Яркие и радостные краски, множество тщательно отмеченных характерных деталей, «цепляющие глаз» мелочи, виртуозная графика, сохраняющая в себе почти детскую непосредственность… но все это переносится на достаточно сложные темы мировой геополитики…
Хотелось бы разобраться в этом эстетическом подходе к визуализации деяний поистине сатанинских проявлений каких-то омерзительных уродов на геополитической сцене, дать такому подходу соответствующую нравственную оценку. Поскольку этот подход, как мы видим, отнюдь не позволял сосредоточиться на сути явления, как смертного греха, тут же разбрасывая внимание по множеству интересных деталей.
Все самое ужасное, чему человечество веками выставляло нравственные барьеры, уже произошло! А визуализация явлений сразу задавала жесткие штампы и клише, не позволяя задуматься о происходящем. Роскошь рисунка в стилистике средневековой миниатюры для псалтырей особ королевской крови будто сразу отметала любые возражения, попытки осмыслить происходящее самостоятельно, без всех этих радующих глаз побрякушек и ярких деталюшек.
А ведь заданный этими «веселыми картинками» подход хорошо работает и поныне! Это не просто красивая реклама новой пудры или «чудо-кастрюли», для которых и адаптировалась изначально эта эстетика довоенного времени, давшая потом эффект «прекрасных 20-х», когда сама визуализация в моде, архитектуре, дизайне намеренно стирала грань «до ужасной войны» и «после ужаса», а при этом мир обходил снимок умирающего от голода мальчика из революционной России (1921 г.). Там очень качественный подход, форматирующий и «образ врага» и направление международных отношений до сего времени.
Именно по тщательному, скрупулезному рисунку Артура Шика можно сказать, что он выполнял важнеую задачу визуализации передела мира после Первой мировой войны. Эти планы не изменились до сих пор, никаких новых идей так и не возникло, несмотря на то, что в ходе реализаций этого передела «что-то пошло не так». Поэтому мы сегодня видим не только возврат к Мюнхенскому сговору, предательство всех завоеваний Великой Отечественной, визуализируя это обрушенными жизнями, разрушением страны, но и разные «геополитические» мелочи прямо из довоенных карикатур Артура Шика.
Полюбовавшись на картинки об «американо-польском братстве», задумавшись, насколько же это «братство» хоть в чем-то помогло избежать Польше гуманитарной катастрофы во Второй мировой войне, видим, что тендеции не только сохраняются, но и усиливаются. Без каких-либо «уроков истории», чисто по красочным картинкам Артура Шика.
7 февраля 2017 г.
«Памятники американо-польскому братству по оружию — это пока что шутка»
ВАРШАВА, REGNUM Идею замены в Польше памятников советско-польского братства по оружию на монументы американо-польскому братству по оружию надо воспринимать как шутку. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал председатель общества сотрудничества «Польша — Восток» Йозеф Брылль (Józef Bryll), прибывший накануне в Калининград в составе делегации польских общественников.
Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUMо том, может ли так случиться в Польше, что скоро начнут ставить памятники «американо-польскому братству по оружию», Брылль ответил: «Конечно, это пока что шутка».
«Бывают разные истории и разные ситуации, — продолжил глава общества «Польша — Восток». — Однако, думаю, что память о русских солдатах, о советских солдатах, о Красной армии и об американских, которые пришли сейчас, это совсем другое дело». ИА REGNUM
.17 августа 2020 г. МИД России прокомментировал соглашение об увеличении военного присутствия США в Польше
Наращивание американского военного контингента в Польше усугубляет непростую ситуацию у западных границ России и способствует эскалации напряженности.
А при намеренной усложненности рисунка Артура Шика карикатура на выходе давала ложное представление о проблеме, что позволяло ее интерпритировать ее с удобным для заказчиков смыслом, по сути, навязывая штампы и стереотипы, намеренно не давая ее решить должным образом. По этим мелким деталюшкам нивелировался истинный смысл, а главное — смещались нравственные акценты.
Рассмотрим вновь истоки возникновения этой этической проблемы, возникающей, конечно, не только на почве неверно выбранных эстетических принципов.
Интересно, что обычно про него сообщают, будто он бы не стал карикатуристом, если бы не Вторая мировая война. Дескать, именно она призвала его музу на борьбу с фашизмом. И говорить было не о чем, если бы это в действительно было именно так.
А это, мягко говоря, далеко не так. Просто посмотрим основные вехи его биографии еще раз, выделяя наиболее существенные моменты, отмечая то, что нынче хотелось бы скрыть… ради создания облика непримиримого борца с фашизмом.
Итак, Артур Шик появился на свет он в 1894 году на кусочке территории Польши, включённом в состав Российской империи. И неудивительно, что был призван на службу в российскую армию, когда разгорелся пожар Первой мировой войны.
Однако в разгар войны России с Польшей в 1919-20 годах он был на стороне поляков – руководил отделом пропаганды против молодого Советского Союза.
И?.. Уже идет ряд недоговоренностей о дезертирстве в период военных действий! А далее выпускается неплохой заработок Артура Шика на карикатурах для немецких открыток.
1937 год – время резкого перелома в его судьбе, когда он сначала уезжает в Британию, чтобы оттуда в 1940 году навсегда перебраться в США.
Как говорится, не так быстро.
Ещё будучи на своей исторической родине в начале 30-х годов, он высказывал мнение об обязанности настоящего художника в трудное время всё своё умение, знания и дар принести в жертву служения народу и Отчизне.
Ну, тоже прямое враннье, поскольку в этот период он бывал на Родине наездами, откровенно предпочитая ей Париж, где в этот момент было самое веселье.
А далее встает вопрос, какую по счету Отчизну Артур Шик имел в виду? Мы помним, что еще до Первой мировой войны он побывал в Палестине. Далее он, не получив воспитания ортодоксального еврея, вдруг рисует Устав Калиша, всячески визуализирует какие-то еврейские некдоты и побасенки, популяризирует еврейские обычаи и культуру. И все это не столько в рамках «культурного обмена», как это и принято в искусстве и культуре, а чтобы напомнить новым властям о еврейских привилегиях на уровне ХIII века, многие из которых так и не позволили сложиться нормальной государственности в Польше, о больших заслугах еврейских общин в полученной Польшей независимости в виде буферного государства, которое неминуемо должно принять на себя волну агрессии при любом последующем конфликте, истоки которого уже закладывались Версальско-Вашингтонской системой, возникшей на основе Версальского соглашения в 1919—1920 годах.
Выступал ли он в пользу складывающейся польской нации?.. Но все же понимают, что Артур Шик, начиная именно с Устава Калиша, как бы требовал признания особых прав евреев в Польше на уровне времен царя Гороха. Во-первых, надо было исходить из реалий времени, а все давным-давно изменилось. И с самом Калише еврейские ремесленники уже не плели кружева аристократам, еще в ХVI веке получив практически монопольное право торговли мукой. И там уже была жесткая конкуренция!
Слов нет, иллюстрации Артура Шика прекрасны, но вот только на момент 1937 года, когда уезжает в Англию, чтобы представлять там свои работы еврейскую тематику, росли антиеврейские настроения в самой Польше. Отчего-то этот «культурный обмен» с напоминанием, кто сколько кому должен, не служили на благо согражданам.
А способствовала ли подобная деятельность укреплению государственности в Польше? Отнюдь! Государственность и начинает трещать по швам, если отдельные группы начинают вышибать себе отдельное правосудие, отдельные права, отдельные привилегии, не отвечая при этом за общее состояние дел. Не будем забывать, что для Артура Шика создание еврейского государства было на первом месте.
И это не просто «меняющиеся политические взгляды», поскольку карикатура для Шика всегда стояла на первом месте. Да и на создании немецких открыток времен Первой мировой войны он должен был отлично понимать, что карикатура — это оружие политической борьбы, это доступная всем слоям пропаганда определенных взглядов, визуализация «образа врага», о чем он и сам неоднократно говорил.
Он оказывается в Лондоне в 1937 году, когда там ускоренными темпами ведется подготовка к Мюнхенскому сговору.
Мюнхенское соглашение 1938 года (называемое также Мюнхенский сговор) — соглашение между Германией, Великобританией, Францией и Италией, составленное в Мюнхене 29 сентября 1938 года и подписанное в ночь с 29 на 30 сентября того же года рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером, премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, премьер-министром Франции Эдуардом Даладье и премьер-министром Италии Бенито Муссолини. Соглашение предусматривало, что Чехословакия в течение 10 дней освободит и уступит Германии Судетскую область. Под давлением Польши и Венгрии к мюнхенскому соглашению были добавлены приложения, требующие от Чехословакии скорейшего урегулирования территориальных споров с данными странами. Представители чехословацкой делегации Губерт Масаржик и Войтех Мастны присутствовали, но не были приглашены на обсуждение условий соглашения, и только подписали готовый документ. Утром 30 сентября президент Чехословакии Бенешпринял условия данного соглашения, без согласия Национального собрания.
1 октября германские войска пересекли границу Чехословакиии и к 10 октября заняли всю территорию Судетской области Чехословакии[1]. В тот же день Чехословакия приняла ультиматум Польши об уступке ей Тешинской области, которая 2 октября была занята польскими войсками. Вскоре после подписания Мюнхенского соглашения 2 ноября 1938 года состоялся Первый Венский арбитраж, который отделял от Чехословакии в пользу Венгрии, территории на юге Словакии и юге Подкарпатской Руси, а к Польше территории Чехословакии на севере. В марте 1939 года была провозглашена Первая Словацкая Республика, и вскоре после создания Протектората Богемии и Моравии Германия полностью взяла под контроль оставшиеся чешские территории.
Мюнхенское соглашение считается кульминацией британо-французской политики умиротворения. Война в Европе, которую Гитлер хотел спровоцировать, была предотвращена. Великобритания и Франция дали понять чехословацкому правительству, что если требования Германии будут отклонены, никакой помощи ожидать не стоит. Чтобы избежать войны, Чехословакия приняла условия соглашения. Из-за обстоятельств соглашение также называют мюнхенским сговором.
Мы не встретим ни одной карикатуры Артура Шика того времени на тему недопустимости, аморальности и бесчеловечного характера Мюнхенского сговора. Представьте себе, на Западе до сих пор доказывают его неизбежность и необходимость, прямо как весь советский период историки КПСС бубнили об «исторической неизбежности» революции 1917 года, забывая отметить, что лишь за первый год революции Россия сразу потеряла 16 млн человек.
А ведь надо понимать, что концлагеря в Германии уже работают с 1936 года, уже проектируются огромные «фабрики уничтожения» для Польши, проектируется и готовится оборудование для них, на территории самой Польши уже вовсю функционирует Яновский лагерь смерти, где отрабатываются самые бесчеловечные методики издевательства над людьми… Но все участники Мюнхенского сговора уверены, что ведь это все для СССР!
Смешно, но ведь и в нынешем возврате к Мюнхенскому сговору при развале СССР начала 90-х использовать самые уголовные, подлые и сатанинские антигосударственные меры «шоковой терапии» опять начали с Польши! Поскольку это наработанная уголовная схема! Готовый концлагерь в рамках гибнущей государственности!
Вернемся в Лондон накане Второй мировой. Артур Шик при этом готовит выставки работ на еврейскую тематику, делая вид, будто не понимает, что происходит прямо у него под носом. У них не было другого выхода! И после Мюнхенского сговора происходит усиление германского фашизма, превращения его в поистине боевую машину… Но ведь так надо, все ведь это для СССР! И тут… Артуру Шику пришлось оставить высокопарную еврейскую тему и вновь поработать в жанре политической карикатуры.
А когда в 1939 году посредством подписания пакта Молотова-Риббентропа Польша была поделена между Германией и Советским Союзом, он без устали рисовал карикатуры на злобу дня.
Обратим внимание, что поначалу Гитлер выглядит на этих карикатурах чем-то расстроенным, будто участвует в происходящем, вынуждаемым Сталиным, стремящимся ударить именно в спину.
Поскольку у нас до сих пор существуют двойные стандарты, весьма красноречиво иллюстрированные в свое время Артуром Шиком, при совершенно нелегитимном возврате к подлому Мюнхенхенскому сговору нам еще и полоскали мозги «пактом Молотова-Риббентропа» уже после Победы 1945 года, после фашистских зверств, после Освенцима и Бабьего Яра… Давайте, поставим здесь точку над i!
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (нем. Deutsch-sowjetischer Nichtangriffspakt; также известен как пакт Молотова — Риббентропа или, реже, пакт Гитлера — Сталина) — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. СССР был предпоследним государством, подписавшим подобный двусторонний документ с Германией (после Польши, Великобритании, Франции, Литвы, Латвии и Эстонии, и перед Турцией)[комм. 1]. Договор о ненападении был заключён во время боевых действий на Халхин-Голе между СССР и Японией, союзницей Германии по Антикоминтерновскому пакту.
Согласно договору, стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от союзных отношений с другими державами, «прямо или косвенно направленных против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.
Отличительной чертой договора являлся прилагаемый к нему секретный дополнительный протокол о разграничении между сторонами сфер интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства»[1], и Бессарабии в сферу интересов СССР. Литва и западная часть Польши были отнесены в сферу интересов Германии.
Подписание договора завершило период охлаждения советско-германских политических и экономических отношений, вызванного приходом к власти в Германии НСДАП и Адольфа Гитлера. Получив осенью 1938 года в Мюнхене очередное наглядное свидетельство того, что великие державы не готовы учитывать мнение СССР в европейской политике, советское руководство было крайне заинтересовано в срыве тенденции европейской консолидации, не учитывающей советские интересы. В этом смысле продолжение германской экспансии в начале 1939 года отвечало интересам Москвы, так как резко повышало заинтересованность обеих европейских военно-политических группировок в соглашении с СССР, тогда как советское руководство могло выбирать, с кем и на каких условиях оно будет договариваться с учётом своих интересов[2].
По оценке российского историка М. Мельтюхова, советско-германский пакт о ненападении можно рассматривать как значительную удачу советской дипломатии, которая смогла использовать европейский кризис в своих интересах, переиграть британскую дипломатию и достичь своей основной цели — остаться вне европейской войны, получив при этом значительную свободу рук в Восточной Европе, более широкое пространство для манёвра между воюющими группировками в собственных интересах и при этом переложить ответственность за срыв англо-франко-советских переговоров на Лондон и Париж[2].
Традиционная же точка зрения советской историографии заключалась в том, что Советский Союз с приходом нацистов к власти предпринимал отчаянные усилия для сохранения мира в Европе, для чего предпринял ряд мер и шагов, таких как заключение франко-советского пакта о ненападении в 1935 году. С 1938 года по август 1939 года СССР неоднократно выступал с резкой критикой агрессии Германии в Европе и предлагал широкую международную коалицию для противодействия этой угрозе, а также прямую военную помощь. Таким образом советско-германский пакт о ненападении выглядел как вынужденный шаг, сделанный тогда, когда нежелание Англии и Франции заключать действенный договор о противодействии агрессии стало очевидным.
Слухи о существовании дополнительных секретных договорённостей появились вскоре после подписания договора. Текст секретного протокола был опубликован в 1948 году по фотокопиям, а в 1993 году — по вновь найденным подлинникам[3].
Стоило нынешним политическим авантюристам подло проявить свою предательскую сущность, изменить присяге, предать все завоевания советского народа в Великой Отечественной войне, как тут же «нашлись подлинники секретных договоренностей»… И при этом мозги совсем не работают, что все вообще-то происходит и после Победы и после Нюрнбергского процесса. И как-то глупо всем этим события придавать характер не слишком честных и порядочных карикатур Артура Шика.
В любом случае складывается совершенно великолепная картина! Все приготовились уничтожать СССР, муфельные печи для сжигания трупов готовят, проектируют огромные концлагеря, ведут разработку костяных мельниц, отработанных затем именно в Яновском концлагере. Все обмениваются аналогичными договорами о ненападении. СССР заключает договор о ненападении после Польши, Великобритании, Франции, Литвы, Латвии и Эстонии, и перед Турцией. И этот договор в точности так же нарушен, как и с другими странами, заключившими аналогичные договора сразу после Мюнхенсккого сговора. Германия начала войну с СССР без объявления!
«Раздел» Польши происходит уже после начала Второй мировой войны. Но чего пенять Артуру Шику, если события сентября 1939 года до сих пор подаются в пользу недоразвитых политических авантюристов, участвовавших в разделе Чехословакии? Польшу захватывают фашистские полчища, но при этом «правительством в изгнании» объявляется война СССР, стремящегося ввести войска, отодвинуть границу. И все это вываливается, когда уже любому отлично известно, что творилось в том же Освенциме!
Польский поход Красной армии (17 сентября — 5 октября 1939), в советской историографии освободительный поход РККА, в современной историографии также советское вторжение в Польшу — военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии в восточных областях Польской Республики, итогом которой стало их присоединение к Украинской и Белорусской ССР (в качестве Западной Украины и Западной Белоруссии соответственно) и к Литовской Республике (часть Виленского края). Тем самым осуществился фактический (иногда называемый «четвёртым») раздел Польши[1] между СССР и гитлеровской Германией, который соответствовал Секретному протоколу к Договору о ненападении между Германией и СССР. Операция началась через 16 дней после начала немецкого вторжения в Польшу и не сопровождалась формальным объявлением войны Польше со стороны СССР — в 3:15 утра 17 сентября 1939 года представителем НКИД СССР польскому послу в СССР Вацлаву Гржибовскому была зачитана и вручена нота[2], где ввод советских войск объяснялся необходимостью «защиты жизни и имущества населения Западной Украины и Западной Белоруссии»[3][4].
В операции принимали участие соединения Киевского и Белорусского военных округов, усиленные частями Калининского и Московского военных округов. Вторжение и дальнейшая аннексия повлёкшие тяжкие последствия: исчезновение с политической карты мира Польского государства, массовые аресты, Катынский расстрел, депортации народов, значительное увеличение общей численности населения, подпадавшего под сталинские репрессии.
Введя на рассвете 17 сентября без объявления войны части Красной армии на территорию Польши, санкционируя боевые действия против её армии, сталинское руководство тем самым нарушило: договор о мире с этой страной, подписанный 18 марта 1921 в Риге, протокол от 9 февраля 1929 года о досрочном введении в силу пакта Бриана — Келлога, запрещающий использование войны как инструмента национальной политики, конвенцию об определении агрессии 1933 года, договор о ненападении между СССР и Польшей от 25 июля 1932 года и протокол, продлевающий действие этого договора до 1945 года, совместное коммюнике, опубликованное польским и советским правительствами в Москве 26 ноября 1938 года, в котором вновь подтверждалось, что основой мирных отношений между двумя странами является договор о ненападении 1932 года[5].
И тут опять-таки встает вопрос, что же стоит за всеми этими «веселыми картинками»? Вот мы видим карикатуру именно на «раздел Польши», когда Гитлер вновь играет в карты с «русской военщиной», принаряженной на уровне времен Гражданской войны. За игрой наблюдает Скелет Наполеона в мундире…
Но при чем здесь Наполеон? Польша в Отечественной войне 1812 года выступала на стороне Наполеона! Поставив на него, как в последствии на Гитлера.
Как видим, польские солдаты и офицеры начала Второй мировой изображаются вполне современно. Они еще никак не могут сообразить, что вступили в войну на выживание всего человеческого.
Продолжение следует…