Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (англ. Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde, 16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — британо-ирландский поэт, писатель, эссеист. Оскар Уайльд один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени.
Оскар Уайльд — крупнейшая фигура европейского декаданса. Идеи и настроения своего времени он эпатажно выразил и в своей жизни — в её стиле и её облике. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Всю жизнь противостоял всему миру официального, противостоял общественному мнению и давал ему пощёчину. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия Оскар с юных лет видел в Искусстве (это слово он писал с заглавной буквы). Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, но казалось «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».
Родился Оскар Уайльд 16 октября 1854 года в столице Ирландии — Дублине, городе, подарившем миру целое созвездие выдающихся писателей (среди них — Дж. Свифт, Р. Б. Шеридан, О. Голдсмит, Дж. Б. Шоу, Дж. Джойс, У. Б. Йейтс, Б. Стокер). Некоторые русскоязычные источники (например, К. Чуковский в своей статье « Оскар Уайльд ») утверждают, что родился Оскар в 1856 году. Это неверно и давно опровергнуто. Связано это было с тем, что влюблённый в юность Уайльд часто в беседах сбавлял себе два года (а в своём свидетельстве о браке, например, прямо указал именно 1856 год как дату своего рождения). Известно письмо его матери от 22 ноября 1854 г., в котором она говорит так:
…в эту самую минуту качаю колыбель, в которой лежит мой второй сын — младенец, которому 16 числа исполнился месяц и который уже такой большой, славный и здоровый, словно ему целых три месяца. Мы назовём его Оскар Фингал Уайльд . Не правда ли, в этом есть что-то величественное, туманное и оссианическое? (пер. Л. Мотылёва)
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд был сыном ярких и незаурядных родителей. При этом его отца уместнее считать незаурядным, а мать — яркой. Ирландец Уильям Уайльд был врачом с международной репутацией, известным специалистом по ушным и глазным заболеваниям, лечившим особ королевской крови: так, он был назначен хирургом-офтальмологом при королеве Виктории. Опираясь на сведения из медицинского журнала, в котором описывались симптомы непонятной слепоты, за несколько лет до того поразившей шведского короля Оскара I, Уайльд смог поставить правильный диагноз («катаракта»), о котором написал монарху. Король пригласил врача в Швецию, где Уильям Уайльд сделал своему венценосному пациенту операцию. За возвращенное королю зрение Уайльда наградили шведским орденом Полярной звезды.
Вертлявый, подвижной человечек. Лицо, как у обезьяны, и весь он всклокоченный, грязный. В Дублине так и говорят про него: «самый грязный человек во всей Ирландии». Это доктор Уайльд, знаменитый хирург, специалист по глазным и ушным болезням: доктор Уильям Уайльд.
Операции он делал вдохновенно. Проезжает однажды какой-то деревней, а он был вечно в разъездах, непоседа! — и узнает, что какой-то деревенский мальчишка только что подавился картофелиной. Без минутного размышления он вынимает из грязного своего кармана самые обыкновенные ножницы, режет ножницами мальчику горло, вытаскивает картофелину, и мальчик спасен. Кажется, он жив и поныне. Его видели недавно в Сан-Франциско.
Вообще ножами и ножницами он владел, как живописец кистью. Это был художник операций, дерзкий до гениальности. Когда какому то матросу сорвавшийся парус вогнал большую иголку в глаз, и вогнал ее так глубоко, что не за что было ухватиться, чтобы извлечь ее, доктор Уайльд послал за электромагнитом, и стальная заноза сама удалилась из раны!
По всей Европе прошла его слава. В Англии его назначили придворным хирургом, а впоследствии, в 1864 году, сделали сэром. В Стокгольме ему дали орден Полярной Звезды. В Германии ученые медики и поныне чтут его гений. «Из англичан можно назвать только троих великих хирургов», было заявлено на Цюрихском медицинском съезде, — и в числе этих троих сэр — Уильям Уайльд.
