Несколько лет назад в программах вебинаров вносилась тема «Опера на пленере». Это были впечатления о летних выездах оперных звезд в российскую провинцию с концертами на открытых площадках. И тема была начата рассказами о впечатлениях постановки русских опер в историческом (или псевдоисторическом) антураже г. Ярославля. Хотелось бы напомнить эту тему, слегка приподнять настроение, дав некоторые материалы с одного обзорного вебинара. Напомнить, что жизнь идет… где-то там, иногда и без нашего непосредственного участия. Однако интернет позволяет дополнить потерянный пазл. И все такое.
Стоит признать, что многие с опаской посматривают в сторону такого жанра, как опера. Конечно же, я сейчас веду речь о так называемом «массовом зрителе/слушателе». Существует весьма справедливое мнение/суждение, что этот жанр элитарный, и вследствие чего малодоступный, малопонятный и малоинтересный «простому» человеку. В чем этот «простой» человек сам себя и убеждает. Особенно сегодня, взглянув на цену билета в театр и подумав о перспективе проторчать весь вечер в несколько официальной обстановке (а не на диване дома)… Вобщем, мало ли чем человек не норовит напугать себя, лишь бы оправдать свою лень. Помните хрестоматийное «ленив и нелюбопытен»?
Кстати, о хрестоматии. Посмотрим, что по поводу оперы сказано в Вики.
О́пера (итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн.ч. от opus) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки[1]. Литературная основа оперы — либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.
В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Якопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).
Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвридике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — Seria (большая серьёзная опера) и опера — Buffa (комическая опера).
Опера как драма.
Оперный репертуар.
Певцы.
Оперные театры.
История. (французская, итальянская, английская, немецкая
Оперные жанры
Опера — это сложный жанр. Главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
Опера является высшим жанром не только драматического семейства, но и всего рода взаимодействующей музыки. Она сочетает в себе потенциально большой объем, многогранность содержания с концепционностью, делающей ее отчасти аналогичной симфонии в чистой и программной музыке или оратории в семействе музыки и слова. Но в отличие от них полноценное восприятие и бытование оперы предполагает материально-объемное сценическое воплощение действия.
Это обстоятельство — зрелищность, а также непосредственно связанная с ним сложность художественного синтеза в оперном спектакле, объединяющем музыку, слово, актерскую игру и сценографию, иногда заставляют видеть в опере особое явление искусства, не принадлежащее только музыке и не укладывающееся в иерархию музыкальных жанров. Согласно этому мнению, опера возникла и развивается на пересечении разных видов искусства, каждое из которых требует к себе специального и равного внимания8. На наш взгляд, определение эстетического статуса оперы зависит от точки зрения: в контексте всего мира искусства ее можно считать особым синтетическим видом, но с точки зрения музыки это именно музыкальный жанр, приблизительно равноправный с высшими жанрами других родов и семейств. Источник
Оперный жанр востребован в среде, где сложность культивируется. А ещё это жанр прекрасный. «Всё должно быть красиво!» — доканывала я своих подруг в младые годы, чем изрядно их веселила, поскольку это было где-то посредине между сакраментальной чеховской фразой и мещанским требованием «Сделайте мне красиво!» ( ну это a propos). Прекрасная сложность должна доминировать в жанре, поскольку слишком много усилий слишком большого числа людей тратить на нечто неприглядное — это черезчур.
Основой жанра является музыка, которая для своего исполнения требует хорошо подготовленных профессионалов. Которые начинают занятия с детства и затрачивают колоссальное количество труда, чтобы достичь надлежащего уровня владения профессией. Поэтому жанр взламывается с большим трудом.
Интересно посмотреть на материальную составляющую жанра. Если вначале финансирование было исключительно со стороны личных средств государей и знати, то в 19 веке во время расцвета жанра, платила публика. 20-ый век -тон задает государство.
Престиж жанра высок, исполнительский уровень тоже, хотя новых произведений практически нет.
В нашей стране любовь к жанру пытаются привить широкой публике. Страна развивается, переживает великие трагедии и достигает колоссальных успехов, живет масштабно. Жанр соответствует и масштабу переживаний, и масштабу содеянного. Стремление к развитию.
Античный театр находится на улице rue Madeleine Roch и примыкает к северной оконечности холма Сент-Ютроп. Театр в Оранже сохранился до наших дней лучше, чем какой-либо другой древнеримский театр, и в 1981 году он был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дату его постройки относят предположительно к периоду правления римского императора Октавиана Августа (27 год до нашей эры – 14 год нашей эры). В его облике воплотились все главные элементы древнеримского театра: расположенные полукругом каменные скамьи для зрителей – амфитеатр; служившая раньше для выступлений актеров, хора и музыкантов полукруглая площадка – орхестра; возвышающаяся за орхестрой прямоугольная скена (нынешняя сцена); замыкающая пространство сцены каменная стена – проскений (фото), – высота которой составляет 37 метров, а длина – 103 метра.
С внешней стороны фасад каменной стены (фото) разделен аркадами на четыре яруса и прорезан тремя квадратными воротами, а с внутренней – изначально был украшен установленными в нишах колоннами и статуями. В центральной нише (фото), устроенной высоко над сценой, находилась беломраморная статуя императора Августа, которая была разбита захватившими город варварами. Когда обломки подлинной статуи были обнаружены в ходе археологических раскопок, в нише проскения установили ее копию (фото).
Театр играл важную роль в жизни античного города, поскольку население проводило в нем большую часть своего свободного времени. Правители Древнего Рима рассматривали театр в качестве средства распространения латинской культуры в завоеванных провинциях, а также как способ отвлечь местное население от политической борьбы. Представления в театре давались бесплатно и большей частью имели увеселительный характер (пантомима, комедийные сценки).
В 4 веке над сценой театра была возведена деревянная крыша, которая вскоре сгорела во время пожара. Тем временем христианство стало государственной религией Римской империи, и Церковь выступала против любых видов светского искусства, в том числе театральных представлений. В 391 году театр в Оранже был закрыт. Благодаря выгодному стратегическому положению, в средние века театр использовался для устройства оборонительных укреплений. В эпоху Религиозных войн 16 века театр служил убежищем для населения города: его территория была застроена домами и превратилась в жилой квартал.
В 19 веке начались работы по реставрации театра. Обладая замечательной акустикой, с 1869 года театр стал местом проведения различных массовых празднеств, самым известным из которых сегодня является оперный фестиваль. Первоначально амфитеатр вмещал 10 тысяч зрителей, теперь он способен принять лишь 7 тысяч.
В 2006 году над проскением театра была возведена стеклянная крыша длиной около 62 метров и площадью более 1 000 квадратных метров, которая призвана защитить уникальный античный памятник от разрушения.
Напротив театра находится здание Муниципального музея Оранжа, в котором выставлены некогда украшавшие театр фризы с изображением кентавров и амазонок. Жемчужиной коллекции музея является наиболее полный из дошедших до нашего времени римский кадастр 1 века нашей эры, высеченный на мраморе.
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/2480/?q=497&plint=2480
На вебинара мы делали обзоры фестивалей в «Арена ди Верона», на Фестивале Пуччини в Торре дель Лаго и на Летнем сезоне Римской оперы в Термах Каракаллы.
Однако, говоря «Байрейт воплощает», «Брегенц превратился», «Зальцбург сумел», мы, конечно, приклеиваем фестивальный ярлык к имени человека, взявшего на себя художественное руководство.
Фестива́ль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.
Первоначально возникли музыкальные фестивали в начале 18 века в Великобритании, которые были музыкальными. В 20 веке получили распространение международные фестивали, проводимые между странами. В СССР первые музыкальные фестивали проводились в 1930-е годы. Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Наряду с формированием нового международного политического порядка это привело и к складыванию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.
Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодёжи и студентов. Некоторые фестивали молодёжи и студентов проходили под лозунгами «За мир и дружбу» и «За солидарность, мир и дружбу».
Фестивали проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе «опен эйр» на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.
Опен-эйр — музыкальное событие, концерт, фестиваль, который проходит на свежем воздухе. Оперные фестивали опен-эйр часто проводят в естественных архитектурно-исторических интерьерах на территории замков, площадей и других достопримечательностей. Самым известным из таковых является постановка оперы «Аида» у Египетских пирамид.
На случай непогоды для выступающих может быть смонтирована сцена и натянут тент, который также необходим для защиты оборудования.
На территории мероприятия могут также располагаться бары, туалеты, медпункт, кухня и т. д., что особенно актуально для больших фестивалей и опен-эйров, проводимых вдали от цивилизации.
Биенна́ле — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года. Со второй половины XX века крупные международные выставки биеналле становятся основной площадкой презентации современного искусства.
Фие́ста (исп. Fiesta) — это традиционный народный праздник, проводимый в странах Латинской Америки и Испании. Распространён также в других странах Средиземноморья, в первую очередь в регионах Старой Романии и среди латиноамериканских диаспор по всеми миру, в среде крупной латиноамериканской общины США. Фиеста — типично средиземноморское понятие, зародившееся ещё во времена Римской империи. Латинское слово «festa» означало народное гуляние, в котором участвовали жители общины или городского квартала. В отличие от русских гуляний, фиесты очень часто проводятся вечером или ночью, когда спадает дневная жара, и часто продолжаются до утра. При этом иногда фиесты проводились и днём, например, перед боями с животными, перед корридой и проч. В современных романских языках понятие фиеста и производные от него употребляется по отношению к любой вечеринке или застолью.
По продолжительности проведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года).
Дополнительной, но не менее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей.
Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии. Один из самых популярных в мире джазовых фестивалей в Монтре (Швейцария) проводится ежегодно в июле на берегу Женевского озера на специально оборудованной летней сценической площадке в пятнадцати километрах от города. Любители джазовой музыки, среди которых велико число поклонников именно этого фестиваля, живут в кемпингах и специально организованных стоянках для автокараванов (автомобилей с прицепами в виде домика). Незначительные затраты посетителей фестивальных концертов на проживание и демократичность формы его проведения, а также относительная дешевизна билетов привлекают к нему молодежь и представителей среднего класса практически из всех европейских стран. Приглашенные музыканты, в том числе и звезды первой величины, живут практически в тех же условиях, что и их благодарные слушатели. И одной из самых привлекательных особенностей фестиваля в Монтре являются джем-сейшны с участием ведущих джазовых музыкантов мира, которые проводятся ежедневно бесплатно после окончания вечернего концерта для всех желающих в импровизированном музыкальном баре. В основе концепции фестиваля — сочетание музыки и отдыха в условиях прекрасного природного ландшафта. http://studopedia.ru/1_17511_vidi-festivaley.html
Летние оперные фестивали превратились в «визитную карточку» европейской культуры. Некогда исключительно королевское развлечение стало доступно многим.
Летняя ночь в Вене. Фестиваль театров.
На пленере с конца «нулевых» можно было любоваться и нашими звездами.
Письмо Татьяны, П.И. Чайковский «Евгений Онегин», Динара Алиева
А это и сам «исторический антураж» оперного жанра — бывший дом губернатора Ярославля.
Сергей Романовский — Ленский
Тему «Опера на пленере» и в жизни, и в ЛО задал нам дирижер Дмитрий Волосников (см. Эпический характер)
Это Дмитрий Волосников на прессконференции, состоявшейся после спектакля Амадей.
===================
О фестивалях искусств в Ярославле.
Проследите линию музыкальных и философских тем фестивалей – от Блока к Жанне Д’Арк, от неё – к Борису Годунову. Не хотелось бы проводить прямых аналогий, но ведь и Колобов сгорел. На этот раз нас привлекла глубинная тема бытия – как человек реализует данные ему Творцом возможности. В продолжение главной линии фестивалей и возникла идея «Амадея». В сентябре прошлого года мы наметили состав участников, и так всё хорошо сложилось, что почти все они остались. Зимой была «примерка» – думали, по какому источнику ставить. Решили, что лучше Пушкина всё равно никто не написал. Два гения – сильный эффект. Но мы не забыли и о Сальери. Его музыка тоже будет звучать.
Спектакль в исполнении драматических и оперных артистов с музыкальным сопровождением нескольких оркестров – впервые за 16 лет – состоялся не в стенах монастыря под открытым небом, а в огромном зале выставочного центра «Старый город». Для создания «Амадея» – музыкального рассказа о Моцарте и Сальери – в Ярославль прибыли столичные артисты Евгений Стычкин и Даниил Спиваковский. Они и ранее принимали участие в спектаклях фестиваля, а на этот раз на предложение дирижёра театра «Новая опера» Дмитрия Волосникова согласились, даже не раздумывая.
– То, с чем пришлось столкнуться во время постановки спектакля, – гениальная литература, потрясающая музыка, великолепная работа хора – заставило задуматься о собственном несовершенстве, о своей «неглобальности». Музыка – вечное, высокое искусство, более высокое, чем театр, и поэтому участвовать в этом проекте было особенно интересно. И вообще в какой-то момент хочется проверить себя: есть ли у тебя созвучные переживания, эмоции, чтобы сыграть ту или иную роль, свойственны ли они тебе, – так объяснил Евгений Стычкин своё участие в «Амадее».
У Дмитрия Спиваковского другие побудительные мотивы: ему не надо было себя проверять ролью Сальери, весь арсенал для игры злодея дала ему сама природа – он обладает «змеиной» пластикой, немного сутул, саркастически улыбчив.
