Сочельник вновь вернул мысли о трехуровневом мышлении в искусстве, и вот почему я снова вспомнила «Аленький цветочек».
Ирина Анатольевна в «Сказках навыворот» обещала для тех, кто на Западе делал карьеру и поднимался на социальных лифтах на грабеже и развале Советского Союза, вечный кошмар вместо Рождества.
Две недели приходят тревожные вести из Сандрингхэма, где королевская семья традиционно празднует Рождество. В твиттере появилось сообщение о смерти королевы Елизаветы II , оказавшееся фейком. Западные газеты тут же ответили опровержением: «Королева не умерла». Но появились еще более пугающие заголовки: «Елизавету II едва не убил охранник»!
Это не «рождественские» новости, а какой то кошмар на Рождество.
После чтения «кошмарных заголовков» захотелось выяснить, а какие художественные образы в последние два года представили британскую королевскую семью в искусстве и какого уровня мышления.
Нашла три сериала, идущих в 2015-16 годах : английский комический «Виндзоры» и американские драматические «Корона» и «Члены королевской семьи».
Американский сериал «Корона» получил два «Золотых глобуса» и повествует о событиях более 60 летней давности о начале царствования Елизаветы II.
Прошлое – прекрасно, а вот настоящее и гипотетическое будущее монархии – под большим вопросом …в английском и американском сериалах.
Возможно авторы «Виндзоров» только в шутовской форме и смогли озвучить истинные имена некоторых принцев и герцогинь. Камиллу, герцогиню Корнуольскую (шекспировское имя, одна из дочерей короля Лира злодейка Регана была герцогиней Корнуольской), представили …террористкой-экстремисткой, пытающейся взорвать Букингемский дворец!
Как говорится, шекспировский титул обязывает вести себя соответственно. К счастью, попытка жены принца Чарльза не увенчалась успехом, и все остались живы.
А вот Кейт, герцогиня Кембриджская, по сериалу, до замужества действительно убила человека…на боксерском ринге. И написала об этом в дневнике, который украла коварная Камилла.
Во время теледебатов сторонница сохранения монархии герцогиня Корнуольская перед миллионами зрителей обвиняет Кейт, выступающую за отмену монархии, в убийстве и, потрясая дневником, кричит: «Кейт – убийца!» После этого начинается не игра, но битва престолов, и дамы, вцепившись друг другу в волосы, катаются по полу.
Потрясенные поданные голосуют «за сохранение» монархии.
Тот же животрепещущий вопрос референдума (полюбили англичане референдумы в последние годы) об отмене монархии возникает и в сериале «Члены королевской семьи» (The Royals ) .
Король Саймон и королева Елена и их взрослые дети Роберт, Элеонор и Лиам – герои мыльной оперы, которая – возможная проекция будущего британской монархии при Уильяме и Кейт . Играющая королеву актриса Елизабет Херли не только носит знаменитое кольцо с сапфиром и бриллиантами, но и копирует прически и шляпки герцогини Кембриджской.
Это будущее не внушает авторам никакого оптимизма. Начальник охраны убивает из мести короля Саймона и устраивает крушение самолета наследника престола. Как не вспомнить вчерашние газетные заголовки?
Зрителя в трех сезонах сериала ждет множество сюжетных поворотов. Сериал имеет литературную основу – роман «Падение Гамлета». Параллели с шекспировской пьесой очевидны. Вдова короля и его брат Сайрус захватывают власть, оттеснив принца – наследника, которого объявляют «незаконнорожденным». Выясняется, что тридцать лет королева любила другого мужчину и мечтала захватить трон. Генетическая экспертиза – важнейшая составляющая обеих сериалов.
Вспоминаются вздорные обвинения против принца Гарри, который якобы не сын Чарльза, а также скандальная книга профессора Потта о происхождении королевы Виктории. Автор утверждает, что Виктория унаследовала ген гемофилии, выкосивший половину царский фамилий Европы, в том числе и российского цесаревича Алексея, от неизвестного мужчины, а не герцога Кентского, своего отца. Если это предположение, высказанное американским генетиком в 1995 году, верно, то британская королевская семья не имеет прав на престол. Похоже, что авторы сериала решили об этом напомнить Виндзорам.
