На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.
Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.
«Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем»…
Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия «сходство». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности…
Европейский портрет XV–XVIII вв. — одно из важнейших явлений мирового искусства, знаменующее важные этапы развития как самого человека, так и представлений о личности, ее возможностях, основополагающих свойствах и границах достижимого, преодоление которых зачастую оказывается смыслом человеческого бытия. Можно без преувеличения сказать, что этот жанр стал не только показателем наступления эпохи гуманизма, но и, в известном смысле, самим фактом своего существования подготовил эту эпоху. В обозначенном контексте психологическая характеристика портретируемого лица, наличествующая или отсутствующая в изображении, предстает как средство выявления и прояснения не только отдельных черт, но и целостного характера культуры на стадии перехода от позднего Средневековья к Ренессансу и Новому времени.
В статье «Портрет» Ю. М. Лотман называет несколько черт, обусловивших как вневременнóе, так и историческое бытование жанра. Это, во-первых, выполняемая портретом роль документального свидетельства об облике человека. Во-вторых, это знак принадлежности человека к той или иной социальной общности (заметим, что в этом смысле очень важны сословные характеристики, особенно явно выраженные в портретах начиная с XV в.). В-третьих, это известное противоречие между знаком и его объектом: живой человек смертен, портрет принадлежит к сфере искусства, а значит, обращен к вечности. Человек во времени изменчив, портрет же остается некоторым инвариантом, изменения в котором (ср. у А. А. Ахматовой: «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты») носят субъективный характер. Отсюда проистекает неизбежный конфликт между «означаемым» и «означающим», если за единицу семиозиса принимать единство личности во всем ее многообразии. По этой же причине, кстати сказать, и происходят изменения в жанре, проделавшем путь от фиксации облика к выявлению внутренней сущности личности: облик изменчив, внутренняя сущность бессмертна, соотносима с вечностью; запечатлевая ее, художник тем самым увековечивает свою модель.
Разница между моделью и портретом эквивалентна разнице между временем и вечностью: портрет навсегда сохраняет один и тот же возраст, между тем человек не только взрослеет и старится, но и умирает. «Я» портрета отделяется от «Я» модели, равно как и от автора, который и во время работы, и после ее окончания выступает как зритель.
Далее Ю. М. Лотман подчеркивает, что современная функция портрета возникла в тот момент, когда пришло осознание, с одной стороны, индивидуальной ценности человека, а с другой – было снято противоречие между реальным и идеальным, свойственное архаичным и древним культурам и в огромной мере – первому христианскому тысячелетию. Это, в свою очередь, повлияло на усиление такого качества портретной живописи, как динамика. Она стала художественной доминантой жанра. «Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности. Поэтому портрет – предмет мифогенный по своей природе. Подвижность неподвижного создает гораздо большую напряженность смысла, чем естественная для нее неподвижность, поэтому динамика в скульптуре и живописи более выразительна, чем динамика в балете. Преодоление материала одновременно и одна из основных закономерностей искусства, и средство насыщения его смыслом».
Здесь необходимо заметить, что портрет, связывающий врéменное и вечное, одновременно работает и как своего рода хронотоп, в котором функцию «места» выполняет данное пространство холста (физически выражаемое как картинная плоскость), а функцию «времени» – история личности, ее прошедшее, настоящее (момент портретирования) и будущее. Динамика концентрируется, как отмечает Лотман, в глазах портрета; также очень важным оказывается и положение рук (добавим – жест вообще). Динамизм взгляда может быть выражен через направление взгляда, устремленного на что-либо конкретное или, например, находящегося на одной оси со взглядом зрителя. Однако в романтическом портрете взгляд может быть мечтательным и загадочным, устремленным в бесконечность, что не исключает момента «общения» и «взаимопонимания». Разнообразные выражения глаз и лица (нежная улыбка, высокомерие, презрение, равнодушие и др.) передают неуловимые, эфемерные движения души, благодаря которым и возможно «общение» с портретом человека, умершего несколько веков назад. Пространством общения оказывается область «человеческого», интуитивно постигаемая любым носителем, во всяком случае, европейской системы ценностей и соответственных культурных кодов.
Дальнейшее развитие портретный жанр получил в XVIII веке. Портрет, в отличие от пейзажа, давал художникам хороший заработок. Многие живописцы, занимавшиеся созданием парадных портретов, стремясь польстить богатому и высокородному заказчику, старались выделить самые привлекательные черты его внешности и затенить недостатки.
Но наиболее смелые и талантливые мастера не боялись гнева властителей и показывали людей такими, какими они были на самом деле, не скрывая их физических и моральных недостатков. В этом смысле интересен известный «Портрет семьи короля Карла IV» (1801) кисти знаменитого испанского живописца и графика Ф. Гойи.
Задавая тон во всех видах искусства, французская культура определяет в это время и развитие портрета. Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы становится эталонным созданный там образец официального искусства — парадные, ложноидеализирующие, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно происходит падение техники, появляются «кукольные лица».
Живописцы этого периода: Гиацинт Риго, Жан Натье, Франсуа Гюбер Друэ, Пьер Миньяр, Ларжильер.
Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок и аксессуаров, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям. В середине века чрезвычаной популярными при европейских дворах были застывше-идеальные работы Рафаэля Менгса.
Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Это аналитические образы живописца Мориса Латура (например, «Портрет аббата Юбера»), картины Аведа, Лиотара, поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, пастели Ж. Б. Перронно, портреты Фрагонара; в Великобритании — остросоциальные произведения У. Хогарта. Но пока они еще не привлекают внимание основного заказчика.
Развивается техника пастели, удобная для передачи настроений и лиц, но не идеальная для изображения помпезного декора. Итальянская школа портрета на протяжении XVIII века сохраняет высокое качество, но за некоторыми исключениями (Розальба Каррьера) не пользуется широкой славой.
К концу XVIII века о себе заявляет школа английских портретистов, дав таких мастеров первого ряда, как Джошуа Рейнольдс, Джордж Ромни, Томас Лоуренс и Томас Гейнсборо. Их традиции унаследовали более молодые английские мастера: Дж. Ромни, Дж. Хопнер, Дж. Опи.
Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным. Из портретистов, работавших на рубеже XVIII—XIX наиболее заметным является Жак Луи Давид. Прочие, менее прославленные мастера: Франсуа Жерар, Поль Деларош (Франция).
Одним из самых талантливых художников Франции второй половины XVIII — первой четверти XIX века был Ж.Л. Давид, создавший, наряду с картинами античного и исторического жанра, множество прекрасных портретов. Среди шедевров мастера — необыкновенно выразительный образ мадам Рекамье (1800) и романтически приподнятый портрет «Наполеон Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800).
Наступление эпохи романтизма способствовало проникновению в портрет острого реализма. В нём появляется критическая линия. Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV» — работу, заказанную как парадный портрет, а в итоге отразившей безобразие правящей династии. Также он создает страстные и эмоциональные портреты и автопортреты.
Непревзойденным мастером портретного жанра являлся Ж.О.Д. Энгр, прославивший свое имя парадными портретами, отличающимися звучной цветовой гаммой и изяществом линий.
Прекрасные образцы романтического портрета представили миру такие французские художники, как Т. Жерико, Э. Делакруа.
Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма. Ему свойственнен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию.
Расширяется географический диапазон, возникает ряд портретных национальных школ, множество стилистических направлений, представленных различными творческими индивидуальностями: Густав Курбе (Франция); Адольф фон Менцель, Вильгельм Лейбль (Германия); Альфред Стивенс (Бельгия); Эрик Вереншёлль (Норвегия); Ян Матейко (Польша); Михай Мункачи (Венгрия); Квидо Манес (Чехия); Томас Эйкинс (США).
С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, который, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного, так и скульптурного и графического портрета, недоступных фотоискусству.
Импрессионизм, возникший в последней трети XIX века, привел к обновлению идейно-художественной концепции портрета. Открытия импрессионистов и близким им художников (Эдуар Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега) основывались на отказе от максимального правдоподобия, оставленного фотопортрету, с сосредоточением на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.
В разной мере черты импрессионизма присущи портретам работы шведа Андерса Цорна, немца Макса Либермана, американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сарджента.
Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника — Поля Сезанна, который стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели. В это же время творит Винсент ван Гог, в портретах которого отражается другой аспект — жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.
В конце XIX—XX века на первый план выходит стиль модерн, который придает портрету лаконичную заостренность, порой придавая характеристике модели черты гротеска (Тулуз-Лотрек, Эдвард Мунк, Альфонс Муха).
Мастерами салонного парадного портрета конца века являются Джованни Болдини, Филип де Ласло — их работам свойственна легкость кисти и некая поверхностность.
В XX веке портрет, как и все фигуративное искусство, переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства, а также общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Они подчеркнуто уходят от реального облика модели, сводят её изображение к условной, отвлечённой схеме. Фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для тех или иных надобностей, художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху Модильяни и Пикассо очень важен был взгляд художника на персонаж, неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение, а также соблюдала документальность и подлинность.
В портретном творчестве крупнейших западноевропейских мастеров XX века (Пикассо, Матисс, Андрэ Дерен, Жорж Руо, Модильяни во Франции, Жорж Грос, Отто Дикс, Эрнст Барлах в Германии, Оскар Кокошка в Австрии) сосуществуют, порой сталкиваясь, противоречивые идейно-художественные тенденции.
Хорошими примерами эстетики ар-деко являются работы Тамары Лемпицка. Представителями американской реалистической школы 20-30-хх гг. были Роберт Генри и Джордж Беллоуз. Примером группового портрета этого времени является картина Макса Эрнста «Все друзья вместе».
К середине XX века развитие портрета становится сложным, характерезуясь еще более кризисными чертами. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека.
Некоторые мастера пытаются удерживать планку реалистического портрета: Ренато Гуттузо (Италия), Ганс Эрни (Швейцария), Диего Ривера и Сикейрос (Мексика), Эндрю Уайет (США), Сэйсон Маэда (Япония). Тем не менее, интерес к портрету в 1940-50-х гг. в целом падает, как результат повышения интереса к абстрактному и нефигуративному искусству.
Продолжение следует
Источники:
- ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.
- Краткая история портретной живописи
- История портретной живописи
- Русские деятели в портретах…
- Живопись М.М.Ракова
- История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней
- В. А. Тёмкин ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПОРТРЕТЕ XV–XVIII ВЕКОВ
Читать по теме: