Натали: Ну, вы все принесли? Все, что я просила?
Сергей Ткачев: Да как сказали, сразу и пошел к сестрице, выяснить, что и как! Хотя не нравится мне эта ваша таинственность… Чего вы у нее сами-то не спросите? То они напиваются вместе вдупель, то вдруг у них… «социальное дистанцирование»… Тьфу!
Натали: А что вы хотите, я практически в той же группе риска!
Сергей Ткачев: Как старая вешалка, что ли?
Натали: Я вас па-апрошу!
Сергей Ткачев: Да ладно вам! Пошутить нельзя! Хотите анекдот? На счет коронавируса!
Натали: Н-не хочу! Но вас ведь не остановишь… Непонятно, зачем спрашиваете только. А редьку она трет?
Сергей Ткачев: У нее кухонный комбайн! Надеюь, что и у вас есть это чудо современного домохозяйства, редьку я вам почистил, а вот тереть ее отказываюсь. Так вот, значит, такой анекдот! Решил, значит, Путин пообщаться с народом…
Натали: Он же, говорят, сбежал! Как это типично… Сама на Ютубе видела!
Сергей Ткачев: Неважно! Он всегда сбегает, тут уж ничего не поделаешь… Это же анекдот! Значит, делает доклад, что голосовать пойдем за две тысячи триста поправок… И один мужик с места там все орет: «Слава богу! Ура! Работать будем по десять часов!» Потом Путин объясняет, что мы до сих пор не можем слезть с нефтяной иглы, поэтому доллар будет расти, зарплаты, доплаты и надбавки пойдут к хренам собачьим. И тот же мужик опять кричит с места: «Слава богу! Ура! Работать будем по десять часов! И без выходных!» Потом Путин докладывает статистику по коронавирусу…
Натали: Я этот анекдот знаю! Его сейчас все рассказывают! Потом Путин поинтересовался, кто это его верный поклонник, а ему сказали, что это могильщик из похоронной мафии.
Сергей Ткачев: Могли бы и сразу сказать, чего я надрывался-то? Все смеются, между прочим, а вам бы лишь бы весь кайф поломать! Вот, ешьте это народное средство! Уж как ваша эта бузотерка сработала, так и есть будем!
Натали: Огласите весь список!
Сергей Ткачев: Ну, вот это… так самое простое от коронавируса! Две крупные морковки и крупная черная редька. Все сырым трется, перемешивается, заправляется сметаной. Для постующих — растительным маслом. И сказала, что надо черной редькой запасаться, а не гречкой. Для всех заболевших еще и компрессы тертой черной редьки на спину и на грудь, снимает температуру и кашель.
Натали: А для иммунитета?
Сергей Ткачев: А для иммунитета, говорит, чеснок надо жрать с борщом. Фильтрпакетики ромашки и мяты я вам в аптеке купил. Она кидает в термос по четыре пакетика того и другого. Настаивает и пьет с медом! Еще купил вам очищенных кедровых орешков немного, там всего надо-то ложку в день с утра за завтраком. И еще на всякий случай купил вообще кедровые орехи на меду…
Натали: Если я даже заболею, то мне все равно будет вкусно!
Сергей Ткачев: А чего вы обо всем прямо не спросили сестру? Она же любит всех поучать, как им надо лечится, что при этом жрать следует…
Натали: Она заняла какую-то позицию… такую…
Сергей Ткачев: Какую? У нее сейчас позиция индивидуальная, между прочим. Она нынче далеко не всех подряд кроет. По крайней мере, она в этом сама абсолютно уверена! Так и говорит: «Я сейчас далеко не всех крою сразу! Хотя мне очень хочется сразу и всех покрыть, а я стараюсь хотя бы не сразу!» То есть она теперь сдерживается. Все же у нее судимость за экстремизм… А тут этот коронавирус…
Натали: Ну, не знаю… не знаю… Может я ошибаюсь, конечно… Но такое чувство, что за всем этим мировым шоком с коронавирусом стоит ваша сестрица! Вот я, собственно, и решила…
Сергей Ткачев: Посплетничать о ней со мной? А я обожаю это дело, если честно! Но только под водку и закуску!
Натали: Да не вопрос!
Сергей Ткачев: Ну, давайте, начинайте сплетничать! Уж больно у вас личико такое… таинственное… А что-то будет, кроме ваших салатов? Чем там у вас пахнет так замечательно?
Натали: Жаркое, еще пять минут. Так вот! В прошлый раз поразила меня Ирина Анатольевна. Право слово, поразила… Впрочем, в очередной раз! Не знаю, как это у нее получается…
Сергей Ткачев: Чем это вы такая пораженная? Что и аппетит пропал? Ну-с, давайте по маленькой в честь нынешнего… Рагнерёка.
Натали: В качестве пира во время коронавируса и глобального экономического звездунца? А, давайте! Поразила она меня, как всегда, своей проницательностью. Вот сколько лет, если не веков перед историками и прочими лежала информация про Ротшильдов, Ленорман и нарезное оружие?
Сергей Ткачев: Сколько-сколько? Да уж лет двести… Никому отчего-то пережитое не пошло впрок. Все нужны новые сильные ощущения… Думаю, всем нынче уже наплевать и на того Наполеона, да и на его подражателя доцента Соколова…
Натали: Но мне всегда интересно было про Наполеона! Чего он туда поперся-то? И все же было и до вас известно, все разобрано по косточкам, все косточки обглоданы, а никто, …ни одна сволочь не догадалась или не …сказала, а тщательно детальками замаскировала, что Ротшильды развели Наполеона, как последнего пацана. На слабо взяли. Он же до последних дней мучился, но не понял сюжета интриги. Все мнил себя вершителем судеб, а сам был обычной марионеткой.
Майер Ротшильд и сыновья — история основания одной из крупнейших банкирских династий
Последний крупный заработок эпохи наполеоновских войн принесла Ротшильдам битва при Ватерлоо. У банкиров была огромная агентурная сеть, и весть о разгроме Наполеона Натан Ротшильд получил раньше всех. Он обрадовал этой новостью правительство, а затем отправился на биржу и стал продавать британские акции.
Другие игроки, зная об информированности Ротшильда, посчитали, что Наполеон победил, и также начали от них избавляться. После чего Ротшильд скупил акции за бесценок, а когда весть о реальном исходе битвы при Ватерлоо дошла до биржи, их цена резко возросла. Ротшильд заработал 40 млн фунтов.
Сергей Ткачев: Да, скромнее надо быть некоторым, скромнее… А мужчинам в треуголках вообще следует лучше контролировать свои позывы… Тут вдруг наткнулся неожиданно на попытку рассмотреть все с точки зрения «теории кризисов».
Натали: Хотя опять-таки ваша сестрица и говорила, что кризис — это когда экономика не выдерживает уголовных интересов паразитов.
Сергей Ткачев: И это, конечно… Но у нас есть свой Наполеон, который со всеми воюет в качестве аналогичной марионетки, а при этом пытается конституцию переписывать, имея тройку по Римскому праву…
Натали: Вечный троечник! Мир гибнет, ему надо «единую юридическую базу» создать…
Сергей Ткачев: Так все эти наполеончики и прутся к своему Ватерлоо…
14 июля 2018 г. Наполеон и первый мировой экономический кризис
Бонапарт спровоцировал первый планетарный мировой кризис, история вопроса и сходство с событиями сегодня.
Наполеон великая историческая личность, к сожалению, его часто воспринимают только как гениального полководца, прочие заслуги не менее важные остаются в тени военной славы. Позволю себе утверждать, что гениален он был во всем. Завоевание Бонапарта создали континентальную европейскую империю, почти ежегодно в нее вступали новые государства, в каждом из которых было разное законодательство, что вызвало необходимость создания единого свода законов для империи. Наполеон лично переработал юридический кодекс римского императора Юстиниана (все новое хорошо забытое старое).
Вскоре империя получила прогрессивный кодекс. Он давал множество экономических свобод и отменял сословные ограничения. К примеру, в германских провинциях право варить и продавать пиво получили все, а не узкая профессиональная прослойка. Новые свободы породили экономический бум. Даже после падения империи Наполеона под напором русский героических войск, никто не стал отменять кодекс и возвращаться к старому законодательству, настолько он был удачен. После ухода Наполеона он оставил для Европы единую юридическую базу, экономическую модель, заложив основы для создания Европейского союза.
