МОСКВА, 8 мая — РИА Новости.Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым отнес волгоградскую скульптуру «Родина-мать» к особо ценным объектам культурного наследия России.
Соответствующий документ опубликован на сайте правительства. Это решение создает правовые условия в том числе для представления этого уникального памятника истории и культуры для включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Скульптура «Родина-мать зовет!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Авторы проекта — скульптор Евгений Вучетич и инженер Николай Никитин. На момент создания «Родина-мать» являлась самым высоким в мире изваянием: ее высота — 52 метра, длина руки — 20 метров, длина меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров, что превышает высоту Статуи Свободы в Нью-Йорке (46 метров) и статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро (38 метров).
Видите, как замечательно! Стране всего 20 лет, как сам Дмитрий Анатольевич с удовлетворением как-то отметил под Новый год, а тут наследие образовалось… как-то неожиданно.
Они-то думали, что сами являются главным культурным наследием, на саму Победу клали с прибором еще в юбилейном 2010 году, а уж сколько грязи на Сталина вылили, которому по большому счету все и обязаны не только этим культурным наследием, но и самой Победой… так это и не упомнить. Во всяком случае, не стоит упоминать при ЮНЕСКО…
Вот как тут не развести руками по поводу того, что наше слабое на голову руководство вначале делает одни заявления, потом само же их опровергает… по щучьему велению вполне всем известного другого культурного наследия, заставившего их клещом впиваться и в «нашу Победу» с разного рода «Бессмертными полками».
Надо же, как ведь искренне разжигали патриотизм, что запамятовали Родину-мать включить в «Бессмертный полк». Про то, как в пионерах у Вечного огня стояли… тоже позабыли с легкостью. Небось, еще и подсчитали, сколько газу зазря пожгли… Чего только не переживала эта Родина-мать в последнее время триумфа президентского правления из питерского десанта…
Вот и думаешь, а что стоило несколько раньше признать сказанное Дедюховой? Все равно ведь признать пришлось. Но когда уж так поторговали достоянием Родины… что признавать бесспорность сказанного… несколько западло, нет? По крайней мере, признавать это через столько лет… это демонстрировать всем свои «духовные скрепы» далеко не высшего качества, вкупе с патриотизмом, а так же честью и достоинством.
Antik | 27 Мар 2009 в 22:50
Да, рискну спросить. Вы говорили, что Россия — это женщина. А какой у нее образ? Или какой у нее может быть образ?Очевидно, срабатывает местечковая маргинальщина в нормальном восприятии образа России — «эта страна». Но поправить это можно очень быстро.
Ведь навязанное стереотипное восприятие — на уровне еврейского анекдота про двух глистов, которые тоскуют, что живут не в экзотическом фрукте, а в чьей-то прямой кишке: «Это наша Родина, сынок!»В принципе, глисты, наверно, именно так и должны воспринимать Родину. Но, если человек не местечковая глиста, которая лишь причмокивает: «Присосаться к бюджету, присосаться к трубе, присосаться к «естественной монополии (т.е. к прямой кишке)!», — то ведь восприятие должно идти на ином уровне.
Этот вопрос весьма болезненный для меня. В прямом смысле. Меня в своё время хорошо избили за образ Родины, с которым я, собственно, и вышла «глаголом жечь». Качественно. С визгами «подлый патгиотизм». Это не «патриотизм», а реализм. Я ж — писатель-реалист.
Я и пишу, что это — женщина, которая сама себе Вселенная, сама себе — огромный многокрасочный мир. Ей ничего от нас не надо. И никто не может ей вручить какую-то «свободу» жалкими ручонками, никто не способен «облагодетельствовать» такое подходящей Ей по статусу «философией».
Но именно потому, что она — Женщина, все ее грёзы только о любви.
Уж с какой «любовью» к Ней очередная глиста выползет… так сами понимаете, что далее заднего прохода такую «любовь» не используют.
А визуализация самого образа была выполнена скульптором Вучетичем на Мамаевом кургане в Сталинграде: «Родина-мать зовет!»
Там бессмысленно разглядывать — красивая она или некрасивая. Там сразу понимаешь, что это именно Она.
Именно Ее неоднократно пытались «вписать в мировое сообщество», «вступить в ВТО» и т.д. Потому я всегда говорила, что эти люди не осознают масштаб явления. Ну, кого во Вселенной можно поставить вровень с Ней? Да никого! У Ее гранитной подошвы очень хорошо доходит, что никакого местечкового «гавенства» в природе не бывает.
Поскольку одни откликаются на Ее зов, а другие живут только потому, что успели удачно к Ней присосаться. Но… я бы лично делать этого не стала. Ведь наступивший «неожиданно для всех» глистов кризис — тоже показывает, что Она терпеть подобное отношение не собирается.
Я Ее лично не видела, но слышала, поэтому правдивость образа Вучетича могу подтвердить на все сто. Я и сама… не последняя дама. Не в дурацком стереотипе сифилитика-Некрасова, но способна на многое. Так уж скромно заметим.
Но здесь иной, сакральный уровень, воспринимаемый… мурашками по спине. Я искренне советую всем внимательно присмотреться к ее реалистическому образу. Вот Она стоит на господствующей высотке с ха-арошим таким ножичком в руках. Потому я и ерничала, что день Ее вступления в ВТО станет крышкой от унитаза для этой славной международной организации.
