Украинские вебинары шли в «Книжной лавке» постоянно, не выделяясь в особую группу. Просто в феврале этого года украинской теме была выделена целая неделя в силу ее особой важности.
Однако история и культура не только родных народов, но и задолго до местечковых комиссаров, решивших посредничать при «праве наций на самоопределение», ставших единой нацией.
Интересно, что как развалили Советский Союз под предлогом «права наций на самоопределение», так «в нации» бесстыдно вылезла «самоопределяться одна маленькая, но гордая национальность. Тут же возник чисто местечковый кипеж, когда уже стало в порядке вещей врываться в дом беззащитной женщины, красть ее компьютеры и орать о защите прав двухсот «наций».
При этом и само понятие нации, то есть, общности людей, способных следовать общегосударственным интересам, мыслить масштабно и геополитически, — свелось к какой-то уголовной мелочи, перекраивающей чужую историю, опошляющей культуру, гадящей в душу и пытающейся «узаконить» ложь, разбой, воровство, паразитирование, прелюбодеяние… и далее по смыслу.
Смотришь на нынешние никчемные «нации», которые оказывается, в числе двух сотен пучком надо защищать от женщины, поскольку она может в текучке наступить на них и с десяток размазать по подошве, не заметив… так и задумаешься, что же это за мужчины такие, напрочь забывшие, что культура любого общества определяется по степени комфортности в нем женщины (с. сами знаете чье).
Но добавлю, поскольку, у нас уже самые простые вещи приходится напоминать по несколько раз на дню, что не случайной женщины с улицы, не женщины с панели, которых решили двигать «в политику» по «женской линии» (как в бане), — а настоящей Женщины, перед которой все партийные начетчики сильно тушевались со своим враньем про «жизнь в интересах народа» и «светлом коммунистическом будущем» еще в советское время.
Общество настолько культурно и имеет право считать себя обществом, насколько комфортно в нем женщинам, добившимся высот профессиональной деятельности. Обтекаемо скажем так, думаю, все поняли, что я имею в виду, вернее, кого.
Естественно, в первую очередь, я имею в виду И.А. Дедюхову, рассматривающую и свое нынешнее положение с позиции исследователя, отмечая наиболее скользкие точки сдвига, анализируя их, давая выводы в уникальном на сегодня явлении во всей мировой культуре — вебинарах.
Все, что делает Ирина Анатольевна, по умолчанию уникально. Именно здесь происходит переформатирование сознания не только расчлененной русской нации, но и всего мирового сообщества.
Тут и думаешь, что комфортные условия в нормальном обществе, без крысиного пробуждения кладки каких-то мелких наций, способных к «самосознанию» только в условиях гуманитарной катастрофы, на чужой крови, на чужом труде, на всеобщем разрушении, дамам такого уровня создаются… не столько из соображений культуры и приличий, сколько из чувства самосохранения.
Ведь это действительно уникальное явление, когда одной фразой все, что пытаются «узаконить навечно» возвращается на круги своя, становится неколебимо. Да и Великий и Могучий при ней звучит как-то иначе, попутно уничтожая аргументы тех, кто заведомо неспособен мыслить в масштабах страны, где получил прививки, социальные льготы и гарантии, получил образование, а затем… ответил всему обществу черной неблагодарностью под предлогом «национального возбуждения».
Действительно, взрослый человек должен предложить обществу нечто более существенная, чем какую-то национальность, которая, во-первых, имеется у каждого, а, во-вторых, в России с ее историей и культурой — у каждого имеется отнюдь не одна национальная принадлежность.
Всякий раз с ней мысленно соглашаешься… с видимым облегчением, поскольку она облекает в форму абсолютной истины все мучившие раньше сомнения. Действительно, у нормального человека должна болеть душа, а не национальность. И это правда, что мужчины должны нормально производительно работать на благо страны и общества, а не на шкурные интересы каких-то жлобов и воров, вдруг оказавшихся «эффективными собственниками» того достояния, которым владеть не вправе, поскольку ни честно приобрести, ни честно заработать такое не в состоянии.
Происходящее сегодня настолько некультурно, что стоит начать серьезно говорить об общей национальной истории, о культуре нации, где все срослось воедино, задолго до мерзавцев, лгущих после предательства Родины «народ сам этого захотел», как вдруг чувствуешь, что начинают меньше саднить нанесенные за это время «демократических преобразований всего общества» раны, как они начинают затягиваться…
Вдруг выясняется, что наша общая и неразделимая история и культура — лучший бальзам истерзанной душе.
Ну, это ж всем известные «аристократы», которые стыдятся исключительно по национальному признаку. Пришлось вообще-то пояснять, что аристократизм духа в России предусматривает гордость за Отечество, гордость — за свою принадлежность к великой истории. Да и не фамилия решает здесь «принадлежность к аристократии», поскольку тебя должны были узнавать по делам — под всякой фамилией, как бы не назвался.
И в самом конце шел вывод, что к середине ХХ века аристократия поменялась. Раньше была военная аристократия, а в середине ХХ века она навсегда стала технической и естественно-научной. И все Майданы с того времени — устраиваются за право помыкать истинной элитой, истинной аристократией, под разными соусами навязываясь ей в качестве паразитов.
Ведь до этого и в советское время детям внушали тезис, будто большевики спасли народ от «самодержавия» и «крепостного права». Потому и нынешние «аристократы» вдруг вылезли стонать в начале 90-х — «крепостное право у нас в крови». А на самом деле… потому и раньше Майданы устраивались, что в крепостничестве поголовье постоянно сокращалось, то есть оно физически не могло оказаться ни у кого «в крови».
Сама подсчитывала цифры Ключевского, которые он дал без анализа, с расхожим стереотипом, будто «по количеству свободных людей Россия — меньше Франции». Так вот накануне формальной отмены крепостного права — крепостные составляли 7% от населения, это сегодня намного меньше, чем процентное соотношение реально безработных. П оценкам того же Евросоюза — у нас не 5%, а все 20%. Ага, не закрытый, а открытый перелом. Так это и без Евросоюза всем понятно.
Человек — это животное, которое в неволе не размножается, но прекрасно восстанавливает поголовье, как только чувствует какие-то перспективы, прежде всего, собственного устройства в жизни. О чем, собственно, отлично свидетельствуют все демографические показатели (там надо всегда смотреть только на цифры, не читая идиотских «пояснений»).
Именно поэтому на Майдан, собранный в декабре 1825 года (как у нас все же любят устраивать Майданы именно в декабре!) — собрались люди с большими проблемами… далекими от государственных интересов. Так и сегодня на каждый Майдан собираются граждане, что-то вымогающие для себя лично. Майдан — это открытый шантаж общества. Никакие серьезные вопросы в толпе не решаются. Да и кто пойдет за 20 гривен жэ морозить? Только человек, неспособный вообще никак решать свои проблемы, и там ни у кого «нет другого выхода».
Наверно, стоит к «украинским» вебинарам отнести и оперу Н. А. Римского-Корсакова «Садко», ведь на пути к этому, казалось бы, чисто оперному вебинару пришлось поднимать огромный пласт истории и культуры тех времен, когда геополитическим центром был Господин Великий Новгород.
В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» действие происходит во времена Киевской Руси. И только уголовное быдло не соображает, как все это болезненно, бессмысленно, а главное, оскорбительно из чужой лжи, подлости и предательства — пытаться внутри себя это разрывать. Не способны следовать единству этой огромной Вселенной, так нечего было и вылезать перед всеми в качестве «самых культурных и прогрессивных».
Приведу вебинары, которые демонстрируют невозможность, да и ненужность всех этих попыток приводить свой внутренний мир в угоду уголовным компрачикосам и прокрустам.
Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Майская ночь»
Майская ночь — опера Николая Римского-Корсакова в 3-х действиях, на собственное либретто, по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя.
По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (1831—1832) с детства были его любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей. Мысль использовать её сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года будущей женой, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто «Майской ночи», «держась в точности сюжета Гоголя и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести».
Премьера «Майской ночи» состоялась 9 (21) января 1880 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Главные партии исполняли: Левко — П. Лодий, Ганна — М. Славина, Голова — Ф. Стравинский, Панночка — Ф. Велинская, Каленик — И. Мельников. Дирижировал Э. Направник.
Затем опера была поставлена другими театрами России, а также за границей (Франкфурт, Прага). В спектаклях принимали участие выдающиеся артисты. В московском театре частной оперы Мамонтова партию Панночки исполняла Н. Забела-Врубель, Головы — Ф. Шаляпин; дирижировал С. Рахманинов. В Большом театре незабываемый образ Левко создал Л. Собинов, позднее в партиях Ганны и Левко выступали М. Максакова и С. Лемешев.
