26 июня в день рождения великого педагога Агриппины Яковлевны Вагановой гордо носящая ее имя Академия русского балета сделала москвичам прекрасный подарок, представив свой выпускной спектакль на сцене Кремлевского дворца съездов.
Вагановка выступала в таком расширенном составе в столице в 1988 году в статусе хореографического училища. В статусе Академии впервые после почти тридцатилетнего перерыва ее привез новый ректор Николай Цискаридзе.
Его предшественники не смогли осилить подобную задачу, требующую недюжинных организаторских способностей и планирования. Бывший премьер Большого обошел вопрос о стоимости поездки 200 человек, оркестра, громоздких декораций. Да и стоит ли считать, когда зрители получили долгожданный праздник балета.
Блистательный результат показывает, что деньги министерство культуры выделило на правильные цели. Столица получила возможность увидеть на одной сцене сразу шестерых будущих мировых звезд Анастасию Лукину, Ренату Шакирову, Нику Цхвитарию, Елену Соломянко, Евгения Кузнецова и Германа Борсая. Эти имена как будущих звезд озвучил Цискаридзе. Чтобы получилась «великолепная семерка», добавила бы ещё Элину Камалову, которая блестяще станцевала в Щелкунчике в Екатерининском дворце.
Цискаридзе ввел и такое новшество: не только бальные променады, но и спектакли в царском дворце. Москва была покорена, ошеломлена, очарована новым поколением, пришедшим в балет. Это уже дети 21 века, хотя и родились на излете прошлого столетия. Им по 19 лет. Все впереди. Но начинают вступление во взрослую жизнь с московского триумфа. Это важно.
Цискаридзе выпускался в 1992 году сразу после развала Союза в нищее и голодное время, когда никого не интересовала судьба юных дарований. О них не писали, их не показывали, им ничего не предлагали. Большинство одноклассников Цискаридзе уехало за рубеж. Ему не хочется, чтобы это новое поколение повторило такую судьбу. Поэтому и была предпринята московская поездка. С чем человек вступит в жизнь, так он по ней и пойдет.
Столица встретила дебютантов горячо. Сарафанное радио заработало на всю мощность. Интернет взорвался . Восторженные отзывы зрителей заполнили форумы, фейсбук, твиттер, живые журналы, группы в контакте. И везде звучал один вопрос, будет ли трансляция по телевидению или в кинотеатрах?
Гул разбуженного интернета с фото и видео показал: гастроли Академии вызвали гораздо больший интерес и затмили гастроли балета Нидерландов на сцене Большого, великой француженки Сильви Гиллем на Чеховском фестивале, Большого театра в Бразилии. Событие явно неординарное.
Приезд старейшей балетной школы России впервые за почти 30 лет уже необычно. Но в дополнение к этому все понимали, что вместе с выпускниками экзамен сдает ректор. И он его сдал на отлично. Это был триумф Цискаридзе. Два года назад СМИ заполнили мрачные пророчества о его провале в этой должности. Мнения доморощенных Кассандр не оправдались. Гигантский шеститысячный зал устроил стоячую овацию. Бесспорный успех. Было на что посмотреть.
Цискаридзе отверг предложенную преподавателями концертную форму и представил три разных по стилю спектакля: первый акт «Спящей красавицы», вариации на тему «Раймонды» Глазунова, «Лауренсию» Вахтанга Чабукиани.
Ярчайшее и интереснейшее событие культурной жизни Москвы. Кто то может вспомнить балетное событие сезона 2014-15 в Москве, которое бы вызвало подобный резонанс и взволновало московских балетоманов? Ответ очевиден. Не было подобного. Продумано все было до мелочей. Театр, как известно, начинается с вешалки, о которой позже, а мы начнем с программки.
В одном из интервью Цискаридзе признался, что наблюдает в театре, покупают ли зрители программки. Раз так, то он подошел к изданию программки вечера в Кремле со всей ответственностью. Невольно сравниваю программку мацуевского вечера и Академии. Предпочтение последней. Безупречная полиграфия. Умные тексты. Со вкусом подобранные фотографии. Видна основательная работа дизайнеров, художников и редактора.
На обложке — улица Росси и надпись крупными буквами » Вечер Академии русского балета» 26 июня 2015 года. При поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Открываем программку. Фото Вагановой-танцовщицы и пояснительный емкий текст о ней как основоположнице школы русского балета в 20 веке.
Листаем дальше. Обращения Мединского, Цискаридзе, Лиепы и Гришко к зрителям вечера. Каждый обращается по -своему. Мединский «Уважаемые друзья». Лиепа и Гришко «Уважаемые дамы и господа». А Николай Цискаридзе обращается к нам:
«Дорогие друзья! Для меня великая радость, что Академия русского балета имени А.Вагановой получила возможность выступить в Москве. В таком расширенном составе Академия не была здесь с 1988 года, со дня празднования своего 250-летия. Сегодня Академия русского балета служит уже 278 год во славу российского искусства.. Кроме того, сегодня день рождения Агриппины Яковлевны Вагановой, чье имя гордо носит Академия Русского балета».
Любовно подобранные фото. Вехи двухлетнего пути Цискаридзе как ректора этого учебного заведения. Первый звонок в сентябре 2014 года. Представление «Консерватории». Выступление Пиотровского перед концертом в Эрмитажном театре. И дуэт принца и сильфиды, Цискаридзе и Аюповой. Они в «Призраке розы» и на занятиях. Общий снимок, на котором ведущие педагоги и Ульяна Лопаткина. Посещение Академии вице-премьером Голодец. Занятие Цискаридзе с учеником.
Дальше идет программа вечера в Кремле. В конце дается список педагогов, участвовавших в подготовке спектакля, со всеми званиями и регалиями Заслуженные деятели искусств Россиии профессора Л.Ковалева, Т.Удаленкова, Л.Ковалева. Заслуженная артистка РСФСР, профессор Генслер и другие. Зрителям полезно знать и запомнить имена не только выпускников, но и их педагогов. Перечислены концертмейстеры. Особая глава программки посвящена оркестру Михайловского театра.
Безошибочный выбор и безупречное исполнение. Полтора года жизни ушло на тщательный подбор и постепенную (во избежание травм) подготовку учеников от простого к сложному. Так грамотно вводят в репертуар.
Два года на концертах Агастасияю Лукина танцевала адажио с четырьмя кавалерами, чтобы в пике формы подойти к выпускным спектаклям.
Вечер АРБ, А.Лукина «Спящая красавица», 4 кавалера
Классическая, спокойная «Спящая Красавица». Лукина была бесподобна. Легкая и воздушная. В танце с кавалерами удивительный баланс, при смене кавалера руки уходили в третью позицию и она не шелохнулась, пока подходил и предлагал руку другой партнер. Изящество и грация.
Аврора Лукина безупречна. Этой удивительно красивой девушке, получившей звание лушей выпускницы Вагановки в 2015году, не надо изображать юность как опытной приме. Юность как птица поет в ней. Аврора — заря, утро новость дня. Анастасия стала символом новой зари русского балета, нового поколения так массово входящего в него. Шесть имен будущих мировых звёзд назвал Цискаридзе. А в том, что касается балета, он не ошибается.
Уникальный случай, когда исполнитель по возрасту равен персонажу. Но не каждая балерина в девятнадцать лет способна станцевать шестнадцатилетнюю Аврору. Лукина смогла. Николай Максимович два года назад увидел в Анастасии Аврору и она стала регулярно исполнять в концертах адажио с четырьмя кавалерами. Прицел на кремлевский триумф был взят давно. Мудрая стратегия ректора Цискаридзе. Слежу за выступлениями Насти по видео и могу с удовольствием констатировать рост мастерства, уверенности, на моих глазах куколка превращалась в бабочку, а девочка — в принцессу, которой стала до кончиков пальцев. Классической принцессой русского балета.
Вечер АРБ, А.Лукина «Спящая красавица»
А вот Ренате Шакировой был усроен экзамен в виде богини Дианы из «Эсмеральды». Справившись, она подтвердила свое право на «Лауренсию».
Грузины Джордж Баланчин и Вахтанг Чабукиани — выпускники петербургского училища.
Вариации Баланчина не всякому театру по плечу. Большой попытался представить «Апполона Мусагета» и потерпел крах. Баланчин крепкий орешек, который не всякому по зубам. Цискаридзе и Академия продемонстрировали, что выбирать из Баланчина и как представлять. Потребовались дипломатические способности ректора, чтобы договориться с фондом Баланчина. Приезжал специальный педагог. И шеститысячный зал стал разогреваться на Баланчине, сопровождая каждую из 9 вариаций и адажио аплодисментами. Заключительная кода вызвала шквал оваций.
Но апофеозом вечера стала все таки «Лауренсия», когда зрители и исполнители слились в эмоциональном экстазе. Цискаридзе осуществил свою давнюю мечту — восстановить шедевр Чабукиани, который благословил его в Тбилисском училище.
Вахтанг Чабукиани (1910 — 1992) Российский и грузинский артист балета, балетмейстер, педагог.
Он был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии. Величайший танцовщик и балетмейстер нашей эпохи.
Теперь ректор отблагодарил директора Тбилисского хореографического училища. Связь времен, она так важна.
Цискаридзе неоднократно предлагал «Лауренсию» Большому театру, балет на проверенной литературной основе великого Лопе де Веги. Фуэнте Овехуна в истории русского театра занимает важнейшее место.
В ней блистала великая Ермолова, ее ставил новатор режиссёр Марджанов. В 1939 году Чабукиани поставил в Ленинграде великолепный балет. Но у руководства Большого театра драмы чести были не в чести, так же как и «устаревший» драмбалет сталинских времен.
Цискаридзе провокационно прочитал стихи Сталина о родине на грузинском в передаче Дмитрия Быкова. Большой отказался от «Лауренсии» и лавры пожал Михайловский. Главный театр страны отвернулся от отечественных шедевров в сторону Квартир Эко, где героиня от одиночества обнимается с биде. Чувства людей, дорожащих своей честью и готовых ее защищать ценой жизни, руководству оказались чужды. Предпочиталось прочтение классических сюжетов в психушке или цирке, но только не там, где прописали драматург, композитор и балетмейстер. Цискаридзе осуществил свою мечту в другом месте и с другими людьми.
Несмотря на все интриги и сплетни, он сделал преподавателей Академии своими друзьями и соратниками в осуществлении задуманного.
Стратег Цискаридзе готовился к нему давно. Помните пока только народный танец из Лауренсии в выпускном концерте прошлого года? Ректор попробовал — у учеников получилось и пошли дальше. Почему бы не осуществить давнюю мечту, провалившуюся в Большом, и не поставить сюиту из этого балета? Это не просто танцевальная сюита.
Цискаридзе в одном из интервью говорил о таком понятии старой культуры как «честь имею». В Вагановке он поставил сюиту из балета по драме чести великого испанца Лопе де Веги » Овечий источник» или «Фуэнте овехуна». Так называлась деревня, поднявшая восстание против произвола сеньора, покусившегося на честь одной из ее дочерей. Как говорится, береги честь смолоду. Сейчас испанские драмы чести не в чести. Знаменательно, что Цискаридзе отпускает свой выпуск во взрослую жизнь такой пьесой.
Учащиеся Академии показали не просто танце, но испанские характеры. Страстные, гордые,способные постоять за свою честь, с чувством собственного достоинства -все это есть в массовых танцах. Ученики чинной Академии предстали гордыми и страстными испанцами, которых нежелательно оскорблять и унижать.
Сюита из балета «Лауренсия» особенно удалась вагановцам. До дрожи, до мурашек по коже. На видео не то. Надо быть в зале, чтобы оценить эту сказочную феерию.
Цискаридзе добился того, чтобы ученики знали, что действие происходит в Испании, в какую эпоху и кто такой Лопе де Вега. Это было проверено на экзамене по истории театра, на котором присутствовал сам ректор.
В массовых сценах выпускники показали себя сложившейся труппой. Танцевали самозабвенно, с неслыханной отдачей, забытой в академических театрах. Им удалось создать образы не только отдельных гордых и страстных испанцев, но сплоченного народа, дорожащего своей честью и готового ее защищать. На свободу таких лучше не посягать — дадут отпор.
Фламенко. Звук каблуков и кастаньет, цыганские шали. Характерные испанские танцы создали достойное обрамление классическим и разогрели публику для встречи героев в па де сис, то есть танце шестерых. Три пары. Это проверка мастерства. Этот сис стал подводным камнем для Михайловского театра. Упреки в отсутствии синхронности. Академия показала идеальную синхронность. Не верилось, что на сцене ученики. Передо мной женщина качала головой, как бы говоря «невероятно».
Самой прекрасной и гордой испанкой стала неподражаемая Рената Шакирова с ее изумительной гибкостью, высокими, мощными прыжками, когда нога касается головы. Взлетая на немыслимую высоту и задерживаясь в баллоне в воздухе она заставила вспомнить легендарную Майю Плисецкую.
Гигантская сцена Кремлевского дворца была ей мала. А вихревые вращения напоминали о буре, которая скоро разразится. Веришь, что такая способна призвать к восстанию и повести народ за собой. К ней также применим термин «она танцует как пламя». Рената повторила знаменитый прыжок прогнувшись.
Этими невероятными прыжками она окольцевала гигантскую сцену, которая ей явно стала мала, как каким то колдовским заклятием. Магия танца и театра присутствовала в ее выступлении. Как говорится, шапки прочь, господа — перед вами звезда. Через неделю Рената дебютирует как солистка в Мариинском театре. Она выбрала судьбу танцевать в России.
«Лауренсия» показала как зрители истосковались по балетам с сюжетом, литературной основой. Показанная в Москве «Лауренсия» напомнила о славном прошлом советского балета. Цискаридзе дал зрителям возможность сравнить шедевр Баланчина с советским шедевром. И опроверг набившее оскомину утверждение Гершензона и Гавевского о поезде мирового балета, прогрохотавшего мимо забытого полустанка советского драмбалета.
Вот они оба в одном представлении. Что лучше? Зритель едва ли не более бурно реагирует на «Лаурансию», показывая, что тренды смещаются. Зритель перекормлен бессюжетными балетами «ни о чем». Публика жаждет высоких чувств и мыслей, ярких поступков и характеров, полета, а не ползания.
«Лауренсию» танцевали прославленные советские балерины Дудинская, Лепешинская, Шелест, Плисецкая, Тимофеева. А сегодня Осипова и Воронцова. 26 июня список завершила Рената Шакирова, которую может быть Михайловский театр пригласит специально на этот спектакль. На следующей неделе юная балерина выступает как солистка Мариинского театра.
В 2015 году исполнилось 90 лет первого выпуски А, Вагановой, среди которого блистала великая Марина Семенова, многолетняя наставница Николая Цискаридзе в Большом театре.
Народная артистка СССР (1975).
В этот триумфальный вечер она могла бы гордиться своим учеником. Цискаридзе восстановил связь времен.
Невольно задумалась, когда то в Кремле и Дворце съездов компартии СССР шел ли балет по драме чести с такими яркими личностями из народа, ведь испанцы, «народ», не показаны серой массой. Кого из народных героев не возьми — личность.
А пока Цискаридзе выверено повел за собою поверившую в него Академию. Как добрая фея Сирени, он делает преподавателям и выпускникам сказочные подарки, за которые они публично благодарят его в группах в контакте. В прошлом году в августе «освоили» Лазурный берег и поразили французов, в этом — покорили Москву, а это не каждому дано.
И уже утверждается новая прекрасная традиция вручения дипломов в тронном зале Екатерининского дворца. Помнящий свой голодный и нищий выпуск в 1992 году Цискаридзе, как любящий отец, старается, чтобы у его детей-выпускников (прозвавших его Максимычем) нового поколения 21 века был праздник.
Новое балетное поколение родилось на излете 20 века, а осознавать себя начало в 21 столетии. Это очень талантливое поколение. В фигурном катании к нему принадлежат олимпийская чемпионка Аделина Сотникова и чнмпионка мира Елизавета Туктамышева, совершившие качественный прорыв в этом виде спорта. Балетные тоже не подкачают. Пожелаем выпускникам 2015 года удачи! А ректору Цискаридзе — виват!
2 комментария
Леночка, если позволите к вам так обращаться, огромное спасибо вам за познавательную, добрую статью о нашем сегодняшнем дне балета и о его выпускниках , об этом изумительном мире танца. И великолепно подвела итог творческой работы ректора АРБ. Не удивлена, что настолько одаренный творческий трудяга- еще и великолепный и педагог и руководитель! Уверена впереди еще много вершин, которые ему по плечу!! Спасибо!!
Спасибо автору, прежде всего, за такт и чуткость! С читателем же хочу поделиться неожиданным ощущением праздника, получила колоссальный эстетический и эмоциональный заряд. К великому сожалению, это такая редкость в наши дни. Знаю точно, что Елена — автор статьи — не театральный критик, тем не менее во всем угадывается глубокое знание театрального искусства и пронзительная любовь к отечественному балету. А истинно талантливые мастера, коими является неподражаемый Цискаридзе и его талантливые ученики, заслуживают именно такой оценки! Одно слово — ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЫПУСК!!!