Шекспир сделал Макбета таном, то есть господином, Глэмиса вопреки исторической правде. Реальный Макбет никакого отношения к Глэмисскому танству и одноименному замку не имел. История замка Глэмис во времена Шекспира гремела по британским островам из-за «кровавого пятна» — загадочная смерть короля Малькольма II cлучилась в охотничьем домике Глэмис, который много веков спустя превратится в величественный замок.
С этим замком, вернее, с его хозяйкой, связана одна из самых трагических шотландских историй. Возможно, именно эта история леди Джанет Глэмис определила интерес короля Якова I к ведьмам и колдовству.
По приказу его деда, шотландского короля Якова V , происходившая из знатнейшего и могущественнейшего рода Рыжих Дугласов леди Джанет Глэмис была заживо сожжена на костре на глазах своего несчастного шестнадцатилетнего сына 17 июля 1537 года. Прямыми потомками казненной являются ныне царствующая королева Елизавета II , наследник престола принц Уэльский Чарльз, принц Уильям, герцог Кембриджский и его дети. О генеалогическом древе Виндзоров, одна из веток которого приводит к леди Глэмис, рассуждала в апрельской статье от 2015 года «Что Вы читаете, мой принц?»
Неслыханная по жестокости казнь знатной дамы в те времена. Эта жуткая сцена сожжения матери на глазах сына вызывает ассоциации с эпизодом из романа Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Безумный король Эйрис II Таргариен сжигает «диким огнем» лорда Старка на глазах его сына, который тщетно тянется к мечу, а специально завязанная петля на шее душит его. Сцена настолько жуткая, что создатели сериала сняли ее, но, в конце концов, не решились включить в фильм – такого удара по психике зрители точно бы выдержали.
Складывается впечатление, что Мартин обложился фолиантами с хрониками шотландских родов, прежде всего, двух ветвей рода Дугласов, Черных и Рыжих, а также королей из династии Стюартов.
Яков V (10 апреля 1512- 14 декабря 1542) , отец Марии Стюарт, вполне мог послужить прообразом Безумного короля Эйриса II Таргариена из эпопеи Мартина «Песнь льда и пламени» и сериала «Игры престолов». Жестокие расправы Якова со знатными и богатыми шотландскими лордами стали притчей во языцах. Вот как описывает деяния этого «короля бедняков» Википедия: «Политика Якова V в отношении аристократии отличалась несвойственной для шотландских королей суровостью, доходящей иногда до мстительности.
Все лица, причастные к правлению графа Ангуса в период несовершеннолетия короля, были осуждены или казнены. Яков V неоднократно совершал карательные экспедиции против непокорных баронов пограничных регионов. В горной Шотландии король вразрез с традиционной политикой опоры на графов Аргайл и Хантли пошел на сближение с вождями гэльских кланов. Граф Аргайл был обвинен королем в организации беспорядков и отстранен от управления западными областями. В 1540 году Яков V совершил плавание по Оркнейским и Гебридским островам, принимая присягу гэльских лидеров и захватывая заложников. Все это не могло не вызвать раздражения шотландской знати. После 1532 года ее представители практически перестали принимать участие в королевском совете.
К концу правления Якова V окружение короля состояло ….из представителей духовенства и мелких землевладельцев. Благодаря своей подчеркнутой заботе о нуждах крестьян и незнатных граждан вообще, Яков V получил прозвище «король бедняков».
Пленение тринадцатилетнего короля графом Ангусом в 1525 году напоминает другой эпизод из «Песни льда и пламени» Мартина. Безумный король Эйрис II тоже пошел войной на Сумеречный Дол непокорных лордов Дарклинов, но попал в плен, в котором томился год. После освобождения разъяренный монарх приказал после жестоких пыток сжечь жену непокорного вассала леди Дарклин и вырезал весь ненавистный род.
Этот эпизод «Песни льда и пламени» вызывает стойкие ассоциации с нашей историей. Леди Джанет Глэмис, урожденная Дуглас, была любимой сестрой тюремщика короля графа Ангуса. Ее страшной казнью король мстил своему обидчику, о чем леди Джанет на суде сказала в лицо своим судьям. Сразу видно, что Джордж Мартин основательно изучил шотландские хроники.
Разберемся в причинах вендетты шотландского короля и Арчибальда Дугласа, графа Ангуса ( 1489 — 1557), с государственной точки зрения. Яков V был сыном Якова IV и Маргариты Тюдор, дочери английского короля Генриха VII . После смерти Якова IV во Флодденской битве с англичанами в 1513 году на престол Шотландии взошел его сын, которому еще не исполнилось и двух лет. Регентский совет при малолетнем короле возглавила королева Маргарита Тюдор, однако ее проанглийские симпатии и новый брак с Арчибальдом Дугласом, графом Ангусом вызвал недовольство шотландской знати. В результате регентство было передано в 1515 году родственнику шотландских королей Джону Стюарту, герцогу Олбани, период правления которого в Шотландии (1515-1524) характеризуется последовательной ориентацией внешней политики на Францию.
В 16 веке Шотландия находилась на распутье выбора между англо-шотландским или франко-шотландским союзом.
Традиционным был так называемый Старый союз с Францией. Но в 1521 году вышла в свет книга Джона Мейджора «История Британии», в которой впервые в истории общественной мысли Шотландии отстаивались преимущества англо-шотландской унии и создания единого государства на Британских островах.
Рост популярности идеи сближения с Англией проявился также в крахе двух попыток герцога Олбани организовать вооруженную интервенцию на английскую территорию в 1522-1523 годах: шотландские дворяне просто отказались участвовать в войне. Проанглийские настроения активно поддерживал английский король Генрих VIII , главным агентом которого в Шотландии был граф Ангус.
В 1524 году на волне англофильских настроений герцог Олбани был смещен с поста регента. Было объявлено о начале самостоятельного правления двенадцатилетнего Якова V , однако власть фактически захватил граф Ангус, удерживающий несовершеннолетнего короля на положении заключенного в Эдинбургском замке. Лишь в 1528 году шестнадцатилетнему Якову V удалось бежать из Эдинбурга при помощи матери, которая к тому моменту успела развестись с неверным графом Ангусом. Под знамена короля собрались шотландские дворяне и изгнали графа –узурпатора из страны.
До этого злосчастного 1528 года жизнь леди Джанет текла очень счастливо. Сестра всемогущего графа Ангуса, отчима короля, выходит замуж за шестого лорда Глэмиса, графа Стратмора и становится хозяйкой знаменитого замка.
Официальная история замка Глэмис начинается в 1372 году, когда король Шотландии Роберт II в качестве награды за услуги, оказанные шотландской короне, подарил охотничий домик сэру Джону Лайону, графу Стратмору. В 1376 году граф женится на дочери короля Джоанне и вскоре после свадьбы назначается на важную и хлебную должность камергера Шотландии. Его сын, сэр Джон, второй граф Стратмор начал постройку главного здания после 1400 года.
Молодая и красивая леди Джанет была счастливой хозяйкой величественного замка Глэмис, где она родила троих детей: сына Джона и дочерей Маргарет и Элизабет. В декабре 1527 года скоропостижно умирает ее муж, а год спустя брат вынужден бежать из страны. Его сторонники преследуются шестнадцатилетним монархом. Над головой Джанет, урожденной Дуглас, сгущаются черные тучи, но пока могущественному юнцу не до нее – ее допрос вместе с родственниками Дугласами в 1528 году ничего не дает. За неимением доказательств высокородную леди пока отпускают.
Королю нужен наследник и жена с богатым приданным. Перечислять все испробованные королем варианты с предложением руки и сердца не входит в задачу этой статьи. Но главное, что пока король ищет суженную, бедная леди Джанет получает передышку. В 1531 году ее опять пытаются привлечь к суду по вздорному обвинению в убийстве мужа, но это настолько явно сфабрикованное дело, что в суде никто из лордов не пожелал участвовать. Чтобы обезопасить себя, вдова решается на второй брак с сэром Арчибальдом Кэмпбеллом, вторым сыном пока могущественного графа Аргайла летом 1532 года. В этом браке рождается двое сыновей. Джон Кэмпбелл появляется на свет 19 августа 1535 года. Его рождение – доказательство того, что в августе 1535 года леди Джанет была еще на свободе.
Между тем поиски невесты короля увенчались успехом. Король , хотя по матери являлся англичанином, после плена у графа Ангуса возненавидел все английское и жаждал заключения союза с Францией, который был прописан еще Руанским договором. Согласно этому документу, шотландский король должен был жениться на французской принцессе. Но французского короля Франциска I Валуа нищий шотландский жених не устраивал. Шотландцу предлагается в жены принцесса Мария де Бурбон с приданым, равным приданому королевской дочери. Но упорный Яков сам приезжает во Францию в 1536 году и знакомится с принцессой Мадлен де Валуа (10 августа 1520 – 7 июля 1537), дочерью короля Франциска I, очень красивой, но со слабым здоровьем – в шестнадцать лет у нее обнаружили туберкулез. Девушка влюбилась и стала умолять отца разрешить этот брак. Все слова о пагубности для ее слабого организма сурового шотландского климата, опасностей пути не производят на влюбленную принцессу никакого впечатления. Шотландского короля и французскую принцессу венчают в Соборе Парижской богоматери 1 января 1537 года.
После нескольких месяцев праздничных гуляний и торжеств в начале мая 1537 года молодые отбывают в Шотландию. Королевская чета прибывает в шотландский Лит в канун Троицы 19 мая 1537 года. Мадлен пишет отцу из Эдинбурга 8 июня 1537 года, что ей лучше и симптомы болезни почти исчезли. Однако месяц спустя, 7 июля 1537 года, не дожив чуть больше месяца до своего семнадцатилетия, юная «летняя королева», как ее окрестили шотландцы, скончалась на руках скорбящего супруга! Король в отчаянии, но богатейшее приданное помогает решить проблему пустой казны.
В этой истории поражают даты. Ровно через десять дней после кончины королевы в самый разгар траурных церемоний во дворе Эдинбургского замка на костер по обвинению в колдовстве восходит Джанет Дуглас. Казнь совершается в присутствии короля, его министров, знати и сына несчастной Джона Глэмиса.
Что и как произошло между прибытием счастливого и влюбленного короля из Франции в мае и этой жестоко казнью в июле историки толком не могут объяснить. Когда бывшая леди Глэмис с новым супругом и сыном попала в мрачные подвалы Эдинбургского замка, точно узнать не удалось. Что вызвало такое озлобление короля – непонятно. Историк сходятся в одном – все обвинения были подтверждены под пытками. Несчастный семнадцатилетний Джон Глэмис подтвердил, что его мать — колдунья хотела отравить короля.
Современная исследовательница доктор Дебора Ричмонд в книге «Пламя моей истины» исследует дело Джанет. Она предполагает, что дочь леди Глэмис от первого брака Маргарет родилась увечной калекой с большими отклонениями. Рождение детей — уродов в семье лордов Глэмисов породило легенду о некоем чудовище, которое прячут в одной из комнат замка.
По поверьям 16 века рождение ребенка – чудовища свидетельствовало о связях его матери с сатаной. Доктор Ричмонд предполагает, что Яков V видел этого спрятанного от посторонних глаз уродца. Шотландский король после казни Джанет сделал замок Глэмис своей резиденцией и оттуда рассылал указы.
Чудовищная казнь леди Глэмис на следующий день после того, как король и подданные отмечали девять дней смерти королевы Мадлен, подрубила жизнь Якова на корню. Судьба отпустила отцу Марии Стюарт только пять лет жизни, наполненных смертями и страданием. Хотя вроде как поначалу ему сопутствовала удача.
Неунывающий вдовец снова отправляется во Франции за новой женой. Свободных принцесс уже нет, но зато его внимание привлекает богатая вдовушка Мария де Гиз, герцогиня Лонгвиль (22 ноября 1515 – 11 июня 1560). Она была старшей дочерью Клода Лотарингского, герцога де Гиза. Отец и братья Марии станут вершителями французской политики в 16 веке и превзойдут могуществом французских королей. Союз с Лотарингским домом еще более важен для шотландского короля, чем брак с принцессой из рода Валуа. Мария де Гиз приносит не только богатейшее денежное приданное, но и вооруженные отряды, которые можно использовать против непокорных баронов.
