Рабочие, возводившие небоскреб, были как винтика одного единого механизма. От их слаженной работы зависел график работ, жизнь друг друга, внедрение новых технологий. Ведь надо учитывать, что они делали то, что пока не делал никто в мире.
В пик активности строительного процесса на стройку выходило до 3500 рабочих в смену, по большей части эмигрантов из Европы. Кроме эмигрантов, на стройке работали сотни индейцев-литейщиков из племени Мохоки (Mohawk), преимущественно из резервации Канауэйк (Kahnawake), расположенной недалеко от Монреаля.
На большинстве фотографий посвященным отважным строителям в основном именно обычные американцы или же эмигранты из Европы. Коренных американцев, несмотря на то что именно им отводились самые опасные работы, никто не фотографировал, но это не отменяет того факта что они там были. Такое понятие, как дискриминация коренного населения, те в годы распространялось и на фотографию.
Существует версия, будто сами индейцы не позволяли фотографировать себя, из-за своих взглядов и суеверий по поводу явления фотографий. Стоит отметить, что само образованное общество вплоть до конца 19-го века полагало, что фотографии могли «похитить душу». До недавнего времени были популярны «посмертные фотографии», существовали целые «Альбомы Смерти», в которых были фотографии только что умерших взрослых, стариков и детей. Те, кто желал сделать такую фотографию, полагал, будто таким образом душа умершего навсегда останется рядом с ним в фотографии.
Если такие представления были у образованных людей, то что можно говорить о низах общества, коренном населении Америки? Обряды и таинства единения души человека и природы всегда составляли важную часть их жизни.
Мне все-таки кажется, что коренных жителей Америки нет на этих фотографиях именно потому, что фотографии с ними никому не нужны были. Зачем, если им и так дали работу?.. Мол, хватит в них и того, что приходится лицезреть на строительной площадке, а увековечивать их в историю в фотографии, тратить пленку на презренных рабочих никто не желал.
Тем более, что несколько фотографий коренных американцев, строивших Эмпайр Стэйт Билдинг, все же имеется.
Коренные американцы в составе строительной бригады
Мохоки, могавки (англ. Mohawk) — племя североамериканских индейцев, входившее в союз Лиги ирокезов. Мохоки проживали в восточных районах штата Нью-Йорк. В Лиге Ходеносауни эту группу именовали «хранителями восточной двери». Сегодня магавки – это самое многочисленное племя в союзе ирокезов. Ныне они обитают в провинциях Онтарио и Квебек (Канада).
Они стали одними из первых индейцев, живущих в резервациях. Переселившись в Квебек, они основали там деревню Конавага, где и осели, пытаясь приспособиться к новым условиям жизни. Зарабатывали добычей пушнины, сплавом леса, выступая в цирке и даже торгуя мокасинами.
Мохоки начали работать в США еще в конце 19-го века, во время строительства мостов. Индейцы сразу поразили всех полным отсутствием страха высоты, они вспрыгивали на балки, совершенно не обращая внимание на высоту. Избрание верхолазной работы — это часть воинской этики. Мохоки не боятся высоты, так как страх является постыдным для воина. Высота — это вызов. Стальные конструкции небоскребов стали для мохоков местом самоутверждения, аналогом тропы войны. Американские индейцы обычно действуют очень уверенно в ситуациях, где требуется хороший вестибулярный аппарат.
В 1886 году Dominion Bridge Company приступила к строительству железнодорожного моста, пересекающего реку Святого Лаврентия чуть ниже деревни Конавага. Индейцев-мохоков привлекали при строительстве в качестве подсобных рабочих. По мере продвижения строительства всем стало очевидно, что они были очень странными – у них вообще не было страха высоты. Пока никто не видел, они залезали на пролеты моста и прогуливались по ним спокойно и хладнокровно, как самые крепкие из клепальщиков, многие из которых в то время были моряками парусных судов, специально отобранными из-за их опыта работы на высоте.
Казалось, у них иммунитет на шум, возникающий в процессе клепки, который ощущается всем телом и одного его достаточно, чтобы у новичков началась тошнота и разболелась голова. Они заинтересовались технологией клепки, а это самая опасная и самая высокооплачиваемая работа на стройке. Те, кто хочет заниматься ею, встречаются редко, а, те, кто может ее выполнять, – еще реже. Поэтому в удачный для строительства год клепальщиков на всех не хватает.
Индейцы, как оказалось, были прирожденными монтажниками-высотниками. После того как DBC закончила работы, она приступила к строительству другого моста, и клепальщики мохоки сразу же перебрались туда, причем каждая бригада взяла с собой из общины по ученику. В результате к 1907 году в общине было уже 70 квалифицированных монтажников.
29 августа 1907 года во время строительства Квебекского моста из-за ошибок в проекте рухнул пролет, убив 96 человек, 35 из которых были мохоками. Для общины это стало страшным ударом. Многие думали, что катастрофа навсегда отпугнет индейцев от высотных работ. Но эффект вышел прямо противоположным. Индейцы стали испытывать гордость от того, что могут справиться с такой опасной работой. Избрание верхолазной работы — это часть воинской этики. Мохоки не боятся высоты, так как бояться стыдно для воина. Высота — это вызов. Стальные конструкции небоскребов стали для мохоков местом самоутверждения, аналогом тропы войны.
Поезд с коренными американцами резервации Канауэйк
Они переезжали от побережья к побережью в поисках авральных работ, где предлагали двойную оплату. Каждая бригада могла успеть поработать в течение года в 10-12 городах, находящихся в сотнях миль друг от друга. И когда появлялись слухи о какой-то новой большой стройке, индейцы практически сразу же срывались с места и уезжали, иногда бросая уже имеющуюся работу, не дожидаясь, когда им за нее заплатят – так сильно их тянуло поучаствовать в новых масштабных проектах. В итоге, мохоки поучаствовали во всех крупных стройках того времени. И та многоэтажная Америка, которую мы сегодня знаем – во многом заслуга простых работяг из одного индейского племени.
В 2015 году, в качестве признания заслуг рабочих-индейцев в многоэтажном строительстве, в США был выпущен доллар с изображением индианки с младенцем за спиной.
В сущности, здесь визуализация одной из версий, почему у индейцев практически поголовно присутствовала уверенность и практически полностью отсутствовала боязнь высоты?
Версия эта заключается в специфике обращении индейских матерей с младенцами.
Традиционно мамы-индианки своих маленьких детей пеленают и большую часть младенчества носят с собой либо на специальной заспинной доске (cradleboard), либо на бедре, что способствует развитию вестибулярного аппарата. Ношение, качание, колебания тренируют вестибулярный аппарат младенца, что позволяет ему чувствовать себя в пространстве безопасно.
И еще одна теория заключается в том, что индейцы на узких лесных и горных тропах при ходьбе ставят ноги одну перед другой, и эта привычка помогает им при балансировке на узких конструкциях на высоте.
Заканчивая этот небольшой обзор очень интересного племени индейцев, которые воспринимают стройку как вечную войну, возможность отстоять свое человеческое достоинство и честь, добавим, что первые контакты племени мохоки с европейцами состоялись еще в 1634 году, когда на американские земли ступили голландцы.
Могавки ранее других ирокезов начали вести торговлю с европейцами. Из племени мохоки вышли такие знаменитые личности, как Джозеф Брант (офицер английской армии, отличившийся во времена Войны за независимость США), Катери Текаквита (святая Римско-католической церкви) и Полин Джонсон (знаменитая канадская актриса и писательница).
На высоте
Строительство Эмпайр Стейт Билдинга стало частью интенсивного состязания амбиций, вылившегося в соревнование за звание самого высокого здания в мире. Два других здания, боровшихся за этот титул, Уолл-стрит 40 и здание Крайслер (Chrysler Building), все еще строились, когда началась работа над созданием ЭСБ. Каждое из них поочередно удерживало звание меньше года, Эмпайр Стейт Билдинг обошел их в этом соревновании спустя всего лишь 410 дней после начала строительства.
Официальное открытие ЭСБ, состоявшееся 1 мая 1931 года, было очень помпезным: президент Герберт Хувер (Herbert Hoover) включил свет в здании, нажав кнопку в Вашингтоне. По ироничному стечению обстоятельств, первый раз лампы на вершине небоскреба использовали в ознаменование победы Франклина Рузвельта над Хувером на президентских выборах в ноябре 1932 года.
Главное чудо ХХ века — небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Впервые стальной каркас был применен архитектором Уильямом ле Барон Дженни в 1883-1885 годах при сооружении Хоум Иншуренс Билдинг.
Необходимость применения стального каркаса была вызвана масштабными пожарами в Чикаго в 1871 году. Именно тогда за отстройку и восстановление многострадального города и взялся архитектор Уильям ле Барон Дженни.
Не один год потребовался Дженни для того, чтобы решить одну простую задачу: перенаселенному Чикаго необходимые высокие здания, но дерево поддерживает горение, что лишь доказали прошедшие пожары. В то же время, дома из кирпича и камня, по его мнению, уже имели предельную высоту постройки.
Недостаток кирпичной кладки, на его взгляд, состоял в том, что чем выше здание, тем толще должна быть кладка. Толстые стены – это крошечные офисы и низкая рентабельность. Именно к таким выводам можно было прийти без методов строительной механики, окончательно сформировались лишь к 40-м года ХХ века.
Инженеры и архитекторы столкнулись с серьезной проблемой: как построить очень высокое здание с легкими ограждающими конструкциями, уместными в теплом климате США.
Напомним всем, кто пытается игнорировать климатические условия, а так же тем, кто верит рекламе «разработано для российских климатических условий»… или «в Канаде холодно так же, как в России». 90% населения Канады живет на северной границе США, расположенной на широте Киева, где вот-вот зацветут каштаны, а у нас… не зацветут вообще.
…Как-то жена Дженни Лизи кладет книгу на крышу клетки для птиц, и его вдруг осеняет… А что, если использовать сталь? Прочный стальной каркас сможет выдержать даже нагрузку от высокого каменного здания.
У Дженни был опыт проектирования мостов, поэтому он решает использовать опыт проектирования стальных конструкций мостов при возведении небоскребов.
Один инженер сказал, что небоскреб – это мост, направленный вверх. От этого и отталкивался Дженни, когда разрабатывал новый прогрессивный в то время строительства высотных зданий.
В мастерской Ле Б. Дженни над проектированием многоэтажных зданий работали архитекторы Л. Салливен, Д.Х. Бернхэм, Дж.У. Рут и др. Они застраивали Чикаго в районе Петли (Луп) и создали деловой центр города из высоких зданий.
План делового центра Чикаго. 1898 Л. Салливен. Рисунок. 1891 |
Историческая значимость Хоум-иншуренс-билдинг заключалась в том, что в нем впервые в большом объеме использовались стальные конструкции, и именно с него началось широкое распространение стальной каркасной конструкции в многоэтажных конторских зданиях в США.
Конструкция Хоум-иншуренс-билдинг, выявленная во время разрушения. 1931 |
Два десятилетия лидерство по строительству высотных зданий принадлежало Чикаго, однако в 1893 г. первый закон о зонировании высот города разрешил возводить сооружения высотой не более 39 м, и дальнейшее развитие небоскребов происходило уже в Нью–Йорке.
Наиболее ярким представителем архитекторов чикагской школы был Луис Салливен, который рассматривал здание не только как элемент городской среды, но и как некий организм.
Луис Салливен |
Дэниел Хадсон Бернхэм |
Рационалистический подход Л. Салливена и чикагской школы привел к тройственному делению формы высотного здания. Первый общедоступный этаж с группами вестибюлей представлял основание; этажи с одинаковыми конторскими помещениям – тело; технический этаж и карниз – завершение. Фасады многоэтажных сооружений Салливена были отделаны строгими поясками из терракоты с тонким орнаментом.
Л. Салливен. Уэнрайт-билдинг. 1891 |
Д.Х. Бернхэм, Дж.У. Рут. Здание Рукери. 1894 |
Здание Рукери. План 1 и 2 этажей, разрез. 1885–1887
После отмены в 1892 г. ограничений на использование каркасной конструкции для наружных стен в Нью-Йорке развернулось масштабное строительство. Начиная с 1890-х и до конца первого десятилетия ХХ века было построено 188 сооружений выше 20 этажей, половина из которых находилась в Нижнем Манхэттене.