Главным врагом Бонапарта была Англия. Чтобы ее победить, нужно было преодолеть Ла-Манш и высадить десант на остров. Наполеон подготовил 200 тысячную армию для военной кампании, но если на суше императору не было равных, то на море хозяйничали англосаксы. Попытка совершить десант грозила катастрофой и полной потерей армии. Наполеон не решился на авантюру и попытался уничтожить Великобританию экономически. Ставка была сделана на падение финансового могущества Англии.
Во всех портах Французской империи и государствах сателлитов (вся карта Европы) был введен запрет на торговлю с Англией и ее колониями. Даже в мирных договорах с другими странами Наполеон требовал прекратить торговлю с туманным Альбионом. По условиям Тильзитского мира 1807 император Александр обещал Бонапарту прекратить торговлю с Англией. Российская империя активно поставляла в Англию зерно. К тому моменту Европа была мировым центром потребления. На континенте производился конечный продукт, из английских колоний поставлялось сырье.
Торговые ограничения породили невиданную за историю человечества контрабанду в портах. Расплата за этот вид деятельности была смерть. Солдаты империи жёстко следили за исполнение приказа императора. Вскоре торговое эмбарго породило первый мировой кризис, товары некому было продавать, их цена падала, а производство сокращалось. Экономические потери несли все империи: Англия, Франция, Россия.
Как я уже писал, все новое — это хорошо забытое старое. Сегодня основной центр потребления в мире США (аналог Европа при Наполеоне) ввел торговые ограничения против ЕС, Китая, Мексики и Канады, так что господа готовимся к новому мировому кризису. Целесообразно сделать накопления на черный день и пусть фраза » история учит тому, что ничему не учит » будет не про Вас.
Натали: Как кстати автора этой заметки история научила! Все сейчас совершенно в идиотском положении, а он при деньгах!
Сергей Ткачев: И не говорите! Так чего вы вдруг интриговать про мою сестрицу начали?..
Натали: Перестаньте! Просто хотела поговорить… продолжить тему… и кинематографа в том числе…. Но чтобы не разветвляться с Ириной Анатольевной… куда не надо! После разговора с вами хоть времена года не меняются, никого не ловят с отрубленными женскими руками! И пандемия коронавируса тоже наступила не в ходе разговора с вами… И это не вы поднимали против «китайской саранчи» все сущее…
Сергей Ткачев: Но я тоже настроен категорически против этих сопливых китайцев! Что они с лесами Сибири творили… да мало ли! У меня масса резонов для крайне негативного к ним отношения еще до устроенной ими эпидемии коронавируса! Наконец, я категорически пекинскую оперу не люблю!
Натали: Отлично! А то, что на днях в высших английских эшелонах власти обсуждали Трампа, назвавшего эпидемию коронавируса «Китайской болезнью» — это «совершенно случайно»? А это название циклу Диане дала Ирина Анатольевна, естественно!
Сергей Ткачев: А скажите, что у меня сестра всегда названия придумывает… хлесткие! И определения дает такие, что их вообще никак не обойдешь!
Натали: Вот и не станем углубляться, на этом и остановимся. Как всегда тут… голова кругом! Вот вы сказали… Рагнарек!
Сергей Ткачев: Сказал! И что?
Натали: Этот Рагнарек сейчас и происходит, да? У нас на днях был вебинар по скандинавской мифологии… После него смотрели фильм «Тор. Рагнарек». Как всегда, там всем людям, ничего не подозревающим о частных проблемах каких-то асов, грозила полная погибель.
«Тор: Рагнарёк» (англ. Thor: Ragnarok) — американский супергеройский фильм2017 года режиссёра Тайка Вайтити, снятый по комиксам Стэна Ли, Джека Кёрби и Ларри Либера. Является сиквелом картин «Тор» и «Тор 2: Царство тьмы», а также семнадцатым фильмом кинематографической вселенной Marvel. Главные роли сыграли Крис Хемсворт, Том Хиддлстон, Кейт Бланшетт, Тесса Томпсон и Марк Руффало. Действие картины разворачивается спустя четыре года после событий, произошедших в фильме «Тор 2: Царство тьмы», и через два года после «Мстителей: Эры Альтрона». По сюжету, Тор, оказавшийся в заточении на другом конце вселенной без своего молота, должен выстоять в гладиаторском поединке против своего старого друга Халка с целью успеть вернуться в Асгард, чтобы остановить безжалостную Хелу и грядущий Рагнарёк, погибель всего сущего.
Проект получил подтверждение в январе 2013 года, а Крэйг Кайл и Кристофер Йост начали работу над сценарием. Участие Хемсворта и Хиддлстона огласили в октябре того же года. Вайтити присоединился к работе над постановкой картины в октябре следующего года, после того как Алан Тейлор решил не возвращаться из второго фильма, а Руффало присоединился к актёрскому составу, сыграв своего персонажа Халка из других фильмов КВМ. В основу сюжетной линии Халка были положены элементы, взятые из комикса 2006 года «Планета Халка ». Остальная часть актёрского состава была подтверждена в мае следующего года. Съёмки проходили с июля по октябрь 2016 года в Квинсленде и Сиднее.
Сергей Ткачев: Этот фильм еще ругали по поводу привлечения темнокожих актеров. Ну, типа странно, что валькирия не осатаневшая блондинка, а хорошенькая темнокожая девица с личными проблемами и пьяной депрессией…
Натали: Все это весело, конечно, но вопросы у меня возникли по самому сюжету. Непонятно, зачем было богиню смерти там делать дочерью Одина и заявлять, будто раньше она была его… палачом? Хель всегда была дочерью Локи! Сам Локи является нравственным антигероем Одина. Их противостояние всегда показывало, что хитрость (хитрожопость) всегда приводят к погибели! Хитрожопость Локи по своей основе — полное отрицание моральных норм и приличий. Именно Локи в Рагнарек ведет в бой против гибнущих богов своих детей — хтонических чудовищ этого мира. А в фильме он типа долго колеблется, а потом как бы «делает правильный нравственный выбор»…
Сергей Ткачев: Это Локи, что ли? Так Рагнарек, как вы уже заметили, и возникает из-за его хитрожопости! Всеобщая погибель наступает потому, что Локи вырывается на свободу, чтобы отомстить всему живому…
Натали: Меня там больше все же эта Хель интересует… Не зря же основные события, связанные со становлением Алистера Кроули в высших английских кругах происходят в начале «прекрасных 20-х», которые у нас называли «ревущими». А внедрение в массовое сознание этой деятельницы началось именно в 1921 г., когда почему-то ее именем был назван астероид.
Хель (др.-сканд. Hel) — в германо-скандинавской мифологии повелительница мира мёртвых (Хельхейма), дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной), одно из трёх хтонических чудовищ[1].Упоминания в мифологии
Хель упоминается в «Старшей» и «Младшей Эдде», относящихся к XIII веку. Кроме того, строки о ней есть в сагах IX—X веков. Обычно считается, что о ней говорится также в «Деяниях данов» Саксона Грамматика, хотя в реальности в латинском оригинале и в большинстве переводов его сочинения она фигурирует под именем «Прозерпины»[2][3][4].
В Старшей Эдде
В «Старшей Эдде» упоминания о Хели содержатся в нескольких песнях. В частности, в «Прорицании вёльвы» о ней говорится как о хозяйке загробного мира; однако о самой богине практически ничего не рассказывается, если не считать фигуральных выражений наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть».
В Младшей Эдде
«Младшая Эдда», написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хели как о богине.
В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).
Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.
Кроме того, Хель упоминается как одна из противниц асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.
В современной культуре
- Хель (Hel) — рок-группа из Швеции. Также это имя носят как минимум 4 black- и viking-metal группы — 2 из Германии и по одной из Нидерландов и Швеции.
- Hel — богиня в MMORPG Ragnarok Online.
- Hel — песня викинг-метал группы Amon Amarth.
- Hel — песня викинг-метал группы Skálmöld.
- В комиксах компании Marvel Comics Хела — суперзлодейка, богиня смерти и правительница Хельхейма — одного из Девяти миров.
- В романе Ника Перумова «Боргильдова битва» (первая книга дилогии «Тысяча лет Хрофта» из цикла «Летописи Хьёрварда») — владычица царства мёртвых Нифльхель, принявшая участие в битве с явившимся в Упорядоченное Молодыми богами, состоявшейся на Боргильдовом поле, и сражённая в поединке Ятаной.
В астрономии
В честь Хель названы астероиды (699) Хела, открытый в 1910 году, и (949) Хель, открытый в 1921 году.
Сергей Ткачев: И что вы хотите услышать от меня по этому поводу? Древние германцы говорили о смерти «уйти к Хель»… К ней шли те, от кого обычно «в жизни ничего не зависит». Герои пировали в зале у Одина, их противники пировали тоже в более-менее привилегированных условиях… А те, от которых ничего в жизни не зависело, слонялись бесплотными тенями в царстве вечного холода.
Натали: Весь этот пантеон и выстроен для ватаг захватчиков. Там был лишь один культ, косвенно связанный с земледелием, да и то… недоразвитый! Более того, окультуривание этого мифа о боге весны Бальдре связывают с христианским влиянием, а не языческим. Это тот самый бог, которого убил слепой брат, когда его стрелу изготовил и направил Локи, за что, собственно, Локи и попал в вечное заключение.
Бальдр (др.-сканд. Baldr), или Ба́льдер (также встречается неправильное написание «Бальдур»[2]) — в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог весны и света.
Бальдр подобен присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелиюили растительности в целом. Такие боги обычны для мифологий и религий народов, живущих или живших на территориях, для природы которых характерна сезонность[3]. Исследователи связывали этот образ также с христианским влиянием, с представлениями о происхождении смерти и первой жертвы, с обрядами инициации, и с засвидетельствованным в Скандинавии ритуальным умерщвлением конунга для отвращения несчастья.
Мифологический сюжет
Бальдр — сын Одина и Фригг. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр — самый светлый среди асов, с его приходом на земле пробуждается жизнь, и всё становится краше.
Хермод отправился в царство мёртвых, чтобы предложить выкуп за брата. Хель, повелительница подземного королевства, сказала, что вернёт Бальдра к жизни, если весь мир будет о нём плакать. Асы разошлись в разные стороны, чтобы обойти весь мир, но им встретилась великанша Токк (в которую обратился Локи) и сказала, что она не будет плакать о Бальдре. Так Бальдр остался в царстве мёртвых.
Позже асы узнали, что стрелу Хёду дал Локи, после чего тот был связан и помещен в пещеру, где он был заключен в цепи, а над головой его повесили ядовитую змею, из которой постоянно капал яд. Этот яд попадал в миску, которую держала супруга Локи Сигюн. Когда миска наполнялась до краев, Сигюн брала её и выливала яд. Пока она выливала яд, Локи корчился в мучениях от яда, попадающего на лицо.
Скандинавы верили, что возрождение Бальдра произойдёт после дня Рагнарёк, когда из моря поднимется новая зелёная земля.
Сергей Ткачев: Да, зачем великанше приход весны, если она пахать и сеять не собирается?..
Натали: Поэтому понятно, почему начинают поднимать этот пантеон богов в оккультизме…
Сергей Ткачев: Теперь лишь надо установить: кто, когда, на какие шиши… Итак, картинки с Хель начали рисовать с конца ХIХ века… Как бы пробуждать ее… но ведь не только ее! Весь этот германский пантеон, почти забытый. Скорее всего, это произошло после тетралогии Вагнера. Это я к тому, что моя сестра тут явно ни при чем.
Натали: Вот сейчас давайте не отвлекаться и все козыри на стол! Про сестрицу вашу уточним одну деталь! Вы как-то смеялись, что у нее в детстве было второе, «свейское» имя. Дескать, была такая раньше традиция у обсевков Рюриковичей. А ваша сестрица последняя, кто ее еще застал. И вроде это имя и было… что-то вроде Хель.. Хельга… что-то в этом роде. К тому же Хельга на русском…
Сергей Ткачев: Ольга! А не Ирина! Все мои детские друзья были уверены, что мою сестру зовут «Хильда». Вначале это было что-то вроде кликухи, потом все привыкли! Мой сын Миша до сих пор ее называет «тетя Хильда». Полное имя — Хильдегард. И это разнокоренные слова с «Хель»! «Хильда» — это «защита», «Хильдегард» — защита города, поселения, рода. В прямом смысле это земляной вал вокруг города! Инженерное сооружение. Никакого отношения к Хель не имеет! Это вообще кордон! И это, кстати, полностью соответствует греческому значению имени Ирина! Означает «мир», «спокойствие»… как за каменной стеной, короче!
Натали: Да-да, мир и спокойствие… Так вот, что она имеет в виду, когда орет: «Я снимаю с тебя защиту!»
Сергей Ткачев: А то же самое, когда орет: «Ты не пройдешь!» И когда она говорила, что при любом государственном перевороте вначале сунутся к ней, то имела в виду не только то, что большая литература на русском — это как земляной вал соборной русской души, но и все другие области, в которых она доминирует! Ведь все понимают, что тот, кто пытается ее обойти — разрушитель, захватчик, посланник Локи и Хель, если вспомнить этот пантеон.
Натали: На меня только так орать не надо! Вот видите, со всем этим лучше разобраться без вашей сестрицы… А то при своих мирных функциях она уж больно воинственная. И подозрительно точно накануне скандинавской мифологии установила вебинар по «Валькирии«, где сама же отметила, что Вагнер «подправил» мифы и легенды совершенно безнравственными сюжетными линиями, которые превращают сами эти оперы, по сути, в оккультные мистерии. И в этом плане она согласилась с еврейскими исследователями в том, что Вагнер действительно приложил руку к устройству холокоста. И признала, что знакомство с этими операми в специально выстроенном для их исполнения театра в Байройте… является актом нехорошей такой чертовщины. Музыка там хороша, а вот в драматургии Вагнер был аморальным оккультистом. Там по ходу этих опер происходит постепенное освобождение от «химеры совести» из сочувствия к персонажам. А весь пантеон придает происходящему на наших глазах моральному падению героев характер форс-мажорных обстоятельств. Если адреснуться к нашим событиям… то весь этот германский пантеон в данном случае выступает в роли форс-мажора коронавируса…
«Кольцо́ нибелу́нга» (нем. Der Ring des Nibelungen; Nibelung — «дитя тумана») — название цикла из четырёх эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, исландских сагах и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»:
- «Золото Рейна» (Das Rheingold),
- «Валькирия» (Die Walküre),
- «Зигфрид» (Siegfried),
- «Гибель богов» (Götterdämmerung).
Либретто и музыка опер были написаны Рихардом Вагнером в 1848—1874 годах, то есть за 26 лет.
Сергей Ткачев: Хорошо, что я на оперные вебинары нарочно не хожу! Ну, не хотят евреи Вагнера слушать… может они и правы. Раз сестрица с ними согласилась, я это тоже нарочно слушать не буду!
Натали: Да меня поразило ее уточнение, что полет валькирий ведь происходит не просто на поле битвы! Я думала, что там что-то происходит героическое… А там валькирии, боясь мести Одина, не помогают ни сестре, ни брату… типа страдают от беспомощности! Носятся вокруг, пытаясь удержать сестру от помощи беременной бабе, которая вдобавок приходится им сводной сестрой… И все это перед рождением Зигфрида, сверхчеловека, появившегося (по Вагнеру!) от кровосмесительного соития брата и сестры, а сестра к тому же была замужем… А поле битвы, это когда братец дерется с ее обманутым мужем…
Сергей Ткачев: Ну, я немного потерял, короче! Какая гадость! Тоже не стану Вагнера слушать! На кой мне подобное безобразие? Пойду и напишу на еврейском форуме, что отказываюсь слушать Вагнера по высоким моральным соображениям! На этом прения заканчиваем? Можно уже жрать, простите?
Натали: Ах, вы меня простите, в тарелочку не наложила! Может, сами даму как-то обслужите? Поухаживаете, наконец…
Сергей Ткачев: Да это вы меня простите… Я тут весь в напряжении очередного поклепа на мою сестру! К тому же меня этот Вагнер никогда не интересовал… Короче, я вообще был не в курсе про этого Вагнера. А когда я не в теме, то нервничать начинаю…
Натали: Зато ваша сестрица была очень даже в теме. Она заметила, что Элифас Леви отирался в Лондоне в то же самое время, когда туда вдруг приехал Вагнер (см. Папочка. Часть ХIХ).
Сергей Ткачев: Еще один, кого совсем не знаю! Но знаю, что «Золото Рейна» и «Валькирию» он вообще в Цюрихе написал! О, тут более всего интересны как раз денежные потоки…
Натали: А мне интересна его «оперная реформа», не только потому, что против нее выступали все, кто мне-то как раз импонирует… Но ведь там Ницше, как говорится, намекает… Точнее, как это в вашем скабрезном анекдоте доярки ржали на предложение пастуха пойти-посношаться: «А мужик-то намекает!»
Оперная реформа Вагнера оказала значительное влияние на европейскую и русскую музыку, обозначив высший этап музыкального романтизма и одновременно заложив основы для будущих модернистских течений. Прямой или опосредованной ассимиляцией вагнеровской оперной эстетики (особенно новаторской «сквозной» музыкальной драматургии) отмечена значительная часть последующих оперных произведений. Использование лейтмотивной системы в операх после Вагнера стало тривиальным и всеобщим. Не менее значительным стало влияние новаторского музыкального языка Вагнера, особенно его гармонии, в которой композитор пересмотрел «старые» (прежде считавшиеся незыблемыми) каноны тональности.
Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом Вагнера был его друг А. Н. Серов[11]. Н. А. Римский-Корсаков, публично критиковавший Вагнера, тем не менее, испытал (особенно в позднем творчестве) влияние Вагнера в гармонии, оркестровом письме, музыкальной драматургии[12]. Ценные статьи о Вагнере оставил крупный русский музыкальный критик Г. А. Ларош[13]. Вообще, «вагнеровское» более прямо ощущается в сочинениях «прозападных» композиторов России XIX века (например, у А. Г. Рубинштейна), чем у представителей национальной школы. Влияние Вагнера (музыкальное и эстетическое) отмечается в России и в первых десятилетиях XX века, в трудах А. Н. Скрябина.
На западе центром культа Вагнера стала так называемая веймарская школа (самоназвание — Новая немецкая школа), сложившаяся вокруг Ф. Листа в Веймаре. Её представители (П. Корнелиус, Г. фон Бюлов, И. Рафф и др.) поддерживали Вагнера, прежде всего, в его стремлении расширить рамки музыкальной выразительности (гармонии, оркестрового письма, оперной драматургии). Среди западных композиторов, испытавших влияние Вагнера, — Антон Брукнер, Гуго Вольф, Клод Дебюсси, Густав Малер, Рихард Штраус, Бела Барток, Кароль Шимановский, Арнольд Шёнберг (в раннем творчестве) и многие другие.
Реакцией на культ Вагнера стала противопоставлявшая себя ему «антивагнеровская» тенденция, крупнейшими представителями которой были композитор Иоганнес Брамс и музыкальный эстетик Э. Ганслик, отстаивавший имманентность и самодостаточность музыки, несвязанность её с внешними, внемузыкальными «раздражителями» (см. Абсолютная музыка)[14]. В России антивагнеровские настроения характерны для национального крыла композиторов, прежде всего, М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
Отношение к Вагнеру у немузыкантов (которые оценивали не столько музыку Вагнера, сколько его противоречивые высказывания и его «эстетизирующие» публикации) неоднозначно. Так, Фридрих Ницше в статье «Казус Вагнер» писал: «Был ли Вагнер вообще музыкантом? Во всяком случае он был больше кое-чем другим… Его место в какой-то другой области, а не в истории музыки: с её великими истыми представителями его не следует смешивать. Вагнер и Бетховен — это богохульство…»[15]
По словам Томаса Манна, Вагнер «видел в искусстве священное тайнодействие, панацею против всех язв общества…»[16].
Музыкальные творения Вагнера в XX—XXI веках продолжают жить на самых престижных оперных сценах, не только Германии, но и всего мира (за исключением Израиля).
Сергей Ткачев: Короче, моя сестра отказалась по просьбе Витьки Топорова живописать «жесткое порно», а Вагнер (явно по чьему-то настоянию) вполне согласился! Да и без огромных сумм такое ведь не написать, не поставить. Все понимают, что внутри какая-то чертовщина…
Натали: А по-человечески это объяснила только ваша сестра!
Сергей Ткачев: Ну, и в чем же проблема-то?.. Видите, как все хорошо получилось?.. Даже где-то совсем замечательно! Остается только выпить за мою сестрицу, покушать и разойтись!
Натали: Да-да… А еще ваша сестрица сказала, что как Элифас Леви, так и Вагнер ездили в Лондон для главной эпохальной встречи с сыновьями Натана Ротшильда, поскольку тогда там только у них были деньги. А их папаша еще установил перевалочную сеть офшоров с главными «лежбищами» на континенте — в Швейцарии…
Основатель английской ветви Ротшильдов. Прибыл в Манчестер в 1798 году. С помощью капиталов отца и братьев он успешно торговал британским текстилем. Когда в 1809 году французы блокировали пролив Ла-Манш, торговля тканями стала невыгодной. Натан Майер переехал в Лондон, где основал банк N M Rothschild & Sons.
Самый успешный бизнес Натана Ротшильда начался в 1814 году, когда британское правительство привлекло его банк к финансированию военной кампании против Наполеона. Крупные суммы золотом (за год свыше 11 млн фунтов) переводились из Англии маршалу Веллингтону и союзникам через банки братьев. Ротшильды идеально подходили для движения громадных сумм в неспокойной Европе, избавляя клиентов от рисков перевозки денег и просрочки платежа.
Хрестоматийным стал рассказ о том, как сыновья Ротшильда сделали целое состояние на поражении Наполеона при Ватерлоо 18 июня 1815 года.
В начале сражения преимущество находилось на стороне Наполеона, и наблюдатели сообщили в Лондон, что он выигрывает. Но на помощь английским войскам под руководством Веллингтона подоспел прусский корпус Блюхера. Союзники одержали победу. Курьер Натана Ротшильда Ротворд наблюдал за сражением и видел, как Наполеон бежал в Брюссель. Ротворд бросился в бельгийский порт Остенде и за 2000 франков уговорил рыбака, несмотря на шторм, переправить его через Ла-Манш (по другой версии, использовал голубиную почту).
Сергей Ткачев: А когда возникают разные версии передачи важных сведений, то, как всегда говорит моя сестрица, «эта сука все знала с самого начала, сама все и подготовила!» Иначе зачем выкручиваться? Почему сразу не сказать? Или хотя бы не придерживаться одной версии?
Все были убеждены, что Веллингтон проиграл сражение. Тогда Ротшильд немедленно начал продавать на бирже свои облигации. Вслед за ним все стали продавать. В результате цены бумаг упали почти до нуля. В этот момент агенты Ротшильда скупили акции по дешевке. 21 июня в 11 часов вечера адъютант Веллингтона майор Генри Перси доставил в правительство рапорт маршала: «Наполеон разбит».
Таким образом, Натан Ротшильд заработал на этой новости 40 миллионов фунтов стерлингов. Реальная информация, полученная раньше других, позволила Ротшильдам вести беспроигрышную игру на бирже.
Именно тогда Натан Ротшильд произносит свой легендарный афоризм: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».
Этот рассказ основан на биографии Ротшильдов, написанной Жоржем Дарнавеллом, и впоследствии был использован во многих материалах про обогащение известной семьи. В то же самое время есть источники, опровергающие правдивость этой истории[2].
Натали: В целом, с деньгами тут понятно… Тем более, что все будут выкручиваться и доподлинно ничего не скажут. Как видим, там по любому поводу несколько удобных версий «счастливого случая». Важно, что Вагнер своими супер-задачами (изначально безнравственными) разоряет Людовика Баварского, который и сходит на нет под звуки его музыки. И еще неизвестно, как этот Рихард денежки вытягивал на строительство.
Сергей Ткачев: Вот сами видите! Вроде вам и с деньгами все ясно, а мысль-то возле денег так и крутится! Можно сказать, вращается.
Натали: А все доказывают обратное! Мне-то тут понятнее становится, почему Алистер Кроули к своей колоде карт привязывает именно демонов германского пантеона…
Сергей Ткачев: Я, конечно, как мужчина, не скажу даме прямо, что она какой-то херней занимается… Но такие вещи вам все же лучше с моей сестрицей и обсуждать… А то любят некоторые обсуждать со мной всякую херню, вместо того, чтобы напрямую спросить все это у нее! Она бы еще за вопрос поблагодарила! А то получается, как в «Мертвых душах» все интересуются, Наполеон ли Чичиков? А нет, чтобы у самого Чичикова поинтересоваться? Ну, пока он им всем Ватерлоо не устроил…
Натали: Вы такую ерунду иногда несете… такой бред… еще почище, чем ваша сестра! И потом там всегда оказывается рациональное зерно. Давайте-ка, с этого место поподробнее, как говорит ваша сестрица!
Сергей Ткачев: Наполеон ли моя сестра, Ирина Анатольевна, она же Хильдегард по детской кликухе? Нет, она точно не Наполеон!
Натали: Да я знаю, что она — не Наполеон! И уверена, что у вас спрашивали… ну-у, когда интересовались, кто она у вас… кем числится… то ведь не про Наполеона спрашивали!
Сергей Ткачев: Да и вы намекнули… типа не Хель ли она? А с какой стати? А у нее есть сатанист один знакомый, самый сильный… Он меня по телефону от пневмонии лечил. У нас при этих сучках гребаных, которые здравоохранение разваливали, пневмонию теперь на дому лечить принято. Это просто фашистские суки! Будто в концлагерь нас закатали имени двух эсэсовок Голиковой и Скворцовой! А пневмония, между прочим, куда поганее коронавируса!
Натали: Так вас этот сатанист все же вылечил?
Сергей Ткачев: Ну, как видите! А иначе как бы сидел-то с вами? Странная вы тоже…
Натали: А вам не странно, что у вашей сестры есть знакомый сатанист, которому нефик делать — пневмонию по телефону лечить?
Сергей Ткачев: А в чем дело, собственно? Вам завидно, что меня вылечили все же от пневмонии на дому, назло Скворцовой и Голиковой?
Натали: Хорошо, что он у вас спросил?
Сергей Ткачев: Да… ерунду какую-то! Даже не помню уже… Поржал просто, как типа мне «живется рядом с драконом»? Смешно, правда? Ну, я подумал, что раз сестра напалмом жжет сердца людей, как завещал Александр Пушкин в своем стихотворении «Пророк», кажется, то типа она потому и видится этому сатанисту… хтоническим чудовищем. Но ведь сестра у меня еще и крестиком вышивает! Лютики-цветочки всякие…
Натали: Прикидывается! Кстати, Александр Сергеевич завещал глаголом жечь сердца людей, а не напалмом. Поэтому и судимости за экстремизм не имел. Но на счет драконов я тоже планировала у этого вашего сатаниста поинтересоваться. А он коронавирус по телефону не лечит? И желательно без напалма.
Сергей Ткачев: Вот! Про коронавирус с ним тоже недавно поржали! Он еще сказал, что сейчас весь мир в курсе, где в Китае были люди, которые имели неосторожность ее разозлить. А чо? Смешно же? Вы чего на меня так смотрите? Слушайте, я про этого Алистера Кроули с моей сестрицей не зажигал!
Натали: Да… это я тут зажигала, каюсь. Потом мы еще с ней зажигали по поводу «академии магии и волшебства», а там стали публиковать какие-то «правильные статьи» про Алистера Кроули. А у нас после тех публикаций все ресурсы рухнули… В основном, после предупреждения, что к своим картам он привязал германский пантеон, что это инструмент оккультщины, а не магии… Ну, что после него всякая пакость случается… в мировом масштабе…
Алистер Кроули: его вклад в западную мистическую традицию
Лауретта Роквитц
«Есть время говорить и время хранить молчание. Для меня наступило время заговорить и пролить свет на персону Алистера Кроули. Он был одним из величайших мистиков всех времён, и в тоже время очень сложной и неоднозначной личностью. «[1]
Такими словами Израэль Регарди начал труд, посвященный своему бывшему учителю и наставнику.
Даже прошедшие тридцать лет не прояснили дело. Алистер Кроули не стал менее неоднозначной персоной, как для общественности, так и для растущего числа учеников западной мистической традиции.
К сожалению, на нескольких страницах этой статьи невозможно выполнить даже то, что сделал Регарди, чтобы «разъяснить суть дела», а это лишь малая часть того, что он мог сделать. Мы не может отделить человека от того слоя мифов и слухов, которые сопровождают всю его жизнь. Мы не можем точно сказать (как, впрочем, и растущее число других его биографий), что в массе сенсационных историй об Алистере Кроули вымысел, а что реальность. Его книги и его работу невозможно понять, исходя из стандартных рамок. Первые требуют целую жизнь, посвященную обучению, последняя выполняется только самым проницательным и преданным учеником Мистерий.
Автор оказывает влияние на читателя; и не только тем, что он включает в биографию, но и тем, что он в неё не включает. Поэтому любая биография является предвзятой: всё зависит от того, какие факты и истории автор включает в неё, а какие отвергает. Автор не может не проявлять своего мнения в процессе написания биографии, не важно, маленькая она или большая. Между фактами жизни такого человека, как Алистер Кроули, нет чёткого согласия. Ещё меньше согласия в том, как факты объединяются в образ этого человека. В таком случае, когда, кажется, невозможно достичь чёткого понимания, задача становится почти неразрешимой: описать читателю человека, а не мнение автора о нём.
В этой статье делается попытка исследовать вклад Алистера Кроули в западную мистическую традицию. В ней мы попробуем объяснить незнакомому с Телемой читателю данную систему магических знаний, которая образовалась в результате достижений Алистера Кроули в области герметической науки. Информация является основной и достаточно упрощённой, тем ученикам, кто будет заинтересован, мы можем порекомендовать более глубокое изучение.
Эта статья также посвящена отношениям Кроули с герметическим орденом Золотой Зари, так как его обучение и членство в нём до сих пор влияет на учеников западной мистической традиции, вне зависимости от их целей и базовых знаний.
Для придания статье глубины при изучении вклада Кроули в западную мистическую традицию необходимо создать некий образ человека и его окружения на разных стадиях его жизни. Всеми силами необходимо было избежать сенсационных и неподтверждённых историй, или включения эпизодов, вырванных из контекста.
Читателю необходимо помнить о невыполнимости задачи правдивого описания сущности такого сложного и неоднозначного человека, как Алистер Кроули.
Эдвард Александр Кроули родился 12 октября 1875 года в Англии в городе Лемингтоне. Время его рождения где-то между 11 вечера и полночью в восходящем знаке Льва.[2] Родители называли его «Алик» и воспитывали в условиях строгой христианской морали.[3]
Для маленького Кроули отец, пивовар по профессии [4] и священник по призванию, был идеалом. [5] Эдвард Кроули путешествовал по стране, проповедуя учение «Плимутского братства». Эти последователи Нельсона Дэрби жили в страхе конца света, буквально руководствуясь Библией.[6]
Регарди полагает, что это детское благоговение перед отцом повлияло на всю последующую жизнь Кроули. Молодой «Алик» восторгался отцовской страстью и красноречием. Множество фактов жизни Кроули и его ощущение Мессии берут здесь начало.[7]
Отношения Кроули со своей матерью Эмили были несколько хуже. Он смотрел на неё с презрением, как на слабую и глупую.[8] Казалось, что мать не может справиться или понять нелепые выходки маленького мальчика. Именно она стала называть его «зверем», привив к нему на всю жизнь отождествление с чудовищем из библейского Апокалипсиса.[9]
Будучи ребёнком, Кроули принимал и одобрял верования родителей. Вспоминая детство, Кроули пишет, что он «стремился быть самым преданным последователем Иисуса в школе».[10]
Единственной разрешённой книгой для «Алика» была Библия короля Иакова. Больше всего его впечатляло описание Апокалипсиса. Можно предположить, что Книга Апокалипсиса несла в себе такой же психологический заряд, сколько несут в себе для сегодняшних подростков Звёздные войны, Люди-Икс и Могучие рейнджеры. Имея в качестве книги с историями только Библию, «Алик» искал в ней волнующих приключений. Зверь, Змей, Вавилонская блудница и лжепророк стали героями великолепной саги, описывающей вечную битву добра со злом. Сегодня дети приходят в тот же восторг от таких антигероев, как Дарт Мол из Звёздных войн или заклятые враги Бэтмена – Джокер, Пингвин и Женщина-кошка.[11]
Вспоминая детство, Кроули называет эти годы счастливыми. Он посещает частные христианские школы. Первую свою школу он возненавидел,[12] и через небольшое время его перевели в другую. «В этой школе он был полностью счастлив; мальчики любили и восхищались им; в своих занятиях он заметно продвинулся и был очень горд за свой первый приз, экземпляр «Естественной истории Селборна» Гилберта Уайта за отличия в учёбе по предметам, религиозные знания, классические языки и французский». [13] В первые десять лет Кроули стал весьма приспособленным к жизни ребёнком, хотя и был шаловливым и развитым не по годам. О своём детстве он говорил: «этот дух сложно было обуздать…Земля была мала, чтобы удержать его на себе»[14]. Возможно, только этот образ останется постоянным в том сонме меняющихся персоналий, которыми обладал Кроули.
На одиннадцатом году в жизни мальчика произошло несчастье. Его отец, его идол и образец для подражания, умер 5 марта 1887 г. после десяти месяцев болезни. По словам Кроули «с этого месяца всё стало иным…появилась новая сила, и имя ей было смерть». [15]
Трагический поворот событий произвёл сильное влияние на жизнь молодого Кроули. Он потерял своего героя, идеальный образ, бывший центром его вселенной. Он также потерял и остаток своего окружения. Его мать переехала в Лондон, поближе к своей семье, оторвав мальчика от своего дома и от членов Братства, которые окружали его сентиментальной заботой.[16]
Вместо отца, роль мужчины в семье мальчика стал исполнять брат его матери, Том Бонд Бишоп. Вместо того, чтобы быть благосклонным учителем, направляющим мальчика во взрослую мужскую жизнь и прививая ему высокие идеалы посредством твёрдой веры, дядя запугивал «Алика», откровенно переступая через те христианские основы, которые сам исповедовал. [17] Регарди рассматривает эти болезненные отношения с дядей как ключевой фактор, повлекший за собой кардинальные изменения взглядов мальчика на христианство. [18]
Регарди сочувствует и оправдывает молодого Кроули за те страдания, которые он перенёс. «Его эмоциональная травма в годы взросления была настолько сильна, что психолог наверняка удивился бы, что из него вообще смог вырасти полноценный человек». [19]
Его личность и самооценка упали, у «Алика» стали появляться проблемы в школе. [20] Меры наказания в школе, которые включали в себя урезание питания до хлеба и воды и ежедневную ходьбу вокруг спортивной площадки, сделали своё дело – здоровье «Алика» стало ухудшаться. [21] В итоге его забрали из школы, после чего последовала серия репетиторов, школ-интернатов и т.д., однако ничто не приносило успеха.[22]
Этот негативный опыт с фундаменталистскими школами утвердил в нём растущую веру в то, что христиане жестокие и безжалостные. В этих фанатичных институтах Кроули неоднократно сталкивался с избиениями, постоянным унижением и непониманием, фанатизмом, паранойей и иррациональностью. По отношению к образовательной среде Кроули, Регарди заявляет, что «морально и физически это должно быть было дьявольское орудие разрушения и порока». [23]
Свободным от этого окружения молодой Кроули стал в октябре 1895 года, когда поступил в Кембриджский университет.
«У меня было ощущения долгого глубокого вдоха, как вдыхает тот, кто только что вынырнул из воды, или (даже лучшая аналогия) вдыхают воздух у дантиста, собравшись с духом и приготовившись к боли. Я не могу вспомнить ничего лучшего в жизни. Внезапно я ощутил себя в совершенно новом мире. Я был причастен к прошлой славе и принял твёрдое решение послужить для будущей славы» [24]
Кажется, что Кроули решил, что со строгой дисциплиной покончено.
«Когда я узнал, что посещение церкви является обязательным, я отшатнулся. Младший декан вызвал меня к себе за то,что я не посещаю церковь, в которую я твёрдо решил не ходить, т.к. это предполагает ранний подъём по утрам». [25]
Недостаток дисциплины Кроули компенсировал способностью продолжать учиться, затрачивая на это минимум сил. Сам он говорит об этом так: «На самом деле, в университете я выполнил только одну работу, и та состояла в том, что нанятый мальчик читал перевод греческой пьесы, в то время как я следил за ним по тексту». Несмотря на это, он утверждает: «По каждому предмету у меня была оценка с отличием» [26]
Во время учёбы в Кембридже основной целью Кроули было войти в дипломатическую среду. Он видел в этом возможность путешествовать и получать от жизни всё, что она уготовила ему. Однако было в этом выборе некоторое несоответствие. У Кроули не было способностей к изучению четырёх иностранных языков, как это требовалось на данную специализацию. [27] Он так же говорил: «В те годы моей юности у меня не было никакой тяги к тому, чтобы мыслить как политик». [28]
Кроули продолжал заниматься теми увлечениями, которые возникли у него в детстве. Так, в шесть лет он научился играть в шахматы. [29] В Кембридже он стал президентом Университетского шахматного клуба. [30] Он стал таким мастером игры, что годы спустя, Регарди скажет, что Кроули смог бы с закрытыми глазами сыграть одновременно две партии: со мной и с Джеральдом Йорком. Держа ситуацию на обеих досках у себя в голове, он бы выиграл обе партии. [31]
Поэзией молодой «Алик» начал заниматься почти с тех пор, как научился печатать на машинке. [32] Более серьёзным его увлечение стало в Кембридже, где он опубликовал несколько сборников стихов. Среди них были «Акелдама», которую он назвал «первой сколько-нибудь значащей публикацией» [33], и «Песни духа», сборник поэзии, в котором неясным образом отражалась тяга к мистическим достижениям. [34]. «Зелёные Альпы» и «Белые пятна» являются ещё одними поэтическими публикациями (также мистического характера) того периода.[35] Для Кроули поэзия станет страстью, которую он пронесёт через всю свою жизнь. В последствие он напишет множество одухотворённых стихов и поэм. AHA! входящая в первую часть «Книги 4» [36] и являющейся прекрасной работой, хорошо известной поклонникам мистического. Liber VII vel Lapis Lazuli, и «Liber LXV, Liber Cordis CincteSerpente» входят в «Святые книги Телемы», [37] а также рекомендованы Регарди ученикам Золотой Зари как пронизанные Духом.[38]
Liber LXV описывает восход Духа Мудрости, в западной мистической традиции обычно представляемый в виде извивающегося вверх по Срединному Пути Змея, или египетскими богами, Тифоном и умирающим и возрождающимся Осирисом.
Я — Сердце; и вот Змей, обвитый
Вокруг невидимой сути разума.
Возродись, О, мой змей! Пришло время
Скрытого и святого невыразимого цветка.
Возродись, О, мой змей, в великолепном цветении
На безжизненном теле Осириса, плывущего в гробнице!
О, сердце моей матери, моей сестры, мое собственное,
Ты отдано Нилу на растерзание Тифону!
Увы мне! И только великолепие алчного шторма
Обволакивает тебя и пеленает тебя в безумие формы.
Не тревожься, О, душа моя, что чары могут исчезнуть,
Когда жезлы подняты, и эоны сменяются.
Вот! как радуешься ты моей прелести,
О, Змей, ласкающий венец моего сердца!
Смотри! Мы едины, и буря лет
Снисходит в сумерки, и появляется Жук.
О, Жук! печальная мелодия в жужжании твоем
Будет вечным экстазом этого дрожащего голоса!
Я жду пробуждения! И призвания на небеса
от Господа Адоная, от Господа Адоная! [39]
За годы обучения в Кембридже, озлобленный на вскормившую его идеологию, но всё же стремящийся к нематериальным ценностям, сокрытым под материей, Кроули стал интересоваться кельтской церковью.
«Здесь была романтическая и мистическая идея, которая соответствовала моим политическим и религиозным воззрениям. Она (церковь) жила в атмосфере, наполненной эльфами, женщинами-тюленями и магическими ритуалами. Сакраментализм был на первом плане, а отношение к греху было лишено ненависти. Благородство и мистицизм были её основами».[40]
«Смерть Артура», «Лоэнгрин» и «Парсифаль», с этих «святых книг» Кроули начал свой путь за Святым Граалем, путь, который в известном смысле, займёт всю его жизнь, проведёт его по многим странным местам: как на земле, так и на других планах существования. [41]
В соответствии со своими интересами в области кельтского мистицизма, Эдвард Александр принял себе имя, под которым он бы хотел чтобы его знали с этих пор, имя напоминающее о его окончательном уходе из Малкут. Ощущая необходимость покончить со своим прошлым и его детским прозвищем, и чувствуя несоответствие образу «Эдвард», он берёт гаэльскую форму своего второго имени. Он становится Алистером Кроули. [42]
Альпинизмом «Алик» впервые занялся, когда из-за ухудшившегося здоровья его забрали из школы и вместе с персональным учителем отправили в деревню в надежде, что там он поправит здоровье.[43] Его интерес к этому занятию рос во благодаря встречам с более серьёзными и опытными спортсменами во время путешествий, куда он отправлялся вместе с матерью во времена школьных каникул.[44] Летом 1895 году, как раз перед поступлением в Кембридж, он совершил свою «первую серьёзную пробу Альп».
Страсть к путешествиям будет сопровождать Кроули всю его жизнь. Альпинизм, путешествия и мистицизм навеки переплетутся и составят основу его жизни.
Во время своих зимних каникул в Стокгольме, Швеция, в полночь 31 декабря, Алистер Кроули пережил тот мистический опыт, который и определил его путь в жизни. Это событие он определил как первое из двух, которые «наставили меня на путь к самому себе».[46] Он описывал это как «ключ к чистейшему и святейшему духовному экстазу, который только существует».[47] Подобный опыт повторился спустя ровно двенадцать месяцев. Кроули писал:
«…моя животная натура чувствовала себя виноватой и хранила молчание в присутствии непреходящей божественности Святого Духа; всемогущего, всеведущего и вездесущего, цветущего в моей душе, как будто все вселенские силы вечности сосредоточились и проявили себя в одной единственной розе». [48]
В октябре 1897 года в период обострения болезни Алистер предался размышлениям о смерти. Это позволило ему понять всю поверхностность сущего бытия и предзнаменовать собой то, что герметики называли Вселенским видением скорби.
«Я был доволен тем, что убежал из религии в настоящий мир. Но сейчас я понял, что и здесь нет удовлетворения. Я не хотел быть уничтоженным. Единственное, что оставалось значимым – духовный мир. Мозг и тело не имели цены, разве что как орудия души». [49]
В этой гонке за новым знанием Алистер упорно искал правильное направление. Он прочитал «Книгу о чёрной магии и договорах» и обратился за советом к её автору, А.Э.Уэйту. Уэйт посоветовал ему прочитать «Облако над святилищем» Карла фон Экартсхаузена. [50] Исраэль Регарди позже назовёт тот факт, что Кроули прочёл эту книгу, ключевым моментом в его жизни.[51]
Летом 1898 года Алистер едет в Швейцарию. Он проводил время, занимаясь альпинизмом и чтением книги С.Л. Мазерса «Разоблачённая каббала». Однажды вечером, в пивном баре, Кроули рассказывал собеседникам о своём увлечении алхимией. Этот разговор услышал практикующий химик и алхимик Джулиан Бейкер.[52] По словам Кроули, после разговора Бейкер осторожно отвёл его в сторону. Хотя Кроули имел в то время небольшое представление о сути алхимии, возможно, Бейкер почувствовал в молодом человеке искреннее желание. Между ними состоялся серьёзный и долгий разговор. Кроули был потрясён личностью этого человека и попросил Бейкера встретиться с ним в Лондоне и представить человеку, который мог бы помочь в его поиске Свободы.[53]
Бейкер сдержал слово. Он представил Кроули одному из тех двух членов «Золотой Зари», которых Регарди назовёт главными учителями Алистера и образцами для подражания. [54] Этим человеком был Джордж Сесил Джонс, известный в ордене как VoloNoscere, «Хочу знать».[55]
Вскоре Кроули понял, что Джонс обладает теми знаниями, которые он ищет. Он стал регулярно посещать Джонса. Джонс согласился выдвинуть кандидатуру Кроули для посвящения в орден Золотой зари, тайного оккультного общества. [56]
Вторым человеком из Золотой зари, оказавшим колоссальное влияние на Кроули, был Аллан Беннет. [57] Беннет был адептом Ордена с марта 1895 года, его девизим было Йехи Аур (Iehi Aour), что в переводе с еврейского означает «Да будет свет».[58]
Кроули питал большое уважение к Беннету. Об их первой встречи он пишет:
«Я был напуган той гигантской духовной и магической силой, которая, как мне казалось, исходила от человека, сидящего в восточной стороне. Человека, которого я раньше не знал, но который должен был быть достопочтенным Братом Йехи Аор, известным человечеству как Алан Беннет».[59]
Кроули пригласил Беннета пожить у него, апартаменты лучше этих более опытный маг вряд ли мог позволить, и Беннет согласился. Выгода Кроули тут была в том, что он имел теперь возможность регулярно совершать вместе с Беннетом ритуалы и учиться у него.[60]
Беннет был математиком и учёным, специализирующимся на изучении электричества. Также он был преданным учеником индуизма и буддизма. Позже Беннет переедет в Бирму, где станет буддийский монахом и возьмёт себе имя Ананда Меттея. Он сыграет значительную роль в буддийских движениях Бирмы и Цейлона. [61]
«Тесная связь с Беннетом сыграла решающую роль в формировании интеллектуального мира Кроули, непосредственно связанного с восточным мистицизмом. Благодаря Ананде Меттее он узнал и испробовал на себе индуизм и буддизм, йогу и тантру. Именно с тех пор, всё его литературное творчество наполнено глубочайшим пониманием идей Печали, Изменчивости и Непостоянства, тремя идеями, характеризующими основы верования тхеравадийских буддистов».[62]
Однако главная роль в формировании личности, верований и судьбы Алистера Кроули приходится на герметический орден Золотой Зари. Это утверждение принадлежит Израэлю Регарди, человеку, который начинал свой путь к свободе, учась у Кроули, а затем сам стал тем, кому движение Золотой Зари обязано своим возрождением. [63]
Хотя первые два десятилетия Кроули старался наполнить свою жизнь по максимуму, что-то было пропущено, что-то основательное; он искал это, но не был уверен в том, что он ищет. У герметического ордена Золотой Зари был ответ и была возможность помочь ему определить свою цель. Тем, что он искал, была его собственная Божественность, его Святой Ангел-Хранитель, внутренний Святой дух.
Подобные описания человека и его святого духа внутри него мы встречаем с давних пор. Апостол Павел указывает на это в христианском Новом Завете.
Первое послание к Коринфянам:
9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что’ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та’к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что’ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.[64]
Французский маг Альфонс-Луи Констан, писавший под псевдонимом Элифас Леви, так описывал эту силу:
«В природе существует сила, совершенно иначе могущественная, чем пар;
благодаря этой силе, человек, который сможет завладеть и управлять ею,
будет в состоянии разрушить и изменить лицо мира. Сила эта была известна
древним; она состоит из мирового агента, высший закон которого —
равновесие, и управление которым непосредственно зависит от великой тайны
трансцендентальной магии…Этот агент… есть именно то, что
средневековые адепты называли первой материей великого дела. Гностики
сделали из него огненное тело Святого Духа; он же был объектом поклонения в тайных обрядах Шабаша или Храма, под иероглифическим видом Бафомета или
Андрогина, козла Мендеса». [65]Главной доктриной Золотой Зари является путь к Высшему Я в соответствие с каббалистическим Древом Жизни. [66] Литтон называет это Высшее Я – Адонай. У Абрамелина оно соотносится со Святым Ангелом-Хранителем. Теософы называют его Молчаливым Наблюдателем или Великим Мастером. Гностики скажут Логос, египтяне – Азар-Ун-Нефер. [67]
Израэль Регарди описывает учение Золотой Зари так, как оно было преподнесено Алистеру Кроули.
«В чём значение кабалистической интерпретации религии? Той магии, о которой говорит и Алистер Кроули, и орден Золотой Зари? Я могу сказать, что её целью является просвещение и расширение сознания, но это не приблизит нас к пониманию сути. «Препровождение к Свету» — это уже более подходящее описание целей данной системы. Это Великое Делание. Нет той неоднозначности ритуалов Ордена, основу которым заложил Кроули в конце восемнадцатого века. Единые основы пронизывают работу всех членов, от Неофита до Младшего Адепта».[68]
У Регарди нет сомнений в том, что начиная с этого момента, путь к Свету стал той страстью, которая полностью заполнила собой всё существование Кроули. [69] «Эти корни», он пишет, «претерпели изменения, развились, разрослись, но остались теми же самыми корнями, которые были посажены в Кроули много лет назад». [70]
И хотя Кроули испытывал самые тёплые чувства к метафизическим принципам Герметического ордена Золотой Зари, он оказался втянутым в печальную политическую борьбу с Орденом. Эта борьба закончилась распадом Золотой Зари на множество небольших обществ и привела к полному разобщению некогда единого братства.
Когда 18 ноября 1898 года Кроули прошёл инициацию во Внешний орден Золотой Зари, в ордене уже имело место не выносимое на поверхность недовольство. Кроули взял себе имя Пердурабо, что означает «Выдержу все до конца». Это, мы полагаем, заявление о намерениях достигнуть высших уровней просвещения. По иронии судьбы, это стало предзнаменованием конца основному движителю магического ренессанса.
Р.А. Гилберт описывает адептов Золотой Зари, составлявших основу Ордена, как «потенциально склонный к разрушению центр: будучи энтузиастами, но с независимыми суждениями, они не способны были принять диктат от всё более авторитарного и эксцентричного Главы». [71]
По общему мнению, именно таким и был глава адептов Золотой Зари Сэмюэль Лидделл Мак-Грегор Мазерс. По словам Гилберта, одного из тех, кто старался возглавить и направлять недовольных, «Мазерс выделяется как действительно великий маг, но как человек, как смертный – он едва ли на что-то способен.» [72] Мазерс требовал полного повиновения от адептов. [73] Гилберт чувствовал, что это то самое, что в итоге приведёт к бунту адептов. [74]
Сергей Ткачев: Ну, как видите, со времен первой промышленной революции, с паровыми машинами все эти оккультисты начали искать пути разрушения нормального мира адекватных людей своими оккультными штучками! Ага, это же и говорит этот Элифас Леви, о котором вы мне тут кричали, будто я его прямо знать обязан!
Натали: Да, я тоже это прочла… там еще много, но все это я читать не хочу! Только сейчас дошло что этот Кроули точно практиковал гомосексуальные связи! А «Элевсинские мистерии», которые ставил Кроули, тоже о смерти богов… То есть, та же тема Вагнера! Но в этой статье Алистеру Кроули приписывается знакомство с Булгаковым, магический реализм которого продолжает ваша сестрица!
Магический театр Алистера Кроули
Самый известный оккультист прошлого века, «викторианский хиппи» Алистер Кроули несколько раз попытался облечь свое учение в форму «драматического ритуала». Театральных лавров это ему не принесло, но то, как этот человек, которого революционеры от контркультуры включили в свой пантеон, преуспел в «театре жизни», оказало огромное влияние на современное трансгрессивное искусство в самых разных его проявлениях.
В конце лета 1913 года посетители модного кафешантана в саду «Аквариум», что на Садовой, могли наблюдать любопытное зрелище. Семь британских скрипачек в весьма откровенных одеяниях играли, приплясывая, зажигательную музыку. Особенно выделялась солистка, в которой чувственность и таинственность сочетались именно в тех дозах, которые предписывала Belle Epoque. Впрочем, эпоха завершалась. Через год Первая мировая окончательно поставила на ней крест. Солистку звали Лейла Уоддел (1880–1932),ее любовника и импресарио труппы Ragged Ragtime Girls — Алистер Кроули (1875–1947).
Каким образом один из самых именитых оккультистов прошлого столетия, числивший себя Зверем из Апокалипсиса, оказался в этой странной роли? Ведь ничего магического в танцующих скрипачках не наблюдалось. Это скорее магия сцены увлекла Кроули и каким-то чудом занесла его в Россию. Времени даром он тут не терял, затеяв бурный роман с некой Анной Ринглер, юной мадьяркой, непонятно каким образом очутившейся в Москве. Она оказалась мазохисткой, и новые сексуальные впечатления совершенно пленили Кроули. Из этой связи он сделал далеко идущие выводы: «Русские в своем мистицизме считают страдание основой спасения. Причина этого проста, но неприятна. Просто садизм и мазохизм более или менее нормальное явление для сексуальной жизни России».
В этом весь Кроули. О русском мистицизме он взялся рассуждать, опираясь на случайный сексуальный опыт. А то, что партнерша, судя по всему, имела к России не больше отношения, чем он сам, нисколько не помешало широте его обобщений. С мистиками же и оккультистами, которыми в ту пору кишела Москва, великий маг встречаться не стал. Зато подружился с двумя британцами, не чуждыми магических интересов. Один — Брюс Локкарт, шпион и авантюрист, прославился «заговором послов» против большевиков. Второй, Уолтер Дюранти, напротив, проникся к ним и лично к товарищу Сталину непомерной симпатией, о чем на протяжении многих лет сообщал читателям «Нью-Йорк таймс». И даже получил за это Пулитцеровскую премию. А еще он дружил с Михаилом Булгаковым. Тут впору вспомнить, что знатный иностранец Воланд тоже набедокурил в «Аквариуме» и дать разыграться воображению, которое так ценил великий маг. Но, увы, булгаковский дьявол не имел к Кроули никакого отношения.
Гораздо важнее другое — связь Кроули со сценой вовсе не была случайной. За три года до московских гастролей он поставил в Кэкстон-холле в Вестминстере «Элевсинские мистерии». Жанр постановки он определял как «драматический ритуал», сценарий написал сам с помощью нескольких единомышленников, и скрипачка Уоддел исполняла в действе одну из главных ролей.
Сергей Ткачев: И что теперь? Заметим, именно моя сестра предупредила, что гадать по картам этого пидара нельзя! Да в целом она совершенно замечательная… сестра. Подумаешь, что немного дракон. Но ведь у всех есть свои недостатки! Некоторые такие змеюки подколодные…
Натали: Да я не про это… Сейчас вы и судимость за «экстремизм» отнесете к «маленьким недостаткам» вашей сестры… Знаете, я все думала, почему обсуждение этих тем… у нас на цикле Папочка все время сворачивает к каким-то аспектам этого дикого судилища над ней… И там же не просто жертвоприношение было, там люди не поняли, что раз довели ее до полостной операции по удалению матки, то эту жертву у них приняли, а вот попытку сделать ее овощем, то есть принести в жертву ее разум — это уже не прошло!
Сергей Ткачев: Вы чо сейчас такое сказали-то?
Натали: И это меня спрашивает родной брат Ирины Анатольевны, которая то ли дракон, то ли земляной вал… А сам при этом лечился у ее знакомого сатаниста по телефону!
Сергей Ткачев: Да я просто вот эти ваши бабские штучки отказываюсь обсуждать без второй бутылки водки! А мне больше на сегодня нельзя, мне собаку выгуливать еще! Матку у них приняли в жертву, а на счет мозгов им шиш выкрутили… Ладно, вы завтра чот посерьезнее приготовьте, я тещин самогон принесу! Он на лимонных корках, очень способствует дезинфекции… мозгов.
Натали: Ладно! Валите! Но чтобы завтра с самогоном!
Сергей Ткачев: Заметано!
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Загадки нашего времени. Часть I
- Загадки нашего времени. Часть II
- Загадки нашего времени. Часть III
- Загадки нашего времени. Часть IV
- Загадки нашего времени. Часть V
- Загадки нашего времени. Часть VI
- Загадки нашего времени. Часть VII
- Загадки нашего времени. Часть VIII
- Загадки нашего времени. Часть IХ
- Загадки нашего времени. Часть Х
- Загадки нашего времени. Часть ХI
1 comment
Прямо в разгар какого-то дикого и намеренно нагнетаемого психоза читаю ваши замечательные разговоры. Обычно состояние давящей тревоги от нашей реальности быстро рассеивалось. Тут никак! У меня последней каплей был даже не общий псих по туалетной бумаге, а то, что гречневая крупа сразу подскочила в цене в три раза. Блин, как раз к этому психу от уродов гречка закончилась.
Но вот на этой фразе Сергея про мужчин в треуголках вдруг отпустило! Вспомнила еще фильм «Робин Гуд и мужчины в трико», начала ржать над всеми последующими опусами.
Спасибо вам огромное!