Артур Шик — очень интересный карикатурист ХХ века, в чьем богатом наследии отразились и все перипетии Второй мировой войны. Сама творческая манера продолжала традиции карикатуры ХIХ века (и частично начала ХХ века), отличаясь от намеренно упрощенческой, гротескной манеры политической карикатуры, сформировавшейся в годы Первой мировой войны и последующей волны революционных событий.
Карикатура откровенного и ожесточенного «классового» противостояния становится намеренно примитивной, лаконичной, злой и ограниченной. Она несет в себе штампы и стереотипы политической борьбы, жестко навязывая их не просто в качестве лозунга, но как прямой приказ: «Думать так и никак иначе!»
Не избежал этого влияния (а точнее, давления) и Артур Шик. Однако он никогда не изменял своим творческим принципам, поэтому очень интересно посмотреть, как менялось его личное отношение к событиям той сложной эпохи.
Артур Шик (по-польски: [ˈartur ʃɪk], 16 июня 1894 г. — 13 сентября 1951 г.) был польско-еврейским художником, который на протяжении всей своей карьеры работал в основном как иллюстратор книг и политический художник. Артур Шик родился в процветающей еврейской семье среднего класса в Лодзи[1][2], в той части Польши, которая находилась под властью России в 19 веке. С 1921 года он жил и создавал свои произведения в основном во Франции и Польше, а в 1937 году переехал в Великобританию. В 1940 году он поселился на постоянной основе в Соединенных Штатах, где ему было предоставлено американское гражданство в 1948 году.
Артур Шик стал известным художником и книжным иллюстратором еще в период между двумя мировыми войнами. Его работы экспонировались и публиковались не только в Польше, но и во Франции, Великобритании, Израиле и США. Тем не менее, он приобрел широкую популярность в Соединенных Штатах, прежде всего, благодаря своим политическим карикатурам, в которых, после начала Второй мировой войны, он резко критиковал политику и личности лидеров стран «оси». После войны он также посвятил себя политическим вопросам, особенно поддержке создания государства Израиль.
Работы Шика по своему содержанию можно охарактеризовать как социально и политически ориентированные, а в плане техники — они характеризуются отказом от модернизма и принятием традиций средневековой и ренессансной живописи, особенно иллюминированных рукописей тех периодов. В отличие от большинства карикатуристов, Шик всегда проявлял большое внимание к колористическим эффектам и деталям в своих работах.
В наши дни Шик остаётся известным и часто выставляемым художником только в Соединенных Штатах. Несмотря на это, выставки в Польше и Германии знакомят Европу с одним из самых плодовитых художников Второй мировой войны.
Здесь стоит отметить, что идеологические установки выставляются в биографии Артура Шика до сих пор, поскольку многие его работы используются даже без учета изменения мировоззрения самого художника, в отрыве и от уроков истории, пережитых человечеством.
Например, в истории его семьи есть пассаж, будто он родился «в оккупированной русскими Польше», то есть на уровне пропаганды и провокаций 20-х годов ХХ века, будто ничего с тех пор не изменилось. Эта часть Польши, присоединенная к Российской империи в результате разделов Польши при Екатерине II, отнюдь не являлась каким-то «оккупированным районом».
1332 год — Лодзь впервые была упомянута в документе, передающем деревню Lodzia (лат. ) епископам Влоцлавека, а 15 мая 1414 года епископ Ян Кропидло влоцлавским капитул основал городище на территории поселения Лодзи. 29 июля 1423 года по указу короля Владислава Ягелло Лодзь получила городские права.
1820 год — 20 сентября указом Константина Павловича, наместника Царства Польского, Лодзь была объявлена фабричным городом, в 1821 году был основан суконный посад Нове-Място, продолжением которого в 1824 году явился ткацкий посад Лодка.
1865 год — 30 июля местные власти получили разрешение проложить железную дорогу, соединяющую Лодзь и Колюшки, которая была введена в эксплуатацию 19 сентября 1865 года. Пассажирские поезда начали регулярно курсировать с 01 июня 1866 года.
