Да, были «красные девки половецкие» в женах у русских князей, да только сам половецкий сброд все время обновлялся новыми и новыми «этносами» и «культурами», как правило, не знавших письменности, имевших родовую-общинную структуру по типу нынешних «национальных диаспор». При этом каждый из «имущества» до грабежей имел только то, что мог поместить на себе. Как там латиняне говорили? Omnia mea mecum porto — все свое ношу с собой!
…После заявления Минобороны о «ментальной войне» с США, последовало не менее идиотское заявление Макрона о «мировой войне нового типа».
26.03.2021 г. Макрон заявил о «мировой войне нового типа» из-за вакцин
МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Европа столкнулась с «мировой войной нового типа», связанной с вакцинацией. Об этом, как сообщает издание Le Figaro, заявил президент Франции Эммануэль Макрон на пресс-конференции по итогам первого дня виртуального саммита Евросоюза.По его словам, это произошло в том числе из-за «стремления России и Китая оказать влияние с помощью вакцин». Французский лидер выразил мнение, что в сложившейся ситуации Европе следует быть самостоятельной в вопросе производства таких препаратов.
Макрон пообещал, что в ближайшие месяцы Европа увеличит объемы производства вакцин против коронавируса и станет крупнейшим их производителем. При этом он предложил блокировать экспорт вакцин, если производитель не выполняет обязательства по поставкам в Евросоюз.
Конечно, ему сложно признать, что сам на государственном посту исповедует кочевую идеологию, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне Франции (ему бы день простоять и ночь продержаться). Поневоле сам Макрон продолжает мировую войну кочевников и оседлых, пытаясь сделать вид, будто сам он не «понаехали здесь», вполне типа оседлый. Типа совсем не «сами мы не местные». Хотя истерика по поводу «войны вакцин» от Китая и России выдает с головой и его личную заинтересованностью в устройстве коронавирусного психоза.
А на самом деле основной очаг «военных действий» — в откровенном грабеже оседлых валютными спекуляциями на межбанковских биржах.
20.01.2016 г. Доллар — 82, евро — 90! Курс доллара установил новый исторический рекорд
Курс доллара установил исторический рекорд, пробив отметку в 82 рубля. Предыдущий антирекорд в новейшей истории после деноминации 1998 года был зафиксирован 16 декабря 2014 года, когда доллар стоил 80,1 руб, а евро торговался по 100,74 руб. Сегодня стоимость европейской валюты превысила 90 руб.
Как видим, сдвигу по фазе с коронавирусом предшествовали одни «военные достижения» против мирного (оседлого) населения, живущего своим трудом, а уж «ментальную» и «вакцинную» войны сопровождаю несколько «похудевшие» в аппетитах каннибальские «победы» кочевников.
23.03.2021 г. Курс евро превысил 90 рублей впервые с начала марта
Курс евро поднялся выше 90 рублей впервые с начала марта. Доллар вырос до максимума с начала февраля, подорожав почти на рубль. Российская валюта дешевеет на фоне угрозы новых санкций и общей слабости валют развивающихся рынков
Курс евро на Московской бирже во вторник поднялся выше 90 рублей впервые с 1 марта, следует из данных площадки. На максимуме валюта торговалась по 90,26 рубля, прибавляя почти 84 копейки к цене вчерашнего закрытия. На момент публикации (12:24 мск) европейская валюта стоила 90,08 рубля.
Доллар во вторник обновил рекорд 4 февраля и на максимуме торговался по 75,89 рубля, прибавляя 95 копеек к цене прошлого закрытия. На момент публикации американская валюта стоила 75,69 рубля.
При этом цена нефти Brent упала ниже $62 впервые с февраля, а в связи с коронавирусом возникает новый тип уникального продукта — вакцина. При принудительной повальной вакцинации это колоссальный «не освоенный» рынок. При введении «прививочных паспортов» это будет вообще аферой всех времен и народов.
Так что нынешняя «острота конфликта» противостояния кочевого и оседлого мировоззрений поражает геополитическими масштабами. Тут вообще все запросто! Можно работать, тянуть лямку… а все равно проиграешь, поскольку в тот же момент тупая сволочь играет на валютных биржах на все плоды твоего труда, проигравшись в пух и прах на годы вперед.
И главное, что от себя лично таким вложить нечего, приперлись в гос.управление с голой жэ и одной извилиной, соединяющей рот и задний проход (с.).
Ну, в точности, как некогда явились на Русь печенеги, теснимые гузами…
Оправляясь под кустиком, высматривая, когда лучше явиться на Русь с грабежом и насилием, шаманя своим диким божкам, будучи способными порадовать их лишь кровавыми жертвами взятых врасплох оседлых селян, — этот сброд проходил в половецких степях «цивилизационный отбор». Заключать, а главное, соблюдать договора и держать данное слово они совершенно были не приучены.
Да и что там толку в «напрасных словах», если договор заключает один хан, а ему на смену уже ползет другой, заручившись кровавыми жертвами? С кем же после очередного переворота или «юртового» убийства иметь дело?.. Да и с нормальной точки зрения иметь дело с таким «преемником», пришедшим к власти «по праву сильного», «по законам дикой степи», — это вообще-то считается предательством прежде заключенного договора.
Но… полюбуемся еще раз на эти «половецкие пляски» из нормальной, почти академической постановки оперы Александра Бородина «Князь Игорь».
Потомки свирепых половцев среди нас: кто они, и как их можно узнать сегодня
Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться.Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.
В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.
Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).
По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.
Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»
Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».
Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.
Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).
Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык. Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.Половцы в Болгарии
Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.
В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах
Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.
В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.
Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.
Сейчас модно стало искать «пассионарность» в нынешнем перекочевывании народов. Хотя после искусственно созданного осенью 2015 года потока беженцев в Европу, названного Европейским миграционным кризисом, до многих дошло, что вообще-то мигрантами становятся поневоле. Но и местное население не готово становиться заложником такого внезапного «кочевья», организованного форменными бандитами и моральными уродами.
Европейский миграционный кризис возник осенью 2015 года в связи с многократным увеличением потока беженцев и нелегальных мигрантов в Европейский союз (ЕС) из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии и неготовностью ЕС к их приёму и распределению.
Данный миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времён Второй мировой войны[3] (см. Операция «Килхол»). Так, с января по сентябрь 2015 года в странах ЕС было зарегистрировано более 700 тыс. людей, ищущих убежище; всего за тот год в ЕС прибыло, по разным оценкам, от 1 до 1,8 миллиона беженцев и нелегальных мигрантов.
Термин «кризис» по отношению к беженцам и мигрантам впервые был использован в апреле 2015 года, когда в Средиземном море произошла серия морских катастроф. В течение короткого времени (13, 16, 19 и 20 апреля) по пути в Европу потерпели крушение и затонули как минимум пять лодок, на борту которых находилось более 1200 мигрантов из Африки[4][5][6]. За 2015 год в Средиземном море погибло около 2600 мигрантов[7], всего с 2000 года число погибших составило около 22 000 человек[8].
В принципе, ничего нового мы тогда не увидели. С начала нулевых слышали, как московские беи и ханы возжелали всех нас в провинции заменить мигрантами. Далее у нас пошли бандитские игрища с внезапным ошизением мигрирующих масс, когда по команде сверху эти «новые граждане» начинали вопить на плохом русском «Россия будет нашей!»
Ах, «вашей» теперь будет Россия? Но тогда вам самостоятельно придется разбираться и с теми, кто вас сюда притащил, только и всего. А уж эти «добрые господа» каждого отымеют по полной программе. Ага-ага, прямо как Колокольцев в своих показательных выступлениях с азербайджанской диаспорой Бирюлево.
Но стоило обо всем этом высказаться с нормальных и человеческих (не людоедских!) позиций… И ведь как рукой сняло! Заметили, что с момента обсуждения этой пошлой инсценировки в Бирюлево как-то притухла «пассионарность» и мигрирующих пост-советских кочевников?..
Впрочем, кого ж из рожденных в СССР можно удивить трудовым кочевьем по стране? Оно намеренно организовывалось с советского периода, принимая характер гуманитарной катастрофы при Никите Хрущеве с его «освоением целины» (см. Хрущ). Затем молодых специалистов поощряли переезжать в иные места «по распределению», заманивая получением жилья, намеренно создавая кочевые условия по ПМЖ.
Такое было ощущение, что именно прослойке технической интеллигенции не давали «пустить корни». Но все же держались в рамках вполне демократического законодательства. Да и кто же отказывался смолоду прокатиться по новым местам? Впоследствии это обернулось в огромную проблему «русскоязычного населения» при подлом расчленении страны на бандитские «станы».
Айфончик Дмитрий Анатольич настолько распоясался со своим «выделением денег», что уже открыто объявлял о своем намерении превратить всю Россию в «станы» вечно кочующих половцев и печенегов.
Впрочем, большинство из нас как торчало в своей «зоне постоянной оседлости», так и торчим… А Дмитрий Анатольич «выделяет деньги» в иных местах… разговаривая на ломанном английском. Но и Макрону, в его спекуляциях на геополитическом дерьме «вакцинации», возникшей на почве «войны кочевников» со всем человечеством под видом «пандемии», — следует помнить про тяжкий случай с Саркози. Ведь в то же время лепший дружок нашего Димона Саркози уже довыделялся… или довыделывался (см. Суд отправил Николя Саркози в тюрьму за коррупцию).
И это лишь означает, что нормальным цивилизованным людям вовсе не пристало менять технически сложные профессии чаще, чем нижнее белье, по предлложению отщепенцев, предавших профессии юристов или экономистов. Да и нормальным людям отнюдь не пристало «рвать когти» с родного пепелища и от отеческих могил, становясь удобной мишнью в развлечениях таких, как тот же Колокольцев.
Тем не менее, долго считалось, что прямо все готовы оказаться в степях половецких в качестве бандитского сброда. У нас не публиковали нормальную художественную литературу, не говоря о научной, зато давали «зеленый свет» чудесным бытописаниям новых находок и исследований «пассионарности» кочевых племен.
Светлана Александровна Плетнева Половцы
Книга посвящена истории одного из самых известных и сильных тюркоязычных этносов эпохи средневековья — половцам. Так именовали их русские летописцы. В арабских и персидских сочинениях их называли кипчаками, а в византийских и латинских — куманами. Автор рассматривает письменные источники и археологические материалы об этом этническом образовании, поднимает и нередко по-новому решает многие вопросы происхождения, экономических и общественных отношений, мировоззрения и политической истории этого народа.
Все это широко популязируется в тот момент, когд уж от тех «половцев» в виде крымских татар мы не только получили «перестройку и ускорение», олицетворенную крымской татаркой Раисой Горбачевой, решившей «прикрыть личико», точнее типичное кочевое мурло под видом «украинки» (см. Татарская благотворительность), но ведь в дальнейшем вдруг выясняется, что и все эти «благотворительные фонды» — суть воровские общаки, созданные по типично кочевому принципу финансовых пирамид! И тут опять в махровом цвете проявляются эти половцы… тьфу!… крымские татары, как прямые продолжатели дела половцев» Поскольку именно они в «сакрально» присоединенном Крыму занимаются через благотворительные фонды финансированием пресловутого ИГИЛ… Да кто бы сомневался!
Но все это ставит вопрос не только по Чернобыльской катастрофе, на которой одна крымская татарка решила погреть ручонки с детской гематологии в качестве ненужной финансовой прокладки… Правильных выводов-то все равно никто не сделал… из кочевого отребья. Да, ее поняли до конца! Но отнюдь не по французской поговорке «Понять — это значит простить!», у нас менталитет другой, мы же французы! Именно концовка Раисы Максимовны означает, что ее поняли и… прокляли навеки!
Там вопрос о том, с чем и как кочевой отребье, предпочитающее иметь запасную Родину, двойное или тройное гражданство… вылезает на общественную сцену, где надо все же мордой лица изобразить хотя бы в разрезе державинско-грибоедовского про «дым Отечества нам сладок и приятен». Немного мещански и местечково, но хотя бы на срать под себя при людях.
Впрочем, не зря принято упоминать не об одних половцах, а вот непременно вместе с печенегами, когда те и корешка не оставили: половцы-печенеги. Это жесткая синтагма! Как видите, ее разомкнуть не смогли и в АП!
Тюркоязычные кочевые народы, южные соседи Руси в IX—XIII вв. Печенеги, теснимые с востока гузами, в конце IX в. перекочевали из Приаралья и бассейна Сырдарьи в Восточную Европу. Они изгнали венгров из междуречья Днепра и Сирета и к началу X в. стали хозяевами причерноморской степи от Дона до Нижнего Дуная. Печенеги сыграли значительную роль в истории народов Восточной и Центральной Европы, Балкан и Византии. Они выступали то как союзники Византии против болгар или руссов, то как сторонники Руси в борьбе с Византией, Хазарией и Болгарией. Первое появление печенегов на границах Руси в 915 г. завершилось заключением мира с князем Игорем. И в дальнейшем древнерусские князья стремились поддерживать союзнические отношения с печенегами. В 944 г. печенеги вместе с русскими дружинами совершили поход на Византию, а в 965 г. — на Хазарию. Византия пыталась с их помощью ослабить Русь.
Начиная с 968 г. печенеги опустошали южнорусские земли своими набегами. В 972 г. войска хана Кури разбили дружину князя Святослава у днепровских порогов. В 1036 г. печенеги потерпели сокрушительное поражение под Киевом от Ярослава Мудрого, которое положило конец их набегам на Русь. Надвинувшиеся с востока гузы (торки в древнерусских летописях) вытеснили печенегов с их становищ в причерноморских степях.
Часть печенегов пошла на службу к киевским князьям и осталась в Поросье, образовав в середине XII в. вместе с торками, берендеями, турпеями и другими кочевниками вассальный союз Черных Клобуков, защищавший южные рубежи Руси. Другая часть печенегов отошла к границам Византии и в конце XI в. была истреблена византийцами и их союзниками половцами.
Половцы (они же кыпчаки у восточных авторов и куманы у западноевропейских и византийских писателей), кочевавшие в IX—X вв. в Прииртышье и Восточном Казахстане, в начале XI в. появились в Поволжье, а к середине этого же столетия стали доминировать в степях Причерноморья. В своих походах половцы продвигались до Болгарии, Венгрии и Византии. Но главным объектом их многочисленных набегов с середины XI в. стали порубежные русские княжества — Киевское, Черниговское, Переяславское. Половецкие военачальники участвовали в междоусобицах русских князей, поддерживая то одну, то другую сторону. Нередко половецкие ханы роднились с русскими князьями, выдавая за них своих дочерей. К концу XI в. у половцев сформировалось несколько объединений — орд, владевших определенными территориями: Приднепровское, Лукоморское, Донское и др. Стоявшие во главе Приднепровской орды в XI—XII вв. ханы Боняк и Тугоркан, а также Шарукан из Подонья вошли в русский фольклор, символизируя заклятых врагов Руси (Буняк Шелудивый, Тугарин Змеевич, Кудреванко-царь, Шарк-великан). В начале XII в. русские совершили несколько победоносных походов на половцев, в результате которых половцы временно откочевали за Дон и Волгу, в прикавказские степи (хан Атрак), а также в Болгарию, Венгрию, Византию.
В течение XII в. русские князья продолжали привлекать половцев для участия в княжеских междоусобицах, ходили на половцев походами и отражали их нападения. Образ выдающегося половецкого военачальника второй половины XII в. — хана Кончака — запечатлен в поэме «Слово о полку Игореве» и русских летописях.
По своему составу Половецкая степь была полиэтнична: наряду с половцами там продолжали обитать разрозненные группы других кочевых народов — аланов, болгар, печенегов, гузов. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство. Религией кочевых народов Причерноморья было язычество, с XI в. среди них стали распространяться ислам и христианство.
Половцы были разгромлены монголами, пришедшими в восточноевропейские степи в 20-х гг. XIII в. Основная масса половцев попала под власть монгольских ханов, а отдельные отряды ушли в Болгарию, Венгрию, Литву, Закавказье.
Здесь выделены основные моменты:
- Половцы с огромным удовольствием участвовали в междоусобицах русских князей. Также вместе с русскими князьями выступали против печенегов. Проблемы с половцами удалось решить лишь «татаро-монгольским игом»;
- Печенеги были вытеснены с исконных мест кочевого скотоводства гузами, пратуркменским народом. Выступали в качестве наемников как у Византии, так и против Византии, как с русскими князьями, так и против них.
«Слово о полку Игореве» рассмотрено в двух летописях, но была и третья, ростовская, которой «веры не было» по политическим соображениям, после усобицы в среди сыновей Всеволода Большое гнездо. Как видим, и Игорь, и хан Кончак, уговаривавший не препятствовать ему в установлении половецкого ига над Русью, — лица вполне исторические, как и описываемые в «Слове» события.
Кстати, в летописях при описании этого похода Игоря указывается, что в его войско были взяты «наемники», которые и предали его в решающей схватке с ханом Кончаком. А половцев, в свою очередь, поразило, что русские продолжали драться даже тогда, когда войско покинули с поля боя все наемные… печенеги.
И кстати, находясь «между Русью и Византией», лавируя в тогдашней «геополитике» с ощутимой пользой для собственного кармана, нисколько не обременяя себя какими-то нравственными императивами (а это и есть сама суть мировоззрения кочевничества — не стеснять себя моральными нормами), печенеги «лавировали-лавировали- да не вылавировали». Но под корешок, когда по летописям «в один день перестал существовать целый народ, превышавший десятки и сотни тысяч», — печенегов извели в Византии. не на Руси! И в Византии истребление печенегов вполне запротоколировано. Вместе с обозом до баб, стариков и младенцев. Как говорится, спасибки за участие в геополитике.
Конечно, там потом указывали на какие-то жалкие остатки прежних орд печенегов, которые в одн день прежде могли выставить войско в двадцать тысяч человек, а в шестьдесят — через две недели (у Вильгельма Завоевателя было по разным источникам от 8 до 10 тысяч человек). Мол, не получилось пустить всех под корешок за один день… Мол, уничтожили как народ, а физически типа в живых оставили. Уже без печенежского языка и с совершенно иной «ментальностью». Однако все это произвели «в один день» и отнюдь не уговорами и политинформациями.
Печене́ги (ст.‑слав.пєчєнѣзи, др.-греч.Πατζινάκοι) — союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.
Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.
В европейских и греческих источниках получили название «пацинаки» (англ.Patzinak)[1], в арабских — «беджнак» и «баджана»[.
По мнению С. А. Плетнёвой, название «печенег» могло произойти от тюркского имени Бече — гипотетического предводителя печенежского племенного союза[2]. Согласно предположению Сулейменова, название «печенег», вероятно, происходит от слова «паджанак» (свояк)[3], что указывает на родство (свояческое) между печенежскими хаганами и русскими князьями; данная версия достаточно сильно коррелирует с «бажа» или «божа» (свояк) в казахском, кыргызском и узбекском языках, и «баджанаг» (bacanaq / bacanak — свояк) в азербайджанском и турецком языках.
Исход из Азии (хазарский период)
По мнению некоторых учёных, в частности, академика М. И. Артамонова и его ученика докт ист. наук Л. Н. Гумилёва, печенеги представляли собой часть народа канглы. Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч.Κάγγαρ)[4]. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии[5], а также под давлением соседних племён кимаков и огузов[6] форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры[7]. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч.Πατζινακία)[4]. Около 882 года печенеги достигли Крыма[8]. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам[9]. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстаногузами[4]. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.
Между Русью и Византией
В X в. византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов киевских князей на Константинополь. Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков[10]. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу[~ 1]. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимирразбил их (992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.
Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).
Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединкомКуликовскую битву, назван «печенегом».
Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Христианство среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам.
Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии[11].
В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо—Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, бывшую в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками[12][13]. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями[14].
Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов[15].
Гибель народа
В 1091 в битве при Левунионе[прим. 1] византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение вторгшимся из-за Дуная печенегам, после чего были убиты не только воины-мужчины, но весь остальной народ, включая женщин и детей[16]. По словам византийской хронистки Анны Комнины, погиб весь народ целиком:
Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день[17].
В то же время, слова Анны Комнины о истребление печенегов стоит воспринимать только как фигуру речи, потому что, по сообщениям хронистов, печенеги продолжали служить в византийских войсках и после Левуниона[18].
Потомки печенегов
В 1036 году князь Ярослав Мудрый нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой, одна часть печенегов составила основу народностей гагаузов[19] и каракалпаков. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов [20].
Внешний вид
По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты[24]. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза[~ 2][25].
Если все эти сношения-отношения с печенегами выстроить чисто по датам, оперируя веками… а не «одним днем», то получается, что Византия использовала печенегов с самого начала: в X-XI веках византийские императоры пытались использовать печенегов в качестве союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом (добрались поганые!) и положил конец их набегам на Русь.
Потом печенеги уходили и в Венгрию, вновь якшались как с Византией, так и с ее врагами, потом им устроили «один день», потом они «растворились», т.е. ассимилировались в другие народы. Конечно, только те, кого не аннигилировали в один день по принципу «у нас сегодня в концлагере — дискотека!» Но это в Восточной Европе и на Балканах.
А на Руси типа их… «пытались использовать для защиты» южных границ. И этот процее наставления на путь истинный диких обовшивевших кочевников занял на Руси почти два века.
Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.
Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это — варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.
Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.
Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.
Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII—IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.
Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В X веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись «великими князьями», роды -«меньшими князьями», избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.
Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.
В это же время на них надвинулись торки, заставившие их передвинуться на Запад — от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы, вытеснившие оттуда и торков.
В XI—XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X—XI веках византийские императоры пытались использовать печенегов в качестве союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X—XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где их расселили как по границам, так и внутри страны.
В XIII—XIV веках как единый народ перестал существовать, слившись частично с торками, половцами, венграми, русскими, византийцами и монголами.
Нда… Не «растворились» полностью печенеги только на Руси, став предтечей донского казачества. Они вышли в хорошо знакомые половецкие степи в качестве «черных клобуков». Мы знаем этот черный клобук как неотъемлемый атрибут православного монашества.
Если рассматривать кочевую «идеологию», полностью аморальную и лишенную нравственных императивов («нищему пожар не страшен — одна деревня сгорит, в другую перейдет!» русс.пог.), — в противостоянии с оседлостью непредвзято, не отходя от постулата, что «человек — нравственное по своей природе существо» (с.), а значит и у Господа на каждого есть «искра божья» и собственный план становления и развития… то можно сделать массу очень трогательных открытий, вызывающих и настоящий катарсис, и новый виток умиления перед нашей общей Родиной. Как Христос босыми ножками… (с.)
С черным клобуком в изгойство, в монашескую жизнь отправлялись и поизносившиеся в сечах князья Рюриковичи… Но первыми в черных клобуках, приняв православие, отправились в степь пловецкую обживаться в полувоенных становищах остатки печенегов.
И в летописях, описывающих собития «Слова о полку Игореве», указывается, что Игорь не мог отказаться от похода (несмотря на все предзнаменования в природе и то, что к нему не подошли с подмогой другие князья), потому, что об этом его слезно просили через гонцов поселения черных клобуков, находившихся под его рукой.
Они же, черные клобуки, тюрки (печенеги) собрали и наемников, которые оставили Игоря в сече. Ну, прямо все как у нас нынче…
09.06.2016 Печенеги: беспокойные соседи, растворившиеся в Руси
Первым упоминанием о печенегах (или, точнее, протопеченегов) считаются данные древнекитайских хронистов II-I вв. до н.э. Самый известный из них – Сыма Цянь называет кочевой народ Кангюй, который обитает к северу-западу от Давани (Фергана, город на востоке Узбекистана) и юго-востоку от кочевого владения Яньцай или Аланья. Это владение лежит «при большом озере, которое не имеет высоких берегов» (Каспийское море). Очерченные границы владений Кангюй, таким образом, включают в себя территорию бассейна Сырдарьи, от современного Ташкента в сторону Хорезма. Из древнекитайских хроник достоверно известно, что печенеги – кочевники («…следуя за скотом, перекочёвывают с места на место»), придерживаются сходного с хуннами, аланами и эфталитами образа жизни.
Из древнекитайских письменных источников мы узнаём, что в период с конца IV по начало VII в. Кангуй находился в зависимости от правителей «влиятельного Дома Йеда» (эфталитов), а в 641 г. был завоёван войсками правителя Западнотюркского каганата Дуло-хана.
Примерно в это же время печенегам пришлось соседствовать с огузами. Древнетюркские письменные источники (т.н. рунические письмена) позволяют сделать вывод, что огузы и печенеги – это два отдельных самостоятельных этнических образования, которые жили на востоке Великого пояса евразийских степей. Постоянное соперничество за пастбища вокруг моря Джурджан (Аральское море) вылилось в итоге в масштабные войны, сведения о которых мы находим в трудах арабского историка середины Х в. Аль-Масуди. В результате этих событий печенеги окончательно были вытеснены из бассейна Сырдарьи и Приуралья сначала в степи Волго-Уральского региона, а затем еще дальше на Запад. Вероятно, печенегов выдавливали не только огузы, но и хазары.
В начале Х в. другой арабский историк Ибн-Русте локализует землю печенегов в десяти днях пути от «земли хазар», между печенегами и жившими на Волге «болгарскими» эсегелями. Речь, скорее всего, идёт о восточных печенегах, проживающих на территории Урало-поволжских степей.
В первой четверти Х в. средневековые авторы обнаруживают печенегов кочующими по обеим берегам Волги. Византийский император Константин Багрянородный (905-958) в своём труде «Об управлении империей» (наиболее ёмкий письменный источник по истории печенегов) отмечает значительную роль этого народа в восточноевропейской политике Х в. Необходимость поддерживать союзнические отношения с печенегами объяснялась потребностью пресекать попытки руссов, булгар и венгров нападать на Византию.
Константин Багрянородный приводит довольно точные координаты расселения печенегов в степях Восточной Европы того периода: от низовья Дуная и северных пределов венгров, до хазарской крепости Саркела по берегам рек Днепр, Буг, Прут и другим. Первоначальной же территорией обитания печенегов называются реки Волга (Итиль) и Урал (Яик). Очевидно, византийский император не знал, что история печенегов к этому периоду уже насчитывала более тысячи лет.
Константин Багрянородный также называет племена в составе печенежской конфедерации и указывает, что часть печенегов после серии поражений от соседей остались на территории Урала и Поволжья и стали жить вместе с огузами. Эти печенеги, отмечает византийский император, носят укороченные верхние одежды для того, чтобы показать свою отрезанность от сородичей и соплеменников.
Таким образом, из источников становится ясно, что границы печенежских кочевий в конце IX – начале Х вв. были обширны и простирались от города Сарай (80 км севернее современной Астрахани), до современной Самары, включая среднее течение Яика и долину рек Сакмар и Илек. Иными словами, территория современных Самарской, Оренбургской, Саратовской, Волгоградской областей, а также Башкирии и Западного Казахстана были местами обитания этих номадов. В дальнейшем часть печенегов достигла Балканского полуострова и приняла участие в этногенезе венгерского народа.
Как опознать печенега
Знаменитый арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан видел печенегов собственными глазами. Он описал их тёмными брюнетами, невысокого роста.
Архиепископ Феофилакт Болгарский (ХI в.) писал, что набег печенегов «словно удар молнии, отступления их тяжело и легко одновременно: тяжело из-за множества добычи, а легко от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. Они грабят чужую страну, притом, что своей не имеют. Мирная жизнь для них несчастье, верх благополучия – когда они имеют удобный случай для войны. Самое худшее, что они по своей численности превосходят весенних пчёл, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесконечно».
Понятно, что в этом описании много стереотипов, однако источник позволяет сделать вывод о том образе, который сложился у печенегов в Византии.
Многочисленные археологические находки из печенежских захоронений позволяют составить представление об оснащении печенегов-всадников. Оно состояло из шпор, плети (камчи), нагайки и копья. Защитным средством служили шлем, кольчуга, панцирь, боевой пояс и наколенники. Основными средствами передвижения были конь, верблюд, бык с повозкой или кибиткой.
Русь и печенеги: от противостояния укладов…
Борьба леса и степи, соперничество оседлых и кочевников сыграли значимую роль в становлении и последующем укреплении Древнерусского государства. Печенеги никогда не угрожали независимости Древней Руси, но их молниеносные военные вылазки и прочие проявления боевой мощи доставляли немало неприятностей древним русичам.
Первые контакты Руси и печенегов относятся к концу IX – началу Х в. Достигнув Крыма и современной Украины, печенеги вступили в конфликт с киевским князем Игорем (915 г.). Было бы неправильно говорить только о постоянном противостоянии древних русичей и печенегов. Так, в источниках имеются сведения о совместных походах русских войск и печенежских орд на Византию (источники дают противоречивую информацию о том, кто был инициатором этого альянса). В Повести временных лет упоминаются случаи, когда Древняя Русь использовала печенегов в качестве наёмников. В целом в княжение Игоря (912-945) отношения с печенегами возникали эпизодически, для решения, прежде всего, внешнеполитических задач.
После краха (или, по крайней мере, резкого ослабления) Хазарского каганата в 965 г. (по другой версии в 968-969 гг.) власть над степями на Волге перешла к печенегам и они на некоторое время становятся основным восточным соперником Руси. Осложнение отношений с печенегами относится к периоду княжения Святослава (945-972). Стремясь ограничить возрастающее влияние Руси, в 968-969 гг. печенеги нападают на Киев, однако спешно вернувшийся из походов Святослав отогнал кочевников в степь, попутно нанеся мощный удар хазарам. Однако печенеги продолжили давление на Киевскую Русь и в 972 г. им удалось подкараулить Святослава у порогов Днепра. В результате столкновения князь погиб.
Его преемник Владимир Святославович (978-1015) ориентируется прежде всего на внутреннее, а не внешнее развитие государства. Происходит объединение земель в единое государство. Походы за внешней добычей (для которых нужен был союз с кочевниками) стали менее актуальны, и, как следствие, военных столкновений с печенегами стало меньше. В начале ХI в. печенеги выступают с инициативой мирного соглашения с Киевом. Князь Владимир даже посылает в стан кочевников одного из своих сыновей в качестве гаранта мирного соглашения.
В 20-е годы ХI в. Русь переходит к активной оборонительной политике на юго-востоке. В 1015 г. даже планировался поход русичей в Степь, однако он не состоялся, прежде всего, из-за смерти князя Владимира. В это время, печенеги по-прежнему пытаются вмешиваться во внутренние дела Руси и стремятся поставить на престол лояльного к ним ставленника. Однако чаще всего эти инициативы заканчиваются неудачно.
…К симбиозу культур
Мирные отношения с Византией стимулировали развитие торговых контактов, для обеспечения которых необходима была защита от степняков. Это обстоятельство постепенно меняет характер отношений с печенегами. Стадия активной конфронтации русичей и печенегов подходит к своему логическому завершению. Этому же и способствовало появление в степях Евразии новой волны кочевников. Для печенегов самым страшным становится наступления половцев, поэтому они выбирают союз с Русью.
В период правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054) печенеги только один раз (1036 г.) появляются на границе Руси, но терпят полное фиаско. Кочевники теряют изначальную пассионарность. Как следствие, процессы раздробленности внутри их кочевого союза. В то же время в источниках появляются сведения о выполнении печенегами функций охраны южных границ древнерусского государства, прежде всего, от следующей волны тюркоязычных кочевников – половцев.
В этот период печенеги оказались наиболее плотно интегрированы во внутренние дела древнерусского государства. Они сохраняют кочевой уклад и систему управления, однако признают верховную власть Киева и получают право участия в избрании великого князя. Активная фаза борьбы древних русичей и печенегов к этому периоду спадает, настает более плодотворный этап взаимообмена и симбиоза культур и укладов.
В этой связи, крайне интересным, но малоизученным, является феномен т.н. чёрных клобуков (тюрк. «каракалпак») под которыми в Древней Руси именовались тюркские вассалы великих князей. Эти номады селились в Поросье (территория с богатыми пастбищами, ограниченная реками Стугна и Рось). Военные поселения черных клобуков пополнялись из числа печенегов, а также торков и берендеев. Чёрные клобуки в ХI-XII вв. были важным звеном военной мощи Руси.
Политические и военные контакты древних русичей и печенегов создали условия для симбиоза и взаимообмена двух культур, а также интеграции тюркских кочевников в состав Древнерусского государства. К началу XIII в. печенеги, войдя в состав Руси, полностью растворились среди местного населения, а их этноним становится достоянием многотомной истории Евразийской степи.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Русь, половцы, печенеги… Часть I
- Русь, половцы, печенеги… Часть II
- Русь, половцы, печенеги… Часть III
- Русь, половцы, печенеги… Часть IV