Тут недавно зашел разговор о мужской красоте. А, мне кажется, что естественнее обсуждать красоту, все же, женскую. Да ещё, слегка покачивая головою и подперев щеку рукою, повздыхать «давеча не то что нынеча…» Взглянув на старые фото, поразиться необыкновенно простой и одухотворенной прелести родной мамы, послушать семейные предания о поразительной красоте бабушки и фантастической внешности прабабушки, которую именно за неё из бедной семьи взяли замуж в «богатый дом». И после всего этого, сокрушенно взглянув в зеркало, вспомнить анекдот:
Встречается лось с зайкой:
— Зайка, смотри, какой я большой, красивый, с роскошными рогами, а ты … маленький, серенький, косенький…
Зайка, обиженно хлюпая носом:
— Зато, зато… зато у меня богатый внутренний мир…
чтобы затем утешиться надеждой, что, пожалуй, «буду умной»…
Это я к чему? Да, тот морок гламура, который нам подсовывает информационная индустрия, снимается простым взглядом на семейные фото. Если внешность родственников кажется слишком привычной, можно взглянуть на «кумиров прошлого» и поразиться «ручной выделке» и наличию незаурядной личности практически в каждом.
И задумавшись (оправдывая свой порыв «быть умной») о данном приеме приходишь к весьма (по-моему, неприятным) выводам. Особенно, если коснуться,… чего бы интересно?… О! Прикоснёмся к вокалу. А почему! А потому, что у моей мамы было три любимых певца: Марк Бернес, Георг Отс и Борис Штоколов.
Откуда такой интерес к музыке? Разговор об этом поколении невозможен без рассказа о войне…
Открывая учебник по истории (уже не помню в каком классе), чуть ли не на первой странице натыкалась на это фото.
Всякий раз испытывала горечь. Вот такой была моя мама, запомнившая на всю оставшуюся жизнь глаза немецкого летчика, расстреливавшего на бреющем беженцев. Это на каком расстоянии был самолет от пятилетнего ребенка, что она смогла увидеть взгляд развлекающегося «дяди»?… Потом тяжелые и скудные годы войны, кричащая почти человеческим голосом голодная корова в студеную зиму, маленькая девочка дающая себе зарок летом не щадить себя и в безлесной степной зоне нажать (именно нажать, так как приходилось работать серпом) травы для бедной скотины, который она выполнила, заработав растяжение связок рук, дающее себя знать всю жизнь. В следующую, тоже суровую зиму, уже школьница простудила уши и с жуткой болью оставалась одна в избе на весь день, бабушка работала в колхозе. Мучающийся одинокий ребенок на печке, потому что по утрам вода в кадушке покрывалась слоем льда, слушал …классическую музыку. А вы думаете почему то поколение очень неплохо знало популярный классический репертуар? А потому, что он звучал по радио…
Боль, холод, зарево от идущих боев за Воронеж, в доме из всех благ цивилизации только «тарелка», а по ней звучит много-много музыки, всякой. Но наравне с Руслановой, Шульженко, сводками Совинформбюро — прямые трансляции из Большого театра. Поэтому, нижеприведенный эпизод из фильма «Воздушный извозчик» не является художественным преувеличением.
Хочешь-не хочешь, а музыкальный вкус разовьется. Вон как лихо Фрося Бурлакова исполняет партию Розины.
В общем-то, любимый мамой бас, Борис Штоколов, пришел на оперную сцену приблизительно таким же образом.
Какой красивый тембр! Послушайте.
Б.Штоколов. «Я встретил Вас» Ф.Тютчев, Л.Д. Малашкин
Ведь именно в исполнении Штоколова стал настолько популярен вот этот романс Булахова. Естественно, особо романтично было тихим шепотом прокомментировать, что перед расстрелом его спел Колчак, о чем нынче знает каждый из кф «Адмирал».
Б.Штоколов. «Гори, гори, моя звезда» В.Чуевский, П.Булахов
После окончания консерватории Борис Штоколов пел в Свердловском театре оперы и балета, а затем в 1959 году получил приглашение от одного из лучших оперных театров страны — Театра оперы и балета имени С.М.Кирова в Ленинграде (ныне — Государственный академический Мариинский театр) и проработал в нем вплоть до 1990 года.
Б.Штоколов. «Борис Годунов» М.Мусоргский»
Конечно же, посетить Кировский театр и послушать вживую любимого певца было сложно. Добраться до Ленинграда, попасть на спектакль при царившем тогда ажиотаже — дело, практически, безнадежное. Да, артисты много гастролировали по стране, но и в родном городе надо было исхитриться, чтобы купить билет. Слава-то в те времена была всенародной. К счастью, вслед за радио, появилось телевидение, а там показывались замечательные концерты, а также, записи спектаклей и музыкальных фильмов.
Г.Отс. «Демон» А.Рубинштейн
Георг Отс начал свою карьеру во время войны. Так у него сложилось.
Безусловно, коронная его роль — это незабываемый и потрясающий мистер Икс из одноименного фильма. Все дамы страны были сражены мужским обаянием и шармом исполнителя. Как это нынче называется? …Харизма.
Г.Отс. кф «Мистер Икс»
Вот этот жанр с гражданским содержанием и пафосом обрыдл ещё с детства и вызывал стойкую идиосинкразию практически у всех. Но, если обратиться к первоисточнику, выясняется что это очень мощное и пронзительное произведение и исполнение, которое имело большой резонанс, но последующие исполнители, не обладающие должным уровнем затерли и затаскали исходник до невозможности восприятия. И подобное происходило практически со всеми вещами данного жанра.