1887 год — открыта самая большая, красивая и роскошная синагогана территории Польского королевства (сожжена нацистами в 1940 году).
1888 год — 6 октября в здании гостиницы «Виктория» на ул. Пётрковской 67 был учрежден первый в Лодзи профессиональный театр. Сейчас здесь находится современный кинотеатр «Полония».
И уж после немецкой оккупации времен Второй мировой войны утверждать о «русской оккупации» — это не только проявить лживость, аморальность, но и прямая попытка скрыть безнравственное отношение к собственной Родине. Не стоит забывать, что в результате Победы СССР над фашистской Германией — Польша приобрела в территориальном и государственном плане намного больше, чем от всех политических авантюристов, спекулировавших на своей извращенной и корыстной «любви к Родине».
Артур Шик, сын Соломона Шика и его жены Евгении, родился в Лодзи, в оккупированной русскими Польше, 16 июня 1894 года. Соломон Шик был директором текстильной фабрики до июня 1905 года, когда, во время так называемого восстания в Лодзи один из его работников вылил ему на лицо кислоту, навсегда ослепив его.
Шик проявил художественный талант с детства: когда ему было шесть лет, он рисовал эскизы Ихэтуаньского восстания в Китае[3].
И хотя его семья была культурно ассимилирована и не практиковала ортодоксальный иудаизм, Артуру также нравилось рисовать сюжеты из Еврейской Библии. Интерес и талант мальчика побудили его отца отправить сына в Париж, чтобы учиться в Академии Жюлиана[4], студийной школе, популярной среди французских и иностранных студентов.
В Париже Шик был обучен всем современным тенденциям в искусстве, однако он решил пойти своим путем, который был тесно связан с традицией. Особенно его привлекало средневековое искусство иллюстрированных рукописей, которое сильно повлияло на его более поздние работы. Во время учебы в Париже Шик оставался тесно связанным с общественной и гражданской жизнью Лодзи. В течение 1912—1914 годов художник-подросток создавал многочисленные рисунки и карикатуры на современные политические темы, которые были опубликованы в Лодзинском сатирическом журнале Śmiech («Смех»).
Мы видим, что в результате какой-то семейной трагедии стал инвалидом его отец… в ходе каких-то общественных беспорядков именно на националистической почве. Мимо этого факта пройти не могут, но не внимание на нем не фокусируется. А это означает, что история была некрасивая, аморальная, никакого позитивного отношения к сторонам конфликта или нравоучительного момента из нее вытянешь.
Но отмечаем, что, несмотря на инвалидность отца, семья сохранила материальный статус, имела возможность послать сына на обучение в Париж.
Интересно и учебное заведение, в котором проходил обучение «всем современным тенденциям в искусстве» Артур Шик. Там не было никаких вступительных экзаменов, как при поступлении, так и в момент учебы все решали деньги. Однако для профессионального становления надо было закончить Школу изящных искусств, где были строгие профессиональные испытания.
Академия Жюлиана (фр. Académie Julian) — частная академия художеств в Париже, основанная художником Родольфо Жюлианом в 1868 году. Во второй половине XIX века была крупнейшим конкурентом парижской Школы изящных искусств[1][2].
Академия Жюлиана возникла в 1868 году[3][2] (по другим источникам — в 1873 году[4]). Её основатель, Родольфо Жюлиан, был посредственным художником, но талантливым администратором.
С самого начала существования Академии в ней преподавали известные художники, многие из которых были также преподавателями Школы изящных искусств[3]. Кроме того, Жюлиану удалось привлечь в качестве преподавателей четверых членов жюри Парижского салона: Вильяма Бугро, Тони Робера-Флёри, Жюля Лефевра и Гюстава Буланже[5].
Обучение в Академии Жюлиана могло служить подготовительным этапом для поступления в Школу изящных искусств. Её популярности способствовал и тот факт, что студентам предоставлялось право участвовать в конкурсе на престижную Римскую премию[6].
Никаких предварительных испытаний для поступления в Академию не требовалось; туда зачислялись не только профессиональные художники, но и любители. Её двери были открыты с 8 утра до позднего вечера. Со временем у Академии появилось несколько филиалов, и к 1880 году количество обучающихся в ней достигало 600 человек[4].
Успех Жюлиана иногда объясняется тем, что отвергнутый Школой изящных искусств начинающий художник мог учиться здесь под руководством преподавателей этой самой Школы изящных искусств. Будучи членами жюри Салона, различные преподаватели следили за тем, чтобы работы их учеников допускались на выставки, а ученики ежегодно переизбирали своих учителей в жюри Салона. Они имели возможность с гордостью рассказывать, что учатся у знаменитых художников, выставляются в Салоне и находятся на пути к признанию. В Академии не существовало распорядка и дисциплины; даже к профессорам во время их редких посещений не всегда относились с уважением. Некоторые ученики, когда к ним приближался профессор, с откровенным вызовом поворачивали обратной стороной свои картины. Верно и то, что в своих советах разные учителя не всегда придерживались одного направления[7].
То есть, заплатившие за обучение ученики могли вести себя самым вызывающим образом, публично унижая профессоров, согласившихся работать с Родольфо Жюлианом на его условиях. Удивительно, как там обошлось без плескания кислотой в лицо, очевидно был Жюлиан действительно «талантливым администратором». Но заметим, что его самого все характеризовали как посредственного художника, однако он стал влиятельной фигурой и руководил всеми «современными тенденциями в искусстве», благодаря собственной предприимчивости.
После четырех лет обучения в этом заведении Шик не смог пройти в Школу изящных искусств. Он был вынужден вернуться в Польшу, чтобы поступить в Краковскую Академию изящных искусств.
После четырех лет во Франции Шик вернулся в Польшу в 1913 году и продолжил обучение в классе Теодора Аксентовича в Академии изящных искусств Яна Матейко в Кракове, которая в то время находилась под австрийским правлением. Он не только посещал лекции и занятия, но и активно участвовал в культурной жизни Кракова. Он не забыл свой родной город Лодзь — он разработал декорации и костюмы для кабаре Би-ба-бо в Лодзи.
А далее начинаются вполне естественные, но дискретные спекуляции на этнической почве (тут он поляк, а тут — еврей). Талант у Шика иллюстративный, оформительский, можно сказать, на русском его фамилия вполне совпадает с характеристикой его художественного дарования — он способен любому пустяку придать шик. К этому добавьте, что четыре года он все же обучался в мировой столице шика и гламура, Париже.
Неслучайно он вдруг проникается «борьбой с антисемитизмом» вплоть до радикального сионизма по линии Еврейского культурного общества.
Политическое участие и национальное идентичность художника также углубились в это время: Шик считал себя польским патриотом, но он также гордился тем, что был евреем, и он часто выступал против антисемитизма в своих работах.
В начале 1914 года Шик в группе с другими польско-еврейскими художниками и писателями отправился в путешествие в Палестину, организованное Еврейским культурным обществом Хазамир (иврит: соловей). Там он наблюдал за усилиями еврейских поселенцев, работающих на благо будущего еврейского государства.
Визит был прерван началом Первой мировой войны. Шик, который был подданным Российской Империи, был вынужден покинуть Палестину, которая в то время была частью Османской империи, и вернуться в свою страну в августе 1914 года. Он был призван в русскую армию и сражался в Лодзинском сражении в ноябре/декабре 1914 года, но в начале 1915 года ему удалось бежать из армии и провести остаток войны в своем родном городе. Он также использовал время, проведенное в русской армии, для рисования русских солдат и опубликовал эти рисунки в качестве открыток в том же году (1915).
Дезертировал из армии, а затем рисовал открытки с русскими солдатами… Открытки были графическими, черно-белыми… Это известные немецкие открытки против стран Антанты достаточно кровожадного содержания («убей русского!»). Даже не скажешь, что такое мог рисовать дезертир, оформитель, получивший образование в Париже и Кракове.
14 сентября 1916 года Артур Шик женился на Юлии Ликерман. Их сын Джордж родился в следующем году, а их дочь Александра в 1922 году.
Затем история поворачивается таким образом, что исчезает весь знакомый с детства мир, Артур Шик прекрасно ощущает себя в новых условиях. Вроде как восторжествовала справедливость и восстановлена независимость Польши. И все таким замечательным образом само собой рассосалось, что всем здорово оказалось не до Артура Шика.
Понятно, что получись все каким-то иным, более нормальным образом, так многие бы вспомнили достаточно рискованное поведение Артура Шика в период войны. А в результате оказалось, что как бы Артур Шик отстаивал свои пацифистские устремления.
После того, как Польша восстановила независимость в 1918 году, Шик полностью развил свою художественную деятельность, сочетая ее со своими политическими воззрениями. В 1919 году, под влиянием событий немецкой революции 1918—1919 годов, он опубликовал вместе с поэтом Юлианом Тувимом свою первую книгу политических иллюстраций: «Rewolucja w Niemczech» («Революция в Германии»), которая была сатирой на немцев, которым нужно согласие кайзера и военных, даже чтобы начать революцию.
В том же году Шик снова должен был принять участие в войне, на этот раз в польско-советской(1919—1920 гг.), во время которой он служил офицером польской кавалерии и художественным руководителем отдела пропаганды польской армии в Лодзи.
А на самом деле Артура Шика манил Париж. И понятно, что по своей воле он никак бы оттуда не возвратился в Польшу, не поступив в Школу изящных искусств.
А Париж в этот период наводнен теми самыми русскими, которых Шик всю войну рисовал для немецких открыток. Поэтому потребовалась… смена концептуального подхода. Или «прорыв в формальном аспекте».
В 1921 году Артур Шик и его семья переехали в Париж, где они оставались до 1933 года. Переезд в Париж ознаменовался прорывом в формальном аспекте произведений Шика.
В то время как предыдущие книжные иллюстрации Шика были рисунками пером и тушью (Шик иллюстрировал шесть книг до 1925 года, в том числе три, изданные на идиш), иллюстрации к книгам, изданным в Париже, были полны цвета и деталей. Первой книгой, иллюстрированной таким образом, была Книга Эстер (Le livre d’Esther, 1925), за которой последовал диалог Гюстава Флобера «Искушение Святого Антония» (La tentation de Saint Antoine, 1926), роман Пьера Бенуа «Колодец Якова» (Le puits de Jacob, 1927) и другие книги.
Те иллюстрации, которые характеризуются богатым разнообразием цветов и подробным изложением, сознательно ссылаются на средневековые и ренессансные традиции освещения рукописей, часто с вкраплениями современных элементов.
Шик проявил себя даже как один из персонажей в Книге Эстер. Единственное стилистическое исключение — иллюстрации к двухтомному сборнику юмористических анекдотов о евреях «Le juif qui rit» (1926/27), в котором художник вернулся к простой черно-белой графике. Репутацию художника укрепили выставки, которые были организованы галереей Огюста Декура (художественная галерея впервые выставила работы Шика в 1922 году),
Рисунки Шика были приобретены министром образования и изобразительных искусств Анатолем де Монзи и нью-йоркским бизнесменом Гарри Глемби.
У Шика было много возможностей путешествовать с пользой для своего искусства. В 1922 году он провел семь недель в Марокко, тогдашнем протекторате Франции, где он нарисовал портрет паши Марракеша, и в качестве посла доброй воли он получил Орден Академических пальм от французского правительства за эту работу. В 1931 году его пригласили в Лигу Наций в Женеве, где он начал иллюстрировать устав Лиги. Художник сделал некоторые страницы устава, но не завершил эту работу из-за своего разочарования политикой организации в 1930-х годах.
А какая могла быть «политика» Лиги наций? СССР в 30-х был временно принят до советско-финской войны 1936-1940 гг., произошедшей для прорыва линии Маннергейма и отнесения границы от Ленинграда. Но все это происходит после Мюнхенского сговора, самая страшная война стоит уже на пороге.
Ли́га На́ций (англ. League of Nations, фр. Société des Nations, итал. Società delle Nazioni, яп. 國際連盟, Кокусай Рэммэй) — международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системыВерсальского соглашения в 1919—1920 годах. В период с 28 сентября 1934 года по 23 февраля 1935 года в Лигу Наций входило максимальное количество государств — 58. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году[1].
СССР (присоединился 18 сентября 1934; членство прекращено 14 декабря 1939)
Яркие сочные иллюстрации Артура Шика здесь были бы очень кстати, поскольку в начале 30-х, когда весь кошмар, начавшийся с середины 30-х можно было предотвратить, Лига наций усиленно вводила эсперанто.
В этой организации было много полезного, поскольку Лига наций способствовала уничтожению наркотрафика, проституции и торговли людьми (особенно детьми), что был начато в период Первой мировой в невиданных масштабах.
Но… с 1931 года велись переговоры о вхождении в Лигу наций СССР, а Артуру Шику (точнее, его самым денежным заказчикам) это было не по кайфу.
Во время своего пребывания во Франции Шик поддерживал связи с Польшей. Он часто бывал на родине, иллюстрировал книги, выставлял там свои работы. Во второй половине 1920-х годов он проиллюстрировал Устав Калиша, хартию свобод, которая была предоставлена евреям Болеславом Благочестивым в 1264 году.
В 1926—1928 годах он создал богатое графическое оформление Устава на 45 страниц, показывающего вклад евреев в польское общество. Например, их участие в борьбе за независимость Польши во время январского восстания 1863 года и в польских легионах в Первой мировой войне под командованием Юзефа Пилсудского, которому Шик также посвятил свою работу. Устав Калиша был опубликован в виде книги в Мюнхене в 1932 году, но приобрел популярность еще раньше, когда открытки с репродукциями иллюстраций Шика были опубликованы в Кракове в 1927 году. Его оригинальное искусство было показано на выставках в Варшаве, Лодзи и Калише в 1929 году, а в 1932—1933 годах была проведена «Передвижная выставка произведений Артура Шика», на которой был представлен Устав. В знак признания за его работу польское правительство наградило его Крестом Заслуги.
Если очень волнуют еврейские привилегии, можно почитать про Общий Чартер еврейских Привилегий, известных как Устав Калиша. Понятно, что оказавшись в долгу у еврейских общин герцог Болеслав наделил их почти государственными правами у себя в местечках. По этой причине потом евреи требовали и от Романовых таких же беспрецедентных прав, которых не имела ни одна национальность на территории Российской империи, начиная с русских.
И главный пункт там был… (на уровне ХIII века!) за номером 36, когда евреям разрешалось монополизировать торговлю хлебом и другой едой. Как мы знаем, к началу ХХ века евреи и без Устава Калиша практически монополизировали торговлю хлебом (есть такие материалы у Покровского). А в результате весь урожай пшеницы 1914 года юга Российской империи чудным образом оказался в… Германии, что позволило ей достаточно долго продержаться в Первой мировой.
История на уровне… как дезертировать из российской армии, чтобы потом рисовать немецкие карикатуры на бывших боевых товарищей.
То есть именно в 30-х, когда не просто рушится мир вокруг, когда надо выбирать уже не идеологию или национальную принадлежность, а просто человечность и бесчеловечность, — Артур Шик участвует в этой провокации с «еврейскими привилегиями», считая должным напомнить полякам, чем они обязаны евреям. Не лучший способ укрепления мира.
В 1937 году Артур Шик отправился в Лондон, чтобы проконтролировать публикацию Аггады. Однако в течение трех лет, ведущих к его публикации, художнику пришлось согласиться на множество компромиссов, например, закрасить свастики, присутствующие в его иллюстрациях. Не ясно, сделал ли он это под давлением своего издателя или британских политиков, проводивших политику умиротворения в отношении Германии. Аггада была, наконец опубликована в 1940 году с переводом (с иврита) и комментарием британского еврейского историка Сесила Рота. Работа имела положительные оценки критиков: согласно «The Times of London Literary Supplement» она «достойна быть в числе самых красивых книг, которые когда-либо создавала рука человека» . В то время это была самая дорогая новая книга в мире, каждая из 250 лимитированных копий продавалась за 100 гиней или 520 долларов США.
Аггада, также Агада, Хагада, Хаггада; (ивр. אגדה, ивр. הגדה «повествование») — большая область иудейской литературы Устного Закона (Талмуда) и более поздних Мидрашей, не относящаяся к законодательной части, именуемой Галахой. В то время как Галаха представляет совокупность правовых норм и предписаний ритуального характера, Аггада содержит в себе, главным образом, поучения и афоризмы религиозно-этического характера, исторические предания и легенды. В то время как Галаха нормировала жизнь, Аггада воспитывала народ в духе этих норм. Аггада в талмудической литературе не выделяется структурно, но излагается вперемежку с Галахой и в связи с нею.[1][2]
По определению Авигдора Шинана, к Аггаде относится всё, что не является Галахой: в неё могут входить сюжеты, связанные с персонажами Писания и проясняющие их поведение, исторические рассказы, предания о мудрецах, герменевтические штудии, философские притчи, анекдоты, байки, назидания и т. д.
Американцам он уже напоминает другое! Здесь он выступает не как ортодоксальный еврей, а как истинный поляк и патриот Польши.
Еще одна серия исторических работ, созданных Шиком, называлась «Вашингтон и его времена», которую он начал в Париже в 1930 году. В этой серии, включавшей в себя 38 акварелей, были изображены события американской войны за независимость, дань уважения первому президенту Соединенных Штатов и Американской нации в целом.
Эта серия была представлена на выставке в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1934 году. Она принесла еще одну награду Шику — на этот раз медаль Джорджа Вашингтона.
Тогда же начата и серия «польско-американского братства».
Всемирная ярмарка в Нью-Йорке 1939 года
Последней крупной выставкой произведений Шика перед началом Второй мировой войны была презентация его картин на Всемирной выставке в Нью-Йоркев апреле 1939 года. В польском павильоне были представлены 23 картины Шика, изображающие вклад поляков в историю Соединенных Штатов; во многих работах особо подчеркивались исторические политические связи между двумя странами, как бы напоминая зрителю, что Польша оставалась подходящим союзником в неспокойное время. Двадцать изображений были воспроизведены как открытки в Кракове в 1938 году, и были доступны для продажи.
Искусство Шика стало еще более политически ориентированным, когда Адольф Гитлер пришел к власти в Германии в 1933 году. Шик начал рисовать карикатуры на немецкого фюрера именно тогда. Вероятно, первым был карандашный рисунок Гитлера, одетого как древнеегипетский фараон. Эти рисунки предвосхитили еще одну большую серию рисунков Шика — Аггаду, которая считается его великим опусом. Аггада — очень важная и популярная история в еврейской культуре и религии об Исходе евреев из древнего Египта, которую читают каждый год во время пасхального седера. Шик проиллюстрировал Аггаду в 48 миниатюрах в период с 1934 по 1936 год. Антисемитская политика в Германии побудила Шика ввести в нее некоторые современные элементы. Например, он написал еврейскую притчу о четырех сыновьях, в которой «злой сын» изображался как человек в немецкой одежде, с гитлеровскими усами и зеленой альпийской шляпой.
1 comment
Очень интересно! Спасибо огромное!