Фантастическая панорама Нью-Йорка и сегодня остается визитной карточкой чисто американского образа жизни. Пожалуй, сам процесс возведения высотной застройки Манхеттена еще лучше раскрывает смысл этого понятия. Американский образ жизни это девиз «Время — деньги!» — без лишних пояснений и сквозь зубы.
В 30-х годах прошлого века Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) позиционировали не иначе как восьмое чудо света, а сегодня этот небоскреб очень часто упоминается как одно из семи чудес света современного мира.
Интересно. почему высотное строительство в России является предвестником гуманитарной катастрофы, все более усугубляя тяжелый экономический и идеологический кризис, а Эмпайр Стейт Билдинг, возведенный посреди Великой депрессии в 1931 году, до сих пор воспринимается зримого олицетворения самоутверждения новой нации.
Великая депрессия [англ. Great Depression] — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года, наиболее остро переживался с 1929 по 1933 год.
Стоит внимательнее рассмотреть все этапы создания этого седьмого чуда нынешней (как многие утверждают, постиндустриальной цивилизации.
Создатели проекта
В конце XVIII века на месте, где теперь находится ЭСБ, была ферма Джона Томпсона. В то время здесь был ручей, впадавший в Пруд золотого окуня (Sunfish Pond), который теперь находится в квартале от небоскреба.
В конце 19 века здесь располагался отель Уолдорф-Астория (Waldorf-Astoria Hotel), где проживала социальная элита Нью-Йорка.
Двоюродные братья Асторы: Уильям Уолдорф и Джон Джейкоб, будучи не в лучших отношениях из-за наследственной тяжбы, построили в Нью-Йорке два отеля.
Первый был возведён Уильямом Уолдорфом в 1893 году на месте отцовского дома и имел 11 этажей. Второй, сооружённый Джоном Джейкобом в 1897 году на месте особняка его матери, остоял уже из 16 этажей.
Оба отеля были расположены на 5-й авеню между 33-й и 34-й улицами. Несмотря на семейные распри владельцев, здания были соединены коридором и действовали как единый комплекс, получивший название «Уолдорф-Астория».
В 1929 году комплекс был снесён, и на его месте был возведён небоскрёб «Эмпайр-стейт-билдинг». Спустя два года немного севернее от прежнего места был построен новый 47-этажный отель под таким же названием. На момент открытия он стал самым высоким отелем своего времени.
Эмпайр-стейт-билдинг (англ. Empire State Building) на момент постройки имел рекордное количество этажей, а именно 102, общая высота которых составляла 381 метр до крыши. Он возвышается над историческим ядром города, над островом Манхэттен.
Строительство городского гиганта началось 17 марта в 1930 году по проекту Грегори Джонсона и его архитектурной фирмой Шрив, Лэмб и Хармон (Shreve, Lamb and Harmon), которая сделала чертежи небоскреба всего за две недели. Архитектором выступил Уилльям Ф. Лэмб и Ясуо Мацуи.
Здание проектировалось сверху вниз. Основными подрядчиками были Братья Старретты (Starrett Brothers) и Экен (Eken) , проект финансировался Джоном Рэскобом (John J. Raskob).Строительством руководил Альфред Смит (Alfred E. Smith), бывший управляющий Нью-Йорка.
Главная задача участников столь масштабного проекта заключалась в том, чтобы уложиться в выделенный бюджет ,который составлял порядка 41 млн. долларов, а так же в сроки — всего 3 года.
Эстетический аспект был не на первом месте. Так, историк архитектуры Кэрол Уиллис (CarolWillis) в одной из своих книг отмечает, что главной задачей при строительстве небоскрёба было уложиться в указанную сумму, поэтому внешнему виду здания уделяли меньше всего внимания.
И, несмотря на это, здание является одним из главных представителей стиля ар-деко.
Фотография японского архитектора Ясуо Мацуи… по понятным причинам «плохо сохранилась, да еще и имеет дырку на переносице. И все же имя японского зодчего в истории беспрецедентного на тот момент строительства восстановлено после Второй мировой войны.
Пять братьев Старретт, слева направо: Теодор, Увильям, Пол, Голдвин и Ральф. Фото сделано их сестрой Хеленой Старретт Динвиддис
Поставщики строительства братья Старретт проделали великолепную работу. Они не просто отвечали на закупку материалов, но несли полную ответственность и за работу с персоналом — строителями. Кроме того, они отвечали за организацию строительной площадки, контроль поставок.
Они считали стоимость материала, график строительства, все аспекты контроля качества и графиков доставок материал. Именно они продумали достойные бытовые условия самоотверженной работы строителей и, что немаловажно, в условиях Великой депрессии всеми силами смогли обеспечить стабильную оплату с понедельной выдачей без задержек.
