Все равно это было большой загадкой в советское время при феноменальном драйве от музыки к «Трем мушкетерам» одновременно получать занудный депрессняк не просто с «чуждыми идеями» и «не про нашу жизнь» Теннесси Уильямса…
Тайны подобных театральных мистерий приоткрыл Виталий Вульф уже после развала СССР, в передаче «Серебряный шар» 1995 г.
Мой серебряный шар 005 Теннесси Уильямс (01.02.1995)
И тут хотелось бы вставить биографию Теннесси Уильямса, но давайте рассмотрим, как относились к такой «сексуальной ориентации» в традиционном русле, раз уж у нас нынче идет как бы восстановление традиционных нравственных ценностей. Представьте себе, это вообще никогда не было «нормой», а до революции 1917 года вообще считалось извращением.
Мужело́жство (также мужело́жество[1][2], устар. мужелега́ние[3]) — один из терминов в русском языке, используемых для обозначения гомосексуальных половых контактов между мужчинами. В обиход термин был введён древнерусским церковным правом, которое под этим понятием понимало исключительно гомосексуальный анальный коитус[4]. В современном русском языке термин «мужеложство» имеет книжную стилистическую окраску и нередко подразумевает юридический[5] или религиозный контекст и часто имеет негативную коннотацию.
Мужчин, практикующих мужеложство, называют мужеложниками или мужеложцами[6][7]. Данное обозначение также можно найти во многих религиозных контекстах, в частности в официально принятом Русской православной церковью Синодальном переводе.
Различные толкования слова
Терминологическое толкование мужеложства весьма разнообразно. Различные источники разнятся в его определении и понимании.
Общие энциклопедические определения
Словари и энциклопедии общей тематики, а также справочники по русскому языку отождествляют мужеложство с мужской гомосексуальностью вообще или с педерастией в частности или указывают лишь на наличие половых контактов между мужчинами независимо от их сексуальной ориентации. Часто в таких словарях отмечается извращённый характер, перверсивность мужеложства.
Источник Определение Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Понятия м[ужеложства] закон не определяет, обозначая состав деяния так: «Изобличенный в противоестественном пороке м[ужеложства]». Как субъектом, так и объектом м[ужеложства] может быть только лицо мужского пола. Распространительное толкование 995 ст. (то есть применение её вообще к развратным действиям мужчины с мужчиной) недопустимо[8]. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Педерастия, мужеложство, весьма распространённое с древних времён извращённое удовлетворение полового чувства. Разнообразные утончённые формы педерастии известны под более широкими названиями гомосексуализма и уранизма. Большая советская энциклопедия Мужеложество, половое извращение, заключающееся в половых сношениях мужчины с мужчиной (обычно при гомосексуализме, реже — ситуационные)[1]. Словарь исторических терминов (1998) Мужеложство — половое сношение мужчины с мужчиной[9]. Большой толковый словарь русского языка (1998) Мужеложство. Разновидность полового отклонения, проявляющееся в удовлетворении чувственной страсти мужчины с другим мужчиной[2]. Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка (1847) Мужеложство — содомскій грѣхъ[10]. Медицинские определения
Медицинские и психологические словари и энциклопедии часто отождествляют мужеложство с гомосексуализмом, подчёркивая в некоторых случаях непременное наличие анального коитуса.
Источник Определение Большая медицинская энциклопедия …гомосексуализм мужской — уранизм, мужеложство. Словарь практического психолога под ред. С. Ю. Головина Мужской гомосексуализм также называется мужеложством. Большой психологический словарь (2004) Термин «педерастия» (мужеложество) в широком смысле синонимичен мужскому гомосексуализму, а в узком и более употребительном обозначает анальный коитус между взрослым мужчиной и мальчиком[11]. Сексологическая энциклопедия Мужеложство (синоним — педерастия), разновидность мужского гомосексуализма, при которой половой акт совершается через прямую кишку. Те же действия с мальчиками определяются термином «педерастия» (в переводе с греческого «любовь к мальчикам»). При этом всегда разделяются роли — активная и пассивная с возможной их заменой у партнёров[12]. Доктор медицинских наук Г. Б. Дерягин отмечает, что отождествление мужеложства и гомосексуальности неверно, так как мужеложство является конкретным действием, а гомосексуальность — явлением. В частности, мужеложство (как в активной, так и в пассивной роли) может быть совершено лицом без наличия гомосексуальности, например, при сексуальном насилии, в местах лишения свободы или при других вынужденных обстоятельствах. Гомосексуальность мужчины также не означает непременной практики мужеложства: согласно разным исследованиям, до 25 % гомосексуальных мужчин не совершают актов мужеложства, предпочитая другие формы сексуального взаимоудовлетворения, в первую очередь оральногенитальные контакты и взаимную мастурбацию[4]. Аналогичные данные приводит в своих работах И. С. Кон[13].
Юридические толкования
Уголовный кодекс РСФСР трактовал мужеложство как половое сношение между мужчинами[14]. Уголовный кодекс Российской Федерации использует понятие «мужеложество» в статьях 132—134 УК РФ, рассматривающих преступления, связанные с насильственными действиями сексуального характера, понуждению к действиям сексуального характера и действиями сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, терминологически разграничивая (гетеросексуальное) половое сношение, мужеложество и лесбиянство[15].
Однако УК РФ сам по себе не даёт толкование мужеложству. Разъяснения Верховного Суда РФ содержались в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 года N 11, где под мужеложством понимались сексуальные контакты между мужчинами[16]. Более новое Постановление Пленума от 04.12.2014 № 16 определения данного термина не содержит. Доктор юридических наук Л. Л. Кругликов в комментариях к Уголовному кодексу РФ уточняет, что под мужеложством в УК понимается «насильственное удовлетворение половой страсти путём сношения мужчины с мужчиной per anus»[17]. Аналогичные пояснения даются и в других комментариях к УК РФ. Другие формы сексуальных взаимодействий мужчин, по мнению Л. Л. Кругликова, попадают под категорию «иные действия сексуального характера»[17].
Уголовно-исполнительный кодекс РФ относит мужеложство между заключёнными к злостным нарушениям установленного порядка отбывания наказания[18].
Давайте не станем пережимать эту ретроспективу понимания сложной сексуальной ориентации Теннесси Уильямса, отметив для себя, что и переводчик его пьес относится как раз к этому направлению.
Пожалуй, отметим и «некоторые странности» подачи «внутреннего мира драматурга» переводчика его пьес В. Вульфа в том, что «его совсем не интересовали женщины», а в то же время «его интересовал мир чувств и высокой поэзии». А как же «высокая поэтичность» Т. Уильямса сочетается не с женскими образами, а со всем, перечисленным выше?
Сразу хочется уклончиво ответить: «А вот как-то!»
И сейчас рассмотрим пьесу, с которой Т. Уильямсу «вдруг попёрло» — «Трамвай желание».
«Трамвай „Желание“» (дословно «Трамвай, называемый „Желание“»; англ. A Streetcar Named Desire) — одна из самых известных пьес Теннесси Уильямса, закончена в 1947 году. За эту пьесу Уильямс был удостоен Пулитцеровской премии (1948), а в 1952 году выдвигался на соискание премии «Оскар» как лучший сценарист за её адаптацию для киноэкрана.
33-летний Уильямс начал писать пьесу зимой 1944—1945 годов в Чикаго. Затем драматург переехал в Новый Орлеан (там и происходит действие пьесы), где продолжал писать. Летом 1946 года прочёл первый вариант пьесы своим друзьям — Марго Джонс (помощнице режиссёра при постановке «Стеклянного зверинца») и её приятельнице. Пьесу назвал «Покерная ночь».
Летом 1947 года Уильямс вновь переехал — на сей раз в Нью-Йорк, где познакомился с режиссёром Элиа Казаном и вместе с ним начал активно искать актёров для постановки пьесы.
Премьера «Трамвая „Желание“» состоялась в театре «Этель Барримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Роль Стэнли Ковальски сыграл 23-летний Марлон Брандо, Бланш — 38-летняя Джессика Тэнди.
«Трамвай „Желание“» (англ. A Streetcar Named Desire) — чёрно-белый фильм-драма 1951 года, снятая режиссёром Элиа Казаном по одноимённой пьесе драматурга Теннесси Уильямса, удостоенной Пулитцеровской премии за лучшую драму в 1948 году . Главные роли исполняют Вивьен Ли и Марлон Брандо.
Современными историками «Трамвай „Желание“» признан классикой, и периодически включается в списки лучших кинокартин в истории: к примеру, Американским институтом киноискусства и IMDB, где фильм входил в топ-250[2]. Американская киноакадемия отметила ленту Казана 12-ю номинациями на премию «Оскар», четыре из которых оказались победными, включая категорию «Лучшая актриса» для Вивьен Ли. Марлон Брандо мгновенно стал самым многообещающим актёром и заработал первую из четырёх последовательных номинаций на «Оскар» в категории «Лучший актёр». За всю историю премии только «Трамвай „Желание“» и люметовская «Телесеть» (1976) были удостоены трёх «Оскаров» за актёрскую игру.
После выхода фильма Брандо, практически неизвестный на момент отбора актёров, поднялся до известности одной из главных голливудских звёзд. Роль Бланш Дюбуа, как позже признавалась сама Ли[3], привела её к безумию и заболеванию острой формой биполярного расстройства (маниакально-депрессивного психоза), которое в итоге косвенно повлияло на её уход из жизни в возрасте 53 лет. В 1995 году был снят ремейк картины.
В 1999 году фильм включён в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».
Спектакль Малого театра
Режиссёр-постановщик — С.В.Потапов
Действующие лица и исполнители:
Бланш Дюбуа — народная артистка России Елена Харитонова
Стелла Ковальски, её сестра — Ольга Абрамова
Стэнли Ковальски, муж Стеллы — Сергей Потапов
Хэродд Митчел (Митч) — Михаил Фоменко
Юнис Хаббел — Ирина Жерякова
Стив Хаббел — Максим Хрусталёв
Ханна, подружка Юнис — Любовь Ещенко
Пабло Гонзалес — Константин Юдаев
Врач — заслуженный артист России Сергей Тезов
Надзирательница — народная артистка России Алена Охлупина
Молодой человек, агент по подписке — Сергей Ефремов
Премьера — 19 мая 2016 года.
Вебинары «Книжной лавки»:
- Теннесси Уильямс «Кошка на раскалённой крыше»
- Теннесси Уильямс «Орфей спускается в ад»
- Теннесси Уильямс «Трамвай «Желание»»
- Теннесси Уильямс «Сладкоголосая птица юности»