Можно, конечно, и далее продолжить этот архитектурный садизм (для всех российских архитекторов, вынужденных сегодня «наступать на горло собственной песне»), рассказывая о замечательной жизни в архитектуре Сантьяго Калатравы.
Сложно «не заметить», с какой нескрываемой завистью нынче описывают триумфы Калатравы в российской прессе. Чем вынуждены заниматься сегодня его российские коллеги? Прислуживать малограмотному ворью, создавая проблемы на ближайшее будущее.
Сегодня в нашей градостроительной политике рулят те, для кого «закон не писан». Кто может выйти и с сытой отрыжкой завить, будто нормативное пространство, создававшееся со времен Екатерины Великой, нынче «устарело». Все вокруг старые и прогнившие, а они будто совершенно новенькие. Только со старыми, как мир, претензиями к профессионалам, со столь же ветхой ненавистью ко всем, кто владеет нормальной профессией.
Отмечу для лиц, не обремененных мотивом плюнуть кому-нибудь в душу по причине «а еще шляпу надел», что отечественная школа проектирования намного превзошла свой изначальный французский аналог. Как ставилось техническое образование в России при Александре I, немного описано здесь.
Калатрава получал инженерное образование в Швейцарии, поскольку переворот в архитектуре ХХ столетия был совершен швейцарцем Ле Корбизье. Но… французская инженерная школа, тем не менее, как была, так и остается наиболее сильной. Не случайно и Ле Корбюзье многие считают французом, так как его творчество всегда базировалось именно на французских индустриальных подходах.
Это к слову. А вот российская школа проектирования действительно превзошла свою альма матер, поскольку у нас более сложные условия строительства. Прежде всего, из-за отопительного сезона, который длится в среднем 9 месяцев. Поэтому у нас расчетная основа по предельным напряжениям обогащена теорией надежности и методикой расчетов по предельным состояниям.
Даже чисто из-за температурных колебаний и циклов промораживания-оттаивания у нас рассматриваются расчеты по деформациям, когда ни одна конструкция не разрушается, но часть изгибаемых элементов получает недопустимые деформации, при которых эксплуатация всей системы… достаточно опасна.
Естественно, все запасы прочности, создание системы статической неопределимости — несколько удорожает строительство. Но, конечно, не до такой степени, как участие в нем непроизводительных прокладок спецслужб, каких СРО (при уничтожении системы государственного контроля и надзора), «административного ресурса» в виде откатов и мошеннического законодательства (в том числе налогового).
При расчете по предельным состояниям дополнительные средства идут на создание системы надежности и долговечности. А вот при участии всех нынешних «прогрессивных элементов» до 70% от действительной стоимости любого объекта разворовывается еще… до начала строительства.
Если строится нечто жилое… там все жильцы, которых отчего называют у нас «дольщиками», а не «инвесторами», обворовываются в процессе строительства. При этом, как правило, проектный период либо вообще отсутствует, либо присутствует не в полном объеме.
Поэтому нынешняя российская архитектура — это дешевые компиляции… обнять и плакать. Раньше архитектура все же проявлялась… за счет работы проектировщиков-конструкторов, которых прикончили массово в 90-х, хотя общественной опасности они не представляли, наоборот.
Так вот если с этой точки зрения взглянуть на творения Сантьяго Калатравы… можно почувствовать легкое посасывание под ложечкой… которое возникает у конструктора всегда, как только он видит голую эпюру, которую в конструктив еще переносить и переносить.
Любой советский проектировщик-конструктор понимает, что в этом футуристическом беспределе узлы дорабатываются «по месту». А уж таким мы и в России наелись досыта, когда прямо на стройке приходится вкалывать и за проектировщика, и за архитектора, и за ГИПа, и за ГАПа… Там же не поймешь, что еще наше съехавшее крышей изолгавшееся руководство из голимого ворья отчебучит.
В отношении всех этих чудес чудесатых Сантьяго Калатравы можно сказать одно: все это стоит и держится пока только потому, что выстроено в куда более ровно климате. У нас бы все рухнуло к едрене-фене после первого обледенения.
…Итак, решил я пояснить некоторые конструктивные детали, но, как видите, вдруг надолго умолк с музыкой в камне. Честно говоря, привычно набирая в поисковике «опять подали в суд на Сантьяго Калатраву», немного струхнул, прочитав одну из новостей:
31.01.2014 г. Калатрава подал в суд иск, требуя немедленного закрытия порочащего его честь, достоинство и деловую репутацию сайта и компенсации в 600 тысяч евро.
МОСКВА, 31 янв – РАПСИ. Знаменитый испанский архитектор Сантьяго Калатрава через суд требует закрыть сайт с информацией о его архитектурных промахах и финансовых нарушениях, сообщают испанские СМИ.
Название сайта calatravatelaclava.com, запущенного депутатами парламентской коалиции «Объединенные левые», переводится как «Калатрава тебя обдерет (как липку)» и посвящен контрактам архитектора с правительством автономии Валенсия и его неудачным проектам. Калатрава подал в суд иск, требуя немедленного закрытия порочащего его честь, достоинство и деловую репутацию сайта и компенсации в 600 тысяч евро.
Как заявил депутат парламента Валенсии от «Объединенных левых» Игнасио Бланко, намерение Калатравы судиться возмутительно: сайт, который посетили более миллиона пользователей, содержит достоверную, документально подтвержденную информацию, которая скрывалась почти 20 лет. «Весь мир, и особенно валенсийцы, должны знать, сколько государственных денег было разбазарено на проекты Калатравы», — сказал Бланко.
Тут я надолго впал в глубокую задумчивость… потом решил, что парочку комплиментарных материалов придется процитировать. В духе толерантности и с целью не заработать в очередной раз по шее.
Сантьяго Калатрава по праву считается одним из самых прославленных зодчих мира. Лауреат множества архитектурных и инженерных премий, почетный доктор крупнейших университетов Европы и Америки, он входит в десятку известнейших современных архитекторов. Этот испанский мастер обладает неиссякаемой творческой энергией, не перестает удивлять своей фантазией, невероятной активностью, поражающими воображение динамичными архитектурными образами. За 30 лет плодотворной работы ему удалось реализовать более 40 крупных проектов по всему свету. В наши дни это считается уникальным результатом.
Творения Калатравы – мосты и вокзалы, небоскребы и театры, стадионы и музеи – можно увидеть во многих городах и странах. Изящные и странные архитектурные объемы, напоминающие фантастические цветы, животных, музыкальные инструменты, часто производят впечатление слишком иррациональных, неустойчивых. Но первое ощущение обманчиво: все они построены по законам математической логики и точных инженерных расчетов. Согласно знаменитой формуле великого античного теоретика архитектуры Витрувия творения Калатравы обладают тремя необходимыми базовыми качествами классического зодчества: «пользой, прочностью, красотой». Калатрава – поэт архитектуры, он сочетает в своих проектах эмоциональность и свободу художника со строгой дисциплиной и рациональностью практика-строителя. По его утверждению – «здание – это скульптура, в которую можно зайти». Калатрава больше полагается на художественное чутье, чем на холодный расчет. От природы чрезвычайно одаренный как живописец, скульптор и рисовальщик, он гармонично совмещает в своем архитектурном творчестве данное ему чувство цвета и формы, соединяет вместе, казалось бы, несоединимые двигающиеся, меняющиеся формы и объемы. Мастер не боится отойти от жестких правил и импровизирует, думая о цельности впечатления и красоте образа
Да, об «обогащенном образном языке его сооружений» мне так не написать. У меня язык конструктива, не столь… хм образный. Поэтому сразу начинает чесаться по поводу других вопросов: как он разбивает сооружение деформационно-осадочными швами, за счет чего обеспечивает пространсвенную жесткость, а главное — как определяет нормативную долговечность?..
Калатрава- архитектор-аналитик, всецело доверяющий интуиции. Именно интуиция помогает ему в выборе единственного решения из десятка возможных. Блестящий инженер, он, пожалуй, единственный из современных архитекторов, не использующий компьютерные программы на стадии подготовки проекта. Подобно мастеру классической эпохи, он делает множество подготовительных рисунков, эскизов, набросков, прежде чем находит соответствующий его идее образ будущего сооружения. На этом первоначальном этапе Калатрава работает как скульптор, фантазирует, опираясь на свои знания анатомии человеческого тела, которое для него, как для многих мастеров классической эпохи, — образец гармонии, созданной природой. В публичных лекциях он часто вспоминает о своем увлечении Микеланджело и художниками эпохи возрождения: «в молодости я много занимался старыми мастерами. Рассматривая их гениальные наброски человеческих фигур, я вдруг понял: архитектура каким-то таинственным образом связана с элементами человеческого тела. Я даже изготовил небольшую скульптуру из меди – схематическое изображение глаза. Острая надбровная дуга и «катышек» глаза под ней выглядели как самый настоящий архитектурный проект. Я это тоже взял себе на заметку».
Все проекты и постройки Сантьяго Калатравы обладают рядом отличительных качеств, свойственных именно его творчеству. У него есть несколько излюбленных приемов, которые в каждом новом произведении варьируются. Калатрава, с одной стороны, — характерный представитель мирового сообщества современных архитекторов-новаторов, но в то же время он очень национален. В его работах чувствуется продолжение традиций изысканной и оригинальной испанской архитектурной школы конца 19-20 века. Сам мастер относит себя к последователям культовых фигур испанской школы инженерного искусства и архитектуры – Антонио Гауди и Феликса Канделы. Калатраву также часто называют наследником традиций знаменитого итальянского инженера и архитектора 20 века Паоло Нерви, прозванного «поэтом железобетона». Творчества знаменитого мастера начала прошлого столетия Гауди стало основной в романтических архитектурных фантазиях Калатравы.
Из-за стремления выразить себя в каждом проекте творчески, как художник, Калатрава нередко рискует выйти за рамки возможностей архитектуры, однако именно благодаря готовности рисковать у него часто возникают принципиально новые решения, обогащающие образный язык его сооружений.
Но здесь вообще хочется стоять с момента эскиза и постоянно ныть о том, что им точно неверно определена степень свободы системы… Есть такая дурная привычка у советских конструкторов. Только уничтожать нас было совершенно ни к чему, если честно. Хотя бы потому, что архитектор Калатрава не учел многих деталей, которые для любого инженера являются… привычным хлебом, даже без масла.
Таким образом, индивидуальный стиль испанского зодчего, в котором эмоциональные, напоминающие экспрессивную футуристическую скульптуру динамичные формы выстроены на основе строгих инженерных расчетов, легко узнаваем. Мастер считается одним из самых ярких современных представителей так называемого биотека, или неоорганической архитектуры.
В биотеке многие выразительные элементы напоминают природные формы: структуру тела человека или животного, строение камней, гор, деревьев. Многие элементы теории и практики идут от бионики – прикладной науки, в которой для решения сложных технических задач используются законы природы. Известно, что еще в 16 веке Леонардо да Винчи, создавая модель летательного аппарата, наблюдал за полетом птиц и изучал строение их мышц. Задача соединения естественных природных форм, в которых преобладают динамичные криволинейные формы, и строго организованных, математически выверенных, утилитарно надежных деталей – одна из самых сложных в современной архитектуре. В этом стиле работают многие знаменитые мастера, но часто их смелые и перспективные проекты так и остаются на бумаге в силу дороговизны и сложности исполнения. Лишь немногим удалось реализовать полностью свои идеи, среди них самыми известными являются кроме Калатравы англичане Николас Гримшоу и Норман Фостер.
Мы уже рассматривали архитектурное творчество Марио Бота, который родился и вырос в Швейцарии, для него было естественно обучаться именно там, но… он предпочел Италию, а вот проектный опыт отправился набирать в Париже, где еще предстояло заявить о себе, хотя он в студенческие годы проходил стажировку у Ле Корбюзье. Просто такие маленькие детали.
Далее вспомните архитектурный почерк Бота с его декларированной склонностью к романской архитектуре. Как вы считаете, а с инженерной (практической) точки зрения, в чем ее особенность?..
А она в том, что надежность достигается массивностью (собственным весом) сооружения… как бы в подражание древней романской архитектуре.
Это не является подходом российской расчетной школы, поскольку у нас здесь основной постулат: прежде, чем вынести полезную нагрузку, сооружение должно справиться с собственным весом. Поэтому аварии и обрушения в период строительства или после построечный период относят к ошибкам проектирования, а не строительства.
Раз здание обрушилось под собственным весом до вступления в период нормальной эксплуатации, значит оно неправильно запроектировано.
У Сантьяго Калатравы, чья инженерная подготовка возводит швейцарскую школу в супер-пупер передовые (выявляя глубокий провинциализм), бессмысленно спрашивать о том, как обеспечивается в его сооружения пространственная жесткость. Хотя… было бы действительно очень интересно поработать с этим архитектором, который видит мир уникально и футуристически.
Архитектурный взгляд у него… просто уникальный, не спорю. Но конструктивного видения, которое бы аккумулировало все достижения технической мысли со времен первого доказательств теоремы Пифагора на печке… нет. Это видение целиком и полностью присутствовало лишь в отечественной нормативной системе.
Безусловно, это самый большой, известный и амбициозный осуществленный проект Калатравы. Это один из наиболее продуманных современных архитектурных ансамблей, своеобразный образ города будущего, в котором, кажется, реализованы все смелые и невероятные архитектурные фантазии автора. Расположенный на месте бывшего русла реки Турии и построенный в целом в 1998 году, он является одной из главных достопримечательностей Валенсии. Комплекс зданий, окруженный парками, ручьями и бассейнами, стал самым популярным местом отдыха жителей и гостей города. К 1998 году там на площади расположились пять зданий: кинотеатр, галерея-сад с автостоянкой, музей наук принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе с самым большим в Европе аквариумом, в котором обитает более 500 морских рыб и животных.
Завершала комплекс Агора — большая крытая площадь, которая используется для проведения теннисных турниров и больших праздничных представлений-концертов. Окончательно ансамбль был закончен в 2005 году, когда было построено шестое здание: оперный театр, названный Дворцом искусств Королевы Софии. С высоты птичьего полета кажется, что этот футуристический комплекс, в котором причудливые здания будто вырастают из вод бассейнов, сформирован из гигантских структур, напоминающих природные формы: скелет кита, гигантский глаз, цветок лотоса. Белоснежные здания отражаются в глади воды бассейнов и прудов, обрамляются бесчисленными деревьями, цветочными клумбами, извилистыми дорожками променада и оранжереи. Ансамбль поражает людей разного возраста, национальностей, уровня образования, ежедневно заполняющих его бесконечно меняющиеся природные и искусственные объекты, удивительным разнообразием возможностей познания различных аспектов науки, техники, природы и искусства.
Идея создания парка на месте высохшего русла возникла в 1989 году. Один из профессоров местного университета, специалист по истории науки, предложил правительству Валенсии отдать этот пустующий участок под строительство музея науки. Подобные музеи с демонстрационными площадками, историческими реконструкциями, кинотеатрами, планетариями были очень популярны во многих странах мира. Идея понравилась, проект под названием «Город науки» заказали команде архитекторов, которая проектировала и строила на подобных территориях общественные здания в Мюнхене, Канаде и Лондоне. План включал 370-метровую телебашню, которая могла бы стать одной из самых высоких в мире, планетарий и музей науки. Общая стоимость работ оценивалась в сумму около 150 миллионов евро. Несмотря на множество сторонников, этот проект, особенно башня, вызывал серьезную критику как среди политиков, так и у специалистов-практиков. Однако строительство продолжало вестись до 1991 года. Именно тогда свое решение застройки участка предложил Калатрава, который и получил право изменить проект.
Возведение новых объектов, изменивших общую концепцию ансамбля, началось в конце 1994 года. Появилось и другое название – «Город искусств и наук». Вместе с Калатравой над его созданием работал известный испанский архитектор Феликс Кандела. По его проекту были построены несколько объектов, в том числе океанографический парк и Агора. Все четыре сооружения, спланированные Калатравой: кинотеатр-планетарий, галерея-сад с автостоянкой, Музей наук Принца Фелипе и Дворец искусств Королевы Софии – расположены вдоль главной оси, тогда как постройки Канделы находятся в некотором отдалении перпендикулярно к основной линии.
Первым в «Городе искусств и наук» открылся кинотеатр-планетарий. В здании, напоминающем по форме человеческий глаз, протяженностью около 100 метров в длину, находится огромный проекционный зал системы IMAX, а также площадка для лазерных шоу. Сеансы проходят как в обычном режиме, так и в формате 3D. На 900-метровом экране демонстрируются документальные фильмы, созданные по новейшим технологиям, в частности, можно погрузиться в атмосферу открытого космоса в ходе просмотра специального фильма, создающего эффект нахождения зрителя в космическом пространстве. «Полушарие» — это своеобразный средиземноморский планетарий, имеющий две оболочки: основные помещения скрыты внутри бетонного объема, а вестибюли и зоны отдыха находятся за внешним эллипсовидным каркасом. Планетарий выглядит не зданием, а скорее сюрреалистичным скульптурным объектом: гигантский глаз открывается – и сквозь металлические тросы-«ресницы» блестит стеклянная поверхность стены-«зрачка», внутри которой просматриваются залы. Стальные «ресницы» внешней оболочки могут подниматься или опускаться в зависимости от погодных условий. Только в Испании, на родине Сальвадора Дали и Хоана Миро, возможно представить такой сюрреалистический, однако рациональный и очень продуманный функциональный архитектурный объект!
Галерея-сад, построенная в 2000 году, представляет собой своеобразную входную зону с парковкой внизу, оранжереей с цветниками, редкими растениями и огородом с лекарственными пряными травами и открытыми выставочными площадками. На территории в 17 000 квадратных метров расположены сооружения самой оранжереи, пруды и причудливые извилистые тропинки, по которым с удовольствием гуляет многочисленная публика. Здание длиной в 320, шириной в 60 метров, состоящее из 55 арок, отличается легкостью и изяществом пропорций. Вдоль L’Umbracle расположена аллея искусства – Paseo del arte, откуда открывается великолепный вид на весь комплекс «Город искусств и наук» и на роскошный ботанический сад. Здесь проходят выставки современных испанских скульпторов. В оранжерее часто проводятся выставки экзотических растений, привлекающие огромное количество посетителей, меняются и постоянные коллекции, включающие лучшие образцы флоры разных климатических зон мира. В саду Астрономии также организуются выставки современной скульптуры и живописи. Ночью, когда внутри L’Umbracle зажигаются фонари всех цветов и форм, а остальные здания комплекса раскрашиваются яркими цветовыми оттенками подсветки мощных прожекторов, это место становится центром притяжения многочисленных горожан и путешественников, которые часто приезжают в Валенсию только для того, чтобы увидеть этот чудесный ансамбль.
Интерактивный Музей наук принца Филиппа стал одним из самых посещаемых в стране. Его архитектура в отличие от плавных очертаний планетария выглядит экспрессивной и резкой, напоминая снаружи тело какого-то доисторического ощетинившегося животного. Многочисленные мощные, но тонкие, угловатые, наклоненные ребре бетонных опор, несущих крышу, придают огромному зданию (его длина – 241 метр, ширина 104 метра) удивительную легкость. Интерьеры музея буквально пронизаны светом и воздухом. Стены представляют собой сложное плетение из стекла и бетона, сквозь которое свет легко проникает внутрь, освещая самые дальние углы. Девиз музея: «Запрещено не трогать, не чувствовать, не думать» — свидетельствует о том, что здесь можно получить сведения обо всех открытиях науки в интерактивной форме, а самопознание, экспериментирование и творчество зрителей приветствуются. По этой причине здесь нравится всем – не только детям, но и взрослым, от молодых до пенсионеров преклонного возраста. Подобные музеи существуют сейчас во многих странах мира, но валенсийский вариант, возможно, самый веселый и привлекательный. В нем представлены известные каждому знаменитые открытия науки – от колеса и первых летательных аппаратов до макета генома человека, и со всеми экспонатами можно играть, измерять их, вертеть и использовать для собственных опытов. Десятки композиций посвящены космосу, проблеме изменения климата, возможностям человеческого тела, богатству и разнообразию животного мира. В музее постоянно меняются выставки, демонстрируются новые интерактивные экспонаты, проводятся мастер-классы и научные семинары.
В 2003 году был построен океанографический пар по проекту Феликса Канделы, представляющий целый аквариумный комплекс с различной водной средой: средиземноморская, болотная, умеренных и тропических морей, океаническая, антарктическая, арктическая, Красного моря. Там же находится и огромный дельфинарий (24 млн литров воды и глубина 10,5 метров)
И наконец, 8 октября 2005 года было открыто последнее здание «Города искусства и наук» — Дворец искусств Королевы Софии, главной достопримечательностью которого стал современный оперный театр, оснащенный самой современной техникой. Он построен на месте телебашни, запланированной в первоначальном проекте. На торжествах по случаю открытия театра присутствовала сама королева. Театр-дворец расположен на одной оси с Музеем наук Принца Фелипе и планетарием. Окруженный со всех сторон бассейнами, он словно сливается с двумя стихиями – водой и воздухом. Внешне здание напоминает гигантскую рыбу с высоко поднимающимся плавником-крышей, представляющим дугообразную конструкцию из ламинированной стали, длиной 270 метров и весом в 3 тонны. С другого ракурса сооружение выглядит как створки раковины, над которыми поднимается арка, поддерживаемая массивным пилоном. Овальное отверстие в одной из внешних «створок» здание напоминает огромный глаз, отчасти повторяя очертания стоящего рядом планетария.
