Прошедшая неделя прошла под знаком английских вебинаров «Елизаветинская эпоха», музыкальной пятницы «Опера Доницетти «Мария Стюарт» и «Фауст» Кристофера Марло».
Предстоят две музыкальные пятницы, посвященные опере Шарля Гуно и балету Сергея Прокофьева по шекспировской трагедии «Ромео и Джульетте». В этой связи уместно поговорить о поколении Шекспира, к которому принадлежал и Кристофер Марло, а также вспомнить о праздновании недавних юбилеев лебедя Эйвона.
Два юбилея великого английского драматурга Уильяма Шекспира мир отметил театральными фестивалями, биографическими фильмами и сериалами по произведениям барда, научными конференциями, монографиями и статьями: 23 апреля 2012 года – 450 лет со дня рождения, 23 апреля 2016 года – 400 лет со дня смерти. Мировое турне прославленного театра «Глобус» со спектаклем «Гамлет», начавшись в 2014, а закончившись в 2016 годах, объединило две даты.
Среди многочисленных монографий оригинальностью подхода выделяется коллективный труд «Шекспир в междисциплинарных гуманитарных исследованиях».
26-29 сентября 2016 года в Москве силами нескольких гуманитарных институтов и Московским гуманитарным университетом была проведена XXVI международная конференция «Шекспировские чтения 2016: 400 лет бессмертия поэта» .
Электронное научное издание «Современники Шекспира» ставит интересные научные задачи: «Проект предполагает комплексное изучение шекспировской эпохи и представляет творчество младших и старших современников Шекспира».
C ледует отметить временные границы исследования: «Хронологически интересующий нас период, в котором в английской литературе властвовали поэты и драматурги – современники Шекспира, охватывает около ста лет начиная с середины 50-гг XVI столетия вплоть до закрытия театров пуританами в 1642 году».
Задачей представленной статьи является рассмотреть явление «поколения Шекспира» не только в литературе, но и в политике, науке, общественной жизни.
В Англии на политической арене, в культуре и при дворе происходит смена поколений в 90-е годы XVI века. В 1590 году умирает глава английской разведки сэр Фрэнсис Уолсингам, Теряет влияние на королеву Уолтер Рэли. В 1598 году умирает бессменный глава правительства Елизаветы Уильям Сесил, лорд Берли. Им на смену выдвигается поколение, которое в культурологии и искусствоведении называют «елизаветинцы».
В искусстве это драматурги и поэты – Роберт Грин (1558-1592 гг.), Томас Нэш (1561-1601 гг.), Томас Кид (1558-1594 гг.), Кристофер Марло, Уильям Шекспир (1564-1616 гг), в философии — Френсис Бэкон (1561-1626 гг.), в политике — Роберт Девере, граф Эссекс (1565 – 1601 гг.) и его антипод, сын всесильного Сесила, Роберт Сесил, будущий граф Солсбери (1563-1612 гг.).
Это уникальное поколение не только внесло беспрецедентный вклад в развитие английской и мировой литературы и театра, но и определило судьбу английской монархии.
Это поколение – ровесник царствования Елизаветы – его представители увидели свет в период с 1558 года (Кид) по 1565 год (Эссекс). И проживут разные по длительности жизни. Кто то уйдет совсем молодым как Марло и Кид. Эссекс успеет застать только первый месяц нового XVII века.
Закат «поколения Шекспира» символически совпадет с пуританским законом, запрещающим театры в Англии и обозначит крайний предел того, что выпадет в последние дни на долю этого поколения – гражданская война или английская буржуазная революция 1640 -1649.
Вклад в политику и культуру представители этого поколения внесут в разные эпохи. Марло творил только в эпоху Елизаветы. Шекспир половину, но из наиболее прославленных шедевров, написал уже при Якове I в первое десятилетие ХVII века.
Бэкон как политик и философ проявил себя еще позже в 20-е годы XVII века, Но все эти разноликие гении принадлежат к одному поколению, сформировались в одну елизаветинскую эпоху. Титаны этого поколения только отразили на общечеловеческом и вневременном уровне те проблемы, человеческие и нравственные, которые стояли перед всем этим поколением.
В конце 80 х и в 90-е годы XVI века появляются интереснейшие произведения. «Испанской трагедией» Томаса Кида открывается в английском театре «трагедия мщения». Эта пьеса останется самой репертуарной вплоть до закрытия театров в Англии в 1742 году.
Роберт Грин, один из «университетских умов», становится творцом так называемой народно-романтической драмы. Томас Нэш, ведущий прозаик елизаветинской эпохи, прославился плутовским романом «Злосчастный путешественник или жизнь Джека Хилтона» (1594 г.).
В этом произведении выводятся реальные личности Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер. Постановка сатирической пьесы «Собачий остров» (1597 г.) в соавторстве с Беном Джонсом потрясла лондонский театральный мир, но вызвала такой гнев королевы, что Джонсон попал за решетку, а Нэш бежал и о его дальнейшей жизни и карьере ничего не известно .
Подлинным реформатором английского театра выступил Кристофер Марло. В его судьбе литература, наука, разведывательная деятельность, политика переплелись таким тройным узлом, что исследователи до сих пор спорят, его действительно убили в пьяной драке в трактире или это была инсценировка английской тайной службы? Но изгибы судьбы талантливый драматург отразил в выборе тем, сюжетов и героев драм.
Сын сапожника, он смог окончить Кембриджский университет с помощью всесильного Уолсингама. Связью с всесильным главой тайной полиции Англии объясняется вольности поведения поэта. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным экзаменам, ссылаясь на то, что он хорошо поработал на благо королевы на континенте. Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося свергнуть протестантский режим Елизаветы.
С другой стороны Марло являлся членом вольнодумного кружка Уолтера Рэли «школы ночи», в котором обсуждались коперниканская теория и другие вольнодумные темы. Там Марло встречался с Джоном Ди и математиком Томасом Диггесом, который еще до Джордано Бруно высказывал идеи о бесконечности миров.
Марло был на самом гребне естественно-научных открытий своего времени, от чего Шекспир был очень далек. Эту «Школу ночи» сейчас поднимают на щит. И астролога Джона Ди, который имел тайный шифр 007, первый Джеймс Бонд. Этот Джон Ди послужил прообразом доктора Фауста. Он очень интересовался Россией, носился с идеей «Зеленой империи». В «Докторе Фаусте» постоянно упоминается некий «Бруно», который имел конфликт с Папой римским. Ну если большинство современников были убеждены,что Земля находится в центре Вселеннной, а в «Школе ночи» обсуждают гелиоцентрическую систему Коперника и теорию множества миров и бесконечности Вселенной. Причем то, что сейчас для нас очевидно, тогда считалось страшной ересью, за которую ждал костер. То есть Марло балансировал на грани. Ну а отсюда недалеко и до нервного срыва. Отсюда та «лихорадочность», которую И.А.Дедюхова так верно подметила у него.
В центре трагедий Марло – проблема власти. В «Тамерлане» (1587 г.) он показал восхождение к вершинам власти безродного скифского пастуха, впервые в литературе показав персонажа, который достиг монаршей власти не по рождению, а своей волей, умом и талантом. Тамерлан – едва не первый честолюбец европейской литературы. Драма имела феноменальный успех, что говорит о том, насколько идея достижения власти простолюдином была близка зрителям.
В « Докторе Фаусте» (1588-89гг.) показано достижение не только политической , но и власти над природой благодаря тайным знаниям. В «Мальтийском еврее» (1589 г.) показана демоническая власть денег, всесилие денег. Перу Марло принадлежат только две драмы на конкретный исторический сюжет «Эдуард II » (1592 г.) — первый монарх в истории Англии, отрекшийся от престола и «Парижская резня» (1593 г.), посвященная событиям Варфоломеевской ночи во Франции.
В 90 годы XVI века в творчестве Шекспира преобладают пьесы – хроники и комедии. Восемь хроник образуют два цикла, охватывающих историю Англии с 1397 по 1485 годы.
Ранний цикл ( три части «Генриха VI » 1590 -1592 годы и «Ричард III » 1593 г.) изображают войну Алой и Белой роз и падение династии Ланкастеров, показан распад государства из-за распрей за престол среди правящей династии.