«The Royals» дошли до середины третьего сезона. Продолжения «Виндзоров» пока нет. Но интересно, что все детали, которые вызывают безудержный смех зрителя в «Виндзорах», так или иначе, имели место в действительности.
Скандал с панамскими оффшорами и коронками из Освенцима отражается в сериале одной фразой персонажа: «Да, я встречался с Гитлером в Аргентине. Ой, я проговорился». Принц Уильям разрывается между выбором – или вымыть пол в туалете кафе, где тайно работает, или лететь на вертолете скорой помощи к больному пациенту.
Туалет принц действительно мыл под пристальным прицелом кинокамер в 2000 году в Чили во время «экспедиции» по закалке характера. Видео обошло весь мир. Летчиком скорой помощи принц Уильям работает в настоящее время. Зритель прекрасно улавливает ассоциации, но задается вопросом, не пора ли принцу заняться вопросами государственного управления? Ведь мальчик вырос, и ему уже тридцать четыре года, игрушки закончились.
Внезапно объявившийся чернокожий наследник принца Чарльза тоже имеет «прототип» в реальности. Это сын принца Монако Альбера от темнокожей стюардессы. А слова Чарльза: «Ты будешь первым чернокожим монархом Великобритании» вызывают ассоциации с «первым чернокожим президентом Соединенных Штатов». И в Англии и в США – впервые и не сказать, что удачно. Вопрос только с «убийством на ринге», которое авторы приписали Кейт.
Зритель недоумевает, какой «ринг» и какое «убийство» они имели в виду? Если практически все эпизоды имеют реальное происхождение, то как быть здесь? Каким боксом занималась герцогиня Кембриджская? Или имеет место иносказание? Камилла в реальности ( по газетным заголовкам) во многом Кейт обвиняла. Зрителя удалось заинтриговать, но будет ли продолжение?
Но в целом, несмотря на богатые ассоциации с реальностью «Виндзоров», это первый уровень, так как действие, даже на референдумах, вращается вокруг личных проблем одной, хотя и королевской семьи. Связи с обществом самые поверхностные. Героям нет дела до проблем поданных.
И английские и американские авторы постоянно это подчеркивают, почему и предлагается референдум: «А не отменить ли монархию как бесполезный для общества институт». Если на государственном уровне решают только семейные, то есть, личные проблемы проблемы, то рано или поздно это приводит к краху. Британская история это продемонстрировала сполна.
Если авторы сериалов превращают в чудовища некоторых принцев и герцогинь, то мне захотелось вернуться к сказке «Аленький цветочек», вернее, к двум старым советским фильмам 1977 и 1991 годов и пересмотреть их на Рождество, чтобы поднять настроение и забыть про кошмары.
В «Аленьком цветочке» 1977 года бросается в глаза «сужение кругозора» героев. У Пелагеи описан огромный, манящий, интересный мир: «Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, королевствам невиданным».
В мультфильме этот масштаб путешествий купца, который до «зверя лесного» ровно два года добирался, передан фразой : «Может это не конец, а начало?» А в фильме мы видим убогую деревню и герой Льва Дурова скорее деревенский торговец, а не купец. Выбрался с нехитрым товаром и единственным попутчиком поторговать по соседству. Но никакого города или торгового места он не достигает. Зрителю кажется, что он смотрит сказку «Морока».
Купцу постоянно что то мерещится. То петух в собачьей конуре, то аленький цветочек в папоротниках, то уснет и заедет в реку по пояс. Он то ли спит, то ли бодрствует. Будто воли лишился и действует по «знамениям» и «знакам». Странный старик, единственное человеческое существо, встреченное в дороге, дарит ему злат венец и зеркальце и заманивает во дворец, отправив на лодке по заросшему озеру. Сад, где растет цветочек, скорее дикий и непролазный лес.
Все страшное, заросшее, корни да пни, только под ноги успевай смотреть. Недаром один из зрителей посчитал в детстве этот «Аленький цветочек» фильмом ужасов. Да, атмосфера там, скажем, тягостная. И что характерно, Аксаков не упоминается в титрах: «Фильм снят по мотивам сказок «Красавица и чудовище»!
Произошел отход от сказки ключницы Пелагеи в пользу сказок Вильнев и Бомон! Самый яркий персонаж фильма – волшебница в исполнении Аллы Демидовой. Она затмевает и купеческую дочь Аленушку, и принца советского кино Александра Абдулова. А это смещает все нравственные акценты. Отрицательный персонаж становится интереснее и притягательнее положительных. Это нивелирует счастливый конец.
Еще большей деформации подвергся сюжет в «Купеческой дочери и таинственном цветке», фильме, который стал совместным производством еще дышащего на ладан СССР и уже объединенной Германии. Снимали в Архангельской области и Калининграде. Действие происходит зимой, точнее, на Рождество и Святки, когда положено гадать о суженом.
Няня рассказывает о золотом венце, зеркальце и аленьком цветочке. А младшая дочь Аленушка гадает на суженого как положено и видит в зеркале прекрасного заморского принца! В фильме «зверю лесному» противостоит не злая волшебница, но колдун, который принимает его внешность и отбирает королевство.
Подданные отворачиваются от принца в отличие от сказки Пелагеи, где «тысячи душ вместе со мною берегут тебя. Не дадим пылинке на тебя сесть». Предательства нет в русской сказке. Но оно расцветает бурным цветом в фильме. Чудовище не только не способно никого устрашить, но его самого сажают на цепь, и похищаю Аленушку. В фильме купеческая дочь видит колдуна с внешность принца, который явился ей на Рождество.
Появляется тема соблазна, обмана и морока. Девушка фактически соглашается выйти замуж, но только просит разрешения вернуться домой за родительским благословением. Зрителю непонятно, зачем и почему героиня возвращается, почему плачет и просит прощения у героя.
Своим согласием на брак она уже предала его. Ясные нравственные акценты сказки размываются. Оба фильма, увы, переводят сюжет с третьего на первый уровень, а смещение нравственных акцентов принижает и художественные достоинства фильма. Счастливый конец – а как то нерадостно. Атмосфера эпохи оказала пагубное влияние на оба фильма.
Параллели видятся в публицистическом цикле Ирины Дедюховой, посвященному деревенской прозе Валентина Распутина «Живи и помни». С конца семидесятых годов в обществе начинают гасить все яркое и самобытное, выдвигая на первый план серость. Подобная душная атмосфера нашла выражение в прочтении сюжета «Аленького цветочка» не лучшим образом.
После 1991 года не появилось ни одного фильма или мультфильма по русской сказке, а только зарубежные мультфильмы и мюзиклы «Красавица и чудовище». Идет только в Москве в театре имени А. Пушкина спектакль «Аленький цветочек» для детей. Но хотелось бы, чтобы российские режиссеры вспомнили про замечательный мультфильм 1952 года и сняли полнометражный художественный фильм.
А то опять будем довольствоваться «Красавицей и чудовищем» с Эммой Уотсон, бывшей Гермионой Грейнджер. Можно сделать вывод, какая эпоха на дворе, такой и «Аленький цветочек» будет. Эта старая сказка, рассказанная ключницей Пелагией три столетия назад на Пасху 1798 года, как лакмусовая бумажка для российской культуры и общества, как барометр, который показывает то штиль, то приближение бури, то упадок, то расцвет.
Читать по теме:
9 комментариев
Спасибо!
Очень интересно!
Интересное наблюдение. После разбора художественных произведений Ириной Анатольевной и Еленой Бертрановной по наличию — отсутствию уровней проявился навык практически с ходу определять художественные произведения в данной части. Спасибо!
8 января сериал «Корона» получил приз «Золотой глобус» как лучший драматический сериал 2016 года. Актриса Клэр Фой получила «Золотйо глобус» за роль королевы Елизаветы II как лучшая актриса сериала. А создатели сериала разразились политическими заявлениями как демократы и сторонники Хиллари Клинтон. По их признанию, сериал современен так как в нем речь идет о «профессионализме в управлении», и, опять по их мнению, мир столкнется с проблемой отсутствия профессионализма в управлении при Трампе.
И вам спасибо, Дмитрий и Жоржик! Продолжаю свою мысль.
Сказка «Аленький цветочек» — камертон для определения состояния «управления» в стране. Когда с управлением все в порядке, то герои сказки – дееспособные люди, ставящие перед собой «инженерные» задачи по достижению поставленной цели – как, кто, когда, каким средствами должен ее осуществить. Купец – «знаю я за морем такого человека, работа будет немалая, да против моей казны супротивного нет». То есть «работа» и «исполнители». Как говорили и Николай I и Сталин, «мы – инженеры». Этой уверенностью пронизана сказка Аксакова 1856-58 и мультфильм 1952 года, которые как итоги николаевской и сталинской эпох.
