Монтессори — одно из самых весомых и известных имен зарубежной педагогики. Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. По воспоминаниям современников, Мария Монтессори обладала чрезвычайной харизмой, но пожалуй самой сильной стороной ее личности была черта, которую можно назвать волей, а можно назвать напором.
31 августа 1870 года в небольшом итальянском городе Кьярвалле (Charvalle) в семье инженера-строителя Алессандро Монтессори и Ренильды Стопани родилась долгожданная дочь Мария. Примечательно, что Мария появилась на свет в знаменательный для Италии год — год ее объединения, для того, чтобы стать частью истории своей страны: до ввода евро портрет Марии Монтессори был выгравирован на купюре достоинством 1000 лир.
Ее семья принадлежала к элитным кругам — отец происходил из знатного аристократического рода Монтессори, ему было пожаловано звание Кавалера Ордена Короны Италии. Мать Марии Монтессори происходила из образованной семьи, из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых, но сама образования не получила, так как в строгой католической Италии второй половины 19 века женщине получать образование было не принято.
Родственные связи и положение в обществе семьи Монтессори–Стоппани были очень высокими. Чрезвычайно влиятельным в Италии человеком был дядя матери, Антонио Стоппани. Он был очень уважаемым и признанным ученым ( в Милане Антонио Стоппани возведен памятник), кроме науки занимался философией и богословием, увлекался педагогикой. Собственно и первоначальную идею своего педагогического метода Мария позаимстовала из дядиных разработок – а именно идею научного позитивизма как методики преподавания.
В роду Стоппани очень приветствовался либерализм, мать была воспитана в духе либерализма и феминизма, и в этом же духе бесконечного либерализма воспитала и дочь Марию, своего единственного ребенка. Ренильда Стопани мечтала о женской свободе, и с детства заложила Марии мысль о возможной карьере. Именно мать занялась образованием дочери.
Отец же довольно долго не одобрял желание дочери учиться и был недоволен тем, что Мария росла очень самостоятельной. Дочь с детства проявляла незаурядные способности. Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. В 12 лет Мария, как вспоминала потом ее подруга, везде таскала с собой учебник математики и даже в театре, в полутьме, умудрялась решать задачки. Ее родители как раз перебрались из маленького городка Чиаравалле в Рим, и Мария, несмотря на возражения отца, государственного служащего и человека консервативных взглядов, поступила-таки в техническую школу для мальчиков. Здесь, в технической школе, Марии постоянно приходилось доказывать свое право на обучение среди юношей. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её.
Примечателен факт, что в детстве, серьезно заболев, Мария успокаивала свою мать: «Не бойся, мама, я не могу умереть, мне слишком многое предстоит сделать». Благодаря этой убежденности в своей высокой предназначенности, и своему упорному, настойчивому характеру, она оказалась единственной девушкой, зачисленной сначала в Политехнический институт, а потом и в Медицинскую школу при Римском университете.
Увлечение естественными науками в гимназии и желание быть полезной обществу сказались на выборе профессии, который сделала Мария Монтессори. Биография свидетельствует, что этот выбор дался нелегко. Она решила стать инженером, тогда как родители склонялись к педагогической деятельности. В 1890 году ее приняли на факультет математики и естественных наук Римского Университета. Однако ее увлекла медицина. Мария стала посещать медицинские курсы и решила стать врачом. Это был очередной вызов обществу. Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но ее настойчивость и знания, авторитет семьи позволили Марии поступить в 1892 году в Римский Университет и окончить в нем медицинский факультет, став первой женщиной в истории Италии, получившей профессию врача.
Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями, увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Закончив Римский университет, Мария становится первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены.
Еще в период учебы в университете Мария подалась в феминистическое движение, где развернула предельно активную деятельность. Ее заметили, можно даже сказать, что она прославилась своими феминистическими идеями пусть в узких, но очень влиятельных кругах. О Марии пишут газеты, а позже и сама Мария начинает издавать журнал под названием “Жизнь итальянских феминисток”.
Биография Марии Монтессори повествует о том, что еще с последних лет обучения Мария была ассистентом в больнице, а с 1896 года, после защиты диссертации по психиатрии, стала заниматься практикой в клинике. Здесь она впервые встретила детей с ограниченными способностями, после чего обратилась к медицинской литературе об адаптации этой особенной категории детей в обществе.
В 1890 году Лига женщин Италии решила открыть в Риме ортофреническую школу (для умственно отсталых детей), директором школы назначили Марию Монтессори. Школу организовали на базе детского приюта для умалишенных, где было принято держать «психов и недоумков» запертыми в пустых комнатах. Идея обучать олигофренов для своего времени была неслыханной: умственно-отсталыми детьми не занимались, ничему не учили, их не развивали. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Монтессори завела новые порядки: персоналу предписывалось разговаривать с подопечными «с полным почтением», проводились специальные уроки, на которых детей учили правильно вести себя в обществе и поддерживать в приличном состоянии «среду обитания». Причем эта «среда» у многих из них появилась впервые в жизни — Монтессори разработала для воспитанников множество пособий, которыми они могли свободно пользоваться.