Второй цикл («Ричард II » 1595 г., две части “Генриха IV ” 1597-1598 годы и «Генрих V » 1599 г.) посвящены предыдущему периоду – выдвижению Ланкастеров и успехам Англии в Столетней войне – указывают путь от анархии к государственному единству.
Стоящий особняком «Король Иоанн» 1596 года рисует конфликт внутри страны в связи с борьбой английской монархии против римско-католической церкви.
Магистральный сюжет хроник – судьбы монархии, взятые в исторической перспективе. Главный конфликт строится на столкновении государственных и личных интересов. Основная идея хроник – правомерность победы центральной власти, монарха, над анархическим своеволием.
Гуманистические взгляды в сочетании с понятием о дурных и хороших правителях сказываются в том, как изображен Генрих V и его антагонист Ричард III .
Король Генрих VI , слабый и безвольный монарх, благодаря бесхребетности которого в стране началась гражданская война, становится свидетелем страшной и символической сцены. Солдат мародер тащит труп убитого им врага и вдруг узнает в нем своего отца. Затем появляется солдат, убивший своего сына. В этом суть гражданской войны по Шекспиру– отец убивает сына, сын отца. Это то состояние общества, которое, по мнению автора, недопустимо и Генрих восклицает:
«О дни кровавые! О вид плачевный! Когда воюют львы из-за пещер. От их вражды бедные овцы терпят».
Шекспир свое благосостояние связывал с театром, пайщиком которого он был. Драматург писал не в стол, не для потомков, а для зрителей. Ему нужно было угадать, что вызовет интерес, успех, на какие сюжеты публика пойдет. Проблемы монархии, анархии и гражданской войны не случайно стали актуальными в последнем десятилетии уходящего XVI столетия. Шекспир и его современники — зрители прекрасно осознавали, что грядет время перемен, уход Тюдоров, так как у Елизаветы не было прямого наследника. Это означало смену династии на престоле Англии.
В этих условиях обращение к прошлому, к истории как «учительнице жизни» было более чем актуально. Два цикла шекспировских пьес показывают, что и он сам и современники чувствовали: в воздухе опять запахло грозой грядущего столкновения отцов и детей. Рожденные в 60 годы XVI века одногодки Шекспира успеют увидеть на закате своих дней начало гражданской войны между королем и парламентом, которую развяжет как раз поколение их детей, рожденных в те самые 90 годы того же века. Армию парламента, выступившую против короля Карла I , возглавит сын казненного Елизаветой графа Эссекса.
В сонете Шекспира появляется определение «дитя государства». Уильям Сесил, лорд Берли воспитал несколько таких сирот, которые и определили политику Англии в последние годы правления Елизаветы. Под эгидой всесильного министра воспитывались четыре графа — Оксфорд, Эссекс, Саунгемптон и Рэтланд. Воспитателем их выступал родственник Сесила Фрэнсис Бэкон.
Оксфорд, Бэкон и Рэтланд выступают в шекспироведении кандидатами на роль автора шекспировских пьес. Реальный Шекспир посвятил графу Саунгемптону своего литературного первенца «Венеру и Адониса». В «Бесплодных усилиях любви» в образах короля Навварского и его друзей Бирона, Лонгвиля и Дюмона предстает четверка «государственных детей». Под опекой лорда Берли находилась и претендентка на престол, возможная наследница Елизаветы принцесса Арабелла Стюарт, в которой исследователи видят черты Офелии. И очень скоро воспитанники всесильного министра сойдутся в смертельной схватке с его сыном Робертом. Фаворит Елизаветы Роберт Девере, граф Эссекс будет оспаривать ее милость у Роберта Сесила, занявшего пост главы английской разведки после смерти Уолсингема. Эта схватка предопределит все изгибы политики елизаветинской эпохи последних лет.
Роберт Девере родился в семье Уолтера Девере, первого графа Эссекса и леди Летиции Ноллис. Его прабабушкой по материнской линии была Мария Болейн, сестра Анны Болейн. По слухам его бабушка Кэтрин Кэрри, кузина и близкая подруга королевы, была дочерью Генриха VIII . Его мать после смерти отца вышла замуж за графа Лейстера, давнего фаворита королевы и крестного отца Роберта. В 1590 женился на Фрэнсис Уолсингам, дочери всесильного министра и вдове поэта Фрэнсиса Сидни.
При дворе Роберт Девере появился в конце 80-х годов. В 1596 году отличился при захвате Кадиса, что сделало его всенародным любимцем. В 1597 году Елизавета планировала нанести два удара по испанскому флоту, восстановленному Филиппом II после победы при Кадисе. Эссекс настоял на том, чтобы командование было передано ему, но соперничество и разногласия с Уолтером Рэлли привели к позорному провалу. Стоявший в городе Ферроле испанский флот англичане упустили, и только случайность помешала испанцам высадиться в Англии. Елизавета стала охладевать к своему любимцу. Эссекс был отправлен в Ирландию, где его ждало новое поражение, которое окончательно испортило отношения с королевой. Граф предстал перед судом, и его обвинителем выступил его давний друг детства Фрэнсис Бэкон.
Происшедшее не пошло на пользу жаждавшему реванша за унижение Эссексу. Вместе с друзьями Саумгемптоном и Рэтландом мятежный граф задумывает восстание против королевы. Накануне по его поручению посыльный приносит труппе Шекспира заказ сыграть «Ричарда II ». После провала мятежа великому драматургу и его актерам придется оправдываться перед властями. Эссекс после суда был обезглавлен в Тауэре 23 февраля 1601 года .
Смерть Роберта Девере подкосила и силы Елизаветы. Хотя королева сделала выбор в пользу Роберта Сесила, но не могла забыть ухода блестящего молодого человека, проведя последние дни так, что окружающие опасались за ее здоровье. Она, несмотря на уговоры, отказывалась лечь в постель. Умерла в 1603 году, и похороны ее не вызвали всенародной скорби. Эссекс пользовался популярностью в народе, а Роберт Сесил – нет. Интуиция не подвела простых лондонцев, заранее почувствовавших, что молодой министр предаст линию сопротивления Испании своего отца и пойдет с давним врагом Англии на компромисс.
Правление Елизаветы уже для современников предстало как удивительный феномен. Ни один из Тюдоров и ни один из английских монархов до нее не занимал трон так долго. Это было самое длительное правление в средневековой Англии – 44 года.
Королева Елизаветы театр не любила и им не интересовалась. Все допущения о ее стрече с Шекспиром — миф, что у Бернарда Шоу, что во «Влюбленном Шекспире», где королева в исполнении Джуди Денч после представления «Ромео и Джульетты» просит Шексапира изобразить что нибудь повеселее, типа «Двенадцатой ночи». Королева точно в театр не ходила. И при дворе как то не практиковались сректакли.
Ситуация поменялась кардинально с приходом Якова I. Этот король любил театр, интересовался пьесами Шекспира, из которых больше всего ему нравился «Гамлет». Шекспир и «Глобус» не просто поменяли название со слуг «лорда-камергера» на «слуг короля». Им выдали специальную ливрею. Об этом есть соответствующий документ. Спектакли Шекспира стали регулярно играть при дворе. А часто и в присутствии испанского посла. «Гамлет» понравился Якову I не случайно. Ему виделись коллизии с собственной семейной драмой. Мария Стюарт причастна к убийству в Кирк о’Филд ее второго мужа лорда Дарнлея, отца Якова. Он погиб при взрыве. Мария после его смерти смогла выйти замуж за своего любовника. Об этой безумной страсти и говорит Стефан Цвейг в том прологе, который был зачитан на вебинаре. Вот этот вулкан, о котором Цвейг
говорит.
«Гамлет» был поставлен в 1601 году, когда вся Англия понимала, что дни Елизаветы сочтены и кто же станет же наследником? А если этим наследником станет Яков, сын казненной Марии Стюарт, то как он отнесется к тем, кто казнил его мать? Поэтому было резонно ему напомнить, что его мать была казнена не только за покушения на Елизавету, но за причастность к убийству в Кирк о’Филд. Знаменитые письма из ларца, которые цитирует в своей книге Цвейг, были использованы во время судебного процесса над Марией. Причиной ее казни были притязания на английскую корону, по предлогом послужило убийство мужа.
