Таким образом, «творческий метод» Артура Шика представлял собой способ художественной визуализации «образа врага». Этот образ не отражал его нравственный выбор, поскольку он следовал лишь узким интересам национальной еврейской автономии… вроде как в Польше. С другой стороны, в этот момент сам Артур Шик очень любил Париж, но из соображений этой самой автономии ездил в Палестину, однако оформлял средневековый Устав Калиша, который находился в Польше. Сложное и запутанное положение. Напоминает игрока, поставившего все фишки на разные номера как в казино… Как говорится, где карта ляжет.
И все это пропагандировал в Англии накануне Мюнхенского сговора, создавая образ врага в виде Сталина, даже не подумав, что на СССР Гитлер будет нападать… через Польшу. Хотя… как они себе это представляли?..
Но и думать ему тогда было особо некогда, у его заказчиков настроения менялись, как у флюгера направление. Если проследить все этапы, как Гитлера всем «коллективным Западом» натравливали тогда на Советский Союз, было очевидно, что Германию пытаются поставить в те же условия, в те же рамки, что и в Первой мировой войне.
Ясно, что без ресурсной базы Гитлер на это бы не решился. Раз решили сдать всю чехословацкую военную промышленность в Мюнхенском сговоре (Чехословакия превосходила тогда по качеству военной продукции весь мир, а по объемам производства оружия опережала Великобританию; военный комплекс США при этом размещался напрямую в Германии), — всем было ясно, что Польша превратится в военный плацдарм. Только вот самой Польше в этот момент было еще не очевидно, что повлечет за собой такая сомнительная «честь». Поэтому Польша наотрез отказывается от договора о сотрудничестве и взаимопомощи, который сразу после Мюнхенского сговора настойчиво предлагает ей СССР.
Если человек думает о Родине, вообще об элементарном благополучии своих близких, он не может не понимать, что готовится совершенно ужасная война, причем, уже непосредственно для мирного населения. Все отлично осведомлены, что творится на тот момент в самой Германии, как немецкий фашизм продемонстрировал свое звериное лицо в Испании.
Но удивительно, что и во Франции, куда с нескрываемым страхом отправляется делегация Деладье после подписания Мюнхенского сговора, уверенная, что они подвергнутся общественному остракизму… их вдруг встречают овациями! Все уверены, что Мюнхенский сговор — это условия для новой кровавой войны, но лишь Гитлера с СССР, где все будут наслаждаться зыбким «миром», но примут участие в грабеже СССР, где смогли уже наладить нормальную жизнь после разрушительного воздействия «ревалюционных преобразований» и даже свести на нет последствия позорного Брестского мира.
В принципе, и во Франции у большинства под влиянием корыстных устремлений грабежа и наживы совершенно останавливается мыслительный процесс. И это неудивительно! До сих пор все стараются не дать переосмыслить «Странную войну» Артура Невилла Чемберлена, пытаясь «отмазать» прямое участие Великобритании в организации бойни Второй мировой с поэтапной сдачей всех европейских союзников.
В 2017 году (после оскаровского триумфа 2010 года фильма «Король говорит», где Колин Ферт отмазывал заику Георга VI от прямого участия в организации масштабной катастрофы) выходят сразу два фильма на эту тему — «Дюнкерк» и «Темные времена». Последнее название, конечно, в прямой связи с «поттерианой», с намеком на продолжение «Фантастических тварей», где, очевидно, добрые английские маги и волшебники должны организовать «Чудо Дюнкерка».
«Дюнке́рк» (англ. Dunkirk) — военная драма режиссёра Кристофера Нолана. Фильм основан на событиях Дюнкеркской операции — эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы в 1940 году. Фильм номинировался на 8 премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и режиссуру, и в итоге взял три из них — за лучший монтаж, лучший звук и лучший монтаж звука.
Действие фильма разворачивается в 1940 году во Франции. В начале идёт сообщение о том, что 400 000солдат находятся в Дюнкерке и ждут спасения.
Фильм имеет нелинейную структуру и делится на три временных линии: мол (одна неделя), море (один день) и воздух (один час).
«Тёмные времена» (англ. Darkest Hour, букв. «Самый тёмный час») — британский драматический фильм-биография режиссёра Джо Райта. Фильм рассказывает о приходе к власти 61-го премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (Гэри Олдмен) и его первых неделях правления на этом посту в разгар Второй мировой войны. Оказавшись перед угрозой вторжения вермахта в Великобританию, Черчилль отказывается вести переговоры о перемирии с Адольфом Гитлером при посредничестве Бенито Муссолини.
Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Теллуриде 1 сентября 2017 года[4]; он также был показан на международном кинофестивале в Торонто 11 сентября 2017 года[5]. Фильм вышел в прокат в США 22 ноября 2017 года[6], в России премьера состоялась 18 января 2018 года[7].
Фильм собрал в мировом прокате 150 миллионов долларов[2] и получил положительные отзывы критиков.
Роль Уинстона Черчилля принесла Гэри Олдмену премии «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров за лучшую мужскую роль[8]. На 90-й церемонии вручения кинопремий «Оскар» фильм получил шесть номинаций, в том числе в категории «Лучший фильм», и выиграл в двух из них — «Лучший актёр» и «Лучший грим и причёски». На 71-й церемонии вручения премий BAFTA он получил девять номинаций, включая «Лучший фильм» и «Выдающийся британский фильм»
Но проблема в том, что ассоциация с продолжением «Фантастических тварей» становилась чем дальше, тем неприличнее, какая-то магия будто пеленой спала с глаз… И фильм «Дюнкерк» уже воспринимался с достаточной долей скепсиса. Ведь главным условием эвакуации было то, что англичане оставляют неиспользованным и абссолютно нетронутым все снаряжение 500-т тысячной армии, нисколько не сомневаясь, как и где оно будет использовано фашистами.
Да и «Странной войной» все это названо французскими журналистами, поскольку никакого «разгара Второй мировой войны» в тот момент не было. Англичане почему-то строили аэродромы с бетонным покрытием, разбрасывали пацифистские листовки, перебрасывали вооружение, но никаких действий не предпринимали… против Гитлера. Зато они с французиками вовсю планировали с этих аэродромов… бомбить бакинские нефтепромыслы.
Операция Pike (англ. pike — щука или острие копья) — кодовое название англо-французского плана стратегических бомбардировок бакинских нефтепромыслов в начальный период Второй мировой войны. Реализован не был.
Несмотря на формальный нейтралитет СССР, британцы и французы пришли к выводу, что советско-нацистский пакт сделал Москву сообщницей Гитлера[1]. Уничтожив нефтепромыслы Баку и Грозного союзники надеялись ослабить советскую нефтяную промышленность и таким образом лишить нацистскую Германию советской нефти[2].
Мюнхенский сговор типа был заключен, поскольку Англия шибко боялась воевать… с Гитлером. Зато ну ни капельки не боялась воевать с СССР. Сюзнички, етишкин кот.
В «Темных временах», где речь идет о приходе к власти Черчилля вместо Чемберлена, как-то слишком мутно и невнятно повествуется, будто бы Черчилль отказался подписывать уже готовое послание Муссолини с наметками договора с Гитлером. Ага, прямо в период бомбежек Англии, которые вдруг опять таки чудесным образом прекратились после эвакуации Дюнкерка… И будто бы Черчилль ездил по метро и сговаривался с простыми маглами не иметь никаких дел с Гитлером. Хотя все знают, в каком напряжении жил Черчилль буквально до 22 июня 1941 года, когда сообщил на весь мир, что теперь он абсолютно счастлив…
<…>В 4 часа этим утром Гитлер напал на Россию. Все его обычные формальности вероломства были соблюдены со скрупулёзной точностью. Между странами действовал торжественно подписанный договор о ненападении. Германия не высказала ни единой претензии по поводу его невыполнения. Под прикрытием его ложных гарантий, немецкие войска выстроили свои огромные силы в линию, протянувшуюся от Белого до Чёрного морей, и их военно-воздушные силы и бронетанковые дивизии медленно и методично заняли позиции.
Затем внезапно, без объявления войны, даже без ультиматума, немецкие бомбы упали с неба на русские города, немецкие войска нарушили русские границы, и часом позже посол Германии, который буквально накануне щедро расточал русским свои заверения в дружбе и чуть ли не союзе, нанёс визит русскому министру иностранных дел и заявил, что Россия и Германия находятся в состоянии войны.
Таким образом, повторилось в гораздо большем масштабе циничное надругательство над всеми признанными международными соглашениями и доверием международного сообщества, которое мы наблюдали в Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии, и которое Муссолини, пособник и шакал Гитлера, преданно сымитировал в случае с Грецией.
Всё это не стало для меня неожиданностью. На самом деле, я чётко и ясно предупреждал Сталина о предстоящих событиях. Я предостерегал его, как до этого предостерегал других. Остаётся только надеяться, что мои сигналы не были оставлены без внимания.
<…>Не хочется много говорить в этот приятный летний вечер, когда жизни и счастью ещё одного миллиарда человеческих существ угрожает зверское насилие нацистов. Одно это заставляет нас задержать дыхание.
Но сейчас я обязан обратить ваше внимание на кое-что ещё, что лежит в основе этих событий и близко затрагивает жизнь Британии и Соединённых Штатов.
Нацистский режим неотличим от худших черт коммунизма. Он лишён каких-либо основ и принципов, кроме ненавистного аппетита к расовому господству. Он изощрён во всех формах человеческой злобы, в эффективной жестокости и свирепой агрессии. Никто не был более стойким противником коммунизма в течение последних 25 лет, чем я. Я не возьму обратно ни одного сказанного о нём слова. Но всё это бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся сейчас.
В приятный летний вечер он откровенно смакует «А я говорил Сталину!» А о том, что с французами бомбить Баку собираются, тоже предупреждал? Но мы видим, что по уши в дерьме лживой местечковой пропаганды мерзавцев, так и не ответивших за устройство самой страшной гуманитарной катастрофы в истории человечества.
При этом ведь всем известно, что и Гитлер никогда не скрывал того, то без промышленной базы Франции он никогда не решился бы напасть на Советский Союз! Причем, с немецкой дотошностью он все перечислял вполне подробно, начиная с 5 тысяч французских железнодорожных составов!
И если Великобритания тогда совершенно очевидно сдала Гитлеру и Францию по такому же сценарию, как в Мюнхенском сговоре сдала Чехословакию, то какие шансы были у Польши?..
И разве всего этого не понимал Артур Шик, находясь в Лондоне всю эту «Странную войну»?.. Да если выстроить его творчество жестко по датам, очень заметно, как до него самого доходит весь ужас положения, в котором остались его близкие, прежде всего, его мать, пока он за хорошие деньги создавал из Сталина «образ врага» и всеми силами подмахивал подлой геополитике Великобритании.
Вот он как бы передает привет от польских военных американскому народу, а вообще-то польское правительство, вылетевшее в Лондон еще в сентябре 1939 года объявило войну советскому Союзу, в период нападения фашистской Германии навстречу советским войскам Польша выдвинула 600-т тысячную армию кроме всяких там студентов и «народных ополченцев», как нынче принято врать.
Ну, что это такое, если на тот момент… как уж получилось в результате Мюнхенского сговора, практически вся польская армия подалась в вермахт? Ну, а куда им, собственно, было идти, если «образ врага» сформирован не в пользу Сталина?..
Вот лондонское творение Артура Шика, где изображены самолеты, бомбящие Варшаву… Тогда совершенно зверски бомбили только фашистские люфтваффе. А военные вместе с женщинами, с человеком явно семитской национальности, выставили оружие… куда-то не туда! Они явно кому-то пытаются доказать: «Не суйтесь к нам! Это наши внутренние разборки! Мало ли, кто у нас там что бомбит!»
И в этот момент на кого же надеется Артур Шик? Сам-то он кого и от чего защищает?
Вопрос, конечно, сильно риторический, поскольку ясно, что творчество Шика несамостоятельное, заказное, а с развитием событий и Шик, и его заказчики все время попадают впросак.
Но есть картинки у Шика примерно того периода, когда он уже обращается напрямую к молодежным еврейским организациям… Мол, они смогут оказать очутимую и действенную помощь. Это не афишируется, но как припекло, так Артур Шик вдруг начал рисавать представителей этих молодежных организаций, которые… прям-таки должны были решить исход дела.
На это даже и как-то реагировать не хочется… вообще никак. Есть уже вполне академические исследования по Еврейскому коллаборационизму во Второй мировой войне. Только повод нашего разбора творчества Артура Шика дало не это, а сама подача… после того, как Великая Победа советского народа была предана, растоптана и полита грязью. А такие «господа оформители» как Шик, которым лишь из человеческого сочувствия не ткнули в свое время их нечистоплотностью, — вдруг подаются в качестве каких-то «мыслителей», «философов» и чуть ли не «творцов». Оказывается, в современном прочтении Шик разоблачал не только Гитлера, но и… американцев.
6 ноября 2019 г. Карикатуры на злобу дня: обличил деятельность и Гитлера и американцев
Мало кто мог вложить столько обличительной энергетики в свои рисунки, как Артур Шик.
Недаром он был удостоен чести стать личным врагом фюрера – это свидетельство огромного таланта мастера смешного рисунка.
Ещё будучи на своей исторической родине в начале 30-х годов, он высказывал мнение об обязанности настоящего художника в трудное время всё своё умение, знания и дар принести в жертву служения народу и Отчизне. А когда в 1939 году посредством подписания пакта Молотова-Риббентропа Польша была поделена между Германией и Советским Союзом, он без устали рисовал карикатуры на злобу дня.
…Если бы не Вторая мировая война, то он вряд ли бы стал карикатуристом. Но таков был его характер – он не мог поступить иначе, кроме как вносить свой – очень весомый – вклад в общее дело сокрушения германской военной машины.
Американский период жизни и творчества
В США, где Шик провёл свои последние 10 лет жизни, его замечательные рисунки пользовались огромной популярностью. Его работы часто появлялись на обложках ведущих американских журналов.
При этом он особо не переживал ни одной из стокнувшихся сторон, будучи уверенным, со своей стороной он останется в стороне, как это и было в Первую мировую войну. Такой вот получается каламбурчик. Ну, такая понятная позиция, в русле, кстати, «английского пасьянса», когда Великобритании хорошо, если в Европе все втянуты в очередную «странную войну».
Только когда и в Великобритании стали бомбить, Артур Шик засобирался в Америку. Там ему «разоблачать американцев» было бы сподручнее.
В начале июля 1940 года при поддержке британского и польского правительства Артур Шик покинул Великобританию и отправился в Северную Америку с целью популяризации в Новом Свете борьбы британской и польской наций против нацизма. Его первым пунктом назначения на континенте была Канада, где средства массовой информации с энтузиазмом приветствовали его, и писали о его участии в борьбе с нацистской Германией. В декабре 1940 года Шик с женой и дочерью отправились в Нью-Йорк, где он жил до 1945 года. Его сын Джордж поступил на службу в Свободные французские силы под командованием генерала Шарля де Голля.
Вскоре после прибытия в США Шик был вдохновлен речью Рузвельта, произнесенной в ежегодном обращении к Конгрессу «О положении в стране» в 1941 году, чтобы проиллюстрировать «Четыре свободы». Эти иллюстрации использовались в качестве плакатов во время войны, и появились на Премии Четырех свобод, которая была вручена Гарри Трумэну, Джорджу Маршаллу и Герберту Х. Леману.
Шик стал чрезвычайно популярным художником в своей новой родной стране, особенно после нападения Японии на Перл-Харбор и вступления США в войну. Его карикатуры на лидеров стран «оси» (Гитлера, Муссолини, Хирохито) и другие рисунки появлялись практически повсюду: в газетах, журналах (включая «Тайм» (обложка карикатуры на адмирала Исороку Ямамото в декабре 1941 года), «Эсквайра» и «Кольер») на плакатах, открытках и марках, в светских, религиозных и военных изданиях, на общественных и военных зданиях. Википедия
На иллюстрации изображена карикатура на Адольфа Гитлера, увлеченного игрой в покер с «Иваном», российским лидером из Советского Союза. Смерть, изображенная скелетом, смотрит.
Соединенные Штаты еще не вступили в войну, когда было опубликовано это издание Collier’s. Это должно было произойти через месяц после того, как японцы бомбили Перл-Харбор. Но иллюстратор, польско-еврейский эмигрант Артур Шик , знал об угрозе, исходящей от нацистской Германии — он покинул свою родину, Польшу после вторжения немецкой армии 1 сентября 1939 года, — и был полон решимости обратить внимание американской общественности на эту угрозу. Опасность.
Обложка была первой из восьми, которые Шик нарисовал для Collier’s, одного из крупнейших журналов общего тиража в США. Уже хорошо известного своими иллюстрациями к тому времени, когда он приехал в США в 1941 году, слава Шика росла в геометрической прогрессии в течение и после войны годы. На стенах Белого дома висело 38 иллюстраций шиков. New York Post опубликовала более 100 его карикатур. Его работы украшали обложки телефонных справочников Манхэттена и Бруклина и были расклеены на рекламных щитах в Нью-Йорке. Его рисунки выставлялись в более чем 500 центрах USO , которые были «домом вдали от дома» для солдат в бою, а также в многочисленных художественных галереях.
«Он стал вирусным», — сказала Барбара Киршенблатт-Гимблетт, почетный профессор Нью-Йоркского университета и главный куратор музея POLIN в Варшаве, во время февральского выступления о Шике в Коллекции еврейского искусства и жизни Магнуса в Калифорнийском университете в Беркли.
Новая выставка в Magnes, которая находится на Allston Way в центре Беркли, направлена на восстановление позиции Шика как участника общественной кампании гуманитарного характера, художника, эффективно использовавшего перо, зрение и чувство юмора для осуждения несправедливости.
«По сути, его политические карикатуры о Второй мировой войне стали вирусными. Миллионы людей видели их, особенно те, которые имеют дело с американской армией, и они были очень, очень, очень популярны », — сказала Киршенблатт-Гимблетт.
Элеонора Рузвельт, жена президента Франклина Делано Рузвельта, заявила в газетной колонке в 1943 году, что работа Шика «ведет войну с гитлеризмом так же искренне, как любой из нас, кто не может быть на фронте сегодня».
Работа Артура Шика, чьи политические карикатуры высмеивают Гитлера, находит отклик сегодня
Как видим, американцы даже не догадываются, что Артур Шик прибыл на «новую родину», чтобы бичевать теперь их… как он «бичевал» англичан, наверно. Не забывая всем впарить «самую дорогую новую книгу в мире, каждая из 250 лимитированных копий продавалась за 100 гиней или 520 долларов США».
Он также создавал рекламу Coca-Cola и US Steel, выставлялся в галереях M. Knodlr & Co., Andre Seligmann, Inc., Messrs. Wildenstein & Co., в Филадельфийском художественном альянсе, в Бруклинском музее, во Дворце Почетного легиона в Сан-Франциско и в Белом доме. В течение военных лет в Соединенных Штатах было проведено более 25 выставок. В конце войны, в 1945 году, его рисунок « Two Down and One to Go» был использован в пропагандистском фильме, призывающем американских солдат к окончательному нападению на Японию. Википедия
Неудивительно, что о Шике «вспомнили» вдруг в аккурат в 1992 году, как только предали все Хельсинские соглашения, перечеркнув все итоги Второй мировой. Решив, что все уже благополучно забыли все события 30-х и 40-х годов ХХ столетия, в результате которых отчего-то «родилось новое искусство», куда Шик со своими рисунками «не вписывался стилистически».
Историческом обществе Нью‑Йорка открылась выставка, посвященная творчеству Артура Шика — одного из самых выдающихся графиков XX века, сегодня почти забытого. Его работы появлялись повсюду — от Белого дома до «Желтых страниц» Нью‑Йорка. Творчество его не было исключительно светским: в нем нередко встречаются религиозные мотивы и сюжеты, он создал цикл иллюстраций к пасхальной Агаде, а в его политических работах появляются такие персонажи еврейской истории как Моисей.
Отчего же имя Артура Шика было забыто? Тому есть несколько причин. Он не принадлежал ни к одному из существующих художественных течений и не стал создателем новой школы. Умер Шик в 1951 году, накануне рождения современного искусства, в которое его работы не вписывались стилистически. За годы, проведенные в США, он создал сотни работ, но десяти лет было недостаточно для того, чтобы возникли тесные связи с миром искусства. Вся его графика выполнена на бумаге и потому крайне чувствительна к изменениям микроклимата, экспонирование ее сопряжено с трудностями. Те, кто был знаком с творчеством художника поверхностно, знали его в основном как иллюстратора сказок Андерсена. Сложное имя только усугубило положение дел.
Главной причиной забвения, как мне кажется, стал тот факт, что сразу после его смерти семья и наследники перестали сотрудничать с дилерами, потому что сын Шика хотел сам распорядиться наследством. Когда и он умер год спустя, не осталось никого, кто боролся бы за признание и сохранение памяти о художнике или был бы заинтересован в экспонировании его работ. Жена Шика распродала оставшиеся работы в частные коллекции.
Но в 1992 году раввин Ирвин Унгар решил извлечь имя Артура Шика из мрака забвения; это дело он продолжает по сей день, и выставка в Историческом обществе Нью‑Йорка тоже служит этой цели.
На выставке представлены главным образом работы, касающиеся темы Второй мировой, в которых художник обращается к сложному вопросу, что значит быть евреем во время войны. Рисунок «Современный Моисей» изображает пророка, поддерживающего двух еврейских солдат. В «Пилигримах», также известных под названием «Нелегальные пассажиры», центральное место занимает маген Давид, по обеим сторонам которого расположены два судна. Одно из них — «Мэйфлауэр», а другое — более современное, на его мачте развевается флаг с двумя полосами и звездой Давида. Рисунок определенно взывает к опыту, пережитому иммигрантами тогда и сейчас. Для Шика характерны сложные композиции, использование множества деталей и персонажей, но вместе с тем рисунки его не производят впечатление перегруженных — они стараются раскрыть всю правду. Такой была и жизнь самого художника — он был постоянно погружен в работу и редко когда работал над рисунком больше недели.
25.09.2017 г. Артур Шик, великий и почти забытый художник‑иллюстратор
Спору нет, что такое этническое, фольклорное, декоративно-прикладное в изобразительном искусстве всегда важно. Но ведь у Шика как раз вычурная эстетика изобразительной эклектики начала ХХ века и средневековой арабской миниатюры — прямое цитирование и заимствование. Причем, не только из желания «сделать красиво», но ведь и из желания излечь пользу, выгоду из уже выработанных приемов и образов, из стремления прибрать к рукам отнюдь не свое-исконное, над которым совершенно другие рвали душу. Это как перелицевать на свой лапсердак — чужой ношенный пиджак, причем украв его… типа «взяв без спроса».
А цитирование всегда должно быть добросовестным, особенно в искусстве. К тому же неглубокая переработка и тиражирование чьей-то уникальной манеры с целями, для которых она не предназначалась изначально, — обесценивает изобразительное искусство в целом. Обезличивает и уничтожает эстетическую ценность. Про не этичность такого подхода и говорить… мимо денег. Попросту… убивает такой подход душу произведения. И это совершенно очевидно, если внимательно приглядеться.
Наносная оформительская манера, следование заданным канонам выгоды своей этнической диаспоры, причем, вопреки здравому смыслу и общему нравственному выбору… еще сыграют с самим Артуром Шиком злую шутку как раз в тот момент, когда он будет разрываться от боли, а выразить это страдание средствами искусства будет неспособен.
Но сегодня он стал очень необходим и в качестве сразу «великого», чтобы сместить стрелки с истинных виновников начала Второй мировой, где все эти «пилигримы», сующие от одной «новой родины» к другой, изначально имели вполне ощутимые материальные интересы.
Но… проблемы с изложением биографии Артура Шика начинаются сразу… с Первой мировой», которую он типа героически «пережил»и типа даже «воевал в польской армии». Зато уже во Второй мировой… просто ваще! Служил «голосом протеста» и несколько мутновато — «участвовал в тех событиях».
Хоелось бы подробнее, конечно, в каких «событиях» ему довелось поучаствовать. Но заметно, как моментально Шик перестал рисовать молодежных еврейских лидеров, которые типа помогут миру, как по приказу. Однако чудовищное гитлеровское «решение еврейского вопроса», окончательно оформленное на Ванзейской конференции 1942 г., спровоцировано и этими рисованными угрозами Артура Шика.
Однако сегодня Артура Шика поднимают на знамя как раз из-за договора о ненападении, в русле местечковых истерик по повду «пакта Молотова-Риббентропа», оттянувшему войну для СССР на полтора года, выкинувшему Польшу из прогитлеровского альянса, превратившего ее в буферную зону, о чем почему-то не догадывалось только руководство Польши и Артур Шик с заказчиками: «Шик предполагает, что пакт о ненападении, подписанный Германией и СССР в августе того же года, приведет к гибели многих людей».
Да-да, конечно-конечно! Они — люди, а все прочие — гэ на блюде, как сказала наш Классик. Но уж извините! В таких делах мнение тех, кто может помочь только картинками «за 100 гиней или 520 долларов США», малосущенно. В особенности, после июня 1941 года.
Выставка Магнса показывает, что он был человеком, который « высмеивал диктаторов всех мастей ». Его работа не только великолепно представляет собой историческое отражение ужасов 1920-х — 1940-х годов, периода, когда европейские демократии рушились, фашистские режимы восстали, Гитлер и его приспешники убили 6 миллионов евреев, а Вторая мировая война вытеснила миллионы, но и обращается к гуманитарный кризис, который сейчас переживает мир.
«Актуальные сегодня вопросы — это вопросы, которыми он занимался», — сказал Киршенблатт-Гимблетт. «Он пережил важнейшие события 20 века. Он пережил Первую мировую войну и воевал в польской армии. Он пережил Вторую мировую войну. Он участвовал в тех событиях и был голосом протеста».
Многочисленные иллюстрации на выставке поражают. Есть рисунок, сделанный Шиком в Лондоне в 1939 году, на котором изображен Гитлер, стоящий рядом с Иосифом Сталиным, правая рука Сталина обнимает Гитлера за плечи. Гитлер указывает на три кладбищенских креста. Шик предполагает, что пакт о ненападении, подписанный Германией и СССР в августе того же года, приведет к гибели многих людей. (Пакт рухнул после вторжения Гитлера в Советский Союз в июне 1941 г.)
