5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой…
Эту фразу и эту дату я помню с раннего детства, так как вся моя жизнь связана с Подмосковьем. Русская равнина, Валдайская возвышенность, клинско-дмитровская гряда…, окопы вдоль канала Москва-Волга, перемиловская высота, колокольня Троицкого собора, на которой несколько суток сидел немецкий снайпер… и стратегический объект — мост через канал, взорванный без приказа морским пехотинцем…
Если бы приказ не пришел, то был бы ему военный трибунал, но 16 немецких танков уже перешли мост, и ждать приказа было некогда, надо было решать самому. Имени этого пехотинца я не знаю, но хорошо помню лицо, потому что он приходил к нам в школу в первом или втором классе — пожилой дядька лет сорока — сорока пяти, в черной форме, в тельняшке и бескозырке. Мы глядели на него с обожанием, потому что от мам мы знали, что живем только благодаря этому дядьке в бескозырке.
Символом тех воспоминаний были, конечно, сибиряки, о которых моя мама не могла вспоминать без слез… Это были молодые, очень красивые ребята в белых полушубках, ушедшие утром в бой, а вечером…., вечером полевые кухни ведрами раздавали по избам деревни Семёшки кашу, которую уже некому было есть…
А еще символом тех дней стал Виталька, мой двоюродный брат, которому приспичило рождаться именно 5 декабря. Поэтому моя мама, тогда 17-летняя девчонка, повела невестку в роддом в Дмитров, за 7 километров от дома, под свистящими пулями и снарядами, падая в придорожные канавы, прикрывая собой начавшую рожать жену брата. Жизнь должна продолжаться. Зато через 2 дня, когда отогнали немцев, увидев молодую мамашу на телеге с новорожденным на руках, идущие навстречу солдаты радостно спрашивали: «Кто родился? Парень? Значит, солдат!» и уходили… в вечность.
Наши школьные походы по местам боев, находки в виде гильз и фрагментов снарядов, братские могилы на каждом шагу, и пушки, гаубицы, танки Т-34, которые стояли практически в каждом населенном пункте… Нынче их очень невзлюбила, а может несколько застеснялась новая власть, и тридцать четверки были убраны с глаз долой, подальше за черту города, а потом в наспех созданный музей танка Т-34, хорошо, что не в металлолом.
Это моя память о войне, которая уйдет только вместе со мной и, пока я жива, я буду сверять с ней все, что захотят сказать наши новые летописцы.
Фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопы «28 панфиловцев», вышедший прокат в ноябре 2016 года отличало то, что он снят в основном на народные деньги, т.е. пожертвования, что само по себе предполагает ответственный подход к делу.
11.11.2016 г. В титрах «28 панфиловцев» упомянули тысячи людей, кто пожертвовал деньги на фильм
В «Октябрь» я отправился вместе с членом Российского Военно-Исторического общества, директором компании «Лейбштандарт» Дмитрием Бушмаковым. Он знает о панфиловцах не понаслышке: к 70-летию годовщины Битвы под Москвой Бушмаков за свой личный счет реконструировал памятник Подвигу героев-саперов 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Ивана Панфилова.
Этот фильм тоже мечтали снять к юбилею — 75-летию подвига панфиловцев. Да вот денег все не находили. Тогда бросили клич в Интернете и … удивились — люди дружно начали присылать кто по тысяче, кто по пять тысяч рублей… В итоге всем миром скинулись на нужную для старта съемок сумму — 35 миллионов. Увидев такой народный порыв, не осталось в стороне и государство. Сначала — Россия, а потом и Казахстан (Фонд кино, Минкультуры РФ, Российское Военно-историческое общества и студия «Казахфильм», ведь дивизия Панфилова формировалась в Алма-Ате и в ней было много казахов) добавили денег. В итоге бюджет картины вышел на 150 миллионов рублей.
— Мы как сражались всей огромной страной — так всей огромной страной и кино снимаем, — скажет после премьеры режиссер фильма Ким Дружинин.
Сразу скажу, что кроме самого фильма поражают титры, которые идут в конце 20 (!) минут. В них мелким шрифтом — фамилии всех людей, кто пожертвовал свои деньги на ленту о подвиге панфиловцев. Их тысячи! И это отдельное «документальное кино» о народе, который не хочет забывать свою героическую историю.
Отзывы в сети были положительными, никто не плевался, даже благодарили Федю Бондарчука, что он не приложил ручек к этому фильму, так что оскоромиться я не боялась.
Как вспоминали мои родственники-фронтовики, война это в первую очередь тяжелая, грязная работа и именно этот аспект показан в фильме лучше всего. Как пишут, немного затянуто начало, но это только для любителей боевиков. Это будни, обычные будни на войне, подготовка к бою. Окопы, выкопанные саперной лопаткой в мерзлой земле (в них сейчас уже и мусор сваливают любители отдыха на природе, не принимая во внимание, что это святотатство, глумление над мертвыми, кто насмерть стоял здесь 75 лет назад), натягивание маскировочной сетки, быстрое ознакомление с принципом действия новой зажигательной смеси и пытливый русский ум, который сразу принялся соображать как бы это усовершенствовать, чтобы на дольше хватило.
11.11.2016 г. В титрах «28 панфиловцев» упомянули тысячи людей, кто пожертвовал деньги на фильм
Этот фильм о последних часах 4-ой роты 1075-го полка 316-ой Панфиловской дивизии. Он начинается с представления в штабе главного героя — политрука Василия Клочкова. А вот опытный офицер показывает бойцами слабые стороны немецких танков. Воинов учат бросать гранаты в деревянный макет бронемашины, который катают на лыжах над окопами. Ночью служивые роют и маскируют свою основную траншею, а фальшивую — с муляжом пушки оставляют неприкрытой для немецкой воздушной разведки.
Утром, по ложной траншее начинает бить немецкая артиллерия. Следом прут немецкие танки, идет пехота. Панфиловцы уничтожают в бою 4 танка. Немцы бросают в бой еще десятки танков и начинают утюжить окопы красноармейцев, засыпая раненых землей. После этой атаки выживают 28 человек. Ротный просит подмогу, но ему отказывают (по донесениям тех лет, другие роты 1075-го полка в районе 251-ой высоты были уже уничтожены — из 1530 бойцов к штабу отступили лишь — 120). А политрук Клочков умирает со связкой гранат в руке. Камера с воздуха показывает позиции роты в заснеженном поле, где горят 18 немецких танков. Но погибают не все. Шестеро уцелевших панфиловцев поднимаются из вспаханной снарядами земли. В ожидании третьей атаки, в лучах заходящего солнца, их фигуры с гранатами в руках замирают, как те самые бойцы Мемориала «Памяти 28 героям-панфиловцам», что стоят сегодня у разъезда Дубосеково.
Но потом случилось непонятное. Вдруг слышу пересказ бойцами сюжета фильма Акиры Куросавы 1954 года «Семь самураев». Кинулась в сеть проверять, вдруг это какая-то известная японская история 16 века, а Куросава просто ее визуализировал. Нет, сюжет из древней истории специально искали для Куросавы и этот сценарий был написан для фильма 1954 года, так что бойцы 1941-го не могли ее знать. Опаньки…приехали.
Ну раз такой незатейливый ляп прошел незамеченным, значит фильм снят для молодого поколения, у которого уже отшибли память, а культурный слой так и не нарос, иначе не знать великий куросавовский фильм невозможно. Мне повезло, я посещаю вебинары И. А. Дедюховой, а ее вебинар по Куросаве — один из ярчайших… чувствуется, и ее фильм кому-то крепко голову снес…
Как же я не люблю отсматривать фильмы…, я люблю (вернее любила когда-то), их просто смотреть. Но после этого ляпа процесс перешел в режим отсмотра, надо же узнать какую кашку там заварили для наших деток наши с вами «творцы» на народные деньги, так оскорбляющиеся от непрофессиональной критики.
Как-то странно… на непрофессиональные деньги, значит, снимать можно. Да и фильмы снимаются ведь не для профессиональных критиков, а для зрителей. Причем, из расчета продажи билетов. А покупая билет, зритель рассчитывает, что создатели фильма тронут его душу, а не приготовятся выслушать одни дифирамбы, причем, у ограниченного круга профессиональных критиков.
В 2009 году был написан сценарий, после чего начался поиск средств на создание фильма. Отсутствие спонсоров и государственной поддержки вынудило создателей к использованию краудфандинга на платформе Boomstarter. В результате кампании фильм собрал 3 191 595 рублей и стал самым успешным краудфандинговым кинематографическим проектом данной платформы[20][21]. Помогающие проекту люди высказывали надежду о возрождении отечественного военного кино:
Я бы не назвал это благотворительностью. Это надежда на то, что рассказов о подвигах и самопожертвованиях будет больше, чем «штрафбатов», «сволочей» и прочего шлака типа фильмов «Утомлённые солнцем — 2». Я хочу, чтобы мои дети смотрели хорошее кино.
— Житель Северодвинска Андрей Фокин, пожертвовавший проекту 1 млн рублей[22]
Съёмочная группа обсуждала совместную работу над картиной с внучкой генерала Ивана Панфилова — Айгуль Байкадамовой. По её мнению, в работе над фильмом должны были участвовать казахи, а также необходимо извиниться перед людьми, которые погибли под Дубосеково, так как кроме 28, попавших в список, погибли и другие люди[23].
Съёмки начались 4 октября 2013 года в павильонах на «Ленфильме». Основная часть съёмок состоялась зимой 2014/15 года[24], зимние сцены снимались под Санкт-Петербургом и в Иваново[25]. Премьера планировалась на осень 2015 года[24][25]. В фильме были задействованы как профессиональные актёры, так и добровольцы-любители[26]. Военный консультант — руководитель военно-исторического клуба «Ленинград-900» Артём Кокин. Для съёмок первых сцен фильма директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев безвозмездно передал реквизит и униформу бойцов РККА[27], также помощь с реквизитом оказал Военно-технический музей в Черноголовке[25].
25 ноября 2013 года состоялся пресс-показ и опубликован пилотный эпизод с трёхминутным разговором бойцов в землянке[28][29]. 9 мая 2014 года, в канун Дня Победы, опубликован фрагмент фильма с боем 4-й роты, который был отснят в марте в Ленинградской области под посёлком Агалатово[30].
В мае 2014 года к финансированию картины подключилась компания Gaijin Entertainment, являющаяся разработчиком военной онлайн-игры War Thunder. В данной игре появился специальный набор техники для покупки, и половина его стоимости перечислялась в фонд фильма[31]. За счёт этого бюджет киноленты пополнился ещё на 5 миллионов рублей. С 29 апреля 2015 года Gaijin Entertainment принимала участие также в технических и организационных вопросах съёмок. При их поддержке был подготовлен и опубликован официальный тизер фильма[32][33].
В декабре 2014 года проект выиграл грант от Министерства культуры РФ в размере 30 миллионов рублей в рамках субсидирования из федерального бюджета в 2014 году производства игровых авторских и экспериментальных фильмов на тему «Военная драма». Проект поддержал министр культуры РФ:
За этот проект в интернете проголосовало 500 тыс. человек, а такой интерес говорит об актуальности темы. Мы всё время думаем, что зрителю нужно что-то новое: были ли нетрадиционные отношения между 28 мужчинами, неразберихи. Но на самом деле такие проекты говорят о здоровом обществе.
— Министр культуры РФ Владимир Мединский[34]
Фильму также предполагалась государственная помощь со стороны Казахстана в размере 1 млн долларов[35][36]. Однако в январе 2015 года министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что сценарий не устраивает министерство и никакого сотрудничества не будет до доработки сценария по указаниям министерства[37] (по сообщениям в СМИ Казахстана, одним из требований было включение в фильм диалогов на казахском языке[25]). Впоследствии деньги от Казахстана всё же поступили в размере 80 миллионов тенге (около 287 тысяч долларов), при этом А. Мухамедиулы сообщил, что в фильме цитируется участник битвы за Москву, казахский писатель Бауыржан Момышулы и показывается памятник панфиловцам в Алма-Ате. Уменьшение суммы против изначально заявленной А. Мухамедиулы объяснил экономическими трудностями последнего времени. С другой стороны, он сообщил о технической помощи проекту и помощи в организации массовок[38].
15 ноября 2015 года был представлен трейлер фильма[39][40]. Трейлер сразу привлёк к себе интерес — более трёхсот тысяч просмотров с вечера воскресенья, когда он был опубликован, до утра понедельника. Этот случай считается беспрецедентным для российских видеороликов такого рода[41].
23 мая 2016 года министр культуры и спорта Казахстана А. Мухамедиулы заявил о выходе фильма в прокат в октябре 2016 года[42].
27 мая 2016 года Gaijin Entertainment и студия «28 панфиловцев» сообщили, что выход фильма состоится 24 ноября 2016 года. Прокатчиком картины выступила компания Universal Pictures Russia[43].
10 ноября был завершён дубляж фильма на казахском языке киностудией «Казахфильм», и во время премьеры фильм вышел в двух версиях (на русском и казахском языках)[44].
Премьера фильма состоялась в день 75-й годовщины боя у разъезда Дубосеково, 16-го ноября в городе Волоколамск, где разворачивались показанные в фильме события[45][44].
24 ноября 2016 года фильм вышел в широкий прокат[46].
Фильм, кстати, технически сделан очень добротно. Обращает внимание работа оператора, как нельзя лучше передана атмосфера серых, сумеречных дней конца ноября, сцены боя акцентируют внимание на нужных моментах, позволяют рассмотреть то, что хочется рассмотреть. Набор актеров, особо не засветившихся заезженными мордашками в мыльных сериалах и потому изначально, авансом вызывает доверие.
Но чем дольше я смотрела, тем отчетливее понимала, что чего-то не хватает. Пресно! и все тут. А не хватает малости, нет литературной основы. Похоже по ходу съемок предпринимаются слабые попытки оживить материал и хоть написано, что над сценарием режиссер работал с 2009 года, но если это считать работой, то открытий ждать не приходится.
Eugene Sobolev 18 дек 2016 в 1:31
Напоминает про тёмную кошку в тёмной комнате. Не надо до клинического идиотизма опускаться, а?
Это надо очень постараться найти крылатые фразы при почти полном отсутствии текста))
«- Вы там держитесь» два раза подряд? Копирайт у Медведева.
Если выбросить из фильма весь текст, он ничего не потеряет.
Потому что текст в нём не значит вообще ничего и вспоминать там нечего. За отсутствием.
Предпринимаются слабые попытки соответствовать новому лозунгу партии и правительства «создание нации», для этого в фильм введен казах, настоящий красавец — казах с белоснежной улыбкой, а не обычный привычный наш русский татарин, которым привыкли затыкать все нерусские роли, и хохол, то бишь украинец, разговаривающий на какой-то языковой смеси, переходя с украинского на чисто русский, что выглядит очень топорно…
Невозможно так с наскоку передать ту бархатную украинскую интонацию, тот незабываемый колорит малороссийской речи, от которой теплеет на душе. Понятно, что за основу взят повар Лисиченко в исполнении Н.А.Шутько из фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», но чтобы достичь того эффекта надо было работать над произношением, глядишь и роль бы получилась ярче и запоминающееся.
Конечно рассказ про то, что крестьяне отказываются менять бухту колючей проволоки на мешок картошки по причине нежелания смотреть на мир сквозь «колючку» притянут за уши и этот реверанс в сторону «ужосов сталинизма» был лишним, словно отголосок недавнего прошлого, когда это было обязательным «откровением», осуждением и прочие бла-бла-бла.
Слова политрука Василия Клочкова «Велика Россия, да отступать некуда, позади Москва» были произнесены прямо скажем: неубедительно, хотя старались сбить флер речевки из политинформации всем известной цитаты и превратить ее в обычную фразу фронтового политрука, рассуждающего перед бойцами о важности текущего момента.
Фразы про Родину и Отчизну и народ тоже не отличались глубиной содержания «Родина это земля где живут, а Отечество как живут» «Народ это люди, которые хотят жить на одной земле и говорить на одном языке», но неуклюжая попытка оседлать тему «создания русской нации» очевидна.
— Покажем им кто такие русские и что такое у нас слабое место.
— Покажем, вообще-то я казах
— Мы сейчас за Россию или за что?
— Шучу я.
— Шучу… А за Казахстан будем драться всем покажем кто такие казахи.
Этот диалог «за Россию» под прицелом противника , под Москвой , в 1941 году, в принципе невозможен, люди сражались за великую советскую Родину, Советский Союз, будучи единым советским народом, не разделяясь на казахов, уйгуров и прочих мусульман, отличных от русских, обилию которых удивлялась деревенская бабушка. Поэтому пахнуло от него пошлостью, примитивной спекуляцией на желании зрителя освободиться от клейма «народ сам этого захотел».
Резюмируя вышесказанное, я делаю для себя вывод, что если опустить всю озвучку до единой фразы, получился хороший документально-художественный фильм. Только кому он нужен в таком виде, непонятно.
4 комментария
О самураях. Не проработали авторы фильма советскую предвоенную культуру, на которой воспитывались панфиловцы, а то бы вспомнили песню «Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой», которая впервые прозвучала в исполнении Николая Крючкова в фильме «Трактористы» в 1939 году после боев за Халхин-гол. В песне определились нравственные акценты относительно «самураев» : «В эту ночь решили самураи..и летели наземь самураи». Песня стала неофициальным гимном танковых войск в СССР и России. Такое знать при съемках фильма про войну необходимо! Образ самураев крайне негативный, это враг, к которому неприменимы «семь самураев». Так же трактуется образ «самурая» в предвоенном фильме «Девушка с характером» со звездой советских лет Валентиной Серовой. Сцена с японцем в вагоне-ресторане. Таких моментов советского кино можно еще вспомнить. жаль,что авторы этого не учли. «Три танкиста» более уместны в фильме о подвиге панфиловцев, чем «Семь самураев» Куросавы.
Елена, большое Вам спасибо за это важное дополнение, с которым я конечно же абсолютно согласна. У меня самой был просто шок от того, каким образом у нас не просто пренебрегают нормальной литературной основой , а обдирают все на уровне младших школьников , пишущих реферат методом «нашел в интернете», старшие уже начинают соображать, а студенты и вовсе в последнее время ссылки требуют на первоисточник. А тут…сразу демонстрируют , что для них значит и чужой подвиг, и чужой труд. Еще и не постыдиться на такое народные деньги брать, а ведь от фильма ждешь диалогов, ждешь литературы, ждешь образов. В тот момент, когда сейчас у нас ведется война с народом на выживание, зрелище одних танковых сражений, в которых бы нам сегодня точно не победить, особо не впечатляют.
А ещё ждешь в фильме о Великой Отечественной войне образ Сталина. Где была была вся армия, особенно в начале войны без него, без Ворошилова, Буденного, Тимошенко?
Дмитрий, если уж в таком ключе оживлять образ Сталина, тут точно без Дедюховой не обойдешься. Сегодняшний образ Сталина — тот, который она создала. Возможно так это и было! Полезли автора фильма обворовывать Дедюхову на образ Сталина (который им был не очень-то и нужен, как и 28 панфиловцев), а тут прилипли к ее фильму «7 самураев» по Куросаве и нашей истории.