Первое представление о мюзикле Э.Лабиша «Соломенная шляпка было дано в статье
Но, неплохо бы разобраться для начала, с кем мы имеем дело в данном произведении.
Вот, Оноре де Бальзак изучал современную ему реальность, исходя из имевшихся на тот момент в ходу естественно-научных концепций.
«Человеческая комедия» — цикл произведений культового французского писателя Оноре де Бальзака. Этот грандиозный труд стал самой амбициозной литературной задумкой XIX века.
…
Анализируя труды Бонне, Бюффона, Лейбница, писатель обратил внимание на развитие животных как единого организма.
Проведя параллель с миром животных, Бальзак определил, что общество подобно природе, поскольку создает так же много человеческих типов, как природа животных видов. Материал для человеческой типологии представляет среда, в которой находится тот или иной индивид. Так же, как в природе волк отличается от лисы, осел от лошади, акула от тюленя, в обществе солдат не похож на рабочего, ученый на бездельника, чиновник на поэта. (Источник)
Оноре де Бальзак.
Монография о рантье
Рантье по Линнею [Мы придерживаемся классификации Линнея, а не Кювье; термин человекообразное — гениален и в высшей степени применим к тысяче человеческих разновидностей (прим. автора)] — существо человекообразное, по Кювье — млекопитающее, отряд парижан, семейство акционеров, племя тупиц, по античной классификации Civis inarmis [Невооруженный гражданин (лат.)], открыт аббатом Teppe, наблюдался «Силуэтом» [сатирический журнал, в котором Бальзак сотрудничал в первые месяцы 1830 года], поддержан Тюрго и Неккером, внесен в книги государственных долгов за счет «производителей» Сен-Симона [Имеется в виду различие, проводившееся Сен-Симоном между праздными, то есть дворянами, священниками и банкирами, и производителями, к которым Сен-Симон относил рабочих, ремесленников, крестьян и фабрикантов].Таковы отличительные признаки этого замечательного племени, в чем согласны с нами выдающиеся микрографы [ученый, занимающийся изучением мельчайших организмов] Франции и прочих стран.
Да, да, главный герой водевиля, прежде всего, рантье. И такой автор, как Бальзак, рассматривает его не с позиции — «вот он маленький человек, давайте его пожалеем», а так, как его впоследствии будут клеймить со всяческих классовых позиций различные революционеры (ну, или Максим Горький), то есть, как мещанина. Согласитесь, что Оноре де Бальзак верен традициям, заложенным ещё Мольером.
Что такое рантье?
Ах! был такой достаточно краткий в масштабах истории период, когда можно было не задумываться о парадоксе китайского мандарина. «И небо было голубее, и трава была зеленее…»
Золотой век рантье. Расцвет и крах. Для тех кто уверен что «вот сейчас все будет по-другому»
28 октября 2021, 14:44|
Сергей НагельПриведенный исторический обзор принадлежит перу Михаила Диунова. Думаю многим смартлабовцам он будет не только интересен как чтение за чашкой кофе, но и заставит о многом задуматься.
Золотой век рантье. Расцвет и крах.Для тех кто уверен что «вот сейчас все будет по-другому».
Больше ста лет это было великой европейской мечтой. Главной целью, показателем успешности. Ради этого европейцы отказывали себе во множестве повседневных удовольствий, экономили каждый франк и копили каждый пенс. Чтобы в один прекрасный день сказать: «Я больше никогда не будут работать!» И превратиться в рантье.
Великая европейская мечта
Если внимательно прочитать любую европейскую книгу, посвящённую эпохе конца XVIII — начала ХХ века, то окажется, что большая часть героев принадлежит к социальному классу рантье. И чем ближе описываемые в книге события к XIX веку, тем больше вероятность встретить обеспеченного бездельника.Если герои «Гордости и предубеждения» — дворяне, которые получают доход от принадлежащих им земель (как любые дворяне прошлых столетий), то персонажи «Посмертных записок Пиквикского клуба» — уже самые настоящие рантье из века XIX, то есть живут на прибыль с капитала.
Даже джентльмен — идеал человека викторианской эпохи — неизменно представал в обличии рантье. Потому что джентльмен, по общему мнению, никогда не должен работать. Он вправе заниматься любимым делом для души, для самореализации. Именно в этом и заключалась высшая добродетель человека XIX столетия.
В литературе хитроумный Филеас Фогг, гениальный детектив Шерлок Холмс, идеал любящего мужчины Арман Дюваль и любящего отца папаша Горио — все они рантье. Несмотря на то, что их доход, уровень жизни, мечты и цели сильно отличаются, все они живут на деньги с полученных по наследству или накопленных в течение жизни средств.Пример книжных персонажей не случаен: писатели XIX века воплощали в своих произведениях всепоглощающую страсть любого человека этой эпохи — накопить или унаследовать капитал. И не просто капитал, а достаточный для того, чтобы ты сам и твои дети могли посвятить жизнь благородному ничегонеделанию.
Что означает «рантье»?
К концу XVIII столетия в европейских странах образовалась солидная прослойка среднего класса. Эти люди занимались чаще всего интеллектуальным трудом или мелкой коммерцией. Адвокаты, врачи, бухгалтеры, мелкие чиновники, владельцы небольших магазинов — все они были вынуждены работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Эталоном тогдашний средний класс считал жизнь дворян. Идеалом европейца стало подражание аристократам: получить хорошее образование и заниматься тем, чем считаешь нужным. А не тем, что необходимо для пропитания.
Само название «рантье» означает лицо, живущее на ренту с принадлежащего ему капитала.
В те годы любой бережливый европеец, получающий доход среднего класса, мог в течение жизни накопить приличную сумму. Затем вложить её в банки и ценные бумаги и быть уверенным — получаемых процентов хватит на годы и годы вперёд.
Как появились рантье
Чтобы приблизиться к дворянству, было необходимо обзавестись постоянным доходом. И тут на помощь будущим рантье пришла уникальная экономическая ситуация, которой не было в истории ни до, ни после XIX столетия.Европейская валюта основывалась на золотом или серебряном стандартах, что гарантировало ее платёжеспособность. Инфляция, привычная жителям XX и XXI веков, целыми десятилетиями или отсутствовала вовсе, или была крайне невелика.
Промышленность стабильно развивалась, экономические кризисы всё ещё оставались редкостью — и никто не говорил об их цикличности. Как раз в это время сложилась современная банковская система, позволявшая вкладывать деньги и получать за это проценты с капитала. При этом банки были очень надёжны. Потеря капитала из-за разорения компании считалась невиданным делом.
Именно тогда начала активно использоваться система акционирования предприятий, которая также давала ежегодный стабильный доход владельцам доли в промышленных и торговых компаниях.
Так рантье получили экономическую базу и превратились в обыденное явление европейской жизни.
Праздная жизнь
Пожалуй, лучшее описание жизни рантье оставил в своих очерках Оноре де Бальзак.«Не знаю уж, как это у меня вырвалось, но только я сказал ему, что, должно быть, хорошо состоять на службе у одного из моих приятных и праздных соседей.
— Праздных? — воскликнул он. — <…> Да мой барин самый занятой человек во всей Франции!
— Вы меня удивляете, — ответил я.— Чем же ваш хозяин занят?
— Первым делом он встаёт спозаранку, звонит в девять часов, требует газеты и читает их.
— А! понимаю, понимаю: вы говорите о развлечениях, а я говорю о делах.
— Да ведь барин работает с утра до ночи: работает с сапожником, с парикмахером, с шорником, иной раз утра не хватает, чтобы договориться о том, какой выбрать колер, какой делать хомут, шить ли обувь с прямым носком, с круглым или с острым.
<…>
Но барин ваш частенько выходит из дому?..
— Да, когда надо помочь успехам какой-либо актрисы, устроить загородную поездку, подготовить собрание, по которому он работает уполномоченным. Обязательный человек! То для своих приятелей лошадей пробует, то торговые договоры между Штутцем и Штаубом улаживает, то из Лондона грумов, кучеров, ливреи выписывает».Значение рантье в жизни Европы XIX века
Несмотря на то, что многие писатели и публицисты называли рантье тунеядцами и бесполезными для общества, свой вклад в благополучие Европы обеспеченные бездельники всё же внесли. Оказалось, что формирование значительного слоя людей, живущих на проценты с капитала, очень сильно способствовало развитию европейской экономики.Представители класса обладали в совокупности очень большими средствами, которые при этом постоянно находились «в работе». Эти капиталы не расходовались, а вкладывались в самые передовые и прибыльные предприятия. Чем способствовали росту экономики и превращению Европы в главный промышленный центр всего мира.
Например, деньгами французских и бельгийских рантье во многом оплатили модернизацию русской экономики во второй половине XIX века.
Кроме того, получатели ренты создавали стабильный спрос на качественные товары и услуги, соответствующие их положению в обществе. Живо интересовались политикой — от качества управления государством зависело их будущее. При этом были достаточно независимы, чтобы отдельные политические силы не могли их купить. А ещё рантье нуждались в том, чтобы их голос был услышан всем обществом и правящей элитой. Так представители класса помогли становлению современной демократии и свободной прессы.
Что угрожало рантье?
Нельзя сказать, что существование рантье было похоже на рай. Бо́льшая часть получателей ренты вела довольно скромную жизнь и порой отказывала себе во многих радостях. Лишь бы не превысить проценты, получаемые с капитала, и не начать расходовать основную его сумму — что уменьшило бы их доходы в будущем. Поэтому одним из персонажей литературы XIX века был неразумный рантье, который тратится на роскошную жизнь, не задумываясь о том, что будет завтра. Просто ради возможности пустить пыль в глаза окружающим.Несмотря на невиданную для нас стабильность экономики XIX века, существовало немало угроз размеренной жизни рантье. Например, неразумное управление капиталами и крах компаний, в которые вкладывали слишком большую долю сбережений.
Банкир Данглар из «Графа Монте-Кристо», бежавший с остатками капитала из Франции, — настоящее воплощение ужаса любого получателя ренты. Он символизировал разорение для тех вкладчиков, которые доверили недобросовестному предпринимателю свои деньги. Рантье нуждались в том, чтобы их капиталами управляли профессионалы. А это создавало большое искушение для любого мошенника: организовать акционерную компанию, дать рекламу, продать акции и скрыться. Поэтому, чем больше становилось людей, живущих на доходы с капитала, тем чаще случались скандалы связанные с нечестными банкирами и предпринимателями. Или просто с неудачливыми бизнесменами, чей стартап оказался не таким доходным, как думали они и их вкладчики.
Неудивительно, что одна из любимых тем для беседы человека XIX столетия — это крах. Экономические «пузыри», внезапное разорение высокодоходной компании, акциями которой стремилось завладеть множество людей — всё это было вторым главным риском любого европейца, живущего на проценты с капитала. Поэтому такие громкие истории, как «Панамская афера», вызывали живейший интерес всей образованной части общества.
КРАХ.
Как Первая мировая война погубила рантье
Как ни странно, войны почти не влияли на жизнь рантье. Те, что случались, оказывались кратковременными и не разоряли экономику стран-участниц. А если боевые действия велись в колониях, то получаемый затем доход с лихвой компенсировал затраты государства на военную машину. Всё это порождало уверенность, что эпоха рантье будет продолжаться бесконечно.Казалось, число европейцев, живущих на проценты с капитала, будет лишь расти. Имеющиеся состояния при разумном управлении только приумножались. Счастливые наследники получали ренту от родни. Новые сбережения превращались в источник капитала.
Так, к 1914 году во Франции из 40 миллионов населения целых два миллиона были рантье.
Но началась Первая мировая война, которая по-настоящему перевернула жизнь всей Европы. Затянувшись на несколько лет, кровопролитие вызвало невиданное раньше напряжение сил государств. Военные расходы превысили все мыслимые размеры. В попытках компенсировать затраты правительства стран начали печатать деньги, не обеспеченные золотым запасом. Началась инфляция, размеры которой были удивительны для жителей стран Европы, привыкших к стабильным деньгам и ценам.
Но окончательный удар по рантье нанесла не война, а её последствия. Во-первых, падение Германской, Австро-Венгерской и Российской империй. Ценные бумаги этих держав считались наиболее стабильными и доходными, и поэтому в них вкладывались миллионы рантье. Крах этих экономик означал банкротство всех тех, кто неудачно вложил свой капитал.
А во-вторых, отказ правительств от золотого стандарта. Национальные валюты из стабильного средства сбережения превратились в финансовый инструмент с плавающим курсом, зависящим от положения дел в экономике.
Крах рантье.
Мистер Адамс в романе Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка» так описывал провал своей мечты стать рантье:
«Я зарабатывал много денег и решил застраховать себя таким образом, чтобы получить к пятидесяти годам крупные суммы от страховых обществ. … Я выбрал два самых почтенных страховых общества в мире — петербургское общество „Россия“ и одно честнейшее немецкое общество в Мюнхене. Сэры! Я считал, что если даже весь мир к чёрту пойдёт, то в Германии и России ничего не случится. … Но вот в девятьсот семнадцатом году у вас произошла революция, и страховое общество „Россия“ перестало существовать. Тогда я перенёс все свои надежды на Германию. … И в девятьсот двадцать втором году я получил от Мюнхенского страхового общества такое письмо: „Весьма уважаемый герр Адамс, наше общество поздравляет Вас с достижением Вами пятидесятилетнего возраста и прилагает чек на четыреста тысяч марок“. Это было честнейшее в мире страховое общество. Но, но, но, сэры! Слушайте! Это очень, о-чень интересно. На всю эту премию я мог купить только одну коробку спичек».
Так исчезли рантье, служившие образцом для подражания большей части представителей среднего класса.
В наши дни чтобы быть «обеспеченным бездельником» нужны гораздо бо́льшие капиталы, гарантирующие стабильность инвестиционного портфеля. Напоминанием об ушедшей эпохе остались разве что дауншифтеры, которые владеют капиталом в виде недвижимости и праздно проводят время в странах третьего мира. Где даже небольшой доход позволяет вести жизнь, подобную европейским рантье позапрошлого века.
И вот такой материал режиссер Леонид Квинихидзе пытается расширить и углУбить, используя тогдашний имевшийся колоссальный ресурс в лице блестящей плеяды советских актеров. И им было, что сыграть в этой, казалось бы, легкомысленной вещице.
Имелись свои «скелеты в шкафу»…
Маменькины сынки среди советских актеров | Караченцов, Ронинсон, Миронов, Пороховщиков «Центральное телевидение»
В этом материале для меня важна следующая мысль. О том, что властной мамой допускался брак сына с другой женщиной, но, только без любви.
А следующие ролики демонстрируют степень скандальности упомянутой книги Татьяны Егоровой.
Селезнева_ Егорова написала правду в своей книге, но любая правда субъективна
Ширвиндт_ В книжке у Таньки Егоровой я у себя в ванной с жены Плучека трусы сдергивал
Васильева_ Миронов был бы опозорен любовью к Егоровой, мне она не кажется порядочной
Странная женщина, решившая монетизировать воспоминания о своей большой любви. После такого в подлинность её чувств верится с трудом. Хотя, не мне о том судить… История двоих — это история, лишь, двоих. И о ней судить могут только эти двое…
Татья́на Никола́евна Его́рова (род. 8 января 1944) — советская и российская актриса театра и кино, журналистка, писательница.
Татьяна Егорова родилась 8 января 1944 года в Москве. В 1962 году окончила школу и поступила в Театральное училище имени Щукина. По окончании училища в 1966 году была принята в труппу театра Сатиры, где прослужила 23 года. В 1989 году, через два года после смерти Миронова, ушла из театра.
Автор нашумевшей книги «Андрей Миронов и я»[1][2] (1999), написанной по заказу издателя Захарова[3], посвящённой её взаимоотношениям с актёром, по её словам, длившимся 21 год (с перерывом на три года)[3]. По мнению Егоровой, во второй половине жизни подружилась с матерью Миронова, при его жизни Егорову не выносившей[4][5]. После выхода скандальной книги в 56 лет вступила в свой первый брак спредпринимателем Сергеем Шелеховым. Брак длился 14 лет, до его смерти[6] в 2014 году.
Другая книга Егоровой, «Русская роза», посвящена, по мнению прессы, её взаимоотношениям с режиссёром Вадимом Абдрашитовым, начавшимся несколько лет спустя после расставания с Мироновым[7].
Андрей Миронов
Тайный роман длиною в 20 лет. Как сложилась судьба актрисы Татьяны Егоровой, написавшей скандальные воспоминания об Андрее Миронове
2 марта 2023
184K прочитали
Актриса Татьяна Егорова не была широко известна, работала в Театре Сатиры, в кино снималась изредка и в эпизодических ролях. Фурор произвела её книга «Андрей Миронов и я», из которой получалось, что именно она была главной женщиной в жизни популярного актёра, и утверждала, что их роман длился 20 лет, несмотря на две женитьбы Миронова.Как же складывалась её жизнь?
Татьяна родилась в Москве 8 января 1944 года, в детстве занималась в известном театральном драмкружке «Родник». Без проблем поступила в Театральное училище имени Щукина, окончила его в 1966 году и начала работать в Театре Сатиры. В этом театре она проработала 23 года (1966-1989). В её послужном театральном списке — 17 ролей от эпизодических до заметных: донья Инесса — «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Юленька — «Доходное место», Катрин — «Мамаша Кураж и её дети», Керубино — «Безумный день или Женитьба Фигаро» и другие.
В кино же Егорову особо не приглашали, в фильмографии актрисы в основном телеспектакли, а в фильмах лишь эпизодические роли, такие, как гостья у Самохваловых в «Служебном романе» или одноклассница в «Однажды, двадцать лет спустя».
Когда Татьяна уволилась из театра, ей было 55 лет, и она посвятила себя литературному творчеству, написав повесть «Обручённые любовью». Затем взялась за автобиографическую прозу — на свет появился роман «Русская роза», он тоже был посвящён любовным отношениям актрисы и теперь уже писательницы, но имя возлюбленного не называлось. Предполагали, что речь идёт о режиссёре Вадиме Абдрашитове, в которого она была влюблена уже после смерти Миронова, и этот роман помогал ей отвлечься от пережитой трагедии.
Но эффект разорвавшейся бомбы произвела книга «Андрей Миронов и я». Егорова очень вскользь, пунктиром обозначает всё остальное, что происходило с ней в жизни. Родители-художники развелись, мать, выйдя замуж, оставила девушке комнату в арбатской коммуналке. Характер у Татьяны всегда был весёлый, заводной, от поклонников отбоя не было.
С Андреем они встретились, когда ей было 22, а ему — 25. Молодые, свободные, артистичные. Мгновенно вспыхнула любовь, ярче которой у Татьяны, по её словам, не было. В том, что не поженились, с одной стороны, винит мать Андрея — Марию Владимировну Миронову, а с другой — признаёт, что характеры у обоих были не сахарные, ссорились бурно, скандалили, разбегались.
С Марией Владимировной Татьяна начала много общаться после смерти Андрея, непонимание между двумя женщинами забылось, их объединила любовь к дорогому им человеку.
Как относилась Егорова к тому, что Миронов женился на Екатерине Градовой? Да просто отрицала, что он влюбился в другую женщину и утверждала, что сделал он это ей, Татьяне, назло.
«Андрей увидел ее и сразу понял – это как раз то, что мне надо! Немедленно на ней жениться! Наплевать, что я ее не люблю, главное – отомстить и реабилитироваться! Я смогу увлечь ее и себя на поставленную задачу. Война! Я объявляю войну! Той, которую ненавижу и люблю! И пусть она обгрызет себе все локти и рыдает кровавыми слезами! Я устрою ей ежедневную пытку – видеть нас каждый день с Русалкой (Градовой, прим. автора) вдвоем в театре!»
Досталось от души и Ларисе Голубкиной, которая, по утверждению Татьяны, годами охотилась на Миронова:
«Однажды вечером с улыбкой и песней в квартиру на улице Танеевых впорхнула Певунья (Голубкина, прим. автора). Как заблестели глаза у Марии Владимировны! Она сразу налила рябиновой, они крепко выпили, и Певунья увезла к себе домой артиста Миронова. «И с ним была плутовка такова». Она была на вершине счастья – наконец-то ее охота увенчалась успехом. Ему некуда деваться! И ее ненасытное тщеславие было удовлетворено. Она форсировала получение двухкомнатной квартиры, а пока они вдвоем, как родители, решили заняться концертной деятельностью. В психиатрии это называется принудительное повторение – повторение судьбы родителей. В декабре они уже уехали в Ленинград на первый совместный концерт.»
В то же время, очень лирично и интересно описаны взаимоотношения с самим Андреем, в которых было много и печального. Так, будучи беременной, Егорова потеряла ребёнка, хотя к тому времени готова была родить от любимого человека и вне брака. Ушёл из жизни Андрей Миронов в Риге на гастролях, ему стало плохо прямо на сцене, а ночью он умер в больнице. Татьяна тяжело переживала преждевременную кончину любимого человека.
Читатели по-разному отнеслись к автобиографическому роману Егоровой, написанному с фокусом на её отношения с Мироновым. Кто-то счёл, что аморально выкладывать интимные подробности и хорошо бы тайные отношения так и хранить в тайне. Кто-то уверен, что главное — правда, какой бы они ни была. Кто-то решил, что книга — паразитирование на имени знаменитости и желание денег и славы.
В романе и всем сёстрам по серьгам досталось, как говорится: многих коллег в книге она называет обидными прозвищами и не щадит их чувств рассказами о закулисной жизни, полной интриг, зависти и склок. Например, лишь маленький эпизод:
«Галоша влюбилась! В артиста театра – Жору. А Жора влюбился в Галошу. Что тут сделалось с Чеком! Его фаворитка, одалиска, наложница. «Сколько я потратил на нее времени и сил! Я сделал ее артисткой, а она оказалась <…>!» Ну, конечно, поменяла лысого рамоли на прекрасного молодого Жору! Как из брандспойта сыпались оскорбления и в адрес Жоры, и в адрес Галоши. Чек беснуется, ведет себя как Фома Опискин, травит их, мучает… Галоша бросает ему в морду роль Раневской, которую репетирует, и вместе с Жорой уходит из театра.»
Александр Ширвиндт заметил в своей ироничной манере:«Есть такая замечательная писательница Татьяна Егорова. Она стала о-о-очень популярной после книги «Андрей Миронов и я»… Я там — главное действующее дерьмо… Так вот, когда-то я взял Таньку за ручку и с каким-то рассказиком привел к Вите Веселовскому в «Клуб 12 стульев». То есть, по сути, сделал ее писательницей… Брать за ручку надо не всякого. И в руки давать ручку тоже не каждому.»
В 56 лет Татьяна вышла замуж за бизнесмена и продюсера Сергея Шелехова, которого она очень заинтересовала своими книгами. Их встречу она тоже романтично описала в одном из своих произведений. Сергей прочитал роман «Андрей Миронов и я», ему приснился сон, как будто он летает, а проснувшись, Шелехов захотел посмотреть на дачу Марии Владимировны Мироновой. Туда случайно приехала Егорова, и на мосту произошла знаковая встреча будущих супругов.
Пара расписалась и даже обвенчалась. Прожили мирно и счастливо 14 лет и, к несчастью, Шелехов ушёл из жизни слишком рано, внезапная остановка сердца в 59 лет. Сейчас Татьяне Егоровой 79 лет, она ведёт затворнический образ жизни, живёт воспоминаниями и занимается литературным творчеством.
Поёт Андрей Миронов
Понятно, что такая подача житейской истории откровенно занижает планку. Именно поэтому, изложенная история становится житейской, а не жизненной. И знаете… вполне в духе рантье, деловито суетящихся в поисках соломенной шляпки, пожеванной «несознательной» лошадью, наткнувшейся на адюльтер… И пусть весь мир подождет!
Мелковат автор-рантье в своем замысле. Слишком низкую задачу перед собой поставила. Сведение личных счетов. Уровень кухонных сплетен и плача близкой подружке в жилетку. Уровень мещанский, сваливающийся в маргинальный… И вот уже она позирует в шляпке-канотье
«Я стою у ресторана…»
06:50, 9 августа 2020
Автор: fghjТатьяна Николаевна Егорова – советская и российская актриса театра и кино, журналистка, писательница. В 1999 году увидела свет её книга «Андрей Миронов и я», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Книга посвящена взаимоотношениям актрисы с Андреем Мироновым, длившимся 21 год (до самой смерти актера в 1987 году).
Честно, что это за актриса, я не знала, и не слышала ничего о ней. Ни одного фильма с ней не видела. Знала, что Миронов был в браке дважды. Его жены были довольно популярны в советское время, хотя по большому счету у них было мало известных ролей. Знала, что Миронов хотел жениться на Фатеевой и что ему нравилась Анастасия Вертинская. Про романы с Прокловой, Кореневой, Алёной Яковлевой… А кем ему приходилась Егорова?
Татьяна Егорова называет себя главной любовью Миронова. И совсем немногие с этим согласны.
Знакомая рассказала мне о книге, заявив: «Не очень веришь автору, читая книгу, где все вокруг плохие, весь мир против автора и только она стоит в незапятнанном белом пальто, да ещё нимб над головой развился…» (так и сказала «развился»). Но книгу я прочитала.
Читается очень легко, слог отличный, острый, «сплетнический» или сплетниковский , все как я люблю; иногда автора заносит. Многие читают это произведение не как мемуары, а как любовный роман. Процент правды в этой книге… его знает только сама Егорова и те люди, про которых она написала (многих из них уже нет в живых). Автор и главная героиня иногда раздражает, иногда вызывает недоумение, иногда – жалость. Многие считают книгу очень ядовитой и злобной. Некоторые, в том числе знаменитости, восхищаются смелостью актрисы и говорят «всё, что написано в книге — правда».
По моему мнению, автор вполне могла написать правду. Только где-то преувеличила факты или дополнила своей фантазией в пользу… чего? Художественного вымысла? Или я запуталась? Значит, для меня книга тоже не столько мемуары, сколько роман. Тут очень видна субъективность автора. Я лично считаю, что эта в общем неплохая женщина была, судя по всему, дико обижена и обозлена на актеров, актрис, руководство театра, да и на своего возлюбленного тоже. По разным причинам. Но в ее книге не только язвительные характеристики, скандальные подробности и обличение артистических нравов, но и встречаются мудрые и интересные мысли о вере и семье, об искусстве и жизни, о любви. После прочтения я пошла перечитывать любимые стихотворения Блока, Пушкина, Пастернака, Есенина, Ахматовой, так как автор чуть ли не в каждой главе приводит строки какого-нибудь русского поэта. Но это другая история.
Про себя Егорова пишет так же много, как и про Миронова, и довольно интересно. Миронов – неуверенный, ведомый человек, паталогически зависимый и зависящий от мнения матери. Татьяна обнамекалась в книге про эдипов комплекс в последней стадии и про всякие семейные тайны. Кроме того, Андрей был отчаянным ловеласом, ни одной юбки не пропускал. Он мог даже пару выпускниц «академии порядочных девиц с Ленинградки» под настроение снять, деньги-то имелись. Он даже с самой Майей Плисецкой роман крутил. Но сам был ужасно ревнив. Если Андрей начинал ревновать Егорову, мог и руки распустить, и мебель летала, образно говоря.Атмосфера театральной и киношной тусовки 60-х и 70-х годов передана шикарно. То и дело на страницах мемуаров можно встретить известного актера, режиссера, сатирика, драматурга… Егорова раздала «всем сестрам по серьгам». Никто из персонажей тогдашнего «шоубиза» необделенным не остался. Условно их можно поделить на три группы.
1. Те люди, к которым Татьяна Николаевна относилась с симпатией.
— Наталья Селезнева, подруга и сокурсница. Она и ее мама давали автору дельные советы.
— Марк Захаров. Татьяна посвятила ему много восхищенных слов, называла гением и Магистром.
Ах да, она каждому персонажу дала прозвище-характеристику.
— Александр Менакер, папа Андрея. Интеллигент, миротворец, буферная зона между Андреем, властной матерью и Татьяной.— Людмила Максакова. Они дружили, если верить Егоровой. Максакова — женщина с крутым нравом, взбалмошная и противоречивая. Может быть, Егорова боялась про нее что-то плохое писать. Кто знает? Но общались они точно, в книге есть фото со свадьбы Максаковой, где рядом стоит Егорова.
— Про Фатееву написала очень коротко, но положительно.
— К Маше Мироновой (дочери Андрея) хорошо относилась, и юная Маша до поры до времени платила ей тем же.
Поскольку я считаю Захарова хорошим человеком и режиссером, не замаранным скандалами, и хорошо отношусь с Марии Мироновой-младшей, позитивные характеристики меня порадовали. Но далеко не про всех автор написала положительно.
2. Те, кто притеснял Егорову или завидовал ей. Или по какой-то причине вызвал ее неприязнь.
— Мария Миронова. Она и по свидетельствам других людей, очень тяжелый человек, «диктатор» в семейной жизни. Если написанное хоть наполовину правда, то все печально. Её жизненная позиция была «Весь мир под каблук!» Этим всё сказано.— Валентин Плучек, худрук театра Сатиры. Если Пырьев был советским Вайнштейном, то Плучек – второй Пырьев, если верить Егоровой, ещё и с комплексом Наполеона.
— Татьяна Васильева. Писательница дала ей кличку Галоша и явно на нее исходила ядом. Тут вообще не понимаю. Какие-то докапывания до внешности, фигуры и таланта, намеки, какими способами Васильева получала роли. Что Егоровой было с тёзкой своей делить? Васильева вроде на Миронова никогда не претендовала. Или?..
— Жёны – Екатерина Градова и Лариса Голубкина. Пока автор читала любимому наизусть Бродского и Пастернака, и вообще , шла по жизни, «дыша духами и туманами», жены только и думали, какой бы ЛуиВитон купить. И подчеркивается, что жены, как и сама Егорова, находились по сравнению с семьей мужа «на разных социальных веточках». И что ни одну из законных жен артист не любил, а женился на них лишь назло Егоровой.
— Актрисы театра Сатиры. Те, что не прочь были увести Андрея. Несть им числа. Нина Корниенко – одна из них.
