Цинизм и равнодушие превалируют нынче в обществе… это так печально! Ой, я прямо не могу! Сейчас растаю от огорчения!
Аделаида: Вот и кончается декабрь. И как бы ни был прожит год, в преддверии Нового Года и Рождества душа ждет чуда, праздника обновления. Как радостно суетится вся семья, когда в дом приходит лесная красавица, пахнущая свежей хвоей. Коробки с ёлочными игрушками, появляющиеся из глубин антресолей, сразу же становятся центром внимания и детей и взрослых, у каждого есть свои любимые, которые извлекаются на всеобщее обозрение, сопровождая небольшой историей, а помнишь… Вот эту купили еще до моего рождения, а эту мы смастерили с тобой, когда ты был маленьким, ой , наш Дед Мороз стал совсем старенький и потрепанный, но такой милый сердцу.
Натали: Да, к праздникам надо готовится заранее, всех поздравить. Сейчас проще, по электронке. А раньше был целый процесс: купить открытки, сочинить трогательное поздравление, не запутаться в записной книжке (если не знаешь адрес получателя наизусть), потом бросить целую пачку такой красоты в почтовый ящик на улице.
История открытки в нашей стране почти рождественская. Художник Г.П. Кондратенко в восмидесятые годы XIXв. отправился в Крым, там ему довелось встретится с нищенкой, которая во времена русско-турецкой войны была сестрой милосердия.
Эта община с целью получения средств на благотворительность стала выпускать в 1896г. иллюстрированные открытки. С ней сотрудничали лучшие художники того времени. Первые тиражи открыток быливыполнены по акварелям,таких художников, как: И. Е Репин, К. Е. Маковский, Н. С. Самокиш, Е. М. Бём. Л.С.Бакст, А.Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, И.Э. Грабарь, Е. Е. Лансере, Г. К. Лукомской, К. А. Сомов, А. П. Остроумова- Лебедева и многие другие активно сотрудничали с издательством почти за символическое вознаграждение, а то и бесплатно.
Аделаида: Основной персонаж праздника — это, конечно же, наш языческий Дед Мороз. Который сейчас подвергается неотступному нападению со стороны заграничного Санты. Насколько привычнее на наших необъятных зимних просторах видеть сурового старика в расшитой шубе и шапке, с посохом, который и заморозить может, если заслужил, а может и подарком одарить. Это вам не мужичок в клоунском колпаке и курточке, который ну уж ничего общего не имеет со своим прообразом — Святым Николаем.
Архиепископ Мир Ликийских был добр к страждущим и нетерпим к вероотступникам, творящим неправду. На Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, потрясенный ересью Ария, отрицавшего единосущность Отцу Сына Божия, ничтоже сумняшеся влепил богохульнику пощечину, за что был лишен омофора и посажен в темницу.
И в тоже время уберег несчастного отца и его трех дочерей от бесчестья, тайно подбросив ему три мешочка с золотом, дабы достойно выдать девушек замуж. Спасает от казни невинно осужденных,
спасает голодающих Ликии, направив туда корабль с хлебом и совершает еще бесчисленное множество благих дел. Думаю, что глубокое благочестие русского народа не позволило откровенно смешать образ великого Чудотворца и Деда Мороза, хотя по сути он гораздо ближе к святому Николаю, чем Санта Клаус.
Натали: Прекрасная история возникновения традиции рождественских подарков, так соответствующая христианской традиции. Подарок — это всегда, пусть маленькое, но чудо, особенно, когда сделан от сердца.
Аделаида: Немного позже возникла традиция рождественских рассказов. Повинуясь глубокой традиции настоящей литературы, каждый писатель считал своим долгом написать рождественскую сказку, гонорар от которых авторы частично или полностью передавали на благотворительность. Были такие произведения у А.И.Куприна, Н.С Лескова, Н.В. Гоголя, даже П.Коэльо не избежал этой участи.
В нашем советском детстве самой новогодней и сказочной историей была сказка и балет «Щелкунчик».
Натали: Да, да! Моя дочура как-то давно попала на обследование. Делать в больнице особо было нечего, поэтому она полюбила, чтобы ей читали «Щелкунчика» (Гофмана, вестимо). После чего, было ощущение, что текст деточка выучила наизусть. Обычное дело для таких мелких.
Некоторое время спустя, мы побывали в гостях, возвращались уже достаточно поздно (в час пик рабочим днем). Сели в маршрутку на конечной остановке (а ехать надо было практически через весь город), специально, чтобы не брать на руки (она плохо переносила длительные поездки в автобусе) , купила ей отдельный билет и демонстративно держала его в руках. Народу очень быстро набилось под завязку. За окном сумрак, настроенице царило унылое. Тут чадушко, вспомнив любимую сказку, звонким голоском стала её пересказывать со всеми подробностями: Дроссельмейер, принцесса Пирлипат, орех кракатук, город Конфетенбург … И так в течение получаса. Хоть бы кто пикнул… Кто усомнится в терпении и чадолюбии нашего народа?
