Обращает на себя внимание, что в прессе последнее время пошли частые некрологи о смертях артистов. Нечто вроде «умер звезда некоего сериала». …Кхм, и сериал этот очередной не смотрел никогда, и артиста того в глаза не видел. Я понимаю, что сейчас «в цене» публичные фигуры, …но надо же как-то адекватнее соизмерять степень публичности с реальной известностью…
Хорошо, не будем о грустном. Дело в том, что сейчас кинопроизводство/производство сериалов/театральное дело поставлены на …индустриальную основу. Подлинное производство уничтожено, а вот предметная область, требующая творчества и нестандартного подхода, почему-то подвергается …стандартизации. Очень неуместно, на мой взгляд.
Технологий много, людей куча, даже деньги есть, а вот …подлинных достижений не то, что мало, а нет …от слова «совсем».
Конечно же всем известны прописные истины, что «первично содержание», что «необходимо придерживаться нравственных основ», но … человеческая природа такова, что «на слово» не верится — надо все на своей шкурке испробовать.
Короче, на ресурсах И.А.Дедюховой неоднократно озвучивался её тезис о главенстве смысла/смыслов, которые и генерируются сейчас практически ей одной, поскольку комплексным знанием и нравственными категориями владеет/оперирует лишь она одна из тех, кто обладает определенным дарованием. Остальные «одаренные» почему-то пренебрегают столь прозаическими вещами, как кондовая нравственность, а необходимые знания не удосужились приобрести в свое время. Опять же, при «индустриальном» методе освоения бюджетных средств в искусстве главенствующую роль имеют личные коммуникации, то есть «связи». А это — весьма специфические издержки и воспитания, и существования, на которые готов пойти не каждый.
К тому ж «социальный заказ» никто не отменял. Он лишь трансформировался, если не сказать, что деградировал. Отсюда, и получаемый результат — неудобоворимый продукт, несущий на себе неистребляемое клеймо бездарности и ненужности.
И как в таком мире делать актерское имя. Актер — существо зависимое изначально. Можно гениально сыграть очередного подонка из очередного убогого сериала, но кто это увидит и оценит.
Вот у меня есть брат двоюродный (если претенциозно, то кузен). Он лет двадцать назад (до того момента находясь в «поиске себя»), что называется, вышел на актерскую стезю. Мужчин его возраста в профессии практически не осталось, и он решил заняться любимым делом при появившемся окне возможностей. Да, он сыграл много где, список фильмов и сериалов велик …Та-да-да-дам… Я — его кузина — лицо заинтересованное — не видела ни одного… потому, что…
Потому, что нашу кинопродукцию смотрю лишь затем, чтобы написать очередной критический разбор …а больше незачем… Так получается. Хочешь похвалить — а нечего. Сейчас карьеру делают на жанре критических разборов. Вот они популярны. Такое ощущение, что видеопродукт только для этих целей и снимают. Сразу вспоминается Д.Неведимов с его первой и второй производной на финансовом рынке. А теперь, похоже, о явлении следует говорить и в другой виртуальной индустрии.
Но я же хочу про хорошее… Оно же было… Вот сравнительно недавно… И, слава Богу, не все примерли. Есть же живые…
9 августа 2018, 00:01
«Я верю, что мысль материальна»
Заслуженный артист России Сергей Чонишвили — о рациональном подходе, бешеном ритме и законе сохранения энергииАктер Сергей Чонишвили откроет свой новый театральный сезон «Методом Гренхольма» по мотивам пьесы Жорди Галсерана. Спектакль режиссера Явора Гырдева сыграют на основной сцене Театра Наций. Корреспондент «Известий» встретилась с заслуженным артистом России и расспросила о многочисленных проектах, в которых он принимает участие.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Записываю аудиокниги «Последний русский царь» Эдварда Радзинского и «Кармалоджик» Алексея Ситникова. С Натальей Семеновой и Алексеем Айги продолжаем работу в спектаклях «Онегин», «Магия музыки, магия слова» и «Русский Гамлет». В июне я снялся в картине Михаила Морскова «Волшебник». Параллельно пишу документальные и обучающие фильмы, рекламу, служу в МХТ им. А.П. Чехова, в Театре Наций, и в «Табакерке» играю в нескольких спектаклях…
— Вы никогда не задумывались, что из-за чрезмерной загруженности что-то в жизни упускаете?— Никогда. Я очень долго выстраивал свою жизнь именно в таком графике. Мне нравится, что у меня есть часть работы, которую необходимо делать, потому что я развиваюсь в творчестве и профессии. Есть другая часть работы, которая позволяет мне зарабатывать. А еще есть работа, которую мне просто приятно выполнять, и совсем неважно, сколько мне за нее заплатят.
А вот на что у меня действительно не хватает времени, так это обращать внимание на идиотизм окружающей действительности (смеется). Я всё время нахожусь в тонусе. Возможно, такая скорость жизни не очень правильная, но на сегодняшний день она меня полностью устраивает.Я убежден, что большинство людей серьезно меняются с возрастом: другими становятся их характер и мировоззрение. Я же, напротив, только укрепляюсь в своих взглядах, которые в общих чертах сформировались уже к 16–18 годам.
— Вы не преувеличиваете?
— Нисколько. Услышав мои рассуждения в 25 лет, окружающие мне говорили: «Посмотрим, как ты в 30 запоешь…». Но вот, мне исполнилось 53 года, а я глобально нисколечко не изменился. Только разве что пальцы стали по-другому гнуться, голова поседела, пара зубов стоят на штифтах… Но я собираюсь функционировать еще долго — не только как человек, но и как творческая личность. Поставил себе планку — собираюсь прожить 121 год. До 120 лет буду работать, а в последний год — много путешествовать (смеется).
— Вы считаете это реальным при нашей экологии и бешеном ритме жизни?
— Вполне. «Наши предки вообще жили по 500», — как написал великий человек Григорий Горин. А бешеный ритм — это прекрасно, потому что этот график помогает нам существовать и чувствовать себя нормальными людьми. У тебя может что-то болеть, но ты всё равно просыпаешься утром, зная, что должен ехать на работу.
— Многие ваши коллеги по киноискусству сетуют на глобальное падение уровня образования у молодых людей. У вас есть мнение на этот счет?
— Я для себя вывел аксиому, что человеческая цивилизация вообще глобально тупеет. А мы с вами живем в период развития этой деградации. Я не говорю про технологическое совершенствование (оно идет семимильными шагами), а про падение всего человеческого и эмоционального. В глобальном смысле человеческая особь становится глупее и менее заинтересованной в чем-либо. Известно, что история развивается по спирали. Мы сейчас живем где-то в «средних веках», и мне жаль, что я наблюдаю именно этот период. Возможно, я еще застану время, когда человечество опять начнет подниматься. Период «возрождения» ждет нас впереди.Возможно, общий уровень падения человека связан с современными возможностями получения информации. Ее слишком много, и находится она в доступности клика на компьютере, планшете, смартфоне. Например, в мое время нельзя было вбить поисковую команду и получить информацию. Нужно было сесть в троллейбус, доехать до библиотеки, заказать книжку, полистать. Это был другой подход, и я не утверждаю, хорош он или плох. Но трудно не согласиться с тем, что технологические возможности позволяют мыслительной деятельности человека несколько деградировать.
Если сегодня попросить добрую половину людей что-нибудь написать от руки, то, скорее всего, их почерк будет похож на почерк второклассника. Это нормально. Это закон сохранения энергии: поскольку технологии сделали большой шаг вперед, человеческий организм должен сделать шаг назад.— Сегодня к человеку предъявляются повышенные требования. Его осведомленность обо всем на свете должна быть максимальной, чтобы быть успешным.
— В этом и заключается причина нашего отупения — в стремлении знать все обо всем. Знать все обо всем нельзя. Вернемся к прекрасному и вновь популярному сегодня персонажу Шерлоку Холмсу. Он жил в полной уверенности, что Земля стоит на трех китах, но зато мог отличить грязь Кэмдена от грязи Вестминстера. Каждый человек должен хорошо владеть одним, двумя делами максимум. Обо всем остальном он может лишь иметь какую-то поверхностную информацию… Но если он будет знать всё обо всем, он не станет профессиональным человеком ни в одной области. Каждому из нас нужна только та информация, которая помогает быть специалистом в том, чем ты занимаешься.
— Будучи представителем творческой профессии, вы мыслите четко, как компьютер.— Творческим человеком очень удобно быть, потому что можно вроде бы ничего не делать, ведь ты весь такой творческий. Я против такого подхода. Чтобы что-то сделать в этой жизни, нужно научиться использовать свое время рационально. Например, вместо того, чтобы месяц не убираться в квартире, а потом устраивать генеральную уборку, можно просто поддерживать чистоту ежедневно: у тебя капнуло что-то, ты взял и подтер. Я также уважаю тех, кто ценит время друг друга и не тратит его впустую.
— В одном из интервью вы сказали, что большие деньги вам неинтересны. Неужели вас совсем не прельщает богатая жизнь?
— Если деньги становятся самоцелью — это бред. В этом случае человеку надо срочно обращаться к врачу и пытаться поправить себе мозги. Я искренне не понимаю, зачем людям много денег? Это к вопросу о господине Захарченко, у которого, как оказалось, было обнаружено 9 млрд. Зачем человеку 9 млрд? Он хочет их с собой в могилу унести? 9 млрд — это сумма кретинистически огромная, потому что даже президентский грант, который был выделен для поддержания культуры в нашей стране, исчисляется в миллионах. Денег должно быть ровно столько, сколько тебе нужно на сегодняшний день.
Деньги — это просто свобода выбора, как сказал Милош Форман. Если у меня их нет, я думаю о том, как их заработать. Кстати, это прекрасно знал Олег Павлович Табаков. Он всегда помнил, какое количество времени для творчества у него открылось, когда он получил свою первую квартиру. Вместо того чтобы отдавать всего себя заработкам на жилье, он пустил свою энергию в творчество. Поэтому всем молодым людям, поступавшим на работу в МХТ, он прежде всего старался помочь решить квартирный вопрос. Просто для того, чтобы человек начал по-другому использовать свой потенциал.— 3 августа вам исполнилось 53 года. Что для вас значит возраст?
— Глобально ничего — очередное 3 августа, которое, как и многие предыдущие, я отмечал на работе. Вообще, что такое возраст, я сформулировал еще в 21 год. Возраст — это количество уменьшения удивления за месяц, неделю, день.
— Вы еще верите в чудеса?— Я верю в то, что мысль материальна. Был в нашей жизни один замечательный человек — Олег Иванович Янковский. Он на самом деле обладал способностью материализовывать свои желания. Просто мог сказать: «Очень хочется сыграть в театре за рубежом! В кино я уже снимался, теперь хочу поработать в театре!». Спустя какое-то время у него появлялся международный театральный проект. В чем секрет? Да просто человек этого хотел, подсознательно концентрировал всего себя на этом желании.
Я тоже считаю, что мысль вполне может стать материально воплощенной. Конечно, одной формулировки здесь недостаточно. Любая цель должна иметь конкретные шаги. Прежде чем мечтать об «Оскаре», нужно для начала снять фильм, который сможет пройти отбор на международный кинофестиваль. За любой глобальной задачей стоят шаги, которые приводят к ее воплощению. Именно поэтому очень вредно жить одними мечтами — нужно жить здесь и сейчас, нужно здесь и сейчас решать задачи, которые перед тобой стоят.
Вот, совсем недавно мой ребенок сходила в Большой зал консерватории на проект «Магия музыки, магия слова» с музыкой Алексеея Айги. Меня подруга приглашала, но я не могла. Долго рекомендовала чаду обратить внимание на Даниила Страхова, которого обожаю, но на неё впечатление произвел только Сергей Чонишвили. Я была крайне удивлена, но мне объяснили, что стихотворный материал, который был, оказался никаким, мызычка так себе, а вот прозвучал только выразительный и глубоко окрашенный тембр Чонишвили. …Та-а-ак, не надо пенять на художественный вкус моего ребенка! Не надо!!! На вечере Михаила Казакова, когда ей было лет десять она была поглощена исполнением артиста. И не только она. Зал не заметил, как часа два прошло, пока Казаков сам любезно не поинтересовался, не устала ли публика. А он один на сцене был, и только читал стихи. Кстати, его весьма характерный голос, не столь богато окрашен, как, например, у того же Ланового, но слушать его можно было бесконечно в силу его бесконечной же любви к поэтическому слову. Правда, он и читал кондовых классиков.
С музыкой у моего ребенка знакомство тоже почти профессиональное. Все детство в хоре, на Бортнянском взрощена. Одного «Евгения Онегина» за свое суровое детство довелось раз пять в разных постановках выслушать. На всяческих фестивалях пришлось побывать — её фоторабота аж на сайте Новой Оперы висела. Это я все к тому, что вполне себе, искушенный зритель/слушатель, посему её оценкам доверяю. Не понравилось, опять же, не только ей, но и другим участникам культпохода.
То есть, даже хорошие артисты при отсутствии достойного материала не в состоянии заинтересовать комплиментарно расположенного зрителя. Одного (безусловного) актерского дарования «маловато будет».
Я-то, кстати, сильно удивилась, что Даниил Страхов не впечатлил, поскольку давно очарована его работой в роли молодого Штирлица, то есть Исаева в сериале Урсуляка. Вот, вроде бы, и не такой поганый материал (худо-бедно Юлиан Семенов), и режиссер профи, и исходные идеи не деформированы особо… А что-то пошло не так. Кто про эту работу помнит?
Про Чонишвили приблизительно то же. Имя знаю, актера видела, убеждена, что талантлив. А где видела, какие образы создал — вспомнить самостоятельно не могу. Вот, про Лео ди Каприо помню. про Камбербэтча помню, про Бейкера тоже, а про нашего родного Чонишвили надо к Гуглу обращаться, но лень. Хотя, заведомо он не менее масштабен, а в чем-то, возможно, во многом превосходит всех вышеперечисленных.
Ещё раз, ещё раз — проблема в материале. Вот начала я статью про Николая Черкасова — до сих пор завершить не могу. Утонула в материале. А он ведь работал в период малокартинья. Но созданные им образы таковы, что надо рассказывать и рассказывать. Чувствуете масштаб? Так это масштаб либо самих героев (исторических), либо литературных образов. Да, да эта пресловутая литературная основа, о которой талдычит И.А.Дедюхова. Она не права? Сколько шишек надо набить, чтобы усвоить справедливость прописных истин?
Вот, прочитали интервью актера. За отсутствием достойного материала, который он мог бы профессионально озвучить, он дает интервью. Хорошо! Раньше в таких беседах с журналистом говорили о своих творческих планах и работе над образом, то есть о той предметной области, в которой разбираются профессионально. А сейчас про образы ни гу-гу …за их отсутствием. Сейчас актер пустился в пустопорожние рассуждения о вещах, о которых он может судить лишь на бытовом уровне, вроде судачанья бабушек на скамейке (у которых, кстати жизненного опыта может быть и поболе). Ну, озвучил он парочку штампов и стандартных благоглупостей — нам-то они зачем? Просто, и этим текстом, и выбором поэтического материала для проекта в консерватории показал, что не актерское дело — смыслы генерить. Он лишь исполнитель.
Женский век короток. А что мужской актерский длиннее? Практически лучший период творческий канул в лету у незаурядных людей — а каков результат? Любая соплячка будет недоуменно плечами пожимать — и будет права. Вы (уважаемые актеры) этого достойны?… Вопрос риторический.
Ещё когда была написана статья «Продюсеру на заметку»? Что с тех пор поменялось? Только то, что зритель осмелел и готов кино- и телеиндустрии в морду плевать, не стесняясь. «Ты этого хотел, Жордж Данден?»
Есть же залежи литературного материала у И.А.Дедюховой. Про него прекрасно знают заинтересованные лица. И даже пытались получить на халяву — сама видела, как пришлось «дать по рукам». И что? Совершенно уникальный и колоссальный зрительский интерес к балету, полученный на кислотном скандале, был безвозвратно проср… (пардон) утрачен. Монетизировать его дешевой поделкой Тодоровского младшего не удалось. А потенциал был огромный. Какие сериалы можно делать, и как на этом зарабатывать, показала та же «Игра престолов». А какую эстетику можно было забабахать на «Парнасских сестрах», а какие творческие карьеры сделать.. М-м-м-м… Сплошные упущенные возможности.