Продолжая тему, отметим, что пока мы тратим время на совершенно бесполезное доказательство присутствия зачатков интеллекта в гражданах, решивших, будто «эффективность» их личного обеспечения материальными благами — можно поставить выше государственной «эффективности», — на Западе усиленно разрабатывается тема человеческого интеллекта.
При этом «подгребаются под себя» и все достижения человеческой цивилизации, прежде всего, нравственные, — силами искусства, ставкой на человеческий интеллект как таковой.
И тут можно отметить одну существенную особенность. Нравственность… это все же критерий духа, не «чистого разума» («Мне достаточно звездного неба над головой и нравственного закона внутри» с. Эммануил Кант). Что-то вроде компаса… для движения вперед. А когда идет некоторая подтасовка… наблюдается и статичность образов, обездвиживание.
Не случайно, а может, даже символично получилось, что Бенедикт Камбербэтч участвовал в спектакле про Франкенштейна, использовав пластику из роли теряющего подвижность Хокинга в создании образа Существа.
Личность его героя, Хокинга, очевидно сложна, причем, весьма…
Вот как, например, прикажете относиться к такой информации, давно болтающейся (от слова «болтать») в сети.
Так, мелькали сообщения о «проекте Ковчег». Доклад на эту тему делал в 1994 году в Белом Доме современный гений, английский астрофизик Стивен Хокинг. Полностью парализованный, общающийся с внешним миром с помощью компьютера, он «разумом обнимает Вселенную». Но снисходит и к частным задачам. По его мнению, Америка должна будет в последний момент перейти к политике нового изоляционизма, предоставив остальной мир его собственной судьбе; а до того постараться накопить потребные для перестройки в новую цивилизацию ресурсы. Собравшийся в президентской резиденции истеблишмент с благоговением внимал откровению. Возможно, потому, что откровение отвечало каким-то его подспудным мыслям и желаниям. Присутствовал, кстати, кроме действовавшего тогда Картера и будущий Президент Клинтон.
(А.Паршев «Почему Америка наступает», 2003г.)
Собственно, можно подумать (скептически, риторически), что было предложено нечто новое?! Вспомним историю Англии и её колоний…
Кстати, если таковой доклад и имел место быть. Источник информации, между прочим, один и …специфический…
В связи с этим нельзя не отметить следующий момент.
Хотя,
Сейчас Хокинг в Кембриджском университете занимает кафедру математики, некогда принадлежащую Ньютону, который был (в том числе) и известным богословом. Помните такой эпизод из «Что делать?».
Это же показательно, что «идеальный герой» Чернышевского, спавший на гвоздях, рассматривает занятие богословием, как помешательство. Если попристальней разглядеть образ Рахметова, то увидим, что в современных терминах, его можно описать, как откровенного «экстремиста»…
Тем более, что Ньютон — создатель классической физики, которая обусловила последующий научно-технический прогресс и определила существование нынешней цивилизации. А каковы же практические достижения обсуждаемого профессора Хокинга.
Он, конечно же, имеет свое мнение и о внеземных цивилизациях, и о необходимости выхода в космос (поиска там новых мест обитания человечества), пугая окружающих вероятной катастрофой Земли, грядущим исчерпанием её ресурсов.
Но на практике предлагаю обратить внимание на последствие его тяжелой болезни.
Случилось страшное, человек потерял естественную связь с окружающими. Он онемел. Русский читатель непроизвольно уже вспомил повесть Беляева «Голова профессора Доуэля».
Ученому, которому итак была оставлена практически единственная функция — мыслить — пришлось замолчать. Это невыносимо. Начались попытки выстроить систему общения с ним.
Ему на помощь пришли новые информационные технологии, которые стали интенсивно развиваться именно в этот период. Обратим внимание , когда ученый стал опекаем не только родными и близкими, а с ним стали вплотную работать крупные компании.
Осложнение болезни и необходимость в постоянной профессиональной помощи медперсонала явно простимулировали ученого заняться деятельностью, приносящей дополнительные средства (ну-у-у .., мне так кажется). Где-то в этот период он приступил к популяризации научных знаний. Это его новое занятие оказалось успешным, он стал не просто известным, но знаменитым.
В сети попадалось на глаза (скажем так) несколько экзотическое мнение (за авторством Переслегина, если мне не изменяет память) о том, что где-то в 80-х (кажется) ресурсы, которые до того направлялись на развитие космической тематики, были перенаправлены на развитие информационных технологий. Что обусловило качественный прорыв. Массовое производство персональных компьютеров, развитие сотовой связи, интернета. Явление сопровождалось возникновением финансового пузыря, который лопнул в начале нулевых.
Сейчас прсоналки и интернет повсюду, они изменили качество жизни, упростив доступ к огромному количеству информации. Прогресс движется по ступеням пирамиды Маслоу. Сначала доступные предметы, потом еда, теперь информация…
Интересно, это так совпало? Профессору повезло, что его проблемы решались уже возникшими технологиями или его потребности подстегивали их развитие в нужном направлении?
Ещё несколько лет назад (в тех же нулевых ещё) Михаил Хазин стенал по поводу лопнувшего финансового пузыря, раздутого на новых технологиях и о том, что реальный экономический эффект был только при использовании их в торговых сетях. Правда, тогда ещё не использовался широко интернет, и не были оцифрованы огромные массивы самой разнообразной информации.
У нас же бросается в глаза абсолютно паразитический нарост бухгалтерского ПО в виде 1С и юридических справочных систем. Банковский сектор тоже «доставляет». При этом в секторах реальной экономики в проектировании и ведении технической документации намеренно созданы разрывы в потоке информации, поэтому совержаются избыточные повторяющиеся весьма трудоемкие операции. Там, где должен быть создан выигрыш от применения новых технологий, намеренно создаются искусственные препоны.
Опять же, создаваемый сейчас «умный дом» сможет ли найти массового потребителя? Не являются ли новые степени комфорта избыточными?
Стивен Хокинг: «Я думаю, что наш разум – это программа, в то время как мозг – аналог компьютера».
Тут, конечно же, срабатывает ассоциация — что было в начале курица или яйцо…
Схоластикой заниматься не хочется. Поэтому посмотрим, как пытается на этот вопрос ответить современное искусство в лице Бенедикта нашего Камбербэтча, точнее создатели сериала «Шерлок», ставшего столь оглушительно известным.
Современное прочтение Конан Дойля оказалось неожиданно уместным и стильным. И вот, если в нашем детстве рассказывали о воплотившихся фантазиях Жюль Верна и точности его предсказаний (создании самолета, вертолета, телевидения и прочее), то кто мог рассмотреть в сугубо жанровой литературе основные принципы обработки информации, которые сейчас используются в компьютерах.
Один из принципов структурного программирования: любая программа строится из трёх базовых управляющих конструкций: последовательность, ветвление, цикл.
В эпизоде про свадьбу Ватсона («Знак трёх» 3-ий сезон 2 серия) блестяще визуализирован алгоритм решения задачи. Шерлок последовательно проверяет гостей на соответствие заданному параметру (смотреть с 69:35).
Бешеная популярность сериала объясняется актуальностью и доступностью киноязыка для широкой публики. Дело в том, что подросло поколение, которое обладает навыками отрисовки блок-схем. Этим дети сейчас занимаются в школе на уроках информатики.
Особый шарм и колорит для иностранного зрителя (то есть, нас) данной сцене придает традиционный в случае английской свадебной церемонии, но архаичный и в силу этого почти аристократический в наших глазах, костюм главного героя, точнее визитка. Камбербэтч в ней неотразим… (A propos, он также неотразим в своем уже почти легендарном пальто. Силуэт которого отсылает нас к образу военной шинели. Тонко так намекая зрителю на социальную роль героя — роль защитника… Про пальто, умение его носить, то значение, которое оно имеет в создании образа поговорить хочется. Вспоминаешь при этом Даниила Страхова, носящего его, как истинный Штирлиц. Именно поэтому создатели не смогли удержаться и давали долгие планы своего персонажа со спины)
В этой роли Бенедикт играет (как там в фильме говорится прямым текстом) откровенного социопата.
Блестящий интеллект, нацеленный на решение сложных задач, казалось бы, не интересующийся человеческими чувствами. Его уравновешивает фигура доктора Ватсона. Конструкция (или дуэт) созданный Конан Дойлем, оказался живучим и кочует в сюжетах про полицейских-напарников из фильма в фильм.
Доктор выступает в роли нравственного барометра данной пары. Если Холмс инструмент, решающий задачу, то Ватсон следит за корректностью применения его в среде живых людей. Это грубо, конечно, и прикидочно.
На самом деле, это реализация давно высказанного тезиса И.А.Дедюховой — «ума без совести не бывает».
Естественно, само «устройство» изначально находится на правильной стороне и нацелено на искоренение зла. Но, тем не менее, в этой же серии Шерлок говорит, что Джон призван спасать людей.
Характеристику доктора авторы сериала подробно проговаривают в самом начале. Он военный врач, прибывший из Афганистана, который испытывает проблемы, пытаясь освоится в мирной действительности. Ему не хватает адреналина, динамики, риска и необходимости защищать и спасать других. Искомое он находит в сотрудничестве с Холмсом.
Заявленные потребности — это основополагающие мужские качества. Если верить этологии (или чему-то подобному), то в первоначальных человеческих сообществах: на женщинах — репродукция, на детях — продолжение рода, старики хранят и передают знание, мужчины защищают и обеспечивают развитие.
Ну, а если обратиться к очередному тезису И.А.Дедюховой, то «человек это тот, кто не позволяет при себе жрать других людей».
Эта пара — идеальный герой, стоящий на страже интересов личности. А в Америке со злом стали бороться всяческие комиксовые супермены…