Самая замечательная, самая трогательная, самая достоверная Золушка всех времен и народов — это Янина Жеймо в фильме 1947 года.
И это не столько моё личное восприятие, убеждение, мнение — это «объективная реальность, данная нам в ощущении».
Доказательство я нашла в музыке. И именно ей, как камертоном, проверяется истинность моего утверждения.
Алексей Архиповский — Золушка
Вот попробуйте этот музыкальный текст проиллюстрировать любым другим художественным образом, кроме образа, созданного Жеймо, возникнет диссонанс.
Почему? Потому, что основной компонент образа — хрустальная чистота. Вот, можно послушать этот самый чистый хрусталь.
Хрустальное Трио
В качестве доказательства могу привести ещё одну метафору.
Чем хрусталь отличается от простого стекла?
Хруста́ль (от др.-греч. κρύσταλλος[1]) — особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца (PbO) (или окиси бария (BaO))[2]. Добавка оксида свинца увеличивает показатель преломления стекла и дисперсию света в нём (с ювелирной точки зрения — «игру цвета», «огонь»). Добавка оксида бария в основном увеличивает только показатель преломления.
Как видим, без свинца качественного хрусталя не получить. После свинцовых лет войны и был создан самый светлый и чистый (то есть, хрустальный) образ. Свинца за 4 года, сами понимаете, было много…
Эту сказку (как и многие) знаю практически наизусть. Текст растащен на цитаты. Каждая роль разобрана, и рассказана история её создания. Визуальный ряд безупречен. Именно поэтому, ни у кого не поднялась рука переснять эту пьесу Шварца. Только раскрасили, но, весьма тактично.
На днях наткнулась на телевизионный показ где-то с середины и не смогла оторваться, хотя, казалось бы, нет ни одного незнакомого кадра. Но, несмотря на это, воздействие стало ещё сильнее. Острее воспринимаются оттенки актерской игры и самого сюжета. Шутки звучат смешнее, от мелодраматических моментов наворачивается слеза, красота человеческих чувств поражает, ловятся тончайшие нюансы. По-настоящему, волшебно…
Да, создан не менее хрустальный и романтический мультфильм в конце семидесятых.
«Навсегда». Песня Золушки и Принца из советского мультфильма 1979 года
Но здесь героиня девочка. Тонкая, ранимая, но пока ребенок. Она ещё прозрачна и неглубока. Хрустальный ручеёк…
А вот в случае с Жеймо… Поверхностной она быть не могла, хотя бы, по причине собственной личной истории.
Если поподробнее, то:
Незадолго до войны на съемках одного из первых звуковых фильмов «Моя родина» она познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицем.
Между ними завязались отношения, и режиссер стал вторым мужем актрисы. В этом браке у Жеймо и Хейфеца родился сын Юлий. Впоследствии Юлий Жеймо стал в Польше кинооператором.
Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент, а Янина Жеймо осталась в Ленинграде, где пережила блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках перед ранеными и ленинградцами, а по ночам дежурила на крыше, гася зажигательные бомбы. Она также была знакома с Зощенко, научившим ее гадать на картах, ее дом был открыт для друзей даже в такое страшное и непростое время. В конце 1942 года Янина была эвакуирована в Ташкент, куда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела», — шутила Жеймо. Но встреча с Хейфецем была нерадостной. Пока поезд ехал до Средней Азии, Хейфицу сообщили, что в дороге Янина погибла во время бомбежки. И в жизни Иосифа Ефимовича появилась другая женщина. Янина не смогла простить мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Янина Костричкина рассказывала: «В начале Великой Отечественной войны нас с братом Юликом, которого мама родила от Хейфица, эвакуировали из Ленинграда в Алма-Ату. А мой отчим отправился со съемочной группой сначала в Монголию, а потом в Ташкент. Мама осталась в блокадном городе: днем снималась, вечером дежурила на крыше студии. Ей постоянно предлагали покинуть город на самолете. Но она долго не соглашалась — дескать, это не по-товарищески. Наконец собрали группу сотрудников «Ленфильма» — друзей матери, и они вместе отправились в эвакуацию. Мама взяла с собой увесистый чемодан, набитый вещами мужа, и поспешила к нам. Добиралась несколько месяцев. А в Алма-Ату тем временем пришло страшное известие, что тихвинский эшелон, на котором ехали артисты, разбомбили. Узнав об этом, Хейфиц тут же обзавелся новой женой Ириной. Когда маме рассказали про это, она была потрясена до глубины души».
Жеймо поначалу не подавала виду, что разрыв с мужем для нее — огромная трагедия, но в результате слегла с тяжелой депрессией. Она забывала буквы, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. Ей помог специалист, который выдал ей пузырек с микстурой и убедил, что, если постепенно выпить все капли, болезнь отступит. Так актриса и сделала. Когда бутылочка опустела, Янине стало гораздо легче, а врач признался ей, что это было вовсе не лекарство, а обычная вода из-под крана. (Источник)
Да, она пережила войну, предательство. Было трудно с двумя детьми. Но, это была общая судьба. Многим было гораздо тяжелее. И очень многие смогли, несмотря ни на что, сохранить свою душевную целостность и чистоту. Точнее, трагедия войны выявила у большинства лучшие человеческие качества.
И дети были мудрее, тяготы они переживали вместе со взрослыми. Поэтому даже Золушка им требовалась более сложная. Это уже нашему послевоенному поколению хватало и задорности героини из «Трёх орешков для Золушки».
Янина Жеймо была блестящей травести.
А в «Золушке» она уже не ребенок. Она женщина-ребенок. Хотя, до войны на фото со своими детьми она гораздо больше ребенок, чем её собственные дети. Она ещё не пережила предательство мужа.
Так вот, в «Золушке» она уже (если использовать модную терминологию) женщина, сохранившая в себе внутреннего ребенка.
Внутренний ребёнок живёт в каждом человеке. Он отвечает за творчество и радость жизни. Увы, у большинства людей он изранен обидами и разочарованиями. Как понять, что вашего внутреннего ребёнка нужно исцелить? И главное — что для этого нужно сделать? (Источник)
Про послевоенные раны мы уже с вами поговорили. Они накрыли тотально всех.
В фильме видно, как создатели любят свою героиню и актрису, её играющую. Есть только одна форма исцеления таких травм — любовью.
Золушка-Жеймо светится любовью и добротой, обращенной ко всем и всему миру. И в мире сказки именно её любовь является критерием на определение хороший/плохой. Тот, кто её любит, тот хороший. Кто не любит, тот плохой и злой. Просто всё в этой сказке, зато, ясно и понятно.
Просто оно просто, да не очень. Вся сложность заключена в героине, которой её доброта, ясность и чистота досталась не просто так. А уж самой актрисе (с каким трудом, известно только ей самой) удалось сохранить и развить эти качества в годы испытаний. Для того, чтобы проявить хрустальную чистоту своей души, надо суметь преодолеть свинцовые мерзости, выпавшие на твою долю…
И всем так хотелось счастья. И была вера в него. И для этой веры были основания. Счастье было заслуженным.
Горе старит, делает взрослым и мудрым. Мечта окрыляет, молодит и просветляет
У актера нет другого инструмента, кроме себя самого. Можно подсмотреть какие-то краски у других, чтобы воспроизвести своей игрой. Но, согласитесь, такое надо увидеть у окружающих. Но, наносное, не пропущенное через свое сердце и душу смотрится фальшиво. Надежнее такими качествами обладать и вытащить их из себя. Подлинную искренность не сыграть. Кстати, дети очень чувствуют эту фальшь.
Поэтому, можно быть уверенным, что хрустальная чистота нашей Золушки была присуща самой Янине Жеймо.
Она была уже взрослой женщиной. 37 лет для того времени — очень серьёзный возраст.
Бровь должна быть тоненькая-тоненькая, как ниточка. Удивленно приподнятая. (с, «Служебный роман»)
Вот фото откровенного «постпродакшена», не из фильма, а сделанные для постеров.
Мы видим откровенно взрослую женщину. Руки без перчаток и маникюр.
Сравните с кадром из фильма. Совершенно иная наполненность и состояние. Совершенно иной возраст.
Можно ещё сравнить фото Янины Жеймо разных лет, чтобы выявить/подчеркнуть особую хрустальность её образа Золушки.
Вот она юная в 1931 году.
Вот она девочка в фильме «Подруги» 1935 года. Самой актрисе 25 лет
Вот, она в самый счастливый период своей жизни. Начало отношений с Иосифом Хейфицем. Снимается в его фильме «Горячие денечки» в том же 1935 году.
Вот её эпизод в фильме «Два бойца» 1943г. Самый трудный период её жизни. Ей 34 года. Такое осунувшееся поблекшее лицо. Казалось бы, абсолютная безнадежность.
Отрывок из передачи «В поисках утраченного. Янина Жеймо»
Но, потом была Победа. Абсолютная радость, вера в будущее. Любовь к ближнему (в христианском понимании), с которым перенес все беды и напасти.
Чтобы стать Золушкой, пришлось пройти стадии юность-травести-счастье-разочарование и прийти к хрустально-чистой мечте.
Её любили. И Шварц, и Кашеверова. Она вдохновила их на создание фильма о Золушке. Вот что было в этой женщине такого, что заставило близких людей вступиться (в широком значении этого слова) за неё? Что было в ней такого, что вдохновило на сказку со счастливым концом? Почему отстаивали её участие в фильме, хотя хватало более молодых претенденток?
Почему-то возникла эта необходимость вылечить любовью именно её внутреннего ребенка. Наверное потому, что всем нужна была любовь и свет от него, такого хрустально чистого и звонкого.
Идея экранизации сказки про Золушку принадлежала режиссёру Надежде Кошеверовой. Согласно её воспоминаниям, замысел возник спонтанно. В 1944 году, вернувшись в Москву из Алма-Аты, где она была в эвакуации, Кошеверова отправилась в Комитет по делам кинематографии для сдачи поставленного в эвакуации фильма-оперы «Черевички». В коридоре этого ведомства Кошеверова увидела актрису Янину Жеймо, с которой была знакома с конца 1920-х годов. Жеймо на тот момент пребывала в депрессивном состоянии; оно было связано с семейными утратами, произошедшими во время войны (её второй муж Иосиф Хейфиц в неразберихе войны ошибочно решил, что она погибла, и женился на другой женщине), и отсутствием профессиональных перспектив. Кошеверова, стремясь ободрить артистку (с её слов, «такую маленькую, потерянную», «сидевшую в уголке»), предложила ей сыграть Золушку. В тот же день Кошеверова пришла к заведующему сценарным отделом кинокомитета, где сумела быстро решить вопросы и с экранизацией «Золушки», и с исполнительницей главной роли, и с кинодраматургической основой будущего фильма — в качестве автора сценария она «не задумываясь» предложила Евгения Шварца. Как уточнял киновед Пётр Багров, на самом деле события, вероятно, развивались не столь стремительно (договор со Шварцем студия «Ленфильм» заключила только 26 января 1945 года), однако сценарий действительно создавался «под Жеймо»[6]. (ВикипедиЯ)
Повторюсь, Янину Жеймо любили. Это видно по фото. Но сначала милый эпизод:
Янина Жеймо, в свою очередь, с благодарностью рассказывала, что Гарин проявлял необъяснимое для членов съёмочной группы упрямство: когда режиссёры, устанавливая кадр, просили его подходить к Золушке слева, артист вопреки их настояниям постоянно приближался к героине с правой стороны. Его «непослушание» объяснялось тем, что Жеймо в довоенных съёмках стремилась попасть в объектив камеры левым профилем (более выгодным ракурсом), и Гарин запомнил это желание партнёрши[87][88]. (ВикипедиЯ)
Вот профиль 1943 года
Вот профиль уже после «Золушки.
А вот сама Золушка.
И да, Золушка должна быть в перчатках. И не потому, что актриса возрастная и стесняется своих рук, как утверждают некоторые:
Длинные белые перчатки, которые Золушка надевает на бал – не случайность, — руки актрисы выдавали ее возраст.
(Источник)
Мы же видим открытые руки актрисы в другом костюме.
А потому, что так точнее драматургически. У Золушки нет маникюра и руки не холеные, а в трещинках. Поэтому, без перчаток никак.
Хрустальная чистота нуждается в защите, даже, в сказке. И у Золушки таковая имеется. И не только волшебная, но и со свинцом.
Это же та самая Анка-пулеметчица из «Чапаева».
«Чапаев» 1934год. Психическая атака
Изначально создатели фильма предполагали, что Фею могла бы сыграть Любовь Орлова. Однако при рассмотрении кандидатур на эту роль стало понятно, что победительный голливудский типаж Орловой, возможно, соотносится с потребностями времени, но не совпадает со стилистикой шварцевской киносказки. В итоге на роль Феи была приглашена обаятельно-резковатая Варвара Мясникова (Анка-пулемётчица из «Чапаева»). В ранней сценарной версии Фея предстаёт весьма раскованной героиней, умеющей в зависимости от эмоций стареть и молодеть на глазах у зрителей и «для разминки» превращающей Пажа в цветок, кролика и фонтан. В момент раздражения она вынимает из портсигара папиросу и, закуривая, произносит гневный монолог в адрес Мачехи и её дочек, которые «никого не любят, ничего не умеют, а ухитряются жить как настоящие феи»[93].
Вероятно, могло быть так.
Некоторые из эпизодов, в которых проявляется безапелляционность и эксцентричность Феи, были отсняты, но удалены при монтаже; часть сцен создатели фильма исключили из киносказки без согласования с драматургом. Шварц, посмотрев готовую картину, не скрывал разочарования из-за того, что экранный образ Феи не совпал с его замыслом: «Дидактичность, дидактичность её подчёркнута, а фантастичности нет»[93]. (ВикипедиЯ)
А хороший мог получиться образ, многоплановый.
А хрустальная чистота требует хрустальной мечты в виде хрустальной туфельки.
Хрустальные туфельки, которые появляются в кадре, изготовили из оргстекла и носить их было, конечно, невозможно. А те, в которых Золушка весело плясала на балу, пришлось шить на заказ и декорировать – у Янины Жеймо была ножка 31 размера. Может быть, именно благодаря «золушкиной ножке», сама исполнительница главной роли не вызвала никогда и ни у кого сомнений – ни у собратьев-актеров, ни у критиков или строгих комиссий. Уже три поколения зрителей откровенно влюблены в тот прекрасный и нежный образ, который удалось ей создать на экране.
(Источник)
Золушка (фильм, 1947)
Премьера картины состоялась в мае 1947 года в Ленинградском Доме кино. В течение года фильм посмотрели более 18 миллионов зрителей (четвёртое место в советском прокате года)[⇨].
А потом этот фильм смотрели поколение за поколением. И он сделан настолько мастерски, что смотрится актуально до сих пор.
2 комментария
Большое спасибо, Наталья! Потрясающая визуализация!
Действительно, прекрасная актриса и замечательный человек!