Сергей Ткачев: А ничего так… скромненько, со вкусом… Музы режут пузо!) Или вот еще… Мясо с кровью — приготовлено с любовью…
Анна: Ага, и сразу вопрос: Вы думаете все музы прекрасны? Чтоб уж никто не сомневался, что речь идет не об эсэсовских овчарках, которых нынче развелось… а вот именно о музах! Говорю же, свинство это все!
Сергей Ткачев: Зряшный вопрос! Спросили бы у меня, я бы сразу сказал, совершенно бесплатно, что музы все страшные, конечно, но не настолько… нет, можете пузо мне резать из сволочного садизма, но против истины я клеветать не стану! Блин, все же раньше отношение к музам было иное… более мужское, что ли? Как это у Александра нашего Сергеевича?..
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
А.С. Пушкин «Муза»
Диана: Сроду бы не подумала, Сергей Анатольич, что вы можете сходу процитировать Александра Сергеевича, да еще и про музу, про фригийских пастухов… божественное дыханье!
Сергей Ткачев: Здрассти-пожалти! А сестрица-то у меня кто по-вашему? Так ведь врежет бывало… в пузо… что все стихи лучше выучишь, чтоб оно только притихло и не пыталось уличить в пренебрежении к отечественной поэзии… а тем более, к музам, к божественному дыханию… и всему такому… возвышенному. Будем считать, что мне это здорово пригодилось в жизни. Не относить же все общение с сестрицей по поводу прекрасного и возвышенного… к домашнему садизму? Вот как-то язык не повернется! Сестра все же.
Анна: А по-моему, вы наговариваете лишнего на Ирину Анатольевну! Видите, как вы поразили Диану своей просвещенностью? Все же не песенки эти ваши вечные… про то, что в самом конце бывает…
Диана: Это вы про что?
Анна: Да про разные Сережины частушки-нескладушки по любому случаю… Достал, если честно! Вот, смотрите, глазки закатил, так точно сейчас запоет… Как его муза с детства ремнем вдохновляла стишки Пушкина заучивать.
Сергей Ткачев (действительно, начинает громко петь):
Я смотрел кино про музу
Кто ж смотреть мне запретит?
Скину эту я обузу!
Буду изучать иврит!
Анна: Ну, разве не противно? Так ведь и тянет такому врезать! И чего ж вы раньше, Сережа, иврит не изучали? Вы у нас картавый, у вас бы получилось лучше всех! Ах, ему сестра запрещала иврит изучать! Давайте, еще скажите, будто музы могут плохому научить.
Сергей Ткачев: Да не стану я такого говорить! Мне с самого начала просто было интересно, как вы всех построили в шеренгу… что все начали на муз свои поклепы снимать? Вы ведь никого не били… насколько я в курсе. Мне просто интересно, как это у вас получается. И только! Кстати, где эти наши клюшки? Скорей бы уже приперлись со своего пленэра…
Диана: Да должны были уже, кстати… Я на всякий случай картофанчик укропчиком сыпану… Форель у меня сегодня в кляре, рыбный день.
Сергей Ткачев: Вы лучше водку поставьте! На такое они моментально сбегутся!
Анна: Ну, вы, как всегда, скажете!
Сергей Ткачев (громко декламирует):
Как в доску тертый маргинал,
Презрев условность этикета,
Я музу водкой угощал
В виду поджатого бюджета.
Анна: Тьфу на вас!
Натали и Аделаида (входят с сумками и цветами): Мы не опоздали? Вы давно тут сидите? О! У вас рыбный день!
Сергей Ткачев: У кого рыбный, а кого вообще постный! Что же вы так надолго сваливаете?
Аделаида: Я не виноватая, меня Натали пригласила! Так было замечательно, упоительно… И ваша сестра сказала, что если мы нынешний пленэр пропустим, нам не поздоровится…
Анна: Можете не продолжать, весь мир уже в курсе, что может устроить наша главная муза. Та, которая заманивает, обещает… а потом только р-раз! И кердык!
Аделаида: Вы о чем, собственно?
Анна: Да нам тут Сергей устроил просмотр фильмов про муз… Нынче, оказывается, музы куда популярнее вампиров и супергероев, а мы от жизни отстали… К тому же на оперные пленэры не ездим, киношкой балуемся!
Аделаида: Как интересно! Как интригующе!
Анна: Да ничего пока интригующего не было. Пока фильм посмотрели про страшных баб в черном, которые совращают… или обещают… толком даже и не поняла, к чему они склоняют… Потом убивают, конечно.
Диана: Но не на этот раз! На этот раз их самих кокнули! И они… как… как… даже не знаю как! Там если одну убьешь, все остальные тоже…
Аделаида: Отомстят?
Диана: Нет, сами все… того, помирают!
Аделаида: Это совершенно неинтересно! Где интрига-то? Сплошное разочарование!
Натали: Интрига нынче в искусстве лишь в механизмах отмывания финансовых средств и явного завышения стоимости полученного в результате шедевра… К тому же все прекрасно обходятся без вдохновения, эксплуатируя какие-то замшелые стереотипы и клише. А при этом каждая попытка «сказать что-то новое» и оборачивается разочарованием всем, кто вынужден это потреблять в качестве «пищи духовной».
Анна: Ну, у них ведь вместо муз нынче представители «мира наживы и чистогана». За каждой выходкой нынешних «деятелей искусств» хорошо просматривается финансовый источник вдохновения… Им нынче нет преград и все пути открыты! У меня вообще уже не осталось каких-то мысленных барьеров, что эта нынешняя армия деятелей может сотворить за деньги! Им денежку покажи, так они в музее устроят свальный грех… или в ХХС бесовщину устроят… потом все на муз свалят. Как водится. Мол, такие страшные, что деваться некуда!