На этих документах показаны расходы, которые были подробно разбиты по статьям, изначально описывавшим все этапы строительства, его организации.
Все рабочие имели 30 минутный перерыв на обед, но бытовки, столовые, санитарные кабины и места для технологических перерывов были организованы на 3, 9, 24, 47 и 64 –этажах для того, чтобы рабочим не приходилось толпой спускаться на улицу – это могло быть опасно и не экономило рабочее время.
Далеко не все рабочие тратили свое время на то, чтобы спуститься на обеденную площадку и устраивали себе перерыв прямо на рабочем месте. Думаю все видели, уже ставшей культовой, серию фотографий фотографа Чарльза С. Эббетса под названием «Ланч рабочих на балке- 1932г.»
«Lunchtime atop a Skyscraper» (Обед на вершине небоскреба) — фотография из серии «Construction Workers Lunching on a Crossbeam — 1932» фотографа Charles C. Ebbets
Головокружительная фотография не первое десятилетие будоражит своей постановкой. Одиннадцать рабочих , которые по всей вероятности были эмигрантами из Европы, без малейшего намека на страх, свесив ноги со швеллера устало выпивают, открывают свои коробки с едой , раскуривают папиросы и делятся последними новостями. Эти бесстрашные мужчины составляли свою собственную дружную общину.
В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен он в 2001 г. Моделью стала эта самая фотография. Памятник в начале включал всех одиннадцать рабочих, как на фото, но позже крайнего справа убрали. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски. Лично я не понимаю подобного решения.
На мой взгляд памятник, тем более по изображению определенной фотографии, все таки должен был передать всю правдоподобность того времени. Нет ничего удивительного, что кто-то из рабочих выпивал прямо во время строительного процесса – страх высоты не просто побороть, кому-то это удавалось легче, а кому-то нет, и это нормально, так зачем скрывать это?
Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это десять вполне приличных ребят сидящих на стальной балке.
Младший из братьев Увильям говорил о стройке: «Небоскреб является ближайшим мирным эквивалентом войны», поясняя, что они с братьями как маршалы Наполеона, имеют войско из рабочих, которых нужно организовать и настроить на победу, а для этого делать все- чтобы эта победа свершилась.
Но давайте вернемся к основным организатором строительства «8-го чуда света», как тогда называли Эмпайр-стейт-билдинг.
Финансист Джон Рэскоб |
Финансист Альфред Е. Смит |
Один из тех кто активно поддерживал строительства был Джон Рэскоб. Он родился в семье успешного владельца сигарного бизнеса. У него немецкие и ирландские корни. Джон Рэскоб был директором гигантской химической корпорации Du Pont и главой финансового департамента General Motors. Его считают гениальным финансистом своего времени. Также он возглавлял Демократическую партию и активно участвовал в строительстве революционно высокого здания. Обсуждая со своим знакомым архитектором Уилльямом Лэмбом особенности конструкции , он сказал : «Сделай его как можно выше и так, чтобы он не упал».
Лэмб с коллегами переделывал чертежи и варианты конструкции небоскреба 16 раз, чтобы убедится что их шедевр точно обгонит главный небоскреб-соперник Крайслер Билдинг. Хорошо проработанные страховочные 200 футов были позже добавлены, чтобы уж наверняка быть впереди.
В сентябре 1929г. Альфред Смит выступил с заявлением что Эмпайр-стейт-билдинг будет выше Крайслер Билдинг на 200 футов.
Джон Рэскоб рассчитывал создать новый центр Нью-Йорка. Из за масштабов работ и огромной планируемой высоты, небоскреб однозначно претендовал на это звание. Он полагал, что новое здание на месте отеля Уолдорф-Астория появится башня, которая сможет заменить все остальные небоскребы, и обогнать их своей высотой и значимостью.
Еще один важный член группы по организации строительства был Альфред Смит.
В 1928 Альфред Смит был выдвинут съездом Демократической партии кандидатом в президенты США, стал первым католиком, баллотирующимся на президентский пост от одной из ведущих партий. Вероисповедание Смита активно обсуждалось во время избирательной кампании и стало причиной его крупного поражения на выборах.
Само участие Альфреда Смита в этом проекте не случайно, он был активным деятелем того времени, его любили и называли своеобразным символом Нью-Йорка. Как всем известно, в Америке распространено понятие «Американская мечта», лично для меня это что-то мифологическое, но все же… несколько шире нашего нынешнего понятия «жизнь удалась», когда удача заключается не в упорном труде, а в удачной попытке обокрасть все общество, сделать карьеру за счет грабежа государства.
Хотя примерный смысл «Американской мечты» на самом дне Великой депрессии понятен – добиться своей цели, иметь влияние и финансовое благополучие, обрести полную мировоззренческую независимость и материальную состоятельность.
Именно этим отличился и Альфред Смит. Он добился исполнения своей «Американской мечты» и этим расположил к себе многослойное общество Нью-Йорка того времени.
Причем, Альфред Смит сам вышел из низов. В 19-м веке в Нижнем Ист-Сайде – нижней восточной части Манхэттена – существовал маленький район, который благодаря своей своеобразной конфигурации назывался «Пять углов». Район этот, населенный в основном нищими ирландскими эмигрантами, был средоточием трущоб и славился бандитскими разборками и прочими неблагоприятными явлениями, присущие подобным местам. Отец Альфреда умер, когда ему было всего 13 лет, а мать работала за гроши – шила зонтики. У Альфреда была еще младшая сестра – и он, закончив семь классов приходской школы, завершил свое официальное образование.
Альфред, или Ал, как его стали потом звать, был невысок, худ и не был красавцем, но он обладал очень громким звучным голосом, который позволял ему быть своего рода «спикером», к примеру, сообщать толпе болельщиков ход боксерского поединка, транслируемого по радио. Он вообще любил выступать, любил, когда его слушали, и эта любовь привела его на сцену.
Ал сколотил небольшую самодеятельную труппу, которая с успехом ставила современные пьесы, а сам он оказался очень приличным характерным актером. Понятно, что театральная деятельность происходила в свободное от основной работы время и дохода не приносила.
Алу шел 1921 год, когда он познакомился с Кэтрин Данн, девушкой из богатой семьи.
Ее родителям Альфред очень понравился, но, не смотря на это, они позволили им пожениться только в 1900 году после 6-ти лет их знакомства, когда он зарекомендовал себя как достойный и надежный мужчина. Основной причиной родительского благословения на брак послужило то, как он ухаживал за ней, а также помогал своей матери и сестре. Брак получился очень счастливым – у супругов родилось трое сыновей и две дочери.
Политикой Ал увлекался с юности. Общительный, разговорчивый юноша постоянно вступал в дискуссии со знакомыми и незнакомыми собеседниками, обсуждая текущие события, тяжесть добывания хлеба насущного, и присоединение к Демократической партии, этой «партии бедных», как ее тогда называли, стало его естественным шагом.
Высокие демократические чины заметили красноречивого парня из народа, и с их помощью в 1895 году он получил место клерка в офисе уполномоченного присяжных заседателей, а в 1903 году был избран в Ассамблею штата Нью-Йорк. Двенадцать лет он прослужил в Ассамблее, пройдя путь от штудирующего законы депутата-новичка до спикера и лидера демократической фракции.
Начиная с 1915 года, когда Ал Смит стал шерифом Манхэттена, его карьера круто пошла по восходящей. В 1917 году он стал председателем городского совета Нью-Йорка, в 1918 году началась его деятельность в качестве губернатора штата Нью-Йорк. Популярность Ала Смита была так велика, что он избирался губернатором четыре раза, несмотря на его ирландские корни и принадлежность к католицизму. Везде, где он появлялся, его узнавали по коричневой шляпе-котелку и неизменной сигаре, торчавшей изо рта.
При губернаторстве Смита был построен транспортный туннель Холланд между Нью-Йорком и Нью-Джерси, разработана обширная система парков, но главным своим достижением Смит считал то, что работа властей штата стала более эффективной. Имя прогрессивного губернатора Ала Смита, старавшегося сделать свою деятельность более результативной в решении социальных проблем, стало известно всей стране. Это подтверждалось на протяжении всей его жизни, он был активным участником уникального строительства.
Дату начала строительства самого уникального здания в жизни Смита , Эмпайр-стейт-билдинг, – день Святого Патрика (17 марта 1930 года) – выбрал, вспомнив о своих ирландских корнях, Ал Смит, стал президентом Эмпайр Стэйт Компани.
Альфред Смит «закладывает основание» Эмпайр-стейт-билдинг 19 сентября 1930 г.
В ноябре 1930г. Альфред Смит сделал специальную золотую заклепку. Ее установили 21 ноября 1930 г. в мачту небоскреба. Меньше чем через 6 месяцев Эмпайр-стейт-билдинг открыл свои двери.
Небоскреб построили всего за 13 месяцев. 1 мая 1931 года пятилетний внук Смита перерезал ленточку, и уникальное сооружение было открыто. С речью на открытии выступил Смит, а также присутствовавший там Рузвельт, произнесший слова благодарности и гордости в адрес Ала Смита.
Продолжение следует…
Читать по теме: