Свой вебинар Кристофер Марло «Доктор Фауст» И.А.Дедюхова посвятила захватывающему историческому детективу, связанному с именем одного из первых драматургов Англии – Кристофера Марло.
Я сначала не совсем понимала, почему Ирина Анатольевна чередует свой рассказ о драматурге постоянными отсылами к Ф.Шиллеру и его пьесе «Мария Стюарт». Пришлось заглянуть в Википедию и уточнить некоторые даты жизни и смерти королевы.
В 1568 … Мария бежала в Англию, где обратилась за поддержкой к королеве Елизавете I. Первоначально Елизавета I пообещала помощь Марии, однако она была далека от идеи военной интервенции в пользу своей конкурентки за английский престол.
Мария Стюарт оставалась претенденткой на английский престол, отказываясь отречься от своих прав, что беспокоило Елизавету I.
В Англии Мария содержалась под наблюдением в Шеффилдском замке. В заключении у Марии Стюарт был значительный штат прислуги, на содержание королевы Англией и Францией выделялись крупные денежные средства. Однако она была отрезана от своих друзей в Шотландии и медленно старела в одиночестве.
Мария не переставала интриговать против Елизаветы I, завязав секретную переписку с европейскими державами, однако реального участия в восстаниях против английской королевы она не принимала. Тем не менее имя Марии Стюарт, законной правнучки короля Генриха VII Английского, активно использовалось заговорщиками против Елизаветы I. В 1572 году был раскрыт заговор Ридольфи, участники которого пытались сместить Елизавету и посадить на трон Англии Марию Стюарт. В 1586 году, возможно, не без участия министра Елизаветы Фрэнсиса Уолсингема и своего тюремщика Эмиаса Паулета, Мария Стюарт оказалась вовлечённой в неосторожную переписку с Энтони Бабингтоном, агентом католических сил, в которой она поддержала идею заговора с целью убийства Елизаветы I. Однако заговор был раскрыт и переписка попала в руки английской королевы. Мария Стюарт предстала перед судом и была приговорена к казни. 8 февраля 1587 года Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей. (Источник)
Надо запомнить даты 1668 год и 1687 год. Между ними прошло целых двадцать лет жизни в заточении.
А Кристофер Марло родился в 1664 году, в один год с Шекпиром. Он был сыном сапожника. Похоже, его одаренность была заметна и в детстве. В одном из роликов, показанных на вебинаре, Марина Давыдова рассказывала, что Марло сделал скачок чуть ли не на 20 уровней вверх в существовавшем тогда сословном обществе.
Марло родился в один год с Шекспиром (1564) в семье сапожника из Кентербери. До 1580 года посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение. Затем с марта 1581 года учился, как стипендиат архиепископа Паркера, в Кембриджском университете. В Кембридже Марло сблизился с Томасом Нэшем и Томасом Уолсингемом, племянником члена Тайного совета Ф. Уолсингема. Марло окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем — вероятно, по протекции Уолсингема-старшего — магистром (1587). (Источник)
А. Т. Парфенов
КРИСТОФЕР МАРЛО
(Марло К. Сочинения. — М., 1960. — С. 3-40)
Кентербери — город большой старинной славы, в нем находятся собор и дворец архиепископа — главы национальной церкви, обладающего правом короновать английских монархов. В течение многих веков кентерберийская святыня — гробница Томаса Бекета, непокорного архиепископа, убитого в церкви гонцами разъяренного Генриха II, — привлекала паломников со всех концов Англии. К середине XVI века в религиозной жизни Кентербери произошли большие изменения, отразившие перемены во всей Англии. Зависимость от римского папы была уничтожена, власть верховного руководителя церкви перешла к королю; в Кентербери, как и в других местах, были закрыты монастыри, а их имущество и земли конфискованы. Реформация тесно связала церковь с государственным аппаратом, абсолютизм — с христианской догмой. Отныне враг короля был врагом церкви, а враг церкви — врагом короля. Кроме того, Реформация принесла с собой в Кентербери еще одно нововведение: в Королевской грамматической школе за, счет церковных доходов стали обучать пятьдесят мальчиков.