Монтессори во-первых абсолютно исключила из обучающего процесса насилие, а во-вторых она заменила громоздкую мебель учебных комнат на легкую и соответствующую росту детей. Также Монтессори ввела постоянное наблюдение за физическим развитием детей, для чего с детьми проводили специальные уроки гимнастики и уроки на открытом воздухе. С детьми занимались лингвистическими упражнениями, приучали к самостоятельности, развивали сенсорную сферу (ощущения и восприятие внешних свойств предметов). Кстати, иногда Марию Монтессори называют чуть ли не первооткрывательницей сенсорного метода в педагогике. Это не так – исследования в этой области до Монтессори вели не только многие педагоги, но и уже и существовала целостная теория сенсорного воспитания, и Мария применяла сенсорный метод, основываясь на хорошо проработанном материале.
Успешным было и продвижение по феминистической линии. В 1896 году она представляет женщин Италии на феминистическом конгрессе в Берлине и выступает на конгрессе с пламенной речью, настолько эмоциональной, что аудитория в голос рыдает, зал апплодируют ей стоя.
Триумф новой педагогики стал очевиден через несколько месяцев, когда ученики Монтессори сдали обычные школьные экзамены. Воодушевленная результатами эксперимента, она заявила: «Если мои слабоумные дети могут так легко догнать нормальных, значит, нормальные при нынешней системе совсем не развиваются!» Однако итальянское министерство образования побоялось допустить Монтессори к обычным школьникам, и Мария снова занялась теорией.
Работы психиатра Эдуарда Сегена и специалиста по работе с глухонемыми людьми Жана Марка Итара сильно повлияли на Монтессори и ее деятельность. Она была убеждена, что таким детям большую пользу принесет грамотная педагогическая работа, чем медицинские препараты. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», — так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Итар прославился книгой «Дикарь из Аверона», где рассказывалась история современного Маугли. После нескольких неудачных попыток приобщить дикаря к цивилизации Итар пришел к выводу, что в развитии человека есть определенные сенситивные периоды, когда ребенок нуждается во внешних стимулах, иначе некоторые навыки вообще не появятся. Сеген занимался главным образом специальными методиками обучения инвалидов через чувственное восприятие и весьма преуспел на этом поприще. Монтессори решила разработать систему, позволяющую обучать и развивать здоровых детей через обучающую среду, учитывая меняющуюся с возрастом восприимчивость к разным типам знаний.
В 1897 – 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Мария стала изучать работы по теории воспитания, педагогике, теории образования. После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года .Она оставила ортофреническую школу и в 1901 году вернулась в университет. Больше прочего ее теперь занимали психология и философия. Она все глубже вникает в проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями и приходит к пониманию того, что с такими детьми надо работать не в больнице, а в детских садах и школах и что проблемы этих детей — скорее педагогические, а не медицинские. Это шло вразрез с общественной моралью. Но это было только начало.
Мария Монтессори никогда не была замужем. Однако и феминистки влюбляются — как часто происходит, Мария влюбилась в своего коллегу по работе. Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. Доктор Джузеппе Монтесано был на два года старше Марии. Семья Марии Монтессори, с ее аристократическими корнями, не могла сравниться по знатности и богатству с семьей Монтесано.
Мать Джузеппе была герцогиней и происходила из королевского дома Арагон (Арагоны правили в Южной Италии в Средние века). О браке со стоящей много ниже по аристократической лестнице Марией Монтессори мать Джузеппе и слышать не хотела. Поэтому когда Мария забеременела, она не услышала от Дзузеппе предложения руки и сердца. Зато Джузеппе, вместо брачного, предложил ей духовный союз — по его замыслу, Мария отдает младенца в приемную семью, и они с Марией, в знак вечной духовной близости, никогда не вступают в брак, на всю жизнь оставаясь одинокими сердцами.
В 1898 году родился сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Мария отдала ребенка приемным родителям, а успокоившийся Джузеппе, забыв о данной Марии клятве безбрачия, женился на следующий же год на баснословно богатой римской аристократке, продолжая при этом работать плечом к плечу с Марией. Впоследствии Джузеппе Монтесано стал знаменитым ученым-психиатром с мировым именем, много занимался общественной деятельностью, принимал активное участие в политической жизни Италии. Он умер в 1961 году в возрасте 83 лет и был удостоен торжественных государственных похорон.
Внебрачный ребенок сделал бы невозможной дальнейшую карьеру в медицине и вообще активную деятельность, которую вела Монтессори: все-таки дело происходило в религиозной Италии, а католическая церковь относилась к подобным историям крайне предвзято. Первая женщина-врач должна была быть безупречна, чтобы оправдать оказанное ей обществом доверие. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. История умалчивает, как собственно произошло воссоединение матери с сыном. Марио было 16 лет, когда он стал тесно контактировать с матерью, а потом и взаимодействовать в качестве ее личного секретаря. Марио стал главным помощником и соратником Марии. При этом Мария не признавала сына официально. Она представляла его обществу как племянника и упомянула его как сына лишь на смертном одре, в своем завещании.
Но по некоторым глухим воспоминаниям современников, скорее произошло не воссоединение матери с сыном, а воссоединение сына с матерью. Сын, надо сказать, унаследовал от матери и предприимчивость и напор. Вообще оказался парень не промах — впоследствии, когда мама ввела его в элитные круги, он развелся с женой американкой (у них было четверо детей) и женился не только на молоденькой – на 16 лет младше его, но и на очень богатой женщине, дочери известного голландского банкира Аларда Пирсона. Впрочем, и Пирсоны не прогадали, связи в высших международных элитных кругах, которые они получили через родство с Марией, для банкиров никогда не лишние. А вот его дети (их было четверо) воспитывались уже в полном соответствии с идеями своей бабушки. Младшая и любимая внучка Марии, Рейнильде, впоследствии даже возглавила учебный центр в Торонто, пропагандирующий метод Монтессори. Рейнильде говорит о бабушке с восторгом: «Это была потрясающая женщина. В ней были ум, страсть и решительность».
В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Мария Монтессори продолжает обучение в институте экспериментальной психологии при Римском университете и глубоко изучает педагогику, антропологию, психологию. Ибо следующий педагогический эксперимент (в этот раз на нормальных детях), который она задумала, был посвящен педагогической антропологии. В основу метода для обучения нормальных детей Мария ввела уже опробованные способы работы с умственно-отсталыми детьми и некоторые антропологические идеи.
Акцент на индивидуальность обосновывался Марией генетической предопределенностью. “Мы так же малоспособны создавать внутренние качества человека, как и внешние формы его тела” – заявила Мария, то есть ребенок, по ее мнению, уже рождается с определенным генетическим набором личностных качеств, поэтому воспитывать его совершенно излишне. Ребенок научится всему, что ему надо, сам, и заодно самовоспитается. Роль педагога – лишь помочь ему в этом, обеспечить оптимальную среду для занятий; причем оптимальная среда должна быть такая, чтобы максимально помогала развитию сенсорных данных (органов чувств). Сенсорному тренингу Мария отводила ведущую роль в своей системе; чтобы добиться наибольшей изощренности каждого из органов чувств, она рекомендовала при упражнении одного органа “выключать” остальные ( например, для более тонкого развития у детей осязания завязывать им глаза и т. п.). При этом умственное развитие Монтессори фактически приравняла к развитию органов чувств.
Мария Монтессори не приветствовала творчество. Она отвергала сказки для дошкольников и игру как основную деятельность ребенка дошкольного возраста, хотя как раз в дошкольном возрасте развитие интеллекта происходит за счет образного мышления и фантазии, для чего совершенно необходимы как игры, так и сказки. Собственно само содержание ее методики опровергает принцип развития творческого мышления, поскольку для ребенка создается искусственная среда, где ребенок оперирует определенными формами, извлеченными из представленного ему набора. Таким образом, по методике Монтессори развитие качества интеллекта подменяется развитием практического навыка.
К 1904 году она получила звание профессора антропологии и возглавила кафедру гигиены в одном из немногочисленных женских колледжей. Памятуя об успехах Монтессори в работе с проблемными детьми, министерство образования пригласило ее читать лекции в университете о новых методах педагогики.
Она работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою методику обучению письму и чтению. Ее открытие первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей сенсацией. Она начинает вести научные исследования, сконцентрировав свое внимание на природных факторах, окружающей ребенка среде и на том, как они влияют на развитие умственных способностей детей. К этому же периоду принадлежит ее книга «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
В 1906 году у Марии Монтессори появился шанс проверить действенность своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей. Отказавшись и от науки, и от медицинской практики, и от преподавания, она в 1907 году открыла детское учреждение нового типа, которое педагоги знают по сей день по его итальянскому названию Casa dei Bambini (Дом ребенка). В пригороде Рима Сан-Лоренцо жили фабричные рабочие. Их чада дошкольного возраста проводили время на грязных улицах, поскольку родители целыми днями работали и были не в состоянии ими заниматься. Манеры и внешний вид будущих воспитанников больших надежд педагогам не внушали. В конце концов правительство решило как-то исправить положение и организовать сеть специальных детских центров дневного пребывания. Этим воспользовалась Мария Монтессори.
В качестве спонсора проекта выступил домовладелец Эдуардо де Салама, который предоставил подходящее помещение и мебель. Когда все было готово, появились 50 маленьких дикарей, на которых, прямо скажем, против их воли предстояло проверить эффективность нового метода. В первые дни дети (от двух до пяти лет) вваливались в классы, визжа и толкаясь, грубили учителям и норовили сломать мебель и испортить учебные пособия. К тому же воспитанников следовало дважды в день кормить, регулярно мыть и следить за их здоровьем.
