В сентябре театры открывают сезоны, а учащиеся снова садятся за парты. Это время новых планов и свершений встречают по-разному. Говорят, что человек должен учиться всю жизнь, иначе сама его жизнь пройдет впустую. Но скольких людей вокруг – ничему не способна научить и сама жизнь…
И пока где-то гремит канонада, где-то разгораются жаркие политические баталии, душа рвется к прекрасному.
Санкт-Петербург без лишнего шума, деловито и основательно возвращает себе позиции поистине культурной столицы России. И это тем более удивительно, что последние годы театральный Олимп Москвы сотрясали скандалы, в эпицентре которых неизменно находились… именно выходцы из «Северной Пальмиры».
Осень сделала Санкт-Петербург еще более прекрасным, строгим и неповторимым в своем очаровании. А сама удивительная атмосфера этого города не несет в себе… пренебрежение к зрителю. Об этом не принято говорить, но разве мы уже не привыкли воспринимать как должное — явное пренебрежение к успеху у отечественной публики? Вначале театры начинают ориентироваться на нынешних нуворишей, затем репертуар стремительно приобретает скандальный оттенок пошлости, постановки становятся все дороже и все менее бесспорными в творческом отношении…
А так хочется вернуться в театр после лета, чтоб ощутить давно забытое: тебя здесь ждали, думали, чем же порадовать? Пусть это старомодно и наивно, но накануне долгой зимы так хочется согреться душой в театре после его гастрольных странствий. Ведь сентябрь — это встреча с театром после разлуки.
Такие мысли меня посетили, когда я решила полюбопытствовать, как наши ведущие театры, сохраняющие классический репертуар, открыли новый сезон. Вечером 8 сентября меня ожидал великолепный сюрприз — Михайловский театр в Петербурге открыл сезон дерзко, весело и блистательно! Вечер одноактных балетов прошел при полном аншлаге, оставив на весь сезон те чувства катарсиса, экстаза и упоения, которые сегодня зритель может найти только в сокровищнице классического искусства.
Почему именно Михайловский? Думаю, все уже догадались. Куда ж сегодня направиться на открытие сезона, как не в Михайловский театр, ставший признанным «уголком оскорбленного чувства» самых любимых зрителями звезд балетной сцены.
Так получается, что в Большом театре создаются невыносимые условия всем, кто создает славу этого театра, ради кого зрители едут в столицу, чтобы лично поприсутствовать при настоящем священнодействии. А вот то, что происходит потом с нашими кумирами за кулисами… ранит не только их, но их поклонников.
И чтобы принять измотанных и опустошенных наших кумиров из ГАБТ, руководству Михайловского театра мало создать условия для творчества, чисто человеческую атмосферу высокого искусства. Мы все понимаем, что здесь надо проявить порядочность и смелость, — основные составляющие уникальной «питерской» культуры, без которых она утрачивает смысл.
Среди балетов разных эпох в тот вечер давали две премьеры: «Привал кавалерии» Мариуса Петипа (привет из блистательного ХIХ века) и «Класс-концерт» Асафа Мессерера, советская классика века двадцатого. А завершил вечер балет «Белая тьма» культового балетмейстера нового столетия Начо Дуато.
В «Класс -концерте» на сцене предстали все звезды Михайловского театра , в том числе ранее ранее блиставшие на сцене Большого. Наталия Осипова, Иван Васильев, Анжелина Воронцова, Леонид Сарафанов…
Полина Симеонова демонстрировали свои возможности на грани фантастики: вращения, прыжки, поддержки. Эти балеты создали такое жизнеутверждающее впечатление у публики, что в антракте восторженные зрители… начали летать по лестницам Михайловского как артисты на сцене.
Невероятный успех премьер отметили газеты от официального органа правительства «Российской газеты» до гламурного журнала Elle. Потому что атмосфера настоящего творчества и подлинного искусства зажигает все слои общества.
Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I.
Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I: Михайловский дворец, расположенный на площади Искусств, служил великому князю резиденцией, а театр стал камерной сценой, принимавшей высокопоставленных гостей из числа императорской семьи и приближённых.
Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева.
Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один ярус увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами, богатой лепниной и фигурами кариатид, украшающими и сегодня портал над авансценой.
Постоянная труппа в театре появилась в 1918 г., до этого здесь играли немецкие и французские актеры. 6 марта 1918 г. — день рождения оперной труппы Михайловского театра.
Театр стал называться вторым государственным оперным театром Петрограда. В 1920 г. — Государственный академический театр комической оперы, с 1921 г. Малый академический театр, с 1926 г. Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ)
В 1920-е гг. театр был ориентирован на исполнение опер и балетов советских композиторов. Тогда он получил неофициальное название «лаборатория советской оперы».
В 1989 г. театру присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского, в 2001 г. Михайловскому театру возвратили историческое имя.
По инициативе и на личные средства нового директора Михайловского театра В.А. Кехмана в рекордно короткие сроки был произведен ремонт здания. Возрожденное парадное убранство зала и зрительской части позволяет зрителям комфортно проводить время в театре.
Где же еще увидишь такую ремарку на сайте театра? Только в Михайловском!
Здесь сохраняется ощущение, что именно тебя ждали с нетерпением к новому сезону. Не встретила надутых чопорных лиц привычных столичных снобов, приятное оживление в публике.
И весь сентябрь Михайловский театр проводит парад балетов со звездами… Чуть было не упавшими, не погасшими, но вдруг засиявшими на питерском небосклоне новыми неповторимыми красками. Какая это почти забытая в русском балете — творческая щедрость на радость нам, зрителям. Здесь мягко переводят жгучую болезненную ревность ГАБТ — в творческую плоскость.
Балетный фестиваль заменил не состоявшиеся гастроли театра на сцене Большого театра, отмененные после слов директора Михайловского Кехмана о возможном выступлении в роли сеньора Капулетти бывшего премьера Большого Николая Цискаридзе в «Ромео и Джульетте» вместе со своей ученицей Анжелиной Воронцовой.
Я не упоминаю о том, какие некрасивые чувства, совершенно неуместные в высоком искусстве, всколыхнули эти слова, которые мы, зрители, восприняли с ликованием. Когда уже наши балетные воротилы поймут, что «воспитывают» зрителя — творчеством и репертуаров, а не скандалами и заказными рецензиями.
К слову, за минувший сезон юная Анжелина, по оценкам восхищенных зрителей, — стала подлинной надеждой и опорой Михайловского, станцевав… 12 партий (!!!), в том числе совершенно блистательно Одетту–Одиллию в «Лебедином озере», которую ей не дали станцевать в Большом.
Если учесть все сложности сезона, включающие и вызовы в суд по делу ее гражданского мужа Павла Дмитриченко, то работоспособность, талант и выдержка балерины достойны восхищения.
Ее учитель Николай Цискаридзе дебютировал в Михайловском театре в балете «Тщетная предосторожность», и Кехман намекнул, что в сезоне 2014-2015 зрителей еще ждут приятные сюрпризы.
К темам проходящих в «Книжной лавке» вебинаров следует добавить, что на сцене Михайловского театра Анжелина исполнила и главную партию в балете «Лауренсия», хореографическом переложении «драмы чести» Лопе де Вега «Фуэнте Оверхуна«.
Николай Цискаридзе как ректор встретил сентябрь торжественной линейкой в Академии русского балета.
Прошедший под его руководством учебный год 2013-2014 удался в полной мере, несмотря на истерию в СМИ, – восемь прекрасных «Щелкунчиков» в новогодние праздники, замечательные концерты в Эрмитажном театре весной… а кульминацией стал искрометный выпускной концерт на сцене Маринского театра.
Вручение дипломов наверняка запомнилось выпускникам на всю жизнь, так как впервые проходило в торжественной атмосфере венецианского карнавала в тронном зале Екатерининского дворца с бальным Променадом.
27 августа Николай Максимович со своими воспитанниками закрыли в Каннах фестиваль российского искусства, представив «Послеполуденный отдых фавна» и «Пахиту». Цискаридзе еще раз подтвердил свое звание «любимца Франции» — зрители устроили стоячую овацию…
…И, как бы не хотелось отрываться от этого балетного пиршества Михайловского театра, но пришлось заглянуть и в ГАБТ, который сегодня наполнен каким-то закосневшим официозом, губительным для настоящего искусства.
Открытие сезона в Большом театре началось не с премьер, а с унылых интервью директора Урина и худрука Филина, которые знаменуют новый этап подковерной борьбы. Околобалетная публика уже начала гадать, чей труп вылетит из-под ковра на сей раз… Как все понимают, простой публикации разоблачений подробностей личной жизни, здесь стало явно недостаточно еще год назад.
В интервью Российской газете под красноречивым заголовком «Зачем балерине кодекс?» директор рассказал о заключении коллективного договора. Хотя, по его признанию, стороны и услышали друг друга, но не удалось скрыть полгода ожесточенных баталий в театре и настроение недоверия труппы к руководству.
Владимир Урин: История с коллективным договором получилась непростая и потому довольно продолжительная. Дело в том, что коллектив театра никак не мог договориться, кто конкретно будет представлять его интересы. Коллектив у нас большой — три с лишним тысячи человек. Кроме того, в театре официально зарегистрированы три профсоюзные организации. При этом они представляют всего лишь треть работников. Поэтому сначала необходимо было определиться, кто будет представлять всех и с кем договариваться. С этой целью мы собрали конференцию коллектива, чтобы выбрать 10 человек, которые должны были войти в состав комиссии по выработке проекта коллективного договора. Я также предложил, чтобы помимо десяти человек, выбранных коллективом, в комиссию вошли представители всех профсоюзов и 10 представителей от администрации. И с того дня каждый понедельник по 3 часа в день мы по буквам и пунктам этот большой документ постепенно проходили.
Вроде подписанием договора поставлена последняя точка, но признание директора о возможности его увольнения в любой момент без объявления причин наводят на мысль о шаткости, зыбкости, неустойчивости и возможности новых назначений и скандалов.
Речь идет о назначении Черномуровой вместо уволенного год назад Фихтенгольца в отдел перспективного планирования, который отныне начнет занимать не только оперой, но и балетом, что вызвало бурное обсуждение с использованием слов «непотизм» и «коррупция».
Судя по этому кадровому шагу, в ближайшее время ГАБТ ожидает не только смена конкретных первых лиц, но и серьезная структурная реформа.
Опять «реформы», ни шагу без «реформ». Но разве в этих реформах прозвучит главное? Павел Дмитриченко — в тюрьме, об этом универсальном премьере, восходящей звезде балета, здесь вспоминать не принято, а проблемы, на почве которых возникло «дело о кислотной атаке в ГАБТ», чувствуется, остались прежние. Решаются только иначе…
Как избавиться от сожаления… может и наивного, но такого жгучего? Взяли бы они, выгнали Павла Дмитриченко в Михайловский вместе с Анжелиной, не ломали бы жизнь и судьбу… да и реформировались, хоть во главе с Владимиром Мединским! Он бы с огромным удовольствием!
Все очень выгодно, удачно и достойно, если не учитывать родственные связи «вдохновителя и исполнителя серьезных проектов». А если их учесть… то можно посомневаться в том, что подобная семейственность может принести хоть какому-то театру «серьезную репутацию», не говоря о ГАБТ. Здесь «творческие союзы» издавна разлагали любую «творческую атмосферу», уничтожая все «репутации».
Подобная «семейная» атмосфера в руководстве — хороша для кафе-шантана, не способствует расцвету творчества в классическом балете. Публика критикует скудость балетного репертуара на первое полугодие с засильем балетов малых форм, которые не способствуют проявлению способностей огромной труппы Большого. Да и совершенно не соответствуют назначению главной балетной сцены страны.
В ответ «любители и друзья большого балета» на своем форуме печалятся об окончании якобы «золотого минивека Филина» в театре. Чем славен этот «минивек» длиной в три года и заслуживает ли названия «золотого», сказать сложно. Разве что одним словом, но вряд ли культурно будет — начинать с одного слова по поводу «золотого минивека».
Игнорируя российских хореографов за огромные деньги в Большой театр стащили весь европейский ветхий балетный хлам : развесистую клюкву «Онегина» Кранко, рассчитанных на небольшие сцены и труппы «Аполлона Мусагет» Баланчина, , «Квартиру» Экка, «Даму с камелиями» Ноймайера, совершенно потерявшихся на огромной сцене главного театра страны.
За годы филинского «минивека» покинули театр несравненные и неповторимые звезды Большого Цискаридзе, Осипова, Васильев, Светлана Лунькина, Анжелина Воронцова… Многие критики и зрители заговорили о том, что сейчас уровень Большого театра демонстрирует именно Михайловский театр, где публика от радости скачет по ступенькам.
Но окончание этого псевдо-«золотого века» означает, что наступает иная эпоха, отнюдь не филинская. Хотя и оглашение балетных планов на 239 сезон не внушает зрителям оптимизма. Возобновление «Легенды о любви» Григоровича ожидается в октябре. А две премьеры состоятся только в 2015 году. Приглашение иностранных балетмейстеров, — украинца Раду Поклитару для постановки «Гамлета» и работающего в Сан-Франциско Посохова для «Героя нашего времени», — вызывают вопросы. А где же российские хореографы, работающие в России?
Филина ничему не научил неудачный опыт с премьерой «Ромео и Джульетты» Поклитару, вызвавший грандиозный скандал во время лондонских гастролей Большого…
…В сентябре на голубом экране для нас тоже подготовили… «премьеру» в духе «воспитания зрительского восприятия». В программе Андрея Малахова отметил свое 66-летие член Попечительского совета Большого, экс-министр культуры Михаил Швыдкой.
Ощущение от этого зрелища возникло странное, вызывающее ассоциации с романом «Унесенные ветром»… Именниник и его гости смотрелись пришельцами из иной эпохи, лучшие времена которых безвозвратно канули в лету. Танцы виновника торжества зайчиком с покойной Людмилой Гурченко под елочкой… Наина Ельцина, варившая холодец до трех часов ночи, о чем с придыханием поведала супруга Михаила Ефимовича… не рождают «сопричастности». Не для нас варился холодец, не для нас была поставлена та елочка. А вот побывать «вприглядку» на чужом дне рождении, не солоно хлебавши… что за радость?
Все эти юбиляры смотрелись персонажами давно ушедшего времени. То ли паноптикум, то ли оживший музей восковых фигур… Перекличка прошлого и настоящего становилась особенно щемящей в кадрах рекламы Боржоми. Супруга Щвыдкого когда-то снималась вместе с Кикабидзе в «Мимино» в проходном эпизоде. И вот поседевшие и постравешие они снова встретились в кадре.
Через день Марка Захарова госпитализировали в Германию из-за сломанной шейки бедра. Смотришь и перживаешь за судьбу и Захарова, и Ширвинда, и Костолевского, когда-то бывших кумирами и красавцами, а ныне постревших, утративших харизму и энергию. Как говорится, «Грустно, девицы».
…Особенно грустно, что весь этот телевизионный день рождения выглядел столь одиозно из-за скаредности тех, кто собрался в студии. Не передали они «эстафету творчества» вовремя, чтобы не напоминать о себе так неуместно и настойчиво. Вспомнили, наконец, как нужно бывает и искреннее отношение зрителей, их благодарность.
Вот и пришлось напоминать о себе… как привокзальным попрошайкам. Вроде и грех не подать, а такое гадкое чувство от этого вымогательства. Разве сами не понимают, что люди в дороге, где им самим нужна каждая копейка. А дорога у нас называется — «путем реформ»! Мы-то давно у них ничего не просим…
4 комментария
Уфф! Досмотрел «Тщетную предосторожность»!
Елена, спасибо за такое роскошное открытие сезона! Очень интересно, масса впечатлений!
Огромное спасибо за «окошко» в театральную действительность! Как просто и как доступно! Изумительное и очень смелое «обозрение»! Спасибо!!!
Ольга, совершенно с вами согласна! Так просто и прозрачно, как солнечный сентябрьский день! Так светло и свежо написано!
Спасибо, Елена!
Елена, это очень правильно и в вашем исполнении замечательно писать о таких вещах. Не у всех есть возможность лично побывать в столичных театрах. Столичная же критика уж больно снобистская, да и пишет для какого-то своего междусобойчика на странном почти птичьем языке. А отрываться не хочется. Спасибо вам. Пишите, ещё раз, пишите. Это востребовано, поверьте.
Послушал ваше выступление на вебинаре. Очень многое разъяснилось. Надеюсь, что вы будете продолжать свои увлекательные рассказы.