Нда… стоило лишь коснуться извечного противостояния кочевого и оседлого мировоззрения, как вдруг разом все закричали о «ментальной войне»… Каких только войн мы не видели за наше перманентно мирное время… от «горячих точек» до «информационных войн». Дошло до того, что в романе «Безбрежные воды Стикса» читаем аналитически точное и абсолютно бесспорное опеределение гражданской войны:
— Как-то бы надо этого идиота на баркас подсадить, — задумчиво сказал Ферапонтов. – Но дядя Гриша с Чапаем и Петькой верный тон всему нашему беспределу задал… так сказать, выдал общую характеристику. Все не понимал, какого хрена я шестой годик по Стиксу плаваю? Какого хрена это вообще все вокруг происходит?
— И какого? – поинтересовался Митьков, с удовольствием подцепляя вилкой лоснящуюся серебристую селедку с тонкими кружками хрустящего репчатого лука.
— А такого, Борис, что мы опять на гражданской войне! – торжественно сказал Ферапонтов, опрокидывая в себя наперсток водки. – Слушай, надо все-таки стаканы и нормальную бутылку попросить. Ну, что это за издевательство?
— Привык хлебать из мензурок, — проворчал Митьков, но тут же сделал знак заботливой девушке заменить стопки. – И с кем же у нас гражданская война? Пока, если ты заметил, мы, против всех, круговую оборону держим.
— У нас, Борис, гражданская война против гражданских! – почти весело ответил Ферапонтов, выливая полграфина в коктейльную рюмку, поданную официанткой. – Гражданские войны всегда ведутся против гражданских. Других, как я понял, не бывает. Хотя всегда это подается так, будто сами гражданские между собой дерутся, а типа все их разнимают, уговаривают и увещевают. А на самом деле гражданская война – это объединение всех силовых ведомств против гражданских лиц, то есть, по большому счету, тех, за чей счет и этот банкет.
Безбрежные воды Стикса. Книга III. Цвет сумрака. Глава VI. В сумрачной мгле
А кто-то еще сомневается, что гражданская война — это война всех силовых ведомств против гражданских? По-моему, пора бы это уже понять, раз докатились уже и до… «ментальных войн».
г. Минобороны РФ: США развязали против России войну нового типа
Против России ведется война нового, ментального типа, считает советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий.Запад во главе с США ведет против России войну нового типа — ментальную. Об этом журналистам заявил советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий.
«<…> целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной — цивилизационной — основы общества противника. Я бы назвал этот тип войны ментальным», — цитирует его РИА «Новости». Последствия ментальной войны, по его словам, проявятся через поколение, когда исправлять что-либо будет уже поздно.
Противостоять этому явлению, по мнению Ильницкого, можно при помощи опоры на консервативное большинство граждан. Также потребуется создать суверенитет в онлайн-пространстве, пересмотреть молодежную политику и так далее, пишет агентство.
Во как! Далее поясняется, что это такая «невидимая война», столкновение «менталитетов», что-то вроде детской игры в гляделки, «кто кого перезырит и не смогнет». А последствия такого перемигивания «проявятся позже». Последнее надо произности утробным басом, как можно пафоснее.
Советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий заявил, что возглавляемый США Запад развязал против России войну нового типа — ментальную. По его словам, её последствия проявятся позже. Источник
Понятно, что денежку надо распилить, схемки распилов бюджетных грантов на «борьбу с экстремизмом» уж очень душу греют… Тем более, что наши правоохранители как не знали точного определения «экстремизма» (проявляемого не гражданами, а институтами гос.управления в ходе каких-либо радикальных мер против мирного населения, синоним: радикальная политика), так и про «менталитет» вряд ли способны проблеять что-то, кроме «бе» и «ме-ме». Свежо в памяти, как к той же Дедюховой эта орда врывалась с воем об «оскорблении 200-т наций», не зная отличий нации от национальности, будучи неспособными перечислить хотя бы пяток наций из упомянутых 200-та (см. Принудительный апгрейд).
Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного ‘al’) — склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной[1] или этнической группе, нации, народу, народности.
Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.
