— Британские издания наперебой хвалят как спектакль в целом, так и вашу игру, а российской публике только предстоит увидеть «Аудиенцию» на экране кинотеатра. Расскажите, о чем спектакль.— Каждую неделю королева Великобритании встречается с премьер-министром — эти 20-минутные встречи называются аудиенцией. Елизавета II проводит их с тех пор, как стала королевой, то есть уже 60 лет. Каждую неделю премьер-министр приезжает во дворец и говорит о том, что произошло в правительстве за семь дней. Сценарист Питер Морган собрал эти встречи и всех премьер-министров в спектакле «Аудиенция» — получилось исследование природы британской политики и, главное, характера самой королевы. Получается, спектакль сразу о трех вещах:
о главных персонах Британии XX века, о взаимоотношениях между королевой и главами правительства и об устройстве британской политики. (ИнтервьюХелен Миррен: в спектакле «Аудиенция» я проживаю всю жизнь королевы)
Женская логика — способ мышления и разговора, где логика уступает место импульсивности и чувствам.
На протяжении своего пребывания на троне королева поддерживала корректные отношения со всеми премьер-министрами. При этом она всегда оставалась верна традиции английских королей новейшего времени — находиться над политическими схватками. Как конституционный монарх, Елизавета II не должна выражать публично свои политические симпатии или антипатии. Она всегда выполняла это правило, действуя непублично — поэтому её политические взгляды остаются неизвестными.
Трижды за время своего правления королева имела конституционные проблемы с формированием британского правительства. В 1957 и в 1963 годах, при отсутствии четкого механизма избрания лидера в Консервативной партии, именно королева должна была решить, кому поручить формирование правительства после отставок Энтони Идена и Гарольда Макмиллана. В 1957 году Энтони Иден отказался советовать королеве, кого назначить его преемником, и она обратилась за советом к Уинстону Черчиллю, как к единственному из живых в то время консервативных премьеров (по прецеденту, за которым после отставки Эндрю Бонар Лоу в 1923 г. король Георг V советовался с отцом лорда Солсбери и бывшим премьером Артуром Бальфуром). В 1963 г. Гарольд Макмиллан сам советовал назначить своим преемником Алека Дуглас-Хоума. А в 1974 г., после отставки Эдварда Хита после неясного исхода выборов, Елизавета II назначила премьер-министром лидера оппозиции Гарольда Вильсона. Во всех этих случаях королева действовала согласно британской конституционной традиции, по которой она не должна принимать никаких важных решений без совета своих министров и тайных советников.
Помимо этого, британские премьеры встречаются с королевой каждую неделю. Королева более осведомлена в большинстве вопросов, чем кажется на первый взгляд. Кроме того, королева имеет постоянные встречи с другими министрами и премьерами государств Содружества, когда они находятся в Великобритании с визитом. Также, во время своего пребывания в Шотландии она встречается с первым министром Шотландии. Министерство и дипломатические представительства Великобритании присылают ей регулярные отчеты.
Хотя принято, что королева не вмешивается в политику, но из-за того, что за своё долгое правление она имела возможность работать со многими премьерами и лидерами других стран, к её советам всегда относятся внимательно. В своих мемуарах Маргарет Тэтчер писала о своих еженедельных встречах с королевой Елизаветой:
Каждый, кто думает что они [встречи] — простая формальность или социальная условность, глубоко ошибается. На самом деле они проходят в спокойной деловой атмосфере, и Её Величество всегда демонстрирует свою способность охватывать широкий круг проблем и свой большой опыт— Thatcher, Margaret. The Path to Power. — HarperCollins, 1997.
Поразительно, как всё, что у актрисы сейчас есть в наличии, она использует в качестве достижений. Про ум, жизненный опыт, воспитание — это понятно. Но как сделать своим союзником возраст, …и не малый… Потрясающей энергетики женщина.
Невероятно, как она, играя 25-летнюю королеву, двигается с совершенно молодой пластикой. Кинозрителям в этот момент мешал крупный план. Ведь, в театре создавался фантастический эффект «сеанса мгновенного омоложения». В театральном зале зритель не видит подробно лица Хелен Миррен. Она не делала «молодого» грима, а меняла только мимику и двигалась иначе. Этого было вполне достаточно на сцене.
