Итак, Алваро Аалто провел много бесплодных лет а Америке, преподавая, понимая и осознавая, что его новаторство в применении деревянных элементов в современной архитектуре были возможны и органичны лишь на его северной родине.
После восьми лет молчания он выдал университетский кампус в кирпиче, который до сих пор является примером архитектурной функциональности. И при намеренной сдержанности в сравнении с кичливостью Френка Гери, это здание явилось подлинным эталоном высокого класса в архитектуре.
Причем, подчеркнем для себя, что в нем форма не превалировала над содержанием, как у большинства современных архитекторов. Алваро Аалто творит, руководствуясь главными идеями именно русской архитектуры, где изначальное назначение сооружения диктует не только архитектурно и композиционное решения, но и выбор материала.
С этого момента красный кирпич, может быть, вынужденно выбранный им в качестве основного конструктивного и отделочного материала надолго становится «коньком» его творчества, определив целый его период, который называют «красным».
Похоронив многих друзей, среди которых и его любимая жена, спутница и соратница, Алваро Аалто начинает работать на родине. И вот здесь никакого «творческого застоя» не наблюдается, здесь поражает многообразие архитектурных идей, строгого вкуса и даже тонкой изысканности… казалось бы в очень знакомых нам очертания почти индустриальных зданий.
В этот период само назначение его сооружений (помимо частных домом) поражает так же, как и в довоенные годы. Как тогда он строил рабочие санатории и дома трудящихся, так и теперь, при восстановлении довоенной жизни он возводит интересные здания социального назначения, архитектурной композицией полностью открывая их всему обществу.
И это ставит множество вопросов и к нашим представлениям о «завоеваниях социализма», о неразрывности «политики партии» и социальных программах. Вдруг вспоминаешь, что первые рабочие клубы начали создаваться в Российской империи с 60-х годов ХIХ века, когда уж никого было не удивить рабочими библиотеками и лазаретами для малоимущих. А рабочие общежития конца ХIХ века, дома призрения (престарелых) — считаются во много непревзойденными образцами и до сих пор.
Из интервью 1972 года:
Я использовал различные материалы, потому что назначение проектов было различным. В этом смысле не обязательно опираться только на теорию, какой бы она ни была. Я хотел осмыслить проблему в общем и заявить, что архитектура должна быть поставлена на службу человеку. Материалы должны использоваться с точки зрения гуманитарных ценностей. Также должны быть учтены все особенности каждого материала. Гуманный подход в подборе материалов – в их соответствии практическому назначению и человеческим чувствам.
В 1948 году архзитектора привлекают к возведению Финского института рабочих-пенсионеров (Хельсинки).
По программе требовалось создать административное здание на 800 сотрудников. Внешний вид отличается от других архитектурных сооружений этого густонаселённого района Хельсинки. Блоки (общая площадь – 110 тыс. м. кв.) организованы вокруг внутреннего дворика с садом, расположенном на возвышении, вдали от городского шума. Крылья здания соединяются между собой, иногда через подвал, и образуют стройное единство.
В конструкции были использованы экспериментальные системы, такие, как панели, поглощающие звук, для обеспечения спокойного отдыха; новая конструкция подачи тепла. К тому же не был утерян ни один из традиционных принципов, характерных для архитектуры Алвара Аалто, в том числе использование в качестве основного материала – кирпича.
Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948
Кроме того, чтобы напомнить о себе, Аалто приходится отдать должное частной архитектуре. И у русских архитекторов когда-то все этапы становления проходили именно через такой этап частных домов, за которые нынче дерутся все воры государственной собственности. Но здесь архитектору представляется возможность воплотить самые смелые замыслы, которые бывает зачастую. невозможно реализовать в крупных масштабных проектах.
Он строит удивительную виллу на острове Сайнятсало (1948) из красного кирпича, которая в Финляндии (и не только) становится надолго воплощением мечты о доме.
Сайнятсало, остров с причудливым холмистым рельефом, расположен на озере Пайанне. После войны здесь проживало приблизительно 3 тысячи человек, занимаясь простыми промыслами. В 1945 году был разработан план реконструкции центрального рынка с ратушей и несколькими торговыми заведениями.
Неудивительно, что после возведения виллы Алваро Аалто привлекли к осуществлению этих проектов.
Вилла Сайнятсало, 1948 |
Одно за другим строятся здания Муниципального центра в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958)…
Муниципальный центр Сяюнятсало
За исключением коммерческих зданий и зала муниципального Совета, сооружение спроектированное Алваро Аалто включает городскую библиотеку, складские помещения, и на нижнем этаже – некоторые чило гостиничных комнат, которые можно использовать, когда в них возникнет необходимость.
Зал Советов имеет форму куба, в котором высота и боковые стороны ответствуют друг другу по длине. Структура интерьера объёмная, с незашитыми балками и перекладинами. В суровом климате Финляндии вентиляция достигается благодаря этому типу конструкций, где нет ни одного элемента с покрытием.
В начале 50-х годов ХХ столетия в жизнь Алваро Аалто входит новая женщина. Как и с предыдущей женой, у этого работяги знакомство с ней происход в рабочих условиях. Это опять «служебный роман». После продолжительного сотрудничества с архитектором Элиссой Мякиниеми, их отношения перешли на новый уровень и в 1952 году они поженились.
Как архитектор, Элиссе Макиниеми постоянно училась у Алваро Аалто, их творчество было органично, потому что она подхватывала, дорабатывала и развивала идеи мужа, добавляя свою неповторимую манеру. Именно поэтому в их творческом союзе было создано множество проектов, которые принесли им мировую славу.
Творчество Аалто часто связывают с американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959), который признается создателем органической архитектуры.
Противопоставляя себя функционалистам, органисты видели своей задачей создавать здания из натуральных материалов. При этом для них было очень важно, чтобы постройки гармонично сочетались с окружающим ландшафтом. Алвар Аалто, взяв за основу эти принципы, создавал современные смелые здания.
Надо сказать, что Аалто никогда не любил четких рамок, а предпочитал заходить за них, находить что-то новое. Так, идеи Алвара чаще всего появлялись в виде необычных абстракций, чем четких чертежей. Только потом они приобретали более серьезную форму.
Летний домик Мууратсало, 1953 г.
В 1953 году Алвар Аалто построил этот летний домик в качестве подарка своей новой жене Элиссе. Здание возведено на территории, которую уступил Алвару благодарный клиент за отлично выполненный заказ в Сяйносяло. Земельный участок находился поблизости от острова Мууратсало, до которого в то время можно было добраться только на лодке.
Дом в форме буквы «L» обрамляет маленький квадратный дворик, от угла которого в сторону леса тянется ряд деревянных зданий. Двор – ключевое пространство. В центре – площадка для барбекю, расположенная напротив гостиной. Проём в стене позволяет любоваться озёрным пейзажем. На другой стене, расположенной на более высоком уровне, есть проём, прикрытый щитом из досок светлого дерева и устанавливающий ассоциативную связь с окружающими насаждениями. Стены напоминают мозаику, с текстурой, образованной различной кирпичной кладкой, плиткой и вьющимися вверх растениями.
Аалто описал дом как «экспериментальный», жилой, некоторым образом тестовый в плане использования материалов в северном климате, чтобы потом со спокойной душой предлагать подобные проекты свои клиентам.
Многие думают, что конструктивное решение – это не более чем попытка Аалто уклониться от налогов за счёт того, что внешнее пространство не будет расцениваться как полезная площадь, подлежащая налогообложению. Правда это или нет, но летний домик Аалто вошёл в историю архитектуры как здание, в котором отразился поиск архитектора в эстетике и технике строительства. Насчитывает 50 кирпичных панелей с неповторяющимися текстурами.
Домик функционировал как летняя семейная резиденция до 1994 года, обставленная мебелью торговой марки Артек, которую Алвар Аалто основал вместе с первой женой. Сейчас архитектурный памятник доступен для публичных посещений по цене примерно в 17 евро.
В 1955 году Аалто строит свою мастерскую недалеко от Хельсинки. В этом проекте он воплощает собственное представление о творческом труде и делает внутренний двор в форме амфитеатра, что бы иметь возможность читать лекции под открытым небом.
Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) с внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом).
Летний домик Мууратсало, 1953
Затем Алваро Аалто возводит Политехнический институт в Отаниеми (1963–1966), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968) и дворец «Финляндия» (1967—1971)…
Отанейми, Политехнический институт.
В 1955 г. Алвар Аалто спроектировал корпус главного здания политехнического института в Отанейми, который был реализован за период с 1961 по 1964 год. С одной стороны здания предусматривалось пространство для автомобильного движения, с другой стороны – пешеходная зона, нисходящая по террасам к парку, подступающему к Главному корпусу.
В здании большую часть площадей занимают аудитории в виде амфитеатров. Форма потолка образует полукруг. Позади аудиторий расположены зоны, где собираются студенты. В отдельной зоне располагается администрация. Учебные аудитории располагаются вокруг маленьких внутренних двориков. В этом секторе находятся вспомогательные помещения и лаборатории.
Различаются между собой главные составляющие части института: администрация, основная часть, секции географии и геодезии, школа архитектуры. Эти группы составлены так, что каждая из них может быть расширена без ущерба для других.
Отанейми. Политехнический институт, 1955–1964
Параллельно с этими зданиями, Аалто проектирует церковь Трёх крестов в Вуоксенниска в 1958 году, приходской центр в Вольфсбурге (1963) и в Риола (1966). Создает промышленные сооружения в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939) и Оулу (1951—1957).
Разрабатывает проекты жилых домов в Бремене (1958—1963), выступает как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952). Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.
Но не все его постройки в Финляндии были значительны, в заграничных проектах Алвара Аалто появилась холодная, надуманная вычурность, как например здание высотного дома в Бремене (1963) или культурного центра в Вольфсбурге (1959–1962).
Востребованный архитектор продолжает возводить здания также в Германии, Франции, Италии, Иране и других странах. В это время он создает такие великие постройки, как: общественный центр в Сяюнатсало (1950-1952); Педагогический институт в Ювяскюля (1952-1957); Комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954-1969); Дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967-1971); Целлюлозный комбинат в Суниле и прилегающий рабочий поселок (1936-1954).
Самыми известными постройками этого времени считаются общественный центр в Сяюнатсало и главное здание Политехнического института в Отаниеми. Именно кирпичная облицовка соединяет здания с основанием, с землей. Постепенно архитектор еще больше усложняет задачу и превращает кирпич в пластичный, формообразующий элемент. Как для постройки общежития в Кембридже, так и Дома культуры в Хельсинки он использовал специальные трапециевидные кирпичи, из которых можно было выкладывать криволинейные поверхности.
Даже его собственный дом неподалеку от Сяюнатсало превратился в своеобразную архитектурную лабораторию, где Аалто изучал, как разные типы кладки взаимодействуют с растительностью — травой, кустарниками, деревьями. Позже Аалто говорил: «У архитектора могут появиться новые мысли, когда он неожиданно обнаружит на камнях растительность с желтыми цветами; и какими бы смешными ни казались такие мелочи, они дают какой-то толчок».
«Красный» период творчества Алвара Аалто был связан с переосмыслением традиций средневековой архитектуры и национально-романтическим движением начала XX века. В «белом» периоде, который начался с функционалистических строений 30-х годов и приобрел новое звучание в середине 50-х, чувствуется влияние традиций северного классицизма и функционализма.
Белизна однотонных поверхностей, контрастируя с живописными ландшафтами, напоминает гладкую поверхность зеркально отражающих небо финских озер. Своеобразный эффект получается при взаимодействии белого цвета с цветными деталями из меди, дерева, керамики. Это особенно ярко видно на примере таких зданий, как собственное ателье Аалто в Мунккиниеми, церковь в Вуоксенниске, зал «Финляндия» в Хельсинки, музей в Олборге и др.
В начале 1960-х годов стало казаться, что в его творчестве начался спад, что архитектор устал, но проекты завершаемые к концу десятилетия, не уступают лучшим постройкам прошлых лет.
С 1928 по 1954 год участвовал и являлся членом оргкомитета Международных конгрессов по современной архитектуре. С 1943 года по1958 год Аалто занимал пост президента Союза финских архитекторов, а с 1963 года по 1968 год – президента Академии Финляндии. Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.
Почётный иностранный член Американской академии искусств и наук (1957)[1].
Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола под Болоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).
Музей Алвара Аалто расположен на склоне холма, ведущего к озеру Ювясъярви. Первые эскизы музейного здания, находящегося рядом с университетом Ювяскюля и Музеем Центральной Финляндии, были готовы в 1970 г.
Здания музея Алвара Аалто были построены в 1973 г. Ограничение в материальных ресурсах привело к сокращению музейной площади. На втором этаже музея находится большой выставочный зал, который, согласно первоначальному плану, предполагалось разделить на отдельные помещения с помощью передвижных перегородок.
В верхней части зала можно видеть созданное из сосновой рейки панно, напоминающее настенное панно в павильоне Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке (Алвар Аалто 1939). Вся мебель музея выполнена по эскизам Алвара Аалто.
В облицовке здания использованы белые плиты марки «Halla», поставленные заводом «Arabia», а также фаянсовые скрепы. Двери главного входа облицованы медными плитами, а дверные ручки, созданные, естественно, по проекту Аалто, выполнены из латуни. Долгое время экспозиции музея были посвящены архитектуре и изобразительному искусству. В настоящее время это специализированный музей, посвященный творчеству Алвара Аалто.
Музей Алвара Аалто и Музей Центральной Финляндии (Алвар Аалто 1961) образуют оазис культуры вблизи университета Ювяскюля (Алвар Аалто 1951-1971). Оба музейных здания представляют поздний, «белый период» творчества архитектора, отличаясь, однако, внешним обликом и пропорциями от других монументальных зданий данного периода. Разница во времени строительства зданий составляет десять лет, и это заметно, прежде всего, по фасаду зданий. Прямолинейные линии расположенного на холме Музея Центральной Финляндии представляют характерную для функционализма ясную геометричность. Здание Музея Алвара Аалто скрыто за своим фасадом, но в то же время яляется более гибким по внутреннему облику. Вначале 1990-х гг. Музей Центральной Финляндии расширили в сторону Розового парка согласно проекту Элиссы Аалто.
Художественный музей города Ювяскюля было решено посвятить памяти зодчего. Таким образом, экспонаты, демонстрирующие творчество Аалто, размещаются в здании его же работы, которое само является интереснейшим объектом для экскурсий.
В экспозицию музея вошли многочисленные работы мастера, в частности архив его набросков и рисунков. Алвар Аалто занимался не только проектированием архитектурных объектов, но и созданием оригинальной мебели и предметов интерьера; образцы, выполненные из древесины и стекла, также представлены на выставке. Периодически в музее демонстрируются экспозиции, посвященные архитектуре и дизайну.
В здании музея отражены все излюбленные приемы Аалто. Так, в интерьере широко используется «волна», созданная из древесных планок; пространство музея является единым целым, а основная нагрузка приходится на несущие колонны.
Дом культуры в Хельсинки на улице Стуренкату (Sturenkatu) построен в 1958 году. Сейчас в нем проходят концерты и спектакли, есть ресторан и кинотеатр.
Алвар Аалто, Enso-Gutzeit Headquarters, Хельсинки |
Музей современного искусства в Ольборге |
Алвар Аалто всегда стремился к созданию так называемых органических форм, использовал для большей выразительности фонари верхнего света, волнообразные, выполненные в бетоне, кирпиче, дереве стены и потолки, придумывал мебель, дверные ручки и другие элементы предметной среды. Он утверждал, что «когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы преодолеем опасности пути между Сциллой и Харибдой, примирим индивидуализм и коллективизм».
В работах Алвара Аалто нет декоративных элементов, использующихся только ради декора здания. Все украшения, которые использует Алвар Аалто в своих проектах, несут определенную функциональную нагрузку. Аалто использует в качестве украшения технические детали — вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства.
Среди известных работ Алвара Аалто дома отдыха и больницы, которые архитектор рассматривал как «инструменты для выздоравливания». В них функционализм работал на покой и комфорт пациентов и на профессиональную деятельность врачей и обслуживающего персонала.
Огромное значение Алвар Аалто придавал функциональности и удобству внутренних помещений. Специально для библиотек Аалто разработал систему бестеневого освещения. Залы библиотек и аудиторий Аалто создавал в форме веера, разворачивая помещение к свету, компенсируя его недостаток в финском климате. Свет у Алвара Аалто играл роль и формообразующего фактора. Между читальными залами, каталогами и абонементами библиотек нет перегородок, они составляют единое пространство, расчлененное на зоны разным освещением.
Алвар Аалто проектировал залы для выдачи и чтения книг так, что в стенах не было окон — поверхность стен была оставлена для книжных полок. Проектируя библиотеку города Выборга, Алвар Аалто создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, обладающий уникальными акустическими характеристиками.
Функционализм Алвара Аалто близок органической архитектуре. Он раскрывает свойства естественных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающий ландшафт. В своих работах архитектор широко использовал свою любимую волнообразную форму. Алвар Аалто считал здания продолжением пространства, а природу и архитектуру единым целым. Форма каждого здания Алвара Аалто точно соответствует его специфическому назначению — церковь, студенческое общежитие или фабрика — и органически сочетается с уникальным окружением, в котором оно возводится.
Алвар Аалто хорошо известен не только как архитектор, но и как дизайнер. Для своих зданий Алвар Аалто часто сам создавал мебель, предметы интерьера и дизайна. Некоторые из спроектированных им предметов мебели по сей день остаются в серийном производстве. Изделия из стекла и керамики по эскизам Алвара Аалто до сих пор выпускаются под известным финским брендом Iittala, а стеклянная ваза Алвара Аалто, разработанная им в 1936 году, и теперь считается хорошим подарком или сувениром из Финляндии.
От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.
Контрасты между массивными широкими горизонтальными и рифлёными вертикальными поверхностями производили впечатление абстрактного финского пейзажа. Вообще его идея заключалась в том, чтобы представить интерьер как некоторую метафору пейзажа, аналогию с природой.
На протяжении всей своей 54-летней карьеры проявил свой талант в самых различных областях – общественных и частных сооружениях. Стиль Аалто определённо финский, хотя во многом перешагнувший за рамки национальной традиции. Творческое наследие Аалто харктеризуется тёплым гуманизмом и сильной индивидуальностью. Наследие Аалто настолько уникально и неповторимо, что не удалось основать школу Аалто.
Дом Луи Карре, 1959
Дом спроектировал Алвар Аалто для французского арт-дилера и своего друга Луи Карре. Строительство дома было завершено в 1959 году, а бассейн в 1963. Этот шедевр современной архитектуры объединяет здания, сад, мебель и дизайн интерьера в цельное произведение искусства.
Концертный зал «Финляндия», Хельсинки, 1967—71 — одна из позднейших работ мастера
Самой известной работой Аалто считается дворец «Финляндия», расположенный в Хельсинки. Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.
Именно здесь в 1973 году проходило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Дворец построен в 1971 году специально для проведения конгрессов и концертов; здесь есть как просторные залы, так и технические помещения. Строгое здание дворца отделано мрамором; этот материал хорошо смотрится, но не слишком практичен в финском климате, поэтому отделку приходится часто обновлять. Очень удачно используется освещение фасадов: в лучах фонарей мрамор начинает сиять.
К недостаткам дворца относят и плохую акустику в залах; специально для проведения концертов пришлось создать новый корпус. Однако, несмотря на некоторые изъяны, здание считается одним из самых значительных образцов финского функционализма во всем мире.
Дворец Финляндия, один из последних проектов Алвара Аалто, органично вписан в городскую среду. Отличается лаконичностью форм, строгими геометрическими линиями, светлой цветовой гаммой и рациональной планировкой внутренних помещений. Основные материалы – традиционные для архитектора кирпич и дерево. Здание великолепно просматривается со всех сторон общественного парка с живописным водоёмом.
Пожалуй самой известной работой Алвара Аалто можно назвать дворец Финляндия в Хельсинки, в котором в 1975 году (в 1973 году?) проходило совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
Здание с просторными залами и техническими помещениями построено для проведения конгрессов и концертов в 1971 году. Светлый и строгий дворец отделан мрамором, который отлично смотрится но не практичен в суровом финском климате.
Мраморную отделку приходится постоянно обновлять и ремонтировать. Здание критикуют и за плохую акустику — для проведения концертов пришлось выстроить рядом новый корпус. Несмотря на недостатки, здание остается одним из самых известных в мире образцов скандинавского функционализма.
Красный и белый периоды творчества Аалто в Ювяскюля
Отец самого гуманного и экологичного направления в архитектуре и дизайне Алвар Аалто умер в Хельсинки 11 мая 1976 года. Сегодня памяти архитектора посвящен один из его проектов — Художественный музей в Ювяскюле. Он, вместе с остальными постройками по всему миру, хранит память о великом архитекторе, который своим творчеством освежил европейскую культуру строительства, сделав ее более лаконичной и гармоничной. Творчество Алвара Аалто в свое время повлияло на целое поколение дизайнеров и архитекторов, таких как Эро Сааринен ,Чарльз и Рей Имз. Не ослабло это влияние и в наши дни.
Помимо определяющего влияния на архитектуру XX века, он повлиял на развитие мебельного дизайна и оставил заметный след в дизайне предметов повседневного обихода из стекла и ткани. Его карьера пришлась на период интенсивного экономического роста и бурной индустриализации Финляндии и была тесно связана с деятельностью ведущих промышленников страны, среди которых особенно выделяется семья Альстрём-Гуллихсен (швед. Ahlström-Gullichsen), члены которой обеспечивали Аалто заказами и предоставляли необходимую свободу. За свою долгую карьеру Аалто внёс значительный вклад в становление таких архитектурных стилей, как северный неоклассицизм XX века (1920-е) и модернизм (от интернационального стиля 1930-х до изощрённого функционализма с органическими элементами более позднего времени). В мебельном дизайне работы Аалто считаются чистыми образцами скандинавского дизайна с его простотой, минимализмом и функциональностью. Характерной чертой авторского стиля Аалто было отношение к своим работам как к «абсолютным произведениям искусства» (нем. Gesamtkunstwerk), что на практике означало не только проектирование самого здания, но и продумывание всех мелочей и деталей — материала и цвета поверхностей, изменения освещения в течение дня, дизайна осветительных приборов, фурнитуры, остекления, обстановки. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой.
Финны говорят, что, например, спроектированные Алва-ром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух «белого города Севера». А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой и с каждым из нас.
Алвар Хуго Хенрик Аалто раз и навсегда обозначил суть самой работы дизайнера – «Вы можете и должны воспарять, но при этом все-таки хотя бы одной ногой или большим ее пальцем стоять на земле». Возможно, понимание этого пришло к нему от отца – инженера-геодезиста. А может, таким образом он отразил саму суть дизайна и архитектуры – функционализм, целесообразность и природность. Так или иначе, пройдя через фильтры северного неоклассицизма, интернационализма, функционализма, модернизма, авангарда, биоморфного и органического стиля, он стал тем, кого сейчас называют основателем скандинавского дизайна, и сформулировал три ее принципа: «человек – природа – архитектура».
На их основании он создавал архитектурные объекты, каждый из которых вошел в сокровищницу мирового зодчества: здания туберкулезного санатория в Паймио, библиотеки в Выборге (вообще Аалто создал 22 проекта библиотек, из которых было реализовано 12), общежития Массачусетского технологического института, концертного зала «Финляндия» в Хельсинки, театра в Эссене. Всего ним были созданы проекты для 9 европейских стран, а также для Ирака и США, всех их отличает композиционная гибкость, тонко вписанная в природный ландшафт, то есть все то, за что мы и любим скандинавский дизайн. И если его постройки органично вплетены в окружающую среду, то мебель и освещение его авторства логично прописаны в сценарий его интерьеров и даже более того, они делают более явным оригинальную пластику его конструкций.
Он открыл миру технологию гнутой фанеры и красоту простых вещей, создав табурет «Модель 60», мобильный столик «Модель 900» и «901», кресло Paimio. Основанная ним в 1933 году мебельная компания «Артек» до сих пор производит вещи дизайна Аалто, которые уже стали культовыми и только ленивый не пытался их подделать. В его честь была названа медаль, обладателями которой, среди прочих, уже стали Йорн Утзон, Тадао Андо и Алвару Сиза. Его именем был назван Университет города Хельсинки, выпускникам которого еще предстоит доказать свою состоятельность и верность традициям. Источник
Алво Аалто был председателем Союза Arcitects и президент Финской академии. Его последнее здание для художественного музея в Ювяскюля был назван в его честь. Его награды включали Королевскую золотую медаль от Королевского института британских архитекторов (1957) и золотой медалью от Американского института архитекторов (1963). Алвар Аалто был показан на последней серии финской марки 50, перед Евро.
Награды Аалто вошли: Eugen медаль в 1954 году, Королевская золотая медаль в области архитектуры от Королевского института британских архитекторов в 1957 году, и золотой медалью от Американского института архитекторов в 1963 году, он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук в 1957 год, он также был членом Академии Финляндии , и был его президентом с 1963 по 1968 г. С 1925 по 1956 год он был членом Международный конгресс современной архитектуры. В 1960 он получил почетную докторскую степень в норвежском университете науки и технологии.
Документальный фильм Альваро Аалто смотреть здесь
Когда сегодня на порушенной жизни инженеров многих отраслей очень хорошо доходит подлая ложь о «поголовно неграмотной России» к моменту революции 1917 года (столетие которой собирается отмечать вся шваль, отчего-то не защитившая Родину от государственного переворота 1991 года), творчество Алваро Аалто в отколовшейся от Российской империи Финляндии воспринимается… в качестве одного из направлений вариантов развития… да хотя бы того же «северного модерна», великолепного функционального стиля конца ХIХ века.
А уж по самому назначению зданий и сооружений понимаешь, что ровным счетом ничего не зависит от каких-то «партий», изначально неспособных ни на какую «политику». Грамотную социальную политику можно осуществлять лишь на основании неразрывности традиций в сложных профессиях, где недопустимо кликушничество неграмотного уголовного ворья и паразитов из людей, неспособных освоить сложные технические специальности.
Аалто стал вторым после Ээро Сааринена финским архитектором, получившим мировое признание. Наиболее близки ему по взглядам Фрэнк Ллойд Райт и другие мастера органической архитектуры, которая рассматривает постройку как продолжение, «развитие» окружающей природы.
Если мы посмотрим на целостную архитектуру Аалто, которая связана с природой, то сможем без всяких объяснений понять сущность такого явления, как «органическая архитектура». В творчестве Аалто можно с некоторой долей условности проследить три периода:
— 1920-1940 годы.
Первые постройки архитектора еще отмечены влиянием неоклассицизма, но постепенно он переходит на сторону функционализма. Одними из известных работ этого времени являются санаторий в Паймио и библиотека в Выборге.
— Послевоенный период, который еще называют «красным периодом». Одна из известных работ этого времени — здание университета в Ювяскюля. В этот период Аалто строит здания в основном из красного кирпича, цвет которого и дал название периоду.
— 1960-1970 годы являются самыми плодотворными в творчестве Аалто. Он добивается всемирной славы, проектирует по всему миру, много строит в Хельсинки. Метод архитектурного проектирования Аалто основан на внимательном изучении и выражении в пространстве внутреннего содержания зданий, когда отдельные их части, постепенно соединяясь, превращаются в единую сложную структуру. Его интересовали архитектура и дизайн в целом: от городской планировки до конструкции дверных ручек. Он проектировал как отдельные здания, жилые, общественные, учебные и производственные, так и целые комплексы, культовые сооружения и выставочные павильоны, разрабатывал дизайн интерьеров, мебели, светильников… Его метод базировался также на учете социальных условий, не теряя при этом из виду человеческую личность. Постройки Аалто неотделимы от окружающей среды, будь то городской или природный ландшафт, составляющей частью которого они являются.
Бережное отношение ко всему многообразию мира природы проявлялось у Аалто в различных формах. Он, к примеру, осознавая огромное значение психофизических качеств света, стремился всегда обеспечить помещения естественным освещением, мастерски используя его как средство эстетической выразительности. Здесь можно вспомнить уже упомянутую библиотеку в Выборге (1930-е). Библиотечный корпус, прямоугольный в плане, построен почти без перегородок. В потолке имеются 57 круглых конусообразных отверстий диаметром 1,8 метра, которые образуют осветительную систему. Главный принцип этой системы заключается в том, что в течение круглого года зал освещается естественным светом, при этом глубина конусов такова, что лучи солнца не могут прямо проникать в здание и в читальный зал попадает только рассеянный солнечный свет. А в лекционном зале потолок состоит из волнообразных деревянных пластин, которые обеспечивают равномерное распространение звука, и в первую очередь голоса, в большей части зала. Использование такого природного мотива, как волнообразная поверхность, будь то потолок или стена, является характерным для творчества Аалто (интересно, что «аалто» по-фински — «волна»).
Большое внимание Аалто уделял обработке поверхности земли, решая ее как самостоятельную значимую архитектурную тему. Например, террасные сады — излюбленные элементы ландшафтных композиций Аалто. В качестве иллюстрации можно привести здание муниципального центра в Сяюнятсало (1950-1952). Комплекс, расположенный на довольно крутом склоне, состоит из одно- и двухэтажных строений, сгруппированных вокруг двора. Двор приподнят, что было достигнуто использованием излишков земли, оставшихся после рытья котлована под фундамент. Концепция единства архитектуры и природы наиболее полно проявилась в градостроительных проектах Аалто. Они базируются на целом ряде принципов, рассматривающих тесную связь построек и окружающего ландшафта как важное условие формирования современной городской среды, где человеку должна быть предоставлена возможность постоянного общения с природой. В основе планировочных решений Аалто лежат идеи формирования гибких городских структур, органично вписанных в природное окружение.
Аалто требовал от городской планировки в первую очередь «эластичности», позволяющей управлять ростом города во всех его формах и создавать постоянную возможность обновления для окружения человека. Хорошим примером может послужить общественный центр индустриального города Сейняиоки (1960-е), расположенного в западной Финляндии. Сейняиоки также является крупным религиозным центром этой части страны. Именно поэтому городской центр образуют две связанные между собой площади — общественная и церковная. Одним из основополагающих принципов его функциональной организации было разделение автомобильного и пешеходного движения. Все автомобильное движение вынесено на периферию, что позволило создать большие свободные зоны для пешеходов. Здание церкви доминирует в застройке центра, а большой двор перед ней решен в виде террас, покрытых травой. Двор соединяется с пространством церкви при помощи широких раздвижных дверей, что позволяет присутствовать на службе многим тысячам людей. Общественная часть центра состоит из зданий городского совета, театра и библиотеки. Несомненно, здание муниципалитета является главным на площади, оно огибает ее пространство, изолируя его от внешних воздействий. Земля, оставшаяся после рытья котлована, была использована для создания земляных ступеней, которые ведут сразу на второй этаж — в зал заседаний. Этот террасный сад — центр композиции всей муниципальной площади.
Творческие принципы Аалто на протяжении всей его жизни почти не претерпели кардинальных изменений и не зависели от преходящей моды. Каждое его новое произведение не отрицало уже созданного, а лишь развивало его. В течение своей многолетней практики Аалто выработал ряд композиционных приемов, способствующих гармоничному сочетанию постройки с природным окружением. Благодаря этому наиболее характерные и живописные фрагменты ландшафта стали неотъемлемой частью его сооружений. Показательно в этом отношении здание проектной мастерской архитектора (1955). Как говорил сам Аалто: «Архитектура не может рождаться в помещениях конторы. Появилась необходимость создания архитектурной мастерской нового типа». И он ее создал, построив в тихом пригороде Хельсинки мастерскую со спокойной рабочей обстановкой и благоприятной атмосферой. В мастерской предусмотрена возможность как для самостоятельной работы архитектора, так и для необходимой коллективной. А небольшой внутренний дворик, поднимающийся амфитеатром, использовался в летнее время для отдыха, бесед, показа фильмов, а также как лекционный зал. Постройкам Аалто свойственна не только тесная связь «внутреннего» и «внешнего», их взаимопроникновение и чередование, а также и индивидуальные особенности пространственных форм, пластическая гибкость их контуров. Сближению построек и природы способствовал и выбор строительных материалов — будь то дерево, кирпич, гранит или медь.
Показательно, что Аалто никогда не применял алюминий, очень неохотно — пластмассу и другие полимерные материалы. «Материал требует проверки временем, — говорил Аалто, — и не все новые материалы созрели для того, чтобы использоваться в архитектуре». Широкое распространение в самых разных по масштабу работах Аалто — от градостроительных комплексов до отдельной квартиры — получил прием формирования пространства вокруг центрального двора, служащего связующим звеном между интерьером и внешней средой. Здесь можно рассмотреть довольно известную работу архитектора — виллу «Майреа» (1938-1939). Центральную часть постройки образует дворик с газоном и бассейном. С трех сторон дворик окружен домом, включающим жилую зону, галерею и баню. Главную часть дома составляет единое большое помещение (около 250 кв. м), которое по желанию может быть разделено на комнаты скользящими перегородками. Еще одно интересное здание с внутренним двориком — загородный дом самого Аалто в Мууратсало (1952-1953). Внутренний двор являлся также лабораторией мастера, там он пробовал найти идеальную форму кирпича или стандартной детали.
В проекте своего дома Аалто применил нерегулярную систему опор: несущие опоры размещены в наиболее выгодных точках рельефа. В короткой статье невозможно рассказать обо всех работах Аалто, но хотелось бы упомянуть еще о нескольких. Это и туберкулезный санаторий в Паймио (1929-1933), состоящий из нескольких корпусов, расположенных с учетом правильной ориентации по сторонам света, и собственный дом Аалто в Хельсинки (1934-1936), который был задуман и как жилой дом, и как мастерская с садом на террасе второго этажа, и университет в Ювяскюля (1951) с интересно решенными дворовыми пространствами. Конечно же, нельзя не упомянуть и церковь Трех крестов в Вуоксенниске (1956-1958), состоящую из трех залов, разделенных мобильными перегородками. Главная, акустическая проблема была решена здесь путем проектирования асимметричного пространства, дугообразных и изогнутых частей стен, наклонных окон. Источник
Наиболее значимые постройки
Название | Место | Время | Подробности |
---|---|---|---|
Колокольня церкви на озере Каухаиерви |
Лапуа, Финландия | 1921–1923 | Bell tower of Kauhajärvi Church, Lapua |
Муниципальная больница в Алаярви | Алаярви, Финландия | 1924–1928 | Municipal hospital, Alajärvi |
Рабочий клуб в Ювяскюля | Ювяскюля Финляндия | 1926–1929 | Defence Corps Building, Jyväskylä |
Городская библиотека | Выборг, Россия | 1927–1935 | Municipal library, Viipuri |
Редакция газеты “Турун Саномат” | Турку, Финляндия | 1928–1929, 1930 | Turun Sanomat newspaper offices, Turku |
Туберкулезный санаторий в Паймио | Паймио, Финляндия | 1928–1929 | Tuberculosis sanatorium and staff housing, Paimio |
Центральная Университетская больница | Загреб, Хорватия (бывшая Югославия) | 1931 | Central University Hospital, Zagreb |
Вилла Таммеканн | Тарту, Эстония | 1932 | Villa Tammekann, Tartu |
Corso theatre, интерьер ресторана | Цюрих, Швейцария | 1934 | Corso theatre, restaurant interior |
Ahlstrom Sunila Pulp Mill, проекты жилья и генплан города | Котка, Финляндия | 1936–1938 | Ahlstrom Sunila Pulp Mill, Housing, and Town Plan, Kotka |
Вилла Майрея | Нормаркку, Финляндия | 1937–1939 | Villa Mairea, Noormarkku |
Финский павильон на международной выставке в Нью-Йорке | Нью-Йорк, США | 1939 | Finnish Pavilion, at the 1939 New York World’s Fair |
Общежитие Массачусетсского института (Бейкер-хаус) | Кембридж, США, Массачусетс | 1947–1948 | Baker House, Massachusetts Institute of Technology |
Технологический университет в Хельсинки | Эспоо, Финляндия | 1949–1966 | Helsinki University of Technology, Espoo |
Муниципальный центр в Сяюнятсало | Сяюнятсало (сейчас часть Ювяскюля), Финланядия | 1949–1952, 1949 competition, built 1952 | Säynätsalo Town Hall |
Здание государственного управления пенсионного обеспечения в Хельсинки | Хельсинки, Финляндия | 1950–1957 | Kansaneläkelaitos (National Pension Institution) office building |
Дом культуры рабочих в Хельсинки | Хельсинки, Финляндия | 1952–1958 | House of Culture |
Экспериментальный дом в Мууратсало | Мууратсало, Финляндия | 1953 | The Experimental House, Muuratsalo |
Муниципальный центр в Сяюнятсало | Сяюнятсало, Финландия | 1958–1987 | Town centre, Seinäjoki |
Музей современного искусства в Ольборге | Ольборг, Дания | 1958–1972 | KUNSTEN Museum of Modern Art Aalborg |
Головной офис фирмы “Энсо-Гутзеит“ | Хельсинки, Финляндия | 1959–1962 | Enso-Gutzeit Headquarters, Helsinki |
Жилой дом в Бремене | Бремен, Германия | 1962 | Aalto-Hochhaus, Bremen |
Региональная библиотека Лапландии | Рованиеми, Финляндия | 1965 | Regional Library of Lapland |
Дворец “Финляндия” | Хельсинки, Финляндия | 1962–1971 | Finlandia Hall, Helsinki |
Здания отделения Шведского национального университета в Уппсала (V-Dala) | Уппсала, Швеция | 1963–1965 | Building for Västmanland-Dala nation, Uppsala |
Дом северных стран в Рейкьявике | Рейкьявик, Исландия | 1965–1968 | Nordic House, Reykjavík |
Библиотека скорбящего ангела, аббатства св. Бенедикта | Орегон, США | 1970 | Mount Angel Abbey Library, St. Benedict |
Оперный театр в Эссене | Эссен, Германия | 1959–1988 | Essen opera house |
Мебель и предметы интерьера
- Tea cart (tea trolley)
- Armchair 400 with reindeer fur
1932: Paimio ChairКресла
- 1933: Three-legged stacking Stool 60
- 1933: Four-legged Stool E60
- 1935-6: Armchair 404 (a/k/a/ Zebra Tank Chair)
- 1939: Armchair 406
Лампы
- 1954: Floor lamp A805
- 1959: Floor lamp A810
Вазы
- 1936: Aalto Vase
Память об Алваре Аалто
- Новый университет, учреждённый 1 января 2010 года путём слияния трёх высших учебных заведений Финляндии, специализировавшихся в области технологии и дизайна, был назван Университетом Аалто (фин. Aalto-yliopisto).
- Медаль Алвара Аалто — одна из наиболее престижных международных наград в области архитектуры.
Реализованные архитектурные проекты
1924 Дом трудящихся (Ювяскюля), Библиотека в Выборге, Церковь трех крестов
Сочинения
- Аалто А. Архитектура и гуманизм / Алвар Аалто; Пер. под ред. Андрея Гозака. — М.: Прогресс, 1978. — 224 с. — 20 000 экз. (в пер.)
Литература
- Гозак А. П. Алвар Аалто / А. П. Гозак. — М.: Стройиздат, 1976. — 176 с. — (Мастера архитектуры). — 10 000 экз. (в пер.)
- Володин Б. Ф. Человечные библиотеки Алвара Аалто // Петербургская библиотечная школа. 1998. № 3/4.
- Володин Б. Ф. Явление Аалто в России: Выборгская библиотека в контексте библиотечной архитектуры // Библиотечное дело. 2003. № 11. С. 34-38.
- Сто замечательных финнов. Калейдоскоп биографий = 100 suomalaista pienoiselämäkertaa venäjäksi / Ред. Тимо Вихавайнен (Timo Vihavainen); пер. с финск. И. М. Соломеща. — Хельсинки: Общество финской литературы (Suomalaisen Kirjallisuuden Seura), 2004. — 814 с. — ISBN 951-746-522-X.. — Электронная версия (Проверено 26 января 2009)
- Володин Б. Ф. Аалто Алвар // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов; Российская государственная библиотека. — М.: Пашков дом, 2007. — С. 9. — 1300 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-7510-0290-3. (в пер.)
- Aalto A. Bde I—III. Ed. Fleig K. Zürich, 1963—1978.
- Schildt G. A. Aalto. [Vol.] 1—4. N. Y., 1984—1994.
- Библиотека Аалто в Выборге
- Alvar Aalto
- Функционализм и органическая архитектура.
- Биография
- Постройки
- Дизайн
Читать по теме:
1 comment
Даже раковины в противотуберкулезном санатории были продуманы. Да, дороже, но, учитывая, что у каждого пациента своя раковина в палате, большое дело, когда шума минимум. Всем и так хватит кашля соседа…