…Ее признал я в вихре бала,
Когда, воздушнее мечты,
Она, беспечная, порхала,
Роняя ленты и цветы…
И вился ль локон самовластный,
В корсете ль ленточка рвалась —
Все был светлей мой сильф прекрасный.
О сильфы, сильфы, верю в вас!
Ужель пред изумленным взором,
Светла, воздушна и легка,
Как чудный гость издалека,
Она мелькнула метеором…
из стихотворения «СИЛЬФИДА» (LA SYLPHIDE) Беранже
1 сентября 2014 года старейшее учебное заведение России — Академия русского балета имени А.Вагановой в 277 раз открыла двери перед учащимися. Ее ректор народный артист Николай Цискаридзе подчеркивает «балетное образование в нашей стране существует дольше государственности США». Сравним – указом императрицы Анны Иоанновны прообраз академии театральное училище было образовано в 1738 году. Декларация независимости США была принята на Втором континентальном Конгрессе 4 июля 1776 года.
На торжественной линейке ректор напутствовал учеников словами замечательного английского поэта лорда Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», которые были повторены им 1 октября во время посвящения первоклассников в артисты на сцене Эрмитажного театра. Вышесказанное можно считать девизом самого Мастера.
В октябре исполняется год с момента назначения его и.о. ректора самой знаменитой балетной школы мира. Решение министерства культуры вызвало бурю. Но Николай Цискаридзе еще раз доказал свою стальную волю и показал железный характер. Не обращая внимания на истерию в СМИ и «карманных» ресурсах Интернета, очередную умело организованную кампанию клеветы и оскорблений, — он, засучив рукава и проводя дни и ночи на работе, начал творить и созидать.
Как известно, «кадры решают все». А решать сегодняшним кадрам приходится… порой вопиющие вещи в ходе длительного и полного пренебрежения проверенных веками, уникальных в каждой сфере приложения человеческих усилий — стандартов.
… Уже на первом заседании Координационного Совета по хореографии болевых точек наметили достаточно много. Ставшая председателем Совета Марина Леонова считает -начать следует с кадров, которых катастрофически не хватает. «В первую очередь, это, конечно, кадры. В вузе каждый педагог должен иметь высшее образование. И это делается двумя академиями. Нашей – это и очное, и заочное отделение. В ГИТИСЕ тоже дают образование для педагогов хореографического искусства. Есть учебные заведения, где можно этому научиться», — объяснила она.
Николай Цискаридзе, возглавляющий Вагановку, теперь еще и заместитель Координационного Совета. Николай Цискаридзе считает: лучше, чем советская система взаимодействия образования, когда провинциальные училища подчинялись московской и ленинградской школам, нет. Нужно вернуть эту традицию и ввести единые стандарты для всех училищ.
«Стандарты должны быть инициированы и созданы большими профессионалами, и во всей стране должны учить все одинаково. Тогда это образование имеет смысл», — считает Николай Цискаридзе.
Многие юные танцоры сегодня слишком много участвуют в театральных постановках. Растет количество профессиональных травм, чем Николай Цискаридзе серьезно озабочен.
«Проблема, которой никогда не было в СССР – это травмы. Профессиональные травмы, которые начинаются в том возрасте, в котором их никогда не было. Потому что 21 «Щелкунчик» — это катастрофа для ног детей. А 22 спектакля в месяц для малышей – это прекрасно с точки зрения радости. Но стресс для организма колоссальный», — объясняет Николай Цискаридзе…
«Россия Культура», Новости культуры от 18 12 2013 19:30
Блестящим кадровым решением нового руководителя было приглашение изумительной балерины Жанны Исмаиловны Аюповой – эталона питерской балетной школы, «сильфиды русского балета», редчайшего типа романтической танцовщицы, которую Нуреев выбрал для своей прощальной «Сильфиды».
Аюпова и с Цискаридзе станцевала возобновленный фокинский балет «Видение розы». Сейчас вместе они составили блестящий тандем «принца и сильфиды» для развития балетного образования и сохранения традиций классического искусства.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 декабря. Педагог Михайловского театра Жанна Аюпова переходит работать в Академию русского балета им. Вагановой. Она займет место уволившейся экс-худрука Алтынай Асылмуратовой. «Николай Цискаридзе и Жанна Аюпова достигли договоренности о ее переходе в академию», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Министерства культуры РФ. Кроме того, в Минкультуры отметили, что назначение Аюповой состоится совсем скоро. «Уже до нового года Аюпова перейдет в АРБ исполняющей обязанности худрука, если Цискаридзе будет избран ректором в начале следующего года, то и она будет назначена на должность», — сказали в министерстве.
Отметим, что с 11 декабря народная артистка России Алтынай Асылмуратова вышла на работу в качестве советника генерального директора Михайловского театра.
Напомним, 28 октября стало известно, что народный артист России Николай Цискаридзе назначен и.о. ректора Академии Русского балета имени Вагановой. А место первого проректора — художественного руководителя Академии русского балета им. Вагановой Алтынай Асылмуратовой по решению Минкульта должна была занять балерина Мариинского театра, народная артистка РФ Ульяна Лопаткина.
Николай Цискаридзе, получивший и педагогическое образование и ставший летом магистром права, доказав, что муза Мельпомена может найти общий язык с Фемидой, — вникал во все детали руководства прославленным заведением, от пожарной безопасности до рациона школьной столовой.
Архитектурный шедевр Росси, внесенный в список наследия ЮНЕСКО, огромное шестиэтажное здание — требовал внимания и ухода. В этом удалось разобраться. Причем, в нормальном деловом русле, без шумихи и привлечения внимания общественности.
После встреч в кабинете ректора были учтены пожелания учеников. Невкусно готовят в столовой? Ректор, проректора и деканы присоединились к ученическим трапезам и обновили рацион, в том числе — капустными котлетами, прозванными народом «николаевскими». За котлетами появились «николаевские дорожки» в коридорах и на лестницах, чтобы снизить травматизм и уберечь детей в легких балетках от простуды. Заказали удобную и красивую форму разных цветов для младших и старших классов.
Раньше ученики ходили,что называется, кто во что горазд. Это как-то незаметно сказывалось подбирающейся тихой сапой — нетребовательностью к себе и безотвеьственностью, которыми пропитана вся наша сегодняшняя жизнь. Это, кстати, удобно для серости, решающей свои проблемы не трудом и творческими достижениями, а интригами и подхалимажем.
За год Цискаридзе вернул в эти стены строжайшую дисциплину, объяснив всем, что без порядка и дисциплины в этой сложнейшей и прекрасной профессии делать нечего. Но все преобразования носили характер… возвращающегося удобства и комфорта.
Как такое может быть? А в точности так же, как с «николаевскими котлетами». Например, в Академии введены электронные пропуска. Разве это не удобно? Но одновременно не нужно ждать продления пропуска (все это делается автоматически), не надо нервничать и скандалить с вахтерами (как это было на прошлой неделе на философском факультете МГУ, традиционно протянувшем с продлением пропусков сотрудникам). Можно сосредоточиться на творчестве.
Изящным, легким движением руки вы…
…вы достаете пластик пропуска — и никаких проблем! Наверно, все «наведение порядка» от Николая Максимовича свелось к ликвидации того, что мы привыкли видеть ежедневно, на любом уровне, в любом месте — где нам повсюду создают проблемы из пустяка, везде делают из мухи — слона… В результате какой-то ничтожный повод усомниться в чьей-то компетентности — вырастает до размеров «глобальной проблемы». А мы при этом раздувшемся на ровном месте самомнении — становимся все ничтожнее!
Удивительно, как при наведении порядка Мастером — расправляются плечи у преподавателей и учеников, зажигаются надежды, звучит смех… И, оказывается, какой душевной щедростью дается любой порядок… Не потому ли самых любимых людей мы считаем порядочными? То есть придерживающихся установленного порядка — в любых условиях!
Не единым хлебом жив человек. В Академию стали возвращаться мэтры и звезды. Прославленная Габриэлла Комлева, о которой сама Ваганова говорила «из этой девчушки с большим бантом будет толк», согласилась войти в обновленный Ученый совет АРБ, так же как и Татьяна Терехова. Совет давно нуждался в обновлении – до прихода Цискаридзе там значились ушедшие из жизни люди.
Академию посетил прославленный хореограф и руководитель балета Кировского театра Олег Виноградов, с энтузиазмом воспринявший назначение Цискаридзе. Живущая в США Ирина Колпакова также обещала всяческое содействие.
За Цискаридзе в преподаватели пошли настоящие звезды — народные артисты России Фарух Рузиматов и Юлия Махалина. Рузиматов пришел не один, но с первоклассником сыном. Будем надеяться, что в русском балете возникнет еще одна славная балетная династия.
Лучший принц русской сцены ответил скептикам, предсказывавшим провал новогодних «Щелкунчиков» — и вместо запланированных восьми спектаклей на сцене Мариинского театра — провели одиннадцать настоящих новогодних праздников на высочайшем уровне.
Цискаридзе удалось наладить разорванные прежде отношения между главным театром Петербурга и Академией, вражда которых смотрелась нонсенсом в напряженной жизни культурной столицы России. На прославленной сцене выступили талантливые ученицы Рената Шакирова и Ника Цхвитария в роли принцессы Флорины из «Спящей красавицы», а также в «Драгоценностях» Баланчина.
Воспитанник Академии юный хореограф Максим Севагин представил свои талантливые номера во время фестиваля молодых балетмейстеров в Мариинке. Его «Лето» на музыку Вивальди уже вызвало похвалы и интерес. Русский балет ждет новых имен балетных творцов из России. И Академия уже вносит свой вклад в их воспитание на соответствующем факультете.
Ректор блестяще разобрался и с высшим образованием в стенах вверенного ему заведения.
Огромное значение Николай Максимович придает сохранению академических традиций. Поэтому для выпускного спектакля были выбраны «Пахита» Петипа и «Консерватория» Бурнонвиля.
Для постановки последней из Дании ректор пригласил прославленную приму Дину Берн Ларсен, которая призналась:
«Это вызов студентам… Думаю – это фантастически хорошая идея: проверить выпускников в другом стиле». Этот эксперимент. Этот риск, на который пошел новый ректор, себя оправдал блистательным исполнением «Консерватории».
А еще до этого прошли великолепные концерты в Эрмитажном театре, а также вечер памяти великой Агриппины Яковлевны Вагановой. Блистательное исполнение Ренатой Шакировой Дианы из «Эсмеральды» вызвало восторженное обсуждение даже в Интернете.
Ученики не только танцуют. Ректор потребовал от них «читать, читать и еще раз читать». Как пошутил Цискаридзе, настольной книгой которого является «Евгений Онегин», его не устраивают будущие премьеры и примы, считающие Гоголя автором «Чайки».
Поэтому, в отличие от большинства гуманитарных учебных заведений (!!), Академия не «забыла» о 200- летии со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, здесь прошел фестиваль «Открытие», приуроченный к этой знаменательной дате.
Цискаридзе утверждает, что артист балета не сможет передать пантомимой колорит своего образа, если танцуя в «Пахите», не знает географию и не подозревает, где происходит действие балета. Как же он создаст образ пламенных испанцев да еще с учетом того, что главный герой — француз?.. Здесь мало географии, здесь важны история и литература, чтобы добиться в образе давно забытого классического принципа единства времени и места.
Ректор лично присутствует на экзаменах по гуманитарным дисциплинам и задает вопросы. Он считает, что выпускник Вагановки должен быть культурным, начитанным, высокообразованным человеком. Уверена, что о выпускниках этого замечательного заведения будут с восхищением шептать за спиной: «Что вы выхотите? Он (она) закончили Вагановскую академию! Ту самую!»
Все же в культуре самое важное — традиции. И не заемные или наносные, а вырастающие из самого сердца народа, из его трудной истории. Поэтому было интересно сопоставить «параллельность» разных миров — истинной культуры и того, что сегодня за нее сходит («так сойдет!», «пипл схавает!»).
В то время как канал «Дождь» проводил свой неприличный провокационный опрос, вызвавший скандал, — в Академия шли мероприятия, посвященные годовщине снятия Блокады. Юным артистам балета о том времени рассказывали педагоги, пережившие ужас Блокады Ленинграда.
В честь 70-летния полного снятия блокады в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой на днях торжественно открыли мемориальную табличку со словами: «В этом зале занимались ученики, принятые в Ленинградское хореографическое училище в блокадном 1943 году»
На мероприятие пригласили двух выпускниц Вагановки из тех, кто вошел в первый набор — Александру Никитину и Татьяну Легат, в данный момент — репетитора Михайловского театра.
Мне бы хотелось, опустив ряд однообразных речей официальных лиц, сразу перейти к беседе с Александрой Никитиной, поделившейся со мной и вами, уважаемые читатели, своими воспоминаниями.
— Я помню, что здесь, в углу, стояла печка-буржуйка, не буржуйка, не знаю, круглая такая, цилиндрическая, — вспоминает Александра Николаевна, оглядывая наполненный светом электрических ламп танцевальный класс. — Посередине стоял большой длинный стол, за которым мы обедали. А буржуйка — по другую сторону. После обеда мы собирали со стола все до крошечки и клали на печку. Занимаясь, мы все время смотрели по ту сторону стола за хлебом, следили, чтобы он не сгорел. А потом медленно смаковали эти сухарики. Они казались такими сладкими.
Культура раскрывает душу артиста, заставляет острее чувствовать и все сложности нашей жизни, внося в нее… порядочность, то есть все раскладывая по полочкам, преображая хаос и нелепицу наших дней — в блестящий порядок. Активно и не для галочки Академией отмечается День Победы. Вспомните, каким он был нынче…
Во дворе сам ректор сажает дуб — в ознаменование порядка преемственности поколений. Эта преемственность, как традиция — становится главным принципом деятельности нового руководства. Ученики должны знать, кого выпустила Академия и какие прославленные педагоги здесь работали… Проводятся тематические занятия, посвященные Нинель Кургапкиной и другим выдающимся артистам.
Что каждый из нас помнит из своих школьных, студенческих лет? «Массовые мероприятия»? Или приезд высокопоставленного чиновника?.. Мы все с особой теплой, намного перевешивающей любой негатив, помним любую похвалу, приз или неожиданный подарок… Как это поддерживает потом в жизни! В течение года учащиеся получали престижные премии, о которых с гордостью сообщал новый ректор.
Анастасия Лукина стала обладательницей Гран-при Михайловского театра. Учащиеся младших классов получили премию имени Андрея Миронова. И жизнь закипела в старых стенах!
Ректор сумел увлечь всех, кто, казалось бы, навсегда смирился и опустил руки. Николай Максимович нашел подход и к детям и к педагогам. Всего, что произошло с его приходом за минувший год — невозможно вместить в одну статью. Многое забывается, а жаль.
Но о «выпуске имени Цискаридзе», как его уже окрестили журналисты, стоит сказать особо. В честь своего первого выпуска ректор лично выстрелил из пушки в Петропавловской крепости, что было с некоторым удивлением отмеченно всеми СМИ.
С его приходом об Академии стали писать как никогда прежде часто. И не о скандалах, а о созидании. Благо материала и поводов оказалось предостаточно. Это сказалось и на наборе, который увеличился, так как раньше многие и не знали о бесплатном балетном образовании (!!).
Ректор ищет талантливых детей по всей стране. Побывал в Бурятии, в Крыму. И не собирается останавливаться.
Возрождается утраченная традиция «балетных» балов в Петербурга. В декабре был проведен первый Рождественский бал, открытый как было принято в 19 веке полонезом. В первой паре выступал ректор и преподаватель истории танца и просто красавица Нина Иванович, в роскошном бальном платье.
Учащиеся с восторгом включились в игру, делая себе платья в стиле ХIХ века и прически как у Наташи Ростовой или Татьяны Лариной. Традиция укрепилась церемонией вручения дипломов в тронном зале Екатерининского дворца.
Муза театра Мельпомена царила тут масками венецианского карнавала. Все напоминало о балете как аристократическом искусстве, рожденном в королевских и императорских дворцах.
Бальный променад представил все танцы балов России ХIХ века от полонеза до вальса. Одна из выпускниц пообещала ректору стать народной артисткой России.
Бурная энергия Цискаридзе не позволила всем ученикам отдохнуть летом, но они с восторгом поддержали своего руководителя. Отметились на фестивале во Владикавказе «В гостях у Ларисы Гергиевой», а 27 августа завершили в Канне фестиваль российского искусства «Пахитой» и «Послеполуденным отдыхом фавна».
Ректор и ученики впервые встретились на сцене и очаровали французов, приветствовавших их стоячей овацией в трудное время враждебности и санкций. Лед недоверия был растоплен.
Цискаридзе в своих интервью не устает повторять снова и снова – с отрицательным имиджем России, с «медведями на улицах», которые засели в головах у европейцев, с негативными стереотипами — нужно бороться. Но не ответными оскорбительными заявлениями, а демонстрацией настоящих достижений искусства, культуры и науки. И это ему блестяще удалось вместе с учениками, которые только начинают свой творческий путь на славу России.
Как руководитель Академии, Цискаридзе справился не только с набором, но и с распределением. За устройство судьбы своих выпускников ему пришлось биться и бороться. Не всегда его доводы принимались во внимание, но он по жизни следует принципу «бороться и искать». Ксения Жиганшина уже дебютировала на сцене Большого Неаполитанской невестой в «Лебедином», фурией в «Пламени Парижа» и одной из двух сильфид в «Сильфиде». Екатерина Елынская и Зинаида Гагарская приняты в труппу Якобсона.
Новый учебный год начался участием в премьере Михайловского театра «Класс – концерте». Потом последовала торжественное посвящение более шестидесяти первоклашек в артисты. С приветственной речью выступил директор Эрмитажа Пиотровский.
Цискаридзе уже сходил с учениками в Третьяковскую галерею в Москве. Теперь на очереди Эрмитаж и коллективное посещение «Раймонды» в Мариинском театре. А на концерте первоклашки вышли на сцену в норвежском танце. Потом их приветствовали выпускники этого года.
Анастасия Лукина прекрасно станцевала адажио роз из «Спящей красавицы», Рената Шакирова предстала искрометной Китри, ее мечта станцевать эту героиню осуществилась.
Разве мог этот концерт не удаться, если прославленный премьер Большого лично объяснял мальчикам как подавать руку даме: «Так, будто с рукой отдаешь ей душу!»
Все вышеперечисленное невозможно было осуществить без всемерной поддержки талантливых педагогов Академии Н. Аподиакос, Г. Башловкиной, Л. Ковалевой, О. Васильевой, Г. Еникеевой и других.