«Сходство с королевой достигалось не макияжем. Важнее всего были голос и интонации. А еще пластика. Я провела кучу времени за просмотром видеозаписей королевы — запоминала, как она движется, как держит голову, какие делает жесты руками, как держит сумочку, когда надевает очки и когда нет».
(Высказывания Хелен Миррен о ее роли в фильме «Королева»)
Значительная роль в спектакле «Аудиенция» была отдана …костюму королевы. Сами понимаете, ни одна дама не может удержаться от обсуждения столь животрепещущей темы.
Может быть королева к внешним эффектам и не стремилась, но после спектакля были продемонстрированы впечатляющие своими размерами альбомы с фото нарядов Елизаветы II. Причем, самые эффектные страницы были посвящены королевской палитре, где платья располагались в порядке цветов радуги.
Назывались имена дизайнеров, работавших на Елизавету II: Норман Хартнелл, Харди Эмис, Стюарт Парвин и Анджелла Келли.
Поэтому художнику спектакля было над чем поработать. Надо отдать ему должное — со своей задачей он справился. Сценическая королева выглядела не менее эффектно, чем настоящая. К тому же в таком лаконичном (по внешнему оформлению) спектакле акцент на наряды актрисы разнообразил картинку и подчеркивал значимость главной героини.
Внешний облик, безусловно, значимая вещь, особенно для женщины, но, безусловно, основополагающим при создании образа королевы был текст, который она произносила (поскольку действие практически отсутствовало) и манера держаться.
Да уж, манеры — это так важно в приличном обществе, особенно, когда они подкреплены значимым «внутренним» содержанием.
Не даром к ней обращена вот такая реплика одного из премьер министров:
Вы умеете сказать, ничего не сказав.
И сразу же вспоминается жест Еливеты II, когда после развода Чарлза и знаменитого телеинтервью Дианы, журналисты стали задавать вопросы о невестке — королева перевернула чашку вверх дном и промолчала…
Мейджор: Я так хотел остаться обычным, ничем не выдающимся премьер-министром!
Елизавета: А почему вы думаете, что это вам не удалось?
…
(Спектакль поставлен совсем недавно – в нем упоминается и смерть Маргарет Тэтчер, и беременность герцогини Кембриджской)
Кэмерон: Я думал, вы мне намекнете на пол ребенка.
Елизавета: Чтобы вы сорвали куш у букмекеров?
Дело в том, что по существующим правилам:
Данный факт всячески и особо отмечается и обыгрывается в пьесе. Королева предстает здесь во всем блеске мягкой сдержанности и подлинного достоинства. Авторский коллектив спектакля создает идеальный образ современного государственного деятеля. Таковой они желают видеть свою королеву — мудрой, ироничной, живой и безупречно воспитанной.
Надо отдать должное этим талантливым людям — с поставленной задачей они справились. Произошло даже невероятное.
Приятельница, с которой ходили в киноклуб, через пару недель после просмотра отметила, что совершенно неожиданно для себя осознала влияние этой пьесы. Точнее, влияние созданного образа королевы. В ряде ситуаций получилось проявить сдержанность, к окружающим людям стала внимательней прислушиваться, потом легче найти общий язык. Она даже у меня отметила благотворные изменения. Говорит, что текст предыдущей статьи, на её взгляд, стал как-то поприличнее, что ли. Ох, хотелось бы в это верить… Столь прямолинейное облагораживающее воздействие — уж больно оптимистично…
Хелен Миррен в интервью после спектакля сказала, что, конечно же, она и авторы не знают, что в действительности происходит во время аудиенции королевы, о чем она беседует с премьер-министрами. Авторы преподносят зрителю свою версию или предположение происходящего. Это, всего лишь, один из портретов Елизаветы II, которые создаются на протяжении всей её жизни.
Именно такой хотелось бы гражданам видеть свою королеву. Как некоторую константу в системе власти, олицетворяющую честь и достоинство. Идеализация, конечно. Но, тем не менее …
Про противостояние свекрови и невестки я, кстати, не забыла…
(Продолжение следует)
Читать по теме: