Прошел праздник (День России), который сравнительно недавно радовал только дополнительным выходным. Даже не хочется гуглить, по какому поводу его учредили. Память выставляет защитный блок по этому поводу. Нынче, вроде бы, появилось содержание у данного торжества, отличное от исходного. Появляются/загружаются новые смыслы, звучат правильные слова. То есть свершается некая инверсия. Очевидно, что хочется жить человеческой жизнью с нравственными устоями, традиционными и «правильными». Поэтому, как говорит, И.А.Дедюхова, следует поставить на места поменянные верх с низом. Желательно без излишних переломов и повреждений. Последнее условие выполнить не очень-то получается. От этого больно и грустно. Но, что поделаешь… Затянули процесс, увы… Надо было делать все вовремя, когда говорилось. А теперь вот … немного грустно.
Хотя, не успевшие смыться или те, кому было некуда, обрадовшиеся, что появились вакансии, вот эти вот артисты и прочие творческие личности бросились за бюджетные средства изображать патриотизм. Кто-то даже стал сочинять нечто духоподьемное на заданную тему. Я даже попыталась послушать, искренне надеясь на встречу с настоящим и прекрасным. Пока, не айс… Чего-то не хватает для творческого переосмысления. Плоховато с образным рядом. Прямолинейно и агитационно. Возможно, это возрастное и знание лучших образцов, которые, кстати, в молодости и не очень-то воспринимались и ценились мною. А теперь вот ностальгически потянуло на то, что нынче уже можно спокойно отнести к классике. А почему?…
Разберёмся.
На вебинарах и в своих статьях Ирина Анатольевна Дедюхова донесла до основной массы мысль, что мы существуем в инфраструктурной государстве второго пути развития. Как показал взметнувшийся после начала СВО рейтинг В.В.Путина большинство ничего против такого государства не имеет. Значит, у нас тут имеет место государство с птичьей символикой.
Сезон нынче, как раз подходящий, птички поют вовсю. Еду в трамвае, смотрю в окно, а там у обочины какие-то не сильно знакомые городскому жителю птички. Потом, посмотрев повнимательнее, решила опознать в них дроздов.
И тут на меня накатило. Поняла, что давно не слышала такую щемящую песню, которая в далёком счастливом советском детстве казалась мне приторно слащавой. А вот сейчас «зашла» глотком чистой родниковой воды. Отвыкла от проявления простых и ясных, но настоящих, предельно подлинных чувств.
Дрозды
В. Шаинский, С. Островой. ДРОЗДЫ
Вы слыхали, как поют дрозды?
Нет, не те дрозды, не полевые,
А дрозды, волшебники дрозды,
Певчие избранники России.Вот они расселись по лесам,
Зазвучали до самозабвенья.
Узнаю я их по голосам —
Звонких повелителей мгновенья.Звуки вырастают, как цветы:
Грустные, весёлые, любые,
То горячие до красноты,
То холодновато-голубые.Достают до утренней звезды,
Радугами падают на травы…
Шапки прочь! — В лесу поют дрозды,
Для души поют, а не для славы.1973
Понятно, что стихи писались в те времена, когда названия цветов радуги были не загажены всяческим извращенческое подтекстом. И любой юный натуралист мог сообщить о голубых яйцах дроздов без пошлого похихикивания.
Вот, к чему мне это знание вокабуляра, точнее сленга и жаргона, маргинальной клоаки всяческого отребья. Можно, о высоком, ясном и чистом с красивым вокалом и под хороший оркестр?..
Потом, правда, песню про дроздов переиначили.
1990 г , ДГУ «Трёхрублёвые депутаты»
…Про Россию так естественно петь птицам. Но, Ирина Анатольевна про неё рассказывает не только, как про инфраструктурное государство. Она создаёт и подлинно художественный образ. Женский. Жаждущий любви…
Теперь её манила и земля, раскинувшаяся под блеклым северным небом. Какая же она родная, близкая ей! Как же ей хорошо с ней! Они так понимали друг друга… Ведь Россия, по её представлению, тоже была женщиной, что лежала, раскинувшись, под бескрайним звездным небом. Что была ей Вселенная? Она сама — Вселенная! Что ей мир вокруг неё? Она сама — огромный, многокрасочный мир! Какую сказку они все пытались ей рассказать? Что не видела ещё она на своем веку? Ну, с какой философией можно было подступиться к ней, такой! Ничего ей не надо: ни чужих мыслей, ни чужих денег, ничьей жалости. Ей не надо и свободы из наших беспомощных рук. Она, как в зеркало, испокон веков вот так же смотрелась в сверкающий небосвод, и все её грезы были только о любви…
А любовь настоящая сильна своей верностью. Куда без нее?