С заботой и вниманием Мария Монтессори оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. С необычайным терпением и упорством она ведет занятия с детьми, наблюдая за удивительными изменениями, происходящими с ними. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».
Тем не менее метод сработал — через несколько месяцев детей можно было смело показывать любой самой взыскательной комиссии, что, собственно, Монтессори и делала. Комиссии восхищенно ахали и писали отчеты с рекомендациями внедрять ее метод где только можно. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.
Через несколько лет Монтессори издает книгу своих педагогических опытов “Дом ребенка. Метод научной педагогики”, где она излагает свою систему дошкольного воспитания; определенные элитные круги, сочуствующие феминистическому движению, осуществляют поддержку высказанных Монтессори идей – и начинается триумфальное шествие Монтессори по миру. Также необходимо подчеркнуть, что методика Монтессори вненациональна, вся развивающая среда и дидактические материалы носят универсальный характер.
В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей. На нем обучалось 100 наставниц. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой («Антропологическая педагогика»).
В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.
Что интересно, если в США и Англии, а позже в других странах методику Монтессори встетили на ура, то в России она была подвергнута достаточно жесткой критике: в 1909 году русские педагоги посещают Италию для ознакомления с опытом Монтессори, но находят этот опыт неприемлемым для воспитания личности. Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца.
В 1910 году в Италии выходит книга «Метод Монтессори». Через два года она была переведена на английский, русский и многие другие языки, сразу завоевав большую популярность в мире. В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс, куда приехали не только итальянские учителя, но и педагоги из европейских стран, а также Австралии, Африки, Индии, Китая, США, Канады.
Раньше всех, если не считать итальянцев, под обаяние Монтессори-педагогики попали американцы. Школы Монтессори открываются по всему миру, включая США — через королеву Италии Маргариту Савойскую к раскрутке Монтессори в США привлекли мисс Маргарет Вильсон, дочь тогдашнего американского президента. Марии организовали лекции в Карнеги Холле (на первой лекции присутствовало пять тысяч человек) о Марии затрещали все газеты, вся американская элита была ею восхищена.
После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию (Montessori Educational Association), попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.
Александр с юности занимался изобретениями. И все они были направлены на то, чтобы облегчить жизнь глухонемым людям. Три поколения женщин семьи Белл страдали глухотой. А мужчины – дед и отец Александра занимались обучением неслышащих. Маленького Алека привлекала работа отца по фонетике и дикции, у мальчика возник стойкий интерес к воспроизведению звуков. Александр получил образование в университетах Эдинбурга и Лондона. По настоянию врачей семья Беллов переехала в Канаду, а сам Александр оказался в Америке и основал в Бостоне собственную школу для глухонемых.
Одной из учениц Алека была 15-летняя Мейбл Хаббард. В детстве она перенесла скарлатину, болезнь дала осложнение, и девочка перестала слышать. Белл не мог побороть глухоту своей ученицы, но он сумел научить её говорить. В день, когда Мейбл исполнилось 18, она обручилась с Александром. источник
После США Мария направилась в Англию, где ее уже ждала хорошо подготовленная к чествованию Монтессори английская элита. Сама английская королева Мария Текская взяла Монтессори под свою опеку и с этого момента Мария Монтессори каждые два года, вплоть до 1939 года, помимо курсов в США, проводит курсы в Лондоне. В этом же году России выходит книга Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».
А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в «Дом ребенка» группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Вдохновленная поездкой в Италию, Юлия Фаусек открывает в Санкт-Петербурге первый в России монтессори-сад. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.
Потом были приглашение организовать исследовательский институт в Испании, курс лекций по педагогике в Лондоне.
Не менее удачным стал и второй визит в Соединенные Штаты два года спустя. Сначала Мария Монтессори по приглашению своих могущественных почитателей выступила в Карнеги-холле. А затем на панамско-тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско сделала чрезвычайно удачный рекламный ход — построила стеклянную классную комнату и посадила в нее учеников, не знакомых с ее методикой. «Подопытные» в течение четырех месяцев демонстрировали возможности системы Монтессори. В результате проекту достались обе золотые медали в сфере образования.
С поддержкой элит, постоянными лекциями по миру и курсами, Мария Монтессори внедряет свою методику по всему миру. Она пишет одну за другой книги и статьи по педагогике, все это молниеносно переводится на десятки языков и публикуется. Мария получает звания, награды, дипломы и всякие другие почести, в том числе финансовые. Мария Монтессори становится мировой знаменитостью с огромными связями и влиянием.
Мария Монтессори с ее благополучным аристократически-буржуазным происхождением соприкасалась с бедностью лишь в период своих педагогических экспериментов над детьми из бедных слоев общества. Между тем Италия была страной бедняков, положение усугублялось еще и последствиями Первой мировой войны и назревающей Великой Депрессией. Италию трясло социально-экономическими проблемами – безработица, инфляция, огромный государственный долг. Муссолини, придя к власти, в октябре 1922 года сформировал кабинет, где министром образования стал известный итальянский философ Джованни Джентиле, подрядившийся интеллектуально обслуживать фашизм. Ему была поручена реформа образования и Мария Монтессори решает воспользоваться открывающимися возможностями.
Зимой 1923 года Марио Монтессори отправил письмо главе итальянского государства Бенито Муссолини, в котором расписывал достоинства методики и отмечал ее невероятную популярность: школы Монтессори появились даже в Новой Зеландии, Индии и Китае. Мать и сын Монтессори добиваются личной встречи с дуче Муссолини. Муссолини соглашается поддержать Монтессори и Мария пишет Муссолини благодарственное письмо за оказанную ей высокую честь. Мария называет Муссолини человеком, “кто дал Италии новую жизнь” и подчеркивает “чувства глубокого благочестия”, которые вызывает у нее деятельность дуче.
В ответ Муссолини дает добро на внедрение метода Монтессори в государственных школах и поддерживает создание организации, которая бы проводила в жизнь синтез идей Монтессори с фашисткими идеалами. Эту организацию называют Opera Montessori (Общество Монтессори), дают ей государственное финансирование и государственный статус. В 1926 году Opera Montessori выбирает дуче почетным президентом и Муссолини не только выделяет на 6-месячные тренинговые курсы этого общества 10000 лир из собственного фонда, но и сам присутствует на этих курсах.
Дуче назначает Марию Монтессори правительственным инспектором школ, а чуть позже Муссолини основывает педагогическое училище Монтессори, с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии.
В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI- Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа М.Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей.
Школы Монтессори открываются одна за другой, эти школы обогащаются воспитанием патриотических чувств к фашисткому режиму, уважением к фашистким символам и фашисткой идеологии – в русле провозглашенного Муссолини курса на создание новой фашисткой нации. В эти же годы в тесном сторудничестве с фашистким режимом рождаются журналы “Идея Монтессори” и “Деятельность Монтессори”, целью которых является информирование общественности Италии и мира об успехах и продвижении метода Монтессори.
Вся эта идиллия продолжалась до 1930 года. И тут незадача — министром образования стал Джулиано Бальбино, который 1930 году начал реформу профессионального образования. Согласно этой реформе, государство стало формировать “образовательный заказ”, финансируя через местные органы определенные направления обучения, чтобы привести в соответствие школьное образование и практические потребности конкретного региона. Такая избирательная финансовая поддержка была не в интересах Марии Монтессори, так как деньги теперь стали проплывать мимо Монтессори-школ в школы с профильным обучением.
По официальным адресам посыпались письма от Марии и Марио Монтессори (денежной стороной занимался конечно же подпольный сын Марии, он очень любил денежную сторону и всегда вел активную деятельность по этому поводу). В финансовом споре по реформе Бальбино чиновники встали на сторону министра образования. Однако Мария и Марио Монтессори были весьма настойчивы в своих требованиях, что вызывало еще большее раздражение чиновников. Чиновники критикуют Марио и Марию Монтессори как “дельцов от педагогики”; дошло до того, что главный инспектор министерства образования Джузеппе Ломбардо Радиче обвинил Марию Монтессори в том, что она украла у педагогов-новаторов сестер Розы и Каролины Агацци педагогические идеи и исказила их.
Монтессори-школы одна за другой перестают получать субсидии и закрываются, а без больших финансовых вливаний и повышеннного внимания к себе Мария Монтессори работать не привыкла. Последним ударом был отказ в финансировании регулярных турне Монтессори по миру, что означало для нее прощай турне, прощайте конференции, прощай международная слава – а для Марии это было неприемлемо, так как главной целью всей своей деятельности она ставила именно распростанение своего метода по всему миру и под эту цель и была создана международная монтессори-организация. Позже официоз либо обходил фашистский период деятельности Монтессори стороной, либо старался представить Марию Монтессори чуть ли не как антифашистку.
Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».
В России сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника.
Спасает предложение теософского общества посетить Индию. После смерти Блаватской Теософское Общество возглавила англичанка Анни Безант и по приглашению Безант урезанная в финансировании своей мировой деятельности Мария Монтессори поехала духовно совершенствоваться в Индию, вместе с сыном. Махатма Ганди и Рабиндранат Тагор крайне одобрительно относились к идеям Монтессори и поощряли ее деятельность по организации в Индии Монтессори-школ. Обращаясь к ней, Ганди писал: «Вы очень верно заметили, что, если мы хотим достичь настоящего мира в этом мире и если хотим вести настоящую войну против войны, мы должны начать с детей; если они вырастут, сохранив свою естественную чистоту, нам не нужно будет бороться, не нужно будет принимать пустые, бесплодные резолюции… и в конце концов весь мир будет проникнут миром и любовью, которых он сознательно и бессознательно жаждет».
Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода — для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития. В 1940 году, когда Индия, как британская колония, вступила во вторую мировую войну, Мария Монтессори и ее сын Марио были интернированы как граждане государства-противника, но фактически продолжали работать.
Мария Монтессори щедро приправляет свою педагогическую философию еще и теософией. Монтессори не только сама стала последовательницей “мистических опытов”, но и призвала преподавательский состав своих школ совершенствовать “безграничный восторг мистически настроенной души” и “пламенную душу мистика”. Все, что происходит в мире, считает теперь Мария Монтессори, определено космическим планом. Ребенок рождается с определенным набором личностных качеств (за этот постулат Монтессори держится крепко), его миссия в мире предопределена свыше и главная задача взрослых — не разрушить своим вмешательством эту предписанную ребенку свыше миссию. Теперь обновленная версия ее метода звучит так: родился у вас ребенок – не вздумайте его воспитывать и разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Это угнетает свободную личность ребенка. Ребенок знает сам, что делать, не мешайте ему — вся его дальнейшая дорога уже предопределена Космосом. Ваша обязанность — лишь создать ребенку оптимальную среду для обучения.
Увлечение теософией помогло Марии еще и в чисто личном практическом плане. Дело в том, что теософы очень любят шлифовать свои биографии, чтобы предстать перед миром во всей своей святости. Мария вполне уподобилась в этом плане теософам, некрасивые страницы своей биографии Мария плотно закрыла, а остальные страницы отлакировала до блеска.
Ей и ее сыну Марио, как представителям Италии – страны, которая во второй мировой войне поддерживала фашистский режим Гитлера, запретили покидать Индию до конца войны. М.Монтессори, отметив свое семидесятилетие, продолжает активную педагогическую деятельность.
После войны под влиянием полученного в Индии опыта Монтессори увлеклась мистикой и одновременно стала уделять больше времени миротворчеству. Она много писала и говорила о том, что образование является важнейшим средством внедрения в сознание будущих поколений идей мира. Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование — оружие мира». В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет.
После того, как Мария Монтессори увлеклась мистикой и правами ребенка, она получила под свои опыты целую страну – Нидерланды. Мария осела в Нидерландах и прожила остаток своей жизни в статусе всемирного гуру. По-голландски она не знала ни слова, очень ворчала на голландскую дождливую погоду, но безумная роскошь, в которой жила Мария, видимо компенсировала эти неудобства. По крайней мере в солнечную Италию Мария не вернулась.
В то же время смысл системы Монтессори стал смещаться в сторону выявления и наблюдения божественного начала в человеке, и даже самые приземленные аспекты учебного процесса, к примеру приучение детей к порядку, стали рассматриваться как способ почувствовать ритм мироздания, которому подчиняется и развитие детей. Чтобы дать возможность прислушаться к этому ритму, Монтессори придумала «игру в молчание» — в начале учебного дня дети погружались в некое подобие медитации. Космическое воспитание присутствует также в виде некого изучения окружающего мира и принципа индивидуализации каждой отдельной детской личности. Впоследствии внук Марии , Марио Монтессори 2.0., развил мировоззренческую суть космической концепции, как это водится у Монтессори, с биологическими примерами из жизни животных – в книге “Erziehung zum Menschen” он на многочисленных примерах из жизни животных очень убедительно доказывает наличие космического плана.
В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!
Проблема в том, что взрослые не понимают индивидуальной космической миссии ребенка и угнетают его своей волей, уверена Мария Монтессори. “Ребенок как самостоятельное создание никогда не существовал социально. Всегда было принято, что ребенок живет в доме, удобном для взрослых, в котором мать готовит, отец работает и родители заботятся о детях согласно своим возможностям. Школы традиционно почитают структуру семьи. Мысль о том, что ребенок является личностью самостоятельной, казалось, не придет в голову никогда и никому.” – пишет Мария Монтессори. Марию трижды выдвигали на Нобелевскую премию, в 1949, 1950 и 1951 годах, правда, безрезультатно. Хотя с Нобелевской премией не получилось, идея о правах ребенка оказалась действительно очень востребованной.
Права ребенка стали органичной частью постмодерна и инструментом разрушения воспитания цельной личности. Ребенка не надо воспитывать, утверждает монтессори-метод, надо дать ему свободу выбора, свободу воли. То есть ребенка не вводят в рамки фундаментальных норм (это и есть воспитание), ребенку не прививают представления о Добре и Зле, ребенок должен сам решить – что для него есть Добро и что для него есть Зло.