Опера П.И. Чайковского «Мазепа»
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Мазепа — опера Петра Ильича Чайковского в 3-х действиях, 6-ти картинах, на либретто Виктора Буренина на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Композитор внёс изменения в либретто, вернув в него многие строки из Пушкина. Василий Кандауров сочинил текст для арии Мазепы (второе действие, картина вторая).
Оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» и П.И. Чайковского «Черевички»
Даже пушкинские поэмы, большинство из которых стало основой оперных либретто, не удостоились того, чтобы быть использованными дважды или трижды. В этом смысле гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» являет собой уникальный случай: на ее сюжет оперы написали П.Чайковский («Кузнец Вакула», или — во второй редакции — «Черевички») и Н.А.Римский-Корсаков. Чайковсий — раньше, Римский-Корсаков — позже. Но и это не все. Первоначально либретто оперы было написано в стихах Я.Полонским для А.Н.Серова, и известно, что Серов хотел написать оперу на него, но не успел — смерть помешала ему это сделать.
В сезоне 1873/74 годов был объявлен конкурс на оперу на сюжет «Ночи перед Рождеством» по Гоголю. В этом конкурсе и принял участие П.Чайковский. Раз был конкурс — значит, были и другие варианты трактовки этого сюжета. И действительно, известно, по крайней мере, что свою оперу на этот сюжет представил также Н.Ф.Соловьев, впоследствии профессор Петербургской консерватории. По воспоминаниям Римского-Корсакова, были представлены оперы и других композиторов. Таким образом, набирается с полдюжины авторов, создавших или желавших создать оперу на этот сюжет. В комиссию, которую возглавлял великий князь Константин Николаевич, входили Н.Г.Рубинштейн, Э.Ф.Направник, М.П.Азанчевский и Н.А.Римский-Корсаков. Первую премию получил Чайковский, а вторую — Соловьев. Тогда же этот сюжет заинтересовал и Римского-Корсакова. Но осуществление этого намерения оказалось отложенным им на двадцать лет. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда. К весне 1894 года (Чайковский умер 25 ноября (6 декабря) 1893 года. — A.M.) я окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством» и сам принялся за либретто, в точности придерживаясь Гоголя».
Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады». «Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка (в который раз можно констатировать совершенно удивительную самокритичность Римского-Корсакова! — А.М.), но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».
Премьера оперы сопровождалась сумятицей, которая обычно происходила, когда в опере в качестве персонажа выводилась царственная особа из династии Романовых. Так, два великих князя — Владимир Александрович и Михаил Николаевич, — посетившие генеральную репетицию, признали в царице императрицу Екатерину II (как это у Гоголя; Римский-Корсаков, однако, не идентифицировал царицу таким образом) и потребовали отмены спектакля (как известно, в то время существовал еще запрет на выведение на оперной (не драматической) сцене представителей рода Романовых). Композитору пришлось пойти на некоторые изменения (царица была заменена Светлейшим, что привело к некоторым несуразностям), и премьера в конце концов состоялась на сцене Мариинского театра.
Россия, Крым, Новороссия XVI -XXI век
8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о принятии «полуострова Крымского», а также Кубанской стороны в состав Российской Империи. На территорию Крыма вошли русские войска Суворова, вблизи развалин древнего Херсонеса заложен был город Севастополь.
Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) влилась в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. На первых порах обустройством российского Крыма ведал князь Потемкин, получивший титул «таврического». В 1783 году население Крыма насчитывало 60 тыс. человек, занятых преимущественно скотоводством (крымские татары). Вместе с тем под российской юрисдикцией начало расти русское, а также греческое население из числа отставных солдат. Приезжают осваивать новые земли болгары и немцы. В 1787 году императрица Екатерина совершила свое знаменитое путешествие в Крым.
Во время очередной русско-турецкой войны в крымско-татарской среде начались волнения, из-за которых территория их обитания была существенно сокращена. В 1796 году область вошла в состав Новороссийской губернии, а в 1802 года опять выделена в самостоятельную административную единицу. В начале XIX века в Крыму развивается виноградарство (Магарач) и судостроение (Севастополь), прокладываются дороги. При князе Воронцове начинает обустраиваться Ялта, закладывается Воронцовский дворец, а южный берег Крыма превращается в курорт.
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки. Старосветские помещики»
Стойкий интерес к творчеству Николая Васильевича Гоголя связан, конечно, прежде всего, со сложной геополитической ситуацией на Украине.