Шекспир блестяще учел подсознание английского общества накануне смерти Елизаветы и предложил «Гамлета». Как всегда, не прогадал. Зрительский успех был обеспечен той темой, которая всех волновала. И тема дошла и до короля Якова I. Постоянно заказывал сыграть «Гамлета». Первое представление «Короля Лира» было не в театре «Глобус» а при дворе. И тоже спектакль в расчете на Якова. Британская тема. Лир как древний британский король. Объединение Англии и Шотландии. Яков был королем обеих стран. В год премьеры «Лира» был изобретен Юнион джек, объединенный англо-шотландский флаг.
Но поколение Шекспира продолжало жить и творить уже в другую эпоху – Стюартов, Своеобразие творений деятелей той эпохи, и прежде всего Шекспира, объясняется тем, что они действовали на стыке двух эпох, которые разительно отличаются содержанием и направленностью. Если эпоху Елизаветы отличало национальное единство перед лицом испанской опасности, то эпоха Якова I ознаменовалась величайшим расколом общества, конфликтом короля и парламента, приведшим к гражданской войне, свержению монархии и казни короля. Первые всполохи назревающего конфликта Шекспир мог наблюдать в начале первой декады XVII века, когда на сцене ставятся его самые прославленные трагедии о природе власти «Король Лир», «Кориолан» и «Макбет».
4 комментария
Вот кстати еще один штрих к тому, что сегодня стало очевидно как английская история чудовищно искажена и зачастую умышленно. Вот кстати, Елизавета не любила театр, но устоявшееся мнение гласит обратное. Обычно пишут в таком ключе: «…любила музицировать, танцевать и смотреть театральные представления» или «Развлечением юной принцессе служил театр. (Позже она станет покровительницей драматического искусства и даже создаст Королевскую театральную труппу. Шекспир лишь один из деятелей искусства елизаветинской эпохи.)». Сюда же, то есть к намеренно искаженной трактовке исторических фактов можно отнести и якобы разгром англичанами «Непобедимой армады» и разрекламированную способность Елизаветы к государственному управлению и принятию государственных же решений.
Шекспир писал «перпендикулярно исторической правде». Взять хоят бы не только Ричарда III. но и Макбета. Возможно еще напишУ «Истинную иСторию леди Макбет». Реальный исторический Макбет не убивал короля. Макбет правил Шотландией 17 лет, достаточно долго по тем временам. Про причины искажения английской истории тем же Шекспиром хорошо написал Андрей Фурсов. Надо найти его цитату о формировании нового английского языка для нового, как он выражается, «субьекта стратегического действия», который сформировался в Англии.
очень просим Елена Бертрановна, честно))))))
Спасибо, Александр! Постараюсь. Может через неделю.
А пока о «Макбете » можно сказать следующее. Вот даже в послесловии к этой трагедии из собрания сочинений Шекспира 1960 года издания что пишут? «как это ни странно для нас, но «Макбет» был написан, чтобы угодить королю Якову I.
Дело было в следующем. Одна из лондонских театральных трупп, ксатит, конкурировавшая с труппой Шекспира выражаясь современным языком «прокололась». Они поставили пьесу «На восток»,в которой содержались насмешки над шотландцами. Королю доложили. Он разгневался. Авторво пьесы посадилив тюрьму, а труппу в конце концов распустили.
Шекспир и компания решили королю угодить. Поставить пьесу,в которой показывалась бы доблесть шотландцев, лесть королю, ну и его предмет королевских исследований — ведьмы.
За дело взялся Шекспир. Материал он почерпнул из исторических хроник, которые писались и печатались при Генрихе VIII. В пьесе присутствовал Банко, легендарный предок Якова I, которому предсказали, что его потомок будет править и Англией и Шотландией. А вся скверна в трагедии идет от ведьм. Король был в восторге — его особой гордость был собственноручно написанный трактат «О ведьмах, или колдовстве».
«Макбет» был написан в 1606 году.