Дворец искусств приспособлен для проведения любых театральных представлений и концертов. Его площадь – 40 000 квадратных метров. Четыре зала вмещают в общей сложности 4000 человек, а еще 2000 смогут наблюдать происходящее на сцене на гигантских экранах снаружи, под нависающим над площадью перед театром козырьком. Интерьер самого большого из четырех зрительных залов оформлен в синих тонах, а ярусы балкона выполнены из белого бетона. Зал рассчитан на 1800 зрителей.
На строительство театра было потрачено 250 млн евро, что в три раза превышало утвержденный бюджет. Однако, несмотря на этот печальный для городской казны факт, Валенсия не осталась внакладе, получив один из самых оригинальных и ярких архитектурных шедевров Калатравы, отличающийся большими размерами, превосходной акустикой, удобными залами.
Для Калатравы Валенсия – родной город. Здесь он родился и вырос, учился, построил свой первый мост. «Город искусств и наук» стал бесценным подарком архитектора не только землякам и Валенсии, но и всей Испании. В 2004 году зодчий задумал еще и грандиозное продолжение валенсийского ансамбля: он решил построить три башни-небоскреба, которые должны появиться рядом с «Городом искусств и наук». Они станут необходимыми вертикальными объектами, которые дополнят и уравновесят купольный комплекс в долине. Башни представляют собой слегка изогнутые цилиндрические объемы разной высоты, предназначенные для жилья и офисных помещений.
Таким образом, после завершения строительства башен Калатрава представит в родном городе все образцы своей архитектуры: мосты, вокзал, театры, планетарий, музеи, небоскребы.
Другие проекты можно посмотреть на официальном сайте Сантьяго Калатрава/ Santiago Calatrava Вот несколько известных осуществленных проектов Калатравы с этого сайта.
Греческая православная церковь Святого Николая, США, Нью-Йорк |
Мост Маргарет Хант Хилл,США, Даллас |
Мост Мира, Канада, Калгари | Железнодорожная станция и гостиница в Международном аэропорту Денвера, США, Денвер |
Наиболее надежно выглядит Мост Мира, а греческая церковь до боли похожа на творения Марио Бота. И если ее относить к био-теку… то более всего она похожа на прыщик, вскочивший в совершенно неподходящем месте.
Приведу и несколько неосуществленных пока проектов Сантьяго Калатравы, но очень известных. Или вообще близких к завершению…
Флоридский политехнический университет – Корпус наук, инноваций и технологий, США, Лейкленд |
Музей завтрашнего дня, Бразилия, Рио-де-Жанейро |
Яхт-клуб Marina d’Arechi Port Village, Италия, Салерно |
Вокзал Льеж-Гийемен, Бельгия, Льеж |
Посмотришь на такое… хочется просто поинтересоваться у нашего тупого жулья, не соображающего, куда и с чем вылезли со своим местечковым ростовщическим процентом и ненасытной утробой. Работать нам не дали! Пока весь мир обустраивался, нам тут быдло неграмотное в качестве «эффективных собственников» устроило «переходный период» в концлагерь, для начала навязав на шею турок, у которых первый строительный университет в Измире появился аж в 2006 году…
Зато ведь они типа «совремённые»! У них типа все новенькое, нормативная система окончательно вообще пока не оформилась, не то что у нас, когда обновляемая база СНиП возникла окончательно вместе со всеми головными НИИ в начале 50-х. О-о, как мы отстали… от турок, которые у себя в основном у нем цев и французов в подсобниках бегали!
А то, что все последние годы создавали лишь проблемы на ближайшие 30-50 лет, вызвав дикий рост цен, инфляцию, обрушив многолетние усилия в градостроительной политике, создав бесконечные пробки на дорогах, угробив инженерную инфраструктуру… это все типа семечки. И кто на этом вдоволь покуражился? Мигранты и их крышеватели из спецслужб. Это не касаясь экологии жилища и прочих прелестей, которые вызвали невиданный рост онкологической заболеваемости… Зато у нас есть актрисочка Чулпан Хаматова, она со своим благотворительным фондиком непременно решит эту проблему…
Ладно, отстрадали, двинем дальше. Наиболее громкое судебное разбирательство Калатраве устроила… Венеция. У нас пошли заголовки Сантьяго Калатрава примостился в Венеции.
В город допустили новую архитектуру
В ночь с 11 на 12 августа в Венеции собрали мост через Большой канал. Мировая общественность пребывает в большой ажитации: до этого в Венеции 70 лет не строили мостов, и вообще почти ничего не строили. Мост построен по проекту звезды современной архитектуры Сантьяго Калатравы. Прогрессивное человечество радуется приходу в город новой эры, регрессивное — оплакивает нарушенную красоту Венеции. О встрече прогресса с Венецией — ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН.
Новый мост располагается между вокзалом Санта-Лючиа и Пьяцале Рома. Строго говоря, это еще не сама Венеция, а граница между ней и остальным миром. Венеция соединена с материком дамбой, по которой идут поезда и автобусы, на поезде приезжают на вокзал, на автобусах — на Пьяцале Рома. Это последний современный транспортный узел Венеции, дальше можно только на лодке или пешком по мостикам. Здание вокзала — муссолиниевское, на Пьяцале Рома мост приходит к очень скромненькой гостинице XIX века, от Венеции здесь — только сама гладь канала. Правда, она начинается через двадцать метров, за первым же его поворотом.
Нельзя сказать, что без этого моста город задыхался. Между вокзалом и площадью есть мост, называется Понте Ферровиа, находится метрах в семидесяти от нового. Но тем, кто приехал в Венецию на поезде и сразу стремится пересесть на автобус, чтобы поскорей уехать из этого волшебного города, раньше приходилось идти эти сто метров с чемоданами по узенькой набережной самого красивого в мире канала и еще переходить через изящный горбатый мостик, а теперь они могут идти прямо и сразу уезжать.
Но тут вопрос принципа. Начиная с 1980 года, когда в Венеции впервые проводилась Биеннале современной архитектуры, там идет спор — может ли архитектура авангарда войти в город, проснется ли город от своей вековой спячки и устремится ли в будущее. Тут надо сказать, что в городе на три миллиона туристов не больше ста тысяч жителей, работают они в основном в сфере обслуживания туристов, которых любят примерно так, как каторжанин — свою тачку. Так что электорат там левый, устремленный к прогрессу, и хотя три миллиона туристов приезжают туда, именно чтобы увидеть неземную красоту векового сна, а законодательство Италии тщательно этот сон оберегает, идея всех разбудить поразительным символом современной архитектуры неизменно находит своих сторонников.
И вот разбудили. Мост построен по проекту великого архитектора Сантьяго Калатравы. Человечество знает его в основном по Олимпийским играм, которые он обустроил дважды — в Барселоне и в Афинах. Но вообще-то его главное произведение — город Науки и Искусства в Валенсии. В этом городе, точнее парке, на берегу, на ровной земле, лежит гигантский металлический глаз, у которого время от времени открывается веко, и за ним обнаруживается шарообразное стеклянное здание-зрачок, в котором располагаются разные общественные пространства. Похожий на сюрреалистическую картину Сальвадора Дали, мокрый, вырезанный из лица глаз, лежащий на песке, выстроен в реальности из металла, стальные двигательные системы — тросики и гидравлические мускулы — заставляют его открываться, закрываться и моргать. Сильная вещь.
Венеция — такое место, где все превращается в действо. Произведение Калатравы везли к месту постановки по всему Гран-каналу от площади Сан-Марко. Сначала его планировали собрать на месте, но потом защитники старины заявили, что он тяжелый и когда его поставят, то берега от тяжести потонут в канале. Поэтому сначала его собрали и попробовали, не потонет ли чего, а потом уже повезли собранным. Он плыл в ночь с 28 на 29 июля, и вся Венеция стояла по берегам Большого канала, и смотрела, и переживала, потому что в некоторых местах специально выстроенная баржа почти садилась на мель (она проходила в десяти сантиметрах над дном канала), а в некоторых — едва не сносила строения по берегам. Под Риальто — самым известным мостом Венеции — новый мост проплыл в 20 сантиметрах ниже уровня свода. Он плыл там четыре часа, и все четыре часа все ахали и охали, что Риальто сейчас упадет. Потом он приплыл, и еще две недели укрепляли берега. И вот, наконец, вчера его поставили.
Это, конечно, все замечательно. Но надо сказать, что мост какой-то невидный. Выгнутая плоской аркой пластина с ребрами жесткости, спрятанными под полотном,— и все. Правда, ступени будут из цветного стекла, их сейчас монтируют, а перила из стекла прозрачного. Дело довольно скользкое, но зато в целом мост будет напоминать недорогую стеклянную бижутерию с острова Мурано, которую каждый побывавший в Венеции обязательно хоть раз приобрел на память и с тех пор не знает, что с ней делать.
Причем мосты — это «самое-самое» Сантьяго Калатравы, каприччио виртуоза, которые он исполняет на бисах, точно зная, что вот здесь он доведет публику до экстаза. Сейчас он строит кучу мостов — в Новом Орлеане, в Амстердаме, в Буэнос-Айресе, в Афинах, два в Израиле, в Дублине, в Валенсии и в Далласе. До того построил еще десяток. Это гениальные скульптуры, которые разворачиваются к ветру, выгибаются, тянутся, кажутся роскошными яхтами инопланетян, которые выполняют сложный поворот на королевской регате, проходящей несмотря на шторм. Мост в Венеции — это нечто удивительное. Это самое тупое произведение из всего, что мог придумать этот человек. Иногда даже кажется, что он такого придумать не мог.
То есть в Венецию допустили авангард и прогресс, сдались, так сказать, под напором ветра современности, но при этом договорились, чтобы ни-ни-ни. Чтобы все было скромно, незаметно, чтобы он не выпендривался перед великим городом. Не надо нам вот этой современной скульптуры, пусть знает свое место. Просто, чтобы был мост ходить туда-сюда с чемоданом, а не то что великий художник. А для красоты пускай сделает все как бы под Мурано, для пропаганды наших венецианских ремесел.
Каждый раз, когда в России — раньше в Москве, теперь в Петербурге — решают допустить современного архитектора в исторический ансамбль, а потом прессуют его, чтобы он сделал что-нибудь максимально незаметное, думаешь: какой идиотизм! Ну если не хотите пускать — не пускайте, не надо. А если пустили, дайте ему сделать что-нибудь достойное его самого. Вы же его и звали потому, что он художник, чтобы почтить величие прошлого гением современности. Нет, в итоге действует кретиническая логика компромисса, так, чтобы и прошлое попортить, и современности не дать высказаться. Но оказывается, так действуют не только в России. В Венеции — все как в Петербурге с театром Доминика Перро.
Впрочем, пусть компромисс, но хоть что-то — модернистская художественная общественность очень воодушевлена. По этому мосту, пишут, первому мосту за 70 лет, в Венецию шагнет XXI век и взорвет сонный дух этого городка. Наверное, действительно шагнет, и даже понятно, как это будет выглядеть. Функционально, технологично, скромно, незаметно и сверху немножечко Мурано. Для красоты, чтобы блестело.
Ну, как видите, сложно не заметить эти желчные интонации. Возможно, они и испортили все дело. Конечно, о том, чтобы пригласить кого-то из российских архитекторов, «посотрудничавших» под турками… нет и речи. Если не хочешь работать всю жизнь мусорщиком, им нечего работать «временно», так там и останешься.
Через семь лет прошла новость из Венеции. Кто-то у них подскользнулся…
Власти Венеции заявили, что подадут в суд на «звездного» испанского архитектора Сантьяго Калатраву, спроектировавшего Мост Конституции через Большой канал, сообщает The Local.
Чиновники утверждают, что мост, соединивший вокзал Санта-Лючия с пьяццале Рома в 2008 году, уже потребовал ремонта на 464 тысячи долларов. Иск основывается на отчете о недостатках конструкции моста, подготовленном в Политехническом университете Турина. Соответчиком будет компания, которая утверждала смету проекта.
Калатрава уже судится с Венецией по другом делу, связанному с мостом Конституции — оно касается нарушений в сроках сдачи проекта и его завышенной стоимости. Мост, который должны были сдать в 2004 году, открылся лишь в 2008-м и стоил 11,3 миллиона евро — на 6,7 миллиона евро дороже, чем предполагалось изначально. По этому делу власти города пытаются стребовать с архитектора 3,8 миллиона евро. Представители Калатравы в суде заявили, что он не ответственен за проект, так как на стадии строительства выполнял лишь функции консультанта.
Мост Конституции провоцировал скандал уже с 1996 года, когда был заказан: люди утверждали, что Венеции не нужен четвертый мост через Большой канал неподалеку от третьего, выступали против его модернистского решения и говорили, что 4 миллиона евро, выделенные на его строительство, можно было потратить более осмысленно. Из-за недовольства жителей власти Венеции были вынуждены отказаться от торжественной церемонии открытия. С 2008 года мост не раз требовал переделки: его пришлось приспособить для инвалидных колясок и дождливой погоды, чтобы пешеходы не поскальзывались.
А вкупе к этому большому судилищу в Венеции, решившей отпилить немного стейка с кровью у Калатравы… просто, чтобы не отрываться от традиций… «Венецианского купца», раз уж Мост Республики создал не ее гражданин, а испанец, хоть и считающий себя «гражданином мира», идут предложения «читайте также»: Сантьяго Калатраве предъявили иск на 2 млн евро
Здесь… вроде и промашка слишком вопиющая, футуристическая винодельня Калатравой была запроектирована для родных мест. Но все претензии… и внимательный взгляд советского инженера на эту волну в качестве покрытия… сразу дает понять, что там, конечно, не протечки, а неправильное теплотехническое решение кровли.
Теплотехнические расчеты — состав архитектурной части любого проекта. И их же слабое место. У многих архитекторов, особенно когда воображение так и прет, голова на теплотехнику вообще не работает.
В 1997 году разрушение нормативного пространства в России началось как раз со СНиП по строительной теплотехнике, чтобы протолкнуть иностранные теплотехнические материалы и облегченную кладку. Но, кстати, нашим господам архитекторам тоже надо приготовиться, поскольку волюнтаризм в этой области не сходит с рук даже Калатраве, даже в какой-то винодельне. Просто стоит вспомнить, что за последние годы у нас было допущено под руководством уголовной шушеры в жилищном строительстве.
На днях стало известно, что нынешний владелец винодельни — компания Domecq Bodegas — подала в суд на автора здания и компанию-застройщика с жалобой на непрерывно протекающую крышу.
Сложная волнистая структура кровли из дерева и алюминия за 12 лет несколько раз ремонтировалась командой Калатравы, но безуспешно.
Владелец винодельни в судебном порядке хочет возместить ущерб от протекающей крыши (протечки создавали излишнюю влажность в помещениях, где контроль атмосферы имеет решающее значение для качества вина), а также собирается покрыть расходы на реконструкцию и редизайн крыши с командой новых архитекторов.
Общая сумма иска составляет около 2 млн евро.
Как я уже пояснил, это не «протечки», а конденсат. Откуда в Испании — «протечки»? Они там, чувствуется, и теплотехнических расчетов не знают. У нас их нынче тоже толком не знают, поскольку все они испоганены уголовным быдлом.
Ну, а где два миллиона, там и три…
25.02.2014 г. Суд обязал Сантьяго Калатраву выплатить заказчику около 3 млн евро
По решению испанского суда всемирно известный архитектор и инженер Сантьяго Калатрава должен выплатить 2,9 млн евро частной девелоперской компании Jovellanos XXI, которая осталась крайне недовольна работой архитектора над проектом Дворца конгрессов в Овьедо, открывшегося в 2011. Дело в том, что компания понесла многомиллионные убытки из-за серьезной аварии при строительстве зрительного зала, произошедшей в 2006 году, и проблем со сложными кровельными конструкциями здания, которые строителям так и не удалось смонтировать. Помимо этого, бюджет значительно превысил изначально заложенную в смету сумму, не были соблюдены и сроки реализации (работа над проектом велась с 2003).
Ранее суд первой инстанции Овьедо частично удовлетворил иск со стороны заказчиков, предписав архитектору выплатить около 3,3 млн евро. После обжалования этого решения размер компенсации был несколько уменьшен.Важно отметить, что в практике Калатравы это не первый подобный случай.
