Звучите фанфары, сверкайте салюты, пусть пенится шампанское!
Сегодня нет повода не выпить!
Ирина Анатольевна! С Днем Рождения!
Жаль, что по этому поводу пока никто не догадался написать праздничную оду. Но, обойдемся Генделем. Не всё королевской семье пользоваться, нам тоже сгодиться.
Хотя, конечно, Иоганн Себастьян Бах звучит глобальнее и радостнее. Более соответствует моменту.
Зато, у нас есть повод провести загадочные параллели с гениями всего человечества и отражением их судеб в произведениях искусства.
По поводу кого у нас нынче можно такие параллели заметить? Кто сейчас в достаточной степени значим и способен мыслить и творить на самом высоком уровне? Вопрос риторический…
И дабы не быть многословными (это ни к чему), «Подымем стаканы, содвинем их разом!» (благо, есть такой замечательный повод)!!!!
* * *
Судьбы гениев вызывают живой интерес у просвещенной публики. Мы себя к таковой, очевидно, относим …без ложной скромности.
Для публики пишутся пьесы, которые ставятся не единожды. Играют замечательные актеры. Поэтому, можно получить двойное удовольствие и от содержательной темы (ознакомившись с биографией великих более детально), и от чудесной актерской игры (когда одни гении играют других гениев). Гармонично так получается, не мелко…
Некоторые профессионалы не преминули соорудить некоторое почти научное изыскание по сему поводу:
«И. С. Бах и Г. Ф. Гендель в отечественных театральных постановках П. Барца «Возможная встреча»
Бондарькова Елизавета Владимировна
Цель работы — сделать сравнительный анализ двух режиссерских версий пьесы Пауля Барца. Для этого необходимо решить следующие задачи: — сравнить пьесу Пауля Барца с пьесой А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; — сопоставить образы композиторов в двух спектаклях; — сравнить художественные детали в оформлении места и времени действия; Актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний день нет отдельного самостоятельного исследования, посвященного пьесе П.Барца и ее постановкам в России. Несколько статей в газетах и сообщений на форуме показывают интерес к данной теме, однако, в полной мере не отвечают на все вопросы, возникающие при просмотре.
Ах, да! «Поговорим о странностях …» пьесы (которую и заявить забыла, но её уже упомянули) Пауля Барца «Возможная встреча».
Причем, генезис её столь очевиден, что в статье это декларируется, прям, «во первых строках» обоснования. С заявленным тезисом нельзя не согласится, поэтому берём в априори.
В 1859 году, двадцать два года после смерти Пушкина, писатель и критик Аполлон Григорьев написал:
А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками (Аполлон Григорьев «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», 1859)
О значении Александра Сергеевича российские школьники знают, чуть ли, не с яслей. Вопрос в другом, насколько он популярен за рубежом? Кто его переводил и когда? (Конечно-конечно, переводы есть, в том числе и Цветаевские, но до популярности Достоевского и Толстого далеко.) Отсюда и любопытство по поводу пьесы немецкого автора. С чего бы?…
Итак, начнем по-порядку.
«Мо́царт и Салье́ри» — вторая по авторскому счёту «маленькая трагедия» Александра Сергеевича Пушкина. Задумана и предварительно набросана в селе Михайловском в 1826 году. Написана в чрезвычайно плодотворный период, известный в пушкиноведении под названием Первой Болдинской осени — в 1830 году. Впервые опубликована в конце 1831 года в альманахе «Северные цветы на 1832 год»[1]. С небольшими изменениями пьеса в 1872 году была использована Н. А. Римским-Корсаковым в качестве либретто одноимённой оперы.
Основанная на одном из многочисленных слухов, порождённых ранней смертью В. А. Моцарта, «маленькая трагедия» Пушкина способствовала широкому распространению и укоренению в массовом сознании мифа о причастности к ней композитора Антонио Сальери, имя которого в России стало нарицательным[2][3][4]. (ВикипедиЯ)
Вещь известная и популярная на русской сцене. Поэтому, во второй половине XX века зафиксирована на пленку неоднократно.
Моцарт и Сальери (1958)
Режиссер: Нина Игнатова. Актеры: Никита Подгорный, Михаил Астангов
«Маленькие трагедии» (1971)
!елевизионная версия спектакля Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина, постановленного в 1962 году Леонидом Вивьеном.
Николай Симонов — Сальери
Иннокентий Смоктуновский — Моцарт
«Маленькие трагедии» 1979
Советский трёхсерийный телевизионный художественный фильм, поставленный режиссёром Михаилом Швейцером по сочинениям А. С. Пушкина и снятый в 1979 году по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Фильм посвящён 180-летнему юбилею поэта и 150-летию «Болдинской осени». Сюжет основан на произведениях цикла «Маленькие трагедии», написанных в 1830 году в селе Болдино.
Валерий Золотухин — Моцарт
Иннокентий Смоктуновский — Сальери
«Легенда о Сальери» 1986
Советский кукольный мультфильм 1986 года, который создал на студии «Союзмультфильм» режиссёр Вадим Курчевский. Мультфильм снят по мотивам трагедии Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери». В фильме использована музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Продолжение мультфильма «Тайна запечного сверчка», снят в 1977 году.
Роли озвучивали:
Михали Козаков, Олег Меньшиков
Обратим внимание и зафиксируем дату фильма М.Швейцера- 1979 год.
Как раз в это время, почти синхронно:
Амадей (англ. Amadeus) — пьеса британского драматурга Питера Шеффера, мировая премьера которой состоялась в 1979 году на сцене Королевского национального театра Великобритании. (ВикипедиЯ)
Причем, автор и не скрывал источник своего вдохновения.
Источником вдохновения Шеффера при написании «Амадея» стала «маленькая трагедия» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», а также одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова. Перед началом работы Шеффер прочитал много литературы о Моцарте, в том числе его письма, которые он характеризовал как «написанные будто восьмилетним ребёнком»[2]. По этой причине образ великого композитора вышел из-под его пера таким непосредственным, развязным, несерьёзным. Пьесу Шеффера часто обвиняли в художественной неаккуратности: согласно свидетельствам современников, едва ли неприязнь между Моцартом и Сальери доходила до тех высот, которые описывает автор. (ВикипедиЯ)
Да, прошло много времени с написания А.С.Пушкиным его маленькой трагедии, выяснили, что Сальери Моцарта не травил. Наш поэт, создавая свой сюжет полагался на светскую сплетню и салонные пересуды. Якобы, находящийся уже в сумасшедшем доме престарелый Сальери незадолго до своей смерти в 1825 году признался в убийстве Вольфганга Амадея. От такой яркой и свежей коллизии «наше всё» отказаться не мог.
Спор великих за вершину творческого Олимпа. Это ж, …как круто! Не за деньги, не за любовь женщины, не за власть, а за парение в области человеческого духа! Почти жречество, …даже выше… Вот это уровень амбиций ещё молодого, но уже знающего себе цену художника (это я о Пушкине, вестимо, ему тогда было от 26-ти до 30-ти)…
Да, и Шекспира в те времена, как раз, «реанимировали». Поэтому, было где набраться шекспировских страстей, но поднять их на одну ступенечку пирамиды Маслоу выше.
Конфликт свершился в Эмпиреях, в следствие чего принял не драматический, а (более сильный) трагический характер.
А вот Шеффер решил приблизить этот конфликт к реальности. По крайней мере, как её видели современники. Ну, тут я не могу удержаться от язвительного замечания:
Каждый выбирает по себе… (Юрий Левитанский)
Почему-то захотелось объяснить и творческие достижения, и жизненные неудачи Моцарта его почти детской инфантильностью (почти задержка в психологическом развитии). Или, как там, у дедушки Фрейда про «внутреннего ребенка»? Хотя, почему бы не утрировать «детскую тему», а обратится к давно известной религиозной концепции, что только чистым духом открываются божественные истины и они слышат музыку сфер?…
Ладно, не дотянул автор образ Моцарта, сделал его не совсем адекватным дитём с большим музыкальным дарованием. Но, отчего Сальери тогда такой убогий, что готов уничтожить этого ребенка …интригами? Какой-то мелкий конфликт получается (почти, офисный). Вместо злодея подлец. Заведомо ниже по уровню пирамиды Маслоу.
Это мелко, Хоботов! («Покровские ворота»)
Но, тем не менее, всё это ставится и снимается. А почему бы и нет? Текста много, конфликт есть, исторический антураж, музыка хорошая звучит. Культурный повод для интеллигентного разговора… Есть возможность блеснуть эрудицией…
Хотя, если поминать дедушку Фрейда, то тут точнее будет наш Александр Сергеевич, обративший внимание на бред полусумасшедшего старичка. Это ж надо так выплеснуть из своего подсознания подлинное чувство и страсть. Быть не просто мелким интриганом, а находиться на уровне понимания гениальности другого (поэтому и завидовать). Понимать, что тебе такого же дара не дано. И медленно сойти с ума от одной этой мысли…
Так, пьесу Шеффер написал к 1979 году, когда у нас Швейцер снял фильм «Маленькие трагедии».
Затем наши поставили пару спектаклей по пьесе «Амадей»
Первую постановку «Амадея» на советской сцене осуществил в ленинградском БДТГеоргий Товстоногов в 1982 году. Официальная премьера спектакля состоялась 11 января 1983 года.[9] Роль Сальери исполнил Владислав Стржельчик, роль Моцарта изначально исполнял Юрий Демич, после — Юрий Стоянов.
Московская премьера состоялась 20 декабря 1983 года во МХАТе им.А.П.Чехова. Спектакль поставил известный режиссёр Марк Розовский. С момента премьеры роль Сальери исполнял Олег Табаков. Первым Моцартом был Владимир Пинчевский. После в роли великого композитора появлялись Роман Козак, Михаил Ефремов, Сергей Безруков.[10]
«Амадей» (МХАТ)
Олег Табаков — Сальери
«Амадей» (МХАТ)
Сергей Безруков — Моцарт
А Милош Форман снял фильм в 1984
В 1984 году режиссер Милош Форман снял фильм по пьесе Шеффера. Роль Сальери сыграл Ф. Мюррей Абрахам, Моцарта — Том Халс,
Тема звучала, была актуальна, поэтому с этой историей решили разобраться конкретно:
Смерть Моцарта и братство вольных каменщиков
Алексей НиколаевВ 1983 году в дни проведения английского фестиваля искусств в Брайтоне, литератор Фрэнсис Карэ разыграл судебное слушание дела Моцарта. Он пригласил в нем участвовать музыкальных критиков, журналистов, адвокатов и юристов. В отравлении композитора подозревались четыре человека, имени Сальери в этом списке не было.
Моцарт заболел, находясь в Праге, где он ставил оперу «Милосердие Тита». В Вене состояние композитора продолжалось ухудшаться. Композитор бешено работал, он закончил «Концерт для кларнета с оркестром ля мажор», дописывал «Реквием»». 30 сентября 1791 года дирижировал на премьерном показе «Волшебной флейты».
Супруге Констанции он рассказал что сочиняет «Реквием» на собственную смерть:
«Я чувствую себя слишком плохо и долго не протяну: конечно, мне дали яду! Я не могу отделаться от этой мысли»Смерть Моцарта и братство вольных каменщиков:
За два дня до того как окончательно свалиться обессиленным Моцарт дирижировал оркестром исполнившим «Маленькую масонскую кантату».
20 ноября у композитора воспалились суставы, любое движение вызывало нестерпимые боли, руки и ноги парализовало.
5 декабря 1791 года Моцарт скончался. Причиной смерти стала «острая просовидная лихорадка». Констанция бросилась на грудь любимому, она рассчитывала заразиться этой болезнью и поскорей уйти в царство теней вслед за мужем.
Узнав в 1791 году о странной смерти Моцарта, император Леопольд II, всполошился и устроил во дворце разгон. Монарх кричал, что ему омерзительна роль Хофдемеля в этой печальной драме. Под страхом удаления от двора он приказал не упоминать имя этого человека в его присутствии. Император повелел погасить скандал, заткнув золотом глотки венским борзописцам.
Австрийский поэт, драматург, почетный житель Вены Франц Грильпарцер через 50 лет после смерти композитора подозревал в совершении преступления не Сальери, а Хофдемеля. Он намекал на то, что венский двор знал имя убийцы Моцарта.
6 декабря 1791 года жена Хофдемеля вернулась домой с похорон учителя, когда она вошла к себе в комнату, муж напал на нее, держа в руках бритву. Он предпринял попытку перерезать горло беременной женщине. Борьба разбудила спящего в кроватке ребенка, который истошно закричав, переполошил весь дом. Когда в квартиру вбежали соседи Хофдемель демонстративно заперся на ключ в кабинете. Через три минуты дверь взломали и все увидели лежащее на кровати тело 36-летнего юриста с перерезанным горлом.
Его жену с обезображенным лицом отвезли в бессознательном состоянии к врачу. После лечения Магдалену выслали в Брно, ей приказали раз и навсегда забыть о произошедшем.
Император позволил похоронить самоубийцу Франца Хофдемеля не в коровьей шкуре, как тогда было принято, а в дубовом гробу.
Все свидетели смерти Моцарта хранили молчание до конца жизни.
И основным аспектом оправдания Сальери в истории гибели Моцарта звучало то, что зависть испытывал не Сальери к Моцарту, а Моцарт к Сальери.
Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта
Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.
В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.
Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.
В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.
В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.
Кто виновен в смерти Моцарта
Замечательно! Какая простота! Не находите?
Моцарт завидовал жизненному успеху Сальери. Уровень конфликта по пирамиде Маслоу сместился чуть ли не на первую ступень.
Какая радость для обывательского мышления. Слава богу, Александр Сергеевич успел сказать весомое и по этому поводу:
Вот что написал Пушкин Вяземскому, когда тот сообщил ему в Михайловское о том, что друзья погибшего в Греции Байрона уничтожили его дневники:
«Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? черт с ними! слава богу, что потеряны… …Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции. Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении: «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы – иначе».
(Продолжение следует)
Читать по теме:
- Загадки параллелей. Часть I
- Загадки параллелей. Часть II