Пожалуй, единственное, что мы еще сегодня можем сохранить в себе — это внутреннюю культуру. Поэтому не особо тянет вглядываться в нашу новостную ленту с очередными криминальными новостями, на фоне которых все общество выглядит, по меньшей мере, сборищем потенциальных уголовников, гадающих, сойдут с рук очередному бюджетному вору его «гешефты», «откаты» и «пенсионные фонды»… или его все же слегка пожурят.
Складывается впечатление, что правоохранительные органы вообще запамятовали, что сама их профессия возникла из нормального человеческого нежелания терпеть рядом с собой людей, относящихся к закону, «как к дышлу». Из нежелания дышать с ними одним воздухом, из одного житейского соображения — сохранить собственный рассудок. Неужели это так сложно понять? Или, может, они считают, что бравурно подаваемыми кампаниями с обысками-допросами, лишь раскрывающими многолетнюю бездеятельность, — они вернут к себе… доверие общества?..
О, нет, никто не сомневается, что причина здесь в обычном нагнетании социального напряжения в очередной демонстрации силы. О настоящем правосудии, о возвращении к правовым нормам… нет и речи. Ведь каждый раз против такой попытки «образумиться», восстает весь жизненный опыт, достаточно суровый, несмотря на то, что живем в самой богатой стране мира под общий стон «лишь бы войны не было».
Но кого нынче возносит судьба? Кого выбирают вместо нас так, будто перетасовывают грязные крапленые карты?.. И после очередной порции «новостей» мы понимаем, что… над всеми нашими усилиями просто смеялись, пряча козыри в рукаве. Вряд ли освещающие коррупционные скандалы журналисты до конца осознают, с каким «оскорбленным чувством» мы смотрим на все это. Уже неважно, как этих людей будут «отмазывать», мы заглянули в пустые лица тех, кто все эти годы жил за нас, превращая в прах все наши надежды.
А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?!
И в таких условиях хотелось бы найти некриминальный уголок «оскорбленному чувству», просто, чтобы душой отдохнуть, чтобы хоть какое-то время ничего не слышать, сколько где опять украли и кого «пришили»… «по неосторожности».
Не образумлюсь… виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
Но в какой-то момент осознаешь, что уже негде становится искать «оскорбленному есть чувству уголок», поскольку в середине явнваря и тот, кто всегда называл себя «Чацким нашего времени», напоминая строчки из «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова «Молчалины блаженствуют на свете«… стал «героем криминальной хроники». О допросе Николая Цискаридзе в качестве свидетеля по поводу чудовищного нападения на худрука балета БТ Сергея Филина сообщают все средства массовой информации.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Но куда бежать от Москвы, сосредоточившей все материальные и культурные ресурсы страны? Именно здесь задается тон — как поступать с памятниками искусства и архитектуры, как вообще следует не забывать о собственном кармане, находясь в «культурной среде».
«Серьезные люди» сами по себе не становятся «серьезными». Как-то у нас размываются понятия, слова начинают менять свои значения. Раньше я слышала оценку «серьезный ученый», это означало, что человек ставит перед собой «серьезные» задачи и решает их на самом «серьезном» уровне.
А что теперь?.. Сегодня «серьезный человек» — это тот, кому сошло с рук его явно криминальное прошлое, кто «имеет подвязки», поэтому и в будущем ему все «сойдет с рук». Он свысока взирает на всех нас, «несерьезных», неоднократно слышавших, что в Большом театре за выход на сцену давно требуется «перечислить процент от гонорара в фонд папы Прорвича».
Сразу скажу, что я не знаю, как этот процент перечислять и кто такой на самом деле «папа Прорвич» во всей этой истории, почему он так много знает, — но уверена, что наши правоохранительные органы сделают все, чтобы это не выяснять. Хотя даже столь далекий от балетной среды человек, как я, — неоднократно читала сетевые жалобы на этого представителя «серьезных людей» в Большом театре.
Но как специалист в реконструкции, я понимаю, что в отношении Большого театра она затевалась весьма «серьезными людьми». Намного даже более «серьезными», чем те, которые получили прямую выгоду от поджога Манежа, а уж тем более — от чьей-то балетной карьеры в Большом.
Интересно, что накануне зашкаливающего все наши представления о «серьезности» нападения на Сергея Филина, 10 января Ксения Собчак пытается… создать компромат на Николая Цискаридзе, задавая вопросы о «серьезных людях», с которыми он лично знаком, и том, какие конфликты в профессиональной среде у него были с С. Филиным.
И каждому понятно, что за вопросами Ксюши стоят, ну-у, о-очень «серьезные люди», которым как раз за неделю страшно понадобилась эта запись. О том, что всех нас ждет в будущем, они уже знают, они — «держат его в руках». Поэтому иногда жить не хочется, понимая, в чьих руках находится наше будущее, насколько все эти «мойры» абсолютно… «серьезны».
Самые страшные вещи делаются с абсолютно серьезным лицом, господа!
А вот Цискаридзе — вряд ли понимает в момент передачи… насколько «серьезные» интересы на нем сошлись. Вопрос в том, что знает о своих «наболевших» вопросах сама Ксюша.
Ц: Я знаю как им угрожали, чем им угрожали … С: Что, угрожали жизнью? Или де… де… (неразборчиво)
Ц: Кефир вместе с огурцами подавать не надо … С: Что Вы там называете огурцами?…
Нда, огурцы у Ксении явно наболели. Чувствуется, сама Ксюша не задержалась бы с ответом по поводу огурцов. Угрозы чьей-то жизни ее интересуют гораздо меньше. Выражаясь фигурально, Ксения отчего-то хотела бы «насолить огурцам». Достали ее эти огурцы, патамушта.
Да уж, если не дотянуть образ lady in red, на выходе получаешь пожарную машину.
Но можно ли ее или ее собеседника — отнести к «серьезным людям»? Вряд ли. «Серьезным людям» глубоко до фонаря страдания Ксении по поводу «пожарной машины» в Интернете, за который она заставила оправдываться Цискаридзе. Просто так уж «фишка легла».
«Серьезных людей» интересуют куда более приземленные… «органолептические» материи. Не «из тех, что хлопья шьют«, а которые можно положить на банковский счет и попробовать на зуб. Искусство здесь идет лесом.
Впрочем, иногда «серьезным людям» бывает мало «нефти и недвижимости», они ничуть не гнушаются и тем последним уголком, куда обычные люди отправляются со своими оскорбленными чувствами. Ведь большое искусство — всегда о справедливости, здесь должны хотя бы морально торжествовать чацкие, а не молчалины.
Они ничего здесь не создают, просто кормятся. И при всей их «серьезности», с которой они пересчитывают здесь свои «проценты», ни разу не дают труда себе задуматься, что вовсе не «самые культурные», раз им не хватило места у «нефти и недвижимости», а обычные вандалы в культуре.
У вас тоже такое чувство, что все известные нам раньше истории — намеренно переписываются в угоду «серьезных людей»? Взять, к примеру, то же «Горе от ума», вырезать из него приведенный выше монолог Чацкого на «нервном срыве», на который так любят ссылаться «серьезные люди», вложить ему в руки баночку с кислотой (чтоб отпечатки зафиксировались), а после… понятное дело, можно Чацкого и на допрос тащить.
Будто переписывается все наше прошлое. И по «эффекту бабочки» мы получаем странное настоящее и лишенное смысла будущее. Чацкий — не наивный мечтатель, открытый всем, искренний и порывистый, считающий, будто все можно поправить, просто объяснив, насколько глупые вокруг складываются обычаи и отношения, создаваемые «серьезными людьми».
Чацкий уже может, оказывается, в угоду «серьезным людям», — подслушивать чужой телефон, подло, по-молчалински плескать кислотой тому, с кем, простите, имел совсем недавно нелицеприятные беседы… еще в прежнем своем амплуа.
Но и всех вокруг уже можно рассматривать не «фамусовским обществом», не творческим коллективом, ставящим себе сверхзадачи, а… «дикими животными», как это уже с принятой простотой «серьезных людей» рассматривается в передаче «Человек и закон» (с 37:40 минуты).
Читать по теме:
- Нет, только тот, кто знал…
- Вандалы в культуре
- Король танцует
- Страсти по Цискаридзе
- Приказано выжить!
- Дневник одного преступления
- Бывший министр – как отмененные деньги
- Подарки под ёлочку
- Вилка
- Чей скальп?…
- Большой разговор о Большом
- Служенье муз не терпит суеты
- Наш королек
- Подумать о душе
P.S. От администрации «КНИЖНОЙ ЛАВКИ»
В «Книжной лавке» печатается роман Ирины Дедюховой «Парнасские сестры», в котором раскрываются все коллизии происходящего на наших глаза детективного сюжета. Этой историей писатель занимается с ноября прошлого года, под неопровержимой логикой ее публикаций полностью изменилась тональность подачи происходящего в Большом театре в отечественных и зарубежных СМИ.
Роман стал на сегодняшний день единственным в мире литературным расследованием, полностью раскрывающим историю вокруг одного известного театра с помощью литературных образов, а не «чернухи» или очередных «сенсаций». Возникновение литературного образа — гарантия того, что все события не только получат нравственную оценку, но и не смогут повторяться «по аналогии».
Приобретайте главы романа в «Книжной лавке»! Заказывайте весь роман целиком! Вы можете сделать заказ на льготных условиях. Они гораздо более льготные, нежели поход в Большой театр при директоре Иксанове, чье увольнение произошло в период публикации «Парнасских сестер».
In her new novel, a well known Russian writer Irina Dedyukhova investigates the events in the Bolshoi theater. Those events reflect the life of modern Russian society. Why are the ballet, the classical art, and the literature necessary for people? Study of these problems brings up unresolved and controversial questions of antique mythology as well.
Along with the real characters personifying certain public strata, mythical heroes act in the novel: gorgons, harpies, muses and… ubiquitous Hermes.
The novel is a synthetic literary work, original in its genre and form. Its publication is going on in Russian-speaking Internet.
6 комментариев
Я, признаться, не следил за развитием событий после этого чудовищного покушения. Очень интересная информация и правильно расставленные нравственные акценты. Точно подмечено — действие из арсенала мафии, ворья, подонков: запугать, унизить, втоптать человеческое достоинство. Они притом, возможно даже искренне, думают, что все вокруг такие же. Ну талдычат же при каждом удобном случае, что все мол мечтают воровать, только не все такие умные.
Я здесь попытаюсь собрать весь материал о настоящих вандалах в культуре, спекулирующих на том, что люди хотят оставить в неизменности хотя бы этот бесспорный уголок высокого искусства — Большой театр.
Итак, Анатолий Геннадьевич Иксанов (настоящее имя — Иксанов Тахир Гадельзянович) — специалист по драматическому театру, не имеющий специального образования для работы в БТ. Демонстративно спал на всех оперных постановках. Но зато был вхож к Швыдкому, а кроме того, всегда заявлял, что Большой театр нельзя реконструировать за «смешные деньги». То есть любое профессиональное обоснование, проектно-сметная документация — для него «смешно».
Сейчас он делает расклады, будто Николай Цискаридзе каким-то боком причастен к нападению на Сергея Филина. Особенно умиляет его восторг новой акустикой в БТ. Правильно, он ведь не рвет связки, преодолевая «глухоту» зала, он не разделяет мнение меломанов, которым «и так сойдет».
При этом типа он «уповает на следственные органы», которые должны предоставить для этой истории «сумасшедшего статиста», якобы продолжившего, «начатое Колей». Но вообще-то следственные органы должны объяснить этому распоясавшему невеже, что он давно вышел из правовой области, комментируя подобное происшествие.
А здесь я хочу привести публикации, которые показывают, что для сохранения русского балетного и оперного искусства вообще нет иного выхода, кроме как срочно избавиться от дилетантов типа Иксанова, еще и ковыряющегося — где ему «смешные» бюджетные средства, а где — «удовлетворяющие потребности», но полностью уничтожающие уникальную акустику Большого.
К нам уже не едут мировые оперные звезды, не желающие позориться при такой акустике, не имеющие времени в плотном графике — подстраиваться под ущербную акустику Большого. Если Иксанову медведь на ухо наступил, так необязательно именно его спрашивать об акустике БТ.
Но хочу привести несколько подтверждений объективности Н. Цискаридзе уже не об опере, а о балете.
В передаче с Ксюшей Цискаридзе говорил о том, что составлять афишу надо с учетом профессиональных особенностей (в классике и модерне работают разные связки, группы мышц).
Вот статья Т.Кузнецовой, где объясняются причины по которым сорвался приезд Уэйна Макгрегора для постановки «Весны Священной» И.Стравинского.
Постановку балета осуществит Екатерина Баганова из Екатеринбурга.
Больше всего удивляет, что руководству БТ абсолютно фиолетово до репутации Большого театра. Тут бы все внимание от себя отвести! Ага, в сторону тех, кто пытается восстановить утраченное.
Эти люди здесь просто «на кормежке», они используют всенародную любовь к Большому — на коммерческой основе. Они не знают, как создается репутация, каким потом и кровью, они и не задумываются, как легко ее потерять. Да просто объявив балетную труппу «дикими животными».
Постоянно идут намеки, что, дескать, в Интернете масса каких-то «сумасшедших», вскрывающих чужие телефоны и якобы делающих все, чтобы опорочить святыню русского искусства. Но стоит внимательнее присмотреться и к случаю с Яниным, упомянутом в Ксюшей в ее эпохальном интервью.
А Интернет тем хорош, что хранит все. Есть старая статья, о которой, очевидно, сегодняшние любители излагать версии вслух давно забыли. А ее фоне… даже сами не замечают, как сдают заказчика. Хотя, как водится, по шаблонам обвиняют общество, выделяющее слишком «смешные» деньги:
Тут ещё одна ссылка. Она большая, я её оставлю здесь, чтобы сохранилась… для истории.
Огромное спасибо Ирине Анатольевне за роман и за участие в «кислотной атаке». Возможно, я всего лишь «подслащу горькую пилюлю», но здесь окончательно произошел раздел между теми, кто хочет сохранить душу, и теми, кто использует ее как половую тряпку.
Реакция многих героев писавшегося при нас романа разочаровала. Но мне представляется, что один раз вписавшись в этот роман, они уже никогда не вырвутся из под его обложки.
David, вы так хорошо сказали! Не могла сформулировать эти «смутные сомнения»! Но мне кажется, и НМЦ сам пока не понял, что интересен всем лишь в качестве Мельпомены из романа «Парнасские сестры». Только начинает «отходить от темы», публика сразу теряет к нему интерес.