Так, он подвергся судебным преследованиям в связи со строительством оперного театра в Валенсии – родном городе Калатравы: там конечная стоимость театра в четыре раза превысила первоначальный бюджет.
Претензии к проектировщику возникали и в связи со строительством других крупных объектов – таких, как знаменитые мосты в Венеции и Бильбао.
А несколько нервная реакция Калатравы и угроза требования 600 тыс. евро была вызвана тем, что в родном городе Калатравы началось действительно чрезмерное шельмование земляка.
Н-да… нет пророков в своем Отечестве. Правда, там нет и нормативной системы, а уголовники пока не стали сплошь пророками и почетными святыми…
Чем закончилось? Закончилось судом. Все же Калатрава прославился изгибаемыми конструкциями, а их лучше рассчитывать по двум группам предельных состояний. Ну, чтобы не отвечать в судах за «страховые случаи».
Сантьяго Калатрава возместит ущерб строителям Дворца Конгрессов в Овьедо
Провинциальный суд Овьедо решил, что знаменитый испанский архитектор Сантьяго Калатрава, по проекту которого в астурийской столице в 2003 – 2011 годах строился Дворец Конгрессов, допустил просчеты в конструкции объекта и должен нести за это финансовую ответственность в размере 2,96 миллиона евро.
Строительная компания Jovellanos XXI, возводившая здание причудливо-модернистского стиля, обнаружила ошибки в расчетах и была вынуждена в ходе выполнения работ разрушать некоторые готовые блоки сооружения и создавать их заново. В итоге Дворец был построен, но строители существенно вышли за рамки предусмотренной сметы и сочли виновным в этом архитектора, ныне проживающего в Швейцарии. Компания заявила, что не только не собирается выплачивать ему предусмотренный договором гонорар в размере 7,28 млн евро, но и имеет к нему собственных претензий на 10,24 миллиона евро. Суд первой инстанции, состоявшийся 6 июня 2013 года нашел претензии строителей соответствующими действительности и нормам законодательства и определил, что архитектор обязан выплатить компании Jovellanos XXI, возводившей Дворец 3,27 млн евро.
Архитектор, не согласившийся с этим, подал апелляцию в вышестоящий – провинциальный – суд, на заседании которого 6 февраля 2014 года сумма выплат Калатравы в пользу строителей была несколько снижена.
Это не первый факт обнаружения ошибок в расчетах архитектора – известно, что конструкционные проблемы испытывает также здание Дворца искусств королевы Софии в валенсийском Городке искусств и науки.
Ссылки по теме:
- Сантьяго Калатрава назначен консультантом Папского совета культуры Ватикана
- Сантьяго Калатрава – творец необычного
- Сантьяго Калатрава заработал 94 млн евро на строительстве Города искусств в Валенсии
- Дворец Искусств в Валенсии трещит по швам
По материалам: Город искусств и наук в Валенсии, ТОП 10: Знаковые проекты Сантьяго Калатравы, Сантьяго Калатрава/ Santiago Calatrava
Читать по теме:
3 комментария
Да, весело. Вспоминаю, как жлоб-застройщик (у него, типа строительное образование) бегал вокруг построенного дома с выпученными глазенками и искал деформационно-усадочный шов, который «забыли» заложить проектировщики. А ещё «забыли заложить» нужное количество свай, ростверк и прочее. Это под дом на три подъезда в десять этажей на склоне. Уничтожение собственного нормативного пространства будет ещё долго аукаться.
Пусть вся эта кодла, уничтожавшая грамотных специалистов сходит со всем семейством к онкологу. Аминь!
PS Пожелание сходить к онкологу очень хорошо работает, когда по делу. И производит настолько неизгладимое адресное впечатление, что организмы столбенеют, просто скульптурная группа получается.
Ну… у нас это аукнулось на зарплате инженеров-конструкторов. С сооружения сливки снимает архитектор и застройщик из этих самых. Проектировщики сейчас продолжают жить плохо. Это вообще звучит идиотизмом: «Это не первый факт обнаружения ошибок в расчетах архитектора».
Жан Нувель хоть команду расчетчиков держит, а этот типа сам считает? Значит, все держится на конструкционной прочности материалов?…
Ну, красиво жить не запретишь, конечно. Даже под закат советского времени учебник строительных конструкций для архитекторов был не самый объемный, но включал в себя все типы конструкций. В то время как по каждому разделу у конструкторов и расчетчиков были тома учебных пособий, справочников, нормативки. К каждому СНиП шел толстенный том пояснений…
Нынче все технические регламенты взялись выпускать в Минюсте, поскольку в Госстрое — шлюхи Сердюкова, в Минстрое — полоротый философ Мень с юристом-недоучкой Чибисом… Все сделано, чтобы нормальные проектировщики не могли заработать, чтоб на всех нас кормилась уголовная сволота.
Ничего, скоро все начнет того, отвечать за все должен Минюст.
Еще одно забавное обстоятельство. Архитекторы (наши и Калатрава) вообще любят судиться, выкручивать руки. Проектировщиков заставить 20 лет носки жевать — им два байта об асфальт, а вот самим за хреновый эскиз — вынь и положь какие-то небывалые деньги.
У нас был один архитектор, так он первым делом Гражданский Кодекс показывал, заявляя, что это у него — настольная книга. Вот не что-то про искусство, а именно это.
Ничего, скоро они из судов вылезать не будут. Уже судятся, доказывая, что застекленный балкон с опирание плиты по трем сторонам — это типа лоджия. Там оплата метража разная.