Обычно ретроспектива творчества Артура Шика периода начала Второй мировой войны подается так, будто от его выбора прямо что-то зависело, будто в этот период наступления ужасающей катастрофы кому-то было важно или элементарно интересно — «как менялись его взгляды».
И есть хоть малейшая доля уверенности, будто этот выбор был личным?
Как менялись его взгляды
Присмотревшись к тематике карикатур за годы от 1939 по 1941, отчётливо становится видно, как чаша весов его симпатии к 1941 году склоняется в сторону политического руководства Страны Советов во главе со Сталиным.
Весь жизненный путь, пройденный Артуром Шиком к началу Второй мировой, не позволяет обнаружить в нем действительно цельную творческую натуру. В прекрасных, роскошно оформленных документах он явно подражает средневековым книжным миниатюрам… Он прекрасный иллюстратор, оформитель… но не более того! В самые критические моменты истории он, будучи современником самых драматических событий, оказывался глух к лучшим движениям человеческой души.
И с какой стати исать здесь «обратную связь»? Как Шику было совершенно безразлично то, что вокруг него переживали другие люди, так и большинству было по большей части фиолетово то, какие свастики, звездочки, флажочки вырисовывал на своих красочных картинках Артур Шик.
Это был прекрасный исполнитель требований самого взыскательного заказчика, но не более того. Он мог придать достойный и даже прекрасный вид любому документу, как бы стирая его смысл, поднимая до уровня… эпоса, но текст становится общим местом, штампом.
Выбрав эту нишу в творчестве, отступал от правды жизни, он не только предпочитая недолговечные рекламные клише, но и подражал чужому стилю, подхватывал чьи-то удачные находки… как бы «делая их своими», раз авторы найденной стилистической манеры давно канули в Лету. Возможно, в сфере офомления книг и официальных документов эта вторичность образов была уместной, как бы подчеркивала историчность и некоторую агиографичность отображаемых персонажей.
Положа руку на сердце, «средневековость» манеры Артура Шика проглядывает лишь в композиции текста и рисунка. А сама художественная манера больше всего напоминает литографические открытки викторианской эпохи — пасхалки, валентинки… на рекламу зефира начала ХХ века, если уж совсем честно. Сказалась длительная работа над немецкими открытками времен Первой мировой.
Но в результате эта вычурная красивость давала искажение восприятия реальности, смещение внимания на второстепенные и не настолько актуальные вопросы… Эта слащавость и не естественность отнюдь не предотвратила Первой мировой войны. Артур Шик возрождал эту рекламно-зефирную манеру в тот момент, когда у всех на пороге стояла новая, самая в истории страшная война…
И вот тут приходится констатировать, что подобная позиция отстранения от общих целей и задач, пропихивание тихой сапой того, что всех просто в тот момент никак касаться не может, отвлечение и рассеивание внимания от последнего перед катастрофой нравственного выбора… отнюдь не так безопасно, как по-обывательски считают у нас «люди искусства».
Своим творчеством Артур Шик не просто «решал вопросы» материального благосостояния своей семьи, но и напрямую содействовал наступлению Второй мировой войны, многое сделав в лживой трактовке образа как Сталина, так и Гитлера. И эта трактовка действует до сих пор! А отчего бы ей не действовать, раз денежка заплачена? Надо же дорогу до Треблинки оправдать…
Рассмотрим, каким же образом сам Артур Шик попытался метнуться в сторону от созданных им довоенных образов. Отметим, что до поры до времени Гитлер выглядит у него почти пацаном, которого «ломает» на все «некрасивые поступки» жестокий Сталин.
Все это рисутся не просто «для себя», а на продажу и по заказу. Артур Шик на тот момент самый дорогой в мире иллюстратор. Как-то так совпадает, что в Лондоне он оказывается с выставками и презентациями еще в период подготовки Мюнхенского сговора, представляя на тот момент самую красивую и дорогую книгу в мире.
И все это происходит в разгар отчаянной борьбы в политической карикатуре. Намеренно опустим творчество советских карикатуристов. Но на общей хаотической ретроспективе западных карикатур можно вполне отчетливо заметить, кто выступает у Шика в этот момент заказчиками. А так же становится очевидным, что Шик не только знал всю подноготную тех драматических событий, он был отлично знаком с работами собратьев по творческому цеху… А значит он вполне осознанно участвовал в общей схватке в качестве… провокатора и лжеца.
Итак, вот типичная карикатура времен Гражданской войны в Испании, 1935 год. В принципе, для всех абсолютно очевидны «движущие силы». Ухвачен смысл «качелей» тех событий. Сталин и Гитлер всеми жестко расставляются по разные стороны этих «качелей», мир следит за перевесом то одной, то другой стороны. Артур Шик иллюстрирует еврейские анекдоты!
Вот 1937 год, когда Артур Шик переезжает с женой и дочерью в Лондон вслед за теми, кто тайком участвует в подготовке Мюнхенского сговора. Он будет «рассеивать внимание» надуманной «еврейской тематикой», устроив что-то около двадцати выставок с самой дорогостоящей книжкой с картинками.
Наиболее известные политические карикатуры того периода изображали Гитлера и Муссолини в виде бешенных псов. В карикатурах отражался весь понятный каждому обывателю расклад политических сил. И это подтвердят последующие события.
После событий в Испании главным апологетом Гитлера… выступает Чемберлен. Известна карикатура 1936 г., где Чемберлен в именном фартучке просит Европу «не мешать ребенку!»
Смотрим на намеренно «неряшливую», предельно лаконичную карикатуру на тех, кто готовил в тот момент Мюнхенский сговор. Отметим, что лишь недавно американцы признались, что в его подготовке по поручению Рузвельта участвовал и отец Джона Кеннеди (Джозеф Патрик (Джо) Кеннеди-старший), описав эти события в мини-сериале «Клан Кеннеди» 2011 года. Но лишь потому, что вся визуализация в карикатуре 30-х годов ХХ столетия выявляла всех этих «американских промышленников», прячущихся за деревом, на котором сидели Чемберен и Деладье. Уж особо не поминая про «Семью Буш», которые вообще работали потом напрямую с фашистскими концлагерями…
Так что… все отлично знали-понимали, а их ссылки про «ничо ни будит» сегодня как-то бессмысленны, в особенности, после Нюрнбергского процесса.
Вот карикатура с Мюнхенского сговора 1938 года. Опять, отнюдь не Артура Шика, ему в этот момент сильно некогда, у него идут выставки и презентации. Однако здесь четко показано, что Сталин не входит в круг «друзей». А сами «друзья» уже вполне откровенно договариваются о новом переделе мира.
Вполне простая, можно сказать, проходная карикатура, тем не менее полностью отражает расклад сил. Ни для кого не было секретом, что новая война готовится для СССР после испанских «качелей» Гражданской войны. Смотрим: Гитлер и Муссолини сидят как два моральных урода, пойманных на неблаговидном поступке. На стене карта Чехословакии, а перед собравшимися глобус, Земной шар…
Деладье и Чемберлен несколько смущены, они отлично понимают, что застуканы отнюдь не потому, что «Англии не выстоять в новой войне» (как это врали про заику Георга VI в фильме «Король говорит» 2010 года, то есть совсем недавно). Сталин застал их заговор, сговор!
Все собравшиеся сидят в темноте, Сталин выходит из комны, залитой светом, отбрасывая огромную тень на собравшизся, подчеркивая, насколько собравшаяся мелочь его боится. И Сталин отображен карикатурно в этих своих знаменитых сапогах (см. Про сапоги товарища Сталина), потом эту манеру изображения Сталина «от сапог» подхватит Артут Шик.
И главная интрига ситуации, не всегда ухватываемая нынче, но хорошо понятная всем современникам тех событий, состояла в том, что без Мюнхенского сговора Гитлер вряд ли смог бы аннексировать Чехословакию. У не было ни военных сил, ни опыта, ни ресурсов. А вот без чехословацкой военной промышленности он никак не смог бы «расти дальше», Испания не только задержала его на четыре года, но и показала полную несостоятельность… без Чехословакии! А всем присутствующим были необходимы… полные гарантии!
На карикатуре не отображен президент Чехословакии Эдвард Бенеш. Хотя вообще-то у присутствующих на стене карта Чехословакии. Это к вопросу о подлости и том, как готовяятся массовые гуманитарные катастрофы. Как мы помним, после Мюнхенского сговора Сталин предложил Эдварду Бенешу военную помощь, но с условием, что президент обратится к СССР официально. Бенеш струсил, кровавая игра началась.
И некоторые до такой степени «заигрались», рассчитывая на чью-то короткую память, что забывают о других неофициальных участниках раздела Чехословакии. А это все вполне отчетливо отражалось в периодической печати того времени.
А вот Гитлер отдыхает после раздела Чехословакии, а все страны, кроме СССР, всячески холуйствуют перед диктатором. Карикатура отражает цепочку заключения договоров о сотрудничестве и ненападении с фашистской Германией.
Пасторальную картину всеобщего ликования нарушил договор о ненападении между Германией и СССР… Однако «визуалочка» к нему у всех, кроме Артура Шика (по понятным соображениям очередного раздела Польши) идет вполне объективная.
Стороны пожимают друг другу руки, пряча за спиной револьверы. На некоторых карикатурах изображена попранная Польша с идиотским выражением, прислушивающаяся, что там скажут на ее счет «высокие договаривающиеся стороны». Как говорится, не ожидали-с! И это не Чехословакию делить, отправляя всех недовольных в Яновский концлагерь.
Артур Шик понимает, что «дело несколько осложняется». Но пока до него еще не доходит, какое у него дело вдруг станет «делом всей жизни» и насколько оно осложнится в результате его личной нещепетильности. В официальных биографиях этот момент отражается… обтекаемо и расплывчато.
Реакция на начало войны
Вторжение Германии в Польшу застало Шика в Британии, где он руководил публикацией Аггады и продолжал выставлять свои работы. Художник немедленно отреагировал на начало Второй мировой войны, создав произведения на эту тему. Одна особенность, которая отличала Шика от других карикатуристов, которые были активны во время Второй мировой войны, состояла в том, что он концентрировался на представлении врага в своих работах и редко изображал лидеров или солдат союзников. Это было характерной чертой работы Шика до конца войны. В январе 1940 года выставка из его 72 карикатур под названием War and «Kultur» in Poland ,»Война и культура в Польше», открылась в Обществе изобразительного искусства в Лондоне, и была хорошо принята критиками.
Смысл этой «расплывчивости» заключался в том, что перебравшемуся в Лондон «польскому правительству в изгнании» Артур Шик был не особо нужен. Более того! Он уже сослужил дурную службу исконной Родине. Польское правительство объявило войну СССР, до самой Победы расчленив силы антифашистского сопротивления.
Там, прямо по работам Артура Шика на тему «убей русского» закладывалось и сегодняшнее недопонимание, постоянное вранье по поводу расстрела в Катыни, нежелание именно английской стороны рассматривать этот факт уничтожения людей в рамках Нюрнбергского процесса.
А все потому, что карикатуры Артура Шика — это элемент пропаганды, достаточно низкопробной, с весьма лживым смыслом, замаскированным яркой и сочной эстетикой, не всегда соотетствующей моменту.
И вряд ли Артур Шик догадывался, насколько сложно будет ему переходить-переползать на «нтифашистскую сторону». Прото потому, что он понял, насколько легко продавать под «национальным» соусом свой талант, насколько больно и мучительно расплачиваться за его продаажу душой и человеческой сущностью.
Как настоящий антифашист и проницательный человек он понимает, какая роль уготована историей нашей стране в борьбе против нацизма – теперь весь свой дар и талант он направил на обличение преступлений Третьего рейха.
Все надо говорить и делать вовремя! И выходить на борьбу с фашизмом надо не в тот момент, когда Освенцим готовится принять первых посетителей крематория из СССР.
А как типа Шик «редко изображал лидеров или солдат союзников» — мы уже видели. Да и как он «концентрировался на представлении врага» — тоже.
Как видим, на этих карикатурах изображены ряядовые участники тех событий, идут и солдаты союзников, отражается борьба с фашистами за колонии.
Шик рисовал все больше карикатур, направленных на Страны «оси» и их лидеров, и его популярность неуклонно росла. В 1940 году американский издатель G.P. Putnam’s Sons предложил опубликовать коллекцию его рисунков. Шик согласился, и в результате вышла книга 1941 года «Новый порядок», доступная за несколько месяцев до вступления США в войну.
Переезд в Соединенные Штаты и военные карикатуры
В начале июля 1940 года при поддержке британского и польского правительства Артур Шик покинул Великобританию и отправился в Северную Америку с целью популяризации в Новом Свете борьбу британской и польской наций против нацизма. Его первым пунктом назначения на континенте была Канада, где средства массовой информации с энтузиазмом приветствовали его, и писали о его участии в борьбе с нацистской Германией. В декабре 1940 года Шик с женой и дочерью отправились в Нью-Йорк, где он жил до 1945 года. Его сын Джордж поступил на службу в Свободные французские силы под командованием генерала Шарля де Голля.
Продолжение следует…
1 comment
Не ожидала настолько глубокого разбора исторического момента и творчества Артура Шика. Насколько глупо и беспомощно смотрятся теперь все словословия в его пользу. Спасибо!