Родился в семье сапожника, мастера цеха сапожников и дубильщиков. Не сразу в семье нашлись деньги для того, чтобы дать Кристоферу начальные знания. С XVI в. в Королевской грамматической школе бесплатно обучали 50 мальчиков за счет церковных доходов.
В грамматическую школу Марло пошел только в 14 лет, на церковную стипендию, и изучал латинский и основы греческого языка, пение и стихосложение. В течение многих веков в Кентербери шли многочисленные паломники к могиле Томаса Бекета, непокорного архиепископа, убитого гонцами Генриха II. Там же находился дворец архиепископа, главы национальной церкви, обладавшего правом короновать английских монархов. Одним из самых ярких впечатлений Кристофера был приезд в Кентербери королевы Елизаветы. Две недели в городе присутствовали пышно одетые придворные, проходили торжественные процессии и праздники.
Архиепископ Паркер учредил несколько стипендий для обучения уроженцев Кентербери в Кембридже и для подготовки их к духовной карьере. Это дало возможность Кристоферу продолжить образование. С марта 1581 г. он стал студентом Кембриджского колледжа Тела Христова. Университетская жизнь тех лет отличалась определенной вольностью нравов. Но для небогатых студентов правила были достаточно строгими. Их необходимо было неукоснительно выполнять, чтобы получать еженедельную стипендию размером в шиллинг. Нужно было обязательно посещать занятия, нельзя было носить длинные волосы и модную одежду.
В университете Марло познакомился и подружился с Томасом Нэшем (Thomas Nashe, 1567 — ок. 1601), совместно с которым после окончания университета он напишет первую пьесу «Дидона, царица Карфагена» (“The Tragedie of Dido, Queene of Carthage”, 1587) — о любви Дидоны к Энею. Пьеса не пользовалась большим успехом. В эти же годы Марло сблизился с Томасом Уолсингемом (Sir Thomas Walsingham, ок. 1561–1630), племянником руководителя английской тайной полиции и члена Тайного совета сэра Фрэнсиса Уолсингема (Sir Francis Walsingham, ок. 1532–1590).
(Источник)
Английские историки очень подробно изучили жизнь Марло. О чем и рассказали в одном из видеосюжетов, показанных на вебинаре. Особенно обратила на себя внимание степень сохранности британских архивов. Как было сказано, там имеются что-то вроде чеков/карточек, которыми расплачивались студенты Кембриджа, приобретая еду. Так по наличию этих бумажек выяснилось, что студента Марло не было в университете достаточно долго, чуть ли не целый семестр. Поэтому его должны были отчислить, но за него заступились могущественные силы.
В 1583 г. Марло получил степень бакалавра и стал готовиться к экзамену на степень магистра. Но в праве сдавать экзамен ему было отказано из-за частых пропусков занятий, связанных с поездками, маршрут и цель которых были неизвестны. Экзамен был сдан после извещения Тайного совета о том, что Марло оказывал услуги ее величеству королеве. (Источник)
Вот тут и возникает понимание, почему И.А. Дедюхова параллельно вела рассказ о противостоянии Елизаветы I и Марии Стюарт. Это же период детства юности и становления героя вебинара – Марло. Его судьба оказалась непосредственно связана с историей этих взаимоотношений.
Связь Марло с Уолсингемом, по-видимому, объясняет вольности в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Например, с середины 1584 года в документах университета отмечаются продолжительные отлучки Марло. Однажды он побывал в родном Кентербери, но куда он ездил в остальных случаях (например, с февраля по июнь 1587), точно неизвестно. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным испытаниям, ссылаясь на то, что «он хорошо поработал на благо королевы» во время пребывания на континенте[8]. Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I[7]. По возвращении с континента Марло стал тратить крупные суммы на выпивку и хороший стол[9]. (Источник)
Нетрудно догадаться, что основой конфликта двух королев было противостояние Англии с Испанией. История с Испанией давняя. Можно начать ещё со времен папы Елизаветы I – Генриха VIII. Он был сначала женат на испанской принцессе Екатерине Арагонской (дочери испанской королевы Изабеллы), но у него с ней родилась только одна дочь – Мария. Потом началась история, чуть ли, не Синей Бороды. Помню её ещё из детского журнала «Путешествие по истории с Волли». Король пожелал продолжить династию, поэтому случилась жутко романтическая история с мамой Елизаветы I – Анной Болейн. Сериал Тюдоры очень подробно обо всем этом показал и рассказал.
Основным моментом во всех этих матримониальных событиях стала смена конфессии. Папа римский не разрешал развод, папа поддерживал интересы племянника Екатерины. Племянник Екатерины – Карл V– король Испании был тогда и императором Римской империи. Вот с тех пор в Англии и появились протестанты, которые и противостояли тем, кто не захотел отрекаться от католичества.
Интерес был, конечно, не столько религиозным, сколько экономическим. Ещё во времена дедушки Елизаветы I – Генриха VII – к нему обращался Колумб с проектом экспедиции в Индию. Но, как известно, Колумба поддержала Изабелла, дочка которой потом и стала Английской королевой, за что испанцы щедро делились доходами из Америки с Генрихом VIII. Потом он развелся с первой женой, сменил вероисповедание (1534), под шумок конфисковал имущество монастырей, несколько раз женился, двух жен казнил, один раз овдовел, другой раз развелся.
Наследовал его трон маленький принц (1547-1553), про него пьесу сочинил Марк Твен «Принц и нищий», но мальчик рано умер, королевой стала дочь Мария ()1553-1558).
Она вышла замуж за испанского короля Филиппа II, она вернула католичество и жестоко преследовала протестантов, за что её и назвали «Кровавой Мэри», затем она умерла, не оставив наследника. На трон взошла Елизавета.
Ей вдовый муж сестры предложил руку и сердце, но она отказала, вернула протестанство, тем самым оставшись без испанских денег, а, сами понимаете, средства от разграбленных монастырей давно уже ушли.
Вступившей на английский престол в 1558 году Елизавете I достались пустая казна и долги. И тогда она дала негласное разрешение грабить испанские суда и поселения в Вест-Индии. По всей Англии организовывались акционерные общества. Пайщики снаряжали судно, нанимали команду головорезов, и корабль отправлялся в путь. А Елизавета I все это время занималась, выражаясь современным сленгом, крышеванием, на все письма «возлюбленного брата Филиппа» отвечая: «Виновные будут найдены и наказаны!» − но никого не находила и не наказывала.
В 1577 году королева решила поставить грабеж Испании на государственную основу, снарядив экспедицию и отправив ее «открывать новые земли». Во главе экспедиции стоял Фрэнсис Дрейк, имевший славу разбойника с большой дороги. Дрейк посетил испанские порты в Перу и привез добычу на 500 000 фунтов, что в полтора раза превышало годовой доход страны. Филипп II потребовал выдачи пирата – а Елизавета I посвятила Дрейка в рыцари.
Доходы Филиппа падали, а Елизаветы росли. Только в 1582 году Испания была ограблена английскими приватирами на 1 900 000 дукатов!
Вдобавок Елизавета I поддержала восстание Нидерландов против испанского владычества, отправив туда в 1585 году воинский контингент из 5000 пехотинцев и 1000 кавалеристов.
Вмешательство Британии в свои дела Филипп воспринимал как бунт вассалов: после четырехлетнего брака с королевой Англии Марией I (старшей сестрой Елизаветы) формально Филипп мог претендовать на трон Туманного Альбиона. Советники нашептывали королю, что угнетаемые в протестантской Англии католики будут счастливы увидеть на престоле верного служителя Католической церкви.
(Источник)
Марию Стюарт казнили в феврале. И в этом же феврале Марло уже нет в Кембридже. Он покидает университет чуть ли не на полгода. Это был один из самых напряженных периодов в истории страны.
Выше говорилось, что Марло отправился на континент, то есть во Францию. Казнь миропомазанного монарха – это вещь опасная. Одно дело отрубить голову Анне Болейн, которая была в глазах «мировой общественности» практически наложницей, поэтому и Елизавету считали незаконнорожденной. А тут голубая кровь Марии Стюарт, которая имела все династические права на две короны, чуть не стала носительницей короны Франции, да и мама её была из Гизов, которые в тот момент принадлежали к могущественной партии Гизов – Испании. Но момент расправы с Марией Стюарт был выбран не случайно, наверное. Во Франции шла война трех Генрихов: Генриха Гиза, Генриха III и Генриха Неаварского.
Английская королева поддерживала последнего, т.к. он был гугенотом. То есть во Франции тоже шла борьба за власть под эгидой различных конфессий (гугеноты и католики). Эта борьба носила ожесточенный характер. Ужасная Варфоломеевская ночь была ещё сравнительно недавно в 1572 году.
Для того, чтобы догадаться, чем же именно занимался в ту пору во Франции Марло, надо обладать фантазией А.Дюма. Наверное, это было очень увлекательно.
На вебинаре И.А.Дедюхова большое внимание уделила теме о потерянной душе Кристофера Марло. Вероятнее всего, что растление души разгулом и доносительством можно отнести к этому периоду жизни драматурга. По крайней мере, предпосылки уже были созданы. Как часто повторяет Ирина Анатольевна, в молодости так легко завести собственные скелеты в шкафу.
А. Т. Парфенов
КРИСТОФЕР МАРЛО
(Марло К. Сочинения. — М., 1960. — С. 3-40)
С марта 1581 года Марло — студент кембриджского колледжа Тела Христова. По традиции, сыновья небогатых родителей готовились в университете к духовной карьере; эта же перспектива была открыта и для Марло.
В 80-е годы XVI века Кембриджский университет представлял собой в значительной мере светское учреждение; черты средневекового богословского центра, каким он был еще в первой трети века, отступили на второй план. Исчезли толпы монахов, в праздности проводящих время в alma mater; схоластическому богословию пришлось потесниться: большинство юношей из богатых и знатных семей готовились к светской деятельности и занимались главным образом латынью, риторикой, изучали античных авторов, знакомились с античной философией и астрономией. Исчезла и ничем не ограничиваемая свобода средневекового студенчества; жизнь 1300 кембриджских студентов была строго регламентирована. Вставали рано, перед началом учебного дня читалась общая молитва, лекции и подготовка к экзаменам продолжались до вечера. Нельзя было носить длинные волосы, одежду модного покроя или из шелка. Стипендия (шиллинг в неделю) выдавалась только при условии посещения занятий и выполнения университетских правил. Впрочем, суровый режим и строгие правила относились только к студентам из небогатых семей — к таким, как Марло.
Но в одном наставники — а вместе с ними и добрая сотня проповедников при университете — ни для кого не делали послаблений: это — чистота веры воспитанников. Ересь и самое страшное зло — католицизм — выслеживались с полицейской зоркостью.
Правда, продуманная система религиозного воспитания иногда «давала осечку»; почти одновременно с Марло в Кембридже учился Френсис Кетт, который еще в университете или несколько позже стал приверженцем секты унитарианцев и был сожжен за ересь в Нориче в 1589 году.
Начиная с марта 1581 года, когда Марло был внесен в списки студентов Кембриджа, его имя стало чаще встречаться в официальных и неофициальных документах; неизмеримо больший след годы, проведенные в университете, оставили и в его произведениях.
Доктор Фауст, персонаж трагедии Марло, изображен воспитанником университета в немецком городке Виттенберг. Однако, присмотревшись внимательнее к Виттенбергу Марло, мы увидим в нем Кембридж с его аудиторией для диспутов (Schooles) и студенческим жаргоном, В «Эдуарде II» Марло, предвосхищая английских эссеистов начала XVII века, рисует иронический и точный в бытовом и психологическом отношении портрет типичного университетского ученого: черная одежда, расчетливая скромность, потупленный взор и никому не нужная тонкость в употреблении вместо propterea quod союза quandoquidem (Вследствие чего… учитывая сие (лат.).
В диалоге герцога Гиза и Рамуса в пьесе «Парижская резня» Марло обнаруживает осведомленность в основных положениях философии Рамуса и даже в его терминологии; в этом сказывается особенность кембриджской научной жизни: система логики Рамуса и сама личность ученого-протестанта, погибшего от руки католического убийцы, вызывали в университете сочувственный интерес.
В университете Марло основательно изучил классические языки. Если Бен Джонсон мог с чувством превосходства сказать о Шекспире, никогда не учившемся в университете: «Он слабо знал латынь, а греческий еще слабее», — о Марло никто бы этого не сказал.
Античные авторы и среди них любимейший — Овидий — составляли постоянный круг чтения Марло; он приобрел способность использовать миф и античный сюжет для выражения его собственных поэтических переживаний, еще в Кембридже он перевел на английский язык «Любовные элегии» Овидия (после первой же публикации в 1599 году этот перевод был сожжен по приказу архиепископа Кентерберийского за «безнравственность» содержания) и первую книгу эпической поэмы Марка Аннея Лукана «Фарсалия» Сюжет поэмы «Геро и Леандр», трагедии «Дидона, царица Карфагена», частые мифологические ссылки и сравнения, цитаты из «Метаморфоз» Овидия, трагедий Сенеки, из Аристотеля — вот самый беглый перечень классического арсенала творчества Марло. Университет впервые познакомил Марло с глубинами теологии; в них рождалось и знание «священного» текста, и истолкование его, и сомнение в его истинности. В «Тамерлане Великом», «Мальтийском еврее» и в особенности в «Трагической истории доктора Фауста» богословские вопросы — «специальность» Марло — зачастую становятся предметом обсуждения; в этих пьесах находят выход мучавшие Марло религиозные сомнения.
Наиболее глубокое воздействие на молодого поэта университет оказал тем, что приобщил его к могучему и многообразному идейному течению эпохи — гуманизму. В XVI веке образование, культурное самовоспитание в несравненно большей мере, чем в наше время, было делом индивидуальным, предпринимаемым «на свой страх и риск». Трудно сказать поэтому, когда именно и с какого автора началось знакомство Марло с этим общеевропейским культурным движением, которое зародилось в Италии в XIV веке и к концу XVI века прошло уже много стадий развития.
В 1952 году в стенах кембриджского колледжа Тела Христова был найден портрет неизвестного автора с изображением неизвестного юноши. После реставрации и небольшого исследования была выдвинута гипотеза, что на картине изображен не кто иной, как драматург Кристофер Марло. Единственное, что указывало в пользу этой версии, — надпись в левом верхнем углу картины: «В возрасте 21 года в 1585-м».
Исследователи портрета и биографы Марло задают себе вопрос: если неизвестный и драматург — одно лицо, то откуда у студента столь богатое платье? Но респектабельный вид Марло можно объяснить следующим образом: канцлер Кембриджского университета лорд Берли совмещал свой пост с должностью главного министра Елизаветы I и вербовал толковых студентов в агенты для Королевской секретной службы.
Британская агентская сеть была самой успешной и широкой шпионской сетью в Европе, один за другим раскрывая католические заговоры против королевы. Какую именно роль играл в ней драматург — доподлинно неизвестно, но университетские книги фиксируют частые отсутствия студента Марло
в последние годы пребывания в колледже. А в это же самое время был раскрыт заговор против королевы, имевший целью водворить на трон поддерживаемую католиками Марию Стюарт. Кроме того, по университету поползли слухи о переходе Марло в католичество. Так что, когда время подошло к выпуску, руководство университета сначала не хотело давать ему степень, но неожиданно переменило решение, получив от Тайного совета письмо о том, что молодой человек «заслуживает вознаграждения за свое верное в отношении Короны поведение». На основании этого исследователи, придерживающиеся той теории, что на картине изображен сам Марло, утверждают, что богатый костюм юноша мог получить специально в честь написания портрета. (Источник)
Персонаж Марло есть в фильме «Влюбленный Шекспир», Его сыграл Руперт Эверетт. Мне кажется не самый удачный кастинг.
Наверное, в 1998 году никого достойнее не подобрали. Зато сейчас есть потрясающий Эндрю Скотт, изумительно справившийся с ролью Мориарти в «Шерлоке».
Для него роль Марло была бы, как влитая.
И.А.Дедюхова на вебинаре затронула ещё один момент. В более позднее время, уже практическив XIX веке стали создавать версию о культивировании ренессанса сверху. Будто бы королевы, прекрасные женщины, уделяли внимание и патронировали таланты, практически музами вдохновляли их, осыпая почестями и дарами. Это мнение формировалось в том числе и пьесой Б.Шоу «Смуглая леди сонетов». А интерес к противостоянию королев пробудил Шиллер своей пьесой «Мария Стюарт». Подобная история была с романом А.Фадеева «Молодая гвардия», когда автора заставили переписать книгу, чтобы там прописать руководящую роль партии. Вот и в случае с Елизаветой Тюдор и Марией Стюарт попытались приписать им несуществующие заслуги в поощрении искусст, хотя им было не до того. Королевы были заняты своими делами.
Ренессанс на самом деле происходит, когда все общество начинает проникаться идеями духовного поиска. Этот духовный поиск того времени идет на фоне противостояния католического и протестантского миров. В результате конфликт перерос в поход Непобедимой армады на Англию.
Официальным поводом для отправки эскадры стало полученное испанцами известие о казни в Англии шотландской королевы Марии Стюарт. Справедливости ради надо сказать, что Мария не была невинной жертвой. Она неоднократно оказывалась в центре заговоров с целью свержения и убийства Елизаветы I. В январе 1587 года был раскрыт очередной заговор. Мария предстала перед судом, были предъявлены изобличающие ее письма, и Елизавета «со слезами на глазах» подписала смертный приговор.
Казнь «праведной католички» вызвала бурю возмущения в Испании. Филипп решил, что пора приступать к решительным действиям. Срочно вспомнили об угнетаемых в Англии католиках, которых надо спасать. 29 мая 1588 года матросам и офицерам эскадры отпустили грехи, и под звон колоколов Непобедимая армада покинула Лиссабон.
Это была действительно армада : более 130 судов, из них половина боевые, 2430 орудий, около 19 000 солдат, почти 1400 офицеров, матросы, священники, лекари − всего 30 500 человек. Кроме того, испанцы рассчитывали воссоединиться с воевавшей во Фландрии армией герцога Пармского – еще 30 000 человек. Моряки собирались высадиться в Эссексе и, опираясь на поддержку местных католиков, двинуться на Лондон. Угроза вторжения была более чем реальна.
В Англии, узнав об отплытии армады , срочно принялись формировать ополчение и строить новые суда. К лету был готов флот из 100 кораблей. 29 июля с берегов Корнуолла англичане увидели армаду . (Источник)
А немного ранее этого события Марло перебрался в Лондон и занялся театром. Говорят, что он сначала занялся актерской карьерой. Актеры, кстати, получали больше, чем авторы пьес. Но, на сцене повредил ногу, поэтому пришлось заняться другим.
Пользуясь своими обширными связями, Кристофер Марло переехал в Лондон, где занялся активной литературной деятельностью. Он сблизился с т. н. «университетскими умами», кругом драматургов, писавших для общедоступного театра, куда входили поэты Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил и Т. Лодж. В английской столице за ним закрепилась репутация курильщика, распутника, скандалиста, дуэлянта, колдуна, вольнодумца и содомита[10]. Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух», которая пользовалась таким колоссальным успехом, что Марло вынужден был написать её продолжение (чего раньше на лондонской сцене не случалось)[7]. В этой пьесе в полной мере проявился вкус Марло к напряжённой экспрессии, к живописной экзотике и сценическим эффектам.
Приблизительно с этого времени его отношения с правительством резко меняются. Вольнодумный кружок У. Рэйли, в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие кощунственные обряды. (Источник)
А. Т. Парфенов
КРИСТОФЕР МАРЛО
(Марло К. Сочинения. — М., 1960. — С. 3-40)
До 70-х годов XVI века в Англии не было писателей, для которых литературный труд был бы единственным источником средств к существованию. Словесным искусством занимались на досуге люди, обладавшие известным состоянием или получавшие средства на государственной службе или еще от какого-либо рода деятельности. Среди английских писателей и поэтов XVI века мы встретим богатых дворян, юристов, секретарей знатных лиц, университетских преподавателей и т. д. Эти люди считали для себя зазорным продавать издателям плоды своего вдохновения и хоть в какой-то мере уподобляться безвестным сочинителям уличных баллад — пожалуй, единственным в то время представителям профессионального творчества. Кроме того, плата, которую могли предложить издатели, была ничтожной.
Профессиональный труд литератора стал возможен в ту пору, когда невиданную раньше популярность приобрели светские театральные представления, отличные от отживающих свой век средневековых мистерии и моралите, и в Лондоне стали один за другим строиться постоянные народные, или публичные, театры.
Театр стал площадкой для нравственного поиска в художественной форме. В этот момент возникла необходимость в такой площадке для нравственного выбора. То есть, понимаете, ренессанс это время, когда все люди, не зависимо от социальной принадлежности, находятся в духовном поиске. Именно по этой причине и происходит небывалый ренессанс и возрождение.
А. Т. Парфенов
КРИСТОФЕР МАРЛО
(Марло К. Сочинения. — М., 1960. — С. 3-40)
Почти все «университетские умы» действительно учились в Кембриджском или Оксфордском университете; все без исключения были разносторонне образованны и начитанны в античной и современной литературе. Незнатное происхождение облегчило им путь к демократическому зрителю. В народный театр они пришли с опытом школьных постановок комедий Плавта и трагедий Сенеки на латинском языке и английских подражаний этим авторам, основательно изучив образцы красноречия и шедевры европейской гуманистической лирики. Эта традиция определила гуманистическую проблематику, пьес «университетских умов», подсказала формы для создания драматических характеров, несла в себе необходимый «строительный материал» драматических монологов.
Вместе с тем, они восприняли многие особенности средневекового театра, который был рассчитан на массовую аудиторию; в этом театре было свойственно вводить в действие большое количество персонажей, свободно обращаться со сценическим временем и местом действия, чередовать серьезное и смешное в одном и том же спектакле.
Переплетение и слияние этих разнородных элементов в творчестве «университетских умов» сообщило ему гибкость и богатство способов воплощения художественных замыслов. Общенародный характер аудитории и интенсивность развития общества, к которому обращался с подмостков английский гуманистический театр XVI века, определили его необычайный динамизм.
Все это происходило, как уже отмечалось, на фоне противостояния католического и протестантских миров, во многом по принципу «было вашим — стало нашим» и «если вы «за», то я, разумеется «против»». В протестантской церкви произошел отказ от пышного обряда католической церкви. Нишу зрелищности заполнил театр. Возник живой интерес к светской музыке и поэзии. Осталась потребность очистить душу, что в католичестве делала исповедь и причастия к святым дарам. Недаром базисным жанром английского театра являлся на тот момент жанр средневекового моралите, который и был использован позднее Марло в своем «Докторе Фаусте»
А. Т. Парфенов
КРИСТОФЕР МАРЛО
(Марло К. Сочинения. — М., 1960. — С. 3-40)
С 1587 года Марло начинает свою театральную деятельность. В Лондоне он поселился в районе Нортон Фольгейт — поближе к театрам. У него завязывается дружба с Робертом Грином — талантливым драматургом и прозаиком, воспитанником Кембриджского университета. В это же время совместно с Томасом Нэшем Марло была написана трагедия «Дидона, царица Карфагена».
Подлинным дебютом Марло на лондонской сцене была постановка в сезоне 1587-1588 года огромной десятиактной трагедии «Тамерлан Великий». Первую ее часть Марло, возможно, написал еще в Кембридже. «Тамерлан» определил первенство Марло среди современных английских драматургов; эта пьеса имела громкий и продолжительный успех.
Сила воздействия «Тамерлана Великого» на современников и прежде всего на народного зрителя заключалась в силе мечты о сказочно грандиозном возвышении человека, вооруженного лишь верой в свою судьбу и презрением к земным и небесным авторитетам.
Зрелище было одновременно и заманчивым и устрашающим. Мир, изображенный Марло, представал в зареве пожаров, а беспрерывных столкновениях огромных и безликих человеческих масс, залитым кровью невинных жертв. Поток перечислений племен и армий, экзотически звучащих названий областей Азии и Африки создавал почти зрительное впечатление огромных пространств, на которых управляет множествами людей воля полководца Тамерлана.
Обратная сторона быстрого общественного прогресса в Англии XVI века — появление в стране целых масс деклассированных обнищавших людей. Пестрая по своему социальному происхождению, эта группа была жертвой процесса первоначального капиталистического накопления в деревне, уничтожения некоторых феодальных и церковных привилегий, а также противоречий новой, капиталистической промышленности. Основной состав «дна» елизаветинского общества — обезземеленные вследствие «огораживаний» крестьяне; в начале века бывшие феодальные дружинники и бывшие монахи, а в конце его выброшенные на улицу наемные рабочие вливались в эту массу. Люди без определенных занятий рассматривались правительством Елизаветы как преступника, подлежащие наказанию. Однако ни промышленность, ни поставленные на буржуазную ногу аграрные хозяйства не могли поглотить поток людей, лишенных всего, кроме рук, способных держать ручку плуга и носить оружие.