Аделаида: А какой волшебный был мультфильм…
И сказка Гофмана и музыка Чайковского…
Мне кажется, что рождественская история была (как бы это попонятнее выразиться), если воспользоваться старым «советским» сленгом, с большим социальным наполнением, что ли? Она клеймила ещё «отдельные имеющиеся социальные язвы» (вот!).
Натали: Ой, тут прочитала «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена. В нашем детстве эта история была лишь печальной иллюстрацией далекого прошлого и не нашей жизни.
А теперь осознание, что вероятность подобного (замерзающий на улице ребенок) велика, приводит в ужас. Как такое могло произойти с нами и, в общем-то, за весьма короткое время. Отчего такая деградация?
Аделаида: Деградация коснулась даже многовековых традиций. Ну скажите откуда пошла мода ставить в городах не живую ёлку, а её имитацию в виде светящегося конуса. И ладно , если бы это было продиктовано стремлением сохранить лесные богатства страны, но ведь лес нещадно вырубается, даже без какой-либо попытки восстановления. В сложившихся условиях это так цинично. Скоро наши дети не будут знать как выглядит настоящая рождественская ёлка. Главная ёлка страны — кремлёвская в этом году была срублена в Дмитровском районе Подмосковья, а в самом Дмитрове на площади стоит такой же стилизованный конус.
Появление традиции ставить в домах ель связывают с именем св.Бонифация. В VIIIвеке, в Германии, он проповедовал среди язычников- друидов и рассказывал им о Рождестве Христовом. Срубил под самый корень дуб, которому друиды свято поклонялись. Падая, дуб снес на своем пути все деревья и кустарники, кроме молоденькой ели. Бонифаций не растерялся и объявил чудом выжившую ёлочку «деревом Христа». Вот с тех пор и стали сажать в честь Рождества ёлочки. А в праздник украшали их фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Сама же традиция наряжать ёлку идет от библейской легенды о райском дереве, увешанном яблоками.
Натали: А я опять хочу вернуться к рождественскому рассказу, на этот раз, Ч.Диккенса «Рождественская песнь». Главный герой — дядюшка Скрудж (для наших детей это, прежде всего, персонаж диснеевского мультика про уток, увы). Эдакий, почти Гобсек, человек попавший под власть денег, почти утративший все человеческие чувства. Но с ним происходит рождественское чудо, его посещают три духа (прошлого, нынешнего и будущего рождества), которые показывают ему, что он утерял в жизни, сколько горя принес другим и как печально его будущее. Герой рассказа получил шанс переосмыслить свою жизнь и сделать её наполненной и вследствие этого счастливой.
- Читать в «Книжной лавке» — Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
«Рождественская история» (англ. A Christmas Carol) — экранизация повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» (1843), снятая в 2009 г. Сценаристом и режиссёром фильма является Роберт Земекис.
Аделаида: Потому что наибольшим чудом является сам человек и все чудесные возможности заложены в его душе, главное — не потерять эту самую душу.
«Потому что, девочки, шуба — это хорошо, деньги — это еще лучше! Всех ментов в городе к перламутровому ноготку, а чиновных мужиков по полкам — кайф, девочки, редкий. Но самое лучшее — это когда душа на месте… « И.Дедюхова «Сказка о девочке Петровой»
Ведь предупреждают знающие люди, что
«Без собственной души ведь даже вкуса того, что жрешь, не чувствуешь» И. Дедюхова «Сказка о девочке Петровой»
Натали: Это в традициях большой настоящей литературы поднимать вопросы, остро стоящие перед обществом и давать им нравственную оценку, так сказать, «бичевать современные недостатки». Рождественский разговор — это чаяния, заложенные в сказку, которые не сразу, но сбывались, если писатель настоящий.
Аделаида: Да-да!
…Итак, мною некогда было оптимистично и весьма самонадеянно заявлено, будто чисто литературными методами можно влиять на жизнь, причем, изменять ее в лучшую сторону. Собственно, я и к искусству отношу лишь те вещи, которые неприменно хоть на йоту изменяют жизнь к лучшему. И.Дедюхова «Огурцам на грядке»
Если обратить внимание на упомянутые сказки, можно заметить, что в Дании уже давно нет замерзающих детей. В Англии создана система налогообложения перераспределяющая средства в обществе, причем без социальных потрясений, добровольно.
Натали: У нас не понятно откуда взявшиеся социальные проблемы тоже следует решать литературными методами. Но, поскольку сами эти пресловутые проблемы возникли «ну, просто, на ровном месте», то благостности как-то не ждешь и от рождественских историй.
Аделаида: Где они, новые рождественские сказки, от которых становится тепло и радостно на душе, ведь она не стареет и все также продолжает верить в чудо? Вот как бы случилось нам оказаться в секторе Зет прим 7869…, чтобы своими глазами увидеть как превращаются в ледышки многоэтажные дворцы, как на Багамы на бюджетные средства едут отдыхать не тётеньки из администрации, а детишки из онкологического центра, как работники ЖКХ по собственной воле приходят и ремонтируют отопление, вворачивают лампочки, чистят дворы, а если захочется кому-то кого-то ограбить на пустой улице, то пусть знает, что это пустые хлопоты, так как воровать низзя.
Натали: Да, как-то история про Дед Мороза с монтировкой в наше время звучит органичнее. Ведь никого не удивит завязка, где в сугробе находят харизматичного дедушку с проломанною головою две наши слегка побитые жизнью современницы:
— Начхать нам с Ксюшкой на всяких сволочей, которые на таких прекрасных собою Дедов Морозов при исполнении нападают, — бодрым тоном заявила она продрогшей девушке. — Давай-ка, с дедом вали отсюда, дорогая, а то, чувствую, ты совсем заледенела. Не беспокойся, по твоим мы адресам не с посохом пройдемся, а с монтировочкой! Так что если еще кто до сих пор в Дедушку Мороза не поверил, мы ему мозги на место вправим, мы из него эту предновогоднюю виктимность с кровавой юшкой выбьем! Они у нас круглый год хороводы водить станут!.. По кругу, с небом в клеточку! С ручонками за спиной! Монтировкой такого эффекта добиваться куда сподручнее, поверь!
— Я, тетенька, совершенно в вас уверена! — с глубокой благодарностью произнесла Снегурочка в ответ на оптимистические речи Пысюк. — Вижу, что, в отличие от других, вы почти не изменились с того времени, как еще в ясельках под елочкой хороводы водили… Ах, о чем это я? Мне же надо спешить!.. («Снежная сказка» И.А.Дедюхова)
Аделаида: Вот тут, получив полномочия от настоящего Деда Мороза и настоящей Снегурочки, героини начинают выполнять свой сказочный долг по наведению сказочного порядка в упомянутом уже секторе Зет прим 7869 сказочными же методами:
— Само собой, Ксюха, — без прений согласилась Пысюк. — Вот ты видишь, какая петрушка получается? Ведь вначале было всего три адреса левых! Всего три! Дом престарелых дал сразу девятнадцать дополнительных адресов, детский дом — тридцать восемь, а сколько детский онкологический центр адресов дал — подумать страшно! Но ничего! Как-нибудь справимся! Время до Нового года у нас еще имеется! Извини, что к тебе, Лариса, запоздали маленько…
Натали: Вот, что у меня вызывает любопытство и недоумение одновременно. Как это у нас появилось столько загородных замков и коттеджей, которые большей частью пустуют или обжиты только на первых этажах. Я чумею от этой бестолковой недвижимости, построенной для детей и внуков, без учета понимания, каким образом её потом можно будет содержать и эксплуатировать?
Аделаида: Да, огромные средства выведены из сферы производста и попросту похоронены. Все эти чудесные замки строились на наворованные денежки, отнятые у других детей и никогда не будет в них счастья. Не приживаются дети и внуки в этих хоромах, бегут в Лондоны, Америки и другие дальние страны. Бегут туда, где не похозяйничали вороватые ручонки их родителей, где действуют классические принципы налогообложения, заложенные еще Адамом Смитом, где налоговая система является законной форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в интересах всего общества, государства, где перераспределение средств происходит без социальный потрясений и революций, и уж конечно без людоедской «шоковой терапии».
Натали: У рождественской сказки, как у всякого литературного жанра, были свои законы, суть которых заключалась в том, что с героями повествования обязательно должно было случиться чудо, которое полностью переменит их жизнь. И, конечно же, в лучшую сторону.
Не будем лишать читателя такой чудесной возможности — самому познакомится с прекрасной и современной рождественской сказкой.
6 комментариев
Да. Приятные воспоминания. А вот известный западный прагматизм и чрезмерная практичность выливается в такие забавные ситуации, которые у нас вызывают недоумение.
Христианская сценка. Краткое содержание: Недовольный покупатель пытается вернуть свои деньги в магазине, поскольку его надежды приобрести рождественское настроение не оправдались.
http://www.cogmtl.net/Members/refund.htm
Да, Анна, насмешила своей ссылкой. Они давно забыли смысл Рождества.
Девочки, здорово! И правда создали рождественское настроение. Спасибо!
Спасибо, Андрей! Ваша оценка — очень приятный вклад в наше рождественское настроение!
У меня тоже настроение приобрело явный уклон к Рождеству! Как здорово!
Спасибо. Радостно слышать.