Именно эта исполинская строгая дама, никому не делающая скидочек на местечковые условия — и есть «наша Родина, сынок!» И равняться с таким явлением нечего. Здесь требуется лишь молча преклонить колени, шапку долой — и внимательно прислушаться, куда Она нынче позовет. Она ведь зовет каждого, а уж кто откликнется…
Да, она зовет, каждого, конечно. Но зовет вовсе не потому, что шибко нуждается в ком-то из нас, а лишь для того, чтобы мы подлыми суками не жили. Чтобы мы стали достойными Ее и прожили так, как это и положено людям, имеющим такую Родину.
Образ России, 28.03.2009 г.
Все же прислушиваться надо к сказанному Классиком. Чтобы не выглядеть человеком без совести и чести, вначале нанося ущерб государственному достоянию преданной Родины, превышающий 7-8 ВОВ по отраслям, сдав все СЗХ в ВТО, чтоб самим было удобнее продолжать грабить ее достояние, а после с умным видом знатока пригребать себе и Родину-мать в «культурное достояние».
Хотя бы потому, что оценка сделанного за последний десяток лет определена именно с этой позиции Родины-матери в качестве «жития подлыми суками». Но ежели кто-то сомневается в оценке, так надо окунуться в мир цифр и свериться «достигнутыми результатами» в макроэкономике — как раз с результатами нашествия фашистов.
Иначе ведь надо быть еще более подлыми суками, утверждая, будто так вот культурненько и жили! А Родина-мать, дескать, призывала всех почистить ей карманы, разорить государственную экономику и инфраструктуру… и далее по тексту.
Они Родину-мать грабили-грабили… расчленяли… позорили… душили-душили… Все думали, что с «культурным достоянием обойдутся Кобзоном и Кабаевой… а тут им и вышло… Вот ведь непруха какая!
Глубокое удовлетворение испытываешь от того, что все нашему слабому на голову руководству приходится говорить, как им давно определено. Значит, и все последующее тоже вполне оправдается.
Ну, а теперь погрузимся в изучение биографии творца этого бессмертного образа, поскольку на сегодня это у нас единственное культурное наследие, не считая нашего Классика.
* * *
Творческий путь Вучетича начался во второй половине 30-х годов, но особенно разносторонне его талант проявился в послевоенный период.
Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе (Днепропетровске). Раннее детство будущий скульптор провел на Кавказе, недалеко от города Грозного, где на нефтепромыслах работал его отец — горный инженер.
Интерес к скульптуре у Вучетича проявился с детства. С большим увлечением лепил он из хлебного мякиша и пластелина фигурки различных зверей. Родители, обнаружив увлечение сына, всячески его поощряли.
Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Вучетич с семьей переезжает в Ростов-на-Дону.
Неизгладимое впечатление на двенадцатилетнего мальчика произвели события, связанные со взятием Ростова в 1920 году войсками Первой Конной Армии. Живой, общительный и любознательный, Евгений заслушивался рассказами о войне, о доблестных командирах К. Е. Ворошилове и С. М. Буденном. Глубоко захватившая его романтика гражданской войны нашла свое отражение в первых юношеских произведениях начинающего скульптора.
Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, сообщили матери о том, что в городе имеется художественная школа, куда Вучетич и был принят в 1926 году. Нужно сказать, что ростовская художественная школа сохраняла и развивала традиции русского реалистического искусства. Скульптор с большой теплотой и благодарностью вспоминает руководителя школы А. С. Чиненова, в прошлом передвижника, и преподавателя живописи А. И. Мухина. Эти мало известные художники, но прекрасные педагоги сумели привить Вучетичу любовь к реалистическому искусству, воспитали в нем волю и упорство. В школе Вучетич работает с огромным увлечением. Не довольствуясь занятиями в степах школы, он получает дополнительные указания, посещая Чиненова и Мухина на дому. Уже в этот период определяется круг тем и сюжетов скульптора. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В ранних ученических работах уже сказывается сильный темперамент скульптора, стремление передать романтику и жизненную экспрессию изображаемых событий.
В 1930 году Вучетич окончил ростовскую художественную школу. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю. Вучетичу еще нехватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.
Чувствуя необходимость продолжать свое профессиональное образование, Вучетич в 1931 году поступает в Ленинградскую Академию художеств. Он надеялся полученные ранее в художественной школе знания, навыки реалистического мастерства углубить серьезной и упорной учебой. Однако в этот период в Академии художеств было сильно влияние формализма. Подлинной школой для Вучетича явились ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков. Но в Ленинграде Вучетич пробыл недолго. Вскоре он покинул Академию и в 1933 году вернулся в Ростов. К этому времени в советском искусстве произошли огромные перемены, события исключительной важности.
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» установило новые организационные формы художественной деятельности в нашей стране и определило главное требование, предъявляемое к деятелям советского искусства, — активное участие в социалистическом строительстве. В этот период Сталин характеризовал творческий метод советской литературы и искусства как метод социалистического реализма. Сталин назвал писателей инженерами человеческих душ, подчеркнув этим огромную роль литературы и искусства в деле коммунистического воспитания трудящихся. Метод социалистического реализма открыл перед советскими художниками небывалые перспективы творческого роста.
В Ростове-на-Дону Вучетич сразу оказался в центре общественно-творческой жизни. Он избирается председателем местного союза художников, участвует в оформлении декоративной скульптурой строящихся в городе зданий. Для новой гостиницы «Ростов» он вместе с коллективом скульпторов исполняет большой рельеф; в парке театра имени А. М. Горького, сооружавшегося по проекту известных архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, делает фонтан. Эти работы дали много творческих навыков молодому скульптору. Здесь перед ним впервые встала проблема синтеза искусств, связи скульптуры с архитектурой. Большую помощь Вучетичу оказали местные архитекторы и в особенности приехавшие в Ростов Щуко и Гельфрейх, ценные практические указания которых помогли скульптору и в его последующей художественной деятельности.
В 1935 году по совету Щуко он переезжает в Москву, где в этот период идет грандиозное строительство, осуществляемое по Сталинскому плану реконструкции столицы. Вучетич поступает сначала на строительство гостиницы «Москва», а затем Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Скульптор настойчиво продолжает повышать свое профессиональное мастерство.
«Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминает Вучетич.
Исключительно благотворным было сотрудничество молодого скульптора с такими крупными архитекторами, как Щуко и Гельфрейх. В своей автобиографии Вучетич сделал знаменательное признание: «Вообще, если оглянувшись назад посмотреть, как проходила учеба, я должен буду сказать, что многие знания пришли от архитектуры. Мне кажется, что никто из скульпторов моего возраста не работал с таким большим количеством архитекторов, причем с архитекторами, как говорится, высшего класса».
Работая после приезда в Москву в различных художественных организациях, в том числе руководя экспериментальными мастерскими Управления строительством Дворца Советов, Вучетич одновременно начинает выступать на выставках, участвовать в конкурсах на проектирование памятников. Скульптор снова обращается к темам гражданской войны.
В 1936 году Вучетич исполнил небольшую скульптуру, изображающую К. Е. Ворошилова на коне, произносящим речь перед частями Первой Копной Армии. Работа была экспонирована на выставке московских скульпторов. Стремление выявить в образе героические черты, характерное для дальнейшего творчества Вучетича, начинает сказываться в работах данного периода. В этом отношении особенно показательна скульптурная фигура «Партизанка» — крестьянская девушка-патриотка, с гранатой в руке осторожно пробирающаяся в логово врага, чтобы нанести неожиданный удар. По словам скульптора, мысль о создании образа девушки-героини была подсказана ему известным фильмом «Чапаев». «Партизанка» была показана на Всемирной парижской выставке в 1937 году.
Как портретист Вучетич впервые выступил на выставке московских скульпторов в 1940 году. Портрет искусствоведа М. В. Бабенчикова (1939) обратил на себя внимание художественной общественности. Эта работа показала Вучетича острым и наблюдательным портретистом. Правда, скульптор еще акцентирует внешние физические особенности изображаемого, но наряду с передачей индивидуальных черт лица он стремится раскрыть психологию портретируемого. Среди его ранних работ выделяется также портрет архитектора Гельфрейха и особенно исполненный в мраморе портрет академика А. Д. Сперанского.
В предвоенные годы Вучетич успешно участвует в ряде конкурсов. Два варианта проекта памятника-надгробия архитектору В. А. Щуко, выполненные скульптором совместно с архитекторами А. П. Великановым и А. Ф. Хряковым, были отмечены первой и второй премиями. Первой премии был удостоен его проект памятника герою гражданской войны Г. И. Котовскому для г. Кишинева (1940). Проекты не были осуществлены, так как началась Великая Отечественная война.
Характеризуя первый, довоенный период творчества Вучетича — период овладения мастерством, упорных исканий своего пути,— нужно отметить, что в ранних произведениях скульптор недостаточно глубоко проникал в психологию героев.
В годы войны Вучетич много увидел и пережил. Это было время его творческого возмужания. Он переосмыслил свой предшествующий творческий путь, отбросил все случайное, внешнее, стал развивать и углублять наиболее ценное из того, что было найдено ранее. В основном Вучетич остался таким же страстным, эмоциональным художником — певцом сильных, мужественных людей, презирающих смерть, идущих на подвиг ради общенародного дела. Но его произведения еще больше наполнились живым чувством, дыханием современности, в них зазвучала душа художника, глубоко захваченного великими событиями.
Летом 1941 года Вучетич уходит добровольцем на фронт и сражается на передовых позициях. Начав свой боевой путь как рядовой солдат, он к концу второго года войны получает звание капитана. При штурме г. Любани Вучетич был тяжело контужен. После излечения, в марте 1943 года он был зачислен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. В течение всей войны художники этой студии — живописцы, скульпторы и графики — выезжали на различные участки фронта. Их документальные зарисовки, этюды, скульптурные портреты создавали изобразительную летопись великих событий. Эти поездки дали Вучетичу возможность лично познакомиться со многими замечательными людьми, чьи военные подвиги изумляли весь мир.
Увиденное и пережитое на войне становится основным содержанием творчества Вучетича. Круг интересующих его тем и образов значительно расширяется.
В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона.
Но в дальнейшем Вучетича всецело захватила современность. Он посвящает свой труд воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Свою работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью, стремясь запечатлеть для будущих поколений образы своих героических современников. Как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.