Жизнь все расставила на свои места. Журналисты опросили кажется всех питерских деятелей культуры «как они относятся к назначению Цискаридзе». Лучше всех ответил великий режиссер Александр Сокуров: «Если педагоги Академии приняли нового реактора, то значит все в порядке». Успешное завершение первого учебного года признало и министерство культуры устами министра Владимира Мединского
В новом году предстоит много сделать. Планируется премьера старинного балета «Куклы», в которой будут задействованы ученики всех классов от младших до выпускных…
Я планов наших люблю громадье,
Размаха шаги саженья.
Я радуюсь маршу, которым идем
в работу
и в сраженья.
Поэма «Хорошо» Владимир Маковский
На все вопросы о новом месте работы Цискаридзе отвечает «пожелайте мне удачи». Удачи Вам, Николай Максимович!
9 комментариев
Прекрасный обзор, Елена! Действительно, порядочность и упорядочность вкупе с культурой и искусством — творят самое прекрасное!
Цискаридзе желаю удачи и успехов на новом благородном поприще!
Можно поинресоваться, с каких нюансов Сокуров выдвинулпся в «великие»? Предупреждаю сразу — в балете не разбираюсь, но стремлюсь к прекрасному на основе классической литературы.
Милейший, нынче никто, кроме вас, на основании классической литературы к прекрасному не выдвигается, особенно русской литературы. Хлопотное это дело. У нас одному Бортко позволено двигаться в этих плоскостях. Только Бортко может вынести расплющивание о зеркало, на которое «неча пенять», как только он отходит от текста. Поэтому, если представить, что из всех искусств для нас важнейшим остался один балет, а литература давно неважное и мухами засиженное, то Сокуров будет великим. Но заметим, при этом говорит то, что требуется. Основы-то нет! Кстати, сарказма и иронии ситуации вряд ли осознать и самому великому Сокурову. Все его достижения теперь нужны только доя того, чтобы оценить педагогический уровень хореографического училища. Сказать такое кому лет 30 назад — ни за что бы не поверили.
Огромное спасибо всем, кто прочитал статью и оставил комментарии. Что касается замечательного русского режиссера Александра Сокурова, то надеюсь скоро объяснить, почему он великий в специальной статье. И начну не с его кинофильмов, о которых уже множество книг написано искусствоведами и киноведами, а с его книги «В центре океана». Что же касается его оценки ситуации вокруг Академии русского балета, то его давно пытались втянуть в обсуждение ситуации в русском балете, когда весной 2013 года Павел Лобков начал проводить параллели между ситуацией на «Ленфильме» и в Большом театре.
Изумительная статья -спасибо
вам, Елена ! Порадовали!!!
Елена замечательная статья! Все так хорошо подобрано, в хронологическом порядке изложено. И фото с видео интересные, и к месту. Столько теплых слов сказано в адрес Цискаридзе… Душа радуется. Сколько же много он за год сделал! По мне, чем больше о нем хорошего пишут – тем лучше. И не важно, пресса или любители, простые зрители. Будем радоваться каждым новым шагам любимого артиста. Тем более, таким успешным. Скопирую себе на память, а то через несколько лет такие подробности могут забыться… Мне кажется, что сейчас мы все и наш Николай Максимович отдыхаем от тяжелого прошлого. Одно могу пожелать… Большому кораблю — большое плавание. … Так держать Николай Максимович!
Хочу добавить…
Елена, жду новых статей об этом выдающемся танцовщике, и вообще о балете. Интересно читать Вас, и оформлено изумительно.
Балетом не увлекаюсь, но тоже считаю, что в этом виде искусства вообще в искусстве — должны быть просвещённые и грамотные люди. И самое главное — люди с чистыми помыслами. Люди искусства несут в массы любовь, добро и красоту, а как это можно делать живя за счёт интриг, лжи, подхалимажа и будучи обычным потребителем. Тем более, что балет, на сколько я знаю, это адский труд.
Елена, спасибо за публикацию. И не только за профессионально, с абсолютным знанием предмета отработанную тему, но и за эмоции, темперамент, которые есть в ваших словах. Все действительно «во славу русского Балета».