И это ощущалось всеми. Как говорится, нечто архитипическое, коренное, укоренившееся…
Какой был отклик, какая была популярность у Евгения Мартынова с песней «Лебединая верность». Странно, почему сейчас её не слышно? Разве всё дело в авторских правах? Или в боязни не дотянуть до такого уровня искренности и подлинности?
Звезда Евгения Мартынова на небосклоне советской эстрады загорелась во всей красе и яркости в 1975 году. Когда исполненные им песни «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» покорили в одночасье всех от мала до велика.
Правда, впервые имя молодого эстрадного певца, выходца из Донбасса, солиста Росконцерта, появилось на афишах еще в 1972-ом, а его ранние песни в неавторском исполнении стали завоевывать широкую популярность уже с 1973-го.К концу 1974 года повсюду звучали мартыновские песни «Если сердцем молод» («Я сегодня там, где метет пурга, Я сегодня там, где поет тайга…»), «Страна моя, надейся на меня!», «Твоя вина», «Ты приносишь мне рассвет», «А я без Волги просто не могу!», «Березка», «Я жду весну», «Письмо отца»… Знаменитая «Баллада о матери» («Алексей, Алешенька, сынок!..») стала лауреатом всесоюзного телефестиваля «Песня-74», сделав имя молодого композитора всенародно известным.
И хотя песни Е. Мартынова с успехом исполняли многие популярные в те годы певцы и ансамбли,— «тотальная» популярность и «безоговорочное» признание пришли к композитору (и одновременно исполнителю) именно в 1975-ом, когда он стал обладателем «Гран-при» международного фестиваля эстрадной песни «Братиславская лира», а его дебютная пластинка-миньон с тремя песнями в авторском исполнении побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок «Фирмы Мелодия» в течение почти двух лет.
Как же все символично нынче замкнулось на эту лебединую верность «молодого эстрадного певца, выходца из Донбасса»… И как быстро все начало меняться, стоило ответить тому давнему признанию… верностью.
ЕВГЕНИЙ БЕЛЯЕВ Соловьи
Хор ЦДДЖ — У дороги чибис
ВИА «Верасы» — «Малиновка» (1980)
Сколько же было у нас душевных «птичьих» песен… И все время они звучали вплоть до того, как произошло с нами то, что «на башку надевать нельзя!» (с. сами знаете какой певчей птички).
Крик птицы, Владимир Мулявин, Песняры.
Сама Ирина Анатольевна частенько под птичку косит… Ну, под такую, на которую больше смахивает. Помните ведь ее цикл Песнь Алконоста? И о чем такая птица не запоет, все будет сводиться и к любви, и к верности, и к Родине, и непременно к государственности.
…Сказка «Золушка» имеет полное наименование — «Золушка, или Торжество добродетели». Теперь немного понятнее, верно? Когда молодая девка выходит за олигарха, не интересуясь источником его обогащения, — это не сказка про Золушку! Потому что в сказке про Золушку непременно происходит торжество добродетели. Если торжествует разврат, пошлость, воровство, продажность, глупость, зависть — это ведь другое. При таком «торжестве» с настоящей добродетелью обычно сводятся счеты. Начинает доходить?
А тут… живет такая Феврония со своим братом-древолазом, который летом добывает мёд, в мире и согласии с природой. Диснеевская Белоснежка — жалкое подобие, мол, к той тоже дикие звери приходят, чтобы она их кормила и выхаживала. Но отшельничество Февронии не вынужденное, как у Белоснежки, опера открывается вступлением «Похвала пустыне». Феврония живет в «пустыне» (от «пустынь»), то есть вдали от суеты мирской. Она относится к природе, как к «Церкви Божией», но вовсе не угрюмая отшельница, она убеждена, что жизнь человеческая должна быть «в радости».
Ах ты лес, мой лес, пустыня прекрасная,
ты дубравушка, царство зелёное!
Что родимая мати любезная,
меня с детства растила и пестовала.
Ты ли чадо своё не забавила,
неразумное ты ли не тешила,
днём умильныя песни играючи,
сказки чудные ночью нашёптывая?
Птиц, зверей мне дала во товарищи,
а как вдоволь я с ними натешуся,
нагоняя видения сонные
шумом листьев меня угоманивала.
Ах, спасибо, пустыня, за всё, про всё;
за красу за твою вековечную,
за прохладу порой полудённую,
да за ночку парную, заволожную,
за туманы вечерние, сизые,
по утрам же за росы жемчужныя,
за безмолвье, за думушки долгия,
думы долгия, думы тихия, радостныя.В таком душевном мире и согласии ее встречает княжич Всеволод, заблудившись во время охоты. Он покорен и красотой, и простотой, то есть кристально чистыми убеждениями Февронии, которые дала ей наша природа. Конечно, он говорит ей, будто ловчий князя, а не княжич, чтобы не спугнуть ту простоту общения.
То не с неба ль светлого
к нам явился на землю
серафим невидимый,
обернувшись девицей?
Али то болотница,
на купавках сидючи,
в тину манит молодца?
Сгинь ты, наваждение,
разойдися облаком –
свято место здешнее.
Сгинь, лесное чудище!Вот так воспринимает молодой человек даже не физическую красоту девушки, духовную. Александр Сергеевич писал, что лучшим украшением любой девушки являются ее семнадцать лет. Это нынче «межполовое общение» намеренно опущено к чисто физическим параметрам и статям, а уж сынок какого-нибудь нынешнего бюджетного вора с гордостью сразу представляется, чтоб отхватить наширмачка без риска быть отвергнутым, да и… не расплатиться после. Как это водится у нынешних.
Здесь молодые люди торжественно обмениваются кольцами, а лишь когда за Февронией приходят дружинники, она понимает, кто ее сосватал за себя.
Исполать, уста сахарные,
таковую мудрость рекшия!
Исполать тебе, дубравушка,
красоты такой кормилица!
Гой еси, девица красная,
отвечай по правде-истине:
люб ли я тебе, по нраву ли?
Люб, так кольцами сменяемся.Дальше идет очень интересная сцена. «Сказание» — одна из тех редких опер, где работа либреттиста… практически равноценная работе композитора. Уж не знаю, по каким источникам, нынче они точно уничтожены, но Бельский поднимает давнишний обычай женитьбы по доверенности, который бытовал на Руси лишь у Рюриковичей, с ними и сгинул. Вообще обычай женитьбы по доверенности существовал повсюду, во Франции он продержался чуть не до ХVIII века, там им пользовались все сословия. Не от избытка нравственных качеств.
У Рюриковичей этот обычай был прочно связан с лиственным правом, проще говоря, его издержками. Да и… с самой весьма рискованной их жизненной стезей. Напомню, что Рюриковичи — это не «династия», как считают малограмотные историки КПСС и те, кто вообще не имеет представлений о создании государства, кто не способен на честно заработанные средства «создать» и нужник на огороде. Рюриковичи — псы войны, исполнительная ветвь власти с полной ответственностью, о которой нынче вообще понятия приблизительные и расплывчатые.
Только нынешних прошу губки не раскатывать, с вами, господа, у Рюриковичей был бы разговор непродолжительный. Это бы Прекрасный Иосиф, размягченный оперным спектаклем, какими-нибудь подробностями еще и поинтересовался. А у тех… кстати, одна весьма печальная сюжетная коллизия связана именно с этой… гм… «скоростью на руку». Даже соревнования были и тотализатор в некоторых случаях. Ну, кто скорее. Ага-ага, типа норм ГТО только все взаправду.
Кто ни встретит, всяк убьёт тебя.
Что нынешние слыхали про ответственность?..
Песнь Алконоста. Часть I, 2015 г.
Вот и в недавней статье Ирина Анатольевна напоминает плебсу, рвущемуся нынче «в элиту», что государство у нас инфраструктурное, птичье, не город-государство, его с птичьего полета и не увидать… И не были здесь Рюриковичи «династией», они были воинской аристократией, всегда стоявшей ниже столбового дворянина.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» Александр Сергеевич высказывает эту заветную мечту:
Не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой.
И это лишь для «историков КПСС» (то бишь, быдла и «пся крев» с. птички по имени Алконост) может быть непонятно, отчего ж еще и списках Татищевых (От Рюрика Колено XVIII) поминались обидки боярина Кучки, который и дочь выдал за сына князя Андрея Боголюбского, да вот сын оного Кучки взял да и зарезал зятя, отца мужа сестры. Или, как говорят наши «седьмая вода на киселе с каплей от пра-пра… Юрия Святославовича Смоленского», Андрея того Боголюбского «немножко зарезали». А обидел своего будущего свата Кучку Андрей Боголюбский тем, что пошел не в изгои, а в столбовые дворяне, отжав землицы у тестюшки сына! Вот его и «немножко зарезали». Какую же «династию» на таком устроишь?..
А всю семью Ивана Грозного, последнего Рюриковича в государственном управлении, «немножко отравили» так, что еще и в ХIХ столетии не установили его скульптурного портрета на колоколе, посвященном Тысячелетию Руси, а живописец Репин написал совершенно неисторическую картину, будто бы сам Иван Грозный своего наследника и зарезал… по неосторожности. Оборвалась «династия»…
…Блин, видите, у нас все понятия и смыслы… многослойные, как матрешка. Тут-то придется все же сделать очередно отступление по геральдике. Честно говоря, уклонялась от этих пояснений, как могла. Но достали, если честно, с поисками подходящих гербов эти новоявленные «аристократы» (Мне же когда-то пришлось этим юродивым писать О гербах и различной аристократии, так хоть немного с этими гербами отстали). Обратили бы внимание, кому и за что в последние годы перед развалом СССР гербы рисовали полвека.
А подытожить этот разговор я хочу не аристократами, которых более нет. Тем паче — не местечковыми. И без нас есть, кому с ними итоги подводить. Будьте спокойны! А что же у нас на сегодня?
Аристократия — суть элита общества, являющаяся коренником в упряжке. Она должна вытянуть за собой воз со стариками, мамками-дитями, кактусами-фикусами, кошками-собаками и прочей егозливой публикой.
Элита все равно нужна.Я считаю, что во многом своими несчастьями последних лет мы обязаны унижению так называемой «технической интеллигенции». Посмотрите, кто болтает? Гуманоиды, получившие корочки специальностей, куда не надо было сдавать физику. А более всего беснуются «экономисты», получившие образование «вообще», т.е. без привязки к конкретной отрасли.
Началось падение нашего общества, когда начали вешаться инженеры на останавливаемых для последующей приватизации предприятиях. Именно инженеры — нынешний коренник, та самая нынешняя аристократия.
У нас в технических вузах и экономисты свои были! Причем, экономисты, закончившие технические вузы, мало чем отличаются от технарей, физику они честно сдавали вместе с нами. А вот те, кто вместо физики трындел о географии и «обществоведении» — с тех толку не будет! Никогда!
Обратите внимание, что основную презрительную аргументацию местечковым болтунам повсюду предъявляют одни технари. Мы и за все «вклады в культуру» спрашиваем с евреев намного строже.
Да у нас ведь и критерии жестче. Закон Гука или Кулона — никакая национальность не отменит, а когда они создавались, избранный народец и арифметики не ведал. У нас и нормы труда, его результаты — очень просто определяются, поэтому нет этой местечковой халявы и настырного пиара. Как ни пиарься, а результат видно.
Потому надо, конечно, еще раз посмотреть на эту неодолимую тягу маленькой но гордой национальности к так и не пустившей их в свои ряды русской аристократии, сделать выводы. И понять, что уничтоженную с нацменовской местечковой ненавистью прежнюю аристократию уже не вернуть.
Но главное, надо понять, что новая элита общества — это именно техническая интеллигенция. Не «режиссеры-писатели», а люди, имеющие четкие нравственные критерии, имеющие дело в руках, «ремесло» — вот та новая ремесленная аристократия, на которой не просто когда-то «поднимется Россия». Нет, технари уже удержали Россию, технари поддерживают и накапливают потенциал. Инженерами Россия и восстанет.
Именно потому сейчас такие серьезные наезды на отечественную систему технического образования. На государственном уровне ставится задача уничтожения среднего профессионального образования и профессионально-технического обучения.
Заметьте, этим никто не занимался, пока люди шли, в основном, на юристов-экономистов. Как вдруг пробудился интерес к почти растоптанному, заплеванному, загаженному званию инженера — так сразу кинулись ломать российскую систему обучения.
Новая элита родится, окрепнет и покажет себя — именно из племени технарей. Это, кстати, неважно дается местечковым гражданам чисто ментально:)) Но нас всегда будет одухотворять и вдохновлять то, что в русской истории никогда евреи не входили «на равных правах» в элиту общества, и никогда долго не могли удержать захваченную нахрапом власть. Спасибо за исторические уроки русской аристократии и лично товарищу Сталину!
Да птычка я по геральдике! Птычка! Которой вроде и башку легко открутить.
Геральдика — это не орден, не пиар… блядь, тупое быдло! Не значок принадлежности к аристократии, которой уже не будет.
Вылезет нечто из грязи в самые сакральные области с одной извилиной, соединяющей рот и задний проход, потом носится по Ютубу с сатириком Задорновым, который тоже в детстве книжку про Рюриковичей прочитал, а как мне перышки ощипали, то решил, что пора! И долго прожил после этого, сука мурамойная? Но сразу замечу, что этот вопрос относится ко всем, кто с ним контактировал, поскольку шибануло этого сраного сатирика как раз приончиками. Ну, и долго решили оперировать понятиями «небесной сотни» или высерами, озвученными Задорновым?..
Никогда Рюриковичи не были династией, поскольку никогда не имели имущественного права. Именно это именно я (а не Задорнов!) сказала в 2009 году, потому что достали тупые и сиволапые. Просто уже сказала открытым текстом, что никогда у нас не было «феодализма», поскольку те, кого местечковая шваль полагала за «феодалов», не имели никаких имущественных прав на этот самый «феод».
А про «феодализм» вопрос был принципиальный, поскольку и «феодальной раздробленности» не было, а было… нечто иное. А раз не было «феодальной раздробленности», то и все сопли про «пгаво наций на самоопгеделение» — мимо денег.
К примеру! Андрея Боголюбского убили как раз по этой причине сыновья боярина Кучки (от этой фамилии, кстати, пошла мода именовать говно — кучкой), хотя он сына на его дочери женил. Напоминает «Игру престолов»? Ага, «Кровавую свадьбу».
…За это последнее бурное время вдруг всплывают вроде известные с детства понятия, о которых раньше не задумывалась. Хотя ведь мы давно читали это возмущение ИАД на счет предложения более не маяться иллюзиями, будто Россия теперь (с такой местечковой «элитой», пропитанной уголовкой и кровью) — «уже не сверхдержава». Тогда наш Классик орала, что «эти уродам надо вначале на карту покоцанной России взглянуть и ответить, как такая страна даже в покоцанном местечковой мразью виде, может перестать быть сверхдержавой?..»
Сверхдержава — это все, что можно обозреть или ощутить только сверху… с «птичьего полета»…
Слушаешь нынешние «голоса», стремительно уходящие в прошлое, воющие сейчас про какую-то «земельную аристократию», думаешь, смотрели ли они хоть раз на карту даже нынешней «покоцанной» России? Они-то хоть соображают, что всем им надо, наконец, заткнуться, тихо сползти со стульчиков-насестов, где столько лет каркали воронами «когда она развалится», да и попросить прощения у инженеров за обворованную жизнь.
А то ведь просто… «птичку жалко!»
2 комментария
Как ёмко и доступно. Спасибо!
Наталья, всегда благодарен, когда вы в доступной форме показываете смысл и значение сказанного Классиком. Ирина Анатольевна уверяет, что все это где-то внутренне осознают, она только формулирует. Но доступно потом говорите вы. Получается изящно и «чисто по-женски».