Большая ложь. Часть II

Валерий Косоруков

Мы знаем, что в этой жизни есть причины и поводы. Есть, также, причины ряда конфликтов, а есть глобальные условия для возникновения подобных причин.

Очень интересно разбирать открытые конфликты, перемещаясь по уровням осмысления. Опять же, не забываем об инструментарии ИАД  — трёхуровневая система «личность-общество-государство».

Пружиной и стимулом развития сюжета в драматическом произведении является конфликт.

Утверждается, что в классицизме сквозным конфликтом был конфликт между чувством и долгом, а в романтизме между идеалом и действительностью.

С открытым конфликтом в реальности разобралась И.А.Дедюхова, вскрыв подлинные причины и мотивацию действующих лиц. Интрига была закручена из-за большого числа участников, ходы были продуманы, но вследствие аморальности самой мотивации реализовывалось крайне …по идиотски, и конечная цель достигнута не была.

Сейчас уже можно прикинуть, какие планы строились. По всей видимости, создавался бизнес-проект тандема продюсер-балерина и кордебалет БТ, которые монетизировали бы славу Большого в бесконечных турах за границей. …Или что-то в этом роде…

Сначала на роль звезды планировалась Анжелина Воронцова, её успешно эксплуатировали с ученической поры, но юную балерину подобное явно не устроило, она предпочла путь профессионального роста. Произошел какой-то скрытый конфликт…

Затем ставка была сделана на Ольгу Смирнову, …но она не обладает данными для звездности, даже обязательный хореографический текст не в состоянии освоить.

6 марта 2008 года балетной труппе Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко был представлен новый художественный руководитель — премьер Большого театра Сергей Филин. Как писали издания того года, ни в увлечении педагогикой, ни в балетмейстерских наклонностях Сергей Филин замечен не был. Как не было у него и опыта руководителя. К 2008 году Филин прославился чем угодно, только не верностью. Отличный танцовщик, один из легендарной пятерки Большого (Филин, Цискаридзе, Уваров, Гуданов, Белоголовцев), он был вечной головной болью для начальства. Он все время норовил сбежать с рабочего места на какую-нибудь «халтуру» — и его не волновало, пострадает ли выпускаемая в театре премьера из-за его отсутствия. В любом театре все чтут возможность заработать на каких-нибудь «левых гастролях», но премьера всеми почиталась вещью священной. Всеми — кроме Филина.

Анжелина Воронцова родилась в Воронеже. На балетном конкурсе в Перми на нее обратили внимание звезды Большого балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. После столь судьбоносной встречи доучиваться Анжелина приехала в Москву. На одном из концертов ее увидел Сергей Филин, который как раз принимал руководство балетом музтеатра. … Пообещав взять на ведущие роли, а не просто в корд:)ет, … Вполне естественно, что Анжелина дала слово стать солисткой «Стасика». Но не сдержала его… То есть балерина действительно пришла и несколько раз выступила на сцене, но после перешла в Большой театр, выбрав в качестве наставника Николая Цискаридзе.

Не прошло и трёх лет, как ГАБТ призвал Филина обратно — Геннадий Янин, который должен был прийти на смену Юрию Бурлаке, прославился порнографическим скандалом («Порногейт«, о котором я уже упоминала в первом посте): 8 марта 2011 года в сети появился сайт с 182 гей-порнофотографиями с Яниным. Ссылка была отправлена по электронной почте на тысячи адресов мировых театральных деятелей. Как следствие, место художественного руководителя балетной труппы ГАБТа оказалось вакантным. Филин, что называется, бросился в омут с головой, забыв о прежней верности и преданности «Стасику».

И всё бы ничего, но, согласно «внутреннему театральному кодексу чести», в театре принято переходить из труппы в труппу летом — чтобы никого не подводить. А тут худрук исчезает в марте и забирает с собой нужных ему артистов — прямо в разгар сезона! Сказать, что Урин был возмущён- значит не сказать ничего. Отдать ему должное, в последующих интервью Владимир Урин крайне корректно отзывался о бывшем коллеге, но, как пишут, когда он встречался с Филиным, выражение его лица было весьма красноречивым.

Апогей конфликта между  Филиным  и  Воронцовой  пришёлся на декабрь 2012 г. Балерина попросила у худрука дать ей станцевать «Лебединое». Тот резко ответил: мол, сначала посмотритесь в зеркало, а потом проситесь на такую роль. Как впоследствии объяснял сам Филин, Анжелина слишком полновата для роли Одетты-Одиллии. Негласно в Большом театре её называли «пухляк«.

Когда на Сергея Филина только напали, на условиях анонимности сотрудники Большого делились мнениями: «Филин – человек путинской формации, живет не по закону, а по понятиям: ты мне лижешь задницу – танцуешь. Не лижешь – не танцуешь, буду гнобить. И все это прямым текстом», – утверждает сотрудник администрации. По словам источника, худрук снимал неугодных со спектаклей, задвигал в глубь сцены и не брал на гастроли, приносящие артистам существенный доход. «Весь этот беспредел не мог продолжаться бесконечно, – считает работник художественно-постановочной части. – Ребята пашут как каторжные, не получают от этого ни отдачи, ни денег, ничего. Это напряжение и недовольство росло и должно было вылиться. Обидно, что оно вылилось вот так».

Александра Семченко. «У него (у Филина) очень плохая репутация. Он человек корыстный и меркантильный, если под кадкой увидит десять копеек, не почурается и их достать. У него был фонд, в который артисты вносили деньги, чтобы их поставили на хорошие роли. У некоторых балерин богатые мужья, и они готовы за это платить, потому что роли – это статус».  При этом рядовые сотрудники театра и артисты жалуются на низкие зарплаты. «Административная зарплата в 18–25 тысяч рублей считается нормой. В балете самая большая нагрузка у корд:)ета, потому что они в каждом спектакле участвуют. Если тебя ставят в первую линейку, если ты попадаешь на все гастроли, то можешь в месяц нарубить тысяч 60–70, но это каторжный труд». Сотрудники говорят, что средняя зарплата – 25–30 тысяч рублей.

Валерий Косоруков

12 июля 2013 года Светлана Захарова должна была исполнить партию Татьяны в премьере «Онегина», о которой она мечтала много лет. За две недели до премьеры Захарову внезапно назначили во второй состав, а в первый поставили талантливую, но молоденькую Ольгу  Смирнову , работающую в Большом всего два года.

Незадолго до нападения хакеры слили скандальную переписку Филина. Из нее следует, что артист сплачивал вокруг себя людей и возможно даже метил на место директора ГАБТа – Анатолия Иксанова.

В общем, Филин явно надеялся больше не пересекаться с бывшим руководителем, но в 2013 году министр культуры Владимир Мединский, сняв с поста директора Большого театра Анатолия Иксанова, уговорил Владимира Урина возглавить Большой. И Филин снова оказался худруком балета в театре, в котором начальник — Урин. (Источник)

Поскольку фильм коснулся лишь соперничества двух балерин, то пока этим и ограничимся, вспомнив только часть перипетий той сравнительно недавней истории. Там же сюжетных линий несколько, поэтому так интересно было публике наблюдать развитие событий. Ещё интересен антураж эксклюзивности, красоты и по настоящему неподдельного тяжелого труда труда, прославляемого, хотя бы в таком качестве. Соскучился народ по истинным ценностям.

Так вот конфликт классический – между собственными чувствами и долгом. Смотрите, а он имеет место. Есть профессиональный долг и танцора, и уже руководителя, а Филин ради корысти и амбиций (такие примитивные чувства) плюет на всё и всех. …Кхм, что-то тут и конфликта лично у него не наблюдается, …зато образуется (неминуемо) конфликт с окружающими.

И у этих окружающих возникает романтический конфликт между идеалом существования в балетном искусстве (высоких достижений и помыслов) с суровой реальностью буден жмотного Филина.

Вот драма, вот трагедия-то где…!

Да-а-а… а мы помним, что в фильме о Большом ничего подобного нет. Хотя, критика пытается настойчиво навязать иное мнение.

Старые песни о Большом

«Большой» Тодоровского — это очень нужный театру фильм. И очень нужный многим нашим согражданам, которым хочется верить, что хоть где-то все по-честному.

Валерий Косоруков

А вы знаете, что явилось причиной (более высокого уровня) для возникновения коллизии в реальности с Ольгой Смирновой. С чего эти все крики про «пухляк» в адрес Анжелины Воронцовой?

Да, знаете, конечно. Об этом говорилось уже давно. Когда в стране рушится система образования и отбора – то это, в конце концов, касается неминуемо всех, даже эксклюзивных видов деятельности.

Помните, как нам регулярно в ответ на жалобы о несовершенстве (мягко говоря) того или иного общественного института или организации (типа судейских, мвд-шников, силовиков) тычут в нос несовершенством «нашего общества». Типа – эти коллективы срез нашего такого «ужасного общества», то есть, «сами такие». А про то, что в ту среду так просто с улицы почему-то не попасть, отчего-то умалчивается. И то, что для данных сообществ существуют определенные критерии профессионального отбора, тоже ни гу-гу… Наверное, потому, что давно совершена подмена этих самых критериев, и она (подмена) носит откровенный аморальный (или даже уголовный) характер.

…Значит общество у нас нынче такое … «несовершенное», поэтому даже в балет отбор уже осуществляется не только (и не столько) по имеющимся данным.

Ведь, на самом деле, Анжелина Воронцова раздражает не тем, что она «провинциалка», а тем что добилась входа в верхнюю страту профессии, не используя «внесистемных» ресурсов/приемов, что называется, легитимно.

…И вот имеется же мотивация у людей пихать детишек в балет, когда у тех и желания такового не присутствует. Невольно вспомнишь  рассказы того же Филина, что он не хотел заниматься балетом, хотя способности явно имелись.

Интересующиеся балетом знают как не случайно приходят в балет талантливые дети, поцелованные богом. Желание танцевать балет у них внутри! Это их ЛИЧНАЯ мечта. Такое извне не привносится. Никакая фея добрая — только ты сам должен захотеть. Как было с маленьким Никой Цискаридзе? Увидел в три года балет «Жизель» и загорелся мечтой попасть в сказку! Тянул маму туда куда она сама не хотела его вести. В училище обнаружилась его феноменальная растяжка. Такое же было и у других артистов. Посмотрели балет — захотели на сцену.
У «Ольхи» такого желания посвятить себя балету не возникает. Ее толкает случай — встреча с Домогаровым. Сомневаюсь, что она видела балетные спектакли даже по телевизору. Она внутри настолько не больна балетом, не представляет, что это за искусство, что верится с трудом в ее перевоплощение из гадкого утенка в прекрасного лебедя. Нет внутреннего посыла балет  — это мое все.
Меня в фильме раздражала эта фальшь в героине. Хотя ее играла танцующая профессиональная балерина. Фальшь заложена в сценарии. А девочку — балерину играла художественная гимнастка. Но это не ее вина. Вина исключительно на сценаристе. Не показана великая мечта о балете, которая одна и способна вытянуть с любой помойки. Ну как с Анной Павловой. Мама прачка , а дочь — великая балерина. Но мама то ее к этому готовила! Водила в театр! Посмотрите внимательно вступительное слово Цискаридзе в передаче об Анне Павловой. Очень поучительно. Тодоровский прошел мимо этих фактов, которые общие в биографиях всех великих балерин. Балет должен быть внутри. Поэтому фильм неудачен.

Всяко бывает… Вот Ольга Смирнова, похоже, жаждала танцевать в балете, только природа слегка подкачала, даже труд не помог. А амбиции остались.

А вот у Анжелины Воронцовой и любовь к балету была и сама она уродилась с соответствующими возможностями. И даже повезло засветиться перед мэтрами жанра, а затем и в Москву попасть, и в Большой. Всё при ней… Только, наивная такая – думала ей получится просто заниматься любимой профессией в своё удовольствие на зависть менее счастливым соперницам…

Менее счастливым приходится и голодать, чтобы форму соблюсти. А с голодухи, какие фуэте и прочие заковыки? Да и характер портится, как было замечено ранее рецензентами. Ох уж эти анорексички… У них и вид-то какой-то злобный.

Вот и ругаются на Воронцову, что она «пухляк», хотя, у неё идеальные балетные пропорции, наиболее удачные для исполнения классического танца.

Валерий Косоруков

Дольчев: сама Прекрасная Анжелина не из общего контекста. И были времена, когда в Большом театре ценились такие танцовщицы, которых сразу видно. Тысящу раз уже рассказывал : маленькая голова на длинной шее в балете—это красиво; плечи не должны быть широкими у балерины; руки должны быть певучими; танцы музыкальными. А, главное, даже в крошечном выходе оказаться в центре внимания. Она, конечно, пятёрошница и такая отличница, от нее прям за версту знаниями прет, наверняка по музеям ходит и книжки читает:-). На сцене это всегда видно.

Конечно же, конечно же, балет требует и великолепных данных, и колоссального труда, и безупречной выучки. И если исходных данных маловато, таланта того самого, то сил на создание конечного продукта, а именно, художественного образа, уже не остается. А именно за ним приходит зритель в театральный зал. Ему подавай (кхм) этот акт искусства… Ишь, разохотился, вуайерист проклятый. Катарсиса жаждет.

И потом, знаете еще что наверное тоже отталкивает.
Всё-таки балетное искусство не заканчивается физическими возможностями. Оно ими начинается. Прыжок, растяжка, гибкость, чтобы голова не кружилась на вращениях — это инструмент.
Но аура, вовлечение зрителя  в сюжет, возможность создать атмосферу в зале — это под силу артистам, имеющим богатый духовный мир. Николай Максимович очень много раз говорил об этом в интервью.  Именно поэтому он так много внимания уделяет образованию, повышению культурного уровня своих учеников, чтобы они постоянно развивались, росли духовно и знали много.
Духовная пустота на сцене сразу видна.
Создатели фильма наверное вообще не задумывались о таком аспекте. Растяжка есть — и будьте нате.

Вот ещё одна ложь фильма Тодоровского, которую выявили участники форума » Поклонники Цискаридзе«. Нет в этой кинокартине мечты об искусстве, мечты творить, мечты о прекрасном. Нет сказки самого театра. Нет желания получать восторги публики. …Там и публики-то нет.

Вот для чего столько усилий и труда, когда нет результата, да и некому его предъявить?

А это потому, что и сам режиссер не знает о таких радостях. Очень в этом плане схож с Филиным. Тодоровский сам практически весь свой творческий путь проделал без публики. Что-то там работал, денежки получал. А что его продукт никому ничего хорошего, полезного или радостного не принес, он нам с вами в этом фильме-то и поведал, и показал, и, можно сказать, поделился сокровенным. Как будто без него об этом никто не догадывалсяь… Не дороговат ли сеанс психоанализа?

Валерий Косоруков

Читать по теме:

Читать по теме:

P.S. От администрации «КНИЖНОЙ ЛАВКИ»

В «Книжной лавке» опубликован роман Ирины Дедюховой «Парнасские сестры», в котором раскрываются все коллизии происходящего на наших глаза детективного сюжета. Этой историей писатель занимается с ноября 2012 года. Под неопровержимой логикой ее публикаций полностью изменилась тональность подачи происходящего в Большом театре в отечественных и зарубежных СМИ.

Роман стал на сегодняшний день единственным в мире литературным расследованием, полностью раскрывающим историю вокруг одного известного театра с помощью литературных образов, а не «чернухи» или очередных «сенсаций». Возникновение литературного образа — гарантия того, что все события не только получат нравственную оценку, но и не смогут повторяться «по аналогии».

Приобретайте роман в «Книжной лавке»!

b43a6c15492091269e6a61cc627f96c1(1)

 

2 комментария к записи «Большая ложь. Часть II»

  1. «А девочку — балерину играла художественная гимнастка. Но это не ее вина. Вина исключительно на сценаристе. Не показана великая мечта о балете, которая одна и способна вытянуть с любой помойки.» — вот это и есть та суть, которую из меня вытягивали на упомянутом интервью. Не пора ли выложить все материалы и заставить показать личики всех этих «японских телевизионистов»? Мы же дали им фору, фильм вышел, все могут получить незабываемые впечатления… не совсем художественные, правда, но это было ясно с самого начала.
    Бабло отмыто, сейчас разобрать все эти пути финансирования подобного невежества, бесстыдства и полнейшего отсутствия культуры и уважения к людям искусства.

  2. Интервью на Кинопоиске:
    Валерий Тодоровский: Третий лебедь никому не нужен»
    КиноПоиск поговорил с режиссером Валерием Тодоровским о его новом фильме «Большой» и узнал, почему последние десять лет он снимал только для телевидения.
    https://www.kinopoisk.ru/interview/2945734/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *