В марте нынешнего года Николай Цискаридзе, выдающийся танцовщик современности, премьер Большого театра, предстал перед обожающей его публикой в трех ролях: пирата, циклопа и принца.
Мне всегда было неловко за балет «Корсар», так как казалось, что несуразное либретто этого опуса способно заставить перевернуться в гробу великого лорда Байрона, моего любимого английского поэта. Читая его переписку с леди Мельбурн в период написания знаменитой поэмы (всего за неделю в январе 1814 года), поняла, что это — потрясающая в своей откровенности личная исповедь.
Поэт спрашивал умудренную жизнью корреспондентку ( ей исполнилось 64 года): «Как Вам чувства? Забудьте о сюжете». Восточная поэма отразила загадочный эпизод в жизни великого романтика. Мы никогда не узнаем настоящего имени возлюбленной поэта, умершей во время его двухлетнего путешествия по странам Средиземноморья. В стихах, и прежде всего в «Паломничестве Чайльд Гарольда», прославившего имя Байрона в Европе, он обессмертил ее как Тирзу. Память и тоска о безвременно ушедшая возлюбленной в Леиле из «Гяура» и Медоре в «Корсаре». И поэта и его героев смерть разлучает с любовью.
В балете «Корсар», поставленном Мариусом Петипа на музыку Адольфа Адана и восстановленном в Большом театре Алексеем Ратманским, финал счастливый: пиратский корабль налетает на скалы и переламывается как «Титаник» пополам, демонстрируя все технические возможности новой сцены Большого театра, но Конрад спасет Медору. Вспоминается последнее, что написал Байрон в Греции «Любовь и смерть», в котором в воображении поэта он терпит кораблекрушение с возлюбленной и спасет ее. Вот эти строки в конгениальном переводе Александра Блока: «Я на тебя взирал, когда о скалы ударился корабль в хаосе волн, и я тебя молил, чтобы ты мне доверяла».
С появлением Николая Цискаридзе все в этом архаическом балете становится на место. Страстный и мятежный танец московского премьера примиряет с этой балетной вампукой, так как он – воплощенный герой Байрона. Удивительно, что никто не обратил внимания на внешнее сходство английского поэта и российского танцовщика. Екатерина Рождественская, пригласив Николая Максимовича в знаменитый проект в «Караване» как двойника Пушкина и Гоголя, забыла про Байрона. Байронический герой близок Николаю Максимовичу своей сутью, характером, внешностью. Премьер Большого станцевал падшего ангела в балете Бориса Эйфмана, а это – заповедная тема Байрона, который признался жене, что в прошлой жизни он сам был падшим ангелом. Этой теме посвящена его мистерия «Земля и небо» о любви ангелов и земных женщин. У Конрада –Цискаридзе мироощущение падшего ангела. В нем сочетается несочетаемое –железная воля, жестокость, харизма вождя, способного повелевать и подчинять, но в то же время нежность и бесконечная любовь к единственной для него женщине Медоре. К Конраду, представленному Цискаридзе, относятся слова Байрона:
И все ж не для того рожден он
Чтоб возглавлять отринувших закон
Был чист, пока не начал он свои
С людьми и Вседержателем бои
Был слишком горд чтоб жизнь вести смиряясь
И слишком тверд, чтоб пасть перед сильнейшим в грязь
Достоинств собственных он
Стать жертвой клеветы был обречен
Он их причиной бедствий называл
А не лжецов, не тех кто клеветал
На балете «Корсар» Роман Абрамович впервые присутствовал в качестве нового члена попечительского совета Большого театра. Смотрел с удовольствием и сидел до последних поклонов. Николай Цискаридзе и Мария Александрова –Медора исполнили знаменитое па-де-де блистательно. Особенно удалась Николаю вариация. Прекрасные со – де баски, прыжки в восточном стиле с подогнутыми ногами, вращения и последняя поза, в которой он застыл не колыхнувшись. В прошлом году интернет взорвался, обсуждая его якобы падение в конце вариации – он едва качнулся. Но здесь вместе с аплодисментами и браво я закричала: «Устоял»» На меня не обратили внимания зал заходился в овациях. «Корсар» — единственный балет, где звучит слово — крик «На абордаж» одной из корсарок. Аплодировали и кричали браво все, и зрители и новоиспеченный член попечительского совета Большого театра Роман Абрамович. После спектакля домой меня везет таксист –актер из театра Армена Джигарханяна. Рассказывает, что будет дебютировать в драме «Да здравствует королева, Виват!» в роли возлюбленного королевы Елизаветы Тюдор графа Лестера.
8 марта я отправилась на спектакль театра «Тень» «Смерть Полифема». Роль циклопа Полифема, того самого, которого ослепил хитроумный Одиссей, Цискаридзе исполнил, восстанавливаясь после тяжелейшей травмы. Режиссер Илья Эпельбаум предложил ему выразить всю гамму чувств – смущение, любовь, ревность, гнев, боль, отчаяние- только стопами ног. И Цискаридзе признался, что после такого спектакля может все.
Театр «Тень» находится в жилом доме и вмещает всего 70 зрителей. Меня встречает Майя Краснопольская . В фойе представлены многочисленные «Золотые маски», которые с завидной регулярностью получают спектакли этого необычного кукольного тетра сказочной страны Лиликании.
Собираются зрители. Их небольшими группами проводят в зал, чтобы продемонстрировать Лиликанский театр драмы, оперы и балета. Это помещение, величиной с картонную коробку с крошечными куклами внутри. Майя предоставляет слово Цискаридзе, который рассказывает, что осенью будет интересный проект, в котором будут представлены все пьесы Шекспира. Будет что-то типа кафе, где в меню одна из пьес Шекспира. Зритель может выбрать ее. Тут же следует вопрос, в какой из шекспировских пьес он выступил. Николай озвучил самую «мятежную» трагедию английского гения «Ричарда II», где народ поднимает восстание против короля. По иронии судьбы эту драму попросили сыграть заговорщики графа Эссекса перед своим восстанием.
Кукольный театр был страстным увлечением детства артиста с домашними представления и, по его словам, мучил маму, заставляя смотреть спектакли. Обожал театр кукол Образцова. И вот мечта неожиданно осуществилась. Тему великана можно раскрыть только в кукольном театре. В реальном невозможно показать эту разницу в «размерах».
Николай Максимович уходит. Во время спектакля у меня появляется три головы или три глаза. Первый наблюдает за реальным Николаем, голова которого возвышается над ширмой, второй смотрит представление на экране, перед самим театром помещается только четыре человека, а третий видит еще один экран, на котором время от времени выводится все происходящее за сценой – как Николай управляет куклами.
На сцене нимфы, которых Николай подбадривает словами «Ну, пошли, мои девоньки. А по окончании : Молодцы». На их танец прибегают посмотреть звери, появляющиеся в порядке возрастания лев, носорог и ,наконец ,слон. Всю сцену заполняет по –настоящему циклопическая нога. Потом другая. Этой ноге слон не достает до колена. Полифем влюблен в нимфу Галатею, ту самую, которую изобразил великий Рафаэль на фреске в Риме «Триумф Галатеи».
Великан, приводящий в ужас и людей и зверей и богов, сам крайне смущен. Переминается с ноги на ногу, считает пальцы на одной ноге, волнуется, как бы не раздавить возлюбленную, величиной с его мизинец. Объяснившись в любви, удаляется. Появляется корабль с хитроумным Одиссеем. Между предводителем греков и Галатеей вспыхивает страстный роман. С «неба» падают гирлянды цветов и огромное сердце. Увидевший влюбленных, Полифем приходит в ярость и заваливает непрошенных пришельцев камнями. Одиссей придумывает хитрость, изобразив ржание коня. Заинтригованный Полифем разбирает завал, чтобы посмотреть, что там такое и тут из Троянского коня прямо в его единственный глаз летит копье. Ослепленный гигант в ярости крушит все и вся. Стены театра сотрясаются и кажется вот — вот рухнут. Но он по-прежнему приходит на берег моря и пишет имя возлюбленной, которое волны стирают всякий раз.
Спектакль длится полчаса, после него артист появляется перед зрителями, садится за столик и начинает разбирать заранее написанные вопросы. Мой вопрос : С кем Вы танцевали в «Сильфиде» перед принцессой Дианой в 1995 году?» Ответ: Инна Петрова. Должен был танцевать Сергей Филин. Цискаридзе узнал о том, что будет танцевать Джеймса вечером в обед в буфете. Меры контроля были приняты беспрецедентные. Агенты спецслужб в каждой кулисе. После спектакля «королева сердец» поднялась на сцену, обошла всех участников и сказала балерине, исполнявшей роль злой колдунью Мэйдж, погубившей Джеймса: «А Вы знаете, как обращаться с неверными мужьями». Николая от нее ждал букет в гримерной. Его танец был отмечен особо. Цискаридзе говорит, что нет короля или принцессы, перед которыми он бы не танцевал, но лучше всех разбиралась в балете Диана, так как была патроном Английского национального балета. Рассказывает, как в в январе 2012 года королева Голландии Беатрикс задала вопрос «как Вам удается зависать в воздухе?».
Вопросы исчерпаны, и организаторы выкатывают огромный торт с бенгальскими огнями и приглашают зрителей в фойе. Впервые в день 8 марта не меня поздравляют цветами, а я вручаю букет алых роз мужчине. Николай привел на спектакль своих крестников, детей двоюродной сестры Вероники , жены актера Егора Дружинина. На мой вопрос как зовут, отвечает. У него удивительное имя – Даниил. Интересно наблюдать его с детьми. Майя Краснопольская рассказала, что все отмечают, как меняется Цискаридзе в театре «Тень». Некоторые знакомые его просто не узнают. Защитная стена падает. Он становится открытым, простым. Я прошу его со мною сфотографироваться, рассказываю, что была на Корсаре и пойду на «Спящую». Его лицо внезапно мрачнеет и он произносит вполголоса «Дожить бы». Понимаю великолепно. Вчера в маршрутке узнаю, что арестован, как считает следствие, заказчик нападения на Филина, артист балета Павел Дмитриченко. В той «Спящей», на которую я иду, ему уже не танцевать Голубую птицу. Один из участников спектакля уже выбыл. После «Полифема» 10 марта Николай признается в кругу поклонников и друзей, что перестал спать по ночам. А информационные ленты каждый день все взрываются новостями. Театральный сюжет перекочевывает в жизнь. Причиной нападения на Филина называют гражданскую жену Дмитриченко Анжелину Воронцову, которой худрук Большого не дал роль Одетты. Директор театра Анатолий Иксанов продолжает твердить о «кукловоде», под которым подразумевает Цискаридзе. 300 артистов Большого пишут письмо Президенту Путину в защиту Дмитриченко. Поклонники Цискаридзе тоже отправляют письмо Президенту через электронную приемную в защиту, подписи, моя в том числе, собирались с 8 февраля,
Я с возрастающей тревогой думаю, как же в такой атмосфере Николай будет танцевать принца Дезире? Мои тревоги были напрасны. Зал ждал своего короля танца, как и я. В первом действии его не было. Ко второму акту в зале возникает наэлектризованная атмосфера. В «царской» ложе появляется Катерина Новикова, пресс-секретарь Большого театра, главный оппонент Цискаридзе в освещении «кислотной атаки» на Филина.
Николай Цискаридзе ворвался на сцену в великолепнейшем прыжке как ветер, как вихрь, как буря, чтобы так сразу заявить о готовности своего героя к подвигу во имя любви. Когда он «завис» в этом прыжке, демонстрируя уникальный баллон (итальянский термин), публика взорвалась аплодисментами, которые не смолкали до конца вариации. Музыки не было слышно из-за оваций зала. Во всех «колоратурных» украшений этой прыжковой вариации Цискаридзе удалось блестяще взять все верхние ноты. Но прыжки и вращения не были самоцелью, демонстрацией блестящей техники.
Это уже неуемный характер принца Дезире, как его протест против монотонности издавна установленных ритуалов королевского двора. С первого появления юный принц Цискаридзе устремлен к мечте. Он стремится вырваться из привычной обыденности придворной жизни. Он не такой как все. Да, он будет танцевать с герцогиней, наблюдать за танцами крестьян. Но как только уйдут придворные, начнется вторая уже тер-а-терная вариация, появится знаменитый улановский жест из «Шопенианы» — рука, поднесенная к уху, он будет прислушиваться к своей душе и сердцу, к зову неведомого. Как говорила наставница Цискаридзе, великая Галина Уланова, готовя с ним балет «Сильфида», его герою не случайно явилась Сильфида. И перед принцем Дезире фея Сирени появляется не случайно. Только герой Цискаридзе, волевой, но способный поверить в мечту, может снять чары злой феи Карабосс принцессы Авроры. Но сила в нем сочетается с галантностью, утонченностью, учтивостью, элегантностью, «версальскими руками». Принц –Цискаридзе – галантный кавалер в лучших традициях просвещенного XVIII века.
В знаменитой сцене нереид, когда фея Сирени являет ему образ красавицы принцессы, он стремится вырвать ее из оцепенения сказочного сна. Танцовщик прекрасно показывает, что его герой и верит, и не верит, проводит рукой по глазам, отворачивается, а вдруг это чудо исчезнет? Вариация Дезире после исчезновения Авроры как поиск утраченного счастья и решимость его обрести. Вместе с феей Сирени в ладье, заставляющей вспомнить картину Ватто «Отплытие на остров Киферы» он отправляется на поиски своей красавицы.
Если в первом акте костюмы и декорации относились к XVII веку, то во втором действии царствует XVIII век с его пудренными париками. Тончайшее ощущение стиля в танце Цискаридзе заставляет вспомнить старинные шпалеры. И кульминацией спектакля стало па-де-де с Марией Александровой. В спектакле было три примы Большого – Александрова – Аврора, Екатерина Шипулина – фея Сирени, Анна Антоничева –принцесса Флорина. Вместо Павла Дмитриченко блестяще роль Голубой птицы исполнил Денис Родькин. Анжелина Воронцова вышла в роли феи Серебра.
Николай Цискаридзе доказал, что по уровню техники, музыкальности и артистической харизмы он лучший принц Большого театра сегодня.
1 comment
Огромное спасибо, Елена, за этот «необыкновенный концерт»!