— Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней
[Кинофильм «Брат-2»]
Думаю, все уже поняли, отчего мне стало в нашей действительности несколько не по себе продолжать свое повествование о женском взгляде на творчество Андрея Звягинцева. Стоило упомянуть о просмотре фильма «Левиафан» ярославским депутатом Борисом Немцовым, как вначале произошло его убийство, затем пришлось обсудить особенности принесения сакральных жертв, затем предсказания самих этих убийств — в разрезе общественных процессов, пока, наконец, не всплыл вполне ожидаемый «чеченский след»…
Тут уж вроде совсем было переименовали Большой Москворецкий мост, на котором был (якобы) убит политик — в «Немцов мост», но что-то там застопорилось с переименованием, а мэрия подсуетилась, да и прибрала импровизированный жертвенник с глаз подальше.
После всего этого раздрая, смотрю на все свои заготовки к завершению цикла о режиссере, который уже вывернул наизнанку Притчу о блудном сыне — в современную притчу о блудном отце, затем раскрыл «внутренний мир женщины» так, что все лишь рты раскрыли. А вот обсуждение его другой притчи «Левиафан» стало последним культурным впечатлением в жизни Бориса Немцова…
И мысль-то сама собою работает… в русле самосохранения, но все же в контексте культурной среды, не про то, кто ж следующий? Чисто о «правде искусства»: «Так в чем же правда, брат?»
Тем более, что подробно рассмотренный список наследства, оставленного наследникам почитателем творчества Андрея Звягинцева, включает и пресловутую ТГК-2.
Оперативники, не исключают, что в деле об убийстве Немцова могла быть и финансовая составляющая.
— Борис Немцов был не бедным человеком, и мог кому-то дать в долг крупную сумму, — рассказывает собеседник в правоохранительных органах. – У него уже была в жизни такая история, когда он судился со своим товарищем из-за $700 тыс.
Речь идет о событиях 2008-2009 гг. когда Немцов судился с экс-директор госкомпании «Росвооружение» Александром Котелкиным. В марте 2008 года Немцов дал в долг Котелкину $700 тысяч. Котелкин с срок деньги не вернул и Немцов обратился в суд. Осенью 2009 года Никулинский суд удовлетворил иск Немцова о возврате долга.
— Следствие выясняет были ли долги у самого Немцова или напротив должны были ему, — отмечает источник в следствии.
В 2013 год Борис Немцов, как депутат облдумы обнародовал сведения о своих доходах. За 2012 год он заработал более 18 млн рублей. Так же Немцов владеет тремя квартирами, совладелицей одной из которых является дочь Жанна. Никакого другого имущества Немцов не декларировал.
Ранее, участвуя в избирательных компаниях федерального уровня, Немцов заявлял, что у него имеются акции ОАО „ТГК-14“ Чита; ОАО „ТГК-9“ Пермь, ОАО „ВТБ“ Москва, ОАО „Енисейская ТГК (ТГК-13)“ Красноярск, ОАО „Кузбассэнерго“ Кемерово, ОАО „ТГК-11“ Новосибирск, ОАО „ТГК-1“ Санкт-Петербург, ОАО „ТГК-2“ Ярославль, ОАО „ТГК-4“ г. Тула, ОАО „ТГК-5“ Пермь, ОАО „ТГК-6“ Н. Новгород, ОАО „Южная ТГК-8“ г. Ростов-на-Дону, ОАО ”ИНТЕР РАО ЕЭС“ Москва; ОАО „ОГК-2“ Москва; ОАО „ОГК-4“ Москва; ОАО „ОГК-6“ Москва; ОАО „ФСК-ЕЭС“ Москва, РАО „Энергетические cистемы Востока“ г. Хабаровск; ОАО „ОГК-1“ г. Москва; ОАО „Русгидро“, Москва; ОАО „Холдинг МРСК“ Москва; ОАО „Мосэнерго“ Москва; ОАО „ОГК-3“ Москва; ОАО „ОГК-5“; ОАО „Волжская ТГК“ г. Самара; ОАО „Полюс Золото“ Москва; ОАО „Горно-металлургическая компания „Норильский никель“ Москва, ОАО „ТГК-10“ Челябинск; ОАО „Сбербанк РФ“ Москва».