Эти люди, если они не становились профессиональными преступниками, в поисках какого-либо выхода вербовались в континентальные армии, участвовали в многочисленных пиратских («каперских», как они тогда назывались) экспедициях под началом крупных авантюристов, каким был, например, Френсис Дрейк, или служили в английских гарнизонах в бунтующей Ирландии. Вырванные из системы средневековых общественных связей, они в то же время видели изнанку новых, буржуазных отношений. Результатом этого были утрата веры во что-либо, кроме своих личных сил и способностей, озлобление против официальных верхов общества. Эгоизм этих деклассированных одиночек резко отличался от буржуазного индивидуализма — хотя бы тем, что он был выражением отчаяния, свойством психологии людей без будущего. Многие из них мечтали о завоеваниях в дальних странах. Восток привлекал их не только потому, что сулил обогащение и славу, — ведь в родной стране для них не находилось; места.
Мечты о военных подвигах и завоеваниях получили особенно мощный стимул в канун 1588 года, когда Англия готовилась к решающей схватке со своим злейшим врагом — могущественной и обширной испанской державой. Бой с «Непобедимой Армадой» — гигантским флотом, снаряженным Филиппом II, — должен был решить, сможет ли Англия разрушить империю, где «никогда не заходит солнце», и заложить основу собственного колониального могущества.
Взгляды и настроения, свойственные среде деклассированных, гонимых людей, и были реальной жизненной основой характера Тамерлана.
Однако содержание образа Тамерлана этим далеко не исчерпывается. Бунтарство и отверженность Тамерлана, подчеркнутые в самом начале трагедия, дозволили Марло придать своему герою ум и волю нового человека, освобожденного от пороков и предрассудков тысячелетнего миропорядка, от преклонения перед феодальной иерархией, от религиозного смирения — словом, высказать устами Тамерлана собственную гуманистическую программу.
В трех монологах Тамерлана — о неукротимом духе человека, о красоте и в предсмертном монологе у карты мира — отражено представление Марло о возможностях, назначении и духовной жизни обновленного человечества и каждого человека в отдельности. Тамерлан говорит, что каждый человек имеет право стремиться к лучшей участи, что сила его разума безгранична. Размышляя о сущности красоты, Тамерлан открывает в ней источник духовного подъема и очищения человека, поэзию он называет зеркалом, в котором «мы видим все высшее, что свершено людьми». «Тревожный и неукротимый дух», который природа вложила в людей, зовет их к преобразованию земли, к овладению ее богатствами. Против христианского тезиса о том, что царство подлинного счастья — лишь на небе, Тамерлан выдвигает тезис о счастье на земле, построенном человеческими руками. Умирая, он говорит о своей мечте прорыть канал, чтобы соединить Красное и Средиземное моря и тем сократить дорогу в Индию. С пафосом завоевания сливается пафос открытия новых земель
Наступала прагматичная протестантская Англия, где прагматизм приводил к ошарашивающим результатам. Сменив конфессию, закрыв монастыри, новые прагматичные хозяева забрали не только виды имущество монастырей, но и перехватили их виды хозяйственной деятельности вместе с наработанными технологиями и налаженными коммерческими связями. Производство шерсти оказалось очень прибыльным занятием. И началось «огораживание». Оно уже не сдерживалось никакими моральными нормами. В протестантстве царил прагматизм. Земледельцев сгоняли с земли, оставив без возможности заработать на кусок хлеба. Толпы нищих бродили по стране. Были приняты законы против бродяжничества. Сейчас часто сравнивают количество, казненных при Иване Грозном, и число повешенных при Елизавете Тюдор. Печальный счет в её пользу. По законам Генриха VIII только за «бродяжничество» было повешено 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян. «Овцы сожрали людей!» – писал об огораживаниях Томас Мор.
И вот этим отчаявшимся людям К.Марло предлагал пуститься по первому пути развития — по пути внешней экспансии. Это путь стран первого мира — развитие за счет внешних ресурсов, естественно отобранных у других, зачастую вместе с жизнью.
Продолжение следует
Читать по теме:
- Конспект одного вебинара. Часть I
- Конспект одного вебинара. Часть II
- Конспект одного вебинара. Часть III