Странно? Вот, например, такого не произошло с песнями В.Высоцкого, который своей уникальной в техническом плане манерой исполнения выставил естественный барьер возможным последователям. За счет чего не произошло повального опошления его творчества.
А здесь, увы, барьеры не предполагались, а зря… Некоторые вещи без соответствующего жизненного опыта трогать нельзя.
Г.Отс. «Хотят ли русские войны» Е.Евтушенко, Э.Колмановский
Вспоминая о радио в деревенском доме, понимаешь, как много поменялось в исполнительском искусстве. Эти особенности давно отмечены, изучены и перестали замечаться. Технические новинки сделали доступным искусство для массовой аудитории, позволили возникнутьразвиться камерным жанрам, появились профессиональные исполнители с весьма скудными исходными (в данном случае, вокальными) данными.
Моя мама помнит возмущение и критику по поводу, так называемых тогда, микрофонных певцов. Их обвиняли в отсутствии голоса, умения петь, считали представителями низкого жанра. Но при этом, не смотря ни на что, у них была бешеная популярность. Важнее оказалось содержание. само произносимое слово и драматическая одаренность, подкрепленная подлинной искренностью, основанной на собственном жизненном опыте. А у того поколения с наличием такового «проблем не было», практически все подверглись испытанию на прочность.
М.Бернес. «Темная ночь» В.Агатов, Н.Богословский
А вот эти песни, пользовались особым уважением у мужчин. Понятно почему. Я же не могла слушать, особенно первую, из-за щемящей пронзительности и невыносимой боли. Столько времени прошло, мы не пережили того, о чем в ней поется, но режет по живому…
М.Бернес. «Враги сожгли родную хату» М.Исаковский, М.Блантер
Последняя запись уже смертельно больного певца, знающего о своем предстоящем уходе, является его завещанием. Эта мудрость и мужество невозможно было не оценить и не принять. От многих мужчин в те времена можно было услышать, как они её напевают.
М.Бернес. «Журавли» Р.Гамзатов, Я.Френкель
А теперь о неприятных выводах, о которых было заявлено в начале, и которые невольно напрашиваются. Развитие технической мысли продолжилось. И если радио позволило в каждом доме услышать, телевидение увидеть, то интернет обеспечил возможность произвольного доступа к огромному массиву информации в удобном для пользователя режиме, что дает уже свои (вполне предсказуемые) результаты.
В этом смысле более чем красноречива прошедшая на страничке Т.Толстой в фейсбуке дискуссия. Если есть желание, читайте сами, я же отмечу лишь ряд знаковых моментов.
Хозяйка странички разместила запись А.Нетребко со своим восторженным комментарием. По этому поводу выразили свое мнение несколько гостей, которые обладали разной степенью знакомства с жанром (оперы). Первый момент — возможность получения отклика весьма разноплановой аудитории, которая не стесняется делиться своими впечатлениями.
Второй момент — доступность обращения к уже имеющимся базам данных. Совершенно непроизвольно, но естественно компетентные собеседники стали обращаться к другим исполнительницам предложенного произведения (Casta Diva, from Norma by Vincenzo Bellini), причем, речь шла, как о ныне живущих, так и давно ушедших. Сравнивались записи. Конечно же, это не совсем корректно. Надо бы послушать всех в зале (живьем), учесть (как многие призываеют) только действующих исполнителей и прочее. Но, реальность такова, какова она есть.
Третий момент — вместимость залов, все равно ограничена, массовость аудитории и популярность определяются уже давно записями. Выигрывает при равноом (весьма условно) классе вокалист, голос которого лучше «ложиться на пленку». Ну там много всяких «несправедливостей», объеём и количество требуют «своих жертв».
Так вот, в приведенном обсуждении выиграли М.Каллас и М.Кабалье, хотя в реальности в настоящее время мы их в таком качестве послушать не сможем (М.Каллас умерла, а М.Кабалье уже не в той форме).
Ещё немаловажный фактор, как показывают биографии певцов предыдущего поколения, очень многое определял отбор, который проводился по всей стране и был очень тщательным. Как только система была нарушена, качество было утеряно. Исходные данные в таком виде деятельности очень важны. Отсутствие природной окраски голоса не компенсируешь даже годами труда. Артист — не являющийся крупной личностью также малоинтересен, крупный план много чего выявляет. А личности без опыта собственных переживаний или умения пропускать через себя чужой опыт так, чтобы прочувствовать о принять его, как свой, не бывает. Повторюсь предыдущее поколение имело колоссальный опыт страшных и сильных переживаний (которые не дай Бог никому), поэтому там такое количество харизматиков.
Затем, сама система организации жизни в стране требовала воспитания сложных людей, которым предстояло очень много сложной и серьёзной работы. Поэтому, и пропагандировались сложные виды искусства на государственном уровне, что в бщем-то носило в истории беспрецендентный характер. Государство затрачивало огромные ресурсы и усилия на привитие основной массе жителей культуры, ранее доступной только представителям верхних сословий.
Отсюда (повторю высказанный в начале текста тезис), чтобы развеять морок нынешнего гламура и «культурного эрзаца», достаточно обратиться к «прошлым кумирам» и уровень (планка) встанет на свое место…
Хм, что такое! Даже, начав говорить о женской привлекательности, все равно, скатилась к обсуждению мужской неординарности. Что поделать? Красивые мужчины — моя слабость …
4 комментария
Слов нет, одни эмоции. Спасибо, Natali!
Эмоции, надеюсь, положительные? :-)
Только их здесь и получаю!
Спасибо, рада слышать.