А о ней частенько писали в блоге «Технарь», причем, с явными манипуляциями покойного народным негодованием из-за отключения горячей воды и тепла, — с целью избрания на пост губернатора Ярославской области.
- Бизнес Президента России Дмитрия Медведева
- Война прокладок
- Инновваторы от Газпрома
- Геноцид в исполнении «национального достояния»
- Газовый детектив. Часть I
- Газовый детектив. Часть II
Далее опять приходят новые «вести с полей»…
ТГК-2 ограничила теплоснабжение ярославских объектов Минобороны: Вчера, 27 марта, с 12:00 ТГК-2 ограничила поставки теплоэнергии на обслуживаемые ОАО «Ремонтно-экспулатационное управление» объекты…
И это сообщение, в качестве привета с того света, вызвало однозначную реакцию всех, кто «был в теме», лучше всего сформулированную нашим постоянным автором и коллегой.
Сергей Ткачев 4 ч. · Ну, правильно! Наследничкам Немцова денюжка понадобилась. Цветочки возложили, спихнули все на чеченцев, украинскую мартышку домой отправили — сейчас надо денюжку отжать.
Согласитесь, сложно в такой ситуации продолжать речь об искусстве, когда все вокруг начинают, утратив чувство меры, пихаться в очереди… Ксения Собчак вообще решает покинуть страну, поскольку ей сказали, что ее очередь — быть крайней спереди… А наш классик спокойно рассуждает, что это никакого отношения не имеет к тому, на что все сразу подумали.
Это вообще не предмет изучения русской прозы! Здесь необходим уровень какой-нибудь очередной «русской Агаты Кристи». Где этот наш нафталин Марининых-донцовых и прочих? Ведь свидетельница в чем плакала и раскаивалась? Что она потеряла память, а потому никогда больше ничего не вспомнит, только пусть ее к маме выпустят.
Один в один в один напоминает момент из романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле», когда горничная-француженка заверяет, что она ничего подозрительного не видела. Она могла бы видеть. если бы не спала а стояла за колонной когда кто-то зашел в комнату ее хозяйки. Но она там не стояла, поэтому и не видела.
И только когда ее застрелили до всех начинает доходить, что прямо вместе с ними находился убийца или его сообщник, а горничная своими показаниями его шантажировала! Страшно нравится этот момент, подчеркивающий шоковое состояние. Все в шоке, только убийцы абсолютно спокойны, как и настоящие свидетели, всегда готовые немножко пошантажировать. Поэтому им всегда и случается в романах Агаты Кристи. Там сразу после любого убийства, чтобы следы замести настоящая бойня начинается.
Но это же не относится к русской литературе, а тем более — к рассматриваемому случаю. Здесь-то девушка стояла и на мосту и возле снегоуборочной машины, хотя и снега никакого не было в помине… и даже не спала на ходу.
Согласитесь, поэтому ее срочно в Киев эвакуировали. Чтоб второго трупа не было. Всем за глаза хватило одного трупа. Думаю, второй труп на гранате в Грозном тоже подрывать в планы не входило. Мне кажется, там всем влетело, как только решили действовать нафталинными методами: в виде «уничтоженного трупа террориста».
Ну, если уж вопрос ребром поставить, то мое мнение такое. Помер Немцов при всяких там бытовых обстоятельствах, а стреляли в него, чтоб придать ситуации какой-нибудь «изм»: героизм, национализм, терроризм, фундаментализм, экстремизм, трагизм, антисемитизм… вплоть до сепаратизма и шовинизма. Чтобы хоть что-то поиметь с очередного прохода снегоочистителя…
…И действительно… какое нам дело, что избивают лиц чеченской национальности, которые не желают признаваться, что убивали Немцова. Чтобы к нам после привязывалось ФСБ, которое защищает чужие национальности — самыми изуверскими способами?
Раз люди захотели, чтобы борцы с «измами» в чужих головах, знающие русский язык со словарем Ожегова, разбирались с кучей экспертов, как граждане у нас при осуждении уличных убийств и ночных погромов в детских учреждениях — оказываются, совершают прэступлэния против государственного строя, так на что они рассчитывали? На нашу помощь, когда из решат в очередной раз использовать в качестве гигиенического средства?
Ну, раз классик так сказала… так тому и быть! Только вот сейчас с творчеством Андрея Звягинцева придется самим разбираться, без Бориса Немцова, который бы ответил в «Брате-2», что правда на сегодня — в «Левиафане». Но ведь если б он сам эту правду знал… Правда?
Согласитесь, интересный получается детективный сюжет. Некий политик, неоднократно бывший в «обойме» первых лиц государства, рвется обратно во власть. Накануне митинга, посвященного… посвященного… посвященного неизвестно чему (извините, запамятовала, меня это точно не заинтересовало) — странным образом обнаруживают его труп на мосту с видом на Кремль.
Его последняя любовь уверяет всех, что совершенно даже не в курсе, как он получил шесть пулевых ранений — и ее тут же отправляют к маме в Киев. А перед смертью этот политик всем завещал — смотреть фильмы Андрея Звягинцева, мол, в них и есть та самая правда, ради которой в нашем кинематографе принято крушить все вокруг, не оставляя вниманием и заокеанский Рай.
…Как-то поневоле пришлось вспомнить фильм Андрея Звягинцева «Елена», глядя на огромные интервью множества жен Бориса Немцова… Думаешь про себя, раз это все правда, то почему ими-то следствие не заинтересуется?
Ведь все получается как по самому правдивому фильму, о котором взахлеб рассказывали накануне в социальных сетях, как о самой соли правды. Или о самом цимесе? Точно уже не помню.
Итак, заглянем в Википедию, чтобы освежить память об этом фильме, раз уж наш публицистический сериал идет с такими вынужденными перерывами.
«Елена» — российская кинодрама о классовом расслоении в современной Москве, премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года. Фильм снял Андрей Звягинцев; главные роли исполнили Надежда Маркина, удостоенная за неё премии «Ника», и известный режиссёр Андрей Смирнов.
Фильм, который увидели в 45 странах, в том числе в США, Польше и Франции, был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, удостоившись специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Кроме того, картина была признана лучшей за прошедший год на церемонии вручения премии «Золотой орёл», а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом». Большой интерес вызвал премьерный показ «Елены» на центральном российском телевидении в ноябре 2011 года (ещё до завершения официального проката).
Два года назад пожилой и обеспеченный предприниматель Владимир (Андрей Смирнов) оформил брак со своей сожительницей Еленой (Надежда Маркина) после почти восьмилетней совместной жизни. У них есть дети от предыдущих браков: у Елены — безработный и ни к чему не стремящийся подкаблучник Сергей (Алексей Розин), сталкивающийся с трудностями при содержании своей растущей семьи, у Владимира — беззаботная и бессемейная дочь Екатерина (Елена Лядова).
Внуку Елены, Александру (Игорь Огурцов), нужны деньги для оплаты поступления в университет, иначе его заберут в армию. Елена обращается с просьбой о финансовой помощи к мужу. Владимир попадает с инфарктом в больницу, где его навещает дочь. После разговора с дочерью он отказывает Елене в просьбе и принимает решение: всё его состояние после смерти отойдёт Екатерине, а вдова (Елена) получит пожизненную ренту.
