Ему отдали музы свою лиру
И, лавром увенчав его при этом,
На трон с почетом тут же усадили,
Назвав своим владыкой – Мусагетом.
(Лонгфелло)
Государственный академический Большой театр России (оперы и балета). Именно его фронтон украшает квадрига, управляемая Аполлоном. Все, что там создается в идеале должно быть посвящено ему, этому верховному божеству искусства.
У Максимилиана Волошина есть эссе «Аполлон и мышь (Творчество Анри де Ренье)» [1911] .
В первых строках Илиады мы читаем воззвание к Аполлону-Сминфею {2} — Аполлону Мышиному.
Известна статуя Аполлона работы Скопаса, где солнечный бог изображен наступившим пятой на мышь.{3}
Есть сведения, что в некоторых городах Троады под алтарями Аполлона жили прирученные белые мыши, а на острове Крите изображение их стояло рядом с жертвенником бога.
Знаете почему вспомнилось? А сработала весьма примитивная ассоциативная связь с крылатым выражением: «Скоро так и до мышей …»
Очень важное замечание о нынешнем состоянии оперной труппы Большого театра сделал художественный руководитель «Геликон оперы» Дмитрий Бертман в передаче Ксении Лариной «Культурный шок». Он предложил провести небольшой, как говорится, «натурный эксперимент». А именно, зайти на сайт Большого театра и посмотреть список оперной труппы. Пробежаться по фамилиям и понять , вобщем-то, насколько они (эти фамилии) известны и говорят ли они что-нибудь среднестатистическому обывателю. Я так, собственно говоря, и поступила: в результате мне известны такие имена, как Маторин и Щербаченко. В этом списке очевидно нет фамилий, которые были бы равнозначны таким фамилиям, как Хворостовский, Нетребко, Гулегина (исключительно по такому условному и примитивному параметру, как популярность или раскрученность). Если раньше практически любой житель страны знал имена солистов Большого театра: Архипова, Образцова, Синявская, Милашкина, Руденко, Атлантов, Пьявко, Гуляев, Ворошило, Нестеренко, Ведерников. То сейчас такого уровня звезд в данном театре нет. И «общеизвестно», что молодые исполнители, если они имеют некоторый потенциал, то проходят мимо Большого театра и стараются делать свою карьеру в основном на Западе или в других труппах наших столиц, развивающихся более динамично.
Что и было весьма отчетливо видно во время открытия исторической сцены Большого театра, когда выступали приглашеные солисты Дмитрий Хворостовский, Натали Дессей, Анджела Георгиу, а солисты самого театра вышли на сцену группой. И потом даже на форуме Классика, где общаются профессионалы и знатоки жанра, идентификация находившихся на сцене производилась весьма примитивным способом (скажем так, незатейливо). Приблизительно так:
-А кто была эта беленькая?
-Да Щербаченко.
-А кудрявенькая?
-Аглатова…
Других я сейчас за давностью происшедшего и не упомню.
В случае аналогичного концерта во время открытия новой сцены Мариинки публика уже была в состоянии самостоятельно различать на сцене Ильдара Абдразакова, Алексея Маркова, Евгения Никитина, Ольгу Бородину и Анну Нетребко.
Контраст, конечно же. Был разительным…
Хочу остановиться ещё на одном тезисе, который интенсивно стал продвигаться, особенно, после отставки Иксанова. О том, что существует отсталые и замшелые традиционалисты и имеются, поддерживаемые бывшим директором передовые «деятели искусств», творящее новое слово в таких устаревших жанрах, как опера и балет.
Порадовала осенняя статья Фихтенгольца и Бархатова, обвиняющая в, …просто говоря, недоразвитости зрителей. Позвольте ответить на это, не мудрствуя лукаво.
Для начала вспомню случай из студенческой молодости. Сидит на семинаре по физике моя подруга, потрясающей красоты девушка с глазами в поллица и немного отвлеклась. По сему поводу обращается к ней преподаватель (эдакая дама-шестидесятница) с упреком: что это дева там в окне увидала, когда мы тут с таким интересом обсуждаем энтропию. Вот будет за девой ухаживать некий юноша, и прогуливаясь романтическим вечером под сенью чего-либо, станет вопрошать деву об энтой, значит, энтропии, а она и …промолчит.
Так вот, воспитанные на энтропии, булевой алгебре и сопромате девы, всю жизнь в силу её такой вот имеющейся переменчивости, осваивающие новые предметные области в диапазоне от педагогики, преподавания в высшей школе, ГИСа (например) до маркетинга и банковского дела (бухгалтерский учет, вообще, между прочим), вдруг слышат от какого-то сопливого гуманитарного мальчика, что они чего-то не понимают. Право, вьюнош, да мы вас разберем до ноликов с единичками, потому как, информация – это наша профессия…
Помимо всего прочего, эксплуатируется ещё один тезис, что основной зритель – это дамы бальзаковского возраста. Помимо того, что запустившие мем – сами невоспитанные и крайне дурно образованные люди, не читавшие Бальзака и Андре Моруа, поэтому не понимают, что сказали. Речь (в случае употребления данного определения) идет о дамах в возрасте после 30-ти, независимых и отличающихся самостоятельными и оригинальными суждениями, а также вызывающих интерес у молодых людей с поколенческой разницей в возрасте. Это лестный и несколько пикантный эпитет…
Хотя действительно, основной публикой в зрительном зале являются достаточно взрослые женщины. Потому что жанр требует наличия некоторой культуры, кругозора, умения воспринимать достаточно сложный материал и душевную потребность в прекрасном. Так получается, что на подобное способна именно такая часть аудитории. Да, собственно, что в этом странного — искусство и привечалось всегда в дамских салонах, да и зарождалось там (при дворах прекрасных королев, кстати). Вспомним, хотя бы, Алианору Аквитанскую, Маргариту Валуа, госпожу Рекамье…
Если внимательно посмотреть откуда пошла информации о «покровителях» Цискаридзе, то интересная складывается картинка. Вот, кто стал преемницей госпожи Антоновой на посту директора Пушкинского музея.
―Правда ли, что вы сами выбрали госпожу Лошак своей преемницей?
Причем, этот вопрос очень сильно беспокоил Ксюшу Собчак, настолько, что она беспардонно передергивала высказывания своей собеседницы Ирины Антоновой, которая была крайне возмущена подобным и даже не смогла сдержаться. («Собчак живьем» 11.07.2013)
Собчак: Из одного источника, которому я доверяю, я получила информацию о том, что уже, когда шли переговоры, ситуация состояла в том, что вам были предложены несколько кандидатур. Вначале это были кандидатуры Зельфиры Трегуловой и Михаила Каменского, и вы категорически выступили против первой и против второй кандидатуры. Почему?
Антонова: Ксения, я вам сразу хочу сказать, я пришла к вам не для того, чтобы тешить любопытство и вызывать какие-то абсолютно обывательские эмоции у каких-то людей, которые знают этих людей. Миллионы их не знают.
…
Собчак: Я знаю, что в последней версии вы предложили три кандидатуры. Это была Марина Лошак, Ольга Свиблова и Дмитрий Трубочкин. И вот из этих трех людей….
Антонова: Нет, вот это вы уже напутали.
…
Собчак: А как вы думаете, почему из предложенных вами Свибловой, Лошак и Трубочкина выбрали именно Лошак?
Антонова: Нет, я их не предлагала. Всех трех. Я их не предлагала. Мне предложили. Я согласилась с кандидатурой Лошак.
Собчак: Просто мой источник утверждает, что вы предложили несколько людей.
Антонова: Ну, это пускай он вам утверждает все, что угодно. Вы же не называете свой источник, почему я должна называть свои? Заметьте, у меня свой источник, Ксения.
Так вот, у Марины Лошак:
Муж — Виктор Григорьевич Лошак , российский журналист, редактор.
Бросился на защиту уволенного директора Большого театра Т.Г.Иксанова, хотя, до недавнего времени его эти проблемы, похоже, не очень волновали.
«Кислотой теперь плеснули в лицо всему Большому театру» Виктор Лошак
Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов во вторник был освобожден от должности. Журналист Виктор Лошак считает, что эту отставку должны анализировать не музыкальные или театральные критики, а политологи.
