Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.
Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики.
История театра
Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место. Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.
ДИО́НИС (Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греч. религии и мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (лидийско-фригийского или фракийского) происхождения. Хотя имя Д. встречается на табличках критского письма 14 в. до н. э., повсеместное распространение культа в Древней Греции относится к 8–7 вв. до н. э. (периоду формирования полисов, а затем полисной демократии), когда культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Как божество земледельческого круга, бог плодоносных сил природы, Д. противопоставлялся Аполлону – как божеству прежде всего родовой аристократии. Нар. основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов.
Дионис из самого младшего поколения богов. Зевс, отец Диониса, нередко изменял своей божественной супруге Гере, она же сходила с ума от ревности и ненависти к соперницам и бастардам. Весь груз этой ярости познала на себе мать Диониса, смертная женщина Семела. Она была дочерью фиванского царя. Ее невинность не устояла перед натиском любвеобильного властителя Олимпа. Связь длилась не один месяц прежде чем Гера отомстила беременной любовнице мужа. По легенде она явилась к ней в образе кормилицы и посеяла в ее душе сомнение: вкрадчивыми речами она убедила Семелу попросить ее возлюбленного доказать, что он бог-громовержец. Пусть, дескать, явится во всем своем сверкающем великолепии и докажет свой статус-кво.
Глупышка Семела пошла на поводу у хитрой богини, которая подучила ее, как сделать так, чтобы Зевс не смог отказаться. На любовном ложе она сначала уговорила поклясться водами реки Стикс (клятвой, которую даже боги не смели преступать), что он сделает все, что она попросит. Получив согласие, она потребовала тех объятий, в которые он заключает свою божественную жену. Зевс, как ни уговаривал ее, все же должен был сдержать обещание. Игрушка в руках богов, смертная Семела сгорела заживо от божественного вида своего визави. Пребывающий в отчаянии Зевс только и успел, что извлечь из бездыханного тела матери недоношенного младенца. Чтобы он не погиб, отец сам решает его доносить: зашивает плод себе в бедро и таким образом спасает ребенка. Получалось, Дионис дважды рожденный: сначала Семелой, потом Зевсом.
Мстительная Гера не оставляет мальчика, Зевс, опасаясь за жизнь сына, отдает его на воспитание Ино, сестре погибшей Семелы, а для того, чтобы коварная супруга не опознала ребенка, убедил тетку его растить и одевать как девочку. Отсюда женственность Диониса. Мотив гендерной неопределенности нередко возникает в греческих мифах. История с родами Зевса или внешним обликом Диониса, а также, например, с личностью андрогинной Афины, — это не что иное, как попытка осознать границы пола, присутствие мужских черт у женщин и наоборот.
Но Геру так просто не проведешь, конечно, она все поняла и отплатила пасынку: как известно, когда боги хотят нас наказать, они лишают нас разума. Дионис отправился скитаться по миру: он получил и посох, и сошел с ума. Сопровождали его менады — неистовствующие полуголые служительницы культа Диониса, и козлоногие сатиры, пьяные и распутные.
Дионис прежде всего бог виноделия, в своих странствиях он символизировал распространение виноградной лозы в Европе, Азии, северной Африке. Одна из теорий, объясняющих значение и происхождение мифологии, говорит о том, что это своеобразная предыстория человечества, рассказ о том, как был устроен мир тогда, когда письменности и науки не существовало. В связи с этой концепцией каждый поворот мифологического повествования – это символический рассказ об историческом событии или социальном устройстве.
Но вино — это еще иногда неумеренное пьянство, отсюда все буйства, сумасшедшие поступки Диониса и его свиты. Например, месть фригийскому царю Ликургу, который не признал в Дионисе отпрыска Зевса, и с позором прогнал его из Фригии. Наказанием стало безумие. В приступе неконтролируемой ярости Ликург разрубил на части своего сына. Следующие за этим проблемы с урожаем вынудили фригийцев обратиться к Дионису. «Смерть царю» — таков был вердикт. Народ безжалостно и страшно расправился со своим властителем.
Таков был итог и фиванского правителя Пенфея, не пожелавшего склонит свою голову перед сыном Зевса. Влияние Диониса сделало всех женщин Фив безумными, и они растерзали Пенфея, причем его мать собственноручно отрубила голову сыну. Родной город Семелы наконец подчинился могуществу Диониса. Итог противоречивых земных странствий Диониса – это установление его культа на всех познанных древними греками территориях. Вино стало главным напитком.
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном.
Итак, Дионис – это страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотская любовь. Нередко приводится противопоставление так называемого аполлонистического и дионисийского начал в культуре, искусстве или природе человека. Если Аполлон – это отображение гармонии, порядка, закона и меры, то Дионис – это азарт, неуемность, физическое влечение. Первый – это чистый свет и прозрачность разума, второй – тьма, скрывающаяся в каждом из людей, человеческие глубины подсознания с темными, животными страстями.
Но не все так однозначно. Как и в жизни, в мифологии нет чистых цветов белого или черного, хватает полутонов и оборотных сторон медали. Дионис — счастливый супруг и верный сын. Его избранница – Ариадна, та самая критская царевна, дочь Миноса, которая помогла Тесею расправиться с Минотавром и выйти из лабиринта. Герой беспринципно бросил девушку на одном из островов в Эгейском море, не желая законных отношений с ней. Дионис, влюбившись, не только женился, но еще и привел молодую супругу из смертных на Олимп – из ряда вон выходящий случай. Они жили долго и счастливо, и было у них много детей.
Когда с земными храмами и жертвами в его честь все установилось, Дионис позаботился и о своей горемычной матери. Он спустился в Аид и, повлияв на Персефону, жену царя подземного мира, вызволил Семелу из обители мертвых, привел ее на божественную вершину. Вся семья наконец оказалась в сборе.
Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:
- отвечал за возрождение растительности весной;
- покровительствовал земледельцам;
- обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
- насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
- считается «отцом» театрального жанра трагедии.
Бог Дионис, по мнению греков, лучше всех богов понимает слабости человечества. Он был сыном Зевса и простой смертной женщины Семеллы – очень красивой, но очень глупой… Таким образом он сочетал в себе две природы – человеческую и божественную.
Образ Диониса был бы неполным без упоминания праздников в его честь, которых было в году четыре, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда. Празднования – это процессии, мистерии, жертвоприношения. Дионисии для эллинов – возможность собраться всем вместе, выпить вина, поесть мяса (в жертву приносились кости, внутренности, жир, остальное съедали сами жертвователи), совершить необходимые обряды. Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.
Не обходились греки и без скабрезных шуток и песен, иногда оргий. Считалось, что Дионису это очень по сердцу. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.
Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.
Дионисийские праздники – это данность, к которой в античности относились с глубоким почтением. Бытовало предание о дочерях царя Миния, которые слишком ревностно относились к работе и не желали отвлекаться от хозяйства и детей на разгул и утехи. Дионис, рассерженный этими приоритетами, покарал их безумием, в приступе которого Миниады разорвали собственных малюток как дикие звери.
Эпоху рождения греческого театра (5-4 вв. до н.э.) принято считать образцом эталоном. Характерной чертой ее является гармония пропорций, элементов. Это касается архитектуры, пластики и самого сценического искусства.
Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре — и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.
Феспид (VI в. до н. э.) был первым трагическим поэтом в Афинах. Его первая трагедия была поставлена весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Именно этот год принято считать датой рождения мирового театра.
Именно Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Этот актёр носил костюм и маску, изображая богов. Это, пожалуй, самая тесная связь между пьесами и религиозными ритуалами, из которых они возникли. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Только к V веку до нашей эры в пьесу было допущено ещё больше актёров.
Первоначально актерами в театральных постановках были сами драматурги. Феспид, который и ввел актера в спектакль, по-видимому, сам представлял всех персонажей своих пьес. Эсхил также сам играл в своих трагедиях в качестве протагониста. Афиней, рассказывая о том, что драматурги, в том числе Эсхил, обучали танцам участников спектакля, замечает: «кажется, он сам играл в собственных пьесах» (Athen., I, 39, р. 21 e, пер. Н. Т. Голинкевича). Однако для трагедий Эсхила был характерен и другой порядок: его неизвестный биограф называет имя первого актера, с которым «работал» Эсхил – Клеандр (Vit. Aesch., 15). Сначала правилу предшественников следовал и Софокл, он дважды принимал участие в исполнении своих пьес, судя по свидетельству неизвестного биографа (Vit. Soph., 5). В несохранившейся трагедии «Фамирид» он исполнял главную роль, при этом также играл на кифаре. В другой трагедии, которая до нас также не дошла, он выступал в роли Навсикаи, где выказал свою ловкость в игре в мяч. Однако из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от участия в представлениях как актер, и после него участие драматурга в таком качестве скорее было исключением.
Так как в любой трагедии число действующих лиц больше, чем три, то одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей в пьесе. Укажем при этом, что значительная часть действия, как правило, не показывалась зрителям, а сообщалась такими персонажами, как вестники, слуги или домочадцы, которые рассказывали о том, что произошло, но оставалось «за сценой».
Хор был уникальной особенностью греческих театральных пьес, и в первые годы он был неотъемлемой частью пьесы. У членов хора были показные костюмы, предназначенные для привлечения внимания. Хор мог представлять почти всё: от гигантских пчёл до рыцарей и кухонной утвари. Однако он часто играл групповой характер. Он мог бы также представить комментарии, резюме и информацию, которая не является частью диалога. В некоторых случаях члены хора даже озвучивали тайные мысли и страхи персонажей. Хор либо говорил в унисон, либо пел. Это был важный приём, используемый, когда на сцене греческого театра было всего от одного до трёх актёров. Однако к V веку до н. э. значение хора стало снижаться, и он больше не был неотъемлемой частью главной драмы.
Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии же хор традиционно состоял из 24 человек. Он делился на два полухория и выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора (парабазах) раскрывался основной смысл спектакля. Участники хора именовались хоревтами, а их предводитель — корифеем. Корифей (запевала) выступал от лица автора произведения, излагал его основные мысли. Нередко это был один и тот же человек (Феспид, Софокл и др.). Во главе хора, выходившего на орхестру, шел флейтист. Он поднимался на ступени алтаря, расположенного в центре орхестры. О начале каждой пьесы извещали звуки труб.
В трагедиях хор обычно изображал людей, близких главному герою, -его друзей, родственников. Комический хор изображал не только людей, но и животных, мифологических персонажей (например, сатиров или вакханок).
Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.
В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. Трагедия — жанр, который сосредотачивается на человеческом страдании, был самой ценной театральной формой в Древней Греции. Первое исполнение трагедии в «Дионисии» приписывается драматургу и актёру Феспису. Говорят, что он получил в качестве приза козу. Слово «трагедия», что означает «козья песня» на классическом греческом языке, возможно, происходит от премии, которую получил Феспис из Икарии. Более того, слово thespian используется даже сегодня для обозначения театрального художника.
Помимо трагедии, другими основными драматическими формами в греческом театре были комедия, спектакль, который столкнул две группы друг с другом в забавном конфликте; и сатира, пьеса, основанная на греческой мифологии, которая изобиловала притворным пьянством, наглой сексуальностью, шалостями, шутками и общим весельем. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.
Греческие трагедии часто имели дело с моральными вопросами и трагическими дилеммами без выигрыша. А их сюжеты почти всегда вдохновлялись греческой мифологией, которая была частью религии. В греческой трагедии были некоторые особенности. Например, существовали определённые ограничения, когда речь заходила о изображении смерти и насилия. Насилие на сцене было полностью запрещено. Более того, персонаж всегда умирал за сценой в скене, и только его голос можно было услышать. А всё потому, что убийство на глазах у зрителей считалось неуместным. Кроме того, в первые годы поэтам было запрещено использовать свои пьесы для высказываний о политике того времени. Однако со временем театр стал использоваться для озвучивания идей и проблем демократической, политической и культурной жизни Древней Греции. Драматурги часто использовали мифы как метафору, чтобы вызвать беспокойство о настоящем.
Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.
Дионис и Аполлон
Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.
Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.
Театральное действие в Древней Греции
В Афинах V века до н. э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли: режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.
А вот чтобы стать хорегом (руководителем хора), большого таланта не требовалось. Нужны были только деньги и связи с государственными служащими. Основной обязанностью хорега была оплата счетов, полное материальное обеспечение и поддержка театра. Он был в те времена местом состязания, побеждали в нем хорег, поэт и протагонист. Победителей увенчивали плющом, награждали призами. Победа отдавалась им по решению жюри.
Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа.
Самый первый театр располагался в Афинах, на юго-восточном склоне Акрополя. Он вмещал около 17 тысяч зрителей. Он был назван в честь божества-покровителя, а общество актеров носило название «дионисовских мастеров». Театр находился под открытым небом, места для зрителей были деревянными. В конце 5 века сиденья обрушились. Поэтому жители Афин совместными усилиями соорудили театрон – особые места для публики.
Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.
Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.
Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. В казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам. Каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.
В дни всенародных праздничных театральных представлений в честь Диониса все дела приостанавливались. Суды закрывались, должники были свободны от уплаты долгов в течение всех дней праздников, даже заключенные выпускались из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем торжестве.
Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже рабы, если их хозяева вносили за них входную плату. Хотя положение афинской женщины до известной степени напоминало положение женщины на Востоке и жила она почти затворницей в особой части дома, куда посторонние мужчины не допускались, однако в театре женщины посещали даже представления комедий, как это доказывает одно место из пьесы Аристофана «Мир» (ст. 966). Несмотря на то, что в древней комедии, как и в сатировской драме, встречались весьма неприличные сцены и грубейшие шутки, однако и та и другая были посвящены Дионису, и религиозный консерватизм позволял женщинам смотреть в театре на самые рискованные сцены и слушать самые рискованные реплики.
Необходимо, впрочем, сделать и известную оговорку в понимании приличного и неприличного. Многое из того, что современному зрителю показалось бы непристойным, древний эллин вовсе не считал таковым. В некоторых религиозных церемониях, во время которых носили изображения срамных частей и обменивались непристойными возгласами, женщины принимали участие или в качестве зрительниц, или даже непосредственных участниц.
В составе зрителей, присутствовавших на театральных состязаниях, были, по свидетельству Платона, и рабы 5. Очевидно, в этом случае речь может идти о посещении театра лишь домашними рабами, принадлежавшими зажиточным афинским семьям.
Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями.
Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, выражали одобрение аплодисментами, криком, требовали бисирования отдельных мест. В более позднее время в античном театре существовали и клакеры: например, комедиограф Филемон (IV в. до н. э.) не раз с успехом пользовался ими против своего соперника — более талантливого Менандра.
Если пьеса не нравилась, публика свистела, щелкала языком, стучала ногами. Бывали даже и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начать новую.
В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.
Актерское мастерство и костюмы
Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами.
Драматические маски, которые теперь стали символизировать театр, возникли в Древней Греции. Две маски вместе представляют комедию и трагедию, два основных жанра греческого театра. Маска комедии известна как Талия, муза комедии в греческой мифологии, в то время как маска трагедии известна как Мельпомена, муза трагедии. Греческие театральные маски используются с шестого века до нашей эры.
Большие маски помогали преувеличить эмоции актёров и их черты лица. В театрах, где собирались тысячи людей, это было необходимо.
Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Актёры носили тёмные маски для трагедий и яркие маски во время комедий. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе.
Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.). Маски предназначались как для актёров, так и для хора. Поскольку хор представлял один и тот же персонаж, все они носили одну и ту же маску.
Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий.
Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.
Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.
Архитектура древнегреческого театра
Орхестра
Как правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.
Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.
Места для зрителей ‒ театрон
Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.
В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.
История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.
Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.
Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.
При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.
Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.
Сиракузы
Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами «сражались» лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.
После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.
Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.
Таормина
Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.
В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.
Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.
Читать по теме:
- Театр. История. Часть I
- Театр. История. Часть II
- Театр. История. Часть III
Использованы материалы:
- Театр в Древней Греции
- Бог Древней Греции Дионис и его значение в мифологии
- ДИО́НИС
- Дионис — бог вина и разврата
- История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты
- Греческий театр: описание, история и интересные факты Автор Катерина Пчельникова
- Как развлекались древние греки, или 10 малоизвестных фактов об Античном театре
- АКТЁР, в древнегреческом театре
- Театр в Древней Греции
- В. В. Головня.: История античного театра. Глава V. Здание и зрители греческого театра.
- Древнегреческий театр – история зарождения