В том случае если приходилось исполнять портрет погибшего на фронте полководца, скульптор изучал весь имеющийся документальный материал, беседовал с его родными и сослуживцами. Так были исполнены в 1944—1945 годах портреты генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, генерала армии Н. Ф. Ватутина, дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Д. Черняховского. В этот же период Вучетич выполнил с натуры портреты трижды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Г. К. Жукова, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации С. И. Руденко, маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, генерал-полковника Ф. И. Голикова, Героя Советского Союза генерала армии И. X. Баграмяна, маршала авиации Г. А. Ворожейкина. В последующие годы он исполнил более сорока портретов советских полководцев.
Еще в первые годы войны многие скульпторы начали успешно работать над портретами советских воинов. Наряду с Мухиной, Томским, Манизером и Азгуром Вучетич явился одним из создателей нового в советском искусстве героического монументального портрета, в котором выразился характер героя-победителя, его высокие моральные качества. Особенности этого портрета заключаются не во внешних стилевых признаках. Новый тип героического портрета явился результатом глубокого осмысления характера советского человека, рожденного Октябрьской революцией.
Ясность образа, жизненная правдивость, богатство и разнообразие художественных средств являются отличительными чертами скульптурных портретов Вучетича. Хорошо переданное внешнее сходство сочетается в них с глубиной психологического раскрытия образа. Вучетич не стремится поразить зрителя эффектностью приема, общей помпезностью. Но в то же время он не делает портрет будничным, ибо это также нарушало бы жизненную правду, привело бы к обеднению, к принижению образа. Героическим портретам Вучетича присущи торжественность, величественность и парадность. Скульптор изображает полководцев в парадных мундирах, со всеми орденами и отличиями, часто вводит драпировки в виде плащ-палатки или шинели, которые образуют своеобразное декоративное обрамление бюста. Необходимо отметить, что многие бюсты исполнены скульптором как бюсты-памятники для установки на родине дважды и трижды Героев Советского Союза в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР. В связи с этим характер внешнего оформления бюста, его композиционное решение приобретают особое значение, ибо бюст рассматривается на воздухе, с различных расстояний и должен быть рассчитан на круговое обозрение.
Прекрасный образец героического портрета, созданного Вучетичем, мы видим в бронзовом бюсте И. Д. Черняховского (1945), отмеченном в 1946 году Сталинской премией второй степени.
Дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Д. Черняховский — выдающийся советский полководец эпохи Великой Отечественной войны. Его имя много раз отмечалось в приказах И. В. Сталина. Отважный герой погиб в боях за освобождение советской Родины. Приступая к воплощению образа И. Д. Черняховского, скульптор, исходя из индивидуальных особенностей его внешности, стремится вместе с тем выявить типические черты советского полководца, талантливо осуществлявшего сталинский план разгрома врага. В трактовке бюста ясно ощущается желание Вучетича показать героя в действии, когда наиболее полно раскрывается его боевой, решительный характер.
Голова И. Д. Черняховского резким движением повернута вправо, молодое лицо дышит мужеством и энергией, живые, полные ума глаза зорко смотрят вперед, туда, где решается судьба битвы. На его плечи сверх мундира наброшена плащ-палатка, бурные складки которой делают композицию бюста еще более динамичной. Грудь украшена двумя Золотыми звездами и орденами. Портрет И. Д. Черняховского отличается красотой, одухотворенностью образа и художественным мастерством: ясностью и четкостью пластической формы, общей законченностью, внимательной проработкой деталей. Появление этого замечательного портрета на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке 1946 года имело большое принципиальное значение для дальнейшего развития советского героического портрета.
Одновременно с созданием портретной галлереи Вучетич обращается к монументальной, композиционной скульптуре. Здесь он также стремится воплотить образ героического защитника Родины.
Первый опыт в этом направлении относится к 1942 году, когда скульптор вылепил метровую статую «Политрук», экспонированную на выставке «Великая Отечественная война» (1942). В этой статуе Вучетич поставил своей целью создать типичный образ большевика, осуществляющего партийное руководство непосредственно в боевых условиях, на передовой линии фронта и являющего собой пример героизма. В фигуре политрука, поднимающего в атаку бойцов, скульптор подчеркивает стремительность движения, героический порыв.
Вучетич мечтал исполнить эту статую в большом размере, но в этот период он полностью отдастся другой работе, которая стала важнейшим этапом в его творчестве и до некоторой степени развивала идею «Политрука».
В 1943 году Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Главным Политуправлением Советской Армии был объявлен конкурс на проект памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову для г. Вязьмы. Проект Вучетича получил одобрение жюри. Над памятником, увековечившим бессмертный подвиг замечательного советского полководца, скульптор работал с огромным творческим напряжением и душевным подъемом. Он вложил в него богатые личные впечатления и наблюдения военных лет. Это помогло создать волнующее, патриотическое произведение, обладающее огромной силой эмоционального воздействия.
Обстоятельства героической гибели полководца послужили сюжетной основой для композиции памятника. Командующий 33-й армией генерал-лейтенант М. Г. Ефремов погиб весной 1942 года в боях за освобождение г. Вязьмы. Отрезанные превосходящими силами фашистов от нашей армии, части генерал-лейтенанта Ефремова около трех месяцев мужественно сражались с врагами. В одной из жестоких схваток, возглавляя небольшую группу солдат, Ефремов был тяжело ранен, но продолжал руководить боем до тех пор, пока не был израсходован последний патрон. Советские воины предпочли умереть, чем сдаться в плен.
Вучетич избрал чрезвычайно трудное в монументальной скульптуре многофигурное решение памятника. Выбрав развернуто повествовательный характер композиции, скульптору легко было впасть в жанровость, увлечься обилием второстепенных деталей в ущерб общей выразительности произведения, ясному раскрытию его основной идеи. С Вучетичем этого не случилось. Он нашел такое решение, которое убеждает и горячо волнует зрителя.
Одним из главных элементов, определяющих достоинство этого произведения, является удачно выбранный сюжет, который позволил показать образы советских воинов во всей их духовной красоте и величии. В центре пятифигурной группы стоит смертельно раненный Ефремов. Его фигура прежде всего останавливает внимание зрителя. Именно в ней в первую очередь сосредоточена огромная, неотразимая сила впечатления. Ефремов изображен в распахнутой шинели и в папахе. Левой вытянутой рукой он указывает направление удара на запад, а правой рукой опирается на плечо солдата, который бережно поддерживает любимого командира. У подножья этой группы мы видим фигуру воина, привставшего на колено для того, чтобы бросить гранату в направлении, указанном Ефремовым. Этот воин как бы олицетворяет непобедимую богатырскую мощь нашего народа. Незабываемое впечатление производит ослабевший от ран молодой офицер, опустившийся у ног Ефремова. Голова его забинтована, вся фигура поникла, но обращенное вперед лицо полно жгучей ненависти, Огромным усилием воли и напряжением сил он пытается поднять крепко сжатый в руке пистолет для последнего выстрела по врагу. Группа героев находится в окружении. Об этом напоминает фигура солдата в полушубке, резко повернувшегося назад и отстреливающегося из автомата от нападающих фашистов.
Удачно решена пространственная композиция памятника. При обходе его образы раскрываются в новых аспектах. Характерное для автора стремление к экспрессии, к резким подчеркнутым движениям, к динамичной композиции здесь проявилось наиболее наглядно. Но динамика фигур в памятнике внутренне обоснована и оправдана изображенным действием. На основе реалистического раскрытия характера каждого персонажа скульптор создает героический образ целого события, высокий пафос и суровая романтика которого обладают большой захватывающей силой.
Памятник М. Г. Ефремову проникнут глубоким оптимизмом, ибо подвиг самоотверженных защитников Родины, гибнущих в неравном бою, рожден твердой верой в победу правого дела.
Бронзовая группа хорошо связана с гранитным постаментом, по форме напоминающим неприступный бастион и помогающим раскрыть образный замысел памятника (архитектор Я. Белопольский). Сооруженный в 1946 году на самом высоком месте разрушенного фашистами города, памятник явился организующим центром. Новые основные городские магистрали, которые возникли в возрожденной Вязьме, ориентированы на монумент. В 1947 году за создание памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову скульптор удостоен Сталинской премии первой степени.
Следующей крупной работой Вучетича был памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину, под командованием которого войска Первого Украинского фронта форсировали Днепр и 6 ноября 1943 года освободили Киев от гитлеровской оккупации.
Памятник был открыт в 1948 году. Он установлен в Киеве, в живописном парке над Днепром, у изголовья могилы погибшего полководца.
Генерал Ватутин изображен наблюдающим за стремительным движением советских войск. Его облик величествен и полон душевного благородства. В левой руке он держит фуражку; правой взялся за борт распахнутой шинели. Прекрасное, типично русское лицо генерала светится радостью победы; в то же время в нем, чувствуется готовность к новым суровым испытаниям. Его взор устремлен на запад, куда все дальше и дальше уходят доблестные войска.
Фигура полководца вырублена из светло-серого гранитного блока. Скульптурная форма трактована лаконично и сдержанно. На гранитном пьедестале памятника помещены два рельефа, изображающие форсирование Днепра и торжественную встречу украинским народом своих освободителей. На передней стороне пьедестала высечена надпись на украинском языке: «Генераловi Ватутiну вiд українського народу».
Продолжая интенсивно работать над портретными бюстами советских полководцев, Вучетич в течение 1947—1948 годов выполнил в бронзе и мраморе большое число портретов дважды Героев Советского Союза: маршала Советского Союза И. С. Конева, маршала Советского Союза A. М. Василевского, гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова, генерал-полковника танковых войск М. Е. Катукова, генерал-полковника авиации Т. Т. Хрюкина. В этот же период им были исполнены портреты B. М. Молотова, маршалов Советского Союза К. Е. Ворошилова и Н. А. Булганина.
В своих портретах скульптор каждый раз стремится дать новое композиционное решение, помогающее раскрыть индивидуальность портретируемого, выявить героическое содержание образа. В композиции бюстов все продумано, подчинено главной идее, что придаст им общую завершенность. Здесь сказывается внимательное изучение Вучетичем лучших традиций русского скульптурного портрета, в частности творчества Ф. Шубина.
Портрет гвардии генерал-полковника В. И. Чуйкова (1947), исполненный в мраморе, в 1948 году был отмечен Сталинской премией второй степени. В портретном бюсте героического защитника Сталинграда, командовавшего в дни сталинградских боев 62-й армией, скульптор воплотил образ мужественного, волевого советского полководца. Все внимание скульптор сосредотачивает на лице героя. Немного суровое, обветренное, с резкими складками у крепко сжатых губ и на щеках, оно притягивает к себе духовной значительностью. Взгляд слегка прищуренных глаз тверд и сосредоточен, он говорит о мужестве изображенного, о его исключительной стойкости и самообладании. Скульптор сумел увидеть и выявить в портрете наиболее характерные, типичные черты советского воина.
Вучетич создал простой и вместе с тем внутренне содержательный образ, выразив в нем представления народа о доблестных защитниках социалистической Родины. Обращает на себя внимание тонкая моделировка форм лица, знание специфических свойств мрамора — материала, позволяющего добиваться богатства светотеневых эффектов на его поверхности. В этом бюсте роль декоративных элементов сведена к минимуму. Завершение бюста решено в виде мало обработанного мраморного блока.
Большой жизненности и силы выражения героического характера Вучетич достиг также в бронзовом портретном бюсте маршала Советского Союза А. М. Василевского (1947). В отличие от предыдущего портрета скульптор здесь значительное внимание уделяет декоративному оформлению бюста. Однако верный своим творческим установкам, ясно осознавая свою главную задачу, он не акцентирует внешние аксессуары. Убедительно передавая индивидуальное сходство, Вучетич в портрете А. М. Василевского глубоко раскрывает гуманизм и народность образа советского полководца.
Итогом творческих поисков Вучетича в решении героической темы явилась его работа над величественным памятником воинам Советской Армии, павшим смертью храбрых при штурме Берлина.
Памятник-ансамбль, торжественно открытый 8 мая 1949 года в Берлине, увековечивает светлую память воинов-героев, отдавших жизнь за Родину. Он отражает великую освободительную миссию Советской Армии, спасшей народы Европы и мировую цивилизацию от фашистских варваров.
Грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль, воздвигнутый на кладбище советских воинов, занимает площадь в сто двадцать тысяч квадратных метров (арх. Я. Белопольский).
Руководствуясь методом социалистического реализма, советские художники создали произведение монументального искусства, в котором архитектурные и скульптурные формы, а также природная среда сливаются в единое художественное целое, взаимно дополняют и обогащают друг друга. В этом памятнике скульптуре отведено исключительно важное место. Она активно участвует в выявлении основного идейного замысла надгробия. Большой опыт работы Вучетича с архитекторами сказался здесь с особой наглядностью.
Входом на территорию мемориального ансамбля служат две триумфальные арки. Зеленые аллеи ведут к скульптурной фигуре, высеченной из светло-серого гранита. Еще издали посетитель видит фигуру сидящей женщины с горестно опущенной головой. Эта статуя олицетворяет образ Матери-Родины, скорбящей о своих погибших сыновьях и дочерях. Скульптор правдиво воплотил благородный облик русской женщины, мужественной и стойкой даже в своем тяжелом горе. Национальный характер образа подчеркивается тем, что монумент установлен на фоне своеобразной ниши из больших седых елей и белоствольных берез. От этого монумента широкая аллея, обсаженная пирамидальными тополями, ведет к террасе главного входа на братское кладбище, который образуют два приспущенных знамени, выполненные из красного полированного гранита. У подножья огромных знамен на невысоких гранитных постаментах установлены две бронзовые фигуры коленопреклоненных солдат с автоматами в руках. Суровой скорбью полны их мужественные лица.
От главного входа с высоты террас посетителю открывается панорама центрального кладбища.
Широкая каменная лестница спускается к могиле четырех Героев Советского Союза. Далее, в центре огромного партера, расположены пять братских могил с гранитными плитами, украшенными бронзовыми пенками. По обеим сторонам кладбища, на фоне зелени боковых аллей установлено шестнадцать светло-серых каменных саркофагов. На торцовых сторонах саркофагов золотыми буквами начертаны слова Сталина из его выступлений и приказов в годы войны, а на боковых сторонах вырублены тридцать два скульптурных рельефа. Переходя от одного рельефа к другому, посетитель как бы читает волнующую летопись победоносной Великой Отечественной войны. Многие поколения будут восхищаться беспримерными героическими подвигами советского народа, отстоявшего в смертельных боях свободу и независимость первого в мире социалистического Отечества и спасшего народы Европы от фашистского ига.
В многофигурных композициях правдиво рассказано о незабываемых, суровых годах войны. Мы видим, как мирный труд наших люден был нарушен вероломным нападением гитлеровских орд. Падают вражеские бомбы, неся смерть и разрушение; советские люди шлют проклятье фашистским извергам, в их сердцах пробуждается святая ненависть. Перед взором зрителя развертывается величественная картина смертельной схватки с фашизмом. Скульптор доказывает всенародный характер войны, героизм Советской Армии и партизан, самоотверженный труд наших патриотов в тылу, великую дружбу народов, их волю к победе, подвиги двадцати восьми панфиловцев, Гастелло, Матросова, героическую оборону Москвы, Ленинграда, Севастополя, великую Сталинградскую битву, победоносное завершение войны. На последнем саркофаге высечены заключительные слова исторических приказов И. В. Сталина: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!» На рельефах этого саркофага изображены советские люди, отдающие последние почести павшим воинам. Изображения на саркофагах являются одним из первых в советской скульптуре опытов широкого применения рельефа для раскрытия значительной современной темы.
Грандиозный мемориальный ансамбль завершает центральное сооружение — тринадцатиметровая бронзовая статуя советского воина-освободителя, установленная на высоком насыпном кургане на круглом уступчатом постаменте-мавзолее. Общая высота сооружения достигает тридцати метров. Советский воин в накинутой на плечи плащ-палатке спокойно и уверенно смотрит вперед. В его сильной руке — меч, у ног — разбитая фашистская свастика. К широкой груди воина доверчиво прильнул ребенок — образ светлого будущего человечества. Вучетич запечатлел величественный образ сталинского воина-победителя, охраняющего мирный труд свободолюбивых народов СССР.
В этом произведении скульптор, стоящий на позициях социалистического реализма, исходил в решении своей задачи не из надуманной и отвлеченной аллегории и символики, а из современной действительности. Воссозданный им яркий типический образ наделен живыми, конкретными чертами и убедительно воплощает духовное величие советских людей.
При установке монумента скульптор сумел хорошо использовать окружающую природу. Выразительный силуэт воина отчетливо рисуется на фоне голубого неба, в то время как светло-серый пьедестал выделяется на фоне темной зелени тополей. Скульптурная фигура очень хорошо связана с пьедесталом. Снаружи пьедестал украшен орнаментальным фризом. Под ним сделаны надписи на русском и немецком языках: «Слава» и даты «1941—1945». Внутри пьедестала, к которому ведет широкая гранитная лестница, находится круглый зал, его стены выложены мозаикой, выполненной художником А. А. Горпенко. В большом панно на золотом фоне художник изобразил представителей благодарных народов Европы, возлагающих лавровые венки на могилы советских воинов — своих освободителей. В центре мавзолея на кубическом постаменте из черного полированного камня стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплете. В книгу вписаны имена героев, погребенных на братском кладбище. Под куполом мавзолея рубинами и хрусталем сверкает люстра в виде ордена Победы.
На мозаичном куполе на русском и немецком языках золотыми буквами написаны незабываемые слова Сталина, которые воспринимаются как эпиграф ко всему сооружению: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».
Кладбище плотным кольцом окружают вековые платаны, служащие обрамлением всей площади.
Берлинский памятник советским воинам-героям проникнут идеей жизнеутверждения. Он прославляет духовное величие советского человека, совершившего бессмертный подвиг и завоевавшего себе вечную славу.
На кладбище советских воинов приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память павших героев, возложить венки на их могилы.
Авторы мемориального сооружения в Берлине в 1950 году были удостоены Сталинской премии первой степени.
В послевоенные годы параллельно с работой над портретами советских полководцев Вучетич начинает создавать портреты героев мирного труда.
«Где вы найдёте такие великолепные качества людей, какие проявил наш советский народ в Великой Отечественной войне и какие он каждый день проявляет в трудовых делах, перейдя к мирному развитию и восстановлению хозяйства и культуры!» — говорил А. А. Жданов в докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград».
В работе Вучетича над воплощением образов замечательных тружеников важным этапом явился бронзовый портрет звеньевого узбекского хлопководческого колхоза имени К. Е. Ворошилова, Героя Социалистического Труда Назарали Hиязова, исполненный в 1948 году. В этом портрете скульптор не только правдиво передает внешность героя, но и раскрывает психологию, мысли и чувства советского человека. Перед нами портрет-биография. Вучетич сумел создать образ того нового человека наших национальных республик, который, преодолев свою былую отсталость, вырос в замечательного мастера своего дела. Тяжелая жизнь до революции оставила глубокие борозды морщин на его опаленном южным солнцем лице. Но это мудрое и доброе лицо прекрасно своей одухотворенной красотой. Из-под густых бровей молодо и энергично смотрят зоркие глаза. Свободный и радостный труд пробудил в семидесятидевятилетнем хлопкоробе необычайную творческую инициативу, дал ему вторую молодость.
Композиция портрета решена с таким расчетом, чтобы убедительнее и полнее раскрыть характер доблестного труженика хлопковых полей. Скульптор создает полуфигурную композицию, изображает руки и вводит ряд деталей, обогащающих содержание портрета. Очень красноречив жест правой руки Ниязова, держащей ветку хлопка, которую он прижимает к груди. В этом жесте читаются и горячий трудовой энтузиазм и гордость творца рекордных урожаев.
Портрет Героя Социалистического Труда Назарали Ниязова в 1949 году был отмечен Сталинской премией второй степени. Одновременно Сталинская премия была присуждена скульптору и за портрет генерал-полковника авиация Т. Т. Хрюкина (1948, мрамор).
Постепенно совершенствуя мастерство, Вучетич подходит к решению наиболее почетной и ответственной задачи советского искусства — к воплощению образов — В. И. Ленина и И. В. Сталина.
В 1949 году, к 70-летию со дня рождения Сталина, Вучетич с бригадой скульпторов, в которую входили П. Фридман, П. Яцыно и Г. Постников, выполнил огромный многопланный горельеф «Клянемся тебе, товарищ Ленин…» Скульпторы изобразили исторический момент, когда И. В. Сталин в траурные ленинские дни от имени партии дал великую клятву верности заветам Ленина. Исключительно ответственная тема потребовала от авторов поисков наиболее выразительной формы для ее воплощения. В своей работе над горельефом скульпторы опирались на традиции мирового и в первую очередь русского искусства рельефа.
Авторы поставили перед собой цель — создать своеобразную «скульптурную картину» для стены интерьера. Сохраняя декоративные свойства рельефа, они сумели развернуть грандиозную картину незабываемого исторического события, раскрыть в ярких образах его глубокое содержание.