– Последние два года я играю только отрицательных героев. Но это интересно. Мы же оправдываем себя в жизни, что бы ни совершили. Всегда находим своим поступкам объяснение в чём-то внешнем. И у Сальери есть своя правда, он убеждён, что он делает правильно. То, что мы все завидуем кому-то белой или чёрной завистью, – это точно. А уж по какому пути идти – пусть зритель выбирает сам, – говорит он.
В важнейшем вопросе бытия – совместны ли гений и злодейство – оба единодушны: «Обязательно совместны». Правда, Пушкин, стихами которого актёры изъяснялись за Моцарта и Сальери, полагал иначе. Может, заблуждался?
Работу с музыкантами, занятыми в спектакле, в Ярославле и Костроме Дмитрий Волосников начал 8 августа. Репетиции шли едва ли не круглые сутки. Оркестр «Новой оперы», академический камерный хор Костромской области, хоровая капелла «Ярославия» должны были стать единым музыкальным организмом – без этого к Моцарту не стоит и подступаться. Три дня перед премьерой «Амадея» Дмитрий Волосников вместе с режиссёром, заслуженной артисткой России Аллой Сигаловой, соединяли драматическую и музыкальную канву спектакля. В субботний вечер, несмотря на разгар отпусков, в «Старом городе» был аншлаг – такого количества зрителей открытая музейная площадка, наверное, не смогла бы принять.
Спектакль начала музыка Сальери – бравурная, красивая. Затем появился и сам маэстро Сальери – в точном, тонком исполнении заслуженного артиста России Дмитрия Спиваковского. Это не хладнокровный убийца, а человек, усомнившийся в справедливости Господа, который одарил гениальностью того, кто, по мнению Сальери, её недостоин. Любящий и ненавидящий одновременно, талантливый, но завидующий другу до отчаяния – Сальери не отвратителен, а трагичен и страшен.
Дмитрий Спиваковский перед началом спектакля сожалел, что ему придётся выйти на сцену в роли Сальери только один раз. Действительно, жаль – «вытащить» из себя Сальери (говоря словами Евгения Стычкина) ему удалось. Сальери-Спиваковский «держал» зал крепче, чем Моцарт-Стычкин. Видимо, несмотря на талант, лёгкость, темперамент, обаяние, чего-то не хватило для того, чтобы произошло таинственное слияние с образом.
Но главная роль во всём действе принадлежала, конечно, Дмитрию Волосникову. Он был и Моцартом, и Сальери – музыка этих композиторов звучала прекрасно и вызвала у зрителя сильные эмоции: по окончании спектакля зал бисировал, и было понятно – кому больше всех..
Может, явление Олега Меньшикова и Оркестра мечты не относилось к «высокому искусству», но именно такое явление было необходимо «просто для души».
Олег Меньшиков вроде бы и не стар еще, а взялся вот за написание мемуаров и публичное их чтение. «Оркестр мечты» — спектакль, в котором Меньшиков читает избранные главы из своей книги воспоминаний, а оркестр иллюстрирует самые яркие моменты из жизни актера. Именно иллюстрирует — роль оркестра здесь не сводится только лишь к исполнению музыки: музыканты танцуют, устраивают шуточные дуэли на барабанах, спускаются в зрительный зал и т.д. и т.п.
Отдельно расскажу про оркестр. Уж не знаю, где Меньшиков откопал такое чудо, но это действительно чудо. Ребята настолько воодушевлены, настолько виртуозны, настолько увлечены музыкой, что это передается в зал в десятикратном размере. Репертуар — самый разный, на любой вкус: танго «Магнолия» (вокал Меньшикова), «Полет шмеля», Нино Рота, соло барабанщиков, Чарли Чаплин, «Болеро» Равеля. И в каждом номере — своя изюминка — то перестроения музыкантов, то танец (Егор Дружинин ставил танцы), то фишечка какая-нибудь. То хохочешь до слез, а то мурашки по спине — такие вот американские горки. http://otzovik.com/review_405233.html
Вертинский Фрагментики
в Ярославле
9 мая 2014 года Олег Меньшиков и «Оркестр мечты» завершили спектакль «Медь», который состоялся в рамках VI музыкального фестиваля Юрия Башмета, фееричным исполнением песни военных лет «Синий платочек». В Сети появилась видеозапись этого выступления. Также на просторах Интернета нашим сайтом был найден телевизионный сюжет о спектакле «Медь» в Ярославле 9 мая 2014 года. С радостью делимся с вами этими находками. http://olegmenshikov.ru/2014/05/13/platochek_med_yaroslavl/
С Рождеством!