Что в фильме 1977 года? У главного героя – «дискретное мышление». Он не в силах составить поэтапный план достижения цели и носится за химерами в виде «странного старика». На первый план выдвигается русское «авось». Сказка выявила в поздней брежневской эпохе начавшиеся проблемы управления. Нет ни третьего, ни второго уровня. Дочка купца осмеивается с первых кадров за желание спрятаться на возу и уехать с отцом. Она не способна дать отпор волшебнице в их бесконечных диалогах про то, есть сердце у чудовища или нет. Героиня Аллы Демидовой нигде не позиционируется авторами как «злая волшебница», как отрицательный персонаж, но показана страдающей, брошенной женщиной, которая может вызвать даже сочувствие. Старик — слуга не может бросить эту страдалицу, и отправляется в изгнание вместе с ней. Не дай бог, еще что с горя сотворит. За ней как за ребенком нужен глаз да глаз. Где ответственность взрослого человека?
Изгнание героини Алыл Демидовой добровольное, так как принц простил свою обидчицу. В картине нет грандиозной борьбы Добра и Зла как завязки сюжета как в сказке Пелагеи . Зритель теряет нравственные ориентиры в фильме как и в жизни конца 70х годов. Нравственные ориентиры размывались. И это неизбежно низводило повествование с третьего на первый уровень. Наступала эпоха так называемой «конвергенции», дряхлых генсеков с расстроенной речью и настолько неспособных внятно и четко произнести русское слово, что возник анекдот про «секс музыку». Если «перестройка» заклеймила брежневскую эпоху как «застой», то сейчас выясняется , что из-за проблем управления полному сил обществу не дали развиваться. Сейчас узнаем, какие научные и экономические проекты были свернуты, так как подрывали устои «управления партократии». Фильм 1977 года показал растерянность общества, в прямом смысле слова потерявшего ориентиры, цели и не знающего, куда идти. Фильм также — пример конвергенции, то есть слияния русского «Аленького цветочка» и западной «Красавицы и чудовища», а также проблем с «управлением», которые начались у герантологических партократов.
В фильме 1991 года – клубок неразрешимых противоречий, верный признак того, что система пошла вразнос, когда главная героиня теряется в определении, кто ей друг ,а кто враг. Все пронизано ложью и предательством . Реальность двоится. Про составление планов на пути к цели и речи нет. К внешности принца героине придется «привыкать», так как раньше это была личина злого колдуна. Ну а после 1991 года пошел западный импорт одноуровневой «Красавицы и чудовища». Ни одной версии трехуровнего «Аленького цветочка».
Дмитрий, Ирина Анатольевна дает не только навык, но метод и потрясающий по эффективности инструментарий в определении , что не так в западных сказочках последних лет.
Приведу как пример цитату из «Сказок навыворот» про «Зимнюю сказку» ( роман)или «Любовь сквозь время» ( фильм):
«Постоянно идут какие то сказочки про договор с дьяволом. Давайте вернемся еще раз к «Зимней сказке»…Но отношение к чуду чисто шкурное, если вы заметили. Да и веет неприкрытым аморализмом от хорошо знакомого нам «грешить и каяться». Подвернулась юноше удачная партия, он сразу решил стать хорошим…почему нет? А при этом служил подручным у дьявола…Захотел – зашел, наворовался под завязку, — вышел. Полнейшая «цитадель справедливости». Такие все милые, славные. И душу Люциферу за них продали другие. А они такие нежные как феи Сирени».
Вспоминаю эту цитату при просмотре каждой американской сказочки. И понимаю, что «шкурное отношение к чуду» становится брендом и кочует из одного фильма в другой. Вот на вебинаре вспомнили новейший блокбастер «Боги Египта». Там тоже помощником бога Гора становится…уголовник, мелкий воришка. Коробит сцена, где возлюбленная воришки, очередная «нежная как фея Сирени», без тени сомнения одевает краденное на ярмарке платье и в нем идет на праздник. Не нашлось для Гора лучшего помощника, которого он еще и оставляет на «хозяйстве» над Египтом во время своей отлучки. Фильм на этом благополучно кончается. Зритель уходит их зала с мыслью: «А может, после слова «Конец» самое интересное начнется? Точно парень «перековался» или опять начнется «зашел – наворвался — вышел»?