Таблица высот зданий от собора св. Павла до Эмпайр-стейт-билдинг
Изменение формы здания после принятия закона о зонировании высот Нью-Йорка. 1916
Вид Манхэттена. 1930
Планировка р-на Манхеттен в Нью-Йорке: 1 – улицы экваториального направления (стриты); 2 – улицы меридионального направления (авеню); 3 – ул. Бродвей; 4 – р. Гудзон; 5 – р. Ист-Ривер; 6 – западный канал; 7 – восточный канал; 8 – о. Благополучия; 9 – Центральный парк; 10 – р. Гарлем; 11 – статуя Свободы
План. Схема стального каркаса. Строительство небоскреба
Среди высотных зданий начала ХХ века
Небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг стал символом урбанистического модернизма Нью-Йорка. Оставался самым высоким зданием в мире вплоть до постройки в 1973 г. башен Всемирного торгового центра (411 м и 417 м) архитектором М. Ямасаки.
Предлагаю рассмотреть особенности строительства самого знаменитого небоскреба Нью-Йорка.
Стальной каркас состоит из отдельных элементов, а именно в данном случае — из колонн, балок и стеновых панелей.
Строительство металлического каркаса начиналось с того что отдельные его элементы выполняли на заводе, затем привозили на строительную площадку и уже на ней происходила сборка. Один из архитекторов сказал : «Мы воспринимали строительство здания как великую масштабную сборку».
Все элементы изготавливались на сталелитейном заводе Пенсильвании.
Рабочий совершает сборку крыла подшипников и накладками на колонне с валом.
Крепление заглушек к секции колонны.
Закрепление бокового ребра проходит следующем образом: до красна разогретые заклепки вставляют в отверстие, и на специальной машине они закручиваются и соединяют несколько деталей.
В данном случае делают это на машине, потому что степень ответственности изготовления таких заводских элементов как колонна, балка или стеновая панель – очень велика. Заклепки так же закручивали и вручную, прямо на строительной площадке, но там уровень ответственности был уже совсем другой.
Необходимо было чтобы соединяющиеся элементы составляли в конечном итоге единое целое, без допускающимся во втором случает каких либо отклонений, которых кстати было крайне мало. Более того, необходимую скорость изготовления могла дать только машина, так как поставки на место стройки происходили каждую минуту.
Каркасные элементы приходили с завода еще теплые.
Закручивание заклепок в боковую панель колонны завершает ее сборку.
При этом ,как видно на фотографиях, сборочные элементы каркаса собираются практически на весу, их держит цепь подвесного крана и пара рабочих, регулирующих положение элемента, чтобы тот не расшатывался на весу. При этом третий рабочий отвечает за то, чтобы заклепки точно вставились в отверстие и закрутились, иначе заклепки пойдут в расход, а время не ждет – точность здесь самое главное.
Рабочий бьет молотом по деревянному ребру, который удерживал в диагональном положении боковую панель колонны. Это было необходимо для установки с той и другой сторон соответствующих заклепок. Когда все сопутствующие работы завершались , эти панели опускали и закрепляли на месте.
Это двойной канал фрезеровочного станка, на котором регулируется необходимая длина колонны. Пределом высоты колонны считалось 2 этажа-это максимум который исходил в первую очередь из целесообразности изготовления, загрузки, перевозки и разгрузки ,а так же удобства дальнейшего монтажа.
Рассмотрим, из каких элементов состоит колонна.
Человек на верней фотографии указывает на балку-двутавр. Более того, с помощью металлического прута , за счет ударов по металлическим элементам определяли каверны, раковины, шейки – пороки металла. Для этого необходимо было обладать идеальным слухом, чтобы услышать эти отклонения.
На данной фотографии специалист проверяет, чтобы количество накладок. Их должно быть определенное количество, расчетной толщины. В момент высотного строительства тщательно фиксировались все испытания, совершенствовались расчетные методики.
Устанавливаются боковые ребра и дополнительные накладки.
При помощи крана поднимают колонну.
При помощи крана поднимают балки перекрытия.
При помощи крана поднимают металлические панели.
Каждая колонна, каждая балка или панель подписывались, на какую секцию (этаж, а также точное место положения) строительства рассчитан этот элемент.
Балки соединяются с колоннами и панелями. Собранный пол с обшивками создает безопасную рабочую зону для остальных рабочих.
Продолжение следует…
Читать по теме:
2 комментария
Спасибо!
Превосходно!