Аделаида: Или еще запросто мошонку к брусчатке Красной площади приколотят, потом будут истерично требовать, чтобы в подобном «перфомансе» все искали глубокие смыслы… А какая муза может художника вдохновить на такое? Искра-то божья где, спрашивается? Вот и начинаются пояснения, будто музы хуже гарпий.
Диана: А я еще думаю, что в каждый продавшийся за деньги, участвовавший в их отмывании… в какой-то момент очень хочет не только деньги, а чего-то настоящего… Ну, мне так кажется! И вдруг выясняет, что либо деньги, либо вдохновение!
Натали: А потому что наша Каллиопа неоднократно подчеркивала, что далеко не на все деньги можно кушать, извините, а тем более, детей растить! А им, конечно, практически невозможно признать, что все это время они не искусством занимались, а фикцией… тупо пропустили через себя потоки средств от самой паскудной уголовки, после чего о каком-то вдохновении и говорить смысла не имеет… А еще ведь их время от времени заставляют за те же деньги устраивать не только обговоренные ранее перфомансы.
Аделаида: Вы имеете в виду Серебряное копытце и Музы на пороге?
Натали: Да не только! Разве прокол с хрустальными мечтами в ходе «кислотной атаки» в Большом театре происходил без вдохновения крупными суммами в особо крупных размерах? Да у нас любая история, которую не тронь, имеет в основе жалкое «вдохновение» заполучить денежные средства… или как-то их отмыть… сохранить от инфляции. Сами собой вдохновляются, путем онанизма…
Анна: А при этом к настоящим источникам вдохновения отношение… да самое хамское! В духе откровенного уголовного наезда!
Сергей Ткачев (громко поет):
Скольких я зарезал, скольких перерезал!
Сколько душ невинных совратил!
С бандой мы гуляли, деньги отмывали,
Пока нас страшный муз не погубил.
Аделаида: Ой, Сережа, извините, заговорились, забыли, что мы вам гостинчиков привезли…
Сергей Ткачев: Надеюсь, не пряников печатных в картонной коробке? Такое с детства не любил, можете даже не открывать!
Аделаида: Нет-нет! Что вы?… Как же мы нашего предводителя оставим без наливок и закусок? Сейчас-сейчас! Чтоб вы ничего дурного о нас не подумали… Балык из рыбки… с маслицем, да на черный хлебушек, а? Как вам?
Сергей Ткачев: Мне вкусно! Дамы, наливаю! И пожалуйста, не частите, я ведь записываю! Ну-с, что там далее про муз?
Натали: Да это не про муз, а про моральных уродов… Они вначале вылезут на чужое место, радуясь, что им деньги теперь подарят… потом выясняют, что душу продали, а получили за нее кипу стремительно девавальвирующихся бумажек. И кто виноват, как любил спрашивать Герцен?
Анна: А он никогда сам виновным не был, буквально ни в чем!
Аделаида: Что ж удивляться, что в результате нынче выясняется, что муз вообще надо разом кончать, потому что они сами плохие и страшные… Музы типа во всем виноватые! А разве мы плохие? Мы же замечательные!
Сергей Ткачев: Действительно, столько всего вкусного приперли с оперного пленэра… Вы очень-очень полезные!
Диана: Мне кажется, что это охаивание муз от бессилия… от неспособности постичь вдохновение… точнее, проникнуться вдохновением… Ну, вы меня поняли!
Натали: Хотя ведь с самого начала они этого вдохновения боялись, презирали, избегали… бежали, как черт от ладана! При вдохновении ведь совесть могла заговорить… А им нужны были деньги, чтобы устроиться в жизни.
Сергей Ткачев: А как вообще пытались истинное вдохновение заменить вначале абсентом, а после и вовсе… ЛСД? ХХ век стал ведь и веком почти индустриального применения технологий в областях творчества. Типа «химия и жизнь»… Да целые жанровые направления создавались исключительно под воздействием наркотиков! И самое время сейчас вспоминать о настоящем творчестве, вдохновении, о музах, наконец, когда уж целые неформальные молодежные движения с легкостью создаются на синтетических наркотиках!
Натали: Но все, как и отмечала наша Каллиопа, никакого отношения не имеет к самой жизни, это из области как зайти в тупик (или, если хотите, античных аллюзий — в лабиринт), чтобы никогда не найти выхода.
Аделаида: И, заметим, не просто тупиковый вариант, а и вообще суицидальный! Что у нас творят пусси? Как хорошо показала Ирина Анатольевна в Жертвоприношении, этот путь не предполагает какого-то развития, не предполагает даже жизни после очередного перфоманса. Ведь и все эти пусси потом не могут жить в обществе, как-то вписаться в него… Так и продолжают совершать эпатирующие поступки, далекие от жизни нормальных женщин. Ясно, что там музы в фуражках у них были. Небось, вдобавок, как один с нетрадиционной ориентацией.
Сергей Ткачев: Так все перфомансы наших дней легко вычислить по одному и тому же источнику вдохновения, которому приходит на ум лишь смерть и разрушение. Взять лишь историю с Синим китом…
Анна: Давайте, хоть это брать не станем, к тому же, судя по всему, все эти нынешние уголовные музы разрушения и порока пока не готовы честно рассказать о ее подоплеке. Вот пускай сами и поквасятся…
Натали: Но отсюда разложение личности и все последующие навязчивые кошмары, всякие «хорроры», которые навязываются всем в качестве «современного искусства».
Диана: Поэтому там и такие музы депрессивные страшные кошмарные. Поэтому и платишь всем за своё вдохновение, потому что оно насильное наркотическое. А деньги от наркотиков и от крови, поэтому они и трансформируются в таких муз.
