Был тут недавно у И.А.Дедюховой вебинар по поводу творчества молодого Тодоровского. Сразу дам вывод, который там прозвучал, может быть не в совсем точной формулировке, но, как запомнилось.
Тодоровский в своих работах занимается искажением нашей коллективной памяти, методично извращает недавнюю историю страны, осуществляет подмену.
Короче говоря, откровенно лжет.
Интерес такой к творчеству данного режиссера был вызван (естественно) грядущей (на тот момент) премьерой фильма «Большой». Сами понимаете, это тема ресурсов И.А.Дедюховой, к тому же, она по этой истории целый роман написала, «Парнасские сестры» называется.
Всё познается в сравнении. Дело в том, что в некоторых рецензиях на рассматриваемый фильм звучит претензия подать его, как кинороман. …Ну-у-у что сказать? … Читайте, смотрите, …почувствуйте разницу. Хотя, что там соизмерять? Слон и моська. Просто моська слишком наглая (это я о Тодоровском и его сценаристе). Такие жалкие потуги сочинить идиотскую коллизию…
Зачем страдали, зачем мучились? Ведь предлагала же Ирина Анатольевна свой текст для экранизации (я сама письма рассылала вот с таким предложением):
Наталья
Уважаемый …!
По сети ходят слухи, что кто-то собираетесь снимать фильм о Большом театре, затронув всем известные недавние драматические события. Как хотелось бы, чтобы этим Некто были Вы.
Ирина Анатольевна Дедюхова была основным «ньюсмейкером» (по её статьям и материалам проходило все освещение этой истории в СМИ).
На абсолютно документальной основе (в том числе и по данным её расследования) был создан роман «Парнасские сёстры»
При этом роман не только детективный, но и «мистический». В нем поднят огромный пласт античной мифологии. Вся история представлена в виде эпизода войны муз и гарпий, а в героях читатели узнают известные публичные фигуры.
Невооруженным глазом видно, что мощный материал. Похоже, не по зубам оказался…
С этим фильмом случилась ведь ещё одна оказия – он, один из уже многих, кто в очередной раз поиспользовал бренд Большого, на очередную величину единиц измерения статуса и авторитета опустив его уровень.
Только диву даешься, на какой же высоте находилась планка главного театра страны, что её столько лет опускаю-опускают, а она ещё как-то скособочившись, но держится, правда, уже достаточно низко. Сколько людей положило свой талант и служение во славу главного бренда страны, сколько лет (точнее столетий) складывались традиции, сколько жизней на это было положено.
Хм, … но даже рецензенты фильма Тодоровского спешат вослед режиссеру оболгать казалось бы незыблемые вещи.
В последующие годы руководители и спикеры театра старались сделать все, чтобы кислотный скандал уплывал все далее в историю, а все разговоры касались только творчества. Мы танцуем и поем, делаем это хорошо и не даем никаких комментариев.
Им очень хотелось вернуться в незапятнанное прошлое. Так же, как значительному числу балетоманов хочется вернуться еще дальше — во времена триумфов советского балета.
Триумфы эти тоже в некотором роде легенда. Нет, артисты действительно были прекрасные — Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Екатерина Максимова, многие другие, кто же спорит.
Но так счастливо богат артистами Большой был из-за общего несчастья — железный занавес исключал возможность выбора.
Это сейчас, если тебя не взяли в Большой, ты можешь на триста процентов самореализоваться за границей (как ставший мировой звездой в Вене и Берлине Владимир Малахов, как покорившая Сан-Франциско и Европу с Азией Мария Кочеткова). Более того, из театра можно уехать, в театр можно вернуться, можно работать и там, и там — хотя и непросто это, конечно.
В советское же время сбежать из главных театров страны, если вступаешь в конфликт с начальством, можно было а) навсегда за границу — и ты предатель родины; б) в провинцию (как осуществивший себя в Новосибирске Никита Долгушин); в) в смерть (самоубийство звезды Мариинки Юрия Соловьева и другие, медленные, алкогольные самоубийства). Выбор небогат, и потому Большой мог собирать такую блистательную коллекцию артистов на своих условиях. А потом везти их на гастроли, тщательно фильтровать выходящие там рецензии (и где ты прочитаешь все отзывы, еще никакого интернета?) и создавать впечатление абсолютного триумфа. Вот этого «впереди планеты всей».
Понятно, что проверить, впереди или не впереди всей планеты наш балет, советский человек не мог.
Он видел прекрасных артистов в прекрасных классических спектаклях, основательно разбавленных в репертуаре каким-нибудь «Иваном Грозным», «Ангарой» и прочей томительной ерундой, а чем занимаются мировые театры, не видел. Значимые гастроли случались раз в десять лет, и попадали на эти спектакли очень немногие.
Если бы тогда была та же возможность сравнения, что есть сейчас, если бы все могли увидеть хоть по телевизору спектакли Парижской оперы или NewYorkCityBallet, мифа бы не было. Но он есть, он держится в памяти балетных поколений и влияет на восприятие: нынешних артистов и нынешний театр мы оцениваем, уже сравнивая их с другими, те же — прошлые — оказываются несравниваемыми и потому несравненными.
Ну?! И как вам такой пассаж?!… Искренне возмущена столь откровенной ложью!…
Зачем лепить публично столь откровенную нелепицу? Чем «хороши» лжецы – они нелогичны. Пусть легенда Большого – это выдумка закрытой железным занавесом страны. Пусть к нам не попали отрицательные рецензии, а только хвалебные (как подразумевает автор). Тогда почему (отсутствующая) слава до сих пор капитализируется за границей? Почему сейчас при открытых границах, при явно упавшем уровне самого театра, зарубежные гастроли продолжают пользоваться успехом. И при открытых границах (в том числе информационных) публике не перестают демонстрировать позитивные отзывы тамошней критики?
Да и в самом тексте утверждения имеется уже его опровержение: «Это сейчас, если тебя не взяли в Большой, ты можешь на триста процентов самореализоваться за границей». Как такую фразу понимать? Разве, это не показатель?
Я чего-то не пойму? Раз славы не было тогда при наличии очевидных звезд и талантов, то откуда она взялась сейчас, когда таковых стало гораздо меньше?
Ведь и бежали-то «туда» исключительно из-за высочайшей конкуренции «у нас». Сбежавшие получали новый шанс на блестящую карьеру, которая в родных театрах близилась к концу – молодёжь активно наступала на пятки. Бежали для продолжения самореализации, от творческого голода – на западе все остальные, работавшие в жанре, были не конкуренты. Разница в уровне была очевидной.
Да и сейчас почему предлагается ехать туда же, причем не самым лучшим. Потому, что там и такое сойдет даже сейчас. Причем доказательство последнего тезиса присутствует в самом же рецензируемом фильме.
Валерий Тодоровский представил «фильм-роман» о балете
Казус случился с главной героиней, хотя на кастинг Тодоровский потратил больше года, сразу установив, что играть балетных артистов должны артисты балета. Свою Юлю он отыскал в Варшаве (выпускница вильнюсского балетного колледжа Маргарита Симонова работает в Национальном балете Польши уже семь лет). И хотя режиссер мудро отказался от демонстрации сценических достижений, ограничившись показом репетиционного сора с сорванными поддержками и пируэтами, в гениальность юной балерины поверить никак не удается. А вот в ее шахтинское происхождение — легко, и не потому, что героиня неблагозвучно чокает или «некультурно» изъясняется. Повинен ее физический облик: простецкие черты лица, широкие плечи, накачанные икры — пропорции фигуры принадлежат девушке из разряда тех, что в балете именуются рабочими лошадками, берущими свое тяжким трудом. Куда более одаренной выглядит конкурентка гениальной провинциалки, москвичка из состоятельной семьи (ее играет Анна Исаева, уже завершившая танцевальную карьеру),— девушка с разрезом глаз Шемаханской царицы, удлиненными линиями ног и воспитанной стопой. Балет — искусство телесное, и режиссер, выбрав на роль артистку с внешностью девушки из глубинки, невольно разрушил веру в талант героини, на которой строится вся коллизия фильма. Между тем ничего специфически провинциального нет в облике мировых звезд, проведших детство вдали от столиц,— взять хоть Светлану Захарову, рожденную в Луцке, хоть Владимира Малахова, уроженца Кривого Рога.
Вот видите, можно сказать, ошметки русской-советской балетной школы (из Вильнюса) вполне себе успешны (хотя бы) в Польше.
Это я всё к тому, что, как хочется изменить взгляд даже на бесспорные достижения преданной страны. Как хочется оплевать собственную историю. А почему? А потому, что на её фоне многие (ох, многие) выглядят пигмеями. Подобным образом таковую ничтожность никак и не исправишь…
Ладно, это была ложь рецензента. Перейдем к откровенным ляпам фильма, которые не смогли не заметить даже недобросовестные рецензенты.
Но, конечно, не в драматургии дело, хотя экзотичные эпизоды вроде состязания пьяных выпускниц в количестве фуэте, происходящего в холле общежития в присутствии десятков орущих соучеников, которые держат тотализатор, доверия не вызывают. Спору нет: балетные девочки пьют (и блюют), как обычные, но шума и демонстративной публичности все же избегают, особенно на территории школы.
То есть фильм несколько маскирует эту принципиальную неинформированность, добавляя «жизненные детали» вроде пьяного соревнования в фуэте, которое устраивают балетные девицы в школьном общежитии, но вообще-то именно эта «деталь» кажется насквозь выдуманной. Порядки в балетной общаге весьма отличаются от пэтэушных общаг, и никто не будет рисковать отчислением. Где-то вне школы — ради бога. Внутри — практически невероятно.
Тут, собственно, и обсуждать нечего. Что и говорить – идиотская сцена с тотализатором и пьющими в стенах хореографического общежития балетными. Но желание авторов «опустить» и имеющуюся реальность другого (не доступного им) мира очевидно.
При этом само развитие сюжета и видение авторами конкуренции в мире большого балета – практически благостное, что (опять же) не смогли не заметить критики фильма.
От этого разные перипетии, которыми сценаристка Анастасия Пальчикова постаралась оживить действие, текущее довольно вяло из-за конфликта хорошего с лучшим (девушки-конкурентки с детства состязаются в честной борьбе, поддерживая друг друга и даже — по разным причинам — уступая друг другу вожделенные роли), обрываются на полпути.
Во всем остальном фильм Тодоровского — рассказ о таком благостном театре, которых на свете не бывает.
Потому что после покушения на Сергея Филина в 2013 году вздрогнул и разрушился миф о живущих в цветах служителях Терпсихоры, что даже испражняются фиалками. На суде всплывали очень неприятные детали быта главного театра страны;
В последующие годы руководители и спикеры театра старались сделать все, чтобы кислотный скандал уплывал все далее в историю, а все разговоры касались только творчества. Мы танцуем и поем, делаем это хорошо и не даем никаких комментариев.
Нет, конечно, мы не слышали, как танцовщица из третьестепенного театра получила большую карьеру после удачного замужества. Давайте поверим в то, что две соперничающие девицы могут дружить (ок, стекла в пуантах — древние предания, но эффектную интригу, вроде сообщения мнительному худруку, что соперница собирается его подставить, никто не отменял). Давайте не заметим адской гонки со временем, в которую вступают все балетные («да ты что, она же уже старая, ей тридцать с копейками» — вполне будничная фраза), и то, как именно эта гонка портит нервы и характер.
Действительно, очень заметно, как сюжет фильма конструировался от обратного. От обратного тому, что происходило в «кислотной атаке» и вокруг неё. Повествование в киноленте Тодоровского стремится как можно дальше уйти от анализа причин произошедшего, в конечном итоге, от осмысления нынешних реалий, современной действительности.
Вот вышли создатели фильма перед публикой – ерунды какой-то наплели, серость какую-то показали, денежки собрали и всё. Зрители-то посетили кинозал только потому, что увидели на афише название Большой. Сколько бы не пытались принизить его былую славу, о она ещё очень …рентабельна, даже на экране.
Помнится был скандал, который освежил интерес к жанру. Но и это громкое событие старательно обходят, хотя эксплуатируют именно его (скандала) коммерческий потенциал…
Обман! Сплошной обман!… Обман надежд и ожиданий…
Самый главный обман — тусклая картинка. Очень невзрачное художественное решение.
Вот следующее высказывание — …недостоверное…
Обаяние «Большого» — в искреннем восхищении балетными людьми и этой невероятной профессией, которым пронизан фильм Тодоровского. Видно, что режиссера пленяет буквально все: одежда, привычки, сленг. Валерия Тодоровского завораживают человеческие отношения в этом странном мире, где бытовые разговоры люди ведут, привычно задрав ноги за уши, где физические перегрузки и солдатская дисциплина — норма жизни, где мальчики хватают девочек за ляжки не от похоти, а по долгу службы, где девочки уверены, что теряют девственность не в постели, а от растяжек.
Нет заинтересованного взгляда камеры на мир и жизнь героев. Да и самими прелестными девами авторы не любуются. Тоскливый, намеренно заниженный визуальный ряд. Даже в рамках авторской задумке о контрасте балета и провинциального городка — разницы в цветовой палитре не наблюдается.
Главная героиня фильма — юная талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтерского городка (в детстве — Екатерина Самуйлина, в юношеские годы — Маргарита Симонова), которую замечает бывший артист балета Потоцкий (Александр Домогаров) и привозит в Москву. В балетной школе педагогом Юлии становится жесткая и неординарная Галина Михайловна Белецкая (Алиса Фрейндлих) — она попробует сделать из своенравной ученицы приму-балерину Большого театра. (Источник)
Нетрудно заметить, что сюжет вымучивали, отталкиваясь от настоящего анализа произошедших событий, который сделала И.А.Дедюхова.
2013г.
Сказать вслух, что Владислава заменили блестящим учеником Николая Максимовича Цискаридзе Денисом Родькиным, безусловно, нельзя. У нас отчего-то на такое как-то «глаз не пристрелямши», какой-то ком в горле стоит и мешать сказать правду. Можно подумать, что таких «других солистов» в Большом театре — полным полно. Что характерно, Денис никого не из партнерш не травмировал, даже ничего из декораций не уронил. Ничем не выделился и оказался совершенно незаметным на фоне фаворитки Сергея Филина — Ольги Смирновой.
А вот для нее гастроли в Лондоне сложились на редкость удачно. Напомню, что именно Ольга Смирнова вызывала ряд нареканий со стороны Н.М. Цискаридзе тем, что не выполняла часть движений в классический балетах, попросту из-за того, что имеет слабые данные. Скорее всего, Сергей Филин имел в виду, что Цискаридзе его «шантажировал» вовсе не по поводу его заявления, будто Анжелина Воронцова — «толстая», а как раз своими настойчивыми требованием к его любимице Смирновой — танцевать в «Лебедином озере» классику, а не отсебятину, которая ей по силам.
Но… вышло все не так, как предполагал Цискаридзе, а совсем наоборот. Ольга Смирнова под чутким руководством Сергея Филина становится звездой. И как-то сами собой сыпятся с бывшего яркого небосклона Большого театра все звезды, которые могли бы ей составить малейшую конкуренцию. И при этом немного странный тон имеют заголовки, больше похожий… нет, даже не на спортивные соревнования… А вам это ничего не напоминает?
Об этом г-жа Захарова сообщила «Известиям». — Сегодня должен был быть мой последний гастрольный спектакль. У моего партнера, с которым я должна танцевать, небольшие травмы, поэтому было принято решение, что он не может сегодня выйти на сцену и соответственно я тоже, потому что ни с кем больше не танцевала этот балет. Без репетиций выходить на сцену — опасно, там очень сложный дуэт, — отметила прима.
В данный момент Светлана Захарова находится в Лондоне, однако в скором времени покинет столицу Великобритании. В беседе с «Известиями» прима-балерина подвела итог своих выступлений на сцене Ковент-Гардена.
— В Лондоне всегда выступать сложно, потому что очень много спектаклей. У меня за две недели было четыре спектакля, три из них — разные. Я танцевала через два-три дня, это было сложно. Сцена Ковент-Гардена удобная, хотя и меньше, чем в Большом театре, к этому тоже мы привыкли не сразу. Но очень теплый прием публики всегда перекрывает сложности, — резюмировала г-жа Захарова.
Сложно танцевать в Лондоне Захаровой… а Смирновой — в самый раз! А как Мария Александрова «сошла с дистанции», так ведь и врагу не пожелаешь… Зато светлое будущее перед скромной девушкой Ольгой Смирновой, хоть и не выполняющей всех положенных па, вырисовывается все отчетливее!
Вот только само «совершенно случайное» стечение обстоятельств… или «прохождение дистанций»… все больше напоминает отвратительный «танцевальный аттракцион» из фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
Вначале уезжает из Большого в Михайловский театр, а после и вовсе в Лондон «звездная пара» — Иван Васильев и Наталия Осипова («Побег из Большого«). Вот «сходит с дистанции» прославленный премьер, которому не нравилось, как Оленька Смирнова выполняет движения. Выясняется, что он — «скандальный», да и в целом… «шантажирует». Потом выясняется, что Павла Дмитриченко надо вообще изолировать от общества, а его девушку, ученицу Николая Максимовича, надо бы тоже… того, поскольку уж очень она не нравилась Ольге Смирновой.
Потом вообще начинается какой-то калейдоскоп… Ланстратов травмирует Александрову, чувствует, что и ему пришлось несладко, а Светлана Захарова остается без партнера и понимает, насколько сложные гастроли в Лондоне.
Извините, и сама знаю, что все эти кадры — редкий садизм над зрителем, а никого катарсиса в конце не ожидается. Но почему-то… навеяло.
Согласитесь, что когда по всей стране днем с огнем не сыскать каких-либо «везунчиков» без прочных связей в правоохранительных органах либо с представителями власти, так мало кому везет с весьма со средними способностями. Оно и со способностями-то везет крайне редко, а тут… такое поразительное везение!
Ну, разве это не удивительно? Павел Дмитриченко, восходящая звезда мирового балета «совершенно случайно» попадает в тюрьму, где его нарочно держат наподобие Овода обездвиженным. Непосредственная конкурентка, безусловная прима ГАБТ «совершенно случайно» оказывается его девушкой, да вдобавок и ученицей главного критика Ольги Смирновой, которому «совершенно случайно» удалось как-то не попасть в тюрьму даже после допросов с угрозами применения полиграфа…
Все остальные «совершенно случайно» расчистили дорогу Оленьке к блестящим рецензиям и большому успеху. Возможно, вся эта история изначально задумывалась, чтобы Оленька повторила успех Галины Улановой, которая тоже стала мировой звездой на гастролях ГАБТ. И… как все понимают, после таких историй дома уже не живут. Ищут обычно место, где все можно начать с «чистого листа», но с брендом русского балета, который какой только грязью не вымазали…
…Так о какой же «роковой балерине» для всей балетной труппе ГАБТ стоило снять Глебу Пьяных свой фильм «Исповедь роковой балерины»? Ведь не Анжелина Воронцова сидела в машине Сергея Филина накануне «эпохального» прэступленья… Сейчас бы время вспять повернуть, да переснять, верно?
А мы посмотрим, как это было снято и подано — вместе с послесловием Николая Цискаридзе после его увольнения из ГАБТ, когда с ним побеседовала Ксения Ларина в свой программе «Культурный шок» на «Эхе Москвы».
Продолжение следует
Читать по теме:
Читать по теме:
P.S. От администрации «КНИЖНОЙ ЛАВКИ»
В «Книжной лавке» опубликован роман Ирины Дедюховой «Парнасские сестры», в котором раскрываются все коллизии происходящего на наших глаза детективного сюжета. Этой историей писатель занимается с ноября 2012 года. Под неопровержимой логикой ее публикаций полностью изменилась тональность подачи происходящего в Большом театре в отечественных и зарубежных СМИ.
Роман стал на сегодняшний день единственным в мире литературным расследованием, полностью раскрывающим историю вокруг одного известного театра с помощью литературных образов, а не «чернухи» или очередных «сенсаций». Возникновение литературного образа — гарантия того, что все события не только получат нравственную оценку, но и не смогут повторяться «по аналогии».
Приобретайте роман в «Книжной лавке»!
5 комментариев
Дорогая Натали! Послу упомянутого вебинара о творчестве молодого Тодоровского ждала статью с нетерпением. Вы не обманули моих ожиданий в отличие от фильма, о котором составила представление пока по трейлерам. Но общее «большое разочарование» в том числе и большой ложью носится в воздухе. Не попалось ни одной полностью положительной рецензии, хотя благодаря сотрудничеству с телевидением «Большой» активно продвигают в провинции. Картина вошла в тройку лидеров проката. Зрители тоже не молчат. Высказываются на форумах. Много интересного раскопали. О сценаристке Пальчиковой. Выясняется, что она мастер скандальных сюжетов определенной направленности, очень созвучных тому скандалу, что предшествовал появлению Сергея Филина в Большом. Имеется в виду рассылка скандальных снимков предшественника Филина. Одновременно в том же 2011 году произошел вброс ( признаюсь, об этом узнала на форуме) скандальных фото известных оппозиционных политиков! О виновнице этого происшествия проститутке по прозвищу Му-му молодая сценаристка Пальчикова написала сценарий, а снял фильм Мирзоев! Зрители задались вопросом, а почему Тодоровский вместо маститого сценариста обратился фактически к новичку? Очень неожиданные рассуждения, но здравые встречаются.
http://tsiskaridzeforever.mybb.ru/viewtopic.php?id=107&p=2#p40556
Елена Бертрановна! спасибо огромное за ссылку на форум. Замечательно интересные высказывания. Не удержалась — процитировала в следующей части статьи.
И таки пора бы уже рассмотреть странный сюжетец об интервью «японскому телевидению», которое отчего-то даже приличного наименования не имеет… Вопросы-то там были чисто по технической стороне именно этого сценария.
К тому же, как все эти граждане заволновались и забились в истерике, поняв, что все записывается… Хотя сама их профессия предусматривает пиар и публичность.
Отсюда сразу просматривается прямой заказчик не только этого фильма, но и «кислотной атаки» — ФСБ.
Коллективная память пошла каким-то параллельным путем, описала окружность. Тодоровский с его сценаристом все равно в памяти не задержались. А вот то, что получили дырку в памяти, это точно.
Глянул, потому что удивило, что давняя статья вдруг входит в список популярных. А там, оказывается, о Тодоровском… Его все же посадят?