Или сериал «Виндзоры». Единственная положительная героиня ( согласно рецензиям), герцогиня Кейт, совершила в прошлом убийство, факт, который она тщательно скрывает от мужа и новых родственников. Кажется, что героиня должна в душе глубоко раскаяться и поклясться больше никогда не распускать руки и не превышать самообороны. Но что зритель видит, когда ее разоблачает Камилла? Жена принца Чарльза, конечно, представлена записной злодейкой, но смотреть как молодая женщина руками и ногами избивает старуху шестидесяти девяти лет, невозможно! Кейт словно перепрыгнула в «Виндзоры» из молодежной антиутопии «Голодные игры»! Неужели авторы не смогли придумать для героини убедительных слов, а не ударов соперницы головой о стену? Где раскаяние, где хотя бы осознание содеянного? О судебном разбирательстве случая и речи нет. А ведь вопрос легитимности действий сам собой напрашивается. По какому праву положительная героиня так себя ведет? Избиваемая Камилла , торжествуя кричит в телеэфире: «Смотрите! Теперь она хочет убить меня!» Авторы оправдывают хулиганку- герцогиню и отдают ей симпатии подданных, желающих видеть ее новой королевой! Супруга тоже не смущает ни убийство, ни публичное избиение его мачехи на глазах миллионов телезрителей, и он готов повторить публично клятвы верности еще раз. Зритель невольно задается вопросом: «А что такая парочка, которой закон не писан, может натворить на троне?» Как то зрителю становится тревожно за подданных при таких королях. После увиденного неожиданно читать рецензии, в которых героиня описывается как «добрая и кроткая». Ну, прямо еще одна «фея Сирени».
Проанализировав три фильма 2014 и 2016 годов, приходишь к неутешительным выводам о трех уровнях мышления и сознания в современном западном кинематографе.
Большое спасибо!
Да, ещё одно интересное наблюдение. Ваш пример анализа показал, что всё реально и достижимо. Одно дело, когда Ирина Анатольевна что-то показывает и рассказывает. Это что-то воспринимается как нечто очень красивое, но малореальное. Другое дело, когда подобное делает кто-то, кроме Ирины Анатольевны. Тут напрашивается аналогия с первым ребенком и последующими в нормальной семье, когда первый начинает говорить в более старшем возрасте, чем младшие дети, у которых перед глазами живой пример не только родителей, но и практически такой же, как они. :)
Вы абсолютно правы, Дмитрий! Стоит только начать, и начинаешь щелкать сюжеты и образы как орешки. Вот еще свежий пример из сериала «The Royals» — «Членов королевской семьи». Самый популярный персонаж, за которого судя по рецензиям английских газет больше всего переживают зрители, брат- близнец воришки из «Зимней сказки». Тут канва посложнее, но активно использовалась и Агатой Кристи и Сидни Шелдоном, но в правильном нравственном аспекте. Парочка решает вдвоем кого то ограбить. Ну вспомните «Убийство ан Ниле», по которому снят не один фильм. Кристи осуждает своих героев, которые несут заслуженное наказание. Что в сериале? Там потомственный аферист, сын воров из Лас-Вегаса решает доказать родителям, что способен провернуть супердело, не просто кражу. Со своей сообщницей он устраивается охранником в Букингемский дворец к принцессе Элеонор, чтобы украсть уникальный бриллиант. Принцесса- наркоманка и скандалистка не способна героя «склонить» на путь добродетели. Сначала он ее шантажирует скандальным видео. Но потом….что то происходит. Авторы намекают, что парень влюбился. И как и воришка из «Зимней сказки» доказывает принцессе и ее семье, что он, конечно, вор и бродяга, но любит искренне. Джаспер раскрывает убийство короля, совершает еще много «добрых поступков», доказывающий его исправление. Та же схема «захотел – наворовался под завязку — вышел». Зритель чувствует тот самый «шкурный интерес». Парень осознал ,ч то лучше быть «хорошим» и жениться на принцессе. Это принесет больше дивидендов, чем кража бриллианта. В этом суть «исправления». Зритель это отлично чувствует. И сказочка не взлетает.