3. И наконец, те мужчины, которые вожделели Егорову, хотели видеть любовницей или женой. Их было много, если верить автору.
— Ширвиндт. Интриган, карьерист, пишет автор, да и совсем редиска. Но «… наступал мне под столом на ноги. Я нравилась ему. Я нравилась всем друзьям мужского пола.» Почему у меня ощущение, что скорее Александр нравился ей, а не наоборот? Как-то почти эротически его описала в книге (его первое появление в театре), а в интервью Гордону при его упоминании почти взвизгивала.— Писатель Юлиан Семенов, автор «Семнадцати мгновений весны». Был влюблен «как Гитлер во власть», «либо ты будешь со мной, либо мне необходимо ампутировать душу и сердце». Замуж звал (почти звал, был женат). Золотом обещал осыпать. «Кто на юге отказывается от романчика, да ещё с Семёновым?» (это уже слова Мироновой). А если верить Егоровой, то романа не было.
— Эдвард Радзинский. Просыпается как-то Татьяна утром, а на подушке, вместо блондинистой шевелюры – лысина, обрамленная волосами. Радзинский написал пьесу «Я стою у ресторана: замуж — поздно, сдохнуть — рано…», в которой главная героиня списана с Егоровой.
— Сводный брат Миронова Кирилл Ласкари. Егорова пишет, что, чтобы позлить Миронова, уехала в Питер и выскочила замуж за влюбленного Кирилла, а через пару дней вернулась в Москву.
Ласкари в интервью от всего этого открещивается. Про эти отношения — самая смешная глава. Описание свадьбы и брачной ночи не обошлось без клише про вбегающую в спальню к молодым маму с другими домочадцами. Прямо вижу, как интеллигентная мама новоиспеченного супруга (балерина Мариинки) и бабушка «с высокой прической, как сошедшая с полотна Гейнсборо» вбегают проверять новобрачных, ага…
— Плучек проходу ей не давал. Но Егорова и тут не может забыть Васильеву, которая была фавориткой худрука.
— Владимир Высоцкий. Бард на банкете после концерта играл на гитаре ей одной (нет), подливал шампанское, пододвигая стул поближе и «впиваясь в меня зрачками», пел свои рычащим голосом. Андрей приревновал и… Ну имхо, практически любой бы приревновал к Высоцкому.
Возможно, так и было. Возможно и вожделели, замуж звали. Почему же я это всё пишу так язвительно и как будто с сомнением? Потому что где-то я уже это читала и слышала, у кого-то другого. И не нравятся мне такие грубые восхваления своей женской очешуенности. Вот так.Впрочем, всё равно я не считаю автора плохим человеком. Как бы то ни было, именно она была с Марией Мироновой в последние годы её жизни, помогала ей, терпела ее сложный характер. Вторая часть книги называется «Десять лет с Марией Владимировой». И всё-таки она монументальный персонаж.
Ну и конечно, автор любила Миронова. Любила его больше, чем он её. И это ей тяжело было принять. Я считаю, что Егорова – типичная женщина-Ждун (ждунья), как, например, Дорошина по отношению к Ефремову. В смысле не ждёт из тюрьмы, а ждет по жизни пока он «всё летает»… И это не сарказм и не оскорбление. Я тоже Ждун. А, например, женщина-НЕждун – это Вертинская, Гурченко (их в этой роли нельзя представить).
Я не считаю, что Егорова «осквернила» память Миронова или его «светлый образ». Он был живым человеком, со своими слабостями и противоречиями. Не ангельски хорошим или демоном, а человеком. И если любил Егорову больше, чем кажется читая книгу, то и хорошо…
А вы читали книгу Егоровой?
Можете посоветовать интересные мемуары актеров или режиссеров? Не сухие воспоминания, не скучное изложение фактов жизни. Я читала мемуары Окуневской, Смирновой, Кореневой, «Неподведенные итоги» Э. Рязанова, может, ещё кого-то забыла. Книги А. Кончаловского читать не буду, наслышана. Мемуары Гурченко, Ширвиндта стоит читать?
Спасибо.
Я думала что же здесь главное…. Давайте, поставим здесь ознакомительный отрывок из этих широко всем известных мемуаров:
Читать: Татьяна Егорова «Андрей Миронов и я»
Целиком и бесплатно…в сети тоже есть, надеюсь, сможете воспользоваться поисковиками. Мне не хочется это ставить здесь целиком. Искренне тянет жестко придерживаться мнения Веры Васильевой.
Признаюсь, Вера Васильева была в фаворе не только у Плучека. Да и… при всей «элитарности» ее образа жизни и достигнутых высот в искусстве, среди веселящихся рантье советского и постсоветского периодов именно в этом срезе мемуаров (и их оценки) Татьяны Егоровой… она единственная… наша! Вот кого никак нельзя причислить к бурлящей прослойке рантье! В любой ситуации — это королева, герцогиня, которую и не спросишь запросто, с кем у нее «были отношения». Как-то и мысли о таком в голову не приходят!
Так что же тут главное, черт возьми?.. Естественно, приходится поинтересоваться у Классика… которая резко и сквозь зубы отвечает…
Что главное? Это всегда время и место! Как ни крути! Это классический принцип и жесткие ограничения! Нравственный человек всегда должен знать время и место любому поступку! Этические нормы трактуются исключительно на основании этого принципа: насколько уместен данный поступок в это время? А ни насколько!
Время и место — это первый пункт любого технического обследования. Но это же главное, к примеру, при расследовании убийства… Черт, это же еще и принцип Буси-До, который раскрывает моральную силу Воина!
Если уж говорить о «Соломенной шляпке» в целом, т.е. о комедии положений по старому надоевшему анекдоту… всегда поражало, насколько вневременная… бессмысленная вещь. Но пусть это дело вкуса! Пусть! Однако вот фильм с Фернанделем… Как-то давно сложилось, что он 1941 года выпуска… Задумаешься, что же за время и место было выбрано в этой киноверсии. Но сейчас французы ловко подправляют, мол фильм был снят в 1940 году! То есть, съемки велись как раз в период трагедии Дюнкерка (см. Дюнкерк). И ты только посмотри на этот шедевр!
1940: Un chapeau de paille d’Italie (Соломенная шляпка, Франция), режиссёр Морис Каммаж (Maurice Cammage) с Фернанделем в главной роли Фадинара (Лурселль, Жак. Авторская энциклопедия фильмов. — М.: Rosebud Publishing, 2009. — Т. 1. — С. 775—776. — ISBN 978-5-904175-02-3.)
Посмотрела… да уж. Заодно вспомнила еще об одном маменькином сыночке, о котором зашла речь на вебинаре по «Соломенной шляпке» — о Нино Рота. Оказывается, мой любимый «киношный» композитор по требованию своей деспотичной мамы, пианистки Эрнесты Ринальди, написал по этому водевилю оперу… А у него не было другого выхода, его мама уже написала либретто, но более никому пристроить его не смогла.
Опера
«Шляпка из флорентийской соломки» Нино Рота (1911-1979) собственное либретто Эрнесты Ринальди из пьесы Эжена Лабиша и Марка Мишеля.
В 1955 году пьеса была адаптирована Нино Рота (музыка) на италоязычное либретто композитора и его матери Эрнесты Рота Ринальди в качестве оперы «Флорентийская соломенная шляпа» (Капелло Пальи Флоренции).
По сюжету водевиля композитор Нино Рота написал оперу «Il cappello di paglia di Firenze[итал.]» («Шляпка из флорентийской соломки»). Произведение было написано в 1945 году, премьера произведения состоялась в Театре Массимо в Палермо 21 апреля 1955 года.
Впоследствии она была поставлена Венской народной оперой (1963),[24] и на Кэмденском фестивале в Лондоне в 1980 году.[25] Произведение было записано для граммофона с участием актерского состава, хора и оркестра Римской оперы под управлением композитора.[21] Постановка 1998 года в Ла Скала с участием Хуана Диего Флореса в роли Фадинарда;[26] видео с этой постановкой было выпущено в 1999 году.[27]
Le Châpeau de paille d’Italie. Музыкальный фарс в четырех действиях
Премьера: Палермо, театр Массимо, 21 апреля 1955 г. Персонажи: Фадинар (T), Нонанкур (B), баронесса Шампиньи (Ms), Елена (S), Бопертюи (бар), Анаида (S), Эмилио (бар), дядя Везине (T), модистка (s), капрал стражи (B), охранник (T), Феличе (T), виконт Ахиллес Розальба (T); свадебный кортеж, модистки, гости баронессы, охранники, жители предместья.
Написанная почти для развлечения в 1945 году, опера была поставлена только в 1955 году, когда директор театра Массимо в Палермо Симоне Кучча «заставил» композитора закончить ее. Успех «примы» был потрясающим и привел к необычному тиражу оперы двадцатого века в Италии-он снимался в 1956, ’57, ’58 в малом масштабе в Милане под руководством Джорджо Стрелера, до 1987 года в Реджо-Эмилии, с постановкой Пьерлуиджи Пицци и в’ 96 в Катании-а также за рубежом; и нет недостатка даже в гравюре под руководством автора ’75. «Отличная сценическая музыка», — прокомментировал Эудженио Монтале в качестве музыкального критика на съемке в Милане 58 года. И действительно, большая заслуга партитуры перед аудиторией заключается в непосредственной коммуникативности приятного и явно тонального языка.
Написанная почти для развлечения в 1945 году, опера была поставлена только в 1955 году, когда директор театра Массимо в Палермо Симоне Кучча «заставил» композитора закончить ее. Успех премьеры был потрясающим и привел к необычному тиражу оперы двадцатого века: в Италии он снимался в 1956, ’57, ’58 в малом масштабе в Милане под руководством Джорджо Стрелера, до 1987 года в Реджо-Эмилии, с постановкой Пьерлуиджи Пицци и в ’96 в Катании, а также за рубежом.
Продолжение следует…
2 комментария
Связать это с рантье… было просто гениально! Сейчас думаю, сколько же в самой Франции эти рантье сидели и ожидали подходящих условий «становления»…
Большое спасибо за «Соломенную шляпку»! Так, как разберете вы, никто не способен!