Аделаида: Ага, лишь бы правды не сказать! Все вспоминаю, как этот Марио Варгас Льоса изворачивался за полученную Нобелевскую премию в литературе, хотя никакой литературы и, тем более, «магического реализма» за ним никогда не водилось… А как потом сразу вылезла эта подноготная с отмыванием средств через офшоры…
Сергей Ткачев: Бойцы поминают минувшие дни\\И битвы, где вместе рубились они. Давайте-ка, милые музы, ближе к теме! Вот прошлогодний выпад в сторону муз, причем музу там изображает Дженифер Лоуренс, к которой до недавнего времени благоволила наша Каллиопа.
Натали: А теперь уже не благоволит?
Сергей Ткачев: Теперь нет, вы же ее знаете не хуже, а может быть даже лучше. Благоволила, когда речь шла про молодежные антиутопии вроде «Голодных игр». Когда все пошло вразнос… благоволить перестала.
14 сентября 2017 г.В фильме Даррена Аронофски «мама!» все величественно, как в Библии
В нем есть Творец, Муза, Замысел – и только название почему-то с маленькой буквы
Дженнифер Лоуренс сыграла Музу, а Хавьер Бардем – ни много ни мало Создателя.
Paramount Pictures
Слушай, я не понял одного: а почему она все время пьет эту желтую фигню?
– Я не знаю, меня тоже этот вопрос мучает.
– А почему Эд Харрис так кашляет в унитаз?
– Так ведь ему ребро удалили, вот он и кашляет.
Это нормальный разговор двух кинокритиков после просмотра «мамы!». Собственно, фильм Даррена Аронофски и рассчитан в первую очередь на такие разговоры людей, истолковывающих его Замысел.
А что если поймать во ржи обычных зрителей, условных парня и девушку? Они же могут в субботу вечером случайно купить билет в кино на «фильм ужасов с Дженнифер Лоуренс». Их необходимо предупредить, что «мама!» – не голливудский жанровый фильм, а лютый артхаус, способный испортить им и субботний вечер, и отношения; аллегория творчества; высказывание о природе отношений Автора и его Жертвенной Музы, причем Автор – это, конечно, сам Аронофски (в каком-то роде «мама!» – это его «8 1/2»).
В первом же кадре мы видим девушку, сгорающую в пламени и смотрящую в камеру отчаянным взглядом. Затем появляется Хавьер Бардем, держащий в руках Магический Кристалл. Он устанавливает его в специальный подкристалльник, и сияние озаряет сгоревший дом: из пепла возрождаются стены, обои и кровать, на которой просыпается Дженнифер Лоуренс.
Встав и оглядевшись, она зовет: «Малыш?!» – и идет искать Бардема.
Бардем здесь рядом. Он, как выясняется, поэт в затяжном творческом кризисе. В кризисе и Лоуренс – она вроде бы красит дом, но, нанеся на стену то один, то другой мазок, замирает и скрючивается от непонятного спазма, который можно унять, только приняв некую желтую микстуру.
Вдруг – стук в дверь. Кто там? Это пожилой дядечка (Эд Харрис), думавший, что Бардем с Лоуренс сдают комнаты. Следом приезжает его жена (Мишель Пфайффер), которая немедленно напивается и начинает в крайне вульгарной форме выспрашивать у Лоуренс, почему они с Бардемом еще не завели ребенка.
У героев нет имен, но внимательный зритель уже может смело называть Эда Харриса Адамом, а Мишель Пфайффер Евой – благо скоро прибегут их сыновья, поссорятся и один убьет другого. Кто-то из гостей на поминках сломает раковину и вызовет потоп. В опустевшем доме Лоуренс задаст Бардему отчаянный вопрос: «Как у нас могут быть дети, если ты со мной не спишь?», и они наконец обнимутся, непорочный свет зальет экран, наутро сияющая Лоуренс скажет: «Я беременна!», а Бардем прямо в голом виде рванется наконец писать Поэму.
Это пересказ первой части, а дальше будет еще история человечества после Потопа (все, что было до, – черновик Творца, в раздражении смятый и выброшенный), будут бои в Сирии и прямые отсылки к Новому завету.
Аделаида: Ну, явный наркотический кошмар! И ведь нет у дебила вдохновения, он не знает, о чем писать, сюжета толком связать не может…
Анна: А потому что… какой музе придет в голову вдохновлять такое убожество?
Натали: Об этом стоит поговорить, Анна, подробнее! Ведь у них тут такие… одноразовые музы… в аккурат на книжечку стишков. И весьма странные… И непременно им надо желтую микстурку… без нее просто никак!
Анна: Да я в том смысле, что там нет связанного сюжета. Только недоделанные, которым само творчество не дано по умолчанию, которые только чужое могут тырить и ворованное бабло отмывать, не соображают, что проще всего донести «сложные смыслы» и «символы» — связным интересным сюжетом и понятными художественными образами. Для этого и существует искусство! Доноси, если есть в чем донести! А если одна каша в голове, мысли путаются, то там можно сколько угодно найти «скрытых смыслов». Как в живописи больных шизофренией… или шимпанзе.
«мама!» (англ. mother!) — американский драматический фильм ужасоврежиссёра Даррена Аронофски по его собственному сценарию[2]. В главных ролях — Дженнифер Лоуренс[3] и Хавьер Бардем.
Мировая премьера состоялась 5 сентября 2017 года на 74-м Венецианском международном кинофестивале[4]. В Северной Америке премьера состоялась на Кинофестивале в Торонто[5][6]. Выход фильма в кинотеатрах США состоялся 15 сентября 2017 года[7], в России — 14 сентября[8].
Фильм начинается в мрачном, сильно обгоревшем доме. Главный герой — Он (Хавьер Бардем), известный поэт, страдающий от творческого кризиса, помещает на пьедестал небольшой кристальный предмет. После чего дом преображается, превращаясь в абсолютно целый и отремонтированный. В это время в спальне просыпается его жена — Мать (Дженнифер Лоуренс), гадая, где Он. Она с тревогой смотрит на вещи вокруг, а потом даже представляет себе сердцебиение в стенах дома.
Однажды вечером к ним в дом приходит неизвестный Мужчина (Эд Харрис), который почему-то решил, что они сдают комнату. Хозяин с готовностью соглашается предоставить Мужчине жилье, но Мать неохотно следует его примеру. Во время своего пребывания в доме у гостя начинается сильный кашель. Он решает помочь Мужчине, провожает его в уборную, а Мать ложится спать одна. На следующий день к Мужчине приходит его жена, Женщина (Мишель Пфайффер). Мать в смятении, ведь неизвестные люди теперь живут в её доме, а Он относится к этому совершенно спокойно. Позже выясняется, что Мужчина сильно болен и последние дни он хочет провести со своим кумиром (с Ним). Однако, когда Мужчина с Женщиной пробираются в кабинет поэта и разбивают его кристалл, Он говорит им, чтобы они ушли.
Далее к ним в дом приходят двое сыновей пары и начинают драться из-за завещания, написанного Мужчиной (их отцом). Старший сын (Донал Глисон) смертельно ранит своего Младшего брата (Брин Глисон) и сбегает. А Он, Мужчина и Женщина берут истекающего кровью брата и увозят его в больницу. Мать остается одна в доме. Пытаясь отмыть кровь с пола, она замечает прогнившую доску и струящийся из-под неё тусклый свет. Спустившись в подвал, Мать находит потайную дверь в помещение, где хранится масляный бак.
Когда Он возвращается, то сообщает Матери, что Младший брат умер. Десятки людей приходят в их дом на поминки. Они ведут себя очень раскрепощенно, чем очень сильно сердят Мать. Последней каплей становится незакрепленная раковина, которую ломает молодая пара, вызвав тем самым сильную протечку. Мать в гневе всех выгоняет из дома. Потом она ругается с Ним за то, что пустил всех этих людей, не посоветовавшись с ней. Мать приводит его слова, что Он хочет иметь детей, а сам даже не занимается с ней любовью. После этого Он набрасывается на неё и они занимаются сексом.
На следующее утро Мать говорит Ему, что беременна. Известие приводит Его в восторг и вдохновляет закончить свою поэму. Через несколько месяцев, когда Мать готовится к рождению ребёнка, Он дает ей прочитать свою рукопись. Она со слезами на глазах говорит, что ничего прекраснее в жизни не читала. После публикации поэма сразу же продается всем тиражом, что Мать решает отпраздновать и накрывает большой стол.
Тем временем группа его поклонников приходит к их дому. Он решает выйти к своим читателям, не попробовав обеда Матери. Она выходит вслед за ним и просит вернуться, но Он её не слушает. К дому приходит все больше людей, они начинают входить в дом, чтобы воспользоваться уборной. Постепенно они превращаются из нормальных людей в крушащую все на своем пути толпу, растаскивающую дом на сувениры. Дезориентированная Мать пробирается по дому и видит хаос в каждой комнате. Постепенно начинают разворачиваться боевые действия с участием полиции и зажигательных смесей. Но вдруг появляется Он и уводит беременную и ничего не понимающую Мать в свой кабинет.
В кабинете у неё начинаются схватки. Он решает сам принять роды и баррикадирует дверь. Мать рожает мальчика, Он счастлив и отправляется за дверь, чтобы всем об этом рассказать. Когда Он возвращается, то приносит подаяния от своих фанатов и просит Мать вынести ребёнка на всеобщее обозрение. Она отказывается и не спускает с сына глаз. Однако, когда она засыпает, Он выносит ребёнка в толпу, к тому моменту уже обожествляющую и молящуюся на него. Толпа безрассудно берет ребёнка на руки, начинает второпях его куда-то нести и ломает ему шею. В ужасе Мать пробивается через толпу к алтарю, где видит растерзанный труп своего сына и понимает, что безумные фанаты стали есть его плоть. В ярости она находит осколок стекла и пытается их всех заколоть. Однако, людей слишком много, и они заваливают Мать на пол и начинают избивать. Её спасает подоспевший Он, который просит их остановиться.
В гневе Мать орет на Него и убийц своего сына. Сердцебиение, которое она представляла в стенах дома, практически остановилось. Мать бежит к потайной комнате в подвале, где стоит масляный бак и пробивает его. Потом она открывает зажигалку и держит её над разлившемся маслом. Всё это видит прибежавший муж. Он умоляет Мать не делать этого, но она поджигает масло, вызывая тем самым взрыв, который уничтожает и дом, и толпу, и весь окружающий сад.
Он остается цел и невредим, а вот мать страдает от ужасных ожогов. Он несет её в свой кабинет, где спрашивает, любит ли она его ещё или нет. Получив положительный ответ, Он разрывает ей грудь и достает угасающее сердце. Сильно сжав его в руках и отделив от внешней оболочки, Он достает новый кристалл, который опять ставит на пьедестал. И в этот момент дом снова преображается, а в постели просыпается новая Мать, гадая вслух, где же Он.
В обзорах критики отмечают, что это довольно жуткая и странная лента. На сайте Metacritic картина имеет рейтинг 74 / 100, а на Rotten Tomatoes — 67 % положительных мнений при 6,7 / 10[9][10].
Как хоррор — это смехотворно, потому что здесь потрясающая и веселая юмористическая составляющая, и как машина для того, чтобы свести вас с ума — это прекрасно.
— The Guardian (10/10)Фильм начинается как слабое пламя и разрастается до яростного костра. Затрагивая как религиозные, так и современные политические проблемы, фильм Даррена Аронофски, безусловно, открывается для многих аллегорических прочтений, но он также работает как прямолинейная история.
— Indiewire (9.1/10)Это рассказ, который, как и другие причудливые жанровые экскурсии, затягивает вас своей интригующей центральной драматической ситуацией и выталкивает вас из неё посредством очень надуманных сюжетных ухищрений.
— The Hollywood Reporter (8/10)Cтрах не имеет резонанса; это герметичная загвоздка, которая превращается в поддельный опыт. Во что бы то ни стало, идите на «маму!» и наслаждайтесь своим странным эксгибиционизмом. Но обходите фильм стороной, если вы надеетесь увидеть фильм, который вызывает искренние волнения.
— Variety (6/10)
Сергей Ткачев: Вроде и хоррор, а смотреть смешно! Вряд ли режиссеришка хотел пристебнуться, но получилось смешно. Вроде перфоманса Павленского с мошонкой. Так старался… а каждый актер вносит куда больше накатанной игрой, чем весь его жалкий замысел.
Натали: Насколько я понимаю из данного пересказа, автор экспериментирует с чувствами зрителей. Сами понимаете, подобное зрелище — не развлекаловка. Нужно быть определенным образом воспитанным , чтобы не выключить кнопку просмотра после минут пяти подобного зрелища.
Аделаида: А как в кинотеатре эту кнопку выключить? К тому же, если попкорн куплен, его доедать надо!
Анна: Опять же надо суметь понять без подсказок демонстрируемые символы. Герои же — это не просто герои, а символы. Ну, и как символы, которые типа еще надо разгадать (за свои деньги), замыкать эстетической триадой в художественный образ? И это, между прочим, очень вредно для душевных сил. Это душу выматывает, а катарсиса, духовного парения не возникает! Сидишь, как червяк, и отгадываешь «символы» недоразвитого дебила, которого ни одна уважающая себя муза заведомо не посетит!
Сергей Ткачев: Вкратце там сюжет такой. Вроде нашел себе поэт музу, они все ребенка хотят родить вместе, потому что все ваше вдохновение, дамы, некоторыми воспринимается достаточно жестким сексом. Сцену можно лицезреть, нафик такое вдохновение. А вот их квартиранты… это и есть ваши искомые образы! Вы же хотели замкнуть эстетические триады героев Мишель Пфайфер и Эда Харриса?
Диана: Да-да… как Кена и Барби! Все творчество сводится к игре в куклы. Взяли хороших актеров, не утративших зрительский интерес, вставили в нечто бессюжетное… Пришли, дескать, парочка героев бродяжками с дороги.
Сергей Ткачев: Ну, так себе представляют возникновение образа те, кто в искусстве деньги отмывает… закосив под «большого художника».
Анна: С ребенком, которого поэт принимает у возлюбленной, а потом отдает на потребу толпе… та же петрушка. Совершенно извращенное понимание сути творчества.
Сергей Ткачев: Как вы думаете, насколько широка аудитория у подобной продукции?
Натали: А какая может быть аудитория у продукции, эксплуатирующей актерскую известность той же Дженнифер Лоуренс, где с виду все бессмыслица, но типа там есть скрытые смыслы, которые всем известны с Библии? И какие выводы можно сделать, если из всех «скрытых смыслов» выводы за тебя сделаны с библейских времен?
Аделаида: Вот-вот! Меня тоже интересует, а какой ответ и на какой вопрос дает этот фильм? Что вообще можно ответить на внутреннее смятение инфантильного психа во время… даже не бури, а гипотетического предположения на тот счет, вдруг она все же грянет?.. Тем более, если уже столько ответов прозвучало вполне открытым текстом…
Натали: Ага, сейчас эти уроды, отмывающие оффшорные средства начнут говорить о действительно нравственных выводах, стремиться у духовному очищению, катарсису. Это же стандартное произведение с вопросом ко всему обществу, типа даже философским. И все на уровне конца ХVII века, то есть еще до века Просвещения, в результате которого они смогли предложить человечеству лишь гильотину в качестве главной музы революции. А вот честно ответить на вопрос, что же в их жизни давненько катится далеко не библейским образом… тут у них «скрытых смыслов» не хватает, поскольку все эти смыслы раскрыты и относятся не к философии, а из области уголовки.
Диана: Прошу прощения, но кому надо такую муть смотреть. Если честно, любой интеллектуал предпочтет кинговскую страшилку. На чем тут мозги ломать? Пока докопались только до библейских параллелей. И что? А в чем смысл?
Сергей Ткачев: Ага. А в чем смысл, брат? Сказать-то что хотел?
Натали: Да, обыкновенный кольцевой стереотипчик, навязываемый псевдоинтеллектуальным образом.
Анна: А потом придет злобная муза и наваляет автору от души…
Натали: Да, ладно вам! Прекрасно знаете, что ничего этому автору не будет. Если бы боялся, то такого бы не наворотил. Такое же не делаю …от всей души, не задумываясь о последствиях, поскольку нельзя не выразиться. Такое творят лишь в расчете на безусловные преференции.
Аделаида: То есть муз они, творцы нонешние, не боятся.
Анна: Если б только муз. Они Бога , Бога не страшатся.
Аделаида: Прям, так и возникает сожаление, что я …добрая…
Натали: Да-да, «страшная снаружи — добрая внутри»…
Аделаида: Не иронизируйте. Действительно жаль, что обнаглели в своей безнаказанности.
Натали: Ой, страху они неймут, ой неймут…
Диана: А вы знаете, мне кажется, что все эти фильмы про муз снимаются исключительно из страха, в попытке закрепления удобного образа.
Сергей Ткачев: А с этого места поподробнее, Дианочка!
Диана: Да ведь это же очевидно! Если не рассматривать всерьез попытку иносказательно изобразить «творческие муки», будто бы у них там есть свои доморощенные музы… которым они сердце могут вынуть, отыметь достаточно жестко, а ребенка отдать на потребу толпы… а герои с их содержанием там, конечно все банальны, ходячие схемы с библейскими клише хождения по кругу без нравственного и духовного развития…. то все так и смотрится! Это все наворочено со страху! А вдруг появится муза, которая не станет искать «его» или «малыша», которая не станет терпеть чужеродных «героев» с их банальщиной, нравственной деградацией до «скрытых библейских смыслов».
Анна: В этом что-то есть! Несомненно! К тому же… честно говоря, я тут попыталась нашей Ирине Анатольевне задать вопрос о кристалле света, преображающем все. Она мне сказала, что это попытка поиграть с вопросами Света и Тьмы. Ведь мы все несем в сердце искру божью… А тут… идет преломление вечных истин. Но в результате эти зарубежные художники на почве финансового вдохновения на офшорах и наркотического дурмана так и не смогли доказать, будто паразитирование на чужих душевных силах позволит создать им произведение искусства.
Диана: Думаю, эти «скрытые смыслы» скоро дойдут до каждого. Смотреть эту безнравственную чушь все равно невозможно. Появляются попытки сместить смыслы от муз в чисто библейскую историю, что уж прямо отсылает нас к беспочвенности наркотического бреда.
Объяснение смыслов и символов фильма «Мама!» Даррена Аронофски
Картина Даррена Аронофски «Мама!», кажется, возбудила всех. Народ резко поделился на тех, для кого это явный шедевр и для кого это полный бред. Такая же история с критиками – одни захлёбываются в похвалах и восторге, другие называют картину не только худшей года 2017, но и всего тысячелетия.
Метафоры Аронофски не всем по вкусу, также не по зубам смешение жанров в картине и смена тона. В результате – полное замешательство и путаница и частое ругательство в комментариях, типа «motherfucker» и производные от него, но обязательно присутствует «мать». Я не видела этот эпохальный фильм, и даже если бы видела, не думаю, что проникла бы своим умишком в библейское творение режиссёра, а потому просто предлагаю прочитать статью из collider.com, где сидят гиганты мысли. Эта статья – пошаговый спойлер «Мамы!» Если я отважусь её смотреть, буду пользоваться этой инструкцией по применению. Она бесценна. Не шучу. О спойлерах предупредила.
«Мама!» это аллегория о Боге и Земле. Персонаж Хавьера Бардема, которого я называю Поэтом, это Бог.Дженнифер Лоуренс, которую я называю Матерью, это Мать Земля. Их дом – это окружающая среда. Отсюда вся эта история претендует на параллель с Новым и Старым Заветом, коротко пересказанной с ненавистнической точки зрения на всю историю человечества.
Персонаж Эда Харриса представляет собой Адама. Когда его рвёт в туалете, сразу видно рану, где его ребро. Потом появляется его жена (Мишель Пффайфер), представляющая Еву. Им разрешено бродить по всему дому, исключая кабинет Поэта, но они это всё равно делают, а Ева разбивает огненный кристалл. Их оттуда изгоняют, и они занимаются сексом во всех углах дома, тем самым, олицетворяя первородный грех и падение человека в немилость после поедания запретного плода с древа познания в саду Эдема.Потом появляются сыновья Адама и Евы (братья Брайан и Донал Глисон) – они ругаются по поводу отцовского завещания.
В споре один брат убивает другого (Каин Авеля). Поэт и его родители выносят тело Авеля из дому, а брат-убийца убегает. Затем все сидят у гроба, а в дом заходит всё больше и больше гостей, чтобы погоревать. Поминки плавно перетекают в вечеринку, наполненную хаосом с раковиной, из которой начинает хлестать вода. Смерть Авеля вызывает потоп.
После того, как вода залила дом, гости уходят, Мать попрекает Поэта, что он отказывает ей в сексе. Занимаются сексом. Утром она объявляет о своей беременности. Он обомлел от такой новости, но его внезапно настигло вдохновение, что совершенно в голом виде он отправляется к своему столу творить. Когда он закончил своё творение, он показал его ей. Она сочла это прекрасным. Они решают посидеть в тишине и пообедать вдвоём, но люди опять начинают наводнять дом к вящему негодованию Матери.
В этом месте фильм слегка отходит от библейского повествования и даёт исторический ракурс в виде Нового Завета. Будущий ребёнок это Иисус. Но до его рождения Мать проходит через жуткие испытания, прежде чем Поэт, наконец, возвращается и даёт ей возможность родить сына в своём кабинете. Словно бы Бог на какое-то время забыл о Земле, пока не родился мессия. Человечество опять подкачало и принялось грешить – ребёнка похищают, убивают, пожирают его плоть, при этом в полном поклонении Поэту. Они нападают на Мать, срывают с неё одежды, забивают её до потери сознания, пока она не вырывается и не убегает от них в подвал, где стоит бочка с маслом, которое охватывает огнём весь дом. Когда отчаявшаяся мать, видя, как люди только и делают, что убивают и издеваются над ней, а Бог опять отсутствует, поджигает себя со всеми вместе.
Поэт достаёт бьющееся сердце из обугленной груди Матери. Она обращается в пепел, а её сердце становится новым огненным кристаллом. Он ставит новый сувенир на место старого, и всё словно обращается вспять. В их супружеской кровати просыпается женщина, но это совсем другая женщина. То есть, Земля и человечество погибли, но Бог попросту завёл шарманку опять – он нуждается в созидании и жаждет любви от тех, кого создаёт.