В результате получается гарантированный запрет на воспроизводство введенного в нормы человека, который только и в состоянии сформировать общество как фундамент национального государства. Вместо этого воспроизводится человек вненациональный, у которого представления о Добре и Зле размыты, выведены за рамки системообразующих фундаментальных норм, и который в силу этого не способен к духовной мобилизации против Зла. Без введения в нормы Добра и Зла все извращается и нормальное воспитание, к примеру, объявляется насилием, ребенок объявляется угнетенным родителями и ставится над семьей, школа противопоставляется воспитанию, дети — родителям, “космическая миссия” – реальной жизни.
Может быть, в узко специальном смысле, например, описании конкретных способов развития тех или иных способностей у детей, в методике Монтессори могут встречаться интересные идеи. Но с концептуальной точки зрения она ничего благого в педагогику принести не может. Монтессори-метод пиарят как элитный и действительно, многие представители мировой элиты учились по этому методу. Монтессори-школу к примеру закончил английский принц Гарри.
6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвийк, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию (центр в Амстердаме) возглавил ее сын Марио. После его смерти (февраль 1982 года) президентом AMI стала внучка Марии Монтессори — Ренильде Монтессори. Она продолжила распространение методики Монтессори по всему миру. Именно ей удалось внедрить данную педагогику в России в 1998 году. В настоящее время Международную Монтессори-Ассоциацию возглавляет Андре Роберфройд (Andre Roberfroid).
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949). Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах.
При жизни Монтессори существовали несколько ассоциаций, центров и прочих организаций ее имени, которые мирно уживались друг с другом. Когда основателя системы не стало, последователи, как это часто бывает, стали бороться друг с другом за право наследования «брэнда». В результате американский суд счел необходимым закрепить имя Монтессори в качестве «родового понятия», обозначающего определенную педагогическую систему. После этого всякого рода монтессори стало значительно больше — свои структуры создали многие выпускники школ, курсов и центров, организованных еще основательницей.
Тем не менее в целом система Монтессори остается довольно закрытой. Например, названия пособий, придуманных ее создательницей, сохраняются неизменными в течение десятилетий и звучат для непосвященных как символы тайного знания: «розовая башня», «коричневая лестница», «коробочка постоянства предмета». «Истинные монтессори» осуждают тех, кто использует для собственных нужд отдельные идеи системы, и подчеркивают, что только специально обученные педагоги имеют право заниматься «по Монтессори».
Заслуги Марии Монтессори отметил папа Павел VI в обращении к участникам конгресса, посвященного 100-летию со дня ее рождения: «Личность Марии Монтессори очень привлекательна. Она была пионером в такой фундаментально важной области, как образование, и ее дело приносит плоды и сейчас».
В 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.
Что нужно знать о методики Марии Монтессори. Существует международная система подготовки педагогов, работающих в рамках монтессори-педагогики с детьми трех возрастных категорий: — от 0 до 3х лет (фактически занимаются с детьми старше 18 месяцев); — от 3 до 6 лет (точнее от 2,5 лет, в зависимости от индивидуального развития ребенка); — от 6 до 12 лет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию монтессори-групп для занятий с детьми до 3х лет.
Мария Монтессори действительно внесла большой вклад в развитие мировой педагогики, ее главным вкладом признается создание дидактических материалов, позволяющих детям обучаться, имея свободу выбора среди нескольких видов занятий.
Мария Монтессори первая оценила влияние мелкой моторики на развитие ребенка и разработала многочисленные учебные упражнения. Монтессори придумала рамки-вкладыши (дети от года до трех любят подбирать предметы по форме и размеру). Вкладыши в форме животных и предметов, цифр и букв, вкладыши-дроби сегодня самые популярные «развивающие» игры для самых маленьких.
Но в тоже время следует учитывать, что изначально Монтессори занималась лечением и обучением детей с ограничениями в развитии (в основном умственно отсталыми). Отсюда и основные правила – предоставление ребенку полной свободы, самообучение и саморазвитие, невмешательство взрослого. Девиз методики — «Помоги мне это сделать самому». Так, ребенок мог целый день заниматься игрой с переливанием воды из одной емкости в другую, и только, если ему становилось интересно что-то другое, например, рамка с застежками (пуговками и шнуровками) взрослый должен был помочь. Предметы в комнате располагались в определенном порядке, по цветам (от блеклых к ярким), по высоте и т.д. Материалы для упражнений, а не игрушки, были преимущественно в форме геометрических фигур. Взрослые должны были говорить, только на темы связанные с упражнениями, описывать предметы четко и понятно.
Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесет пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась. Например, методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т.п. — малыш фантазирует. В результате, «обычный» ребенок – развивается; нуждающийся в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а это лучше избегать.
Монтессори не исключала игры детей в обычные игрушки, но была противницей игр-соревнований и ролевых игр. Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее, и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности.
После детского сада Монтессори (мы говорим о действительно работающем по системе Монтессори детском саде, а не использующем элементы этой методики) у вашего ребенка в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением. Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи.
Основная претензия противников школы Монтессори заключается в том, что во время занятий в таких классах у детей совершенно не развиваются творческие способности. Действительно, работа в школе Монтессори зачастую заключается в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает право полушарие, остаются практически забытыми. А ведь именно благодаря правому полушарию человек учится познавать мир целостно. В школах и садах, работающих по системе Монтессори, спонтанные творческие игры не только изъяты из программы работы с детьми, но и признаны вредными, тормозящими детское развитие. Кроме игровой творческой деятельности, монтессорийцы отвергают и деятельность художественную. Рисование Мария Монтессори, как и ее последователи, считала уходом ребенка от реальности, галлюцинациям и абсолютно ненужной деятельностью. По утверждению современных педагогов-монтессорийцев, детское мышление, как и его мелкая моторика рук, еще не готова к настоящему творчеству, а значит, все, что он может изобразить на бумаге – не более чем бессмыслица. Рисование, как они утверждают, это вредная попытка ребенка уйти от реальности в воображаемый мир и этот процесс тормозит адаптацию ребенка к жизни реальной.
Даже чтение художественной литературы принимается школами Монтессори постольку – поскольку. Сказки детям позволено читать лишь потому, что в них содержится богатый словарный запас и элементы фольклора – то есть культура того или иного народа. Основная же литература, которую должен читать малыш, должны приносить ему явную пользу: развивать кругозор, давать познания в какой-либо сфере. То есть в школах Монтессори не развивают вкус к книгам, его только учат быстро складывать буквы в слова для того чтобы получить необходимую информацию. Ребенок не умеет получать удовольствие и радость от книги, воображать мир, о котором читает.
Еще одним минусом является то, что, несмотря на индивидуальный подход и универсальную методику, школы Марии Монтессори подходят не всем детям.
1. Критики методики Монтессори считают, что воспитатель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.
2. М.Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка, считая игру деятельностью оторванной от реальной жизни, и заменяла её практической деятельностью: с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию.
3. М.Монтессори не использовала в своей работе сказки, также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов. Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло.
4. М.Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Поэтому и такие творческие виды деятельности, как музыка и рисование почти не нашли отражение в системе Монтессори. Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что, ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.
5. Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М.Монтессори оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей также педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Специалисты, исследовавшие деятельность М.Монтессори говорят, что у детей отмечалась задержка социального развития.
6. О практике создания разновозрастных групп, которые использовала Монтессори. Они хороши только в плане развития навыков помощи, ухода и заботы старших над младшими, это так. Но для этого достаточно позволять регулярно взаимодействовать разновозрастным группам, чтобы дети могли почувствовать себя иногда опекаемыми, иногда опекающими – всё это очень полезно.
Основательница подобных школ Мария Монтессори — современница нашего выдающегося педагога Антона Макаренко, которому в ходе гуманитарной катастрофы было не до таких изысков, ему надо было вначале просто спасти детей-сирот от голода, от влияния уголовной среды.
Но отметим, что никто в мире ни разу не добивался таких результатов, как он. В школах Монтессори не производили фотоаппараты ФЭД, лучший в стране слесарный инструмент и многое другое, получая не только профессию без отрыва от учебы, но и права на управление автомобилем, трактором, получая путевку в жизнь.
Все же на фоне достижений отечественной педагогики и системы народного образования, успешно разрушаемых сегодня, все достижения синьоры Монтессори выглядят детским лепетом.
К тому же… это весьма удобно, когда внепланово и внесистемно дети «приобретают навыки» и «изучают понятия путём работы с материалами», типа как «сами по себе образуются», а учитель как бы отходит на второй план.
Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому».
Как все понимают, на уровне советской средней школы подобное «самопонимание» — это группа продленного дня, где дети просто учат уроки, пока родители на работе. Это именно младшие группы детского сада. Но… это еще и вспомогательные школы для умственно недоразвитых детей, а так же для детей с какими-то ограниченными возможностями развития. В последних случаях такая школа просто необходима ребенку с пониженными способностями к адаптации в обществе.
Для нормального ребенка хорошие результаты давала и обычная средняя школа, не говоря уж о советских специальных школах с углубленным изучением физики и математики, классических искусств. А как все понимают, ни физику с математикой нельзя освоить без постоянного контроля учителя, а уж балет… так и вовсе невозможен без участия педагога до самой пенсии.
Использованы материалы:
Мария Монтессори и ее педагогика
Мария Монтессори: биография и фото. Интересные факты
Недостатки методики Монтессори
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори.
Осторожно – монтессори! Плюсы и минусы
Читать по теме:
- Педагогические теории конца ХIХ-начала ХХ века в Германии, Англии, США. Часть I
- Педагогические теории конца ХIХ-начала ХХ века в Германии, Англии, США. Часть II
- Педагогические теории конца ХIХ-начала ХХ века в Германии, Англии, США. Часть III
1 comment
Спасибо за этот цикл! Материал подобран просто изумительно. Сразу удалось выкинуть всю эту навязываемую «кашу в голове».