Красная площадь заполнена народом. Сюда пришли представители различных национальностей, люди разных возрастов, женщины и дети. Взоры всех людей устремлены к высокой трибуне, где под развернутым знаменем стоит И. В. Сталин. Возле Сталина и у подножья трибуны стоят В. М. Молотов, М. И. Калинин, Ф. Э. Дзержинский, М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе, A. И. Микоян, Л. М. Каганович, В. В. Куйбышев, А. А. Андреев, С. М. Киров, С. М. Буденный, Н. К. Крупская. Плотным кольцом народ окружил трибуну, внимательно слушая слова исторической клятвы Сталина. Советский народ в горельефе охарактеризован с большой силой и глубокой жизненной правдой. Вглядываясь в лица людей, читаешь в них боль утраты; но чувство скорби каждого преодолевается могучей волей коллектива.
В горельефе большое количество портретных образов, исполненных с натуры. Над каждой фигурой скульпторы работали долго и упорно. Отсюда та характерность и яркая жизненность, которых они сумели добиться в обрисовке образов. В произведении нет позирующих статистов, фигур, введенных лишь для заполнения пространства. Особенно выразительны образы русского крестьянина, туркмена и грузина у левого края горельефа.
В композиции горельефа авторы применили перспективное построение. Уходящая вглубь Кремлевская стена создает впечатление большого пространства, хотя глубина рельефа не превышает двадцати пяти сантиметров. Композиция строится с таким расчетом, чтобы зрителю сразу был ясен глубокий смысл происходящего. Передавая движение колонн к трибуне, скульпторы останавливают наш взгляд прежде всего на величественной фигуре И. В. Сталина, произносящего слова клятвы.
Идейная целеустремленность, народность, простота композиции и материальность пластической формы — характерные черты этого замечательного произведения, удостоенного в 1950 году Сталинской премии первой степени.
Горельеф положил начало работе Вучетича над образами В. И. Ленина и И. В. Сталина.
В 1950 году скульптор принял участие в конкурсе на проект памятника В. И. Ленину для Москвы. В следующем году он исполнил статую В. И. Ленина для Всесоюзной художественной выставки 1951 года. В ней скульптору хорошо удалось передать героический характер, могучий ум и революционную волю гениального создателя и руководителя первого в мире социалистического государства.
Особенно много и упорно Вучетич работает над воплощением образа И. В. Сталина. Он стремится раскрыть многогранность личности вождя, показать разносторонний характер его деятельности. Образ И. Б. Сталина — полководца, организатора победы над гитлеровским фашизмом — воплощен Вучетичем в скульптуре, находящейся в экспозиции музея Центрального Дома Советской Армии. Великий вождь изображен в военной обстановке, на боевых рубежах. Во всем мужественном облике Сталина, в его вдохновенном лице, в решительном жесте правой руки, держащей телефонную трубку, чувствуется несокрушимая вера в победу.
Великие стройки коммунизма вызвали новый расцвет архитектуры и скульптуры. Архитекторы в содружестве со скульпторами создают художественные ансамбли, украшающие грандиозные сооружения Сталинской эпохи. Вучетичу поручено оформление канала Волго-Дон. Творческий коллектив, им возглавляемый, с огромным энтузиазмом работает над тремя большими скульптурными группами. Монументальные композиции, установленные на высоких постаментах в районе Сталинграда, будут рассказывать о героических защитниках Царицына от белогвардейских банд и о героях великой Сталинградской битвы.
Одна из последних работ Вучетича — двадцатишестиметровый монумент И. В. Сталина, выполненный в чеканной меди и воздвигнутый в 1952 году на верхней террасе высокого берега Волги при входе в канал Волго-Дон (общая высота монумента вместе с гранитным пьедесталом достигает семидесяти двух метров. Архитектор Л. Поляков). Скульптор создал образ И. В. Сталина. Исполненный торжественного величия и мужественной героической простоты, монумент И. В. Сталина виден за десятки километров — с улиц и площадей Сталинграда, с судов, идущих по Волге, и с трассы канала. Открытые сходы, аллеи, цветники и газоны связывают гранитный пьедестал монумента с террасами откоса и с общественными зданиями центральной площади города Красмоармейска.
Вучетич трудится интенсивно и напряженно. По его проекту сооружаются бронзовые памятники В. Г. Белинскому в г. Пензе и Горою Советского Союза Александру Матросову в г. Великие Луки.
Скульптор успешно продолжает работу над портретной серией. На Всесоюзной художественной выставке 1951 года в залах Третьяковской галлереи были экспонированы его портреты в мраморе — С. М. Буденного и Ф. Э. Дзержинского.
Вучетич — один из ведущих советских скульпторов. В 1947 году он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. За участие в войне с фашистскими захватчиками Вучетич награжден орденом Отечественной войны второй степени. За выдающиеся заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1951 года ему присвоено почетное звание народного художника РСФСР.
Искусство Вучетича, заслужило высокое признание народа.
2 комментария
Вучетич, несомненно, гений. Даже от фотографии Родины-матери мороз по коже.
Предателям, лжецам и ворам следует еще раз перечитать доходчивое пояснение И.А. о том, что такое Россия.
Трепещите, негодяи. За все придется ответить.
Да вот тут Фейсбук напомнил мне мой пост годичной давности:
А ведь действительно! Не на голом месте нас лишали страны и Победы отцов и дедов… Но дальше-то, спрятались за чужие портреты, давно предав все завоевания… и приходится повторять то, что давным-давно было этим иудам сказано.