создает А. Шенгелая в небольшой роли Регины Майер в фильме «Суд Сумасшедших» 1961г. (реж. Г. Рошаль. Массажистка при нацисте, фашистском наемнике Грубере, Регина Майер, считавшаяся долгое время глухонемой, заговорила на суде, изобличающем преступные действия Грубера. Когда-то Грубер подобрал ее девочкой, умирающей от голода на улице, и сделал своей молчаливой рабыней. Слова Регины идут от самого сердца: «Он был очень храбр со мной. Хлыст и револьвер. Но ведь он боялся всего. Этот Грубер».
Полюбился зрителям тех лет и фильм «Увольнение на берег» 1963г. со Львом Прыгуновым и Ариадной Шенгелая в главных ролях.
В 1964-м появился «Белый караван», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах. Автором ленты выступил ее муж, снявший супругу в главной роли.
Актерской индивидуальности А. Шенгелая близки натуры цельные, наделенные душевным теплом, любовью к людям, интересом к жизни.
Таков образ Марии, девушки — рыбачки в фильме «Белый Караван» (режиссер Э. Шенгелая) — образ большой жизненной правды. В нем актриса выразила свой взгляд на жизнь, свое отношение к ней. В Марии соединились честность и необычайное трудолюбие, жизнерадостность и бьющая ключом молодая энергия, целомудрие, нежность и верность твердым жизненным принципам. Все эти черты суть характера Марии. И у актрисы тут свои ходы к сердцу, сознанию.
Материал новой жизни актрисой в роли Марии точно схвачен. Ее героиня живет среди людей простых и сильных, полных благородства. Верность жизни, верность традициям выступают как верность народу. Традиционность и поэтичность в поведении Марии, в образе ее мыслей и чувств, тесно переплетаются. Актриса очень точно живет в атмосфере грузинского быта.
Любовь Марии к чабану Геле (И. Кахиани) крепка и нежна. Но ее чувство обрело новые черты, свойственные нашему времени.
Мария не может простить Геле отступничества. Его решение уйти жить в город она воспринимает как предательство своих товарищей, как неуважение к их труду. Страдающая и любящая Мария находит в себе силы отказаться от любимого.
Одной из знаковых картин в судьбе актрисы стал «Гранатовый браслет» 1965г..
В повести Куприна главная героиня, в которую безответно влюблен чиновник Желтков, — женщина достаточно эгоистичная и довольно безразлично относящаяся к любви какого-то заштатного чиновника. В то время как в фильме Роома Вера Николаевна — натура утонченная и глубоко порядочная. И в этом заслуга, в том числе, Ариадны Шенгелая. Она в фильме очень красивая, с изящной фигуркой и изысканными манерами. На нее смотришь и понимаешь, почему в нее влюбился мужчина возвышенной и очень красивой любовью.
«Гранатовый Браслет» — это фильм о безответной любви, о счастье любви, которая очищает человека, которая выше окружающей среды и светских предрассудков. Роль княгини Веры была ролью психологически необычайно трудной и в то же время важной в фильме, так как именно к ней обращена в картине безнадежная, трогательная и самоотверженная любовь телеграфного чиновника Желткова (И. Озеров). Роль была трудной еще и потому, что в ней не было ярких поступков, и поэтому характер веры в итоге оказывался важным не сам по себе, а скорее как точка приложения душевных сил Желткова. Мы часто видим ее в фильме только глазами влюбленного в нее юноши романтика.
Героиня Шенгелая очень красива, горда и царственно спокойна. Вера — Шенгелая видит в любви Желткова к себе только оскорбительную сторону, ей претят его наивные письма, полные любви, раздражают его подарки. Жизнь ее соприкоснулась с чем-то, превышающим ее чувства и понятия. Такая она и у Куприна.
Но в то же время стоит нам услышать, как Вера — Шенгелая произносит: «Нам, северянам, никогда не понять прелести моря. Я лес люблю. «. Или увидеть ее лицо, когда она слушает музыку Бетховена, как мы чувствуем, что Вера Николаевна — человек с тонкой душой, умеющий чувствовать поэзию, красоту.
И не случайно, когда Желтков умирает, в душе веры наступает перелом. Она как бы открывает в себе нового человека. Любовь Желткова просветляет и возвышает ее, она раскрывает перед ней мир неведомых ей доселе чувств, она входит в ее жизнь и будет существовать в ее сознании. Вера понимает, что она уже вряд ли сможет жить по-старому. «Мне кажется, что в нашу жизнь вошло что-то ужасное», — признается она мужу. Это лучшая сцена в фильме, и актриса играет ее с подлинной драматической силой.
Но, к сожалению, не везде в фильме образ веры прочтен актрисой «изнутри», с одинаковой убедительностью. Иногда у нее проступает боязнь идти вглубь характера, появляется попытка решить все эффектными внешними приемами. Это помешало А. Шенгелая найти верный ключ к эстетике купринского образа. Местами красивость буквально «забивает» облик веры. Слишком много внимания фиксируется на красивых — красивых туалетах Веры, ее шляпках и прическах. И тогда внимание зрителя невольно переключается с игры актрисы на работу костюмерной. Правда, здесь трудно винить актрису — такова, к сожалению, эстетика фильма. Так случилось, например, в сцене, когда Вера приходит к мертвому Желткову. В глаза назойливо бьет красивый узор бисера на платье и ядовито — красная роза в руках. В итоге из сцены уходит купринская интонация трагической предопределенности, безнадежности.
Представ в образе княгини Шеиной, она нашла свое амплуа. Княгиня Вера Николаевна из любовной драмы «Гранатовый браслет» — это лучшая роль актрисы, которая помогла в полной мере раскрыться ее лирическому дарованию, незаурядному поэтическому обаянию. За утонченную манеру игры и аристократизм ее назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи.
На протяжении 1960-х ежегодно выходили до 3 кинолент с ее участием. Это время считается расцветом актерской деятельности Шенгелаи. Исключением стал только 1967 год, когда актриса ушла в декретный отпуск.
Много искреннего чувства, тепла и темперамента вложила а. Шенгелая в образ молодой девушки Жаннеты в картине «Год как Жизнь» 1966г. (реж. Г. Рошаль. Горячая преданность делу французской революции приводит Жаннету и ее мужа на баррикады. Актриса наделяет героиню большим обаянием, раскрывает ее характер в разных обстоятельствах. Мы видим Жаннету на собственной свадьбе — возбужденную, радостную, и другую — убитую горем, но не сломленную после гибели мужа.
Пресса восторгается игрой молодой, талантливой актрисы, а поклонники ее боготворят за аристократическую красоту.
На экраны в 1966 году выходит фильм-драма «Выстрел» , Ариадна блестяще сыграла графиню, она тонко передала характер своей героини. Режиссер фильма Наум Трахтенберг (драма, снятая по одноименной повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина»). Здесь сыграли такие знаменитые актеры, как Михаил Козаков, Юрий Яковлев, Олег Табаков.
В 1967 году у супругов родилась вторая дочь Катюша, как только дочка подросла, Ариадна снова начинает много сниматься, выходят картины «Не горюй!», «Угол падения», «Гойя или Тяжкий путь познания», «Таланты и поклонники».
Статная, с французской легкостью и жизнерадостностью Княгиня Вахвари в искрящейся радостью и молодым задором картине Георгия Данелия «Не горюй!» 1968г., в которой, впрочем, все актеры были блистательны — и Евгений Леонов, солдат, как будто сошедший со страниц русских сказок, и Софико Чиаурели, замученная многочисленным семейством Софико, и хрупкая Анастасия Вертинская, Мэри Цинцадзе. У А. Шенгелая здесь всего небольшой эпизод. Ее героиня — очаровательная княгиня, не ведающая, откуда берутся богатства ее мужа, деспота и самодура. Вся ее фигура, движения, полные неги, дышат в фильме довольством и благополучием. Эта почти бессловесная роль сыграна актрисой изящно, с подтекстом легкой иронии, как и многое в фильме.
В историко-биографической киноленте, посвященной творчеству венгерского композитора Ференца Листа, «Ференц Лист. Грезы любви» 1970г. Шенгелая сыграла главную роль княгини Каролиной Витгенштейн, с которой композитор познакомился во время концертной деятельности в России, с которой связан самый плодотворный веймарский период творчества Листа и которой он посвятил знаменитые «Грезы любви».
Снималась актриса и у Эльдара Шенгелая. Она сыграла прекрасную Маргариту, жену Трифония (трагикомическая притча «Чудаки»1974г.). Затем последовала роль, считающаяся одной из лучших в творческом багаже актрисы, роль Кассандры, жены Дмитрия Кантемира (кинолента называлась «Дмитрий Кантемир»1973г.). В этом фильме Ариадне Всеволодовне удалось с легкостью вписаться в его актерский ансамбль. Благодаря своей женственности и мягкости она помогла актеру М. Волонтиру предстать не только в образе властного молдавского господаря, но и любящего мужа и отца.
Одна из самых красивых актрис советского кинематографа, она начала свой путь в кино с образов обычных девчонок, своих современниц, но очень быстро перешла на главные роли в экранизациях классической литературы. Критики писали о ней: «Тон её игры – сдержанный, негромкий, лиричный. Шенгелая – чуткий художник, умеющий по-своему увидеть и по-своему рассказать об увиденном». Репортаж Светланы Астрецовой.
Ариадна Шенгелая не считала зазорным появляться на экране и в ролях второго плана, превращавшихся в ее исполнении в самые настоящие киношедевры. Как тут не вспомнить словоохотливую Эмму Константиновну (картина «Перед ужином» 1980г.), добрую Марию (сказка Б. Рычева «Ученик лекаря» 1983г.), властную Анну Федоровну Самбарскую (фильм «Голова Горгоны»1986г.), уравновешенную мать Сергея (социальная драма И. Селезневой «Вот такая история…»), эффектную Ведунью (совместная работа Геннадия Васильева и Чжан Шиу).
Но если в творческой жизни у актрисы все было благополучно, то в семье назревала давно буря. Супруги вместе прожили 22 года, и наверно у Ариадны просто не хватило терпение выносить тяжелый характер мужа. По обоюдному согласию они решили расстаться.
Эльдар долго не оставался в холостяках. Он женился на Нелли Новлинидзе, которая работала искусствоведом. У супругов родилась дочь Елена. Судьба у дочери была трагическая, она погибла в автокатастрофе.
Ариадна Всеволодовна всегда считалась скрытной женщиной и в свою личную жизнь никому не позволяла вмешиваться. О ее втором муже известно немного. Игорь Копченко был актером, но в кинематографе слыл мастером дубляжа. В свое время он выступал и с сольными концертами, как мастер художественного слова, а потом увлекся работой в кино и на телевидении, только за кадром. Был диктором и режиссером дубляжа, трудился в телекомпании НТВ и на «Культуре», где читал анонсы программ и фильмов и считался фирменным голосом канала. По своей натуре очень добрый и порядочный человек, прекрасно относился к Ариадне и ее дочерям.
Лишь однажды супруга уговорила его показаться в кино: вместе они снялись в фильме «Голова Горгоны».
О том, как Ариадна познакомилась со своим вторым мужем она никому не рассказывала, даже своим дочерям, предположительно известно, что могли встретиться и познакомиться в Тбилисском театре. Их семейную жизнь можно назвать счастливой, но очень короткой.
В 2003 году Игорь Петрович скончался от сердечного приступа. Через два месяца ему бы исполнилось 57 лет.
С 1980 года — актриса киностудии им. М. Горького.
В 70-80-х также активно снималась, а в 1990-х отметилась всего в 5 картинах. Среди них «Барышня-крестьянка» 1995г. по мотивам повестей Пушкина, где Ариадна Всеволодовна сыграла тетушку Хлупина, Арину Петровну. Фильм получил престижные награды, а одной из локаций для съемок послужила усадьба, в числе владельцев которой была теща великого поэта.
Последней ролью на экране стала Хана в ленте «Бабий Яр» 2002г., повествующей о расстрелах в одноименной местности в Украине в 1941 году. Поклонники увидели талантливую актрису после пятилетнего перерыва. В шестьдесят пять лет она сыграла богатую и влиятельную женщину, которая занимается международной политикой. Она приезжает на свою Родину, на Украину, с тем, чтобы побывать на могилах близких людей и отыскать девушку, спасшую ей жизнь. «Бабий Яр» — так называется этот фильм — рассказывает об одном из ужасных преступлений 20 века.
На театральном поприще у артистки также немало ярких ролей. В Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова она сыграла Клеопатру в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и хрупкую девочку в «Дневнике Анны Франк».
В 1965 году читатели журнала «Советский экран» признали Ариадну Шенгелая лучшей актрисой. В 1959 году она стала лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия для актеров». В 1979 году ей было присвоено звание Народной артистки Грузинской ССР, а в 2000 году — звание Народной артистки РФ.
После кончины второго супруга актриса вновь вернулась в Грузию и решила отдать все силы воспитанию внуков.
Свой восьмидесятилетний юбилей Ариадна Шенгелая (биографии и личной жизни которой посвящен наш материал) отпраздновала в Грузии. Здесь проживает ее многочисленная семья. После ухода из кинематографа актриса некоторое время занималась преподаванием актерского мастерства и сценической речи. А после полностью сконцентрировалась на семье, отдавая все силы самым главным ролям в жизни любой женщины — роли матери и бабушки. Сегодня у актрисы подрастают уже правнуки.
Использованы материалы:
- Шенгелая, Ариадна Всеволодовна
- Ариадна Шенгелая
- 20 лет терпела мужа деспота. Ариадна Шенгелая
- Ариадна Шенгелая (Ариадна Шпринк) / биография
- Актриса Ариадна Шенгелая — биография, личная жизнь и интересные факты
- Актриса Ариадна Шенгелая: биография, личная жизнь, фильмография
- Ариадна Шенгелая
- Как сложилась личная жизнь и карьера лучшей актрисы СССР
- Всегда молодая Ариадна Шенгелая. Где теперь звезда советского кино?
- Шенгелая Ариадна Всеволодовна
- Ариадна Шенгелая: «графиня кино»
- Юбилей отмечает народная артистка России Ариадна Шенгелая
- Творческие портреты. Ариадна Шенгелая.