Дочь — Анна Викторовна Монгайт (урождённая Лошак), российская журналистка, телеведущая.
А вот её мы уже видели на телеканале «Дождь», где так интересуются «покровителями» Н.М.Цискаридзе, и где ведет свои такие интересные передачи Ксения Собчак, собирающая «компромат» на танцора за неделю до нападения на Сергея Филина и рассказывающая о своих источниках в вопросе кадровых решений в Пушкинском музее.
Не находите, какой-то «семейный подряд» наблюдается?…
Теперь совсем о другом и сильно в сторону. После просмотра последнего ролика у некоторых зрителей возникли вопросы о разнице в позициях Медведева и Чемезова. Ну да, позабылся как-то материал, который вдалбливался ещё в средней школе. Помните, про партийную дискуссию в 20-х о путях развития, Троцкий там, Сталин etc.? … Чему следовало в первую очередь уделять внимание, развитию легкой или тяжелой промышленности?
… план индустриализации был в сущности категорическим отрицанием марксистского принципа развития промышленности снизу вверх от легкой промышленности к тяжелой индустрии. (С.Покровский)
Если внимательно присмотреться к плану индустриализации страны, который начала реализовывать победившая сторона, то выясняются очень интересные вещи.
Тот же план ГОЭЛРО родился еще в царской Российской империи. И теплофикация городов — тоже. И идеи, связанные с освоением Средней Азии. Даже по сей день спорный проект переброски части стока Оби в Среднюю Азию — возник еще в царской России.
… план ГОЭЛРО. По сути, большевики вытащили из-под сукна дореволюционную наработку, довели ее до практического воплощения. И именно то, что было построено по плану ГОЭЛРО, стало школой кадров, школой планирования, стало плацдармом индустриализации. От СССР таких заделов осталось — множество. (С.Покровский)
И в это время так поступали не только в России. Обратим внимание на атомный проект — проект Теннесси:
С тех пор, как выясняется, принципиальные вещи никоим образом не поменялись.
Но в условиях современной экономической системы только очень крупный бизнес может себе позволить роскошь тратить эти деньги не только на потребление, но и на решение задач, существенно выходящих за рамки простого потребительства или воспроизводства самого бизнеса. Малому и среднему бизнесу нет места в каких-либо общенародных задачах. Правительство само ничем не занимается с точки зрения науки и участия в экономическом строительстве. Но и те, кто может этим заниматься, а именно бизнес, — фактически отсечены от такого участия. Мол рано или поздно рынок сам все расставит по местам. А он не расставляет. Для решения серьезных научно-технологических задач, для выполнения крупных проектов необходима согласованная работа множества участников. И значительные инвестиции. В условиях, когда государство не инвестирует в принципе существует возможность коллективного инвестирования совокупными силами тысяч сравнительно небольших фирм. Но это требует 1) организации 2) создания такой моральной обстановки, при которой подчеркивались бы иные ценностные критерии предпринимательской деятельности, кроме получения денег. (С.Покровский)
Двадцатый век показал: без крупных научно-технических проектов мир уже прожить не сможет. Советский Союз продемонстрировал свою способность решать эти вопросы. План ГОЭЛРО, индустриализация, коллективизация(с соответствующим научно-техническим обеспечением), атомный проект, ракетно-ядерный и космический проекты. (С.Покровский)
Индустриализация решала задачу национального суверенитета. (С.Покровский)
Что-то увлеклась… Где Большой театр, а где план ГОЭЛРО? Правда, если вспомнить экранизацию «Хождений по мукам», то озвучивалось решение о принятии его к исполнению, как раз, в Большом театре. Да и для реализации грандиозных планов требовались люди определенной степени сложности, которые в свою очередь и воспитывались на сложных видах искусства и были его наиболее тонкими ценителями…
А как все хорошо начиналось? Большой театр, Аполлон, Волошин и… мыши.
Статуя Скопаса, изображающая Аполлона, пятой наступившего на мышь,
являет то же самое архитектурное и символическое расположение частей, что и
Рафаэлево «Преображение».
Что целым рядом фигур подробно изъяснено Рафаэлем, здесь сжато в двух
лаконических символах Аполлона и мыши. Вверху солнечный бог, ниспосылатель
пророческих снов — внизу под пятой у него «жизни мышья беготня».
Ну и кто у нас в Большом театре регулярно 31 декабря гонял мышей, чтобы подарить зрителю миры Аполлона, этот прекрасный сон жизни?…
Читать по теме на наших ресурсах:
- Нет, только тот, кто знал…
- Вандалы в культуре
- Король танцует
- Страсти по Цискаридзе
- Приказано выжить!
- Дневник одного преступления
- Бывший министр – как отмененные деньги
- Подарки под ёлочку
- Вилка
- Чей скальп?…
- Большой разговор о Большом
- Служенье муз не терпит суеты
- Наш королек
- Подумать о душе
14 комментариев
Natali, Ваш вывод безупречен, что люди способные реализовать сложные технические проекты являются наиболее тонкими ценителями сложных видов искусства. А Фихтенгольц и Бархатов, думаю, вряд ли поймут Вашу колкость про расчленение на единички и нолики. Ну вот ей Богу не допетрят.)))
Ну да, технари вынуждены «копать» «до основания, а затем …» :-)
Ведь, все сводится к набору простейших и конечных действий, но много-много раз (эх раз, ещё раз, ещё много-много раз)
Великолепная статья, Натали! Очень понравились тонкие и даже изысканные рассуждения!
И давно пора ставить на место всю мышиную возню. Вот даже в семействе Лошак поражаете, что люди непременно лезут на чужое, а свое — это то, что они могут оставить после себя в черного бисера. Чего ни коснись — все уже им обгажено. Все так люди не живут.
на саммом интересном месте!….
,)).
…
подумалось… насчет попыток наезда на дам бальзаковского возраста.
-а нет ли в этом педофилии?
Сударь, …кхм-кжм… держите себя в руках!… :-)
Что-то мне подсказывает, Вам это уже не грозит … :-)
нет ну просто тут по банальной аналогии…
что если на дам, в возрасте за 30 идут наезды.
то подобная незрелая особь мужского пола, может видимо общатся только с незрелыми и неопытными девочками, ну а там недалеко скатится и до этого самого…
Миледи, я слишком отвык изьяснятся выским слогом.
Однако, вы определенно провоцируете собеседника именно на это. ,).
Таки благодарствую весьма.
Есть в этом определенная незримая но вполне отчетливая гармония и красота.
Вы мне льстите, но мне это определенно нравится.
Ой, навеяло…
Вспомнила,как очередная моя подружка в 36 лет(обратите внимание!) жаловалась, что за ней стал ухаживать 18-летний (! подозрения в педофилии отметаются) юноша (на курсах водителей познакомились). Стоит, глазками моргает, ждет моей реакции. А я как-то даже ничего ей не ответила,потому что ничего экстраординарного в этом не усмотрела в тот момент. Много позже дошло, что надо было ей сказать комплимент, как она хорошо выглядит. Но это было так естественно (она до сих пор очень ничего!).
От меня в её адрес регулярно звучит фраза: «Что-то у тебя нынче взгляд больно умный, смотришься на тридцатник. …О! А вот теперь с «наивным» — все 25!…» :-)
нда.. таки пожалуй необходимо кроме тезисов, прикладывать развернутое обоснование своего видения вопроса… а то происходят разночтения. ,).
скоее вопрос не в «наиности» а в чуственнннности…
чуственнный женский взгяд.. походка, жест..
Да нет, все проще. Возраст он коррелирует с количеством глупости во взоре :-). Я тут немного смягчила свою реплику. Обычно говорю: «Сделай свой взгляд поглупее». Знаете, срабатывает!
Наташа, ты такая умница! Здорово написано. Comme toujours, d’ailleurs. Отмечаю, что даже наш дорогой 4EPTUAKA начал изъясняться на безупречном великорусском наречии. Я чуть не упал пацтол.
Андрей, я польщена (скромно потупив очи)… :-)