Видите, какое удобное определение? Вообще… менталитет присущ только нации, сложившейся на определенной территории. Все иное вообще-то — фольклорные, этнические и антропологические особенности у народностей и национальных групп; профессиональные и научные основы у каких-то профессиональных сообществ… А когда происходит сливание всего в один флакон, то таким неуместным «обобщением» непременно пытаются скрыть аморальные уголовные мотивации преступных сообществ.
Менталитет и заключается в выборе оседлого способа бытия, что и выражается в соблюдении суверенитета государственного образования. Это уже не ореал обитания, а Родина-мать! Это абсолютно разные вещи!
Но ведь окончательно закрепляется эта новая ментальность в выборе пути дальнейшего развития, их на сегодня три: первый путь (экстенсивный, грубо говоря, за чужой счет, т.е. за счет колониального грабежа и нелигитимного присвоения чужой собственности и ресурсов, путь городов-государств); второй путь (интенсивный, т.е. развитие за свой счет, за счет собственного труда и выстраивания социальной, экономической, транспортной и проч. инфраструктуры); третий путь объединяет страны третьего мира, которые «и нашим и вашим», т.е. окончательно не определились.
Отсюда и вытекают три уровня сознания… но у некоторых третьего уровня просто нет, он им и не нужен, им лишь смим нажраться до отвала за чужой счет. Так что и «ментальность» получается лепить не на что.
И мы понимаем, что с момента развала СССР, а может быть с момента «перестройки» от предателя родины и отщепенца Михаила Горбачева (см. Юбилейное, Татарская благотворительность), а может быть и с момента государственного переворота кликой Никиты Хрущева с его сатанинскими и фашистскими, исключительно радикальными мерами гос.управления и «международного сотрудничества» (см. Хрущ) — нам пытались взломать менталитет единой нации, выбравшей второй, наиболее нравственный путь развития.
В условиях беспрецедентного вывоза капиталов (с ведома и при поддержке спецслужб РФ) в офшоры, крышуемые именно США; в условиях искусственной «зависимости от доллара» (поскольку все банки у нас по ночам режутся в качестве спекулянтов на курсах валют); после введения ЦБ РФ двух ставок «для своих» и «чужих», неоднократного обрушения национальной валюты напрямую из ЦБ… о каком «менталитете» того же Министерства обороны можно вообще говорить более-менее всерьез? Что там, совершенно рухнули с дуба из-за переедания?..
А когда Минобороны явно не поддерживает менталитет той нации, которая победила во Второй мировой войне, когда преданы все завоевания народа в Великой Отечественной войны и стране уже нанесен ущерб, превышающий по отраслям десяток результатов ВОВ, — то и разговоры о необходимости чот «подправить» в менталитете за бюджетный счет, что проверить можно будет через одно… два… а может и пяток поколений… — это все выглядит обычным мошенничеством на доверии. Но после вышеперечисленного в данном абзаце, не касаясь ежедневного грабежа каждой жизни людьми с кочевыми уголовными мотивациями (к примеру, «оппозиционный» мэм «пора валить!», мэм 90-х «все умные уехали, а дураки остались!» и т.п.) — кто из нас, положа руку на сердце, может хоть в чем-то доверять нашему Министерству обороны?.. Думаю, тут и без пространных комментариев обойдемся, есть, кому и без нас такое прокомментить.
Вернемся к разного рода исследованиям половцев-печенегов, ставшими вдруг… остро актуальными. На ровном месте вдруг ставшими невероятно популярными и востребованными. Как мы понимаем, все это исключительно в рамках того, что все наши нынешние… «игроки международных валютных бирж» имеют хлипкую «ментальность» кочевников. Все же они только и думают, как хапнуть здесь, оставшись безнаказанными, а потом на Западе изображать из себя чуть ли не королевских особей.
И такое «массовое переселение» на Запад становится для большинства все призрачнее… Конечно, все рассчитывали сдернуть гораздо раньше, проявляя нетерпение мэмом «Когда она уже развалится?..» А потому и приписывание «ментальности» бродячим бандам половцев-печенегов вдруг стало востребованным «научным направлением».
При этом, заметим, выливались ведра помоев на историю и менталитет разобщенной нации, за счет которой и проводился этот «исторический» банкет. Т.е. в духе гражданской войны, которая всегда ведется силовыми ведомствами против гражданских.
«Новый взгляд » на историю от Александра Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У).
11.07.2011 История кыпчаков, которых мы именуем половцами
Давайте рассмотрим этноним «половцы», ведь именно вокруг этого наименования этноса (этнонима), ведётся так много споров, так как версий очень много. Мы выделим основные:
Итак, первая версия.
Этноним «половцы» по мнению кочеведов, произошёл от «полова», то есть это солома. Современные историки судят по этому названию, что кипчаки были светловолосыми, а может даже и голубоглазыми. Вероятно, половцы были европеоидными и не зря наши русские князья, приезжавшие в курени половцев, часто восхищались красотой половецких девушек, называя их «красными девками половецкими». Но ведь есть ещё одно утверждение, по которому можно сказать, что кыпчаки были еврорпеоидным этносом. Обращаюсь к Льву Гумилёву: «Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на «красных девках половецких, (есть предположения, что Александр Невский был сыном половчанки), принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс «ов» (Иванов) на тюркский «енко» (Иваненко)».
Следующая версия чем-то тоже напоминает версию, выше сказанную.
Кыпчаки являлись потомками сары-кыпчаков, то есть тех самых кыпчаков, образовавшихся на Алтае. А «сары» переводится с древнетюрского как «жёлтый». В древнерусском же «половь» и означает «жёлтый». Это может быть от лошадиной масти. Половцы могли называться так потому, что ездили на половых лошадях. Версии, как видите, расходятся.
Первое упоминание о половцах в русских летописях сводится к 1055 году. Историки такие, как Н. М. Кармзин, С. М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н. И. Костомаровсчитали кыпчаков жуткими страшными варварами, сильно потрепавшими Русь. Но как говорил Гумилёв о Костомарове, что: «в собственных бедах приятнее обвинить соседа, нежели себя».
Русские князья нередко бились между собой с такой жестокостью, что можно было бы принять их за дворовых собак, не поделивших кусок мяса. Причём, происходили эти кровопролитные междоусобицы очень часто и были они более страшными, чем какие-то небольшие нападения кочевников, допустим на Переяславское княжество. Да и здесь не всё так просто, как кажется. Ведь князья использовали половцев, как наёмников в войнах между собой. Потом же наши историки стали рассказывать о том, что Русь якобы вынесла борьбу с половецкими полчищами и защитила Европу, как щит от грозной сабли. Короче говоря, у наших соотечественников фантазий было предостаточно, но к сути дела они так и не пришли.
Интересно, что Русь защищала европейцев от «злых варваров-кочевников», а после этого Литва, Польша, Швабская Германия, Венгрия стали продвигаться на Восток, то есть на Русь, на своих «защитников». Уж больно надо было защищать нам европейцев, да и защиты-то никакой не было. Русь, несмотря на свою раздробленность, была намного сильнее половцев и те мнения историков, перечисленных выше, являются необоснованными. Так что никого от кочевников мы не защищали и никогда не были «щитом Европы», а скорее были даже «щитом от Европы».
….
В большинстве, если исключить аристократию, которая стала принимать христианство, то половцы исповедовали тенгрианство. Так же, как и тюркюты, половцы почитали волка. Конечно, в их обществе служили и шаманы, именуемыми «басхамы», которые вели общение с духами, лечили больных. В принципе, они не отличались ничем от шаманов других кочевых народов. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.
Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте. Кроме отличных луков и сабель, у них также имелись дротики и копья. Большую часть войск составляла лёгкая конница, состоящая из конных лучников. Также, в войске была тяжеловооружённая кавалерия, воины которой носили ламеллярные панцири, пластинчатые панцири, кольчуги, шлемы. В свободное время воины занимались охотой для оттачивания своего мастерства.
Вроде «новый взгляд», да еще и из МГИМО, а будто третьеклассник писал: «Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте». Интересно, а какое «дело» у этих неработней и бандитов стояло на втором месте? В носу ковыряться? Пожрать-потрахаться?..
Если рассматривать этот «исторический подход» как раз в духе менталитета нации, сформированного и в неприятии всякого рода «шаманизма» и «тенгрианства» (именно в русле нравственного развития, желания добиваться процветания за счет собственного творческого труда и нравственного восприятия всего сущего), — то это хорошо знакомые подкаты с намеренной маргинализацией общественного сознания.
Но как историю не переписывай, она-то сложилась иначе! И менталитет многонациональной русской нации сформировался именно в неприятии хищнического кочевничества.
Обычно тут уголовная гопота начинает спекулировать на бытии северных народов, где кочевой образ жизни поддерживает хрупкий экологический баланс в природе, намеренно и чисто из уголовных мотиваций «перепутывая» менталитет нации и этническое самосознание, вытекающее из образа жизни и ареала обитания малого народа.
Однако… о чукчах и эвенках мы за последние годы слышим куда меньше, чем о половцах печенегах, которые жили грабежом и насилием, уничтожением чужого труда и чужих завоеваний. И откочевывала эта мерзость исключительно для переваривания награбленного.
28.08.2016 Половцы: первые враги Руси
Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен. Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали , очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.
Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.
В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем. Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.
В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.
Война Мономаха
Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях.Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей. Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.
Вроде бы на первый взгляд… все верно, да? Но царапает именно это «две культуры», в особенности после длительного периода половецких войн.
Скажите, а какая может быть «культура», у народа, не копавшего даже выгребных ям для нужника? Стоит лишь посмотреть египетские раскопки поселений палеолита, там всегда будет нечто вроде укрепления, за которым все труженики держали оборону от кочевников. Но там с палеолита (!!!) останутся каменные очаги, выгребные ямы, другие сооружения гигиены.
При этом стоит вновь и вновь напомнить, что весь этот этнический сброд половцев-печенегов оставил в наследство человечеству лишь каменных истуканов с чашами для жертвенной крови! И это единственное «наследие» от «ментальности» подобных кочевых банд.
Половцы — так называли их русские современники в XI–XIII веках, в Европе и Византии они были известны как куманы, а в Персии и арабских странах как кипчаки. Это был народ тюркского происхождения, занимавший изначально территории от Юго-Восточного Урала до реки Иртыш. Так как половцы были бесписьменным народом, сведения об их ранней истории наука черпает преимущественно из трудов арабских путешественников. С начала XI века они двинулись на Запад, участвуя в очередной «перекочевке» тюрков на тучные западные пастбища, и потеснили печенегов и торков , с которыми русские князья уже успели к этому времени установить сравнительно мирные соседские отношения.
Отношения с Русью.
Первое крупное столкновение произошло в 1068 году на реке Альте, в ходе которого объединенное войско сыновей Ярослава Мудрого было разбито. После этого набеги половцев приобрели регулярный характер. Русские князья были вынуждены приспособиться к такому соседству, и некоторые в этом особенно «преуспели». В частности, князь Олег Святославич в попытке вернуть принадлежащий ему по праву черниговский престол нанял половцев для борьбы с дядьями Всеволодом и Изяславом — в конце концов Олег добился своего и позволил половцам разграбить город. Пик противостояния пришелся на 1090-е годы и был связан с именем двоюродного брата Олега Владимира Мономаха. В 1094 году половцы нанесли первое и последнее поражение Владимиру Мономаху, заставив князя оставить Чернигов Олегу Святославичу, но уже в 1096 году Мономах нанес ответный удар, разбив половецкое войско у стен Переяславля. В ходе сражения погиб хан Тугоркан, образ которого, злейшего врага Руси, нашел отражение в фольклоре: он, как полагают, упоминается в былинах под именем Змея Тугарина, или Тугарина Змеевича. В результате многочисленных походов Мономах вытеснил половцев в глубь степи за Дон и Волгу, а также дважды разрушал (в 1111 и 1116 году) главный город кочевников Шарукань. После смерти Владимира Мономаха в 1125 году половцы снова стали активными участниками междоусобной борьбы русских князей: как правило, они поддерживали суздальских и новгород-северских князей в военных кампаниях. В 1169 году половцы в рядах войск Андрея Боголюбского участвовали в разграблении Киева.
Русские князья со своей стороны тоже участвовали в половецких распрях. Так в 1185 году князь Игорь Святославич, главный герой «Слова о полку Игореве», выступил в поход в степь против орды хана Гзака (Гзы), поддержав притязания своего свата хана Кончака. Последнее совместное военное предприятие русских князей и половецких ханов против монгольского войска Джэбэ и Субэдэя окончилось неудачей на реке Калке 31 мая 1223 года.
В 1237 году. Половцы были разгромлены войсками Батыя в 1236–1243 годах. Многих половцев угнали в рабство, большая часть растворилась в тюркском населении Золотой Орды, впоследствии внеся свой вклад в формирование таких этносов, как татары, башкиры, казахи, узбеки, балкарцы, карачаевцы, крымские татары. Другая же часть, возглавляемая ханом Котяном, сначала была принята на выгодных условиях венгерским королем Белой IV, а после гибели своего предводителя в 1241 году перекочевала в Болгарию.
Вот и проявились пресловутые крымские татары, дарившие в войну белого скакуна Гитлеру, в смое неподходящее время заявлявшие о «росте национального самосознания», шибко ограниченное прежним, вполне демократическим законодательством… Типа вдруг стали «пассионарными», получив отмашку, что можно опять взяться за старое — гадить всем в душу!
Но при этом нам напоминали, что, дескать, с половчанками были и «династические браки». Да, конечно, многие половчанки с радостью выходили замуж за русских витязей. С одной стороны, это очень ярко характеризует сам менталитет формирующейся нации, готовой принять и побежденных в свою семью, нормально жить одной жизнью, иметь общих детей и «все такое».
С другой стороны… очень понимаю этих женщин, поскольку кочевой образ жизни весьма противопоказан для женской гигиены и женского здоровья. Так ведь потому и случались подобные браки, поскольку наши витязи за собой в походы не таскали баб на обозных подводах.
Династические браки
Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.
Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «предательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Святослава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома.
Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.
Половцы были орудием в междоусобной вражде
Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встретились не с единым государством, а с группой враждующих между собой княжеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовлетворяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.
Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позволяли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Владимиру удалось организовать первую экспедицию на территорию противника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой политики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.
После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в начале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.
Дальнейшее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монголами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто передвижение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла торговцев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособствовал смещению центра исторического развития страны.
Отношение к женщинам
В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому.
Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верблюдами. Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изображения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжалом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.
Куда делись половцы
Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физического истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запретили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что привело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапывались углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.
Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Монголы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к летописным половцам.
Есть поговорка «Сколько волка не корми, все в лес смотрит». Проблема, конечно, не в этническом происхождении, что как раз и доказывают «династические» браки.
Впрочем, назвать так браки между половчанками и русскими князьями могут лишь люди с мировоззрением кочевников, плохо соображающим, что Рюриковичи были не династией, а военным профессиональным сообществом, избирающим главу (великого князя) из тех, кто неоднократно проходил всенародное вече, по лиственному праву.
Можно сказать, что отрицают лиственное право не просто те, кто, в силу плебейского маргинального сознания, не в состоянии освоить что-то сложнее затверженных штампов и стереотипов «изьмов». Но это ведь заведомо никчемные люди, поскольку все профессиональные сообщества так и выбирают верхний лист по совокупности личных качеств, профессиональных и научных заслуг.
Это ведь только в банде «вор в законе» избирается по близости к общаку, по способности расчистить себе путь к общей казне из награбленного-наворованного.
Нда… и вот на фоне нынешнего «мамаева побоища» в некоторых «профессиональных» сообществах вдруг встал вопрос о потомках тех бандитов, которые когда-то «опустошали земли, забирали скот и имущество и уводя в плен местных жителей»… Понятно, что некий этнический сброд вдруг почуял… «ментальную» близость с грабителями со степных дорог…
03.10.2017 Какие народы являются потомками половцев
Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.
В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.
Где искать потомков половцев?
В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий — на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича — на дочери хана Белока, сын новгород-северского князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир — на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный — на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!
Итак, мать владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологическим данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.
Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов — одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.
Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен — половцев и кунов.
Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.
Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…
Отдельной ветвью идут те самые печенеги. Объективная разница между ними и половцами заключается в том, что печенеги были единым народом, этнически однообразным. Поэтому в определенный момент были уничтожены объединенными силами русских князей, так сказть, «под корешок». Поэтому и искать там «корни» смысла не имеет.
Половцы же… это весьма пестрый бандитский сброд, сбивавшийся в банду чисто климатически… Одних выбивают, далее в этом месте начинают другие собираться. Уж больно место это притягательное — «степи половецкие».
В результате ослабления, а в последующем и распада Хазарского каганата (вторая половина X в.) южноукраинские степи перешли под власть печенегов. Вторжение в Северное Причерноморье этих воинственных орд и их господство на протяжении 150 лет нанесло большой вред политическй целостности и могуществу хазар. Они также постоянно осуществляли грабительские набеги на византийские провинции в Крыму, Болгарию, Венгрию, на земли народов, которые проживали по берегам Дона, Волги, на Северный Кавказ. Разоряли и южные земли Киевской Руси. В 1036 г. под Киевом огромная орда печенегов была разгромлена войсками киевского князя Ярослава Мудрого. После этого поражения основная масса печенегов ушла из степей Северного Причерноморья на запад за Дунай. Небольшая часть печенегов, которая осталалась, перешла на службу к киевским князьям, а другие были уничтожены новыми кочевыми племенами — половцами , которые вторглись в причерноморские степи.
Печенеги не сооружали над могилами своих соплеменников отдельные насыпи, а подзахороняли их в ранее существовавшие курганы эпохи меди-бронзы или скифские. Самой распространенной находкой в могилах печенегов, как и других кочевников, были оружие и украшения конской узды.
Предметы быта находят в очень ограниченном колличестве. Иногда археологи находят в мужских или женских погребениях единичные образцы ювелирного искусства.
Хорошо хоть потомков печенегов нынешние историки не ищут… хотя «история ничему не учит», прежде всего, самих «историков».
Печенеги — какими были первые враги Руси
Тактика печенегов проста. Они стремительно нападали на селенья, создавали панику, убивали защитников, набивали добычей свои мешки и исчезали. У них никогда не было задачи обживать захваченные территории.
Сначала печенеги наносили атаки по Византии, а потом перешли за Дунай примерно во второй половине 11-го столетия. Это стало великим переходом Печенежской орды, которая оказала существенное влияние на развитие истории. Печенеги были язычниками. Бон – религия тибетского происхождения была для них родной. Умываться не любили. Волосы не стригли, заплетали их в длинные черные косы. На голову сверху надевали шапку.
Переплавляются через реки с помощью специально сшитых из кожи мешков. Вовнутрь помещается вся необходимая амуниция, а потом все это сшивается так крепко, что не проходит ни одна капля воды. Их лошади славились быстротой. Они с легкостью преодолевали большие пространства. Стрелы, смоченные змеиным ядом, приводили к неминуемой смерти даже при легкой царапине.Экзотическая пища
Основная еда – просо, рис. Печенеги варят крупу в молоке. Соли — нет. Они доили лошадей и пили вместо воды кобылье молоко, сырое мясо не жарили, а клали под седло, так оно согревалось. Если голод совсем уже невмоготу, не брезговали кошками и степными животными. Лечились настоями разных степных трав. Они знали, какой настой травы нужно выпить, чтобы повысить дальность зрения. Многие из них на лету могли с первого раза подстрелить птицу. Клятву верности они приносили друг другу, прокалывая палец – по очереди пили капли крови. Кочевые племена печенегов жили в заволжских степях, потом стали населять территорию за Волгой и Уралом, откуда ушли на запад.
Война с русскими князьями
В Никоновской летописи можно найти рассказ о первом летнем столкновении войск киевских князей Аскольда и Дира с печенегами в Приднестровье. Игорь Рюриковвич, вступивший на престол, смог заключил мир с печенегами, но они, презирая такие договоры, уже совершили не кратковременный набег, а прошли широким маршем через Русь. Поэтому Игорь Рюрикович снова вступает в схватку с ними. Печенеги уходят в степь.
Разведка печенегов работала хорошо
Они имели хорошо обустроенную разведку. Когда Святослав Игоревич со своим войском уходит в поход на Болгарию, печенежские орды неожиданно осаждают Киев. Горожане защищают свой город из последних сил в отсутствии основных боевых частей. Русский разведчик, хорошо знающий печенежский язык, смог пробраться через их кордоны, переплыть Днепр и позвать на помощь воеводу Претича. Он тут же поспешил на помощь осажденным – печенеги подумали, что это идут главные войска Святослава Игоревича и рванули спасться бегством, но около реки Лыбедь остановились и направили к воеводе посланцев, чтобы узнать, действительно ли это идет Святослав. Воевода им ответил, что это его передовые части идут впереди, а за ними – главные. Печенежский хан тут же сделался другом и предложил подарок – саблю и коня.
Пока шли переговоры, Святослав смог свои войска направить против захватчиков и отогнать их далеко назад.Печенежского хана Курю победил сын Святослава
Печенеги смогли победить Святослава только того, когда он возвращался из Византийского похода. Около Днепровских порогов печенеги организовали несколько засад, перебили всех русских. Князь погиб тоже. Печенежский хан Куря сделал из его черепа золотой кубок и хвастался этим трофеем перед другими печенегами. Старший сын Свястослава одиннадцатилетний Ярополк под началом своего регента Свенальда отомстил за погибшего отца в 978 году и наложил на врагов крупную дань.
Русские «Змеиные валы»
Защитой от нападений степных кочевников стали построенные крупные фортификационные сооружения – «Змеиные валы». Русские организуют круглосуточное дежурство не только на валах, но и высылают далеко в степень разведывательные отряды. В 988 году князь Владимир пытается договориться с печенегами, привлекает некоторых князей на свою сторону. Но через два года другие печенежские князья снова совершают налет на территорию Руси, причинив огромный вред. Ответная реакция последовала незамедлительно — Владимир со своим войском разбил печенегов полностью. Но через два года печенеги снова собрали свое войско и стали около речки Трубеж. Русские войска, предупрежденные разведкой, уже стояли на противоположной стороне реки. Печенежский боец вызвал на поединок русского богатыря Яна. Русский победил. Тогда войска, вдохновленные этой победой, набросились на печенегов и обратили их в бегство. Последний набег на Русь при Ярославе Мудром После смерти Владимира, печенеги поддержали Святополка, а Ярославу победу пришлось добывать на двух фронтах. В бою под городом Любечем, печенеги против Ярослава не участвовали, они были отрезаны озером и не захотели его форсировать. После прихода к власти, Ярослав потратил много времени и сил на укрепление границ и городов. Наконец, в 1036 году произошла последняя битва. Когда Ярослав находился в Новгороде, они осадили Киев. Но русский князь смог вернуться на поле брани и организовать оборону. Печенеги напали первыми по всему фронту. Контратака русских стала для них неожиданностью. Бой длился целый день, но Ярослав смог победить. Правда, как отмечают историки, с великим трудом. Куда исчезли печенеги
Остатки печенегов глубоко ушли в степи и больше никогда не предпринимали попыток нападений на Русь. Их предводитель князь Тирах напал на Болгарию, потом на Византию, но был измотан в непрерывных сражениях и постепенно его войско распалось. Часть ушла служить наемниками в византийские, венгерские и русские войска. Другие печенеги подались на юго-восток, где слились с другими народностями.
Современные потомки печенегов
Они стали прародителями карапалкапов, башкиров, гагаузов (тюркский народ, проживающей в Бессарабии, Одесской области Украины, на территории Молдавии в составе автономной территории Гагаузы). Киргизский крупный род Бечен ведут свое происхождение от печенегов.
Так что… не мешало бы в Минобороне РФ для начала определиться с собственным «менталитетом». Хотя бы на уровне, кого ж сами-то служивые выбрали? Кочевых или оседлых? Разница между теми и другими, основные противоречия между ними можно вкратце определить как раз по служению. Кочевые служат личным шкурным целям, а оседлым приходится думать наперед. Так что здесь закладывается основной цивилизационный признак, определяющий развитость (и само наличие «менталитета») — служение более высоким целям и идеалам — Родине, Отчизне!
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Русь, половцы, печенеги… Часть I
- Русь, половцы, печенеги… Часть II
- Русь, половцы, печенеги… Часть III
- Русь, половцы, печенеги… Часть IV
1 comment
Признаюсь, тупо наслаждался тем, как представлен этот материал. На таком фоне очень заметно, что нашему Президенту речи пишут какие-то уборщицы из АП.