Елена убивает Владимира, подсыпав ему в лекарства «Виагру», и сжигает черновики завещания, которое он так и не написал. За отсутствием документировано оформленной воли покойного наследство делится пополам между супругой покойного — Еленой и дочерью — Екатериной. Елена забирает деньги из сейфа, в котором Владимир их хранил дома, и отвозит сыну Сергею. Когда из-за аварии в районе пропадает электричество, Александр выбегает из квартиры и принимает участие в массовой драке подростков у стен теплоэлектроцентрали.
В финале семья Елены обосновывается в доме, где раньше Елена жила с Владимиром.
Вот такой, в целом, нехитрый сюжет, «раскрывающий внутренний мир женщины». Стоит заметить, что поначалу фильм назывался «Нашествие варваров».
Хотя варвары, с точки зрения нашего «Литературного обозрения», прежде всего, должны были бы отличаться языком. Однако персонажи фильма и ведут себя совершенно одинаково, живут бок о бок, никуда особо не «нашествуя», да и говорят одним и тем же языком… А чаще всего вообще помалкивают, поскольку язык им в общем-то ни к чему, они и так отлично понимают друг друга.
Как в таких условиях задумать «психологическое убийство», если перед нами «муж и жена — одна сатана»? Мы видим, что и Елена прекрасно знала своего мужа, а еще лучше знала, где он хранит деньги. Все дамы понимают что героиня Звягинцева не один день «переродилась под влиянием», а всегда была на стреме и соображала, как все же разжалобить своего мужа-хозяина.
Для режиссера Звягинцева, после выворачивания им наизнанку библейских сюжетов, — убийство является каким-то чисто бытовым действием, выполняемым женщиной — по большой или малой нужде. При этом он подчеркивает что убивают женщины лишь «варварского класса», то есть народа, который вообще-то уничтожается сегодня как раз из той же «нужды2: нужно стало — взяли да уничтожили.
Да, уничтожаются сегодня люди — «нелетальным способом», но именно так, как уничтожает героиня фильма Звягинцева. Причем, мотивация-то не «простого народа», а именно элиты: захотелось еще денег — повысили налоги. Им надо, они проворовались, так что теперь?
Страшно смотреть на те пачки денег, которые Елена достает из сейфа мужа, как она несет их детям, как вываливает эти кровавые деньги на кухонный стол, берет на руки внука, так не вымыв руки от этой мерзости…
Уже и удивляться не приходится, как по стране колесят разные шарлатаны, ссылаясь на фильм «Елена», несут бред о женщинах с этим именем… ролики после выкладывают на Ютубе.
Давно не поражает тот факт что большинство нынешних деятелей киноискусства считает, что убийство — это совершенно обычное занятие для большинства женщин «из народа». Если у нас убийство народа стало для элиты способом существования, то не стоит приписывать эти мотивации «варварам».
Неудивительно, что смолчали все «русские Агата Кристи» перед такой «правдой жизни». Кстати, сам проект, при котором Звягинцев состряпал этот сценарий, носил наименование «Армагеддон».
Мне показался забавным такой факт: фильм «Елена» с особенной теплотой отметили в Удмуртии, где в рамках полученного «на борьбу с экстремизмом» бюджетного гранта — изуверствовали над единственной женщиной, имеющей сегодня четыре полноценных русских романа, один из которых как раз носил имя «Армагеддон №3».
Но зачем же Звягинцеву брать известный в сети роман? Он же сам вполне сможет справиться. У нас ведь принято на «простых женщин» — всех собак вешать.
Интересно, что этого фильма на удмуртских сайтах особо не давали перепечатки новостей культуры. А тут… будто они увидели в фильме Звягинцева — оправдание собственной подлости и жестокости! Выяснила, что земляки Ирины Анатольевны постоянно пристают к окружающим с сомнительным званием «почетный удмурт».
Фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Елена» завоевал сегодня на 64-ом Каннском фестивале приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд».
Утро.Ру пишет, что торжественная церемония награждения победителей этого второго по значению конкурса Каннского фестиваля состоялась здесь сегодня вечером. Андрей Звягинцев заявил, что «последние три недели, проведенные в напряженном ожидании, не прошли зря». Он также выразил благодарность фестивалю за оценку нашей работы.
Победный диплом Андрею Звягинцеву вручил председатель жюри «Особого взгляда» известный сербский режиссер Эмир Кустурица, в прошлом году посетивший Ижевск и получивший награду Почетный удмурт.
С первым всё было понятно и так – до «Золотых орлов», «Ники» и прочих «Кинотавров» еще далеко, а вот приоритеты критиков и «штучность» фильмов является прерогативой премии. Главные награды достались «Елене» Андрея Звягинцева – картина была выбрана экспертным советом лучшим фильмом 2011 года, а Звягинцев получил приз за режиссуру; еще одну фигурку прозрачного слона критики вручили актрисе Елене Лядовой – за роль второго плана.
«Елена» – фильм, безусловно, заслуженный; еще до съемок он получил приз американского фестиваля «Сандэнс» за сценарий, участвовал в «Особом взгляде» Канн, получив там спецприз жюри, а исполнительница главной роли Надежда Маркина претендовала на награду европейской киноакадемии.
Напомним, что эту картину вместе с «Фаустом» Александра Сокурова и «Цитаделью» Никиты Михалкова российский оскаровский комитет рассматривал в качестве претендента от России на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм». Эксперты сходились в том, что выбор «Елены» или «Фауста» был бы оправдан – у них были бы все шансы как минимум войти в шорт-лист, в итоге же предпочтение было отдано «Цитадели», что спровоцировало скандал, приведший к пересмотру всей отечественной системы оскаровского отбора.
Но то дела минувших дней – и любопытно, что ни «Фауст», ни «Цитадель» в коротких списках «Белого орла» не значились. Правда, звание лучшего фильма «Елена» выиграла у не менее достойных картин – в числе номинантов были «В субботу» Александра Миндадзе, «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова и «Шапито-шоу» Сергея Лобана; отметим, что постановщики этих лент входили и в шорт-лист режиссерской категории.
Продолжение следует…
Читать по теме:
- Женский взгляд. Часть I
- Женский взгляд. Часть II
- Женский взгляд. Часть III
- Женский взгляд. Часть IV
- Женский взгляд. Часть V
Дискуссия о фильме «Елена» в Литературном обозрении» — Мечтать не вредно …
4 комментария
Аделаида, спасибо за эпитафию мне, хотя помер вообще-то Немцов. Ну, это так, к слову.
Значит, вы тоже склоняетесь к мысли, что это убийство, скорее всего, ближнего круга? И раз уж творчество Андрея Звягинцева здесь как нельзя кстати, то вы полагаете, что образ Елены надо трактовать не в качестве «народной представительницы», а именно такой типичной дамы окружения Немцова и Звягинцева? Ну, типа мало ей стало пожизненной ренты — взяла, да и убила.
Ну, во-первых, Ирина Анатольевна, не эпитафия, а здравица. А во-вторых, на мой женский взгляд, эта простота трактовки «убила, потому что не было другого выхода» — она и у режиссера и у сценариста как раз от женщин ближнего круга, на мой взгляд, там других и не водится.
К тому же новая эпопея с ТГК-2 как раз и показывает, что пожизненной ренты им не хватает. Короче «кабаки и бабы доведут тебя до цугундера».
Да, Аделаида, согласна! И это ведь еще от матерей идет. Мальчики не соображают, что подобными выходками лишь показывают, что там за мамашки были.
И тут смотришь, как перед страной кривляются, какое отношение к людям… так уж ничему не удивляешься.
Пусть только потом не удивляются, что после таких выходок на общественной сцене будет самая нелицеприятная оценка их матерям, которые несут ответственность за то, что они воспитали.