Историческая ретроспектива украинской геополитики уже дала нам возможность понять, в чем же лгут и не договаривают все непосредственные виновники кровавого конфликта на Юго-Востоке.
Но, как выясняется, все вопросы «исторических разночтений», все нравственные проблемы, закрученные кровавым жгутом нашей общей истории – давно решены в творчестве Николая Васильевича, писавшего только на русском. Здесь и ответ на все попытки сделать народную южную мову – «государственным языком» для закрепления итогов государственного переворота и измены Родине.
Как и повесть «Тарас Бульба», рассмотренная нами в июле, даже самые «легкие» в прочтении вещи Николая Васильевича дают однозначный ответ на все вопросы, возникающие только потому, что у многих нечем ответить за все сделанное в последнее время.
А пока все граждане с уголовными мотивами решившими «творить» нашу общую историю, всем нормальным людям пора вновь ощутить неисчерпаемое богатство Великого и Могучего, почувствовать особый вкус южного диалекта, еще не оторвавшего от своего истока – украинского языка.
Можно долго говорить о богатстве фантазии, таланте народа, фольклор которого и бытовые анекдоты легли в основу этих произведений. Но лучше вновь вспомнить те непередаваемые ощущения от первой встречи с ними, когда не «партийность в литературе», а именно эти сказки и легенды воспринимались самым главным в русской литературе.
Николай Васильевич Гоголь «Старосветские помещики»
«Старосветские помещики» — первая повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Миргород», написанная в 1835 году.
Пушкин оценил эту повесть как “шутливую трогательную идиллию, которая заставляет нас смеяться сквозь слезы умиления”. А Н. В. Станкевич написал своему другу: “Прочел одну повесть из Гоголева “Миргорода” – это прелесть! “Старомодные помещики” – так, кажется, она названа). Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни”.
А нам больше привычен другой «анализ произведения», отличающийся… излишней требовательностью к пожилым людям.
В «Старосветских помещиках» Гоголь высмеял ничтожную животную жизнь обитателей помещичьих гнезд, сводившуюся только к физиологическим отправлениям. Гоголь разоблачает нелепую бессмысленность такой жизни, «где ни одно желание не перелетает за частокол двора». Тоской по подлинной, здоровой общественной жизни людей проникнута вся повесть. Изображая «добрых старичков», никчемных существователей Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, их умственный идиотизм, обжорство, кулинарные интересы, которые возобладали над всеми прочими человеческими потребностями, писатель всем существом подлинного гуманиста протестует против того общественного строя, который калечит, уродует человека. Животный процесс поглотил человека в условиях паразитического образа жизни – вот центральная мысль «Старосветских помещиков».
Николай Васильевич Гоголь «Вий»
«Вий» — мистическая повесть Николая Гоголя, впервые опубликованная в его сборнике «Миргород» (1835). Название повести — это имя славянского демонического существа, с которым связан сюжет.
Три студента киевской бурсы отправились на каникулы заняться репетиторством. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Готовясь в темноте ко сну, Хома был напуган неожиданным визитом хозяйки, та вскочила на него верхом и поскакала по полям и буеракам. Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться.
Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять ее, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и старуха превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.
Хома Брут, потрясённый случившимся, решил не заниматься репетиторством, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустом общежитии бурсы. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некому богатому сотнику, чтобы читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая свое недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.
Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки.
Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня. Нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях. Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.
— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
А. С. Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне»
…Так и не стоит раздваиваться, надо лишь вспомнить, что мы сроднились очень давно, а сплелись ветвями в истории, в общих битвах и победах, достижениях и свершениях, которых порознь у нас никогда не будет. Порознь одна мелочь пузатая будет куражиться на загривке (с. сами знаете чья).
В заключение отмечу, что каждый вебинар несет в себе открытие, поскольку является плодом анализа, на который сегодня способны лишь те, кто способен в голове уместить всю страну, без ее обломанных частей.
Например, вебинар Россия, Крым, Новороссия XVI -XXI век раскрывает пути освоения Крыма, где главным, оказывается, было присоединение Малороссии. Поэтому тут же вылезает ложь о том, как наш любитель летать со стерхами «долго готовился» к присоединению Крыма, отчего-то не присоединив проголосовавших на референдуме Донбасс и Луганск. Он просто ничего не соображает в государственной инфраструктуре — транспортной, социальной и инженерной.
Приятного просмотра!
Читать по теме: