Добродушный, с раскатистым басом, Борис Андреев вызывал неимоверную симпатию и доверие как у зрителей, так и у коллег по кинематографу. Великий артист, глубокой души и отзывчивости человек прожил яркую, насыщенную жизнь. Сейчас актер остается символом рабочего и великого богатыря, образ которых воплотил на экране.
Бориса Андреева называли «русским богатырем» советского кинематографа. Косая сажень в плечах, громоподобный голос и знаменитый кулак создавали образ сильного и мужественного человека — враги в черно-белых советских фильмах трепетали от одного движения его нахмуренных бровей. Барышни всегда пленялись его открытой обворожительной улыбкой. Сам про себя Борис Андреев говорил так: «Мы, волгари, народ крепкий, могучий, выносливый».
Бори́с Фёдорович Андре́ев (1915—1982) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1962). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1950)[1][2].
Борис Андреев родился 27 января (9 февраля) 1915 года в Саратове в семье рабочих.
В детском возрасте, когда мальчику исполнилось пять лет, семья перебралась в небольшой городок Приволжья – Ангарск.
Если бы во времена стахановцев кто-то сказал родителям Бориса, что сын станет звездой кино, то они, скорее всего, не поверили бы. Вместе с друзьями-мальчишками маленький Боря любил показывать сценки рабочим завода. Но дальше этого дело не заходило.
В Ангарске Борис Андреев окончил семилетку и отправился в Саратов, чтобы поступить в сельскохозяйственный техникум
Там молодой человек познакомился со строителями Волжского комбайнового завода. Молодые, работящие, дружные рабочие уговорили Бориса Федоровича присоединиться к коллективу. Он окончил краткосрочные курсы и получил специальность слесаря-электромонтёра.
В советские годы руководство заводов заботилось еще и о досуге сотрудников. В один из дней 1931 года в свободное от работы время Борис Федорович пришёл на репетицию заводского драмкружка, которым руководил режиссёр Саратовского драматического театр Иван Артемьевич Слонов.
В 1933 году именно Иван Слонов предложил Андрееву поступать в Саратовский театральный техникум. Поначалу молодой рабочий сомневался, потому что совмещать занятия и работу на заводе казалось задачей не из легких, работа на заводе и одновременно учёба в техникуме отнимали у Андреева массу времени и физических сил. Тогда руководство пошло навстречу творческому таланту Бориса и снизило загруженность на сменах. А на четвёртом году обучения Андреева и вовсе освободили от работы и стали выплачивать ему стипендию из фондов предприятия. Всё это позволило ему с честью пройти весь курс обучения и в 1937 году закончить техникум.
Коллектив завода после выпускных экзаменов его встречал как своего героя:
«В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актёра»[3].
Сразу же после получения образования Андреев сменил рабочие будни на Саратовский драматический театр им. К. Маркса (с 2003 года театру присвоено имя И. А. Слонова). Однако сыграть в нём что-нибудь значительное молодому актёру было не суждено. Первой ролью знаменитого в будущем актёра стал… вой собаки. В театре готовилась постановка чеховского «Вишнёвого сада». По замыслу режиссера по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий лай и вой.
«Я исполнял эту роль в течение сезона, — вспоминал сам Андреев. — Делал я её со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: «Ах, как замечательно лает и воет эта собака». Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично понимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке».
О работе Андреева в Саратовском драмтеатре им. К. Маркса известно немного. Правда, сохранилась в народных преданиях история, как, играя Тараса Бульбу, Андреев стал «соавтором» Гоголя. В сцене убийства сына-предателя после фразы Андреева «Я тебя породил, я тебя и убью!» ружье не выстрелило (шумовик напортачил!). Андреев повторил реплику — выстрела нет. Тогда обозленный актер отбросил ружье и, выхватив саблю, от души «зарубил» своего партнера, который от страха сыграл смерть Андрия очень натурально.
Вскоре в биографии Андреева появляется кинематограф.
Первое знакомство с кино не принесло Борису Фёдоровичу большого удовлетворения. Как вспоминал он сам об этом: «Первая моя попытка сняться в кино окончилась позорным провалом…». Его пригласил сам А.П. Довженко на роль Петра Чижа в фильм «Щорс». «Какой типаж!» — воскликнул, увидев молодого Андреева, второй режиссёр картины Л. Бодик. Круглолицый, мощный, пышущий здоровьем Андреев действительно очень подходил на роль молодого красноармейца Петра Чижа, который уводит со свадьбы чужую невесту. Коренному волжанину предстояло сыграть гарного украинского хлопца — что может быть проще? Ему следовало выучить большой монолог своего героя, учил он его, видимо, из рук вон плохо, и Довженко в результате категорически не понравился. Роль Чижа от него уплыла в одночасье, но крохотный эпизод все-таки достался. Молодой красноармеец, который проникновенно говорил: «Прощайте, тату…» и уходил бить врагов.
В самом начале 1938 года во время гастролей саратовского театра в Москве, Андреев вновь попал в поле зрения кинематографистов… Вот его собственный рассказ: «Я стоял за кулисами и курил. В это время ко мне подошли двое и поинтересовались, я ли актёр Саратовского театра Андреев. Поначалу я даже испугался, приняв собеседников за сотрудников пожарной охраны. «Если надо, я сейчас же затушу сигаретку», — сказал. А в ответ получил приглашение прийти на киностудию.» Режиссёру Ивану Пырьеву, набиравшему актёров для съёмок фильма «Трактористы», молодой саратовец понравился. И Андреев получил свою первую звёздную роль.
Режиссер Иван Пырьев проводил пробы, и Андреева привели с «пристрелкой» на роль Клима Ярко (Клима сыграл потом Николай Крючков).
Сам Андреев вспоминал, что пырьевские пробы напоминали конную ярмарку: «Пройдись! Повернись! А ну-ка, бегом!» Покуражившись, режиссер приказал пробовать Андреева на роль непутевого бузотера Назара Думы. На робкое замечание ассистента, дескать, актер мог бы сыграть главного героя, Пырьев разразился витиеватой трехэтажной тирадой, суть которой была в том, что «с такой шалопутной физиономией героев-любовников не играют!»
Опытный Пырьев был прав. Богатырский типаж Андреева и здесь сыграл решающую роль. Главное, что он вообще попал в эту картину, — успех фильма был оглушительным, все актеры — исполнители главных ролей — стали знаменитыми в одночасье.
После успеха выпавшего на долю фильма «Богатая невеста» Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично Сталина. Режиссёр немедленно начинает работу над следующей картиной, главным героем которой станет воин-танкист[1]. Аркадий Захарович Добровольский (1911—1969) в 1936 году завершил сценарий «Трактористы», а уже в 1937 году был репрессирован, пробыл в заключении 21 год. Колымская жизнь А. З. Добровольского упоминается в рассказе Варлама Шаламова «Афинские ночи». В частности: «Пырьев и Ладынина прислали бывшему сценаристу „Трактористов“ и эту поэму» (речь о «Поэме без героя» Ахматовой в первом ташкентском варианте)[2]. Известна также переписка Шаламова и Добровольского с упоминанием Пырьева. По другим данным сценаристом является Евгений Помещиков. Имеются данные и о соавторстве Добровольского и Помещикова[3].
В 1938—1939 году на дальневосточных рубежах страны произошёл ряд военных инцидентов (озеро Хасан, Халхин-Гол), которые доказали боеспособность советских войск, противостоявших японским милитаристам. Напряжённое предвоенное время в Европе диктовало темы для кинематографистов СССР. В ходе работы над фильмом милитаристский настрой, которого не хватало в сценарии, был только усилен. В финальной сцене свадьбы главные герои и гости дружно запевают песню «Броня крепка и танки наши быстры», давая тем самым понять, что советские люди готовы к военным испытаниям[4].
На пробах к картине единственная сложность возникла с характерной ролью Назара Думы. На неё после долгих поисков утверждён молодой актёр из Саратова Борис Андреев, который приехал в Москву с Саратовским театром драмы на летние гастроли. Роль Назара Думы стала дебютом успешной кинокарьеры и началом большой дружбы Андреева с Петром Алейниковым, которую они пронесли через всю жизнь.
Натурные съёмки картины прошли в УССР летом-осенью 1938 года, в Николаевской области (Гурьевская МТС). В память об этом трактор «Сталинец-65» (ЧТЗ С-65, изображён на постере), использовавшийся в съёмках фильма, был установлен при въезде в село Гурьевка (Новоодесский район Николаевской области Украины), где происходили съёмки[5].
В декабре 1938 года фильм был закончен, а премьера его состоялась 3 июля 1939 года[4].
Середина 30-х годов. Демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко возвращается в украинский колхоз, где живет давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Но Марьяна – уже прославленная трактористка района и у нее много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны.
Фильмы «Богатая невеста» и «Трактористы» — первые в ряду работ Пырьева, героизирующие колхозный быт, изображающий идеализированную картину на экране, стали классикой сталинского периода в кинематографе[6].
Внешне конфликт фильма заключён в любовном треугольнике. Главный герой доказывает искренность чувств любимой женщине победами на трудовом фронте.
Особенность этой картины в искренности пафоса, который в фильмах 1930—1950 годов всерьёз воспринимался аудиторией как изображение будущей светлой жизни. Другая важная особенность — подспудное настроение надвигающейся войны и катастрофы, довлеющее над вполне безобидным основным героико-романтическим сюжетом. Даже символ технического прогресса 1930-х годов трактор преподносится в фильме как мирный танк. Герои готовы пересесть в настоящие танки по первому призыву.
Фильм Пырьева «Трактористы» интересен тем, что картина мира в нём как бы раздваивается. Став воспроизведением утопической картины зажиточной колхозной жизни, свойственной лиминарию, фильм в то же время свидетельствует о прорыве в эту утопию активного пассионарного начала.[7]
Фильм стал олицетворением той идеи, к которой стремилась страна и советская власть. Именно так представляла она будущую жизнь в колхозе.
Фильм получил широкое признание зрительской аудитории. Песни из фильма приобрели самостоятельную популярность, став одними из самых любимых народных песен на военную тематику.
Только двое тех танкистов,
Тот водитель и стрелок,
Всё глядят на гармониста
Словно что-то невдомёк.И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повёл о трёх танкистах,
Трёх товарищах рассказ.
«Я должен был стать театральным актером, но в театре не проработал и сезона, – рассказывал Борис Андреев. – Меня пригласили в картину «Трактористы», когда мы с театром приехали на гастроли. Я очень опасался кинематографа. Мне казалось, что киноартисты имеют особый склад, к ним необычайно легко приходит ранняя известность.»
Роль лихого тракториста Назара Думы, запросто поднимающего одной рукой за колесо трактор, на долгие годы определила амплуа актера.
Его киногерои – сильные, мужественные, волевые, энергичные, были достоверны, убедительны и узнаваемы
Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» Борис Андреев приобрёл двух очень близких друзей — Петра Алейникова и Николая Крючкова. Впоследствии в кругу киноактёров он называл эту компанию «святой троицей».
После дебюта в картине «Трактористы» Борис Андреев переехал в Москву, начал работать в Театре-студии киноактёра и режиссёры начали активно приглашать его сниматься в новых фильмах. Ну а затем были «Большая жизнь», «Два бойца», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки». И слава, почёт, уважение и поклонение миллионов. Много лет спустя, рассказывая о тех годах, Андреев смеялся: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин».
В 1939 году актер сыграл шахтера Харитона Балуна в драме Леонида Лукова «Большая жизнь». Картина стала лидером проката, а персонаж Андреева – символом простого рабочего с широким сердцем и открытой душой.
Сюжет «Большой жизни» строился вокруг образа могучего, стихийно одаренного русского парня Валуна, которого весело и размашисто, с юмором, лиризмом и темпераментом играл Борис Андреев. В начале труд для этого богатыря — повседневная необходимость, не больше. Важнее и интереснее молодецкие проделки под хмельком! гулянья да песни, да вдруг захватившая его любовь к гордой девушке-недотроге. Пьяный дебош, который устраивает Балун из ревности и обиды, вызывает нешуточное осуждение всего шахтерского поселка. Идейным центром фильма становится общественный суд, на котором выступает старейший шахтер Козодоев (актер И. Пельтцер). Его речь полна заботы о нравственности Балуна, о рабочей гордости и чести, о всенародном значении шахтерского труда. Нилин нашел простые, сердечные, лишенные внешнего пафоса слова, и артист произнес их с неподдельным чувством. В сознании Балуна происходит перелом.
И хотя конфликт фильма был довольно внешний, хотя и здесь не обошлось без мрачных фигур вредителей, пытающихся совратить Балуна, а затем обвалом сорвать его рекорд, правда простых, но сильных, необоримых и добрых чувств Балуна, светлые реалистические съемки оператора И. Шеккера, душевные мелодичные песни Никиты Богословского («Спят курганы темные…» на слова Б. Ласкина— до сих пор любимейшая песня шахтеров!) и, наконец, живой юмор многих эпизодов, связанных с образом лучшего друга Балуна, озорного Вани Курского, прелестно сыгранного Петром Алейниковым,— все эта сделало «Большую жизнь» значительным, принципиальным успехом советского кино.Р. Юренев
«Советский экран» № 4, 1989 год
Стахановское племя — Большая жизнь
Успех этих фильма был ошеломительным! Артисту Борису Андрееву народ поверил и полюбил его с первого взгляда: за основательность и правдоподобие, за темперамент и полнокровность созданных им характеров. Песню из кинофильма «Спят курганы темные…» распевала вся страна, она стала неофициальным шахтерским гимном.
Спят курганы темные — Большая жизнь
Герои Андреева были из народа, поэтому их так тепло принимали зрители. Сам актер тоже никогда не отрывался от простых людей, принимал их любовь и знаки внимания. Фильмография актера состоит почти из пяти десятков картин, самыми лучшими среди которых стали «Однажды ночью», «Два бойца», «Первый рейс», «Годы молодые».
А легендарные загулы Алейникова и Андреева! Тут уже не отличишь, где правда, а где легенда. Дело было снова в Киеве, на съемках картины «Истребители». Не рассчитав свои силы, Андреев и его лучший друг актер Пётр Алейников решили устроиться на ночлег… в витрине мебельного магазина. Утром спящими кумирами любовались редкие прохожие, а днем народные артисты уже давали показания. Андреев слушал-слушал милиционера, а потом, выпалив: «Эх ты, чернильная душа. Что станешь делать, когда чернила кончатся?», взял и выпил чернильницу. В результате актёров просто отпустили из отделения, взяв с них честное слово больше не озорничать.
Говорили, будто Бориса Фёдоровича однажды чуть не расстреляли. Обедая в ресторане «Москва», актер оказался за одним столом с каким-то начальником и его подчиненным. Дело было в июне 1941-го. Подвыпивший сосед ляпнул что-то про «актеров, отсиживающихся в тылу», за что тут же получил от Андреева по морде и рухнул под стол. Следом, отведав андреевского кулака, последовал верный адъютант. Все бы ничего, да вот беда — в нокауте оказались генерал НКВД и его порученец. 26 июля Андреев был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации плюс умысел на теракт и приговорен… к расстрелу. Кто-то догадался доложить Сталину, ведь все знали, что Андреев — его любимый артист. Сталин собственноручно вычеркнул фамилию любимца из расстрельного списка. «Пусть еще погуляет», — якобы молвил вождь.
Сталин Андрееву благоволил. Особое расположение вождя народов актер завоевал после фильма «Падение Берлина», где Сталин был увековечен на экране, а Андреев сыграл простого солдата, олицетворявшего практически весь русский народ. Андреев даже был приглашен на торжественный прием в Кремль — принимали Мао Дзэдуна. Сталин покровительственно улыбался актёру.
В годы войны вместе с М. Бернесом снялся в легендарном фильме «Два бойца» (1943).
Картина «Два бойца» подарила народу знаменитый шлягер Никиты Богословского про Костю-моряка и две великолепные актерские работы. Марк Бернес сыграл обаятельного одессита, а Борис Андреев — основательного Сашу с «Уралмаша». Герои фильма сражались с врагом на подступах к Ленинграду, а на Ташкентской киностудии во время съемок разгорелась настоящая война. Противоборствующими сторонами выступили Андреев и режиссер Михаил Ромм.
Постоянные стычки между ними возникали по вопросу влияния актерского пьянства на трудовую дисциплину. В трезвом состоянии Андреев виновато выслушивал претензии Ромма и божился «завязать навсегда». Но стоило артисту принять на грудь, как он превращался в бешеного быка, и начиналась «охота на Ромма».
«Два бойца» — художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. В 1963 году киностудией имени М. Горького сделана «новая редакция» фильма. Снят по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов в годы Великой Отечественной войны.
Шёл 1941 год. Это был год тяжёлых и напряжённых боёв на Ленинградском фронте. Крепкая товарищеская спайка помогала бойцам в трудные минуты ожесточённых сражений. Глубокая боевая дружба соединила и пулемётчика Аркадия Дзюбина, сварщика из Одессы, с уральским сталеваром Сашей Свинцовым. Но однажды друзья серьёзно поссорились: получив очередной однодневный отпуск, они гуляли по Ленинграду. Немного смущаясь, Саша признался своему другу, что в городе у него есть знакомая девушка Тася, которая приглашала его к себе в гости. Весь вечер, пока друзья были в гостях у Таси, Аркадий не замолкал ни на минуту. Он рассказывал смешные истории, шутил и пел, а Саша просидел всё время молча.
Когда Аркадий и Саша вернулись поздно вечером в свою воинскую часть, оказалось, что за время их отсутствия был тяжёлый бой, а многие из однополчан погибли. Чтобы поднять настроение бойцов, Аркадий с присущим ему остроумием рассказывает товарищам историю «несчастной» Сашиной любви. Свинцов глубоко обижен шуткой друга, и они ссорятся, но эта ссора разлучает друзей ненадолго. Закипает жаркий бой, и Дзюбин защищает ДОТ от атакующего противника.
Боец выполняет задание, но при этом его тяжело ранят. Рискуя жизнью, Саша выносит раненого друга с поля боя[1].
В 1945 году режиссер Луков, вспомнив об успехе фильма «Большая жизнь», решил сделать вторую серию о послевоенном восстановлении Донбасса. Несмотря на участие многих актеров из первой серии (Андреева, Алейникова, Бернеса и др.), фильм получился слабым, ходульным. С подачи Сталина его признали «малохудожественной и вредной кинокартиной», но совсем по другой причине. «Лучшему другу советских кинематографистов» не понравились полузатопленные землянки и грязные протекающие бараки, в которых ютились славные донецкие шахтеры и их семьи. На кремлевском просмотре он то и дело бросал злые реплики: «В какие годы происходит действие этого фильма? Может, до революции?» Робкие попытки режиссера получить разрешение на переделки успеха не имели. «Большую жизнь» запретили и положили на полку.
Значительной вехой в творческой судьбе артиста стал еще один фильм Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1947г.). Картина была признана самым музыкальным фильмом десятилетия. Песни из этого кинофильма переселились с киноэкранов в дома и на улицы городов всей бескрайней советской страны.
В 1954 году на экраны вышел фильм Иосифа Хейфица «Большая семья». Борис Андреев играет главу среднего поколения Журбиных, живого человека, органически чуждого всяческой показухе. Но главной заслугой было то, что на экран вернулись простые и вечные человеческие чувства — любовь, семья, дети. Не случайно этот фильм заслужил в те годы всенародное признание.
В фильме рассказывается о большой семье Журбиных — потомственных рабочих-судостроителей. Вместе живут три поколения: дед Матвей, его сын Илья Матвеевич, четверо сыновей Ильи Матвеевича (Виктор, Костя, Антон и Алексей) и младшая дочь Антонина, второй сын Антон приезжает из Ленинграда внедрять новый метод сборки кораблей, старший сын Виктор, мастер по изготовлению моделей будущих кораблей, пытается сконструировать универсальный станок для изготовления моделей. Самым сложным характером отличается и самые сложные перипетии сюжета проходит младший сын Ильи Матвеевича Алексей: отделился от семьи, намереваясь жениться, но его любимая девушка Катя увлекается заведующим клубом, который бросает её, когда узнаёт, что она в положении; Алексей находит в себе силы простить её и вернуть вместе с маленьким ребёнком. Из семьи Журбиных уходит Лида, жена Виктора, которая чувствует себя чужой в семье, где вся жизнь каждого в первую очередь связана с постройкой кораблей. В связи с реорганизацией производства многим членам семьи приходится менять профессию.
Илья Журбин пытается изучить основы алгебры, чтобы не отстать от других, и ссорится со своим старым другом мастером Басмановым, считающим, что их время уже ушло в прошлое. Последний художественный фильм в советском кинематографе, широко изображающий тему рабочего класса на примере преемственности поколений, и тему особой роли пролетариата в истории. Красной нитью в фильме проходит идея гордости рабочих, глашатаем которой является Илья Журбин. В дальнейшем подобные киноэпопеи сталинского периода были заменены «фильмами о производстве», особенно характерными для 1970-х годов. Сцена, в которой дед Матвей отечески журит директора за то, что у него два автомобиля и что парикмахер приходит к нему в кабинет, звучит пророчески[источник не указан 1289 дней] по отношению к номенклатуре брежневских времён.
В 1956 году Борис Андреев снялся в главной роли в сказке «Илья Муромец». Фильм был первым советским широкоэкранным фильмом. К тому же, это один из самых масштабных отечественных фильмов, попавший в Книгу рекордов Гиннесса: на съемках, в частности, были задействованы 11 тысяч лошадей. Немало доселе невиданного (и по сию пору непревзойдённого) принёс он и в области грима, трюковых съемок, спецэффектов.
Образ русского богатыря Ильи Муромца, как никому другому, соответствовал амплуа Андреева. Неудивительно, что именно он сыграл былинного героя в одноименном фильме Александра Птушко в 1956 году.
Андреев был настоящим Ильей Муромцем, даже внешне напоминая этого былинного персонажа. Наверное, поэтому режиссер Александр Птушко долго не искал исполнителя на эту роль, а сразу предложил ее Борису. Картина называлась «Илья Муромец», и вышла в 1956-м.
На съемках «Ильи Муромца» с Борисом Федоровичем произошёл забавный случай. На съемочную площадку пришёл здоровенный милиционер, долго разглядывал Андреева, затем покачал головой и сказал: «Нет, не то… Слабак. А ещё Муромца играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее тебя буду». Андреев молча поднялся, обхватил милиционера поперёк туловища и с размаху забросил в море. Назавтра в местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который «топит в море милиционеров». Андреев прочитал пасквиль, страшно рассердился и дал зарок больше не появляться в Ялте. Слова своего он не нарушил, и много лет спустя, уже пожилым человеком прибыв с туристическим теплоходом в Ялту, на берег так и не сошёл.
В 1960-е Борис Андреев перешёл на возрастные роли. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Баукина в «Жестокости»(1959) и угрюмого боцмана Росомахи в фильме Г. Данелия «Путь к причалу» (1962). Крупнейшей работой артиста в кино стала роль командира морского отряда по кличке Вожак в фильме С. Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963) по одноименной пьесе Вс. Вишневского. За исполнение этой роли Вожака актер был удостоен Государственной премии.
В этом фильме с уже легендарным Андреевым появился молодой Вячеслав Тихонов. Современники рассказывали, что по сюжету персонаж Тихонова должен плюнуть в лицо герою Андреева.
Молодой актер тушевался, и сцена не получалась. Тогда мудрый Борис Федорович с присущей ему прямотой посоветовал коллеге найти на его лице самое противное место и туда и плюнуть.
Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?
Вообще, с морской темой у актера сложились особые отношения. В списке его ролей чуть ли не половина — моряки. «Малахов курган», «Я — черноморец», «Сказание о земле Сибирской», «Максимка», «Хмурое утро». В 1962 году в картине «Путь к причалу» сочно сыграл старого морского волка — боцмана Росомаху. А уже будучи народным артистом СССР, создал два запоминающихся «морских» образа с явным криминальным уклоном. Один — главарь матросов-анархистов в экранизации «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. А второй — знаменитый пират Джон Сильвер по прозвищу Окорок в фильме «Остров сокровищ» по роману Стивенсона. Этого колоритного персонажа за всю историю кино переиграли многие звезды (Уоллес Бири, Чарлтон Хестон, Осип Абдулов, Олег Борисов), но одноногий морской разбойник в исполнении Андреева остается непревзойденным и по сей день. Как говорил Борис Фёдорович, это была его первая и единственная роль иностранца.
В роли Ильи Журбина в фильме «Большая семья» (1954) проявилось умение актёра воплощать психологически глубокие характеры. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Лазаря Баукина в экранизации повести Павла Нилина «Жестокость» (1959) и боцмана Росомахи в экранизации повести Виктора Конецкого «Путь к причалу» (1962). Крупнейшей работой артиста в кино стал Вожак в фильме «Оптимистическая трагедия» (1963)[4].
Зрители помнят Бориса Андреева в фильмах «Богдан Хмельницкий» и «Максимка», «Мексиканец» и «Валерий Чкалов», в «Александр Пархоменко» и «Как закалялась сталь».
«Дети Ванюшина» — художественный фильм по одноимённой пьесе С. А. Найдёнова, поставленный в 1973 году режиссёром Евгением Ташковым.
Написанная в 1901 году пьеса С. А. Найдёнова «Дети Ванюшина» была исключительно популярна в начале XX века, ставилась во многих театрах, в том числе и в обеих столицах[1], и в 1915 году Яков Протазанов создал на её основе короткометражный немой фильм, не вошедший, однако, в число его шедевров. С годами пьеса стала забываться; напомнил о ней в 1969 году Андрей Гончаров, поставив на сцене Московского театра им. Вл. Маяковского спектакль, ставший событием театральной жизни[2]. Успех этой постановки и вдохновил Евгения Ташкова на создание фильма.
Внешне в семье Ванюшиных все благопристойно — жизнь течет, как во всех купеческих домах. Но глубокая, непреодолимая пропасть отделяет родителей от детей, такая же пропасть лежит и между самими детьми. Откровенный разговор с младшим сыном заставляет главу семьи Александра Егоровича Ванюшина посмотреть правде в глаза.
«Моё дело» — советский художественный фильм — производственная драма по пьесе Андрея Вейцлера и Александра Мишарина «День-деньской».
Действие происходит в СССР середины 1970-х годов.
Сюжет фильма повествует об одном дне жизни крупного советского предприятия.
Директор машиностроительного завода Друянов срывает поставку котлов для строящейся ГРЭС. Министерство собирается передать руководство заводом новому человеку. Однако, прежде чем Дмитрий Семеняка примет решение о принятии должности у Друянова, он хочет разобраться в том, почему возникли задержки с поставкой котлов.
Семеняка проводит один день в управлении завода и постепенно начинает понимать, что бывший директор — человек старой закалки, опытный и талантливый руководитель, но привык решать вопросы управления заводом при помощи различных уловок и политических ходов. Друянов заранее знал, что без модернизации производства не сможет вовремя поставить котлы, но подписал обязательства в расчёте на финансирование и ресурсы, которые заводу выделят под этот проект…
Концовка фильма не даёт ответа о решении назначенца, но Семеняка заявлет Друянову, что пришло новое время, когда нужно руководствоваться прежде всего открытостью и рациональностью, а не манёврами и ухищрениями.
Съемки в кинематографе продолжались для БэФэ, как его называли близкие друзья до конца жизни. Конечно, количество ролей поубавилось. Но даже когда здоровье стало подводить актера, он все равно продолжал упорно трудиться на площадке.
Так, во время работы над фильмом «Жестокость» (1959 год) артиста настиг инфаркт. Из последних сил, собрав волю в кулак, Борис Федорович доигрывает сцены и только после этого отправляется в больницу. Во время работы над драмой «Мое дело» (1976) у артиста часто открываются носовые кровотечения. Отлеживаясь во время приступов в гримерке, Андреев не прерывает работу.
В начале 70-х годов Борис Фёдорович дебютировал в качестве звукорежиссёра в фильме «Вандербуль бежит за горизонт». А к концу 70-х он полностью переключается на звукорежиссёрскую работу.
Последнюю роль актер сыграл в фильме «Предисловие к битве» (1982).
Идёт Великая Отечественная, июль 1941 года.
Из западных областей СССР идёт массовая эвакуация предприятий в Поволжье, на Урал и в Сибирь. На новых местах предприятия должны быстро встать на ноги и начать выпускать оборонную продукцию.
Фильм рассказывает о героизме тех, кто трудился в тылу. Всё для фронта! Всё для победы!
в марте 1983 — в Магнитогорске состоялась премьера фильма «Предисловие к битве», которую магнитогорцы ждали с особым нетерпением, и которая сразу же стала самым обсуждаемым Событием. Дело в том, что съемочной площадкой этого фильма стали Магнитогорск и Магнитогорский меткобинат, а вместе со знаменитыми актерами в нём снялась половина жителей нашего города. Съемки проходили на девятой доменной печи, блюминге и в мартеновском цехе ММК, на берегу Урала, на вокзале и на Комсомольской площади, где в массовой сцене митинга участвовали тысячи горожан.
О чём этот фильм? О подвигах металлургов Урала, сумевших в начале войны наладить выпуск первоклассной броневой стали для танков и самолетов. За основу была взята история магнитогорской брони. Главные роли исполнили известные советские актеры. Молодого рабочего Ярыгина, упорно доказывающего, что броню можно дать раньше срока, если катать её на блюминге до того, как войдет в строй прокатный стан (прообразом которого стал заместитель главного механика ММК Н. А. Рыженко) сыграл актер Николай Кочегаров. В роли директора комбината Рубанова (Г.И.Носов) снялся прибалтийский актер Ромуальд Анцанс. А молодого мастера Самарина сыграл Александр Збруев. В фильме есть эпизод, когда Самарин — Збруев предлагает в нарушение существующей инструкции форсировать работу доменной печи, чтобы выдавать в два раза больше чугуна. Смертельный риск, на который сознательно идет Самарин, резко противопоставлен трусливой осторожности начальника цеха Белобородова и рабочего — газовщика. Самарин самовольно форсирует режим печи. Конфликт накаляется до предела и разрешается трагедией. «Съемки шли в доменном цехе, прямо вовремя рабочей смены, в опасных сценах были задействованы каскадеры» – вспоминает участник съемочного процесса магнитогорец Станислав Мыльников – «В этом фильме я участвовал в качестве художника оформителя. Помогал создавать декорации во дворе дома главного героя Ярыгина. Для этого на Березках нашли подходящий заброшенный дом, привели в порядок прилегающий участок. Позже строили декорации на вокзале, с той стороны, где сегодня располагается ТЦ «Локомотив». Необходимо было воссоздать Магнитку 1941 года. Нагнали теплушки. Собрали массовку, которая изображала проводы на фронт. Участвовало до нескольких сотен человек: домохозяйки, студенты, солдаты из воинских частей. За съемочный день платили 3 рубля. Техническая база киношников располагалась в цирке. Пригнали даже знаменитый автобус из фильма «Место встречи изменить нельзя». Тот самый, на котором Жиглов догонял Фокса! Что можно сказать об актерах? Александр Збруев был очень сдержан и об этом фильме почему-то впоследствии старался не вспоминать, зато Борис Андреев был всеобщим любимцем. Доброжелательный, общительный, умевший по-доброму пошутить. Люди обращались к нему не только за автографом, но и просто поговорить ». Кстати, в этом фильме народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий Борис Андреев сыграл свою последнюю роль. Он неоднократно бывал в нашем городе. Так, в сентябре 1956 года в Магнитогорском театре имени Пушкина состоялись концерты Бориса Андреева, а так же прошла творческая встреча актера с рабочими в красном уголке доменного цеха ММК. В 1964 году Андреев принял участие в большом концерте на центральном стадионе «Металлург», в апреле 1971 года в Магнитогорске проходили его творческие встречи. В конце июля 1979 года участники кинофестиваля Борис Андреев, Елена Проклова, Алла Сурикова в свободное от концертов и встреч время побывали в доменном цехе и ЛПЦ — 5 ММК, на метизном заводе и на швейной фабрике. В 1981 году он снялся в «Предисловие к битве» в роли Мохова.
А вот как вспоминал об этой киноленте актер театра и кино, магнитогорец Виталий Титов: «Летом 1981 года я зашел на киностудию «Мосфильма» в актерский отдел. Здесь меня ожидал удар: в Магнитке, в моем родном городе, снимается фильм о грозных событиях Великой Отечественной войны. Я опоздал, «прозевал» шанс сняться в этой ленте, так как съемочная группа уже улетела на натурные съемки. В июле 1941 года из западных областей СССР началась массовая эвакуация предприятий на Урал, Сибирь, где они должны были здесь, в тылу, освоить выпуск оборонной продукции. Режиссёр Николай Стамбула решил рассказать о тех, кто в глубоком тылу ковал Победу. Я примчался в Магнитку, когда роли были расписаны и штат укомплектован, а съемки шли полным ходом на ММК. Режиссёр смог предложить мне только крохотный эпизод с майором НКВД, который на экране занял всего несколько секунд. В драме, получившей название «Предисловие к битве», снимались Александр Збруев, Борис Андреев, Николай Сморчков, Юрий Гусев и другие. Мне не довелось быть лично знакомым с Борисом Федоровичем Андреевым, но на мимолетных встречах с мастером кино я его запомнил таким, каким он был на экране — простецким, обаятельным, с «хитринкой», несовместимым с сегодняшним понятием «кинозвезда». Лента стала последней картиной любимца многих поколений, популярного актера, вошедшего в золотой фонд советского искусства кино. К величайшему сожалению, на Магнитке не сохранилось ни одной копии фильма, воспевшего бессмертный подвиг тыла».
Премьера фильма состоялась 26 марта 1983 года. Инженер – программист ОАСУП Л. Каверина была одним из очевидцев этого события: «В кинотеатре «Современник» собралась половина города. Большая часть этих людей была задействована в массовке. Перед началом сеанса состоялась встреча с создателями фильма Фарадишевым — автором сценария, Стамбулой — режиссёром-постановщиком и актером Кочегаровым. Вот что рассказал режиссёр-постановщик:
«Фильм «Предисловие к битве» построен на реальных фактах работы комбината в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Снимался он полностью на натуре, в городе и цехах комбината. Мы избегали комбинированной съемки, стремясь придать фильму больше достоверности. Снят он быстрее, чем намечалось. И в этом большая заслуга магнитогорцев, всячески помогавшим нам». Со слов благодарности магнитогорцам и начинается этот фильм. На экране проходит всего несколько дней сурового июля 1941 года. Война. Гитлеровцы топчут, жгут нашу землю. Мелькают документальные кадры зверств фашистов и горя, которое они обильно сеют. Гитлер цинично заявляет, что немецкие самолеты и танки почти не встречают сопротивления со стороны русских, что нет силы, которая бы их остановила. Но такая сила нашлась. На Магнитогорский металлургический комбинат прибывает эвакуированный с Украины броневой стан. Но пока его установят, пройдут месяцы. А время не ждет, нужны крепкие непробиваемые танки. И вот к директору комбината Рубанову приходит мастер Ярыгин с предложением катать броневой лист на блюминге. Это предложение было столь неожиданно и ново, что поначалу его решительно отвергают. И все же Ярыгин сумел убедить и доказать свою правоту. А главным доводом явился танк, разбитый, искореженный — немой укор бездействию. На митинге, поздно ночью, перед тысячами рабочих у этого разбитого танка выступает старый металлург (артист Борис Андреев). Невозможно без волнения слушать эту короткую, но яркую речь. В ней боль советских людей за свою истерзанную родину и призыв к немедленному действию. И вот все мы, сидящие в зале, вместе с теми, кто на экране, с затаенным дыханием ждем, выдержит ли блюминг, будет ли прокатан броневой лист. Бушует огонь, все накалено — и воздух и души стоящих вокруг людей. Вот пошёл слиток, но вдруг все затихло. Что это — неудача, надо отступить? Нет, Ярыгин находит причину. И теперь уже нет предела ликованию людей. Есть первый лист броневой стали! Горячий, красный, такой нужный. И произошло это на 37-й день войны. Теперь наши танки будут одеты в надежную броню. Не менее напряженной показана и борьба за выпуск скоростной плавки чугуна в доменной печи. Ведь без достаточного количества чугуна и все усилия по прокатке листа были бы напрасны. Особый интерес вызывает фильм ещё и потому, что в нём все узнаваемо — и люди и места». Широкой известности фильм «Предисловие к битве», к сожалению, не получил. Но его режиссёр Николай Стамбула был отмечен призом Кинофестиваля молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» за «Лучший дебют».
А между тем мечтой его жизни была роль Короля Лира, ради которой он прочёл сотни книг о Шекспире, став почти настоящим шекспироведом. И когда Григорий Козинцев приступил к работе над «Лиром», ни у кого не было сомнений, кто станет играть главную роль. Однако Лира сыграл прибалтийский актер Юри Ярвет. Сын Бориса Фёдоровича Борис Андреев-младший вспоминает, как отец смотрел картину Козинцева: «Молча, стиснув зубы, не произнося ни слова. И лишь с последним титром прозвучал его окончательный приговор: «Замечательная работа…»
Искренность, добросердечность и прямота были присущи и его экранным героям, и самому артисту. «Мне кажется, что моя творческая жизнь сложилась очень удачно и интересно, – говорил Андреев. – Я как бы прожил две жизни. Одна – моя личная жизнь, жизнь человека, вторая – жизнь артиста, художника, жизнь в образах, жизнь в чужой жизни, если можно так выразиться». Его любили и режиссёры, и партнёры, и рядовые работники съемочной группы, и, конечно, зрители. Борис Андреев объездил всю страну с киноконцертами, и в залах всегда были аншлаги. «К нему было удивительное доверие у миллионов людей, – говорит Алексей Баталов. – Появление Андреева на огромном, битком забитом стадионе, где проводилась программа «Товарищ кино», вызывало не просто хлопанье под барабан, это был поток, обвал любви, восторга, признания…».
Принимал участие в озвучивании мультфильмов.
Член правления Союза кинематографистов СССР. В 1960—1982 годах — председатель актёрской секции Союза.
С женой Галиной Васильевной Андреев познакомился тоже благодаря Алейникову. Товарищ подшучивал над БэФэ, что за такого простодушного грубого увальня, как он, замуж никто не пойдет. Вспылив, Андреев ответил, что женится на первой же девушке, вошедшей в общественный транспорт, в котором ехали приятели. Ею оказалась Галина, сразу же приглянувшаяся Борису Федоровичу.
Правда, завоевать сердце девушки оказалось только половиной дела. Отцом Галины оказался комиссар милиции, который категорически воспротивился браку. По-мнению будущего тестя, счастливая совместная жизнь дочери невозможна с алкашом актером, как называл его строгий комиссар.
Неоспоримым стало только то, что с Галиной Васильевной, которая все-таки стала супругой актера, звезда советского кино прожил всю жизнь. В 1952 году у пары родился сын, которого также, как отца, назвали Борисом.
Несмотря на образ простодушного русского мужика, Андреев оставался начитанным и эрудированным человеком. В течение жизни писал афористичный роман, в котором собирал хлесткие и точные сатирические высказывания, пословицы и поговорки собственного сочинения. Сам БэФэ называл их «охренизмами».
Несмотря на то, что для большинства зрителей он казался недалеким, Андреев был на самом деле очень начитанным и эрудированным человеком. «Он обладал уникальным литературным даром, — вспоминает Говорухин. — Как-то я звоню ему. «Приезжай, — говорит, — хочу тебе кое-что почитать». Я уж собрался было ехать, но тут вспомнил, что Володя Высоцкий просил его познакомить с Андреевым. Думаю, дай перезвоню БэФэ, предупрежу, что буду не один. В ответ услышал неожиданное: «Да ну его… к бабушке. Он, наверное, пьет». Я стал стыдить его: «Давно ли сам стал трезвенником?» А потом понял, что он просто стеснялся нового человека, да еще известного поэта.
Приехали мы на Большую Бронную, где БэФэ жил последние годы. Володе, чтобы понравиться человеку, много времени было не надо. Через пять минут они влюбились друг в друга, через десять меня перестали замечать. Короче, Андреев перестал стесняться Высоцкого, повёл нас на кухню, заварил чай в большой эмалированной кружке и достал толстую, как Библия, кожаную тетрадь. «Я решил написать, — сказал он, — афористичный роман». И начал читать: «Лев открыл пасть, укротитель засунул в нее голову, и все зрители вдруг увидели, насколько дикое животное умнее и великодушнее человека». Мы с Володей аж взвизгнули от смеха. Андреев благодарно покосился на нас, прочёл следующую фразу: «Древние греки никогда не думали, что они будут древними греками».
Через несколько минут мы уже не смеялись, а только стонали да корчились от душивших нас спазм. На прощание Андреев нас предупредил: «Вы, ребята, особенно не распространяйтесь. Шутка, острота — она знаете как… Пошла гулять — и уже хрен докажешь, что это ты придумал».
Весной 1982 года, вернувшись с гастролей, актер неожиданно почувствовал себя плохо. Как вспоминал сын артиста, медики в больнице сослались на переутомление. Жена Андреева переживала, что супруг много спит и заговаривается. На самом же деле великий артист предчувствовал скорый уход из жизни.
Отправляясь в апреле 1982 года в «кремлёвку», Андреев взял с собой ту самую кожаную тетрадь. Работать над «афористичным романом», или «охренизмами», как он сам называл свои записи, актёр не прекращал никогда. «24 апреля стояла чудесная погода, — вспоминает сын Андреева. — Дело, кажется, шло на поправку: накануне нам позвонили из лечебницы и сообщили, что состояние Бориса Фёдоровича значительно улучшилось, и его даже перевели из отделения интенсивной терапии в обычное.
Мы сидели в палате и болтали о всякой всячине, предвкушая скорую встречу по-домашнему. Когда собрались уже уходить, отец вдруг спросил: «Как вы думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народа? Должно быть, приснилось. Ерунда какая-то».
Сколько ни упрашивали, он настойчиво вызвался нас проводить — хотя бы до коридора. Огромный и добрый, стоял, заслонив дверной проём, и глядел, как мы уходили. Нет, не мы. Тогда от нас уходил он. Вечером, в половине одиннадцатого, позвонила лечащий врач… В это не хотелось, нельзя было поверить».
Борис Андреев умер 25 апреля 1982 года (по другим источникам — 21 или 24 апреля[5]) в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище, хотя ему как народному артисту СССР полагалось упокоение на Новодевичьем, ранее, в 1965 году, своё законное место на престижном кладбище он уступил своему лучшему другу Петру Алейникову.
Провожали его на исходе пасхальной недели. Гроб с телом русского артиста установили перед входом в церковь Большого Вознесения, что на Ваганькове. Было много народа. Многие плакали. Бориса Андреева хоронили на Ваганьковом, хотя по рангу народного артиста СССР ему полагалось Новодевичье. Но своё законное место на престижном кладбище он уступил в 1965 году непутевому корешу Петьке Алейникову.
Перед смертью тот признался, что хотел бы, что бы его похоронили на Новодевичьем кладбище. Однако власти отказали, мотивируя тем, что на Новодевичьем хоронят лишь народных артистов. Борис Андреев, надел все множество своих регалий и отправился к тогдашнему хозяину Москвы Промыслову. Но никакие доводы заслуженного артиста не помогли. Тогда Андреев, отбросив церемонии, опустил на вельможный стол свою огромную кулачину: «А я помру — меня куда снесут?» — «Вот вам по всем статьям положено Новодевичье!» — «Значит, так, — прогремел Андреев, — официально требую: положите Петьку в мою могилу на Новодевичьем! А меня уж — хоть под забором!» И добился-таки: лежит Алейников на элитарном кладбище.
Использованы материалы:
- Андреев, Борис Фёдорович
- Борис Андреев
- Советские актёры / А / Борис Андреев (Boris Andreev) / биография
- Борис Андреев — биография
- Борис Андреев. «Я как бы прожил две жизни».
- Борис Андреев
- Богатырь и скоморох. «Большая жизнь» Бориса Андреева и Петра Алейникова
- Большая жизнь (1939, 1946)
- Трактористы
- Большая семья
- Два бойца
- Илья Муромец (фильм)
- Дети Ванюшина (фильм)
- Моё дело
- Предисловие к битве