Его хватало на все. Он брался за множество дел, и все горело у него в руках. Он издавал какой-то научный журнал, — превосходный! Он основал, чуть ли не в конюшне, больницу для бедных, — великолепную! Он был статистиком, он был археологом, он был этнографом, и за эти труды академия присудила ему золотую медаль, он читал лекции, он путешествовал по Востоку, он писал толстые книги, — о чем угодно, какие угодно, множество книг и статей: о Свифте, о Беранже, о падающих звездах, о новых методах в медицине, о петушиных боях, об угнетенной Ирландии.
Очень пестрая, мелькающая была у этого человека жизнь. Из больницы — в музей, из музея — на любовное свидание. Его дел и увлечений хватило бы на троих. Он был не только археолог, историк, хирург и этнограф, но просто гуляка праздный: любил выпить и вкусно поесть, был гостеприимен и щедр.
И все же прочны и крепки оказались его дела. Та лечебница, которую он основал и в которой безвозмездно пользовал тысячи и тысячи больных, до сих пор остается его памятником. Его работы по ирландской этнографии не забыты и посейчас. Юркий, живой, общительный, он еще студентом стал записывать по деревням национальные ирландские песни, изучать национальные реликвии, развалины старых замков, предания1. В этих научных экскурсиях ему часто сопутствовал сын. (К.И.Чуковский)
Уильям Уайльд написал несколько значительных медицинских книг, собрал первые в Ирландии статистические сведения о слепоте и глухоте.
Он регулярно лечил и бедных пациентов, нередко бесплатно, или брал оплату сказками и легендами: серьезным хобби сэра Уильяма (за медицинские заслуги его посвятили в рыцари) была фольклористика. Он написал более десяти разносторонних книг об ирландском фольклоре и традициях.
Правда, его слава не исчерпывалась медицинской практикой и литературными достижениями: этот худенький, низкорослый, не обладающий эффектной внешностью человечек был знаменитым дамским угодником. Кроме трех детей, рожденных в браке, он был отцом еще трех внебрачных. Сэр Уильям всегда щедро помогал своим незаконным детям: Эмили и Мэри Уайльд воспитывались на его деньги в доме его брата — священника (бедняжки трагически погибли совсем юными: на одной загорелось от камина платье, вторая пыталась спасти сестру, и обе получили тяжелые ожоги); Генри Уилсон, которому Уильям дал медицинское образование, работал ассистентом своего отца. Популярность сэра Уайльда у женщин была так велика, что ходила упорная легенда, будто он соблазнил жену Оскара I, пока лечил ее мужа; принц Густав, посещая Ирландию, даже называл себя в шутку «единокровным братом Оскара Уайльда».
Жена сэра Уильяма, мать Оскара Уайльда Джейн Франческа относилась к увлечениям мужа легко. Она охотно принимала в доме его незаконнорожденного сына, а когда муж был при смерти, разрешила матери одного из его детей прийти и посидеть у постели умирающего (для женщины викторианского времени это был жест необыкновенной терпимости).
Женщины любили неопрятного, обезьяноподобного доктора. В городе ходило много сплетен о его любовных похождениях. Когда он умирал, у его изголовья, кроме его жены, была еще какая-то женщина, «дама под вуалью»; она приходила каждое утро и только в полночь уходила от него. Внебрачных детей у него было множество, и он нежно о них заботился.
Жена его смотрела снисходительно на эти романтические склонности. И даже когда какая-то пациентка подала на сэра Уильяма в суд за то, что во время приема он лечил ее слишком страстно, лэди Уайльд не повела даже бровью. Не такой она была человек, чтобы из-за пустяков волноваться.
Вы приходите к ней в гости. Живет она ни бедно, ни богато, но претенциозно, суматошливо. В сенях вы натыкаетесь на судебного пристава, он явился описать имущество. Какие-то субъекты развязано расселись в креслах.
— Кредиторы! — шепчет лакей. — Теперь уже они — господа!
И утирает слезу.
Вы взволнованно взбегаете вверх — утешить бедную даму. Всюду суматоха, кавардак. Вы находите ее в гостиной. Она лежит на диване и декламирует стихи:
— Слушайте! Слушайте! Какая красота, какая стройность!
Вот чему учат страданья твои, Прометей…
Вы заглядываете в эту книгу. Книга греческая. Дама читает по-гречески и тут же очень бегло переводит.
Исполняется слово Зевеса: земля
Подо мною трепещет…Это «Скованный Прометей» Эсхила. Дама знает и латынь, и древне-греческий, она знает все языки. Но как странно она одета! В пунцовом балахоне, вся в лентах и кружевах, густо напудрена, и словно языческий идол, увешана брошами и медальонами. Кольца, браслеты, драгоценные камни! А если вы придете к ней вечером, когда собираются гости, она встретит вас в золоченой короне! Вечером, при розовых абажурах, ей будет не больше тридцати. Она заведет с вами беседу о живописи, о поэзии и станет без конца восклицать:
— Замечательно! Изумительно! Великолепно!
Или:
— Ужасно! Отвратительно! Позорно!
Преувеличенное негодование и преувеличенное восхищение — такая у нее черта. Она вечно как будто на эстраде, на театральных подмостках. Недаром же что-то равнодушное слышится в ее пылких речах.
Может быть, здесь же, в гостиной, вы увидите ее сына Оскара, избалованного, холеного мальчика. Если она вам скажет, что она назвала его так, потому что шведский король Оскар был его крестным отцом, не верьте: это неправда. И если она скажет, что сама она из рода великого Данте, тоже не следует верить. Такая страсть у нее к знатным, родовитым, сановным. Она когда-то воспевала революцию, но ей лестно быть королевской кумой. Она взывала к ирландцам: «наточите против английских тиранов ножи!» — а когда эти английские тираны дали ее мужу титул, она забыла о ножах и умолкла. Да и как могла бы искренно призывать к избиению англичан? — ведь сама была англичанкой. Революция была для нее такая же поза, как и все остальное. Оттого так театрально-риторичны ее революционные писания. Конечно, она человек исключительный: писала стихи, прокламации, сочинила множество книг: о Скандинавии, об Ирландии, и о революции во Франции, и о революции в Италии, конечно, она блестяща, находчива, но когда вы уйдете от нее, вы вздохнете с большим облегчением.
Будь у нее поменьше талантов, она была бы просто хорошая женщина; побольше бы банальности, серости, скуки, — был бы душевный уют. Хоть бы сделала сцену неверному мужу Хоть бы оробела при виде судебного пристава! Но она сидит и читает Эсхила и восклицает: дивно! божественно! и если вы человек простодушный, вам невозможно не возненавидеть ее, — ее пудру, ее золотую корону, — самый воздух вокруг нее, тоже как будто неискренний2.
II В таком-то неискреннем воздухе, среди фальшивых улыбок, супружеских измен, преувеличенных жестов, театральных поз и театральных слов, — растет пухлый, избалованный мальчик, Оскар Фингал О’Флахерти Уиллз Уайльд.Он с вялым пренебрежением глядит из окна, как другие дети играют в футбол. Мальчишеские игры не по нем. Он такой степенный и высокомерный. Ему двенадцать лет, а уж он по-воскресеньям носит цилиндр на своих девических кудрях, и товарищи, конечно, ненавидят этого чинного франта. Как-то вечером, в школьном парке, когда торжественной поступью он шествовал мимо них, они накинулись на него, связали его по рукам и ногам, поволокли на высокий пригорок, и, запыленный, исцарапанный до крови, он встал в созерцательную позу и с восхищением мелодически молвил:
— Какой отсюда, с холма, удивительный вид!
Его мать пришла бы в восторг от такой великолепной позы. Этот сын достоин ее. Есть же такая наследственность, такая преемственность жестов и поз:
— Как прекрасен Эсхил! — восклицала она, бравируя пред судебным приставом.
— Как прекрасен пейзаж! — восклицает он, бравируя пред своими обидчиками. (К.И.Чуковский)
О своей матери, именовавшей себя на итальянский манер «Сперанца» («Надежда»), — Оскар Уайльд был самого высокого мнения (то есть почти такого же, какого была о себе она сама). Он считал ее «равной по своему интеллекту Элизабет Баррет Браунинг, а по историческому значению — мадам Ролан». Джейн писала стихи, пламенные статьи о свободе Ирландии и после смерти мужа составляла сборники из его текстов по фольклору. Она ярко, даже эпатажно одевалась, подбирала диковинные аксессуары, была звездой собственных литературных салонов в Ирландии и позже в Англии и считала себя прямым потомком Данте Алигьери. Темпераментная Сперанца была уверена в величии своей души и грандиозности своей судьбы.
От отца Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, от матери — мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории. Но не только эти качества унаследовал он от неё. Не меньшее влияние оказала на него и атмосфера литературного салона леди Уайльд, в котором прошли юные годы будущего писателя. Страсть к позе, подчёркнутый аристократизм воспитаны в нём с детства. Прекрасно знавшая древние языки, она открыла перед ним красоту «божественной эллинской речи». Эсхил, Софокл и Еврипид с детства сделались его спутниками…
Было ли детство Оскара Уайльда радостным? Трудно сказать. Об этом периоде его жизни известно относительно мало. Казалось бы, мать обожала и его старшего брата Уильяма, и его самого, и их рано умершую от осложнения простуды сестренку Изолу. Но такое впечатление, что при всей пылкости ее чувствам недоставало глубины. По письмам складывается ощущение, что леди Уайльд не столько любила своих детей, сколько мечтала об их великом будущем (например, о политической карьере в парламенте), необходимом, чтобы доказать ее собственную значительность. Любое нестандартное воспитание отчасти лишает человека ориентиров, отчасти освобождает его от стереотипов и зашоренности. Хорошо, если оно при этом подкрепляется поддержкой подлинной любви и каких-либо, пусть и не вполне традиционных, но четких моральных основ. Последнего семье Уайльдов явно не хватало: леди Уайльд ценила необычную форму гораздо выше, чем содержание, сильные ощущения — больше, чем убеждения, и славу — сильнее, чем суть. Именно в этих представлениях она последовательно и осознанно воспитывала своих детей. Эффектный поступок был для нее важнее, чем стоящий за ним человек. Этот факт подтвердится много лет спустя, когда все боящиеся за судьбу Оскара Уайльда люди будут уговаривать его бежать из Англии от судебного разбирательства, которое со всей очевидностью должно было уничтожить (и уничтожило) его, а собственная мать скажет ему: «Если ты останешься, пусть даже тебя посадят в тюрьму, я всегда буду тебе матерью. Но если уедешь — между нами все кончено». Что ж, он остался.
Оскар Уайльд был воспитан горячо любимой матерью, привившей ему исключительно внешние и очень специфические критерии оценки себя, окружающих и жизни. Переехав в Англию (викторианские правила которой отличались как от культуры более снисходительной Ирландии, так и от правил его достаточно необычной семьи), он попал в общество, где критерии оценки людей и бытия были такими же неумолимыми, как и у безапелляционной Джейн Уайльд, такими же внешними (художник Фрэнк Майлз был растлителем малолетних, но действовал без огласки: его репутация в юности была лучше, чем репутация его соседа по съемному жилью Уайльда, всего-навсего выпустившего сборник со слишком откровенными эротическими стихами, — дошло до того, что отец Майлза велел сыну съехать от «сомнительного соседа»), но при этом… совершенно иными.
Если Сперанца ценила незаурядность, страстность, эффектность и мятежность, громогласно презирая респектабельность и законопослушность, то «рать королевы Виктории» почитала благопристойность, пусть даже и лицемерную.
«Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают. Молодые все знают»
До начала занятий в школе, маленький Оскар получает домашнее образование от учителя-француза и немецкой гувернантки, которые учат его своему родному языку. Окончил школу в 1871 году, а затем выиграл стипендию в колледже «Троицы» в Дублине.
В конце своего первого года учебы Оскар занимает первое место, сдав классические экзамены и получает самую высокую стипендию.
По окончании обучения в 1874 году Уайльд получает золотую медаль в Беркли за совершенное знание греческого языка, а затем стипендию для изучения классической литературы и философии в Оксфорде.
В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он выработал кристальный английский акцент: «Мой ирландский акцент был в числе многого, что я позабыл в Оксфорде». Он также приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.
Быстро преодолев ирландскую провинциальность, Оскар стал заметной фигурой даже в том элитном окружении, которым отличался Оксфорд 1874—1878 годов. Он был успешным студентом курса гуманитарных наук — скорее благодаря хорошей памяти и искреннему интересу к языкам и античности, чем благодаря усидчивости. Впрочем, он необыкновенно много читал, и круг его чтения был весьма разнообразен. Уайльд метался между протестантской религией, которой придерживалась его семья, и католичеством, которым увлек его друг, а также проповеди популярных священников Генри Мэннинга и Джона Ньюмена (но отец воспротивился переходу сына в другую религию и даже пригрозил лишить наследства).
Театры, теннис, крикет, рыбная ловля, пирушки с друзьями и, конечно, увлечение модным в XIX веке эстетизмом, как нельзя лучше отвечавшим чаяниям Уайльда… Оскар наслаждался произведениями прерафаэлитов, собирал голубой фарфор и изящные безделушки, сочинял стихи и необычные до театральности костюмы, эпатировавшие, но никогда не изменявшие хорошему вкусу.
Два человека оказали на него в эти годы сильнейшее влияние. Знаменитый философ и критик Джон Рёскин (1819—1900) — неутомимый пропагандист античной культуры и искусства итальянского Ренессанса. Рёскин всегда ставил идею произведения выше самой искусной стилевой отделки. Другой кумир Уайльда — Уолтер Пейтер (1839—1894) — видный художественный критик, один из предшественников декаданса. Пейтер настаивал на том, что совершенная форма выше заключенных в ней эстетических идей, а потому задача художника — не просвещать, а доставлять чувственное наслаждение. Пейтер был сторонником эстетизма. В своих трудах, посвященных Ренессансу, он сформулировал основополагающие принципы эстетизма: «жажда красоты», «любовь к искусству ради искусства», субъективизм. «Вульгарности» окружающей жизни, пошлости и бездуховности мещанского существования он противопоставлял, с одной стороны, совершенную Красоту высокого подлинного искусства, с другой — независимый стиль поведения.
Оба властителя дум восхваляли красоту, однако Рёскин видел её только в синтезе с добром, в то время как Пейтер допускал в красоте некую примесь зла. Под обаянием Рёскина Уайльд находился на протяжении всего периода в Оксфорде. Позже он напишет ему в письме: «В Вас есть что-то от пророка, от священника, от поэта; к тому же боги наделили Вас таким красноречием, каким не наделили никого другого, и Ваши слова, исполненные пламенной страсти и чудесной музыки, заставляли глухих среди нас услышать и слепых — прозреть».
В 1875 г. Уайльд во время каникул совершил поездку в Италию, а в 1877-м, через год после кончины отца, — в Грецию. Эти поездки способствовали углублению его искусствоведческих интересов. К этому времени относится начало его увлечения театром: Уайльд вхож в артистический мир, он знакомится с блестящими актрисами и посвящает им свои сонеты. Откровением для молодого эстета стала экстравагантная французская актриса, гастролировавшая в Лондоне, — Сара Бернар, которую называли «принцессой декаданса».
Благодаря знакомству с художником Джеймсом Уистлером, Уайльд перебрался в столицу Англии, где оказался в обществе Д. Г. Россетти и прерафаэлитов. Уистлер был оригинальным живописцем и обладал острым и язвительным умом, что импонировало молодому писателю. Уайльд к тому времени уже стал заметной фигурой в среде светской богемы и получил прозвище «принц эстетов». Уайльд всегда стремился к тому, чтобы на него обращали внимание. Обычно он носил светлые короткие штаны, черное пальто, застегнутое только на последнюю пуговицу, из-под которого выглядывал пестрый сюртук и белый шелковый галстук, заколотый вместо булавки камеей из аметистов.
Светские успехи, однако, не отвлекали его от серьезных литературных занятий. Уайльд писал в самых разных жанрах, но на первом месте тогда была поэзия. Уайльд блестяще завершил обучение в Оксфорде.
В Оксфорде он также получает престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму «Равенна» — денежную премию, которую утвердил в XVIII веке сэр Роджер Ньюдигейт для студентов Оксфордского университета, которые победят на ежегодном конкурсе поэм, не допускающих драматической формы и ограниченных количеством строк — не более 300 (эту премию в своё время получал и Джон Рёскин).
В эти же студенческие годы он влюбился во Флоренс Болком, красивую и интеллектуально интересную девушку, дочь британского подполковника, с которой у него был длительный платонический роман, не мешавший ему,
впрочем, заводить интрижки на стороне и пользоваться услугами публичных женщин. Несколько лет спустя Флоренс предпочла Уайльду Брэма Стокера (автора знаменитого романа «Дракула»), который уже был успешным литератором и выгодно сотрудничал с театром.
«Если говорить правду, рано или поздно тебя выведут на чистую воду»
Уайльд не изобрел эстетизма, но он довел его до крайних пределов, сделал его воинствующим, публичным и шумным. В университете студенты разгромили его слишком нарядные комнаты, но это не смутило его. Окончив университет, он явился в столицу в особом эстетическом костюме: в бархатном берете, с длинными локонами, с отложными кружевными манжетами, в коротких панталонах и длинных чулках и добился того, что газеты и широкая публика стали считать его основоположником и вождем «эстетизма». Никто не принимал его всерьез.
Юмористический журнал «Пэнч» добродушно потешался над ним и вообще над эстетами, которых тогда расплодилось немало среди английской золотой молодежи. Это были женоподобные юноши, жеманные и томные, презирающие политику, спорт и торговлю, что чрезвычайно раздражало их отцов. Главою этой молодежи стал Уайльд. В 1881 году вышла книжка его стихов. Стихи были весьма обыкновенные, но благодаря шуму, окружавшему автора, быстро разошлись в пяти изданиях. В октябре 1881 года, в театре «Сэвой», была поставлена забавная оперетка «Терпение», едко осмеявшая эстетов и их молодого вождя.
Оперетка сослужила Уайльду огромную службу. Ее поставили в Америке, но так как янки и в глаза не видали эстетов, то главная соль оперетки ускользала от них. Хлопоча об успехе пьесы, антрепренер придумал отличное средство: он выписал в Америку Оскара Уайльда, чтобы тот, шумя, проповедовал свой эстетизм. Пусть публика смеется над ним, тем охотнее она будет смотреть оперетку! План удался блестяще. (К.И.Чуковский)
Его первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems; 1881) написан в духе «братьев прерафаэлитов», и был опубликован незадолго до того, как Уайльд отправился с лекциями в США. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны. В самом начале 1882 года Уайльд сошёл с парохода в порту Нью-Йорка, где налетевшим на него репортёрам он по-уайльдовски бросил: «Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал». Проходя таможенные процедуры на вопрос о том, есть ли у него что-либо, подлежащее декларированию, он, по одной из версий, ответил: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности».
Отныне вся пресса следит за действиями английского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась «Ренессанс английского искусства» (The English Renaissance of Art), он завершил словами: «Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве». И слушатели горячо зааплодировали. На его лекции в Бостоне в зал перед самым выходом Уайльда явилась группа местных денди (60 студентов из Гарвардского университета) в коротких бриджах с открытыми икрами и смокингах, с подсолнухами в руках — совсем по-уайльдовски. Их целью было обескуражить лектора. Выйдя на сцену, Уайльд незатейливо начал лекцию и, как бы невзначай оглядев фантастические фигуры, с улыбкой воскликнул: «Я впервые прошу Всевышнего избавить меня от последователей!».
После Оксфорда Уайльд зарабатывал лекциями по искусству в США и Англии. Это была вынужденная мера: к этому времени его отец умер, оставив небольшое состояние вдове и сыновьям, которого вполне хватило бы на скромную и достойную жизнь, вот только никто в семействе Уайльд не умел экономить, и Оскар меньше всех. Ждать помощи было неоткуда: его мать, переехав в Лондон ближе к сыновьям, существовала на свою долю наследства (позже Уайльд добился для нее государственной пенсии), старший брат работал журналистом (невзирая на материнские пророчества, посредственным) и начинал свой путь от тихого пьянства к убившему его в последствии алкоголизму.
Уайльд выстраивал жизнь как театральную мизансцену. Он хотел блистать — и блистал: был желанным гостем в любом модном салоне, литератором, вызывавшим много разговоров, газетных публикаций и карикатур в знаменитом журнале «Панч». Вопреки собственному утверждению о том, что «человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны», внимание Уайльда к деталям было изумительным. Через несколько лет, во время премьеры его первой пьесы «Веер леди Уиндермир», декадентская зеленая гвоздика в его петлице произведет фурор. Его ораторское искусство будет также отточено до мелочей. Студент, услышавший его выступление в Америке, напишет: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты».
Оскар Уайльд любил произвести впечатление. Поразить. Бархатная куртка, короткие до колен атласные штаны, жилет в цветочках, лакированные туфли с серебряными пряжками, берет на длинных каштановых кудрях, лилия или подсолнух в руке. От такого чопорная викторианская публика немела… Потом Уайльд носил безупречные сюртуки и фраки, живописные плащи с атласными подкладками, ослепительной белизны сорочки с жабо, элегантный цилиндр… Однажды его даже прозвали «апостолом Красоты».
Днем он выходил гулять на Пикадилли с цветком подсолнечника в петлице. По вечерам появлялся в клубах и салонах, повсюду оставляя за собой фонтан идей, сарказмов, улыбок, смеха, эллинской веселости и поэтических неожиданностей.
Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Он одевался так, как Уайльд, повторял его остроты, скупал, подобно Уайльду, драгоценные камни и надменно смотрел на мир из-под полуприкрытых век — почти так, как Уайльд.
«Хорошо подобранная бутоньерка для петлицы — единственная связь между искусством и природой»; «Наслаждение — единственное, ради чего нужно жить»; «Лучше быть красивым, чем добродетельным» — да, все это тоже Оскар Уайльд. Но так думали лишь самые пошлые и отталкивающие герои его книг. Уайльд и вправду был настоящим сфинксом. Загадкой. Никто никогда не мог, слушая его, сказать, где его искреннее убеждение, а где лишь желание эпатировать публику. Для чего? Чтобы сорвать с нее маски. Да, он сам играл в жизнь. Сам стал частью своих масок. Но сердце его никогда не подводило. Оно славило чистосердечие, доброту, самоотверженность, как только он брался за перо. Ведь он был настоящим писателем, а искусство живет правдой. Любой вид искусства. Даже сказка.
И он писал о маленькой ласточке, которая, вместо того чтобы лететь в теплый Египет, осталась зимой со Счастливым принцем и исполняла его поручения. До тех пор, пока не замерзла и не упала мертвой от холода к его ногам.
«…Милая Ласточка, — отозвался Счастливый принц, — все, о чем ты говоришь, удивительно. Но самое удивительное в мире — это людские страдания.
Где ты найдешь им разгадку?..
Я весь позолоченный. Сними с меня золото, листок за листком, и раздай его бедным. Люди думают, что в золоте счастье.
Листок за листком Ласточка снимала со статуи золото, покуда Счастливый принц не сделался тусклым и серым. Листок за листком раздавала она его чистое золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры.
«А у нас есть хлеб!» — кричали они«.
В лекциях, прочитанных в Америке, а также в серии трактатов («Кисть, перо и отрава», 1889; «Истина масок», 1889; «Упадок лжи», 1889; «Критик как художник», 19S0; и др.), объединенных в книге «Замыслы» (1891), Уайльд изложил основы своей теории искусства. В этих работах писатель углублял и популяризировал общие теоретические позиции сторонников эстетизма.
Центральным в эстетике и литературной практике Уайльда было понятие красоты. Культ красоты стал для него не только эстетическим, но и жизненным принципом, отвечавшим его глубинным, личным пристрастиям и убеждениям. Не только в искусстве, но и в быту он не терпел все грубое, вульгарное, некрасивое, приземленное. Отсюда его негативное отношение к натурализму, отождествляемому им с «грязью» жизни, а также настороженность к реализму, как синониму «низкой» правды. Уайльд стремился показать, что искусство выше жизни, что оно независимо от жизни и его цель — уход от жизни в мир прекрасных иллюзий.
Знаменитое эссе Уайльда «Упадок лжи» — квинтэссенция его эстетических воззрений. Эссе построено в форме диалога, приема, восходящего к античности, к Платону и Лукиану. Два дискутирующих лица, Сайрил и Вивиэнс, приходят к следующим умозаключениям. Во-первых, искусство — самоценно, оно не выражает ничего, кроме самого себя, развивается по своим независимым внутренним законам. Во-вторых, поскольку искусство выше жизни, его «упадок» связан с попытками подражания природе, реальности. Между тем сила искусства — в фантазии, в воображении. В-третьих, не искусство подражает жизни, а жизнь должна подражать искусству. Наконец, «ложь, умение рассказывать необычайно прекрасные истории и составляет подлинную цель искусства».
Подобные положения развиваются и в других теоретических работах Уайльда. Искусству не пристало заключать в себе какое-либо нравственное, дидактическое начало. Критик же призван исходить из своего субъективного видения явлений искусства, не поддающегося точной оценке, поскольку не существует универсальной правды: «Критика — это хроника жизни собственной души». Критик — это своего рода двойник художника. Рассуждая о театре, Уайльд пишет, что не только на сцене, но и на бытовом уровне мы в конце концов пребываем в мире масок.
По словам одного из первых русских интерпретаторов творчества Уайльда, критика А. Волынского, писатель отрицал «внешнюю действительность как силу мертвую, пассивную», как «грубо-догматический реализм». Он противопоставлял действительности силу вымысла, силу фантазии, называя ее (с присущей ему тягой к эксцентризму) ложью.
Продолжение следует
Источники:
- Корней Чуковский. Оскар Уайльд
- Биография Оскара Уайльда
- Оскар Уайлд. Биография
- Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века.
Великобритания. Глава XIII. Оскар Уайльд: в поисках красоты.
Читать по теме:
3 комментария
Импонирует аналитический и уважительный подход, без нынешней скабрезности и непременных обсуждений «ориентации».
Спасибо за очередной материал академического уровня!
Замечательная статья о самом известном эстете. Спасибо!