Этот брак дает королю возможность начать сводить счеты с шотландской знатью. Опять в соборе Парижской богоматери 18 мая 1538 года венчается шотландский король и знатнейшая французская дама. Богатое приданое, целая армия вместе с француженкой стоит отныне в Шотландии. Но счастья нет. Два сына умирают в младенчестве – как божья кара. Яков терпит поражение от англичан, но еще успевает перед смертью увидеть новорожденную дочь Марию. Тридцатилетний король шепчет : «От женщины корона пришла, к женщине и уходит», имея в виду, что первый король из династии Стюартов получил корону благодаря браку, то есть благодаря женщине. В момент смерти отца новой шотландской королеве Марии Стюарт всего шесть дней от роду. Снова в Шотландии наступает эпоха Регентства.
Финал тридцатилетнего Якова снова вызывает ассоциации с кончиной Безумного короля Эйриса II Таргариена в эпопее Мартина. Как Марию Стюарт увозят во Францию, так и новорожденную Дейенерис Таргариен отправляют из Вестероса подальше. Марию выдают замуж, как и Дейенерис, на чужбине за французского короля. Обе быстро оказываются вдовами и вынуждены сражаться за престол. Ассоциации с реальной историей в романе Мартина очень прозрачные.
В реальной истории Шотландии богини судьбы Мойры переплетают нити судеб Стюартов и Дугласов уж очень затейливыми узлами. После смерти Якова его враг граф Ангус возвращается в Шотландию и даже становится в 1543 году членом регентского совета при королеве –регентше Марии де Гиз. Его англомания улетучивается после разграбления его поместий английскими солдатами. После этого он – убежденный франкофил.
С его помощью замок Глэмис возвращается племяннику, истерзанному пытками седьмому лорду Глэмису, которого выпускают из заточения. Рассказывают, что якобы перед смертью король Яков раскаялся в содеянном. Но это не спасает его потомков от кары. Грехи отца пали на дочь.
У графа Ангуса с Маргаритой Тюдор, дочерью английского короля Генриха VII, родилась единственная дочь Маргарита Дуглас. Она становится матерью лорда Генри Дарнлея, за которого выходит замуж Мария Стюарт! Так давние враги породнились благодаря браку дочери и внука, но долгожданного мира и покоя Шотландии этот союз не принес.
Тень казненной леди Глэмис витает над молодоженами. Генри Дарнлей загадочно погибает во время взрыва в Керк о’Филде 10 февраля 1567 года.
Марию Стюарт обвиняют в убийстве мужа. По иронии судьбы, разъяренные подданные призывают «сжечь прелюбодейку и мужеубийцу на костре» как когда то ее отец сжег леди Глэмис.
Король Яков был слишком суров с шотландской знатью. Его воспитанной во Франции утонченной дочери не на что рассчитывать. Контраст между блестяще образованной совсем юной королевой, вернувшейся на родину в восемнадцать лет, и мрачными, много чего повидавшими на своем долгом веку шотландскими лордами был великолепно показан в спектакле театра имени Маяковского «Да здравствует королева, виват», который мне посчастливилось увидеть осенью 1977 года. Марию Стюарт блестяще играла Татьяна Доронина, ее следующего мужа графа Ботвелла – Армен Джигарханян.
Суровые шотландские лорды на дочери выместили все обиды, которые претерпели от отца. Совсем как леди Глэмис ответила за обиды, причиненные ее братом. Обвиняют обеих леди в одном и том же – убийстве мужа. Обвинения в покушении на жизнь монарха Марии Стюарт придется ждать еще двадцати лет. Но и такое обвинение ее не минует. Его ей предъявит в 1587 году троюродная сестра, английская королева Елизавета I . И на эшафот она взойдет как и леди Глэмис , но уже в английском замке. А Шотландия через ее сына короля Якова I сделает окончательный выбор в пользу союза с Англией.
Но как же по-разному перипетии одной и той же истории в художественной форме выразят в 17 веке Шекспир в трагедии «Макбет» и в 20-21 веке Джордж Мартин в «Игре престолов»! Наверное не случайно принц Уильям, герцог Кембриджский с увлечением смотрит все сезоны сериал «Игры престола». В основу то положена история его предков.