На протяжении всей картины Мать замирает, когда её обуревают чувства и трогает руками стены, где ей видится медленно гибнущее сердце. Дом всё время кровоточит, крошится и распадается на части. На ум приходит аналогия с природой, которая гибнет у всех на глазах в то время, люди забиваются в дом, обращая его в место хаоса.
Эти аллюзии неудивительны для атеиста Аронофски, известного защитника природы. Эта же тема гибели Земли при полном попустительстве Бога является ключевой в его «Ное».
Если честно, то не всё в фильме «Мама!» можно полностью соотнести с Библией или историй человечества, особенно вторую его часть. Что значит профессия врача для персонажа Эда Харриса? Почему война и хаос предшествуют рождению Христа, а не наступают после? Разве они не существовали всегда?
Еще вопросы к создателям фильма:
Есть ещё пара-тройка вопросов по поводу символизма в картине. Что может означать жёлтая жидкость в стакане, которую постоянно пьёт Мать? Она часто разводит водой желтый порошок из склянки, когда ей становится особенно плохо, но после того как она беременеет она его высыпает в туалет. Зачем?
Почему на её звонки отвечает служба МЧС? Куда в реальности звонит Мать Земля, когда ей плохо? Но кроме таких незначительных моментов, совершенно ясно, что это история об отношениях Матери Земли и Бога, окружающей среды и человечества, которое Аронофски считает чумой на теле Земли.
Часть ответов — что за желтый порошок, который пьет Мама вы найдете в этом видео:А что вы думаете о фильме Мама!? Считаете ли вы высказанное выше правильным?
Напишите свое мнение в комментариях — давайте обсудим этот замечательный фильм и его смысл или даже смыслы!
PS: Читайте так же результаты нашего просмотра культового фильма «Фонтан» Даррена Аронофски 2006 года, который так же изобилует множеством смыслов.
Натали: И там будет весьма полезно почитать коллективный мозговой штурм, который лишь доказывает главный вывод, к которому наша Каллиопа пришла после всех своих злоключений: человек по своей сути нравственное существо! Какие «скрытые смыслы» ему не навязывай за большие деньги, как не прикидывайся своим в доску с косвенной рекламой, а сторожевые центры внутри каждого непременно сработают.
Dorohuncio: 19.09.2017 в 16:52 Кошмар. Я точно пас.
georgina: 19.09.2017 в 18:54 я ещё думаю)) ну очень мудрёно
Boris: 20.10.2017 в 22:07 В одном из интервью Даррен Аронофски поделился, что создать фильм – сам по себе долгий путь. Каждый раз натыкаешься на стену непонимания, выгрызаешь новые возможности и все, что ты слышишь – «нет». С этими «нет» приходится вставать по утрам и работать дальше, пытаясь сделать из них хоть что-то похожее на хороший продукт. Именно эти эмоции в нем накипели и вероятно выплеснулись в «маму!».Диана:09.12.2017 в 17:28 фильм шикарен! Для разумных людей, способных мыслить.
Аделаида: И все, кто явно на содержании и заинтересован лишь в том, чтобы люди проголосовали деньгами за эту муть, в очередной раз измотали себе душу в поисках «скрытых смыслов» в тот момент, когда смыслы давно раскрыты, упорно твердят, что «фильм шикарен». Не стану отрицать, фильм действительно шикарен! Он именно шикарный, поскольку нынче вся голливудская кинопродукция на средства, выведенные из России и при развале СССР в беспрецедентных масштабах, — шикарная! И дальше можно не продолжать! Там «шика блеску» дано с лихвой, но кроме этого ничего… пустота, выгоревшее сердце музы. С трудом верится, будто там можно еще вынуть… что-то светлое, но кто ж его знает? Однако ассоциации от этого живодерства… запредельные, одному не осмыслить. Там ведь из подсознания лезет эта суть и общества потребления, и этого «свободного рынка капиталов».
Натали: Можно поговорить о давней проблеме… этого «свободного рынка капиталов». О форме, поскольку с содержанием — дело, явно, мутное, и правды там никто не скажет. О допустимости подобной формы, в которой сняты все барьеры допустимого для человеческой психики в реале.
Диана: Да, да. Мы можем привыкнуть смотреть на киношные кошмары и изображения смерти, но подобное в той же документалке дает серьезный удар по психике и нормальным человеком непереносимо.
Анна: Да, чтобы кошку в реале мучить — надо быть конченным садистом. Именно поэтому и есть соответствующая ответственность по УК.
Аделаида: Не понимаю, зачем использовать подобную форму (убитый ребенок, голый мужчина) в «шикарном» фильме с потугой на философскую мысль, когда подобное в изобразительном жанре давно никого не эпатирует. Просто, неприятно и все. Психика давно выстроила барьеры.
Анна: Да, как «художественный» прием подобное давно себя исчерпало. Устаревший штамп.
Натали: Да, это, всего лишь, лишнее доказательство бездарности автора. Он не знает, что хочет сказать и не в состоянии найти новых форм выражения своих … даже не знаешь чего — мыслей или чувств.
Диана: А за отсутствием ясных мыслей отсутствуют и четко выраженные чувства.
Натали: Ой, это же хрестоматийное: «Кто ясно мыслит — ясно излагает».
Анна: Опя-я-ять, опять имеем дело с авторами, не способными усвоить и освоить школьный хрестоматийный курс.
Натали: Ага, опять. Зато амбиций сколько и претензий…
Сергей Ткачев: А вот здесь, голубушки, отмечу, что зря вы рецензию из «Ведомостей» до конца не дочитали.
14 сентября 2017 г. В фильме Даррена Аронофски «мама!» все величественно, как в Библии
….Даррен Аронофски с абсолютной уверенностью (явно пришедшей после периода боязливости, прикосновений к водичке большим пальцем ноги) сравнивает себя с Богом, Богу на смех. Он осмелился. Он все-все освоил и обо всем, что накипело, решил поделиться: и мыслями о Христе, и об отношениях с музой, и о людях; у него расцветает невероятно сложный и многослойный символизм. Последний раз такой выброс у Аронофски произошел лет десять назад на фильме с подходящим названием «Фонтан», где он сам для себя и для двух с половиной забредших в зал несчастных пытался сформулировать ответы на главные вопросы Жизни, Вселенной и всего остального; казалось, что он потом успокоился, но куда там – таких пытливых не успокоишь.
Один трогательный момент: у него ведь в реальной жизни роман с Дженнифер Лоуренс. Лоуренс сейчас играет его музу, готовую сгореть на алтаре Творчества и отдать свое сердце Творцу, чтобы он переместил его в новую девушку и, поплакав, нашел в ней новое Вдохновение. (Иными словами – фильма не будет без актрисы, по-настоящему влюбленной в режиссера.)
Конечно, давно ходили слухи, что актерские способности Дженнифер Лоуренс значительно превосходят умственные, но, чтоб так по-человечески подставляться (варианты: отдавать сердце на сжигание, проявлять актерское самопожертвование), нужно совсем не понимать мужчин в целом и своего бойфренда в частности. Все уже разыграно, и когда Аронофски будет ее бросать, можно будет обойтись без лишних слов. Ты муза, девочка, ты все это уже играла – теперь давай гори.
Как вообще такие красивые девушки связываются с такими некрасивыми режиссерами? Как героиня Дженнифер Лоуренс могла выйти за пожилого морщинистого героя Хавьера Бардема? «мама!» и на это не дает ответа, но видно, что Аронофски ставил для себя этот вопрос, ставил и ставил, решал и решал. И мучился, как подлинный Художник.
Аделаида: То есть, провозгласили Аронофски большим художником… с большой буквы… типа у него своих карманных муз за наши деньги — полно!
Сергей Ткачев: Тут ведь еще есть провозглашение… неизменных правил игры. Не зря же Дженнифер Лоуренс снималась в «Голодных играх», весьма напоминающих именно нашу действительность…
Аделаида: Что-то не уловила на счет неизменности правил игры…
Сергей Ткачев: А когда речь заходит о музах, на самом деле это попытка представить, будто нынче произведения киноиндустрии так и делаются на вдохновении и финансовом риске, а не на отмывании оффшорных капиталов… Подразумевая, что вообще-то все офшоры возникли на вывезенных после Второй мировой войны награбленных нацистами сокровищах.
Аделаида: И что?
Сергей Ткачев: А то, что и в искусстве правила-то неизменные! Вот не возникает катарсиса из чисто мужской любви… или чисто женской! Должна быть нормальная любовь, традиционная, так сказать. Тут они через «Ведомости» и объявляются парой при том, что нравственных барьеров, судя по сценарию фильма, давно не имеют. И дальше уж не стоит удивляться… Дальше все будет шикарнее и шикарнее…
Натали: Хмм… А фото-то постановочные! Смотрите, они даже не прикасаются друг другу при поцелуе! И больше обувь демонстрируют, нежели высокие чувства… Небось, сами этих «папарацци» и вызвали, нехотя попозировали… А мы потом их скрытые смысла угадывай, пока они шикарно разлагаются на наши средства и наши возможности…
Пожалуй, лучшая новость дня: подружившиеся этим летом, Эми Шумер и Дженнифер Лоуренс вместе готовят фильм.
В интервью The New York Times Дженнифер Лоуренс обмолвилась, что на пару с Эми Шумер пишет сценарий комедии, в которой обе они также планируют сыграть. «Мы играем сестер, — пояснила Лоуренс. — Мы почти закончили писать сценарий. Слова лились сами собой — уже готово порядка ста страниц». Лоуренс также отметила, что считает, что они с Шумер в творческом плане созданы друг для друга, а совместная работа стала самым веселым опытом в ее жизни. Кроме того, Лоуренс рассказала, что в работе над сценарием им помогает сестра Эми Шумер Ким, которая также участвовала в подготовке сценария «Девушки без комплексов».
Дженнифер Лоуренс призналась, что они с Эми Шумер подружились лишь пару месяцев назад: Лоуренс написала Шумер имейл о том, как ей понравилась «Девушка без комплексов», и они начали переписываться. Актрисы не перестают шутить, даже когда не работают — во время интервью Лоуренс рассказала журналисту, что решила предупредить Шумер о том, что рассказала о фильме: «Я написала: „Я только что рассказала всё The New York Times, ничего?“ А Эми написала: „Что ты лесбиянка? Всё в порядке! Это здорово!“»
Сергей Ткачев: А нам лишь остается констатировать… какие талантливые и открытые люди — эти лесбияне! Вот мы и пожить не можем на свои, нам постоянно какие-то очередные испытания придумают сдвинувшиеся от безнаказанности и вседозволенности социопаты… Потом денежки к лесбиянам вывезут, а те нас одарят шикарной киношкой с массой скрытых смыслов, надерганных из Библии… А чтоб особо не париться, да? А то вдруг… искать эти смыслы перестанем, да?
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Загадки нашего времени. Часть I
- Загадки нашего времени. Часть II
- Загадки нашего времени. Часть III
- Загадки нашего времени. Часть IV
- Загадки нашего времени. Часть V
- Загадки нашего времени. Часть VI
- Загадки нашего времени. Часть VII
- Загадки нашего времени. Часть VIII
- Загадки нашего времени. Часть IХ
- Загадки нашего времени. Часть Х
1 comment
Замечательный цикл! Как всегда, с юмором, очень литературно. Все оживает!