Еще одна впечатляющая иллюстрация показывает двух маленьких еврейских детей перед трибуналом из трех военных, сидящих за столом. Мальчик и девочка кажутся братьями и сестрами. Их одежда изодрана, и они выглядят испуганными. Трое немецких офицеров размышляют о своей судьбе. Иллюстрация, сделанная в 1943 году и опубликованная в журнале PM Magazine, озаглавлена «Чтобы быть застреленными, как опасные враги Третьего рейха». Это было время, когда США резко ограничили иммиграцию евреев в США. Это была лишь одна из многих иллюстраций Шика, привлекающих внимание к окончательному решению Гитлера. Другие рисунки евреев в Европе включали портреты мужчин, сражавшихся в Варшавском гетто или партизан в польской деревне.
Работа Артура Шика, чьи политические карикатуры высмеивают Гитлера, находит отклик сегодня
Да, «трое немецких офицеров размышляют о своей судьбе»… Наверно, ничего иного и не скажешь по поводу этой рисовальной отписки. Ничего не трогает в этом рисунке, это наносные шаблоны, они вообще ничего не говорят. И достаточно посмотреть все рисунки Шика на тему холокоста, чтобы понять, как он силится вырваться из этой отстраненной оформительской манеры, передать живые чувства, а на выходе какая-то пустота.
Согласно журналу Esquire, плакаты с рисунками Шика пользовались еще большей популярностью среди американских солдат, чем девушки-пинап, заполонившие стены американских военных баз. В общей сложности более миллиона американских солдат видели репродукцию Шика в примерно 500 местах, находящихся под управлением Организации Объединенных Наций. Википедия
Как-то не слишком впечатляет военная еврейская тема у Артура Шика. Вторичность здесь сыграла с ним дурную шутку. Как и угодливость в отношении «формирования образа врага». Совесть-то все же у него была… Но и черепушки в глазах Гитлера, которого он теперь объявляет Антихристом, особо не читаются на любовно выписанной картине общего разложения.
Последние карикатуры относятся к провалу наступления на Москву в конце 1941 года. Похоже, что именно тогда у Артура Шика начала просыпаться совесть. Учитывая его прежние позиции, можно сделать вывод, что отступление немцев тогда произвело на всех отрезвляющее действие. Артур Шик выражает и настроения своих заказчиков, которые на тот момент уверены в скором разгроме гитлеровских войск.
Но этот момент показывает и нам, что без предательства в высшем советском руководстве гитлеровцы никак не смогли бы получить после зимнего поражения — успешную летнюю кампанию 1942 года. Впрочем, как и прорваться к Москве в начале войны.
И вот об этом надо подумать именно сейчас, когда аналогичные «антихристы» предали все завоевания советского народа в Великой Отечественной войне.
Здесь следует сделать ретроспективу изменения акцентов симпаний у Артура Шика в тот период, пока эта бездна игр со смертью раскрывалась перед ним во всем буйстве красок старинной средневековой миниатюры.
На детсадовских штампах Шик переползает в «осмыслении» опять-таки детсадовских истин «что такое хорошо, что такое плохо». И делает это вынужденно, с значительным запаздыванием. Сложнее было, конечно, русским «Иваном», рисовать которого зверьем в «образе врага» у Шика была набита рука еще с Первой мировой.
Образы вторичные, где «в основе» советские военные фильмы, а главное, плакат «Родина-мать зовет!»
И каково это — ломать себя, свой собственный образ врага, если весь мир вокруг давно сделал совершенно обратный нравственный выбор?..
Социальная справедливость в тылу
Несмотря на то, что Шик был яростным противником нацистской Германии и остальных стран «оси», он не избегал тем, которые представляли участников антигитлеровской коалиции в менее благоприятном свете. Шик раскритиковал Великобританию за ее политику на Ближнем Востоке, особенно за практику введения ограничений на эмиграцию евреев в Палестину. Шик также раскритиковал очевидную пассивность американо-еврейских организаций по отношению к трагедии своих европейских собратьев. Он поддержал работу Гилеля Кука, также известного как Питер Бергсон, член сионистской организации Иргун, которая организовала рекламную кампанию в американском обществе, целью которой было привлечь внимание американской общественности к судьбе европейских евреев. Шик проиллюстрировал, например, полностраничную рекламу (иногда с копией сценариста Бена Хехта), которая была опубликована в «Нью-Йорк таймс». Художник также высказывался против расовой напряженности в Соединенных Штатах и критиковал тот факт, что чернокожее население не имело тех же прав, что и белые. На одном из его рисунков два американских солдата — один черный и один белый — сопровождают немецких военнопленных. Когда белый спрашивает черного: «А что бы вы сделали с Гитлером?», черный отвечает: «Я бы сделал его негром и бросил бы его где-нибудь в США».
Отношение Шика к своей родной стране, Польше, было очень интересным и полным противоречий. Несмотря на то, что он считал себя евреем и поляком и на своих рисунках изображал страдания поляков (не только еврейского происхождения) на оккупированных Россией польских территориях, хотя он и получал финансовую поддержку польского правительства (по крайней мере, в начале войны). Шик иногда представлял это правительство в негативном свете, особенно в конце Второй мировой войны. В скандальном рисунке, датированном 1944 годом, группа спорящих польских политиков изображена как противники Рузвельта, Иосифа Сталина, «большевистского агента» Уинстона Черчилля, и в то же время сторонники отца Чарльза Кофлина, также известного своими антисемитскими взглядами как «(национальная) демократия» и «(национальный) социализм».
Около 1943 года Шик, бывший участник польско-советской войны, также полностью изменил свое мнение о Советском Союзе. Его рисунок 1944 года уже изображает солдата Народной армии Польши поддерживаемой Москвой рядом с солдатом Красной армии, оба освобождают Польшу.
Книжные иллюстрации
Хотя карикатуры доминировали над художественным произведением Шика во время войны, он все же был занят и в других областях искусства. В 1940 году американский издатель Джордж Мэйси, увидевший его иллюстрации к Аггаде на выставке в Лондоне, попросил Шика проиллюстрировать «Рубаи», сборник стихов иранского поэта Омара Хайяма. В 1943 году художник начал работу над иллюстрациями для Книги Иова, изданной в 1946 году, он также иллюстрировал сборники сказок Ханса Кристиана Андерсена (Andersen’s Fairy Tales, 1945) и Шарля Перро (Mother Goose, который не был опубликован). Википедия
Сейчас все, кому не лень, могут объявиться в качестве «яростных противников гитлеровской Германии». Вопрос только в том, почему эти «яростные противники» ни одного раза не подумали, насколько подло врать о развале СССР — «народ сам этого захотел»? А уж совсем за гранью добра и зла постоянно при этом биться в истерике про «пакт Молотова-Риббентропа», старательно обходя Мюнхенский сговор, к которому все и свелось?
Речь идет не о какой-то «справедливости», поскольку у нас тут Классик неоднократно повторяла, что не от каждого можно такой «справедливости» требовать. Ведь от иной «справедливости» и рук не отмоешь.
Речь идет как раз… о чисто человеческом облике, кто считает удобным в такие вот судьбоносные моменты создавать «образы врага» за хорошие деньги. Как им самим потом удается переживать собственное, пусть косвенное участие в этих событиях?.. Ведь у того же Шика мать погибла в Лодзе вместе со всеми многочисленными родтвенниками. И вот в отношении собственной матери у него самого оставалась лишь одна надежда на справедливость — от русских Иванов, которых он сам поливал помоями всю дорогу, имея с этого неплохой навар.
Американцы были далеки от трагедии, разыгравшейся в Европе, не осознавая всех ужасов – в особенности Холокоста. Художник пытался донести до граждан США охват необратимых горестных событий для его народа – ведь среди десятков тысяч человек погибших в гетто Лодзи были и его родственники, включая его мать.
Ну, так следовало хоть что-то создать на эту тему стоящее, способное тронуть душу и сердце! Ведь если бы американцы открыли Второй фронт не в 1944 году, так в конечном счете и евреев бы убили намного меньше… Не говоря об остальных. Но ведь стоит посмотреть, даже поставки по ленд-лизу, чтобы понять, как там Артур Шик был полезен в качестве «ярого противника гитлеровской Германии»:
Союзные поставки очень неравномерно распределены по годам войны. После нападения Японии на США 7 декабря 1941 массовые поставки по ленд-лизу наконец начались, и первые грузы начали приходить 28 декабря 1941 с намерением нагнать отставание к 1 апреля 1942 года[18].
Однако положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года. Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 г., поступило 669 самолётов(для сравнения — на 1 октября 1941 года в составе 3 фронтов, защищавших Москву, было 568 самолётов и из них 389 исправных[19]) и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16 502 грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.[20]
И это при том, что совершенно аналогичная техника поставлялась гитлеровцам через нейтральную Швецию.
Зато в результате Артур Шик обретает две новые родины! Как говорится, «сражался и жил, как умел, по мечте».
Послевоенное время
В 1945 году Артур Шик и его семья переехали из Нью-Йорка в Нью-Канаан, Коннектикут, где он жил до конца своей жизни. Конец войны освободил его от обязанности бороться с нацизмом с помощью карикатур. Большая коллекция рисунков периода войны была опубликована издательством «Heritage Press» в 1946 году в виде книги Ink and Blood: A Book of Drawings (пер. с англ.:Чернила и кровь: книга рисунков). Художник вернулся к книжным иллюстрациям, работая, например, над «Кентерберийскими сказками» Джеффри Чосера и, в частности, над книгами, рассказывающими библейские истории, такими как «Путь через Библию» Мортимера Дж. Коэна (1946), «Книга Иова» (1946), »Книга Руфи»(1947), »Десять заповедей» (1947), История Иосифа и его братьев (1949). Некоторые из книг, проиллюстрированных Шиком, были опубликованы посмертно, в том числе «Аравийские ночи» (1954) и «Книга Эстер» (1974). Он также был уполномочен канадским предпринимателем и знатоком марок Касимиром Билески создать иллюстрации для серии марок «Визуальная история народов» (или Организации Объединенных Наций); Хотя этот проект так и не был реализован, Шик разработал дизайн обложек альбомов для более чем дюжины стран, включая Соединенные Штаты, Польшу, Великобританию и Израиль.
Все это, конечно, красиво. Но не зря «нравственные императивы» — от слова «империо» — власть. Все же надо иметь одну Родину, не разделяя ее на местечки с разными давними «уставами», которые стоит лишь начать требовать… в ущерб всем остальным, как получишь беду на собственном пороге. И не стоит думать, будто, созывая беду на чужой порог, самому можно с легкостью перескочить на новый. Чем-то непременно придется пожертвовать, хотя бы родной матерью.
Артур Шик получил американское гражданство 22 мая 1948 года, но, как сообщается, он пережил самый счастливый день в своей жизни за восемь дней до этого: 14 мая, в день объявления Декларации независимости Израиля. Артур Шик ознаменовал это событие созданием богато украшенного еврейского текста декларации. Два года спустя, 4 июля 1950 года, он также продемонстрировал расписанный текст Декларации независимости Соединенных Штатов.
Художник продолжал политически участвовать в своей стране, критикуя политику маккартизма (повсеместная атмосфера подозрений и поиска сторонников коммунизма в американских художественных и академических кругах) и признаков расизма. Один из его известных рисунков 1949 года показывает двух вооруженных членов Ку-клукс-клана, приближающихся к связанному афроамериканцу; подпись к рисунку гласит: «Не прощай их, Господи, потому что они знают, что делают».
В разгар «охоты на ведьм» развязанным сенатором Маккарти, напугавшим всю страну коммунистической угрозой, на Артура Шика пало подозрение в антигосударственной деятельности и после долгого выяснения все подозрения были сняты. Но все эти перипетии судьбы не прошли даром для здоровья художника, которое было основательно подорвано и в 1951 году его не стало.
Как и многие откровенные художники своей эпохи, Шик подозревался Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, которая обвинила его в том, что он является членом подозрительных коммунистических организаций. Сам Шик, однако, отверг эти обвинения в предполагаемой симпатии к коммунизму; его сын Джордж послал судье Саймону Рифкинду меморандум, описывающий невиновность его отца. Артур Шик умер от сердечного приступа в городе Нью-Канаан 13 сентября 1951 года.
Здесь надо отметить напрямую прослеживаемую связь всех этих американских протестов чернокожего населения… с заказчиками Артура Шика. «Образ врага» он начинает формировать как-то слишком уж рьяно, очевидно, пытаясь «отработать» свое сказочное оформление Второй мировой для тех, кто в ней особо участвовать и не собирался. И его работы действуют прямым натравливанием! Чисто в провокаторской стилистике.
Как-то слишком неожиданно для всех он умирает… а с ним уходят и концы в воду этой изобразительной борьбы за всеобщий раздрай.
Наследие
Огромная популярность, которой Шик пользовался в Соединенных Штатах и в Европе при его жизни, постепенно ослабела после его смерти. С 1960-х до конца 1980-х годов работы художника редко выставлялись в американских музеях. Это изменилось в 1991 году, когда в округе Ориндж, штат Калифорния, была основана некоммерческая организация The Arthur Szyk Society. Основатель Общества Джордж Гуч заново открыл работы Шика и организовал выставку «Arthur Szyk — Illuminator» (пер. с англ.:Артур Шик — Иллюминатор) в Лос-Анджелесе. В 1997 году местопребывание Общества было перенесено в Берлингем, штат Калифорния, и был избран новый Совет попечителей во главе с раввином, куратором и антикваром Ирвином Унгаром. Результатом работы Общества стало проведение многих выставок произведений Шика в американских городах в 1990-х и 2000-х годах. Общество также поддерживает большой образовательный веб-сайт, проводит лекции и выпускает публикации о художнике. В апреле 2017 года коллекция его работ Унгара, состоящая из 450 картин, рисунков и эскизов, была приобретена Калифорнийским университетом за 10,1 млн долларов, благодаря пожертвованию Тауба Филантрописа.
Последние персональные выставки Шика :
- «Arthur Szyk: Soldier in Art», New-York Historical Society, New York City (September 15, 2017 — January 21, 2018)
- «Arthur Szyk and the Art of the Haggadah», Contemporary Jewish Museum, San Francisco (February 13 to June 29, 2014)
- «Arthur Szyk: Miniature Paintings and Modern Illuminations», California Palace of the Legion of Honor, San Francisco (December 10, 2010 to March 27, 2011)
- «A One-Man Army: The Art of Arthur Szyk», Holocaust Museum Houston (October 20, 2008 – February 8, 2009)
- «Arthur Szyk – Drawing Against National Socialism and Terror»,[51] Deutsches Historisches Museum (DHM), Berlin, Germany (August 29, 2008 – January 4, 2009)
- «The Art and Politics of Arthur Szyk», United States Holocaust Memorial Museum, Washington, D.C. (April 10 – October 14, 2002)
- «Arthur Szyk: Artist for Freedom», Library of Congress (December 9, 1999 – May 6, 2000)
- «Justice Illuminated: The Art of Arthur Szyk», Spertus Institute for Jewish Learning and Leadership, Chicago (August 16, 1998 – February 28, 1999)—later traveled throughout Poland: Warsaw, Jewish Historical Institute; Łódź, Museum of the City of Łódź; and Kraków, Center for Jewish Culture.
6 комментариев
Как вы могли рассматривать с таких позиций трагедию Дюнкерка! Такой цинизм!
Еще даже и не рассматривали толком. Ждем, когда выскочат те, кто по три тома уже написал на эту тему задним числом.
Но вы правы, рассмотреть все надо бы. Не знаю, как лучше назвать: «Мышеловка для французиков» или «Английская ловушка»?
А мне больше нравится «Английский пасьянс»! Прямо руки начали чесаться!
Вообще то, что до сих пор никто три тома не выложил задним числом, говорит, что ни хрена на самом деле наши «стратегические менеджеры» не соображают в стратегиях. Стоит ведь лишь все это разложить… как пасьянс.
И когда все «демократические преобразователи» потом бегут в Лондон, они здорово дезавуируют всех крысиных стратегов.
Этот цикл статей меня сильно поразил. Как будто пелена начала с глаз спадать.
С Наступающим!
Как художник художникам скажу, что это у вас получился супер крутой разбор! И с исторической, нравственной, а главное художественной точек зрения.
Какой сильный цикл получился. И только сейчас раскрывается его смысл.